Научная статья на тему 'О трансформации стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года'

О трансформации стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия / малое предпринимательство / сектора развития малого предпринимательства / стратегия развития предпринимательства / стратегическое управление / конъюнктура малого предпринимательства / форс-мажор / дифференциация / strategy / small entrepreneurship / sectors of small entrepreneurship development / strategy of entrepreneurship development / strategic management / small business environment / force majeure / differentiation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н. И. Селиверстова

Статья посвящена анализу текущей ситуации в сфере развития малого предпринимательства и ее инструментов, которые определяют реальные условия ведения бизнеса. Объектом анализа выступает стратегия развития малого бизнеса в России, а предметом – социально-экономическая деятельность органов власти всех уровней, влияющая на развитие предпринимательства. Гипотезой исследования является актуальность существенного пересмотра действующего инструмента государственного развития малого предпринимательства. Стратегия и стратегическое мышление прочно вошли в реалии государственного планирования социально-экономического развития России, но вызывает вопросы фактические возможности, которые они предоставляют. В статье оговорены цель, задачи и подходы к предпринятому исследованию, включая анализ вторичных данных социологических исследований. Также использован графический метод представления данных; моделирование новых условий функционирования российского малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT TRANSFORMATION OF THE DEVELOPMENT STRATEGY OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION FOR THE PERIOD UP TO 2030

The issue consist of current situation analyze in small entrepreneurship development sphere and its tools, that locate real circumstances of the entrepreneurship. The test object is the development strategy of small entrepreneurship in the Russia, and the topic – the state social and economic activities that influence on that development. The idea of the issue is the major reviewer actualization of the functional state tool development of small entrepreneurship. The strategy and strategic way of thinking firm in the state planning facts of social and economic development in Russia, but the factual solutions generate many questions. The object, purpose and approaches in that issue settled, including review of secondary dates. The graphical technique is being used for dates presentation; the modeling of new circumstances of the functional development of small entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «О трансформации стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10409

Н.И. Селиверстова - кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», dina-voda@mail.ru,

N.I. Seliverstova - candidate of sociological sciences associate professor at the chair of the State and municipal management of the Orenburg State University.

О ТРАНСФОРМАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА ABOUT TRANSFORMATION OF THE DEVELOPMENT STRATEGY OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION FOR THE PERIOD UP TO 2030

Аннотация. Статья посвящена анализу текущей ситуации в сфере развития малого предпринимательства и ее инструментов, которые определяют реальные условия ведения бизнеса. Объектом анализа выступает стратегия развития малого бизнеса в России, а предметом - социально-экономическая деятельность органов власти всех уровней, влияющая на развитие предпринимательства. Гипотезой исследования является актуальность существенного пересмотра действующего инструмента государственного развития малого предпринимательства.

Стратегия и стратегическое мышление прочно вошли в реалии государственного планирования социально-экономического развития России, но вызывает вопросы фактические возможности, которые они предоставляют.

В статье оговорены цель, задачи и подходы к предпринятому исследованию, включая анализ вторичных данных социологических исследований. Также использован графический метод представления данных; моделирование новых условий функционирования российского малого предпринимательства.

Abstract. The issue consist of current situation analyze in small entrepreneurship development sphere and its tools, that locate real circumstances of the entrepreneurship. The test object is the development strategy of small entrepreneurship in the Russia, and the topic - the state social and economic activities that influence on that development. The idea of the issue is the major reviewer actualization of the functional state tool development of small entrepreneurship.

The strategy and strategic way of thinking firm in the state planning facts of social and economic development in Russia, but the factual solutions generate many questions.

The object, purpose and approaches in that issue settled, including review of secondary dates. The graphical technique is being used for dates presentation; the modeling of new circumstances of the functional development of small entrepreneurship.

Ключевые слова: стратегия, малое предпринимательство, сектора развития малого предпринимательства, стратегия развития предпринимательства, стратегическое управление, конъюнктура малого предпринимательства, форс-мажор, дифференциация

Key words: strategy, small entrepreneurship, sectors of small entrepreneurship development, strategy of entrepreneurship development, strategic management, small business environment, force majeure, differentiation

Введение

Стратегия должна обеспечивать создание конкурентоспособной, гибкой и адаптивной экономики, которая гарантирует гибкий и адаптивный индивидуализированный подход к каждому потенциальному потребителю благ и услуг, инновационное развитие страны и «стабильную» занятость. В данном исследовании обратим внимание на действующую Стратегию развития малого и среднего бизнеса в России, которая, как известно, поделена на три этапа (2016-2018 гг.; 2019-2025 гг.; 2026-2030 гг.). Данные этапы подразумевают ряд специфических задач, корректируя действие стратегии и обеспечивая последовательность реализации. Причем наиболее значимым с точки зрения создания устойчивой площадки для планомерного развития считается именно второй этап, который и «застал» в полной мере пандемию. Последняя обесценила «результаты первого этапа» и исказила текущую конъюнктуру.

Актуальность стратегии развития предпринимательства в современной России возникла давно, были опубликованы работы, которые предлагали разносторонний анализ состояния и развития предпринимательства в России (например, монография А. Ю. Манохина Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в современной России (2010 г.). Но главная заслуга обозначенных публикаций и принятого нормативного документа - корректировка роли государства в регулировании предпринимательской деятельности. Но корректировка нужна и в данный момент времени.

Необходимость принятия стратегии была обусловлена кризисными явлениями в экономике и в среде развития малого бизнеса, поиском новых организационных структур поддержки малого бизнеса в России. Текущая ситуация обострила проблемы малого бизнеса и породила новые.

Так, по словам Романчука - исполнительного директора аналитического центра «Стратегия», «В стратегии ... подчеркиваются равные условия для бизнеса.... хотя мы знаем, о «неравных» условиях, порожденных пандемией.

Таким образом, целью исследования является изучение перспектив изменения стратегии развития малого предпринимательства. Достижение названной цели предполагает решение следующих задач:

- определение природы современной стратегии;

- выявление текущей конъюнктуры малого бизнеса;

- разработка путей совершенствования стратегии развития малого предпринимательства.

В качестве методов исследования были использованы функциональный и институциональный подходы.

Современная стратегия и стратегическое управление рассматриваются как коренной элемент стабильности развития социально-экономической ситуации во многих странах. Это важнейший инструмент современных преобразований любой экономической системы, социально-экономическая роль которого заключается в обеспечении определенного качества жизни социально-экономических систем. Даже если стратегия - это вполне сформированный, определенный на долгосрочную перспективу план достижения некоторой цели, учитывающий текущие возможности, то стратегию следует пересматривать.

С этой позиции миссия стратегического управления в России коррелирует с миссией государственных органов всех уровней. Несмотря на видимую разницу между государством и предпринимательством, в большинстве зарубежных государств они взаимодействуют, в рамках, созданных в каждой стране модели - стратегии.

Основная часть

К сожалению, в современной науке и практике управления отсутствует фиксированное понимание стратегии и существуют различные трактовки ее содержания. Тем не менее, по опыту других государств и отечественному, в том числе, стратегия - необходимое условие развития страны, залог эффективности государственной политики. Исследователи, например, А.Н. Шохин, отмечают, что направления социально-экономической политики, а также реализации государственных программ, а значит и стратегий, достигаемые в итоге, достаточно непредсказуемы [1].

С позиции теории управления стратегия сегодня - залог того, что организация планирует существовать не только сегодня, а значит - стратегия - определенный залог уверенности, которая меняется под воздействием различных факторов.

Тем не менее, с 2014 года - года нормативного закрепления государственного стратегического планирования в России, стремясь обезопасить развитие страны и определить его перспективы, по мнению Евстафьевой Ю.В., отсутствует положительное влияние стратегического планирования на социально-экономическое развитие государства [2].

Сегодня стратегическое управление в государственном аспекте подразумевает фактическую реализацию, как функционального подхода, так и институционального, так как в современной науке институты формируют «... гибкую поддерживающую структуру, изменяющуюся под влиянием практического действия...», что обуславливает их взаимосвязь с практикой повседневного действия.

В обозначенном контексте наибольшее значение приобретает наличие, качество и эффективность современного государственного стратегирования. Так, Евстафьева Ю.В. отмечает, что « .документы стратегического планирования на федеральном уровне не имеют статуса законодательных актов, вопрос ответственности, в первую очередь за исполнение принятых документов, приобретает особое значение [2]. Сложившаяся практика неисполнения плановых документов, в том числе и принятых до 2014 года, в сумме с ненаступлением каких-либо санкций для тех, кто был ответственным за их реализацию, существенно ослабляет сам институт государственного планирования в нашей стране.

Итак, в современном государстве стратегия не становится инструментом государственной политики, ввиду «постоянного переноса сроков», «недоучета мнений целевых аудиторий», что показано на рисунке 1.

Верхний уровень управления государством

« »(

сектора экономики, общественные институты)

Рисунок 1 - Механизм управления государственной стратегией

.10

Подчеркнем, что обратных связей фактически нет, их в целом не предусмотрено системой государственного стратегического планирования России. Полагаем, что далеко не всегда причиной обозначенных «неудач» является верхний уровень управления, могут вмешаться и иные факторы. Например, форс-мажор - современная пандемия.

Далее рассмотрим конъюнктуру малого бизнеса в России. Ранее нами отмечалось, что первый этап Стратегии можно считать достаточно успешным, так как российские предприниматели в целом освоились с конъюнктурой рынка, экономическими кризисами, постоянными изменениями в налоговой системе, внешнеэкономическим факторами, смогли себя реализовать [3], но до пандемии.

В форс-мажорных обстоятельствах пандемии государственные структуры предпринимали определенные шаги, чтобы сохранить некоторые сектора бизнеса - так называемые «системообразующие», но это коснулось не всей отраслевой структуры. Так, согласно опросам ВЦИОМ, некоторые сектора малого бизнеса были представлены в общей структуре малого российского предпримательства (рис. 2), но не все получали адекватную помощь.

культура, строительство

социальное 10%

обеспечение

9%

Рисунок 2 - Структура малого российского предпринимательства, принявшая участие в опросе 30.04.2020"

В целом, данные опроса положительны, в плане всесторонней поддержки, но социальные сети кричат о другом, да и текущая ситуация в регионах. Известно, что в Оренбургской области, например, значительный ущерб понесли сектора «торговля, общественное питание...», «здравоохранение, физическая культура...», работа субъектов которых или вовсе приостановлена или серьезно ограничена.

Наибольшие трудности испытывает сектор обслуживания, который был ориентирован на разнообразие социальных услуг, в том числе, бытового плана, но далеко не все они смогли перейти на так называемый «дистанционный» формат. Транспортное обслуживание также несет серьезные потери, так как прежние (до введения режима изоляции) логистические схемы столкнулись с реальными барьерами ограничения деятельности, вводимых в нормативном порядке высшими должностными лицами различных уровней управления - это закрытие границ с другими государствами, а также объявлении каникул в деятельности некоторых посредников, поставщиков.

В современных обстоятельствах именно розничная торговля в нестационарных местах становится сложно реализуемой (до первой проверки) в плане продовольственных и непродовольственных товаров. В итоге происходит «уничтожение» целых секторов малого бизнеса, или как говорят в ряде статей «мелкого бизнеса», мотивируя это стремлением защитить население от биологической угрозы.

Д. Потапенко - российский бизнесмен - отмечает, что меры ограничительного порядка для предпринимателей вводились властями, но они планируют вернуть все потери на оказание поддержки с помощью «вводимых мер поддержки» (например, беспроцентный кредит на заработную плату) [4].

По мнению ряда экспертов (27 апреля 2020 года состоялся круглый стол: «Есть ли жизнь после кризиса? Самозанятость и малый бизнес»), пандемия не создала новые трудности, но обострила существующие (налогообложение, безопасность и пр.). Кроме того, в июне должны запустить в действие общенациональный план восстановления экономики, который президент России Владимир Путин поручил разработать правительству. Не споря с этими решениями государственных должностных лиц, ситуация к лучшему меняется только для избранных предпринимателей. Как итог - бывший сотрудник российского Минфина Данил Махницкий запустил интерактивную карту российского бизнеса, находящегося на грани разорения из-за пандемии коронавируса и карантинных мер [5].

Итак, конъюнктура российского малого бизнеса сильно изменилась. Причем к таким изменениям не был готов никто. На вопрос «Мегаплана», который находится в структуре РБК, о том, какие отрасли больше всего

пострадали от кризиса, связанного с последствиями распространения коронавирусной инфекции, 82,9% опрошенных назвали ресторанную отрасль. Проблемы в индустрии моды и красоты отметили 61,6% участников исследования, в производственной сфере - 48,5%. Менее всего пострадали сферы:

- ИТ-индустрии;

- телекоммуникационная отрасль;

- здравоохранение [6].

Что опять-таки говорит о дифференциации положения субъектов предпринимательства. В докризисный период многие субъекты российского предпринимательства говорили о необходимости трансформировать стратегию развития предпринимательства в зависимости от экономического сектора функционирования предпринимателя.

Е.М. Бухвальд [7] отмечает, что важным условием эффективного стратегирования государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства выступает ее децентрализация, т.е. акцент на расширении функций и экономической заинтересованности региональных и местных органов управления. В настоящее время именно данная децентрализация действий властей привела к различным вариантам развития малого бизнеса в России

Как отмечалось ранее, стратегия должна содержать в себе механизмы постоянной актуализации, гибкой ориентации государственной политики на потенциальные точки наиболее активного роста малого бизнеса, которые в текущий период все сильнее дифференцируются, как по отраслям, так и по территориям. В данной ситуации немаловажным фактором становится и геополитическое положение территории, детерминирующее поведение региональных или муниципальных органов власти. Рост онлайн бизнес операций привел к соответствующей позиции 1Т - сферы в России, причем именно данные технологии во многом способствовали сохранению потребительского спроса в различных секторах малого бизнеса [8].

В условиях предпринимательской деятельности непременно существует так называемый «деловой оборот», определяющий его эффективность для государства, для жителей страны. Но в условиях отсутствия экономической и прочей стабильности, вызванной пандемией, признанной форс-мажором [9], устойчивость конъюнктуры предпринимательства вызывает большие вопросы. Роль государства состоит в облегчении ситуации, в которой оказались экономические агенты, в следствие форс-мажора. Как было ранее сказано, государство принимало меры, чтобы поддержать предпринимательское сообщество, но они серьезно дифференцировали экономическое положение предпринимателей различных секторов. Общая теория рисков в рамках теории управления обращает внимание на необходимость «купирования» рисков, в том числе, например, управляя стратегией развития [10].

Теория стратегического управления предполагает необходимость принципа участия заинтересованных сторон в процессе разработки стратегии, но далеко не всегда этот принцип соблюдается. В настоящее время ситуация в предпринимательском сообществе усугубляется благодаря:

- возрастающей дифференциации экономических условий различных секторов предпринимательства;

- нарастанию экономических последствий углубления мирового экономического кризиса на фоне пандемии;

- возросшей децентрализации в региональном управлении экономической конъюнктурой.

Итак, необходимость корректировки стратегии развития малого предпринимательства очевидна и требует внесения существенных изменений в обозначенный текст

Н. А. Некрасов в своей статье «Перспективы развития стратегического менеджмента в российских организациях» [11] назвал основные причины затрудненного и замедленного перехода предприятий России к системе стратегического управления, которые в данное время обострились:

- проблемы информационного обеспечения функций управления;

- нестабильная правовая база;

- социальные, культурные, психологические факторы, связанные с ведением бизнеса.

Они все так же актуальны, так как названные факторы стремительно деформируются в настоящее время и на фоне прошедшего голосования, ситуация с предпринимателями не претерпела изменений.

Полагаем целесообразным внести изменения в направления действующей стратегии развития, представленные на рисунке 3.

интеграция функций поддержки малого и среднего предпринимательства

стимулирование спроса на продукцию малых и средних предприятий, в том числе на основе расширения доступа таких предприятий к закупкам товаров, работ, услуг организациями государственного сектора экономики

У

У

У

создание условий для повышения производительности труда на малых и средних предприятиях

-<

-<

обеспечение доступности финансовых ресурсов для малых и средних предприятий

ч

совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей

У

повышение качества государственного регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства

стимулирование развития предпринимательской деятельности на отдельных территориях и в отдельных секторах

Рисунок 3 - Направления стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года

Предлагаемые изменения в направления Стратегии обозначены курсивом или подчеркнутым шрифтом (наиболее требующие корректировки в данный момент) Выводы

Таким образом, в результате исследования определены:

- природа современной стратегии;

- выявлена текущая конъюнктура малого бизнеса;

- показана необходимость совершенствования стратегии развития малого предпринимательства. Полагаем, что наиболее значимым результатом исследования является определение корректировки стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. В обозначенном контексте показана актуальность трансформации инструмента государственного регулирования предпринимательского сообщества в современной России.

Источники:

1. Щербаков З. Стратегия развития предпринимательства — бесполезная или прогрессивная? [Электронный ресурс] // Белорусские новости. - Режим доступа: https://naviny.by/article/20181018/1539861480-strategiya-razvitiya-predprinimatelstva-bespoleznaya-iH-progressivnaya

2. Бизнес будет массово банкротиться из-за пандемии коронавируса [Электронный ресурс] // Актуальные комментарии. - Режим доступа: http://actualcomment.ru/biznes-budet-massovo-bankrotitsya-iz-za-pandemii-koronavirusa.html

3. Бабаева В. Коронакризис обнажил проблемы самозанятой части населения, малого и среднего бизнеса России, о которых все знали, но никто не хотел их решать. Теперь откладывать больше некуда [Электронный ресурс] // Интернет газета «Деловой Петербург». - Режим доступа:https://www.dp.ru/a/2020/04/28/COV[D-19_i_malij_biznes

4. Налоговый капитал, ваучеры от туркомпаний и отдых по жестким правилам — новшества для бизнеса с июня-2020 [Электронный ресурс] // Интернет-газета «Реальное время». - Режим доступа: https://realnoevremya.ru/articles/176182-biznes-utochniv-okved-mozhet-pretendovat-na-pomosch

5. Государство недостаточно поддерживает бизнес и уволенных сотрудников. Но есть те, кто помогает справиться с кризисом (причем бесплатно) [Электронный ресурс] // Meduza. - Режим доступа: https://meduza.io/feature/2020/06/18/prodvizhenie-biznesa-yuridicheskie-konsultatsii-novye-vakansii

6. Малый и средний бизнес назвал самые пострадавшие отрасли [Электронный ресурс] // РБК. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/18/05/2020/5ec0e48b9a79476c0568bd13

7. Бухвальд, Е.М. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 года: амбиции и реалии // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2016. - № 1 (43). - С. 66-80.

8. Антонова, М.П., Баринова В.А., Громов В.В., Земцов С.П., Красносельских А.Н., Милоголов Н.С., Потапова А.А., Царева Ю.В. Развитие малого и среднего предпринимательства в России в контексте реализации национального проекта - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. - 88 с.

9. Гузь, С. Пандемия как форс-мажор: как бороться с коронавирусом в судах и арбитражах [Электронный ресурс] // Forbes. - Режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/395441-pandemiya-kak-fors-mazhor-kak-borotsya-s-koronavirusom-v-sudah-i-arbitrazhah

10. Латышенко Г. И., Гальчина Д. Д., Губанова М. А. О роли стратегического планирования деятельности малых предприятий в условиях нестабильной экономической ситуации // Менеджмент социальных и экономических систем. -2017. - № 2. - С. 12-17.

11. Некрасов Н. А. Перспективы развития стратегического менеджмента в российских организациях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 4 (апрель). - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/184021.htm. References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Shherbakov Z. Strategy of entrepreneurship development — isn't useful or not? [Electronic resource] // Belarusian news. -URL: https://naviny.by/article/20181018/1539861480-strategiya-razvitiya-predprinimatelstva-bespoleznaya-ili-progressiv-naya

2. The entrepreneurship will be bankrupt because of coronavirus pandemic [Electronic resource] // Actual comments. - URL: http://actualcomment.ru/biznes-budet-massovo-bankrotitsya-iz-za-pandemii-koronavirusa.html

3. Babaeva V. Coronavirus was destignated by the problems of self-employed population, small and middle entrepreneurship in Russia, about what everybody knows, but nobody wants to solve the problems. Now there is nowhere to save [Electronic resource] // Internet newspaper «Business Petersburg». - URL:https://www.dp.ru/a/2020/04/28/C0VID-19_i_malij_biznes

4. The tax capital, vouchers of travel companies and recreation of hard rules — news for business from the June -2020 [Electronic resource] // Internet- newspaper «The real time». - URL: https://realnoevremya.ru/articles/176182-biznes-utochniv-okved-mozhet-pretendovat-na-pomosch

5. The state is not enough to support of the business and of the fired employees. But there is only those, who can help to deal with the crisis (without the pay) [Electronic resource] // Meduza. - URL: https://meduza.io/feature/2020/06/18/prodvizhenie-biznesa-yuridicheskie-konsultatsii-novye-vakansii

6. The small and middle business named the victim industries [Electronic resource] // RBK. - URL: https://www.rbc.ru/busi-ness/18/05/2020/5ec0e48b9a79476c0568bd13

7. Buhval'd, E.M. Strategy of the small and middle of entrepreneurship development in Roussia up to 2030 year: ambitions and reality // Economic and social changes: fakts, tendencies, forecast. - 2016. - № 1 (43). - P. 66-80.

8. Antonova, M.P., Barinova V.A., Gromov V.V., Zemcov S.P., Krasnosel'skih A.N., Milogolov N.S., Potapova A.A., Careva Ju.V. The small and middle of entrepreneurship development in Russia in the context of realization of the national project -M.: The publishing house «Delo» RANHiGS, 2020. - 88 p.

9. Guz', S. Pandemija as a force majeure: how to fight with coronavirus in the courts and arbitrations [Electronic resource] // Forbes. - URL: https://www.forbes.ru/biznes/395441-pandemiya-kak-fors-mazhor-kak-borotsya-s-koronavirusom-v-sudah-i-arbitrazhah

10. Latyshenko G. I., Gal'china D. D., Gubanova M. A. About the role of the strategic planning of the small entrepreneurship activities in the circumstances of economics instability // Management social and economic system. - 2017. - № 2. - S. 12-17.

11. Nekrasov N. A. Perspektives of strategic management development in Russian organizations // Scientific and methodological elektroic magazine «Concept». - 2018. - № 4 (April). - 0,6 p. l. - URL: http://e-koncept.ru/2018/184021.htm.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10410

В.П. Смолькин - доцент кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности, к.э.н., Ульяновский государственный университет, surap99@mail.ru,

V.P. Smolkin - Associate Professor of the Department of Pedagogy of Vocational Education and Social Activity, Ulyanovsky State University;

О.Ф. Удалов - профессор кафедры мировой экономики, д.э.н., Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, oudalov@list.ru,

O.F. Udalov - Professor of the Department of World Economics, D. E., National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В ОБЪЕКТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ METHODOLOGICAL MODEL OF STRUCTURAL TRANSFORMATIONS OF HUMAN RESOURCES MANAGEMENT IN RESEARCH OBJECTS

Аннотация. В статье предложены результаты исследований по управлению человеческими ресурсами. Подчеркнута важность развития теоретических и методологических положений в отношении стратегического управления человеческими ресурсами социально-экономических систем на всех уровнях хозяйствования с учетом интересов различных стейкхолдеров. Даны авторские определения «стратегического управления» и «стратегического управления человеческими ресурсами». Показано, что основой современных концепций стратегического управления человеческими ресурсами является предпочтение социальным целям перед экономическими,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.