ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009
*
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
УДК 7968 Ю. Ю. КРИКУХА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ 17-18 ЛЕТ В СТОЙКЕ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В данной статье представлены результаты педагогического эксперимента по повышению эффективности технико-тактической подготовки борцов 17-18 лет в стойке на этапе спортивного совершенствования в греко-римской борьбе на основе методики ведения борьбы с противниками, использующими различные «нестандартные» и «сковывающие» захваты. Ключевые слова: греко-римская борьба, технико-тактическая подготовка, этап спортивного совершенствования.
Введение
По данным педагогических наблюдений, отсутствие планового обучения борцов особенностям борьбы с использованием различных захватов приводит их к неспособности противостоять борцам, использующим нестандартные, сковывающие захваты.
В связи с необходимостью сужения индивидуального технико-тактического арсенала [1] борцу необходимо владеть способностью противостоять противникам, использующим различные захваты.
Методы и организация исследования
В работе использовались следующие методы исследования:
— анализ и обобщение специальной литературы;
— педагогическое наблюдение;
— педагогический эксперимент;
— методы математической статистики.
Для повышения эффективности ведения борьбы с противниками, использующими различные захваты, нами был организован педагогический эксперимент.
Были сформированы контрольная и экспериментальная группы по 12 борцов в каждой на безе ГОУ ДОД ОО «СДЮСШОР», г. Омск, отделения грекоримской борьбы.
Однородность групп при комплектовании обеспечивалась по данным тестирования специальной физической подготовленности.
Контрольная группа обучалась в соответствии с программой для СДЮСШОР по греко-римской борьбе [2].
Таблица 1
Результаты статистической обработки показателей соревновательной деятельности участников педагогического эксперимента
ПА КОПЭ КАПЭ В
К Э К Э К Э К Э
М 0,37 0,39 0,36 0,40 0,24 0,29 0,49 0,51
с 0,051 0,022 0,038 0,031 0,044 0,035 0,019 0,017
т 0,015 0,007 0,011 0,009 0,013 0,010 0,006 0,005
1 в 1,275 2,875 3,013 2,313
1 кр 2,18 2,18 2,18 2,18
Р > 0,05 < 0,05 < 0,01 < 0,05
0,6
0,5
0,4
0,3
0,2
0,1
0
-
и
Л
ПА
КОПЭ
Ртех
В (б)
П К (контрольная группа)
П Э (экспериментальная группа)
Рис. 1. Сравнительные результаты соревновательной деятельности участников педагогического эксперимента (в условных единицах)
Экспериментальная группа обучалась по этой программе, но с учетом разработанной нами методики индивидуальной технико-тактической подготовки.
Результаты исследования и их обсуждение
В силу того, что на этапе спортивного совершенствования метод учебного урока теряет свое преимущество, мы предположили, что наиболее эффективным будет метод проблемного обучения, так называемые занятия в индивидуальном поиске.
Участникам экспериментальной группы в соответствии с экспериментальной программой попеременно давались проблемные ситуации, например: найти оптимальные способы ведения поединка с противником, навязывающим «нестандартный» или «сковывающий» захват.
Учащийся сам ищет оптимальные способы реализации задания при участии тренера в качестве не навязчивого советника.
При этом использовались рекомендации для действий во встречных захватах, с уходами из неудобных захватов и опережением бросками, основанные на биомеханических константах встречных захватов и классификации технических действий в спортивной борьбе по биомеханическим признакам применительно к греко-римской борьбе [3, 4, 5, 6].
В методике обучения экспериментальной группы было принято четыре усредненных захвата, используемых противником, как наиболее «опасных»:
1. За одну руку двумя руками.
2. За шею и плечо сверху «петлей».
3. За шею и плечо снизу «петлей».
4. За руку и туловище.
При этом все приемы и типичные ситуации отрабатывались в условиях одноименной и разноименной взаимной стойки.
В конце второго года обучения на этапе спортивного совершенствования были проведены контрольные соревнования между участниками обеих групп с приглашением представителей других коллективов физкультуры г. Омска и Омской области. Каждый участник должен был провести по шесть схваток. При этом он не должен был встречаться с представителем своей группы.
При сравнительной оценке технико-тактической деятельности борцов результаты борьбы в партере не учитывались.
Всего было застенографировано 108 схваток.
В результате статистической обработки техникотактических показателей соревновательных схваток выяснилось, что участники экспериментальной группы превосходят участников контрольной группы (табл. 1): по количественному показателю эффективности (КОПЭ), качественному показателю эффективности (КАПЭ), а также показателю выигрышности (В) при уровне статистической значимости р < 0,05.
Выводы
1. Отсутствие планового обучения борцов особенностям борьбы с использованием различных захватов приводит их к неспособности противостоять борцам, использующим нестандартные, сковывающие захваты.
2. В связи с необходимостью сужения индивидуального технико-тактического арсенала борцу необходимо владеть способностью противостоять
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009
противникам, использующим различные захваты.
3. Организация тактико-технической подготовки по формированию индивидуальных тактико-технических комплексов на 2-м году этапа спортивного совершенствования значительно повышает результативность соревновательных тактико-технических действий и высокую степень адаптации к меняющимся биомеханическим условиям при использовании противником различных захватов.
Библиографический список
1. Кузнецов А.С. Организация многолетней техникотактической подготовки в греко-римской борьбе. — Наб. Челны : Изд-во КамПИ, 2002. — 325 с.
2. Греко-римская борьба: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР. — М. : Советский спорт, 2004. — 272 с.
3. Шулика Ю.А. Классификация и терминология техники спортивной борьбы. — Краснодар : КГИФК, 1981. — 89 с.
4. Шулика Ю.А. Технико-тактическая модель борца и методология его многолетней подготовки : учеб. пособие для студентов ИФК. — Краснодар : Краснодарск. книж.
изд. 1988. - 142 с.
5. Шулика Ю.А. Многолетняя технико-тактическая подготовка в спортивной борьбе : дис. ... д-ра пед. наук. — Краснодар, 1993. — 452 с.
6. Шулика, Ю.А. Борьба греко-римская : учеб. для СДЮШОР, спорт. фак. пед. ин-тов, техникумов ФК и училищ спорт. резерва / под общ. ред. Ю.А. Шулики. — Ростов-н/ Дону : Феникс, 2004. — 796 с.
КРИКУХА Юрий Юрьевич, мастер спорта международного класса по греко-римской борьбе, президент Федерации спортивной борьбы Омской области, преподаватель кафедры «Теория и методика борьбы и силовых единоборств» Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, соискатель кафедры теории и методики борьбы и восточных единоборств Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны.
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию: 03.07.2009 г.
© Крикуха Ю.Ю.
УДК 796 Д. С. УШАКОВА
Сургутский государственный педагогический университет
ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ
На основании проведенных исследований выявлено положительное влияние методики светозвуковой стимуляции на физическую подготовленность и психоэмоциональное состояние лыжников-гонщиков. Данная методика повышает эффективность психологической подготовки спортсменов в период соревнований.
Ключевые слова: специальная психологическая подготовка, физическая подготовленность, психоэмоциональное состояние, спортсмены лыжники-гонщики.
Актуальность
В экстремальных условиях спортивной деятельности высоких результатов достигают те спортсмены, которые могут максимально мобилизовать свои физические и психологические способности для достижения поставленной цели. Недостаточно высокий уровень психических проявлений спортсменов лимитирует эффективность и надежность их соревновательной деятельности. Многочисленными исследованиями в области спорта высших достижений (С.В. Ердаков, В.А. Капитонов, 1990; Б.П. Яковлев, 1996; А.В. Алексеев, 2006; И.А. Юров, 2006 и др.) установлена зависимость эффективности выполняемой деятельности от уровня психологической подготовленности спортсменов.
Применение методов оперативного контроля за состоянием спортсменов, учет их личностных особенностей и качеств, коррекция неблагоприятных проявлений эмоциональной напряженности перед соревновательной деятельностью и после её выполнения являются обязательными компонентами психологической подготовки квалифицированных спортсменов [1, 2, 3].
Система интегральной спортивной подготовки предполагает достижение спортсменами такого уровня психических проявлений, который позволит улучшить результативность их выступлений на соревнованиях. Однако несбалансированная интегральная подготовка создает условия для замедленного восстановления и ремобилизации деятельности организма,