Научная статья на тему 'О трансформации финансовой правосубъектности Казначейства России в условиях развития цифровой экономики'

О трансформации финансовой правосубъектности Казначейства России в условиях развития цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
260
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Казначейство России / Федеральное казначейство / цифровая экономика / информационные технологии / Russian Treasury / Federal Treasury / digital economy / information technology

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исайчева Анастасия Александровна

Введение: в условиях развития информационных технологий неизбежными представляются изменения в правовом регулировании полномочий Казначейства России, и соответственно, изменение объема финансовой правосубъектности данного органа. Цель: определить объем возможных и произошедших изменений, которым подверглась или подвергнется финансовая правосубъектность Казначейства России в условиях развития цифровой экономики. Методологическая основа: общенаучные и частные методы исследования, системный метод исследования, формально-юридический подход. Результаты: исследовано развитие финансовой правосубъектности Казначейства России с момента создания в России плановых документов о необходимости внедрения цифровой экономики в бюджетные правоотношения и до настоящего момента, выдвигается гипотеза о том, что дальнейшее развитие информационных ресурсов, используемых Федеральным казначейством в своей деятельности, позволит рассматриваемому органу максимально полноценно и с минимальными временными затратами осуществлять контрольно-надзорные функции. Выводы: последующее совершенствование используемых информационных систем позволит создать единую информационную систему, которая будет содержать всю необходимую информацию, в настоящий момент распределяющуюся между различными информационными системами; процесс создания и дальнейшего информационных систем, используемых в деятельности Казначейства России, потребует издания соответствующих нормативно-правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Исайчева Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Transformation of the Financial Legal Personality of the Treasury of Russia in the Context of the Development of the Digital Economy

Background: in the context of the development of information technologies, changes in the legal regulation of the powers of the Treasury of Russia, and, accordingly, a change in the scope of the financial legal personality of this body, seem inevitable. Objective: to determine the volume of possible and occurred changes that the financial legal personality of the Treasury of Russia has undergone or will undergo in the context of the development of the digital economy. Methodology: general scientific and private research methods, systematic research method, formal legal approach. Results: the development of the financial legal personality of the Treasury of Russia from the moment of the creation in Russia of planning documents on the need to introduce the digital economy into budgetary legal relations and up to the present moment, a hypothesis is put forward that the further development of information resources used by the Federal Treasury in its activities will allow the body in question to maximize fully and with minimal time costs to carry out control and supervisory functions. Conclusions: the subsequent improvement of the information systems used will make it possible to create a single information system that will contain all the necessary information that is currently distributed among various information systems; the process of creating and further information systems used in the activities of the Treasury of Russia will require the issuance of relevant regulatory legal acts.

Текст научной работы на тему «О трансформации финансовой правосубъектности Казначейства России в условиях развития цифровой экономики»

DOI 10.24412/2227-7315-2022-3-236-241

УДК 336.2

А.А. Исайчева

О ТРАНСФОРМАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Введение: в условиях развития информационных технологий неизбежными представляются изменения в правовом регулировании полномочий Казначейства России, и соответственно, изменение объема финансовой правосубъектности данного органа. Цель: определить объем возможных и произошедших изменений, которым подверглась или подвергнется финансовая правосубъектность Казначейства России в условиях развития цифровой экономики. Методологическая основа: общенаучные и частные методы исследования, системный метод исследования, формально-юридический подход. Результаты: исследовано развитие финансовой правосубъектности Казначейства России с момента создания в России плановых документов о необходимости внедрения цифровой экономики в бюджетные правоотношения и до настоящего момента, выдвигается гипотеза о том, что дальнейшее развитие информационных ресурсов, используемых Федеральным казначейством в своей деятельности, позволит рассматриваемому органу максимально полноценно и с минимальными временными затратами осуществлять контрольно-надзорные функции. Выводы: последующее совершенствование используемых информационных систем позволит создать единую информационную систему, которая будет содержать всю необходимую информацию, в настоящий момент распределяющуюся между различными информационными системами; процесс создания и дальнейшего информационных систем, используемых в деятельности Казначейства России, потребует издания соответствующих нормативно-правовых актов.

Ключевые слова: Казначейство России, Федеральное казначейство, цифровая экономика, информационные технологии.

А.А.Isaycheva

ON THE TRANSFORMATION OF THE FINANCIAL LEGAL PERSONALITY OF THE TREASURY OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY

Background: in the context of the development of information technologies, changes in the legal regulation of the powers of the Treasury of Russia, and, accordingly, a change in the scope of the financial legal personality of this body, seem inevitable. Objective: to determine the volume of possible and occurred changes that the financial legal personality of the Treasury of Russia has undergone or will undergo in the context of the development of the digital economy. Methodology: general scientific and private

© Исайчева Анастасия Александровна, 2022

Аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права имени профессора Нины Ивановны Химичевой (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Isaуcheva Anastasia Aleksandrovna, 2022

Postgraduate student of the Department of Financial, Banking and Customs Law named after Professor Nina 236 Ivanovna Khimicheva, Federal State Budgetary (Saratov State Law Academy)

research methods, systematic research method, formal legal approach. Results: the development of the financial legal personality of the Treasury of Russia from the moment of the creation in Russia of planning documents on the need to introduce the digital economy into budgetary legal relations and up to the present moment, a hypothesis is put forward that the further development of information resources used by the Federal Treasury in its activities will allow the body in question to maximize fully and with minimal time costs to carry out control and supervisory functions. Conclusions: the subsequent improvement of the information systems used will make it possible to create a single information system that will contain all the necessary information that is currently distributed among various information systems; the process of creating and further information systems used in the activities of the Treasury of Russia will require the issuance of relevant regulatory legal acts.

Key-words: Russian Treasury, Federal Treasury, digital economy, information technology.

В условиях развития цифровой экономики неизбежными представляются изменения в правовом регулировании публичных финансовых отношений, в том числе, правовом регулировании полномочий федеральной службы, осуществляющей полномочия по исполнению бюджета, контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере — Казначейства России. Соответствующие изменения обусловлены активным использованием Федеральным казначейством новых информационных систем и сервисов, порождающим возникновение дополнительных прав, обязанностей и ответственности, а также общей тенденцией к цифровизации общественных отношений, в том числе, финансовых и бюджетных. Теоретически, под цифровизацией следует понимать возможность автоматизации определенных функций, действий с применением современных, ежегодно развивающихся информационных технологий [1, с. 977].

В современном финансовом праве категория финансовой правосубъектности находится на стадии исследования, разработки. Ученые в области финансового права в своих исследованиях все чаще обращаются к понятию «финансовая правосубъектность» [2, с. 3; 3, с. 108; 4, с. 44; 5, с. 13; 6, с. 61; 7, с. 27]. Тем не менее ввиду высокой скорости развития цифровых технологий финансовая правосубъектность Федерального казначейства до настоящего момента еще не являлась объектом концептуального, комплексного научного исследования. В связи с этим представляется необходимым установление основных направлений, в рамках которых осуществляется трансформация финансовой правосубъектности Казначейства России в качестве участника финансовых отношений, поскольку установление соответствующих направлений позволит выявить необходимость дальнейшего совершенствования и развития правового регулирования финансовых отношений в связи с использованием новых информационных технологий.

В связи с законодательными изменениями в последние годы, возможно сделать вывод о том, что в Российском государстве в практическую деятельность внедряются процессы информатизации и цифровизации экономики, напрямую воздействующие на правовой статус субъектов финансово-правовых отношений.

Так, приняты и действуют ряд правовых актов, в которых определяется дальнейшее направление развития законодательных процессов в России, в частности — Национальная программа «Цифровая экономика Российской Феде-

рации1, Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации»2, «Основные направления развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы в период с 2019 по 2021 гг.»3, Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере инноваций в Российской Федерации»4.

Пандемия СОУГО-19, с которой Российская Федерация столкнулась в 2020 году, послужила толчком для развития цифровых технологий; в связи с введением в определенные периоды существенных ограничений, связанных с передвижением физических лиц и их нахождением в общественных местах, в том числе, при исполнении трудовых функций, стало очевидно, что цифровиза-ция — важнейшее, генеральное направление развития экономики и управления. К настоящему моменту уже очевидно, что процессы цифровизации затронули и бюджетные правоотношения.

В России уже сформирована концепция цифрового бюджета, разработана нормативно-правовая база цифрового бюджета; портал системы бюджета России, состоящий из формуляров, реестров, классификаторов, бизнес-процессов сформирован технически; создан открытый конкурсный режим, действующий при размещении заказов на изготовление товаров и оказание услуг для органов государственной власти, а также государственных учреждений, в процессе исполнения бюджета; данные всех стадий бюджетного процесса стали доступными для всех категорий населения. И уже сформированы условия для дальнейшей масштабной цифровой трансформации бюджетной сферы, обеспечено взаимодействие органов регионального и муниципального уровней, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации, а также организаций, которые предоставляют государственные и муниципальные услуги, через СЭМВ.

Исследование правовых и программных актов, которые принимаются в России с целью развития цифровой экономики, является востребованным как с практической, так и с научно-теоретической точки зрения, поскольку их влияние на изменение правосубъектности органов в сфере финансового контроля является существенным.

Процессы цифровизации не только концептуально повлияли на общий вектор развития финансовых и бюджетных правоотношений, но и напрямую затронули осуществление Казначейством России полномочий, возложенных на него законом.

Поскольку информационные технологии и цифровые ресурсы широко распространяются и быстро развиваются, у Федерального казначейства появляется возможность перейти к новой модели осуществления контроля на основании использования данных информационных систем. Кроме того, Казначейство

§ 1 См.: Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика

" Российской Федерации» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегиче-

1 скому развитию и национальным проектам, протокол от 4 июня 2019 г. № 7). Доступ из справ.-

ё правовой системы «КонсультантПлюс».

2 См.: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (в ред. от 31 июля 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 26, ч. I, ст. 3378; 2020. № 31, ч. I, ст. 5023.

3 См.: Основные направления развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы на период 2019-2021 годов (утверждены Банком России). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 См.: Федеральный закон от 31 июня 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» (в ред. от 2 июля 2021 г.) //

238 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 31, ч. I, ст. 5017; 2021. № 27, ч. I, ст. 5159.

России становится участником бизнес-процессов объекта контроля, так как информационные системы и цифровые ресурсы позволяют использовать в финансово-экономической деятельности механизмы, которые позволяют отслеживать все осуществляемые объектом контроля операции [1, с. 977].

Фактически Казначейство России осуществляет предварительный, текущий, последующий контроль, используя при этом различные информационные системы, которые совершенствуются, развиваются и обновляются.

При учете скорости развития информационных технологий Казначейством России ежегодно утверждается Публичная декларация целей и задач деятельности.

Согласно Публичной декларации целей и задач Казначейства России на 2021 год1, планировалось достижение следующих целей: внедрение системы казначейских платежей; завершение перехода на централизованный бюджетный учет и отчетность на федеральном уровне за период 2018-2021 гг.; развитие ЕИС в сфере закупок, трансформация функциональности сервиса TORGI.GOV.RU, создание ГИС «Конфискат»; введение раздельного учета в рамках казначейского сопровождения; совершенствование государственного финансового контроля, рейтингование объектов контроля2.

Из изложенного следует, что процессы цифровизации экономики непосредственно учитываются Казначейством России при составлении декларации целей и задач, ежегодно внедряются современные информационные технологии.

Согласно Публичной декларации целей и задач Казначейства России, приоритетным направлением развития следует считать обновление и совершенствование информационных систем — ГИИС «Электронный бюджет»3, Автоматизированная система Федерального казначейства (АСФК)4, Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС)5.

Ежегодно ГИИС «Электронный бюджет» совершенствуется, в ней создаются новые подсистемы, позволяющие осуществлять мониторинг за прозрачностью и динамикой исполнения национальных проектов в субъектах федерации.

Помимо указанного, Федеральное казначейство является оператором и иных государственных информационных систем, таких как Государственная система «Управление», а также Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах, Подсистема информационно-аналитического обеспечения, мобильное приложение «Бюджет.РФ».

В целом использование информационных систем предоставляет Казначейству России прямой доступ к информации онлайн в целях осуществления контроля за поступлением доходов в бюджеты, за расходованием бюджетных средств, рас-

1 См.: Публичная декларация целей и задач Казначейства России на 2021 год (утверждена Ю Казначейством России) // Официальный сайт Казначейства России. 2020. URL: https://roskazna. 1 gov.ru/inaya-deyatelnost/otkrytoe-pravitelstvo/publichnaya-deklaratsiya-fk.php (дата обращения: ) 02.02.2022). 2

2 На момент подготовки настоящей статьи Публичная декларация целей и задач Федераль- S ного казначейства на 2022 г. не опубликована.

3 См.: Электронный бюджет // Официальный сайт Единого портала бюджетной системы Российской Федерации. 2022. URL: http://budget.gov.ru/epbs/faces/page_home?_adf.ctrl-state=dznhnn09i_4&regionId=45 (дата обращения: 07.02.2022).

4 См.: ФГИС: Автоматизированная система Федерального казначейства // Официальный сайт Федеральной государственной информационной системы координации информатизации. 2022. URL: https://portal.eskigov.ru/fgis/63 (дата обращения: 07.02.2022).

5 См.: ЕИС «Закупки» // Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. 2022. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 07.02.2022). 239

ходами на реализацию национальных проектов, осуществлением бюджетных инвестиций, размещением остатков средств на счетах.

Ежегодно автоматизированные системы, используемые Казначейством России, развиваются ввиду общего развития информационных технологий; создаются новые информационные системы, позволяющие упростить выполнение контрольно-надзорных функций.

Нельзя не отметить расширения финансовой правосубъектности Федерального казначейства, в связи с которым возможно создание новых автоматизированных информационных систем. Так, например, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2021 г. № 2338 внесены изменения в Положение о Федеральном казначействе; согласно внесенным изменениям, Казначейство России с 1 января 2022 г. наделяется контрольно-надзорными функциями в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма в отношении деятельности аудиторских организаций1.

Дальнейшее развитие информационных ресурсов, используемых Федеральным казначейством в своей деятельности, позволит рассматриваемому органу максимально полноценно и с минимальными временными затратами осуществлять контрольно-надзорные функции.

На основании всего изложенного, очевидно, что функции и полномочия Казначейства России могут быть расширены не только в связи с предоставлением новых контрольно-надзорных полномочий, но и в связи с внедрением новых информационных систем, предназначенных для автоматизации процессов осуществления контрольно-надзорных мероприятий, а также в связи с расширением функционала уже созданных информационных систем; именно с этим связана трансформация финансово правосубъектности Федерального казначейства.

Не исключено, что последующее совершенствование используемых информационных систем позволит создать единую информационную систему, которая будет содержать всю необходимую информацию, в настоящий момент распределяющуюся между различными информационными системами. Вместе с тем процесс создания и дальнейшего информационных систем, используемых в деятельности Казначейства России, однозначно потребует издания соответствующих нормативно-правовых актов.

Библиографический список

1. Зубков А.К. Цифровизация деятельности Казначейства России в рамках осуществления полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере // Экономика и предпринимательство. 2020. № 7. С. 977-979.

2. Кудряшов В.В. Правосубъектность международных финансовых организаций: совет по финансовой стабильности // Финансовое право. 2020. № 10. С. 3-6.

3. Перепелица М.А. Особенности финансовой правосубъектности индивидуальных участников финансовых правоотношений // Проблемы законности. 2011. № 114. С. 108-118.

4. Иванчик В.В. Сущность финансовой правосубъектности на примере государственного унитарного предприятия // Вестник Евразийской академии административных наук. 2020. № 2 (51). С. 44-47.

1 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2021 г. № 2338 «О внесении изменений в Положение о Федеральном казначействе» // Официальный интернет-240 портал правовой информации. 2021. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 27.12.2021).

5. Дубинский A.M. Правосубъектность налогового органа в сфере финансового контроля // Финансовое право. 2011. № 11. С. 13-17.

6. Рыбакова С.В. Об отдельных аспектах финансовой правосубъектности в условиях цифровизации общества и экономики // Вестник университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. № 9 (73). С. 61-65.

7. Покачалова Е.В., Гудкова М.В. Денежная система Российской Федерации: цифровые новации и их влияние на правосубъектность участников финансовых отношений // Банковское право. 2021. № 1. С. 26-34.

References

1. Zubkov A.K. Digitalization of the Activities of the Treasury of Russia in the Framework of the Exercise of Powers to Control the Financial and Budgetary Sphere // Economics and Entrepreneurship. 2020. No. 7. P. 977-979.

2. Kudryashov VV. Legal Personality of International Financial Organizations: Council for Financial Stability // Financial Law. 2020. No. 10. P. 3-6.

3. Perepelitsa M.A. Features of the Financial Legal Personality of Individual Participants in Financial Legal Relations // Problems of legality. 2011. No. 114. P. 108-118.

4. Ivanchik VV The Essence of Financial Legal Personality on the Example of a State Unitary Enterprise // Bulletin of the Eurasian Academy of Administrative Sciences. 2020. No. 2 (51). P. 44-47.

5. Dubinsky A.M. Legal Personality of the Tax Authority in the Sphere of Financial Control // Financial law. 2011. No. 11. P. 13-17.

6. Rybakova S.V. On Certain Aspects of Financial Legal Personality in the Context of Digitalization of Society and the Economy // Bulletin of the University. O.E. Kutafin (MSUA). 2020. No. 9 (73). P. 61-65.

7. Pokachalova E.V., Gudkova M.V. Monetary System of the Russian Federation: е Digital Innovations and Their Impact on the Legal Personality of Participants in Financial U

Relations // Banking law. 2021. No. 1. P. 26-34. |

О

д

—I

5

д

а

д

ю

UJ

4

)

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.