Научная статья на тему 'РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ'

РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контрольная система Федерального казначейства / функции Федерального казначейства России / внешний государственный контроль деятельности аудиторских организаций / риск-ориентированный подход государственного контроля аудиторской деятельности / control system of the Federal Treasury / functions of the Federal Treasury of Russia / external state quality control of audit organizations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К Л. Эльмесов

В статье рассматриваются особенности введения риск-ориентированной модели контрольной системы Федерального казначейства России в условиях цифровизации и трансформации контрольно-ревизионных служб государственного управления. Контрольная система Федерального казначейства включает в себя внутренний государственный финансовый контроль и внешний государственный контроль деятельности аудиторских организаций. В работе уточняются надзорные и контрольные функции уполномоченного органа государственного контроля за аудиторской деятельностью. Уточняется специфика государственного контроля аудиторской деятельности в связи с расширением уполномоченных органов контроля рынка аудиторских услуг. Обосновывается применение риск-ориентированной платформы государственного контроля аудиторской деятельности в рамках Федерального казначейства России. Особое внимание уделено концептуальным основам формирования риск-ориентированной модели контрольной деятельности Федерального казначейства, что позволяет более комплексно подойти к решению целевой задачи реализации риск-ориентированной подхода контрольной системы Федерального казначейства России, закрепленной в «Концепции развития аудиторской деятельности РФ до 2024 года» и «Стратегической карте развитии Казначейства России на 2021-2024 гг.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK-BASED APPROACH OF STATE CONTROL OF AUDITING ACTIVITIES WITHIN THE FEDERAL TREASURY OF RUSSIA

The article discusses the features of introducing a risk-oriented model of the control system of the Federal Treasury of Russia in the context of digitalization and transformation of control and audit services of public administration. The control system of the Federal Treasury includes internal state financial control and external state control over the activities of audit organizations. The work specifies the supervisory and control functions of the authorized body of state control over audit activities. The specifics of state control of audit activities are being clarified in connection with the expansion of authorized bodies for control of the audit services market. The application of a risk-oriented platform of state control over audit activities within the framework of the Federal Treasury of Russia is substantiated. Particular attention is paid to the conceptual foundations of the formation of a risk-oriented model of control activities of the Federal Treasury, which allows a more comprehensive approach to solving the target task of implementing the riskoriented approach of the control system of the Federal Treasury of Russia, enshrined in the "Concept for the development of audit activities of the Russian Federation until 2024" and "Strategic development map of the Russian Treasury for 2021-2024.

Текст научной работы на тему «РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ»

4. Kolesnichenko A.B. Selected aspects of the organization of accounting and cost analysis in animal husbandry (dairy cattle breeding)/ Kolesnichenko A.B., Chernyavskaya S.A.// Polythematic network electronic scientific journal of Kuban state agrarian University. 2017. No. 127. P. 651-673.

5. Kolesnichenko A.B .: Development of accounting and efficiency analysis the use of working capital in agricultural formations: monograph / S Kolesnichenko A.B., Chernyavskaya S.A. - Krasnodar: KubGAU, 2021. - 112 p.

6. Mironov, O.A. Profitability as a key factor in evaluating the performance of economic entities / O.A. Mironov, S.A. Chernyavskaya // In the collection: Modern Economics and its information support: state, problems and development prospects materials of the International Scientific Conference of young scientists and university professors. 2019.S. 246-249.

7. Nebavskaya, T.V. Organization of operational planning and management control in the livestock industry / T.V. Ne-bavskaya, S.A. Chernyavskaya // Political Mathematical Electronic Scientific Journal of the Kuban State Agrarian University. 2015. No. 111. S. 1767-1780

8. Prokhorova, VV. Subregional aspects of the structuring of the economic space of modern Russia / V.V. Prokhorova, S.A. Chernyavskaya // Business in law. 2010. No. 1. S. 235-237. 11. Torchinova, O.V. Subregional system as an integrated subject of economic relations / O.V. Torchinova, S.A. Chernyavskaya // Terra Economicus. 2009. V. 7. No. 2-2. S. 200-204.

9. Torchinova, O. V. Subregional system as an integrated subject of economic relations / O.V. Torchinova, S.A. Chernyavskaya // Terra Economicus. 2009. T. 7. No. 2-2. S. 200-204.

10. Chernyavskaya, S. A. Organization of accounting and analysis of production costs in crop production in the conditions of automated accounting./ S. A. Chernyavskaya, Vlasenko E. A. Sulkowska N. E. Parafes E. A.//Bulletin Of the Academy of knowledge. 2018. № 26 (6). P. 360-366..

11. Chernyavskaya S.A. Accounting and analysis of financial results / Chernyavskaya S.A., Vlasenko E.A., Bondarenko E., Gavrilov A. // Natural-Humanitarian Studies. 2020. No. 1 (27).

12. Nebavskaya, T.V. Accounting for financial results / T.V. Nebavskaya, S.S. Kolotiy // In the collection: Actual directions of development of the accounting and analytical system of agrarian formations in the context of economic transformations in Russia. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. 2021.S. 27-32.

13. Nebavskaya, T.V. The connection between accounting policies and financial results / T.V. Nebavskaya, S.S. Kolotiy // In the collection: Generation of the future: the view of young scientists - 2020. Collection of scientific articles of the 9th International Youth Scientific Conference: in 5 volumes. Southwest State University. Kursk, 2020.S. 125-130.

14. Nebavskaya, T.V. Financial results of the organization's activities: features of reflection in RAS and IFRS / T.V. Nebavskaya, V.D. Nikonenko // In the collection: Generation of the future: the view of young scientists - 2020. Collection of scientific articles of the 9th International Youth Scientific Conference: in 5 volumes. Southwest State University. Kursk, 2020.S. 125-130.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-469-478

К.Л. Эльмесов - ассистент кафедры аудита, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), [email protected],

K.L. Elmesov - Assistant of the Audit Department, Rostov State University of Economics.

РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ RISK-BASED APPROACH OF STATE CONTROL OF AUDITING ACTIVITIES WITHIN THE FEDERAL TREASURY OF RUSSIA

Аннотация. В статье рассматриваются особенности введения риск-ориентированной модели контрольной системы Федерального казначейства России в условиях цифровизации и трансформации контрольно-ревизионных служб государственного управления. Контрольная система Федерального казначейства включает в себя внутренний государственный финансовый контроль и внешний государственный контроль деятельности аудиторских организаций. В работе уточняются надзорные и контрольные функции уполномоченного органа государственного контроля за аудиторской деятельностью. Уточняется специфика государственного контроля аудиторской деятельности в связи с расширением уполномоченных органов контроля рынка аудиторских услуг. Обосновывается применение риск-ориентированной платформы государственного контроля аудиторской деятельности в рамках Федерального казначейства России. Особое внимание уделено концептуальным основам формирования риск-ориентированной модели контрольной деятельности Федерального казначейства, что позволяет более комплексно подойти к решению целевой задачи реализации риск-ориентированной подхода контрольной системы Федерального казначейства России, закрепленной в «Концепции раз-

вития аудиторской деятельности РФ до 2024 года» и «Стратегической карте развитии Казначейства России на 2021-2024 гг.».

Abstract. The article discusses the features of introducing a risk-oriented model of the control system of the Federal Treasury of Russia in the context of digitalization and transformation of control and audit services of public administration. The control system of the Federal Treasury includes internal state financial control and external state control over the activities of audit organizations. The work specifies the supervisory and control functions of the authorized body of state control over audit activities. The specifics of state control of audit activities are being clarified in connection with the expansion of authorized bodies for control of the audit services market. The application of a risk-oriented platform of state control over audit activities within the framework of the Federal Treasury of Russia is substantiated. Particular attention is paid to the conceptual foundations of the formation of a risk-oriented model of control activities of the Federal Treasury, which allows a more comprehensive approach to solving the target task of implementing the risk-oriented approach of the control system of the Federal Treasury of Russia, enshrined in the "Concept for the development of audit activities of the Russian Federation until 2024" and "Strategic development map of the Russian Treasury for 2021-2024.

Ключевые слова: контрольная система Федерального казначейства, функции Федерального казначейства России, внешний государственный контроль деятельности аудиторских организаций, риск-ориентированный подход государственного контроля аудиторской деятельности.

Keywords: control system of the Federal Treasury, functions of the Federal Treasury of Russia, external state quality control of audit organizations.

Предпосылками трансформации государственного аппарата и его контрольно-надзорных служб с позиции риск-ориентированного подхода выступают мировые и российские тенденции в системе государственного управления, связанные с реализацией: концепций «открытого» государственного управления и бюджетного процесса [1]; транспарентности государственных механизмов контроля [2]; цифровизацией контрольных функций государственного управления [3]; повышением качества государственного управления и доверия к государству [4]; содержательным изменением аксиологического вектора государственного управления [5]; снижением давления механизма «регулятор-ной гильотины» [6], а также необходимостью уменьшения государственной контрольной нагрузки [7].

Государственный внешний контроль аудиторской деятельности реализуется как составная части контрольной системы Федерального казначейства России. Контрольная система Федерального казначейства выступает необходимым элементом системы государственного управления, нацеленной на эффективную реализацию основных государственных функций, призванной обеспечить транзакцио-ную, информационно-учетную и контрольно-надзорную роль в финансово-бюджетной сфере деятельности государственных органов власти.

В структурном аспекте контрольная система Федерального казначейства России включает в себя внутренний государственный финансовый контроль и внешний государственный контроль деятельности аудиторских организаций. В Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года [8] и Стратегической карте развития Казначейства России на 2021-2024 гг. закреплена целевая задача по реализации риск-ориентированной модели контрольной системы Федерального казначейства России [9].

В функциональном аспекте контрольная система Федерального казначейства России охватывает как контрольные, так и надзорные характеристики регулятивного государственного управления.

Однако не редко функции «контроля» и «надзора» понимаются либо как дополняющие друг друга понятия и как синонимы однопорядковой государственной деятельности, которая именуется по-разному, поскольку надзор выступает как «традиционное наименование отдельных видов контроля» [10], либо как составные части друг друга [11], либо как по сути разные понятия, но при этом одним термином обозначаются отличные по своему содержанию конструкции различных видов деятельности [12], либо как устаревшие понятия требующие замены и новой содержательной интерпретации в государственном управлении [13].

Хотя в содержательном, процедурном, инструментальном и целевых аспектах контрольная и надзорная функция в государственном управлении не нашли своего единого и унифицированного понимания, однако следует отметить, что функции «контроля» и «надзора» в государственном менеджменте безусловно тесно взаимосвязаны между собой. В тоже время необходимо учитывать, что контрольная функция, как правило более широкое понятие, чем надзор [14], поскольку с управленческих позиций контроль нацелен на оценку целесообразности деятельности объекта контроля для

устранения отклонений в его функционировании от заданных параметров с целью разработки превентивных мер недопущения отклонений в будущем, поскольку контрольная функция связана с функцией планирования [15].

В свою очередь, функция «надзора» в большей степени сосредоточена на фиксации отклонения от обязательных требований в функционировании объекта надзора и определении законности наказания и ответственности за нарушение с целью устранения ущерба [16].

В контрольной системе Федерального казначейства России контрольные и надзорные функции четко не разграничены, как для внутреннего финансового контроля, так и для внешнего государственного контроля качества деятельности аудиторских организаций. Основные функции Федерального казначейства России отражены на рисунке 1.

Ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности по ФБ Формирование сводной (консолидированной) бухгалтерской) отчетности Формирование оперативной отчетности Формирование отчетности по международным стандартам

Ведение и обслуживание государственных информационных систем

Учет поступлений в бюджетную систему РФ и распределение поступлений между бюджетами Взыскание в доход бюджетов неиспользованных остатков межб ю джетн ых тр а н сфе рто в Учет и распределение таможенных и иных платежей от ВЭД Другие функции

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ Осуществление операций неучастников бюджетного процесса Казначейское сопровождение Открытие и ведение лицевых счетов Организация исполнения исполнительных документов

Ведение бюджетного учета и формирование бюджетной

О

Ведение официальных сайтов в сети Интернет Создание, развитие и введение ГИС Развитие и ведение ГИС "Электронный бюджет" Ведение общефедеральных реестров

отчетности

Учет поступлений

О

Кассовое обслуживание

Управление операциями со средствами на едином счете ФБ Управление операциями дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда, суверенных

Обеспечение исполнения

Федерального бюджета России

Исполнение Федерального бюджета

Методологическое и методическое обеспечение деятельности Федерального Казначейства России '

О

Управление деятельностью — Федерального Казначейства

• Информационно-техническое обеспечение

• Правовое сопровождение

• Кадровое обеспечение

• Контроль деятельности органов Федерального казначейства

Осуществление иных функций ^

О

.Обеспечение исполнения бюджета Союзного государства

Осуществление межведомственной координации деятельности Информационное взаимодействие

Внутренний контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере

О

* Внутренний государственный финансовый контроль

* Контроль в сфере закупок

* Реализация результатов контроля

* Анализ осуществления внутреннего финансового контроля

* .Анализ осуществления бюджетных полномочий

Внешний контроль деятельности аудиторских организаций

Я ФУНКЦИИ А ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ

Осуществление еьешне~о контроля качества рабе ь аудиторских организаций ФЗ 'Об аудиторской деятельности1 от ЭО дека&рр 200£ г. № 307-1 С Осуществление контроля зе своевременностью и полнотой исполнения решений аудиторских организаций

Мониторинг своевременности и полнотъ исполнен! я деятельное-!-! СРС аудиторов и ее -ленов

Рисунок 1 - Основные функции Федерального казначейства России (составлено автором) [17, 18]

Следует отметить, что в ходе административной реформы государственного управления функциональная перегруженность Федерального казначейства России постоянно дополняется изменением, как прежних функций, так и введением дополнительных функций для Федерального Казначейства в ходе реструктуризации и упразднения различных государственных служб, что ставит перед Федеральным Казначейством новые управленческие задачи по систематизации и упорядочиванию своих функциональных основ развития в качестве эффективного государственного органа.

В 2020 г. услугу по проведению обязательного аудита бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций оказывали около 490 аудиторских организаций. В 2020 г. в рамках системы внешнего контроля деятельности аудиторских организаций и аудиторов Федеральным казначейством и саморегулируемой организацией аудиторов проведены 2868 проверок, в том числе 582 проверки аудиторских организаций и 2286 проверок аудиторов, включая 57 проверок индивидуальных аудиторов. Данными проверками были охвачены 15 % всех аудиторских организаций, 10 % всех индивидуальных аудиторов и 12 % всех иных аудиторов, которые участвовали в аудиторской деятельности (вели ее) в Российской Федерации [18].

Под общественно значимыми организациями понимаются организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иные кредитные и страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственные корпорации и ком-

пании, публично-правовые компании.

Государственному регулированию аудиторской деятельности в России [19] с учетом будущих изменений [20, 21], а также изменений отраженных в «Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года» [8] в рамках формирующейся новой модели контроля аудиторской деятельности присущи определенные функциональные и управленческие особенности, которые проявляются в следующем:

- во-первых, расширение и перераспределение функций государственного контроля аудиторской деятельности между различными государственными ведомствами (Федеральное казначейство России - контроль (надзор); элементы стратегии; Министерство финансов России - нормативно-правовое регулирование, контроль (будет упразднен Совет по аудиторской деятельности и его Рабочий орган при Минфине, часть его контрольных функций перешло СРО. В рамках реализации механизма «регуля-торной гильотины» Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 359-Ф3 упразднены избыточные функции Минфина России (ведение контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов; определение порядка проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора; ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов и оказание государственной услуги по выдаче выписок из этого реестра). Информационное сообщение Минфина России от 6 июля 2021 г. № ИС-аудит-46/1 «Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии»); стратегия развития аудиторской деятельности); Банк России - надзор, оценка независимости аудиторских организаций определенной специализации (с 1 января 2022 г.), что усиливает значимость согласования регуляторных воздействий государства на российский институт аудита в целом;

- во-вторых, объектами государственного контроля (надзора) со стороны Федерального казначейства России являются только те аудиторские организации, которые реализуют обязательный аудит для «общественно значимых организаций» и «общественно значимых организаций на финансовом рынке» (изменяются требования к аудиторским организациям с 1 января 2023 года в аудиторской организации должно быть не менее пяти работников, трудящихся там по основному месту работы. Если же услуги оказываются общественно значимой организации на финансовом рынке, то численность аудиторов, работающих в ней на основании трудовых договоров по основному месту работы, должна составлять до 1 января 2023 года не менее семи, а с 1 января 2023 года не менее 12. Минфина России от 6 июля 2021 г. № ИС-аудит-46/1 «Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии»), однако необходимость постоянного уточнения и изменения числа общественно значимых предприятий в разных сферах, изменяет и круг аудиторских организаций в качестве основных объектов государственного контроля (надзора) со стороны Федерального казначейства России;

- в-третьих, Банк России наделяется полномочиями по надзору за деятельностью и оценке независимости аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги «общественно значимым организациям на финансовом рынке» (в случае обнаружения признаков нарушения обязательных требований на основании жалоб граждан и иных лиц, сведений, полученных из средств массовой информации и иных источников) (предусматривается, что годовой отчет ЦБ будет включать в себя оценку Национальным финансовым советом независимости аудиторских организаций, проводивших обязательный аудит годовой финансовой отчетности ЦБ и аудит финансовой отчетности организаций, доля участия Банка России в капитале которых превышает 50%, и качества проведения такого аудита. Информационное сообщение Минфина России от 6 июля 2021 г. № ИС-аудит-46/1 «Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии»), однако контрольные функции за аудиторскими организациями, реализующих аудит для «общественно значимых организаций на финансовом рынке» остаются в поле ведения Федерального казначейства России;

- в-четвертых, приход нового госрегулятора аудиторской деятельности повлечет за собой не только изменение правовых основ аудиторской деятельности и терминологические нововведения, но и новые требования к информационной открытости аудиторской деятельности (обязанность вести Интернет-сайт, всем аудиторским организациям для раскрытия информации о своей деятельности), уточнение прав и обязанностей аудируемых лиц, введение «руководителя аудита», уточнения понятия стандартов аудиторской деятельности, запрет индивидуальным аудиторам проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, расширение предмета аудиторской проверки (консолидированная финансовая отчетность), проведение конкурсов аудиторских услуг, уточнение порядка проведения обязательного аудита и оказания аудиторских услуг, уточнение правил составления аудиторского заключения, а также контроля деятельности аудиторских организаций [21];

- в-пятых, в виду специфики своей деятельности, саморегулируемые организации аудиторов -выступают не только как объекты государственного контроля, но и как субъекты определенных кон-

трольных мероприятий по отношению к своим членам СРО, что требует расширения функций СРО и информационно-методического сопровождения госрегуляторов аудиторской деятельности для СРО аудиторов в качестве особых субъектов управления институтом аудита, нацеленных на повышение качества аудиторской деятельности;

- в-шестых, повышение результативности государственного управления аудиторской деятельности на основе риск-ориентированных подходов охватывает различные стадии внедрения данной платформы в контрольной деятельности госрегуляторов института аудита, поскольку применение риск-ориентированных подходов в российском государственном менеджменте идет крайне неравномерно и с различной «скоростью» реализации для различных государственных органов и ведомств.

Следует отметить, что современные векторы реформирования госрегулирования аудиторской деятельности имеет определенные положительные аспекты, связанные: с терминологическим расширением новых понятий в сфере аудиторской деятельности, уточнением процесса проведения аудиторских проверок, расширением регуляторных полномочий СРО аудиторов, упразднением Совета по аудиторской деятельности при Минфине, а также упразднением избыточных функции Минфина при реализации механизма «регуляторной гильотины».

Включение Банка России в качестве нового госрегулятора аудиторской деятельности для реализации надзорных функций и оценки независимости аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги «общественно значимым организациям на финансовом рынке» имеет неоднозначное последствия. Поскольку специализация государственного контроля аудиторской деятельности в зависимости от общественной значимости и сферы деятельности аудируемых лиц приведет к дробности и функционирования российского института аудита и неравномерности развития рынка аудиторских услуг.

Таким образом, для формирующейся новой модели государственного контроля аудиторской деятельности в РФ характерно закрепление специализации аудиторских организаций работящих с «общественно значимыми организации» и «общественно значимыми организациями на финансовом рынке», что ведет к снижению целостности и фрагментарности функционирования института аудита, а также к формированию дополнительных рисков несогласованности государственного контроля аудиторской деятельности.

Для снижения рисков рассогласованности государственного контроля аудиторской деятельности целесообразно формирование единой риск-ориентированной платформы деятельности госрегуляторов рынка аудиторских услуг. Кроме того, усиление акцента в работе аудиторских организаций на расширение мер противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ) [21], а также учет рекомендаций Росфинмониторинга по реализации риск-ориентированной национальной системы ПОД/ФТ и рекомендаций международных организаций по риск-ориентированному подходу управления ПОД/ФТ таких как - ФАТФ, МАНИВЭЛ, ЕАГ, предполагает построение концептуальных подходов государственного контроля аудиторской деятельности в рамках Федерального Казначейства РФ с учетом международных стандартов аудита (МСА). Источники риск-ориентированных подходов внешнего контроля аудиторской деятельности - рисунок 2.

Необходимость применения риск-ориентированного подхода обосновывалась различными авторами [22-28], подчеркивающими результативность государственного контроля при проведении контроля рисков в сфере внешнего контроля аудиторской деятельности. Реализация риск-ориентированного подхода в деятельности СРО аудиторов, аудиторских организаций и федерального уполномоченного органа - Федерального казначейства - реализует общую управленческую платформу взаимодействия участников аудиторской деятельности и надзорных органов.

В тоже время риск-ориентированный подход становится взаимовыгодным как для аудиторских организаций, так и для субъектов внешнего контроля аудиторской деятельности.

Федеральным Казначейством реализованы ряд мероприятий по формированию единых правил внешнего контроля аудиторской деятельности (рисунок 3).

Принятие 1 июня 2021 г. Приказом Федерального Казначейства № 173 Временного руководства по применению Федеральным казначейством риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере формирует основу риск-ориентированного подхода внешнего контроля аудиторской деятельности.

Целью мероприятий по контролю рисков Федерального казначейства России является оперативное выявление недостатков, нарушений и неэффективного использования ресурсов при проведении внешнего контроля качества.

Рисунок 2 - Источники риск-ориентированных подходов внешнего контроля аудиторской деятельности (составлено автором)

® ©

О

А П

п п

Подготовлен, единый Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля аудиторской деятельности (стандартизирующие подходы к квалификации выявляемых нарушений и оценке их существенности);

Подготовлен Порядок применения Федеральным казначейством мер воздействия в отношении аудиторских организаций (обеспечивающий единообразие подходов к применению мер воздействия)

Приказом Федерального казначейства создан Совет го организации внешнего контроля аудиторской деятельности

Введен институт контрольных комиссий, обеспечивающий всестороннее и объективное рассмотрение результатов контрольных мероприятий.

Ведется работа по использованию подходов к ПОД/ФТ в рамках рабочей группы по вопросам вовлеченности аудиторского сообщества в оценку ФАТФ

Ведется работа по разработке нового Административного регламента исполнения государственной функции, исходя из текущих актуальных условий деятельности

1 июня 2021 Приказом Федерального Казначейства № 173 приято «Временное руководство по применению Федеральным казначейством риск-ориентировакного подхода при осуществлении контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфереи

Рисунок 3 - Мероприятия Федерального казначейства по совершенствованию контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере (составлено автором)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управление рисками можно определить как постоянный процесс выбора направлений работы Федерального казначейства по внешнему контролю качества аудита с оценкой уровней рискованности и соответствующим распределением ресурсов в зависимости от проведенной оценки рисков [28].

Определяются внешние и внутренние риски контрольно-надзорной деятельности Федерального казначейства. Внутренние риски относятся к непосредственно управляемым рискам - рисунок 4.

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ

Непосредственно контролируемые риски Федерального казначейства

■ Риски организации работы

Федерального казначейства по внешнему контролю качества аудита

Косвенно контролируемые рис Федерального казначейства

I

Риски, связанные с недостаточностью нормативной базы, регулирующей аудит

—планирование проверки; —выполнение контрольных процедур;

—контроль качества проведения проверки;

—стандарты и методики внешнего контроля качества

I Риски, обусловленные

недостаточным пониманием и применением положений нормативных актов в аудиторской сфере

Рисунок 4 - Риски внешнего контроля аудиторской деятельности в рамках Федерального казначейства (составлено автором)

Риски Федерального казначейства по внешнему контролю аудиторской деятельности включают в себя следующие моменты:

- определение аудиторских организаций, которые будут отобраны для проведения внешнего контроля качества за определенный период деятельности;

- формирование плана проверки с выделением основных направлений контроля;

- составление программы проверки с определением характера, объема и сроков применяемых контрольных действий;

- выполнение процедур проверки и сбор доказательств в ходе осуществления внешнего контроля качества;

- методики проведения внешнего контроля качества и документы, составляемые в ходе проверки.

Контроль рисков представляет собой непрерывный процесс подстраивания управленческих действий под постоянно меняющиеся условия внешней и внутренней среды деятельности Федерального казначейства - рисунок 5.

Рисунок 5 - Процесс контроля рисков аудиторской деятельности в рамках Федерального Казначейства (составлено автором)

В Федеральном казначействе целесообразно принять кодекс этики, в котором должны излагаться принципы работы специалистов, правила их взаимоотношений с представителями аудиторской организации во время проведения проверки. Также необходимо разработать и принять в качестве внутреннего документа регламент по мониторингу принятия решений и оценке рисков в подразделениях Федерального казначейства.

Таким образом, риск-ориентированный подход государственного контроля аудиторской деятельности в рамках Федерального казначейства России предполагает отбор объектов внешнего контроля субъектов аудиторской деятельности на основе анализа рисков их деятельности, применение международных стандартов аудита (МСА), направлен на уменьшение сроков проверки, дает возможность сокращения дублирующих функций контроля СРО аудиторов и Федерального казначейства с целью повышения эффективности и результативности внешнего контроля субъектов рынка аудиторских услуг, а также формирует единую управленческую парадигму государственного менеджмента применяемую в смежных контрольно-надзорных органах в финансово-бюджетной сфере.

Источники:

1. Лунякова Н. А. Развитие инструментов повышения открытости бюджета Российской Федерации. //Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, №1 (127), 2021, С.65-73.

2. Кожушко С. В. Проблемы реализации принципа транспарентности в бюджетной деятельности органов исполнительной власти//Право и практика, №. 3, 2021, С. 37-43.

3. Смотрицкая И.И., Черных С.И. Современные тенденции цифровой трансформации государственного управления//Вестник Института экономики Российской академии наук, №. 5,2018, С.22-36.

4. Братченко С А. Основные факторы повышения качества государственного управления//Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право», Вып. 31, №. 2, 2021, С. 186-195.

5. Агамагомедова С.А. Аксиологические аспекты государственного контроля и надзора//Право. Журнал Высшей школы экономики, №1, 2021, С.37-61.

6. Александров О. В. «Регуляторные гильотины»: международный опыт устранения препятствий для бизнеса и инвестирования //Торговая политика, №. 1 (17), 2019, С. 107-119.

7. Ноздрачев А.Ф., Зырянов С.М., Калмыкова А.В. Реформа государственного контроля (надзора) и муниципального контроля // Журнал российского права. № 9(249). 2017. С. 34-46.

8. Концепция развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 3709-р. -электронный ресурс Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=132327-kontseptsiya_razvitiya_auditorskoi_dyeyatelnosti _v_rossiiskoi_federatsii_do_2024_goda (дата обращения 18.09.2021).

9. Стратегическая карта Казначейства России на 2021 - 2024 годы (Портфель проектов Федерального казначейства на 2021 - 2024 годы), утвержденная руководителем Федерального казначейства 31 декабря 2020 -электронный ресурс.-Режим доступа: https://roskazna.gov.ru(дата обращения 18.09.2021).

10. Кудинский М.Н. Контроль как вид государственно-управленческой деятельности. Соотношение понятий «контроль» и «надзор» // Актуальные проблемы российского права. № 8. 2015. С. 47-53.

11. Тонков Е . Е . Контроль и надзор в российском обществе: приоритеты и перспективы в условиях кризиса // Проблемы правоохранительной деятельности. № 1. 2011. С.86-94.

12. Гусейнова С. Ф. Юридическое различие государственного контроля и надзора, их функции //Символ науки, №. 5, 2015, С. 170-171.

13. Масленникова Е. В. Анализ российского опыта реформирования контрольно-надзорной деятельности // Вестник РУДН. Серия: Государственное и муниципальное управление,2018, Т. 5, №3, С. 318-342.

14. Андрюшин С.А., Дадашев А.З., Соколовская Е.А. Финансовый контроль в Российской Федерации: проблемы организации и управления / Материалы круглого стола . М .: Ин-т экономики РАН, 2002. 250 с.

15. Акимов Л.Ю. О государственном контроле и надзоре // Законы России. № 10. 2010. С. 89- 95.

16. Андреева Ю. А. Контроль и надзор: основные подходы к разграничению понятий. //Научный вестник Омской академии МВД России, (№1), 2009, С. 55-60.

17. Официальный сайт Федерального казначейства России -электронный ресурс.Режим доступа: https://roskazna.gov.ru (дата обращения 18.09.2021).

18. Отчет Минфина. Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (отчет за 2020 год) -электронный ресурс . Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/audit/monitoring /QualRep/?id_3 9=133 897ontrol_kachestva_raboty_auditorskikh_organizatsii_i_individualnykh_auditorov_otchet_z a_2020_god (дата обращения 18.09.2021).

19. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ ред. Редакция от 11.06.2021 Консультант плюс.

20. Информационное сообщение Минфина России от 6 июля 2021 г. № ИС-аудит-46/1 «Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии» - электронный ресурс. Режим доступа: https://minfin.gov.ru/

ru/document/?id_4= 133884-ovoe_v_auditorskom_zakonodatelstve_fakty_i_kommentarii_is-audit-461 (дата обращения 18.09.2021).

21. Информационное сообщение от 09.09.2021 № ИС-аудит-47 -электронный ресурс . Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/document/index.php?id_4=134196 (дата обращения 18.09.2021).

22. Фомина Д.С. Идентификация и классификация рисков в деятельности аудиторских организаций как основа методологии практического применения риск-ориентированного подхода при осуществлении внешнего контроля. //Аудитор. 2019;(№4):С.25-34.

23. Зизекалова Е. А. Государственный контроль за аудиторской деятельностью: применение риск-ориентированного подхода. Государственное управление. Электронный вестник, 2019 №73, С. 5-24.

24. Адамская Л.В., Желенкова Е.Е., Ивлева Е.И. Внедрение комплекса мер при проведении рискориентированного контроля и надзора // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2016. № 4. C. 26-28.

25. Евстратова Л.А. Риск-ориентированный подход в приоритете государственного контроля // Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение. 2016. № 6. С. 15-23.

26. Поветкина Н.А. О формировании концептуальных основ риск-ориентированного подхода в финансово-бюджетном контроле // Финансовое право. 2015. № 12. С. 15-17.

27. Маслов К.В., Матненко А.С. Риски и угрозы как системообразующие категории государственного контроля (надзора). //Правоприменение, 2015 (2), 132-144.

28. Петренко С.Н. Риски аудиторской деятельности: Научно-практическое пособие / С.Н. Петренко - К.: Эльга, НИКА-Центр, 2003. 84 с.

Reference:

1. Lunyakova N. A. Development of tools for increasing the openness of the budget of the Russian Federation. // Bulletin of the St. Petersburg State University of Economics, №1 (127), 2021, pp.65-73.

2. Kozhushko SV Problems of the implementation of the principle of transparency in the budgetary activities of executive authorities // Law and Practice, no. 3, 2021, pp. 37-43.

3. Smotritskaya I.I., Chernykh S.I. Modern trends in the digital transformation of public administration // Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, no. 5,2018, pp. 22-36.

4. Bratchenko S. A. The main factors of improving the quality of public administration // Bulletin of the Udmurt University. Series "Economics and Law", Vol. 31, no. 2, 2021, pp. 186-195.

5. Agamagomedova S.A. Axiological aspects of state control and supervision // Law. Journal of the Higher School of Economics, No. 1, 2021, pp. 37-61.

6. Aleksandrov OV "Regulatory guillotines": international experience in removing obstacles to business and investment // Trade policy, no. 1 (17), 2019, pp. 107-119.

7. Nozdrachev A.F., Zyryanov S.M., Kalmykova A.V. Reform of state control (supervision) and municipal control // Journal of Russian law. No. 9 (249). 2017.S. 34-46.

8. Concept for the development of audit activities in the Russian Federation until 2024. Approved by the order of the Government of the Russian Federation of December 31, 2020 No. 3709-r. -Electronic resource Access mode: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=132327-kontseptsiya_razvitiya_auditorskoi _dyeyatelnosti _v_rossiiskoi_federatsii_do_2024_goda (date of treatment 09/18/2021).

9. Strategic map of the Treasury of Russia for 2021 - 2024 (Portfolio of projects of the Federal Treasury for 2021 - 2024), approved by the head of the Federal Treasury on December 31, 2020 -electronic resource.-Access mode: https://roskazna.gov.ru (date of access 09/18/2021).

10. Kudinsky M.N. Control as a type of public administration activity. Correlation of the concepts of "control" and "supervision" // Actual problems of Russian law. No. 8. 2015. S. 47-53.

11. Tonkov E. E. Control and supervision in Russian society: priorities and prospects in the crisis // Problems of law enforcement. No. 1. 2011. P.86-94.

12. Huseynova S. F. Legal distinction of state control and supervision, their functions // Symbol of science, no. 5, 2015, S. 170-171.

13. Maslennikova EV Analysis of the Russian experience of reforming control and supervision activities // Bulletin of RUDN. Series: State and Municipal Administration, 2018, V. 5, No. 3, pp. 318-342.

14. Andryushin S.A., Dadashev A.Z., Sokolovskaya E.A. Financial control in the Russian Federation: problems of organization and management / Materials of the round table. Moscow: Institute of Economics RAS, 2002.250 p.

15. Akimov L.Yu. On state control and supervision // Laws of Russia. No. 10. 2010. S. 89-95.

16. Andreeva Yu. A. Control and supervision: basic approaches to the differentiation of concepts. // Scientific Bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, (No. 1), 2009, pp. 55-60.

17. The official website of the Federal Treasury of Russia is an electronic resource. Access mode: https://roskazna.gov.ru (date of access 09/18/2021).

18. Report of the Ministry of Finance. Quality control of the work of audit organizations and individual auditors (report for 2020) -electronic resource. Access mode: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/audit/monitoring /QualRep/?id_39=133897kontrol_kachestva_raboty_auditorskikh_organizatsii_i_individualnykh_auditorov_ot chet_za_2020_god (date of access 09/18/2021).

19. Federal Law "On Auditing" dated 30.12.2008 N 307-FZ rev. Edition of 06/11/2021 Consultant plus

20. Information message of the Ministry of Finance of Russia dated July 6, 2021 No. IS-audit-46/1 "New in audit legislation: facts and comments" - electronic resource. Access mode: https://minfin.gov.ru/ru/document /? id_4 = 133884-novoe_v_auditorskom_zakonodatelstve_fakty_i_kommentarii__is-audit-461 (date of access 09/18/2021).

21. Information message dated 09.09.2021 No. IS-audit-47 - electronic resource. Access mode: https://minfin.gov.ru/ru/document/index.php?id_4=134196 (date of access 09/18/2021).

22. Fomina D.S. Identification and classification of risks in the activities of audit organizations as the basis of the methodology for the practical application of the risk-based approach in the implementation of external control. //Auditor. 2019; (No. 4): pp. 25-34.

23. Zizekalova EA State control over audit activities: application of a risk-based approach. Public administration. Electronic Bulletin, 2019 No. 73, pp. 5-24.

24. Adamskaya L.V., Zhelenkova E.E., Ivleva E.I. Implementation of a set of measures for risk-oriented control and supervision // Russian Science and Education Today: Problems and Prospects. 2016. No. 4. P. 26-28.

25. Evstratova L.A. Risk-oriented approach in the priority of state control // Communication services: accounting and taxation. 2016. No. 6. P. 15-23.

26. Povetkina N.A. On the formation of the conceptual foundations of a risk-oriented approach in financial and budgetary control // Financial Law. 2015. No. 12. P. 15-17.

27. Maslov K.V., Matnenko A.S. Risks and threats as systemic categories of state control (supervision). // Law enforcement, 2015 (2), 132-144.

28. Petrenko S.N. Risks of audit activity: Scientific and practical manual / S.N. Petrenko - K .: Elga, NIKA-Center, 2003.84 p.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-478-485

К.Л. Эльмесов - ассистент кафедры аудита, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), [email protected],

K.L. Elmesov - Assistant of the Audit Department, Rostov State University of Economics.

КАЗНАЧЕЙСКИЙ КОНТРОЛЬ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ TREASURY CONTROL OF AUDITING ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения риск-ориентированного подхода внешнего контроля Федерального Казначейства за аудиторской деятельностью, который направлен на оптимизацию ведомственных ресурсов и формирование «проактивной» модели контрольной деятельности Федерального Казначейства, нацеленной на предупреждение нарушений и превентив-ность мер казначейского контроля за деятельностью субъектов рынка аудиторских услуг. Кроме того, в статье проводится сравнительный анализ внешнего контроля аудиторских организаций, реализуемого различными регуляторами - Федеральным Казначейством и СРО аудиторов. У внешнего казначейского контроля аудиторской деятельности есть свои отличая от внешнего контроля, реализуемого в рамках СРО, связанных с такими параметрами как: предметно-субъектные характеристики внешнего контроля, сроки и периодичность проверок, меры и формы дисциплинарного воздействия внешнего контроля, платности/бесплатности проверок, а также степени независимости и уровня конфликтности интересов участников проверок. Особое внимание в статье уделено новому регулятору аудиторской деятельности Банку России и его полномочиям в сравнении с казначейским контролем за аудиторской деятельностью. В статье определяется структурная и функциональная специфика казначейского контроля аудиторской деятельности, что позволяет более комплексно выявить особенности казначейского контроля как составного элемента в системе государственного финансового контроля.

Abstract. The article examines the features of the application of the risk-oriented approach of external control of the Federal Treasury over audit activities, which is aimed at optimizing departmental resources and the formation of a "proactive" model of control activities of the Federal Treasury, aimed at preventing violations and preventive measures of treasury control over the activities of subjects of the audit services market. In addition, the article provides a comparative analysis of the external control of audit organizations, implemented by various regulators - the Federal Treasury and SRO auditors. External treasury control of audit activities has its own differences from external control implemented within the SRO, related to such parameters as: subject-specific characteristics of external control, timing and frequency of inspections, measures and forms of disciplinary action of external control, paid / free of charge inspections, and also the degree of independence and the level of conflict of interests of the audit participants. Particular attention in the article is paid to the new regulator of audit activities, the Bank of Russia, and its powers in comparison with treasury control over audit activities. The article defines the structural and functional specifics of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.