Научная статья на тему '"Педагогическая поддержка" как категория общего и высшего профессионального образования'

"Педагогическая поддержка" как категория общего и высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее профессиональное образование / общее профессиональное образование / педагогическая поддержка

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова А. С.

В статье обоснована правомерность переноса идеи педагогической поддержки, изначально ориентированной на развитие детей, в систему высшего и послевузовского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article substantiates the rightfulness of transferring the pedagogical support idea, which was initially directed towards children"s development, into the system of higher education and further training.

Текст научной работы на тему «"Педагогическая поддержка" как категория общего и высшего профессионального образования»

А. С. Смирнова

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА» КАК КАТЕГОРИЯ ОБЩЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа представлена кафедрой педагогики и психологии Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. Н. Никитенко

В статье обоснована правомерность переноса идеи педагогической поддержки, изначально ориентированной на развитие детей, в систему высшего и послевузовского образования.

The author of the article substantiates the rightfulness of transferring the pedagogical support idea, which was initially directed towards children’s development, into the system of higher education and further training.

«Педагогическая поддержка» как самостоятельная категория педагогики вошла в отечественную педагогическую науку в середине 90-х гг. XX столетия с именем современного педагога-гуманиста О. С. Газ-мана. При этом педагогическая поддерж-

ка рассматривалась и продолжает рассматриваться преимущественно по отношению к детям школьного возраста и связана с решением проблем, которые испытывают школьники-подростки и учащиеся в период ранней юности. В то же время даже пер-

вичный анализ затруднений, которые испытывают юноши-студенты и девушки-студентки, свидетельствует о применимости педагогической поддержки и по отношению к ним. Особенности такой поддержки студентов обусловлены и возрастными особенностями студентов, и спецификой образовательного процесса в вузе. Поэтому в настоящее время диапазон применимости этой педагогической категории расширился до пределов вузовского и даже послевузовского образования. Значит, категория «педагогическая поддержка» применима к образовательному процессу на всех его ступенях, к «образующимся» в любом возрасте. Прозорлив был автор идеи педагогической поддержки О. С. Газман, назвав ее «нашей перспективой»1 . В то же время, получив широкое распространение в педагогической литературе, данная категория все еще нуждается в ее теоретическом осмыслении. Исследовательница проблемы педагогической поддержки Н. Б. Крылова неслучайно говорит о том, что это явление еще «целинное» поле для современной отечественной педагогики2.

Осмыслению рассматриваемой категории непременно будет способствовать ана-лиз передовой практики образования и взглядов философов и педагогов разных времен и народов на проблему развития личности человека и сопутствующего этому развитию педагогического влияния.

Передовая педагогическая практика всегда была и остается «педагогикой сотрудничества», в которой субъекты образовательного процесса осуществляют совместную и в то же время разделенную деятельность. В ней педагог не препятствует, а способствует самостоятельному развитию своего ученика или воспитанника. Эта идея нашла свое отражение и в трудах философов, педагогов, психологов, осмысливающих суть образования личности. С этим связаны и современные концепции гуманизации образования.

Гуманизация как одно из ключевых понятий новой стратегии развития современ-

ного образования выходит на идею педагогической поддержки как относящейся к иной культуре воспитания и обучения, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительной демократиза-ции взаимоотношений. Однако педагогическая поддержка пока не имеет целостного научного описания. В силу неоднородности и объемности этого понятия, а часто и нечеткости предмета исследования в нем выделяются признаки, относящиеся к разным областям научного знания: педагогике, социальной педагогике, психологии, социологии.

Анализ педагогической литературы прошлого говорит о том, что многие прогрессивные педагогические системы того времени содержали в себе идеи гуманизма. В работе Я. А. Коменского (1592-1670) «Великая дидактика» имеют место мысли о педагогической поддержке трудно поддающихся воспитанию: «Кто по природе более медлителен и зол, тот тем больше нуждается в помощи, чтобы по возможности освободиться от бессмысленной тупости и глупости»3. Он видел педагогический идеал в самом человеке, реализующем свои при -родные дарования, считая, что «правильно обучать юношество - значит раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)»4.

В творчестве И. Г. Песталоцци (17461827) отчетливо просматривается понимание образования как поддержки ребенка в его самостоятельном развитии, как помощь ребенку, который творит себя сам. В «Письме о пребывании в Станце» И. Г. Песталоцци пишет: «Человек так хочет доброго, ребенок так охотно прислушивается к этому; но он хочет этого не ради тебя, учитель, не ради тебя, воспитатель, а ради самого себя. Он хочет всего, что делает ему честь. Он хочет всего, что дает ему силы, всего, что заставляет его сказать: “Я могу это сделать”»5.

А. Дистерверг (1790-1866) в «Руководстве к образованию немецких учителей»

заметил, что важно, чтобы ученик понимал, чему он учится, так как «не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь»6. Чем же можно «приохотить» ученика к учению? А. Дис-терверг предложил следующее: «Во-первых, любовным отношением к предмету: любовь к предмету учителя передается ученикам; во-вторых, тем, что предполагаешь охоту к учению в ученике во время учения; в-третьих, дидактическим изложением предмета; в-четвертых, и главным образом, - возбуждением у ученика чувства и сознания, что он кое-что знает и умеет, что он продвинулся вперед. Радостное сознание знания и умения!»7

В работе «Начала философии» Р. Декарт (1596-1650) пишет: «При изучении природы различных умов я замечал, что едва ли существуют настолько глупые и тупые люди, которые не были бы способны ни усваивать хороших мнений, ни подниматься до высших знаний, если только их направлять по должному пути»8. Отчетливо звучит мысль о педагогической поддержке учащегося, при этом акцентирует -ся внимание на вере во внутренние силы и возможности самого человека.

Б. Спиноза (1632-1677) выдвинул девиз: «Не смеяться, не плакать, а понимать», который можно принять как одно из ключевых правил педагогической поддержки. Поняв, в чем учащийся испытывает затруднение, поддержать его и помочь преодолеть ему эту трудность, а не пытаться высмеять его затруднение, провоцируя этим отказ учащегося от дальнейшей учебы, сотрудничества и сотворчества.

Мысли о необходимости поддержки растущего человека содержатся в трудах многих известных российских мыслителей.

В. Г. Белинский (1811-1848) в работе «О воспитании детей вообще» заметил, что «назначение человека - развивать лежащее в его натуре зерно духовных средств, стать вровень с самим собою...»9.

Л. Н. Толстой (1828-1910) был убежден, что учитель должен следовать за ребенком, как за более совершенным и гармоничным существом, а не вести его за собой, формируя в соответствии со своими представлениями о том, каким он должен быть.

К. Д. Ушинский (1824-1870) полагал, что «труд истинный и непременно свободный составляет необходимое условие не только для развития человека, но даже и для поддержки в нем той степени достоинства , которой он уже достиг. Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте; но должен идти назад»10. Труд, упорный труд над самим собой, нацеленный на свое саморазвитие - вот что создает человека.

Все эти мысли послужили лишь предпосылкой для вычленения и закрепления идеи педагогической поддержки. Теоретическая разработка идеи начата современными педагогами-гуманистами на рубеже XIX-XX вв. в условиях педоцентрической революции, поставившей в центр ребенка. Педагоги-гуманисты отстаивали понимание образования как способа создания условий для самовыражения и свободного развития детей, образования «исходя из ребенка».

При этом педагоги объясняют феномен «педагогической поддержки» по-разному: как действие, взаимодействие, деятельность , процесс, технология, совокупность условий, стратегия. По мнению О. С. Газ-мана, поддерживать нужно лишь то, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т. е. поддерживать развитие «самости», самостоятельности человека11 .

В. П. Бедерханова утверждает, что содержание педагогической поддержки шире, чем «работа с проблемой человека» (не всякая проблема связана с процессом индивидуализации), важно выделить трудности человека12. Н. В. Кузьмина полагает, что «самое трудное - наиболее актуальное»13. Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков считают, что поддерживать и развивать следует субъектность, т. е. способность личности к

преобразующему отношению к собственной жизнедеятельности, а также индивидуальность (неповторимость, особенность человека, которая выделяет его из всех других и тем самым позволяет ему оставаться самим собой)14. По мнению Л. Н. Куликовой, педагогическая поддержка «снимает блокирование переживаний человеком его успехов и неудач, придает ему силы в преодолении учебных и жизненных сложностей, рождает доверие к собственным чувствам, мнениям, оценкам, а также открытость поддержке ровесников и взрослых, надежду на будущее»15.

Общие теоретические разработки проблемы педагогической поддержки создали предпосылки тому, что в последнее десятилетие в нашей стране стали появляться работы, в которых обосновывается необходимость педагогической поддержки образования людей более старшего возраста, чем школьники. Диссертационные работы по педагогике Н. Г. Андрющенко, Э. П. Бак-шеевой, Н. Л. Кучеренко, И. А. Славина, Ю. В. Стафеевой, М. В. Шинкорук, Е. Ю. Шлюбуль посвящены проблеме педагогической поддержки в студенческом возрасте, а докторская диссертация Б. Е. Фишмана - педагогической поддержке личностно-профессионального саморазвития личности в послевузовский период деятельности. Сам факт наличия таких исследований и их результаты свидетельствуют о том, что в педагогической поддержке нуждаются не только дети, но и взрослые.

Содержание и методы педагогической поддержки студентов обусловлены их возрастными особенностями и спецификой образовательного процесса в вузе. Причем педагоги высшей школы проводят исследования, посвященные различным направлениям педагогической поддержки студентов, которые связаны и с процессом адаптации студентов, с их личностным саморазвитием, самоактуализацией, со сменой направления профессиональной подготовки и со многими другими факторами.

Н. Г. Андрющенко в работе «Педагогическая поддержка студентов на этапе смены направления профессиональной подготовки» пишет о том, что педагогическая поддержка представляет собой совокупность действий субъектов образовательного процесса, нацеленных на преодоление студентом проблем, возникающих в процессе развития и саморазвития личности молодого человека в этот период, и включает в себя диагностическое, профилактическое, консультативное, обучающее, коррекционно-развивающее, просветительское, организационное и диспетчерское направления16 .

Э. П. Бакшеева в работе «Педагогическая поддержка самоактуализации студентов в педвузе» понимает под педагогической поддержкой систему педагогической деятельности, раскрывающую личностный потенциал человека, включающую помощь субъектам образовательного процесса в преодолении социальных (включая профессиональные) и личностных трудностей. Поддерживать и развивать следует субъект -ность, т. е. способность личности к преобразующему отношению к собственной жизнедеятельности, а также индивидуальность, т. е. неповторимость, особенность человека, которая выделяет его из всех других и тем самым позволяет ему оставаться самим собой17.

И. А. Славина в работе «Педагогическая поддержка адаптации студентов к обучению в техническом вузе» рассматривает педагогическую поддержку адаптации как способ сотрудничества и диалогического взаимодействия преподавателей и студентов в процессе достижения образовательных целей. Идея педагогической поддержки автором реализуется в двух направлениях - через включение специальных элементов адаптационного, самоорганизующего опыта (опыта саморазвития) в содержание учебных дисциплин и через применение личностно-развивающих технологий (ситуаций педагогической поддержки) в педаго-

гическом процессе, обеспечивающих актуализацию сил саморазвития студентов18.

Н. Л. Кучеренко в работе «Педагогическая поддержка становления коммуникативной культуры у будущих учителей иностранного языка в процессе профессионального образования» говорит о том, что эффективность помогающих отношений, лежащих в основе педагогической поддер -жки, обусловлена умением преподавателя понять студента, учитывая особенности юношеского возраста, и созданием атмосферы психологической безопасности. Педагогическая поддержка рассматривается как особая педагогическая стратегия помощи и уважения студента. Отмечается, что «главный смысл деятельности преподавателя состоит в том, чтобы создать каждому студенту ситуацию успеха»19.

Ю. В. Стафеева в работе «Педагогическая поддержка адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в вузе» отмечает, что данный процесс будет протекать более продуктивно при целенаправленной педагогической поддержке. Под педагогической поддержкой автор понимает «включенную в общий образователь -ный процесс специальную деятельность преподавателей по созданию и реализации комплекса педагогических условий, способствующих активизации саморазвития студентов, развитию у них навыков учебной самоорганизации и способностей занимать достойное положение в студенческом обществе»20.

М. В. Шинкорук в работе «Педагогическая поддержка развития теоретико-педагогического мышления будущего учителя» сущность педагогической поддержки видит в создании условий, инициирующих разворачивание внутреннего потенциала личности студента как носителя самобытного педагогического мышления, актуализации его субъективного опыта через восхождение от индивидуальных представлений к педагогической теории, открытие им «доступа к себе»21.

Е. Ю. Шлюбуль в работе «Педагогическая поддержка студента в образовательном пространстве вуза» пишет о том, что педагогическая поддержка студента реализует -ся, с одной стороны, через гуманизацию образовательного пространства вуза, создание педагогическим сообществом условий, направленных на поддержку процессов развития субъектности студентов, его самоактуализацию в процессе личностнопрофессионального становления, с другой - через специальную педагогическую деятельность куратора, помогающего студенту в осознании своих трудностей и проблем, выявлении способов их решения, ориентируясь на имеющиеся у него реальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий22.

Анализ приведенных выше исследований в педагогике высшей школы свидетельствует о многообразии подходов в определениях содержания, направленности и способов педагогической поддержки студентов. Исследователи акцентируют свое вни-мание на различных направлениях этой поддержки. Очевидно, в этом многообразии и содержатся предпосылки для создания целостной теории и методики педагогической поддержки в вузе.

Педагогическая поддержка студентов -перспективное направление развития педагогики высшей школы. Но уже теперь ясно, что вузовская педагогическая поддержка нацелена на актуализацию внутренних сил каждого студента, на самостоятельное преодоление им трудностей различного рода, на достижение успеха в учении и овладении профессией. Задача вузовских преподавателей - найти такие средства и способы взаимодействия со студентами, которые позволят им лучше раскрывать свой личностный потенциал, понимать свои проблемы, не навязывая ему свое видение их решений. Задача студентов состоит в том, чтобы увидеть собственный смысл во взаимодействии с преподавателями, постро-

ить совместно с преподавателем такую ли- ся и иметь возможность решительно обра-

нию поведения, которая им самим призна- щаться к преподавателю за помощью в слу-

ется как значимая и необходимая, не боять- чае затруднения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 27.

2 Крылова Н. Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 100.

3 Хрестоматия по истории педагогики / Сост. В. 3. Смирнов. М.: Учпедгиз, 1961. С. 9.

4 Там же. С. 39.

5 Там же. С. 100.

6 Там же. С. 160.

7 Там же. С. 171.

8 Хрестоматия по философии: Учеб. пособие / Отв. ред. и сост. А. А. Радугин. М.: Центр, 2001.

С. 121.

9 Хрестоматия по истории педагогики. С. 251.

10 Там же. С. 358.

11 Газман О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. 1998. № 6. С. 26.

12 Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 42.

13 Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967. С. 63.

14 СлободчиковВ. И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995. С. 353.

15 КуликоваЛ. Н. Воспитывать себя: Книга для учащихся. М., 1991. С. 117.

16 Андрющенко Н. Г. Педагогическая поддержка студентов на этапе смены направления профессиональной подготовки: Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Ставрополь, 2005. С. 9.

17 Бакшеева Э. П. Педагогическая поддержка самоактуализации студентов в педвузе: Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Сургут, 2002. С. 89.

18 Славина И. А. Педагогическая поддержка адаптации студентов к обучению в техническом вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2005. С. 3.

19 Кучеренко Н. Л. Педагогическая поддержка становления коммуникативной культуры у будущих учителей иностранного языка в процессе профессионального образования: Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Благовещенск, 2002. С. 155.

20 Стафеева Ю. В. Педагогическая поддержка адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в вузе: Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Хабаровск, 2006.

С. 61.

21 ШинкорукМ. В. Педагогическая поддержка развития теоретико-педагогического мышления будущего учителя: Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2003. С. 11.

22 Шлюбуль Е. Ю. Педагогическая поддержка студента в образовательном пространстве вуза: Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Краснодар, 2005. С. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.