УДК 658.31.315:336
О ТРЕБОВАНИЯХ К ПОДГОТОВКЕ И ОБУЧЕНИЮ КАДРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЁМ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА
ABOUT REQUIREMENTS TO PREPARATION AND TRAINING OF THE STAFF
OF PROFESSIONAL PARTICIPANTS OF A SECURITIES MARKET WITH A VIEW OF COUNTERACTION TO LEGALIZATION (WASHING UP) OF THE INCOMES RECEIVED CRIME BY AND FINANCING OF TERRORISM
Е.И. Гученкова
H.I. Guchenkova
Омский филиал НАУФОР
Рассматриваются легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путём, и финансирование терроризма как одни из главных факторов неблагоприятного инвестиционного климата страны, препятствующих притоку инвестиций в экономику; роль персонала финансовых структур при выполнении ими своих должностных обязанностей в целях противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма; необходимость специального инструктажа и обучения персонала организации для выявления незаконных сделок и финансовых операций.
Legalization (washing up) of the incomes received crime by and financing of terrorism are one of primary factors of an adverse investment climate of the country, investments preventing inflow to economy. At performance of problems of counteraction of legalization of crime incomes and financings of terrorism the role of the personnel of financial structures is especially important at performance of the official duties by them. For revealing illegal deals and financial operations it is necessary to instruct and train the personnel of the organizations in the special image.
Ключевые слова: легализация преступных доходов, финансирование терроризма, специальный контроль, целевой инструктаж.
Key words: legalization (washing up) of incomes, financing of terrorism, role of the personnel of financial structures, financial action, task, force.
Террористические акты и диверсии последних десятилетий получают широкий резонанс как в России, так и за рубежом. Они наносят огромный ущерб государственным интересам страны, значительно ухудшая инвестиционный климат, снижая качество жизни населения.
Терроризм с каждым годом становится более тщательно организованным и жестоким, с использованием современной техники, оружия, средств связи. Для обеспечения террористических организаций и финансирования их преступной деятельности функционирует система фирм, компаний, банков и фондов.
Легализация доходов, полученных преступным путем, в том числе от торговли наркотиками и оружием, связана с проведением операций с наличными деньгами без оформления необходимых документов. Представление доходов от незаконной деятельности в качестве легальных доходов является главной целью легализации.
Проблема борьбы с терроризмом и легализацией (отмыванием) преступных доходов -важная государственная задача.
Термин «отмывание денег» (money laundering) впервые был использован в 80-х гг. в США применительно к доходам от наркобизнеса и включает процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги.
Очевидно, что для противодействия терроризму и легализации преступных доходов недостаточно усилий одной страны, необходимо координировать усилия всех государств на высшем уровне. Для осуществления эффективных действий по борьбе с этим крайне опасным явлением необходима выработка единых международно-правовых понятий, способов выявления и пресечения преступной деятельности и её финансирования. В 1989 г. была создана Международная группа по борьбе с легализацией преступных доходов «Financial Action
© Е.И. Гученкова, 2011
Страны, наиболее пострадавшие от терроризма в 1994—2004 гг. [1]
Место в рейтинге Страна Число погибших в терактах на территории страны в 1994-2004 гг. Число погибших в терактах (на 1 млн жителей страны)
1 США 3238 11,05
2 Россия 2111 14,54
3 Индия 1928 1,81
4 Израиль 1274 219,3
5 Колумбия 1135 26,82
6 Ирак 1122 44,22
7 Алжир 869 27,05
8 Пакистан 783 4,92
9 Уганда 471 17,84
10 Шри-Ланка 409 20,55
Task Force» (далее - FATF), разрабатывающая стандарты международной борьбы с отмыванием денег, координирующая международное сотрудничество по борьбе с отмыванием денег. Среди членов FATF - МВФ, Европол, Интерпол, Международный банк реконструкции и развития, в том числе и Россия.
В России федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг).
Служба создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации в результате преобразования Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу (далее
- КФМ России) [2]. КФМ России образован Указом Президента Российской Федерации от
1 ноября 2001 г. № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» и приступил к выполнению возложенных на него задач с 1 февраля 2002 г. [3].
Руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Правительство Российской Федерации [4].
Росфинмониторинг устанавливает обязательные требования к деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе к профессиональным участникам рынка ценных бумаг (далее - профучастники), в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [5].
Основными требованиями к профучастникам являются [6]:
1) разработка Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
2) наличие у профессионального участника специального должностного лица, ответственного за соблюдение Правил специального внутреннего контроля и реализацию программ его осуществления;
3) прохождение обязательной подготовки и обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма определённого перечня сотрудников организации [7].
Таким образом, важная роль в реализации данных требований отводится персоналу профучастников.
Остановимся подробнее на подготовке и обучении кадров профучастников в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Обязательным условием осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг является утверждение уполномоченным органом профучастника специального должностного лица, ответственного за соблюдение Правил специального внутреннего контроля и реализацию программ его осуществления (далее - ответственный сотрудник).
Ответственный сотрудник должен быть независим в своей деятельности от других структурных подразделений профучастника. Допускается совмещение указанной должности только с должностью контролёра.
Ответственный сотрудник должен соответствовать следующим квалификационным требованиям к специальным должностным лицам [8]:
1) наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей «Экономика и управление», «Юриспруденция», «Гуманитарные и социальные науки», подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
2) прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
С учетом актуальности проблемы борьбы с терроризмом и противодействия легализации преступных доходов установлены требования по подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма [7].
Впервые требования к персоналу вышеуказанных организаций в плане подготовки и обучения были установлены в 2008 г. [9].
С октября 2010 г. утверждены следующие формы обучения:
а) вводный инструктаж (проводится при приеме на работу);
б) дополнительный инструктаж (проводится при изменении законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; при утверждении новых правил внутреннего контроля);
в) целевой инструктаж (получение работниками базовых знаний о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля организаций, программ ее осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях);
г) повышение уровня знаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - повышение уровня знаний) (осуществляется в форме участия в конференциях, семинарах и иных обучающих мероприятиях).
Вводный и дополнительный инструктажи проводятся ответственным сотрудником. Целевой инструктаж и повышение уровня знаний
осуществляются организациями, аккредитованными Федеральной службой по финансовым рынкам на осуществление аттестации специалистов финансового рынка [10].
Руководитель организации обязан утвердить перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее -обучение) [7].
В организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся кредитными организациями), в перечень на обучение включаются следующие сотрудники:
а) руководитель организации;
б) руководитель филиала организации, осуществляющего деятельность на финансовом рынке;
в) заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями руководящий структурным подразделением организации (филиала), которое осуществляет деятельность на финансовом рынке;
г) руководитель и заместитель руководителя структурного подразделения организации (филиала), которое осуществляет деятельность на финансовом рынке;
д) контролер;
е) сотрудники организации (филиала), которые в соответствии с должностными обязанностями выполняют хотя бы одну из следующих функций:
- совершение сделок с ценными бумагами: от имени организации и за счет организации; от имени клиентов и за счет клиентов; от имени организации и за счет клиентов;
- совершение сделок и (или) операций с денежными средствами и (или) ценными бумагами в интересах учредителя управления;
- подписание исходящих документов организации (филиала), касающихся осуществления операций, связанных с управлением инвестиционными резервами акционерного инвестиционного фонда, имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, средствами пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда, или имуществом, в которое инвестированы средства пенсионных накоплений или накопления для жилищного обеспечения военнослужащих;
- подписание исходящих документов организаций (филиала), касающихся осуществле-
ния операций, связанных с управлением ценными бумагами, принадлежащими акционерному инвестиционному фонду, ценными бумагами в составе имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, или ценными бумагами, в которые размещены средства пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда или инвестированы средства пенсионных накоплений или накопления для жилищного обеспечения военнослужащих;
- подписание исходящих документов организации (филиала), касающихся осуществления операций, связанных с управлением ипотечным покрытием;
- ведение внутреннего учета операций с ценными бумагами;
- проведение операций, связанных с переходом права собственности на ценные бумаги по счетам депо клиентов;
- подписание документов, подтверждающих право собственности клиента на ценные бумаги, и документов о проведенных операциях;
- проведение операций, связанных с переходом права собственности на ценные бумаги по лицевым счетам зарегистрированных лиц;
- подписание документов, подтверждающих право собственности зарегистрированных лиц на ценные бумаги, и документов о проведенных операциях;
ж) специальное должностное лицо организации (филиала);
з) иные сотрудники организации (филиала) по усмотрению руководителя организации с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов.
Кредитные организации являются одним из основных звеньев системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. Огромное количество «фирм-однодневок» под видом оказания фиктивных услуг обналичивает через банки миллиарды рублей. Один из московских банков обналичил 7,2 млрд руб. с использованием тридцати «фирм-однодневок». А в 2004 г. по утерянному паспорту 15-летней девочки банк выдал наличными 1,3 млрд руб. [11].
Для того чтобы работа по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма была организована как можно более эффективно и давала результаты, очень важно подготовить и обучить соответствующие кадры в организации.
В организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, являющейся кредитной организацией, в перечень лиц, которые должны проходить обучение, включаются следующие сотрудники:
а) руководитель и заместитель руководителя структурного подразделения, которое осуществляет деятельность на финансовом рынке;
б) контролер;
в) сотрудники структурного подразделения, которые в соответствии с должностными обязанностями выполняют хотя бы одну из следующих функций:
- совершение сделок с ценными бумагами: от имени организации и за счет организации; от имени клиентов и за счет клиентов; от имени организации и за счет клиентов;
- совершение сделок и (или) операций с денежными средствами и (или) ценными бумагами в интересах учредителя управления;
- ведение внутреннего учета операций с ценными бумагами;
- проведение операций, связанных с переходом права собственности на ценные бумаги по счетам депо клиентов;
- подписание документов, подтверждающих право собственности клиента на ценные бумаги, и документов о проведенных операциях;
г) специальное должностное лицо;
д) иные сотрудники структурного подразделения, которое осуществляет деятельность на финансовом рынке, по усмотрению руководителя этого структурного подразделения.
Документы, подтверждающие прохождение сотрудником организации обучения, приобщаются к личному делу сотрудника. Организация ведет учет прохождения обучения ее сотрудниками.
В заключение следует отметить, что в настоящее время в России сформировалась определенная система требований к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе профессиональных участников рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, установленная на государственном уровне.
1. Газета «Коммерсант». - 2004. - № 169/П [3008]. - 24 сентября.
2. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
3. Указ Президента Российской Федерации от 01.11.2001 г. № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».
4. Указ Президента Российской Федерации от 24.09.2007 г. № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».
5. Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
6. Приказ ФСФР России от 21.03.2006 г. № 06-29/пз-н «Положение о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.05.2006, регистрационный номер 7786).
7. Приказ ФСФМ России от 03.08.2010 г. № 203 «Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма».
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 г. № 715 «О ква-
лификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
9. Приказ ФСФМ России от 01.11.2008 г. № 256 «Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма».
10. Приказ ФСФР России от 8.08.2006 г. № 06-87/пз-н «Об утверждении Положения об аккредитации организаций, осуществляющих аттестацию специалистов финансового рынка».
11. Юрчук А. Б. Аспекты отмывания денег в условия Российской действительности. -М. : Типография «Новости», 2006. - 41 с.