Научная статья на тему '"трудности в учении" и "педагогическая поддержка" как категории педагогики высшей школы'

"трудности в учении" и "педагогическая поддержка" как категории педагогики высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
484
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Анна Сергеевна

Рассмотрены возникающие у студентов трудности в учении и причины их появления, обоснована значимость педагогической поддержки студентов, испытывающих трудности в учении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Difficulties in studying and pedagogical support as categories of pedagogic of higher education

In this article the author has observed the difficulties white students meet in their studying and the reasons of their appearance. She also trys to give proof of the impotent of pedagogical support to such students.

Текст научной работы на тему «"трудности в учении" и "педагогическая поддержка" как категории педагогики высшей школы»

А.С. Смирнова

«ТРУДНОСТИ В УЧЕНИИ» И «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА»

КАК КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Рассмотрены возникающие у студентов трудности в учении и причины их появления, обоснована значимость педагогической поддержки студентов, испытывающих трудности в учении.

В отечественной педагогике обозначенные в названии статьи категории до недавнего времени относились преимущественно к общему образованию школьников [1-5]. И только в последние годы стали появляться работы, в которых эти категории экстраполированы на систему высшего профессионального образования [6-11].

В сознании многих людей, в том числе и работников высшей школы, нередко имеет место стереотип, связанный с тем, что якобы студенты не школьники если кто-то не способен самостоятельно преодолевать трудности в учении, то и нечего ему делать в высшей школе, ибо высшее образование, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», в нашей стране не является обязательным. В результате за время обучения в вузах имеет место достаточно высокий «отсев» студентов, что не всегда является оправданным и с точки зрения гуманистической, и с точки зрения педагогической, и, наконец, с точки зрения экономической. Выявление характера и причин трудностей студентов в учении, определение сущности понятия «педагогическая поддержка» и её реализация по отношению к студентам вузов позволят задействовать ещё один из резервов для сокращения неоправданных отчислений студентов по причине их затруднений в учении.

Бесспорным является тезис о том, что учение - это труд, индивидуальная познавательная активность, направленная на познание бытия и саморазвитие познающего субъекта. Естественно, что на пути познания человек сталкивается с теми или иными трудностями и своей активностью стремится к их преодолению. Учение студентов в этом плане не является исключением. Взаимодействуя с информацией, поступающей по различным каналам (из учебника, компьютера, от преподавателей и т.д.), студент испытывает трудности, т.к. не всегда информация, предусмотренная учебными программами, становится достоянием студента. В этой ситуации не каждый студент находит способы преодоления трудности самостоятельно, ибо он ещё не приобрел способностей к полной саморегуляции, присущих, по мнению психологов, взрослым людям. Студенческий возраст относится к периоду юности. Следовательно, в ситуациях затруднения, из которых студенты не могут выйти самостоятельно, нужна поддержка более опытных взрослых людей. Если эта поддержка не является решением проблемы затруднения за самого студента, а помогает ему самостоятельно преодолевать трудности, то такая поддержка и называется педагогической.

Трудность - это то, что требует больших усилий, напряжения, преодоления и понимания [12. С. 673]. Рассмотрим трудности основной формы деятельности студентов - учения.

Н.В. Кузьмина определяет трудность как «субъективное состояние напряженности, тяжести, неудовле-

творенности, которое вызывается внешними факторами деятельности и зависит от характера самих факторов, образовательной, нравственной и физической подготовленности человека к деятельности и отношения к ней. В силу этого одинаковые внешние факторы могут вызывать различную степень трудности у разных людей. Как правило, самое трудное - наиболее актуальное» [13. С. 63].

Известно определение П.И. Пидкасистого, который понимал под трудностью «переживание и понимание возникшего несоответствия между требованиями деятельности и возможностями личности» [14. С. 442], можно добавить субъективное переживание и понимание.

В педагогической литературе трудности в учении также рассматриваются в основном относительно школьного учения. Большинство педагогов и психологов рассматривают не конкретно трудности учения, а их причины и последствия, обычно классифицируя учащихся по успеваемости. Трудности в учении испытывают школьники различных возрастов и групп (и дети риска, и одарённые). Но поскольку переход от школьного обучения к вузовскому происходит скачкообразно через конкурсный отбор «вчерашних» школьников, то сам конкурсный отбор предполагает, что в вуз отбираются только те абитуриенты, которые в школе были наиболее успешными. Тем не менее через некоторое время оказывается, что прошедшие конкурс студенты испытывают трудности в учении. Вполне естественно и логично предположить, что трудности в вузовском учении имеют иной характер по сравнению с трудностями в школьном учении, обусловлены иной, по сравнению со школой, организацией образовательного процесса, иными отношениями студентов с вузовскими преподавателями, иными требованиями к студентам в части проявления их самостоятельности в учении, иными социальными факторами и, наконец, новообразованиями личностнопсихологического характера, связанными с переходом от ранней (школьной) к зрелой (студенческой) юности. Причины, обусловливающие трудности в учении студентов, и классификации этих причин должны быть иными, чем по отношению к трудностям в учении школьников.

В то же время некоторые трудности в учении школьников и причины их неуспеваемости имеют инвариантный характер и могут быть использованы для характеристики трудностей в учении студентов, но при условии их соответствующей вузу и возрастным особенностям студентов модификации. В студенческом возрасте возрастает объём внимания, повышается его устойчивость и сосредоточенность, появляется способность к распределению внимания на несколько видов деятельности, начинает доминировать произвольное и

постпроизвольное внимание; снижается рассеянность, т.к. развивается нервная система; восприятие студентов становится более глубоким и осмысленным; развивается долговременная и произвольная память; словеснологическая память позволяет находить и устанавливать причинно-следственные связи; осмысленное запоминание начинает доминировать над механическим; мышление преобладает дедуктивное, абстрактное, теоретическое (понятийное); развиваются и волевые качества: целеустремлённость, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, ответственность. В этот же период проявляются и нравственные чувства: любовь, дружба, эмпатия и толерантность.

Какие-либо трудности в учении испытывают все студенты, но только одни преодолевают их самостоятельно, а другие не могут этого сделать; и вот именно им особенно необходима педагогическая поддержка, т.к. обсудив с преподавателем проблему, студент получает шанс её преодолеть.

Сам факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на новую интересную жизнь. Но анализ данных о численности студентов, поступающих и оканчивающих Дальневосточную государственную социально-гуманитарную академию, показывает, что до 30% и более студентов, успешно прошедших вступительные испытания и принятых в вуз, не заканчивают обучение. Причин для объяснения данного факта существует много, но одной из главных является отсутствие или, может быть, неэффективное использование педагогической поддержки студентов, испытывающих трудности в учении.

Для выяснения ответов на вопрос, почему же такой большой отсев студентов, почему так много студентов, испытывающих трудности в обучении, был проведен опрос студентов 1-2-го курсов. Выделенные студентами причины трудностей в учении можно разделить на две группы: объективные и субъективные. К объективным причинам относятся: большой объем новой информации, необходимой для запоминания и использования; отсутствие или недостаточное наличие литературы по учебной дисциплине; непривычный темп работы на учебном занятии; неблагоприятный психологический климат в учебной группе; слишком большой объём заданий для самостоятельной работы; активная общественная/спортивная деятельность оставляет мало времени для учения; совмещение учёбы с работой отнимает много времени и сил; сложные материально-бытовые условия не располагают к учению; часто обостряющееся хроническое заболевание. К субъективным причинам относятся: затруднения, «тянущиеся» ещё из школы; пробелы в знаниях по учебным дисциплинам, изучавшимся в вузе ранее; увлечение одним предметом не позволяет уделять достаточно внимания остальным учебным дисциплинам; несданные вовремя зачеты/экзамены за прошлый период обучения, увеличивающие учебную нагрузку; нехватка силы воли, настойчивости; отсутствие стремления к успеху в учении; невозможность понять «язык» изложения материала; неумение искать

нужную информацию, работать с информацией: определять главное, выделять логические связи; незнание основ компьютерной грамотности; неумение работать в сети Мете!; страх перед преподавателем и стеснение обращаться за помощью при затруднении.

На основе выделенных причин создана классификация трудностей.

Трудности на основе объективных причин: трудности, связанные с возрастающими объемом и сложностью информации; трудности, связанные с материальным обеспечением учебного процесса (как в вузе, так и в домашних условиях); трудность, вызванная дефицитом времени в связи с другими видами деятельности; трудности с адаптацией в вузе; трудности, связанные с состоянием здоровья.

Трудности на основе субъективных причин: трудности, вызванные пробелами в знаниях по предметам, изучавшимся как в школе, так и в вузе; трудности, связанные со способностью учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности; трудность, вызванная неправильной организацией самостоятельной учебной работы; трудности, вызванные недостаточностью физического, психического, коммуникативного развития.

Итак, «трудности в учении» студентов выражаются в несоответствии между требованиями деятельности и возможностями личности. Именно «трудность» может стать той единицей, которая позволит наблюдать процесс саморазвития человека, т.к. трудно всегда то, что актуально. По мнению Л.С. Выготского, уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день. Зона ближайшего развития позволяет предсказать, что будет в развитии завтра, предвидеть возникающую трудность и пути её преодоления.

При этом собственный темп развития каждого студента следует оценивать не только в сравнении с нормой, выявленной для большинства студентов, но и в соответствии с его собственными прошлыми достижениями. Важно научить молодого человека открывать свои потребности и осознавать их, а также видеть трудности, возникающие при их достижении. Успех в этом возможен только тогда, когда ответственность за принимаемые решения каждый берёт на себя. Иначе говоря, педагогическая поддержка студентов с трудностями в учении должна быть направлена не на делание «за студентов», а на сотрудничество «вместе со студентами» при стимулировании максимальной самостоятельности последних. Конкретные методы и организационные формы педагогической поддержки в вузовском образовании во многом являются искусством самих вузовских преподавателей и требуют дополнительного научнопедагогического исследования. Ясно одно, что категории «трудности в учении» и «педагогическая поддержка» имеют отношение не только к школьной, но и к вузовской педагогике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешина М.В. Педагогическая поддержка индивидуального стиля учения школьников: Дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 1999. 201 с.

2. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 63-81.

3. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. 1998. № 6. С. 108-118.

4.ДавыдовГ.А. Педагогическая поддержка как средство углубления качества образования школьника: Дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2002. 147 с.

5. Крылова Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребёнка и взрослого //

Классный руководитель. 2000. № 3. С. 92-103.

6. Бакшеева Э.П. Педагогическая поддержка самоактуализации студентов в педвузе: Дис. ... канд. пед. наук. Сургут, 2002. 245 с.

7. Колонтаевская Т.В. Педагогическая поддержка личностного саморазвития студентов в процессе изучения иностранного языка: Дис. ... канд.

пед. наук. Хабаровск, 2002. 202 с.

8. Кучеренко Н.Л. Педагогическая поддержка становления коммуникативной культуры у будущих учителей иностранного языка в процессе

профессионального образования: Дис. ... канд. пед. наук. Благовещенск, 2002. 220 с.

9. Славина И.А. Педагогическая поддержка адаптации студентов к обучению в техническом вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград,

2005. 25 с.

10. Солодилова Т.В. Педагогическая поддержка студентов первого курса на этапе адаптации к обучению в вузе: Дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2003. 194 с.

11. Шинкорук М.В. Педагогическая поддержка развития теоретико-педагогического мышления будущего учителя: Дис. ... канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2003. 198 с.

12. Толковый словарь: язык газеты, радио, телевидения: Около 6000 слов и выражений / Г.Я. Соманик. М.: АСТ; Астрель, 2002. 752 с.

13. КузьминаН.В. Очерки психологии труда учителя: Учеб. для вузов. Л., 1967. 114 с.

14. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 600 с. Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 17 июня 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.