Научная статья на тему 'Тенденции развития малого предпринимательства'

Тенденции развития малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бугаева Татьяна Николаевна

В статье на основе анализа теоретических положений и законодательной базы страны рассмотрены перспективы развития малого предпринимательства в России, условия его функционирования на основе программ государственной поддержки и в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития малого бизнеса к 2020 году. Сформулированы предложения по развитию малого предпринимательства в стране в ближайшей перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития малого предпринимательства»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМ

ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 334

Бугаева Татьяна Николаевна,

к. э. н., доцент,

кафедра финансов предприятий и страхования,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь.

Bugaeva Tatyana,

Ph.D. in Economics, associate professor,

Department of Business Finance and Insurance,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS

В статье на основе анализа теоретических положений и законодательной базы страны рассмотрены перспективы развития малого предпринимательства в России, условия его функционирования на основе программ государственной поддержки и в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития малого бизнеса к 2020 году. Сформулированы предложения по развитию малого предпринимательства в стране в ближайшей перспективе.

Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, государственная поддержка малого бизнеса, стратегия развития малого бизнеса, программа развития малого предпринимательства.

In article on the basis of the analysis of theoretical positions and legislative base of the country prospects of progress of small business in Russia, conditions of its functioning on the basis of programs of the state support and according to the Concept of long-term social and economic progress of small business by 2020 are considered. Offers on progress of small business in the country in immediate prospects are stated.

Keywords: business, small and medium business, state support of small business, strategy of development of small business, program of development of small business.

ВВЕДЕНИЕ

Малое предпринимательство является стратегическим ресурсом устойчивого социально-экономического развития общества и государства. Мировой опыт свидетельствует о том, что основным двигателем экономического развития государства является сектор малого и среднего предпринимательства. На данный момент необходимость создания особых условий развития малого бизнеса имеет ведущее значение в экономике, в связи с чем проблемам и перспективам развития малого бизнеса в России в последние годы стало уделяться значительно больше внимания. Во многом эта ситуация сложилась из-за введения санкций в отношении России. Возникшие трудности обуславливают насущную необходимость развития отечественного предпринимательства, в том числе малого бизнеса, его скорейшее восстановление и совершенствование, так как из-за множества факторов, повлиявших на падение курса рубля и цен на нефть, основные надежды возлагаются именно на малые или средние предприятия.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является исследование перспектив развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В мировой экономике малые предприятия являются базисом финансовой системы. Специалисты утверждают, что без них не будут существовать крупные предприятия. Крупные предприятия работают в национальном и межнациональном объеме, а малые предприятия сосредоточены на конкретных рынках и работают с местными ресурсами, удовлетворяя потребности локально. Интересно то, что государство своими действиями формирует общие рыночные принципы дея-

140

тельности на территории страны, банковскую и кредитную политику, контроль и регулирование отношений между субъектами. Некоторые компании обращают на себя внимание центральных органов власти, но это скорее крупные фирмы национального масштаба и значения. А органы власти на местах способны оценить важность того или иного предприятия малого и среднего бизнеса в регионе и именно ему оказать действенную государственную поддержку и способствовать его развитию. Недостаточные результаты государственной политики, направленной на продвижение и развитие малого и среднего бизнеса, в течение долгого времени объяснялись не только ее довольно примитивными инструментами, но также и ее изоляцией от других ключевых направлений государственной экономической политики и общими неудовлетворительными тенденциями структурных реформ в экономике Российской Федерации [1].

С каждым годом роль малого бизнеса усиливается. Он создает новые рабочие места, способствует внедрению инноваций, развитию отраслей, уменьшению кризисных воздействий и положительной динамике роста экономических показателей. Такие предприятия более гибкие и приспосабливаемые в своем рыночном поведении и способны очень быстро реагировать на изменение ситуации в государстве. В России проблемы функционирования и развития малого бизнеса достаточно актуальны и остаются открытыми и в настоящее время. По мнению большинства экспертов, перспективы развития малого бизнеса достаточно высоки, поскольку именно сейчас к этому прилагаются особые усилия с стороны государства.

Механизмы экономической поддержки, которые созданы для развития малого и среднего бизнеса, условно разделяются на две группы: децентрализованные и централизованные.

К первому виду принадлежат различные формы и методы саморегулирования малого бизнеса, а также его приспособления к постоянно изменяемым условиям рыночной среды. Эти механизмы могут проявляться в сотрудничестве малого и крупного бизнеса (венчурные контракты, субподряд, франчайзинг). Однако следует отметить, что работают они только в случае достаточного развития рыночной экономики. Именно тогда децентрализованные механизмы, поддерживающие малый бизнес, являются более эффективными, нежели централизованные. В случае если финансовая ситуация нестабильна, лучше использовать централизованные методы, предлагаемые государством. В России малый бизнес поставлен в трудные условия существования, сопряженные с множеством проблем, которые заставляют малые предприятия уходить в тень, действовать за рамками законодательства либо ведут к разорению и банкротству. Слабое развитие рыночных механизмов ведет к увеличению степени государственного регулирования в сфере деятельности малого бизнеса.

Что касается централизованных механизмов, то к ним относятся мероприятия, связанные с улучшением условий создания, функционирования и развития малого бизнеса. Поддержка и регулирование этой сферы заключается в стимуляции деятельности предпринимателей со стороны государства, путем достижения определенных целей и направлений. Для определения целевых ориентиров развития и поддержки малого предпринимательства необходимо сочетать интересы малого бизнеса и предпринимательства, а также состояние экономики государства [2].

Институт государственной финансовой поддержки малого предпринимательства следует понимать как совокупность взаимоотношений между государство и субъектами малого предпринимательства, направленных на развитие малого бизнеса [3].

Основными целями государственной политики в области развития малого бизнеса в России являются:

• создание условий, способствующих эффективной предпринимательской деятельности;

• развитие малого бизнеса как ключевого фактора для развития конкурентной среды, а также среднего класса общества;

• сокращение безработицы и рост занятости населения;

• увеличение доли малого бизнеса в различных сферах: валовом внутреннем и региональном продукте, в налогах регионального и местного бюджета.

Необходима действенная система государственного управления регулированием деятельности малого бизнеса, которая должна соответствовать масштабности стоящих перед ней задач. Также она должна иметь обоснованные функциональные, концептуально-программные, организационные показатели и характеристики. Также возможно использование государственных программ поддержки, направленных на стимулирование развития масштабов деятельности малого бизнеса, предоставление предпринимателям возможностей раскрыть свой потенциал, достигая поставленные цели, открывая новые направления деятельности [5]. Эффективная программа развития

141

должна способствовать формированию здоровой и выгодной для потребителя конкуренции, а также в будущем улучшить финансовое состояние субъектов. Подобная концепция предполагает комплекс мер, направленных на стимуляцию роста субъектов предпринимательской деятельности, а также на изменение отраслевой структуры средних и малых компаний. Существующие государственные программы для малого и среднего бизнеса уже позволили многим их участникам получить гарантированный доступ к субсидиям, льготные кредиты, а также иметь возможность использования прочих механизмов. При этом следует иметь ввиду, что любая из программ имеет определенный период действия, утвержденный бюджет, а самое главное — четкие направления действий поддержки бизнеса. К примеру, с помощью государственных программ поддержки бизнеса можно получить некоторую сумму компенсации на обновление технологий и материалов, провести рекламную кампанию или принять участие в тематической выставке.

Инфраструктура программ поддержки среднего и малого бизнеса представляет собой перечень определенных организаций, осуществляющих эту поддержку на должном уровне. Это могут быть коммерческие или некоммерческие организации, созданные в качестве подрядчиков и размещающие заказы на выполнение работ для государственных нужд. Кроме того, в инфраструктуре присутствуют и фонды поддержки предпринимательства, фонды поручительства и гарантий, инвестиционные фонды для привлечения финансовых средств, бизнес-инкубаторы, научные парки и прочие организации.

На сегодня поддержка малого и среднего предпринимательства является одной из наиболее важных задач государства. Ее реализация осуществляется множеством разнообразных способов.

В рамках нормативно-правового регулирования направления решаются следующие задачи:

• совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере приватизации недвижимого имущества малыми и средними предприятиями;

• мониторинг практики применения специальных налоговых режимов и подготовка на этой основе предложений по внесению изменений в налоговое законодательство;

• расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам, осуществляемым государственными компаниями и инфраструктурными монополиями;

• упрощение требований к ведению бухгалтерского и статистического учета субъектами малого предпринимательства;

• совершенствование трудового законодательства в части регулирования отношений в сфере малого и среднего предпринимательства.

Также государством предлагается разнообразные виды финансовой помощи и поддержки:

• гранты для предпринимателей, которые только начинают бизнес, — в сравнении с 2015 годом в 2017 году увеличился размер субсидии, которая выросла с 300000 до 500000 рублей. Гранты на поддержку малого бизнеса предоставляются лицам, которые зарегистрированы в качестве СПД на протяжении более 2 лет. Средства выдаются на конкурсной основе с целью их направления на нужды бизнеса, кроме аренды помещений и выплаты зарплаты наемным рабочим. Также грант выдается безработным лицам, малообеспеченным семьям с малолетними детьми, детьми-инвалидами, бывшим работникам государственной или военной службы;

• для приобретения основных средств — государственная программа в поддержку малого бизнеса в 2017 году гарантирует выдачу до 5000000 рублей на предпринимательство, которая в будущем позволит увеличить количество рабочих мест, налоговых поступлений в федеральный бюджет, повысить социальную значимость малого бизнеса. Получить субсидию на развитие малого бизнеса такого формата смогут частные предприниматели в промышленной, жилищно-коммунальной, экономической, социальной сфере, которые подготовят и защитят проект развития бизнеса; предоставят полный пакет документов по требованию комиссии;

• денежные субсидии на бизнес от Центра занятости — государство в 2017 году предлагает до 58800 рублей для открытия небольшого частного предпринимательства;

• компенсации кредитов, ранее полученных на развитие малого и среднего бизнеса, — программа 2017 года предложена Правительством России по финансовой и имущественной поддержке. Для покрытия части процентной ставки предприниматель предоставляет бизнес-план, необходимые документы, после чего принимается решение о выделении финансовой помощи данному лицу. Сумма выплат может составлять до 15000000 рублей;

• финансовая господдержка социально незащищенным категориям населения (освободившихся из мест лишения свободы, инвалидам, матерям и отцам-одиночкам, выпускникам интернатов,

142

др.) — программа предусматривает выдачу субсидии до 1500000 рублей для поддержки запланированных мероприятий по стабилизации и развитии предпринимательства;

• обучение и стажировки за счет государственных средств, профессиональная переквалификация (возможно оформить с полным или частичным покрытием расходов);

• бизнес-инкубаторы (обычно на базе Фондов поддержки малого предпринимательства) — помощь для расширения области рабочей площади (аренды помещений, складов, пр.), обучение азам предпринимательства, помощь в составлении бизнес плана по образцу для получения субсидии;

• помощь в ведении бухгалтерского и налогового учета на безвозмездной основе (аутсорсинг);

• содействие развитию инновационных технологий — государством в 2017 году выделяются средства для покрытия затрат на продвижение нового продукта, приобретения на него патента и лицензионных прав (максимум 2500000 рублей).

В 2017 году правительством РФ принято решение о выделении средств поддержки малого и среднего бизнеса регионов в размере 7,5 млрд. рублей субсидий. Указанные средства предоставляются регионам на реализацию четырех основных направлений:

• оказание финансовой поддержки субъектам МСП и организациям, образующим их инфраструктуру поддержки;

• предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений;

• содействие развитию молодежного предпринимательства;

• организация предоставления услуг по принципу «одного окна» для оказания поддержки субъектам МСП [6].

Мероприятия, софинансируемые в рамках программы, традиционно демонстрируют высокий спрос со стороны субъектов РФ. В рассмотрении и согласовании мероприятий, заявляемых к федеральному софинансированию, приняли участие 82 субъекта РФ, был рассмотрен 431 проект на общую сумму более 9 млрд рублей при установленном в рамках государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» объеме финансирования из федерального бюджета в размере 7,513 млрд рублей.

В рамках направления по оказанию финансовой поддержки субъектам МСП и организациям, образующим их инфраструктуру поддержки, наиболее востребованными в 2017 году со стороны стали «возвратные» меры поддержки, в том числе мероприятия по созданию и развитию микрофинансовых организаций и гарантийных фондов (поддержаны в размере 3,06 млрд рублей), мероприятия по поддержке монопрофильных муниципальных образований (0,74 млрд рублей), созданию и развитию информационно-консультационной поддержки (0,72 млрд рублей), инфраструктуры поддержки МСП, осуществляющей свою деятельность в области инноваций и промышленного производства (0,69 млрд рублей).

На завершение объектов капитального строительства (бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков) субъектам РФ предоставлено 1,6 млрд рублей. Это позволит уже в конце этого года ввести в эксплуатацию 11 объектов капитального строительство и начать размещение резидентов — субъектов МСП.

Для содействия развитию молодежного предпринимательства направлено 0,23 млрд рублей, в том числе 0,175 млрд рублей — на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность и 0,055 млрд рублей — на создание и обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества.

На создание многофункциональных центров для бизнеса предусмотрено 0,135 млрд рублей.

Направлениями, признанными в 2017 году для государства приоритетными являются:

• производственная сфера;

• деятельность, связанная с наукой, инновациями и высокими технологиями;

• народные промыслы;

• деятельность социальной направленности;

• туризм (в том числе экотуризм).

Степень активности малых и средних предприятий во многом зависит от политики государства, деловой активности и вовлеченности органов местной власти в этот процесс [2].

ВЫВОДЫ

Время стремительного развития за последнее десятилетие показало, что основой прогресса для всех отраслей экономики является малый бизнес. Именно его развитие является приоритетным направлением экономики большинства стран. В нашей стране также проводится подобная политика, но на начальных этапах она реализовывалась в большей степени декларативно. Однако

143

несмотря на существующие проблемы в России предпринимательский сектор (имеются в виду предприятия среднего и малого бизнеса) все-таки сформировался и стал довольно объемным и значимым. Все последние годы и даже десятилетия, прошедшие с момента перехода страны к рыночной экономике, программы поддержки развития малого бизнеса принимались практически ежегодно. В итоге сегодня государственная помощь малому бизнесу оказывается в рамках федеральных программ и программ региональной поддержки. И несмотря на то, что разработана довольно масштабная программа поддержки малого бизнеса, некоторые меры государственной поддержки и развития малого предпринимательства не всегда оказываются верными и последовательными. Развитие малого бизнеса способно ускорить восстановление экономики России в 2017 году при условии дальнейшей поддержки со стороны государства. Кроме того, с помощью предпринимателей удастся создать новые рабочие места, что существенно улучшит ситуацию на рынке труда. При этом новым вызовом для малого и среднего предпринимательства в перспективе может стать ухудшение внешних факторов и проблемы с дефицитом бюджета.

Развитию малого бизнеса в России мешает множество проблем, решению которых может помочь только продуманная и взвешенная государственная политика. Однако зачастую создается впечатление, что росту влияния малого бизнеса на экономику страны существенно мешает несогласованность действий чиновников и начинающих предпринимателей, также имеется необходимость повышения финансовой грамотности предпринимателей и повышения их информированности о существующих возможностях развития бизнеса. Стратегия развития малого бизнеса в Российской Федерации должна быть не только формальным документом, отражающим текущие проблемы и перспективы этого сектора экономики России. Самое главное — она должна содержать механизмы для постоянного обновления и гибкой ориентации этого направления государственной политики по отношению к потенциальным точкам самого активного роста малого и среднего бизнеса, новых многообещающих возможностей его вклада в формирование нового, инновационного формирования экономики России в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Bukhval'd Е.М. The Strategy for Development of Small and Medium Entrepreneurship in Russia till 2030: Ambitions and Realities / Е.М. Bukhval'd // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. — 2016. — №1 (43). — C. 66-80.

2. Волкова И.А. Современные проблемы малого и среднего бизнеса в России / И.А. Волкова, А.Ю. Попова [Электронный ресурс] // Концепт. — 2016. — Спецвыпуск № 4. — Режим доступа: e-koncept.ru/2016/76051.htm. — ISSN 2304-120X (дата обращения: 06.02.2017).

3. Воробьев Ю.Н. Теоретические основы государственной финансовой поддержки малых предприятий / Ю.Н. Воробьев // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2013. — № 4 (23) — С. 19-27.

4. Краевская А.В. Малое предпринимательство в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития / А.В. Краевская // Бизнес и общество: электронный журн. — 2016. — № 3 (11). — С. 2.

5. Мартыненко А.Г. Перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации [Текст] / А.Г. Мартыненко // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 115-117.

6. Министерство экономического развития Российской Федерации. Программы поддержки малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: economy.gov.ru/ minec/activity/sections/smallBusiness/support/ (дата обращения: 06.02.2017).

Статья поступила в редакцию 25 февраля 2017 года Статья одобрена к печати 14 июня 2017 года

144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.