Научная статья на тему 'Использование педагогической поддержки для преодоления студентами трудностей в учении'

Использование педагогической поддержки для преодоления студентами трудностей в учении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДНОСТИ СТУДЕНТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / STUDENTS' DIFFICULTIES / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Анна Сергеевна

Рассмотрены возникающие у студентов трудности в учении и причины их появления, обоснована правомерность переноса идеи педагогической поддержки, изначально ориентированной на развитие детей, в систему высшего образования и описан поэтапный характер ее реализации. Выделены гносеологические, психологические и педагогические предпосылки для переосмысления понятий «трудности в учении» и «педагогическая поддержка» по отношению к студентам вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Providing pedagogical support to overcome students' learning difficulties

The article deals with the difficulties, which students have in the course of mathematics learning, and their causes. It proves that the idea of pedagogical support originally meant for children can be extended to the higher education system. It establishes gnoseological, psychological and pedagogical prerequisites for the re-estimation of such notions as "learning difficulties" and "pedagogical support" to be applied to higher school students.

Текст научной работы на тему «Использование педагогической поддержки для преодоления студентами трудностей в учении»

УДК 378

А. С. Смирнова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ТРУДНОСТЕЙ В УЧЕНИИ

Рассмотрены возникающие у студентов трудности в учении и причины их появления, обоснована правомерность переноса идеи педагогической поддержки, изначально ориентированной на развитие детей, в систему высшего образования и описан поэтапный характер ее реализации. Выделены гносеологические, психологические и педагогические предпосылки для переосмысления понятий «трудности в учении» и «педагогическая поддержка» по отношению к студентам вузов.

Ключевые слова: трудности студентов, педагогическая поддержка.

Providing pedagogical support to overcome students’ learning difficulties. ANNA S. SMIRNOVA (Far East State Social-Humanitarian Academy, Birobidzhan).

The article deals with the difficulties, which students have in the course of mathematics learning, and their causes. It proves that the idea of pedagogical support originally meant for children can be extended to the higher education system. It establishes gnoseological, psychological and pedagogical prerequisites for the re-estimation of such notions as “learning difficulties” and “pedagogical support” to be applied to higher school students.

Key words: students’ difficulties, pedagogical support.

Сохранение контингента студентов в течение всего периода обучения - важная задача не только для педагогики. Среди причин отчисления - академическая неуспеваемость, связанная с невозможностью самостоятельно преодолеть возникающие в учении труд-ности.Трудности в учении студентов неизбежны, этот факт отмечают Т.Н. Мартынова [7], И.А. Славина [8], Е.Ю. Шлюбуль [11] и другие исследователи процесса обучения в высшей школе.

Обучение в вузе рассчитано на высокий уровень готовности студентов к учению. Но в отличие от школы, вуз не предполагает ежедневной проверки знаний, подготовки домашних заданий, ответов у классной доски. Это создает у ряда студентов впечатление, что к занятиям нужно готовиться не каждый день. Такое неадекватное субъективное восприятие особенностей вузовского обучения затрудняет адаптацию студентов и приводит к возникновению трудностей в учении. Анализируя эту ситуацию, Т.Н. Мартынова отмечает, что многие студенты испытывают трудности, связанные не только с учением, но и со специфическими условиями их жизнедеятельности в вузе. Трудности чаще всего вызваны необходимостью изменения привычных стереотипов жизни и учебы после поступления в вуз [7].

Дифференциация трудностей, которые испытывают студенты в вузе, предложена Е.Ю. Шлюбуль. Автором

выделены трудности, зависящие от факторов образовательного пространства вуза (т.е. внешних), и связанные с личностными характеристиками человека и его субъективной позицией по отношению к этим внешним факторам [11].

И.А. Славина классифицирует объективные и субъективные причины, связанные с адаптацией студентов, обосновывает условия формирования готовности их к самореализации через «трудный успех»: одни способны преодолевать возникающие трудности самостоятельно, другие нуждаются в поддержке и помощи преподавателей. Для последних очень важно специально создавать «ситуации успеха», в которых они могли бы обрести уверенность в себе, собственных силах. Следовательно, возникает необходимость в организации особых условий для изменения отношения студента к себе в ситуации возникновения трудностей в учении [8].

Преодолению студентами трудностей в учении может способствовать педагогическая поддержка, потенциал которой по отношению к школьникам раскрывает О.С. Газман [4]. Она базируется на вере каждого человека в собственные силы и возможности, ее стратегия -способность человека самостоятельно преодолевать препятствия, вот почему такая поддержка может быть экстраполирована на вузовское образование с учетом его специфики. Студенты в силу своих возрастных

СМИРНОВА Анна Сергеевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры высшей математики и методики обучения математике (Дальневосточная государственная социально-гуманитарная ака-демия, Биробиджан). E-mail: dmvan@mail.ru © Смирнова А.С., 2011

Использование педагогической поддержки для преодоления

А. С. СМИРНОВА

особенностей в большей мере, чем школьники, предрасположены отзываться на педагогическую поддержку собственной активностью.

В современной педагогике уже представлен практический опыт переноса данного понятия из системы дошкольного, школьного образования на вузовское и даже послевузовское. Специалисты в области педагогики высшей школы ориентируют такую поддержку на решение проблемы адаптации студентов в образовательном пространстве вуза (Н.Г. Андрющенко [1], С.В. Бондаренко [3], И.А. Славина [8], Т.В. Солодилова [9], Ю.В. Стафеева [10], Е.Ю. Шлюбуль [11]), самоактуализации и саморазвития студентов (Э.П. Бакшеева [2], Л.П. Лазарева [6], Т.В. Колонтаевская [5], Т.Н. Мартынова [7]). Но вопросов педагогической поддержки для преодоления студентами трудностей в учении названные авторы касаются только косвенно.

Следовательно, педагогическая поддержка имеет место в практике общего и профессионального образования и достаточно разработана в педагогической теории: отмечается ее высокий потенциал для достижения желаемого педагогического результата, что позволяет рассматривать ее как условие успешного учения студентов. Во взаимодействии субъектов образовательного процесса в вузах имеют место следующие противоречия:

- между возникающими у студентов трудностями в учении и возможностями некоторых из них самостоятельно преодолевать эти трудности;

- между теоретически осмысленным в психологической и педагогической науках потенциалом педагогической поддержки и недостаточным использованием этого ресурса в практике обучения студентов высшей школы.

Таким образом, проблема заключается в несоответствии существующих возможностей педагогической поддержки и реального состояния их использования в практике высшей школы для преодоления студентами трудностей в учении.

Теоретически значимыми для переосмысления дефиниций «трудности в учении» и «педагогическая поддержка» по отношению к студентам вузов являются гносеологические, психологические и педагогические предпосылки преодоления студентами трудностей в учении.

Гносеологические предпосылки: учение рассматривается как разновидность индивидуального познания во взаимодействии студента и педагога, в процессе которого знание приобретает для студента личностный смысл, а это способствует преодолению трудностей при соответствующих волевых, интеллектуальных усилиях и эмоциональных переживаниях.

Психологические предпосылки (выделяются и обосновываются в общей, возрастной и педагогической психологии):

- в студенческом возрасте учение есть профессионально направленный и ведущий вид деятельности;

- проявляется пик интеллектуальной и познавательной активности;

- происходят становление самосознания, самоопределение, формирование мировоззрения, самоидентификация;

- выражена предрасположенность к самостоятельному принятию решений, преобразованию «Я не могу» в «Я могу», стремление к успеху;

- еще не завершается переход в стадию взрослости, которой свойственна полная саморегуляция своих действий и поступков, а потому рядом со студентом должен быть значимый взрослый, следовательно, преподаватель рассматривается как «ресурсная личность, значимый другой», в позиции «ведущего мастера», наставника, консультанта, советчика.

Педагогические предпосылки: опираются на идеи «педагогики сотрудничества», «педагогической поддержки», организации «ситуации успеха» в учении.

Итак, по нашему мнению, педагогическая поддержка студентов с трудностями в учении есть комплекс действий вузовских педагогов и самих студентов по преодолению трудностей учения. В вузе она базируется на предрасположенности студентов к самостоятельности и активности в сочетании с влиянием преподавателей как «ресурсного потенциала», «значимых других», связана с переводом учебной работы студентов в режим саморегуляции действий по преодолению трудностей учения и самоконтролю за его осуществлением. Именно в диалоге происходит самоопределение, саморазвитие и преподавателя, и студента, возникают отношения нового типа: отношения сотрудничества в достижении общих целей, взаимообразования и сотворчества. Акцент в профессиональной деятельности педагога смещается с передачи знаний студенту на организацию его деятельности.

Реализация педагогической поддержки включает следующие этапы.

Диагностико-аналитический: связан с совместной со студентами рефлексией трудностей в учении, вызвавших их причин, классификацией трудностей, проектированием процесса и результата их преодоления.

Проектировочный: направлен на осознание студентами потребности в преодолении трудностей и разработку плана пошаговых действий для этого по конкретной учебной дисциплине. На данном этапе каждый студент определяет собственные трудности по учебной дисциплине.

Организационно-деятельностный: направлен на

создание и проживание каждым студентом ситуации успеха. Выполняются спланированные на предыдущем этапе пошаговые действия по преодолению трудностей в учении. Учение для студентов остается трудным, но уже посильным, в «зоне ближайшего развития».

Рефлексивно-оценочный: связан с оценкой студентом результата собственной деятельности, с переходом из режима внешнего контроля в режим самоконтроля. Каждый реальный позитивный результат разрешения

ПЕДАГОГИКА

трудностей, достигнутый благодаря активности самого студента, - это его позитивный опыт выстраивания отношения к себе как личности, которая может управлять ситуацией, противопоставляя обстоятельствам свое желание, волю и активность.

Таким образом, педагогическая поддержка связана с преобразованием отношения студентов к трудностям в учении посредством их детализации и разработки пошаговых действий по их преодолению; базируется на педагогическом принципе ее сочетания с самостоятельной деятельностью студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андрющенко Н.Г. Педагогическая поддержка студентов на этапе смены направления профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Северо-Кавказский гос. техн. ун-т. Ставрополь, 2005. 18 с.

2. Бакшеева Э.П. Педагогическая поддержка самоактуализации студентов в педвузе: дис. ... канд. пед. наук / Сургутский гос. пед. ин-т. Сургут, 2002. 246 с.

3. Бондаренко С.В. Организационно-деятельностная модель психолого-педагогической поддержки личности на этапе вузовского обучения: автореф. дис. ... канд. психолог. наук / Северо-Кавказский гос. техн. ун-т. Ставрополь, 2005. 24 с.

4. Газман О.С. Педагогическая поддержка - иная культура воспитания // Народное образование. 1997. № 3. С. 108-113.

5. Колонтаевская Т.В. Педагогическая поддержка личностного саморазвития студентов в процессе изучения иностранного языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Хабаров. гос. пед. ун-т. Хабаровск, 2002. 22 с.

6. Лазарева Л.П. Психология жизнеустойчивости: монография. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2002. 106 с.

7. Мартынова Т.Н. Психолого-педагогическая поддержка становления и развития личности студента в деятельности психологической службы вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кемеровский гос. ун-т. Кемерово, 1999. 20 с.

8. Славина И.А. Педагогическая поддержка адаптации студентов к обучению в техническом вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Волгоградский гос. пед. ун-т. Волгоград, 2005. 24 с.

9. Солодилова Т.В. Педагогическая поддержка студентов первого курса на этапе адаптации к обучению в вузе: дис. ... канд. пед. наук / Ставропольский гос. ун-т. Ставрополь, 2003. 193 с.

10. Стафеева Ю.В. Педагогическая поддержка адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в вузе: дис. ... канд. пед. наук / Камчат. гос. ун-т им. Витуса Беринга. Петропавловск-Камчат., 2006. 278 с.

11. Шлюбуль Е.Ю. Педагогическая поддержка студента в образовательном пространстве вуза: дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2005. 164 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.