Научная статья на тему 'О трудностях студентов в учении и их преодолении'

О трудностях студентов в учении и их преодолении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДНОСТИ В УЧЕНИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ / DIFFICULTIES IN STUDYING / PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Анна Сергеевна

В статье рассматриваются трудности студентов в учении, обусловленные комплексом объективных и субъективных причин, и возможности педагогической поддержки для преодоления этих трудностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT’S DIFFICULTY IN STUDYING AND THEIR OVERCOMING

The article examine student’s difficulty in studying stipulated by the complex of objective and subjective reasons and means of pedagogical support for their overcoming.

Текст научной работы на тему «О трудностях студентов в учении и их преодолении»

Вестник ДВГСГА. Гуманитарные науки. № 1/2(5) 2010

УДК 378(075.8) А.С. Смирнова

О ТРУДНОСТЯХ СТУДЕНТОВ В УЧЕНИИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИИ

В статье рассматриваются трудности студентов в учении, обусловленные комплексом объективных и субъективных причин, и возможности педагогической поддержки для преодоления этих трудностей.

Ключевые слова: трудности в учении, педагогическая поддержка студентов.

Smirnova A.S. STUDENT'S DIFFICULTY IN STUDYING AND THEIR OVERCOMING.

The article examine student's difficulty in studying stipulated by the complex of objective and subjective reasons and means of pedagogical support for their overcoming.

Keywords: difficulties in studying, pedagogical support of students.

Трудность в учении: такое знакомое, на первый взгляд, словосочетание, столько уже сказано на эту тему. Однако существует возможность так раскрыть эту тему, чтобы она стала обращена в позицию новизны. Потому что сама идея, рутинная проблема трудности, может разворачиваться и исследоваться в контексте самодетерминации, если основывается на реальности: «Могу» - «Не могу» - «Могу», а дальше, если говорить о саморазвитии, должно быть «Я хочу». Согласно Г.П. Щедровицкому «развитие происходит там, где плохо поставлено обучение». Дать возможность студенту самому преодолеть, наверное, это и есть одна из педагогических задач при работе с трудностями.

Проблема трудностей в учении для России с каждым днем приобретает все большую актуализацию, которая обуславливается практической потребностью значимой для высшей школы задачи сохранения контингента студентов в течение всего периода обучения, сокращения их «отсева» по причине неуспеваемости, а точнее - непреодолимости частью из них возникающих трудностей в учении. Можно даже высказать предположение

о том, что прежде чем поступать в вуз необходимо год готовиться к поступлению. Сейчас, как показывают статистические данные о количестве отчисленных первокурсников, этим годом является первый курс. В этой связи поиск путей для исправления такой ситуации является актуальным. Одним из таких путей является педагогическая поддержка студентов с трудностями в учении.

Как отмечают современные исследователи различных аспектов педагогической поддержки студентов, с трудностями в адаптации к вузовскому обучению сталкиваются практически все, но не все способны их самостоятельно преодолевать.

Исходной предпосылкой для решения этой задачи является предположение о том, что преодолению студентами трудностей в учении может способствовать модифицированная к вузовскому обучению педагогическая поддержка, потенциал которой по отношению к школьникам обоснован О.С. Газманом.

В современной педагогике уже имеет место перенос понятия «педагогическая поддержка» из системы дошкольного, школьного образования на вузовское и даже послевузовское. Вопросов педагогической поддержки для преодоления студентами трудностей в учении многие авторы касаются только косвенно, специально эту проблему не решали, и наша задача - восполнение этого пробела.

Гносеологические предпосылки преодоления студентами трудностей в учении позволяют рассматривать учение не просто как разновидность индивидуального познания, а как взаимодействие студента и педагога, в котором знание становится гуманитарным, приобретающим для студента личностный смысл, это означает, что человек способен преодолевать трудности при соответствующих волевых, интеллектуальных усилиях и эмоциональных переживаниях.

Психологические предпосылки заключаются в том, что учение есть профессионально направленный и ведущий вид деятельности; в студенческом возрасте проявляется пик интеллектуальной и познавательной активности, выражена предрасположенность к самостоятельному принятию решений, преобразованию «Я не могу» в «Я могу», стремление к успеху. Однако незавершившийся переход в стадию взрослости требует присутствия рядом со студентом значимого взрослого. Значит, преподаватель может рассматриваться как «ресурсная личность, значимый другой», в позиции «ведущего мастера», наставника, консультанта, советчика.

Педагогические предпосылки опираются на идеи «педагогики сотрудничества», «педагогической поддержки», организации «ситуации успеха в учении».

Трудность в учении - это понимаемое и субъективно переживаемое несоответствие между возможностями личности студента в обучении и требованиями деятельности по интериоризации учебной информации. Трудности студентов в учении неизбежны, так как усвоение учебной информации -это труд, вследствие которого информация переходит из внешнего во внутренний план (интериоризируется).

Трудности в учении студентов обусловлены комплексом объективных и субъективных причин. Трудности в учении студентов на основе объективных причин заключаются: в усвоении возрастающего объема и сложности учебной информации; в адаптации к новой социальной среде, к иному стилю педагогических отношений; в приспособлении к условиям иного, по сравнению с предшествующим, материального обеспечения учебного процесса; в преодолении кажущегося в связи с дополнительными видами деятельности дефицита времени; в связи с состоянием здоровья и пропусками в этой связи части учебных занятий. Трудности в учении студентов на основе субъективных причин состоят: в восполнении пробелов в знаниях, появившихся ещё в школе и возникающих в вузе; в организации самостоятельной работы по усвоению учебного материала при подготовке к семинарским, практическим и другим видам занятий; в самоконтроле и самооценке процесса и результатов учения; в самоорганизации комплексного физического, психического, коммуникативного развития.

В зависимости от предшествующего вузовскому периоду уровня развития самостоятельности студентов, одни из них успешно преодолевают трудности учения в вузе, а другие нуждаются в соответствующей педагогической поддержке.

Однако часть трудностей студентов в учении порождают сами преподаватели, а потом начинают с ними успешно бороться и оказывать студентам педагогическую поддержку. Например, одной из причин, вызывающих трудность в учении, является объем информации необходимой для понимания. Часто создается иллюзия о том, что чем больше преподаватель даст студентам полезной информации, тем лучше будет качество учения. Другая причина - страх аудитории, которую организует каждый преподаватель, и создает при этом либо благоприятную, либо неблагоприятную атмосферу. Следующая причина - понимание текста. Зачастую в работе преподаватели ориентируются на память, а не на включение механизмов понимания. Далее, темп работы для студентов, говорим об учете феноменологии студента, а темп работы он общий для всех, нацеленный на то, чтобы как можно больше дать и как можно интенсивнее провести это занятие. Следовательно, в возникновении трудностей в учении «виноваты» не только студенты, но и определенная доля ответственности лежит на преподавателях. Следо-

вательно, трудность в учении и педагогическая поддержка находятся в причинно-следственные связях между собой.

Субъектами педагогической поддержки являются студенты, испытывающие трудности в учении, разрешение которых самостоятельно кажется им трудновыполнимыми и требует помощи со стороны преподавателей. Целью педагогической поддержки является создание «ситуации успеха», направленной на достижение каждым студентом значимых лично для него результатов учения, формирование ощущение «Я могу», позволяющего преодолеть трудности учения. Преподавателю необходимо так организовывать взаимодействие, чтобы дать студентам возможность отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в процессе обучения в вузе.

Реализация потребности саморазвития как способ разрешения противоречия между собой желаемым, нужным в данных условиях и собою реальным и активизирует самосозидание человека. Готовность личности к развитию своего творческого потенциала является интегративным динамичным новообразованием в структуре личности, обеспечивающим эффективное раскрытие её творческих возможностей. Успешность самореализации личности напрямую связана с её готовностью к отказу от предшествующих намерений и достигнутых результатов, от принятых, но непродуктивных устремлений. И чем решительнее личность способна снова приниматься за самопреобразование, не обращая внимания на дискомфорт нестабильности, на временную «потерю привычной дороги», и осуществлять поиск новых решений, тем интенсивнее её саморазвитие [8]. Для саморазвития необходимо, чтобы личность могла «самодостраиваться».

Педагогическая поддержка развития, саморазвития и самореализации личности студента должна базироваться на принципе опоры на положительное. Помогая молодому человеку в разрешении трудностей учения, преподаватель должен строить свои отношения на позитивном принятии, эмпатическом понимании и уважении личности студента. Однако, успех в этой работе возможен только тогда, когда ответственность за принимаемые решения юноша берёт на себя. Важно научить молодого человека осознавать свои потребности, превращать собственную жизнедеятельность в средство практического преобразования себя. В тоже время, говоря о трудностях учения студентов, нельзя забывать и о преподавателях, о подготовке особых кадров российских преподавателей, которые будут готовы компенсировать трудности, возникающие при обучении в вузе.

Литература

1. Бакшеева Э.П. Педагогическая поддержка самоактуализации студентов в педвузе:

дис. ... канд. пед. наук. - Сургут, 2002. - 246 с.

2. Бондаренко С.В. Организационно-деятельностная модель психолого-педагогической поддержки личности на этапе вузовского обучения: автореф. дис. ... канд. псих. наук. - Ставрополь: Северо-Кавказский технический университет, 2005. - 24 с.

3. Газман О.С. Педагогическая поддержка - иная культура воспитания // Народное образование. - 1997. - № 3. - С. 108 - 113.

4. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. - 1998. - № 6. - С. 108 - 118.

5. Мартынова Т.Н. Психолого-педагогическая поддержка становления и развития личности студента в деятельности психологической службы вуза: автореф.дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. - 20 с.

6. Славина И.А. Педагогическая поддержка адаптации студентов к обучению в техническом вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2005. - 24 с.

7. Стафеева Ю.В. Педагогическая поддержка адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в вузе: дис. ... канд. пед. наук. - Петропавловск-Камчатский, 2006. -278 с.

8. Фишман Б.Е. Педагогическая поддержка личностно-профессионального саморазвития педагогов в профессиональной деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Москва: Моск. пед. гос. ун-т, 2004. - 43 с.

9. Шлюбуль Е. Ю. Педагогическая поддержка студента в образовательном пространстве вуза. дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 2005. - 164 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.