20. Information message of the Ministry of Finance of Russia dated July 6, 2021 No. IS-audit-46/1 "New in audit legislation: facts and comments" - electronic resource. Access mode: https://minfin.gov.ru/ru/document /? id_4 = 133884-novoe_v_auditorskom_zakonodatelstve_fakty_i_kommentarii__is-audit-461 (date of access 09/18/2021).
21. Information message dated 09.09.2021 No. IS-audit-47 - electronic resource. Access mode: https://minfin.gov.ru/ru/document/index.php?id_4=134196 (date of access 09/18/2021).
22. Fomina D.S. Identification and classification of risks in the activities of audit organizations as the basis of the methodology for the practical application of the risk-based approach in the implementation of external control. //Auditor. 2019; (No. 4): pp. 25-34.
23. Zizekalova EA State control over audit activities: application of a risk-based approach. Public administration. Electronic Bulletin, 2019 No. 73, pp. 5-24.
24. Adamskaya L.V., Zhelenkova E.E., Ivleva E.I. Implementation of a set of measures for risk-oriented control and supervision // Russian Science and Education Today: Problems and Prospects. 2016. No. 4. P. 26-28.
25. Evstratova L.A. Risk-oriented approach in the priority of state control // Communication services: accounting and taxation. 2016. No. 6. P. 15-23.
26. Povetkina N.A. On the formation of the conceptual foundations of a risk-oriented approach in financial and budgetary control // Financial Law. 2015. No. 12. P. 15-17.
27. Maslov K.V., Matnenko A.S. Risks and threats as systemic categories of state control (supervision). // Law enforcement, 2015 (2), 132-144.
28. Petrenko S.N. Risks of audit activity: Scientific and practical manual / S.N. Petrenko - K .: Elga, NIKA-Center, 2003.84 p.
DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-478-485
К.Л. Эльмесов - ассистент кафедры аудита, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), kantemir.elmesov@gmail.com,
K.L. Elmesov - Assistant of the Audit Department, Rostov State University of Economics.
КАЗНАЧЕЙСКИЙ КОНТРОЛЬ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ TREASURY CONTROL OF AUDITING ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения риск-ориентированного подхода внешнего контроля Федерального Казначейства за аудиторской деятельностью, который направлен на оптимизацию ведомственных ресурсов и формирование «проактивной» модели контрольной деятельности Федерального Казначейства, нацеленной на предупреждение нарушений и превентив-ность мер казначейского контроля за деятельностью субъектов рынка аудиторских услуг. Кроме того, в статье проводится сравнительный анализ внешнего контроля аудиторских организаций, реализуемого различными регуляторами - Федеральным Казначейством и СРО аудиторов. У внешнего казначейского контроля аудиторской деятельности есть свои отличая от внешнего контроля, реализуемого в рамках СРО, связанных с такими параметрами как: предметно-субъектные характеристики внешнего контроля, сроки и периодичность проверок, меры и формы дисциплинарного воздействия внешнего контроля, платности/бесплатности проверок, а также степени независимости и уровня конфликтности интересов участников проверок. Особое внимание в статье уделено новому регулятору аудиторской деятельности Банку России и его полномочиям в сравнении с казначейским контролем за аудиторской деятельностью. В статье определяется структурная и функциональная специфика казначейского контроля аудиторской деятельности, что позволяет более комплексно выявить особенности казначейского контроля как составного элемента в системе государственного финансового контроля.
Abstract. The article examines the features of the application of the risk-oriented approach of external control of the Federal Treasury over audit activities, which is aimed at optimizing departmental resources and the formation of a "proactive" model of control activities of the Federal Treasury, aimed at preventing violations and preventive measures of treasury control over the activities of subjects of the audit services market. In addition, the article provides a comparative analysis of the external control of audit organizations, implemented by various regulators - the Federal Treasury and SRO auditors. External treasury control of audit activities has its own differences from external control implemented within the SRO, related to such parameters as: subject-specific characteristics of external control, timing and frequency of inspections, measures and forms of disciplinary action of external control, paid / free of charge inspections, and also the degree of independence and the level of conflict of interests of the audit participants. Particular attention in the article is paid to the new regulator of audit activities, the Bank of Russia, and its powers in comparison with treasury control over audit activities. The article defines the structural and functional specifics of the
treasury control of auditing activities, which makes it possible to more comprehensively identify the features of the treasury control as an integral element in the system of state financial control.
Ключевые слова: риск-ориентированный подход контрольной деятельности Федерального Казначейства, внешний контроль Федерального казначейства аудиторской деятельности, внешний контроль СРО аудиторской деятельности.
Keywords: risk-oriented approach to the control activities of the Federal Treasury, external control of the Federal Treasury of audit activities, external control of the SRO of audit activities.
Казначейский контроль аудиторской деятельности выступает составной частью государственного контроля и реализуется в рамках внешнего контроля Федеральным казначейством России за субъектами рынка аудиторских услуг [1].
Федеральное казначейство является органом исполнительной власти в сфере учетно-платежной системы, который осуществляет деятельность по обеспечению исполнения федерального бюджета, текущему и предварительному контролю операций федерального бюджета, внешнему и внутреннему контролю в финансово-бюджетной сфере [2]. В субъектах Российской Федерации действуют территориальные подразделения Федерального казначейства, которые функционируют на основании типового положения Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) [3].
По данным Минфина, среди 50 контрольно-ревизионных служб, реализующих функции государственного контроля в 32 госслужбах инициирован переход на риск-ориентированный подход [4], в том числе и в Федеральном Казначействе, где с 1 июня 2021 Приказом Федерального Казначейства № 173 принято «Временное руководство по применению Федеральным казначейством риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере» [5].
Применение риск-ориентированного подхода при планировании и реализации контрольных мер Федерального Казначейства в сфере внешнего контроля аудиторской деятельности обеспечивает выявление и общую оценку приоритетных направлений субъектов казначейского контроля, характеризующихся наивысшей степенью риска в сфере аудита. Контролируемая среда аудиторской деятельности оценивается в контексте категорий риска, основанная на оценке значения критериев «значимость результата нарушения» и «возможность нарушения».
Риск-ориентированный подход в системе Федерального Казначейства направлен на оптимизацию ведомственных ресурсов при реализации мер контроля по минимизации рисков для формирования «проактивной» модели контрольной деятельности Федерального Казначейства направленной не только на фиксацию недостатков и нарушений в деятельности субъектов рынка аудиторских услуг, но и на предупреждение нарушений и превентивность мер казначейского контроля [6].
Казначейский контроль с превентивными характеристиками и акцентом на предотвращение нарушений в аудиторской деятельности направлен на повышение эффективности и действенности контрольных мероприятий федерального контрольного органа. Казначейский контроль как составной элемент в системе государственного финансового контроля отражен на рисунке 1.
Рисунок 1 - Казначейский контроль в системе государственного финансового контроля (составлено автором)
Казначейский контроль аудиторских организаций относится к числу внешнего контроля, который наряду с Федеральным казначейством реализуют и СРО аудиторов, что требует уточнения схожих и различных черт между данными видами контроля. Деятельность, функции СРО аудиторов и тенденции развития российского рынка аудиторских услуг - достаточно подробно освещена в работах различных авторов [8-12]. В тоже время исследованию казначейского контроля аудиторской деятельности посвящено значительно меньше работ [13-16].
Следует отметить, что у внешнего казначейского контроля аудиторской деятельности есть свои отличая от внешнего контроля, реализуемого в рамках СРО, они касаются следующих моментов: предметно-субъектные характеристики контроля, глубина и виды контрольных мероприятий, меры и формы дисциплинарного воздействия, платности проверок, а также степени независимости и уровня конфликтности интересов, сроков и периодичности проверок. Рассмотрим имеющиеся различия.
Предметная область казначейского контроля аудиторской деятельности законодательно закреплена № 307-Ф3 [7] и касается соблюдения требований, закрепленных в профильных нормативно-правовых актах и методических материалах, которые включает в себя - законодательные требования к аудиторской деятельности, требования профессиональных стандартов данной деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также требования кодекса профессиональной этики аудиторов. - рисунок 2.
Рисунок 2 - Предмет внешнего казначейского контроля аудиторской деятельности
(составлено автором)
Субъектами внешнего государственного контроля аудиторской деятельности являются исключительно аудиторские организации, проводившие обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности [7]. Периодичность проверок - не реже 1 раза в 3 года, но не чаще одного раза в год.
Важнейшей отличительной особенностью предметной области внешнего Казначейского контроля аудиторской деятельности выступает необходимость при проверке аудиторских организаций, реализующих обязательный аудит общественно значимых хозяйствующих субъектов, учитывать соблюдение требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ [17].
Кроме того, в своей контрольной деятельности аудиторских организаций Федеральное Казначейство учитывает принятый Минфином «Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов» (июнь 2020 г), а также рекомендации Банка России, Росфинмониторинга, Агентства по страхованию вкладов и др.
В свою очередь субъектами внешнего контроля аудиторской деятельности, реализуемого через СРО аудиторов, выступают:
1) индивидуальные аудиторы;
2) аудиторские организации не проводящие обязательный аудит в ч.3 ст.5 ФЗ № 307;
3) аудиторские организации проводящие обязательный аудит общественно значимых организаций, указанные в ч.3 ст.5 ФЗ № 307.
Периодичность проверок СРО - не реже 1 раза в 5 лет, но не чаще одного раза в год.
Необходимо подчеркнуть, что аудиторские организации, проводящие обязательный аудит общественно значимых организаций - попадают и под внешний контроль СРО аудиторов как члены данных организаций и под внешний контроль со стороны Федерального казначейства.
Для реализации внешнего контроля аудиторской деятельности СРО аудиторов устанавливают свои правила проведения проверок, формы, сроки, периодичность проверок, формирующих предметную область внешних проверок СРО аудиторов, тем самым требования к внешней проверке аудиторской деятельности в рамках СРО более гибкие, чем у внешних проверок Федерального казначейства. Предмет внешнего контроля СРО для своих членов организации отражен на рисунке 3.
По результатам проверок СРО аудиторов, в случае выявления нарушений вправе вынести меру дисциплинарного воздействия в отношении проверенного юридического или физического лица в виде предупреждения, предписания (обязывающего члена саморегулируемой организации устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений), штрафа, предписания о приостановлении членства или исключении члена из реестра саморегулируемой организации.
Глубина контрольных мероприятий по внешнему контролю аудиторских организаций в СРО шире чем у казначейского контроля, поскольку включает:
1) деятельность аудиторской организации, индивидуального аудитора, включая систему внутреннего контроля и управления рисками;
2) взаимодействие с руководством проверяемого субъекта;
3) документы по аудиторскому заданию.
Следует учитывать, что контрольно-управленческая деятельность СРО аудиторов в отношении своих членов сопряжена с определенным уровнем риска конфликта интересов из-за того, что участники аудиторского рынка фактически проводят проверки в отношении своих коллег. Данное обстоятельство связано с тем, что существуют нормативные требования к минимальному числу членов СРО аудиторов, а учитывая существенное сокращение субъектов рынка аудиторских услуг, СРО должно иметь определенное минимальное количество аудиторских организаций в своих рядах, что может потенциально содержать предпосылки конфликта интересов между СРО и его членами при внешнем контроле СРО субъектов рынка аудиторских услуг. (требования к численности членов СРОА - 2 000 компаний или 10 000 аудиторов) [7].
Рисунок 3 - Предмет внешнего контроля СРО для своих членов организации
(составлено автором)
В отличие дисциплинарных мер, применяемых по результатам проверок внешнего контроля СРО аудиторов своих членов, в рамках казначейского контроля за аудиторской деятельностью составляются протоколы в рамках проводимых проверок об административных правонарушениях в отношении объектов контрольных мероприятий по основаниям: уклонение от прохождения государственного контроля; невыполнение в установленный срок предписания, обязывающего устранить допущенные нарушения, предоставление государственному органу информации в неполном или искаженном виде. Контрольная деятельность уполномоченного органа по контролю и надзору осуществляется как в плановой, так и внеплановой форме (документарная или выездная).
Казначейский контроль за аудиторской деятельностью включает:
1) деятельность аудиторской организации, включая систему внутреннего контроля и управления рисками;
2) конкретная оказанная аудиторская услуга (аудиторское задание).
Сроки проведения казначейского контроля за аудиторской деятельностью более строго определены, чем в рамках СРО аудиторов, которые сами регулируют правила проведения и сроки данных проверок. Для казначейского контроля характерно:
1) не более 20 рабочих дней (выездная проверка аудиторской организации, являющейся субъектом малого предпринимательства) + продление на срок не более 20 рабочих дней;
2) не более 40 рабочих дней (выездная проверка иных аудиторских организаций) и продление на срок не более 20 рабочих дней;
3) не более 10 рабочих дней (документарная проверка) [18].
С 2022 года в качестве одного из государственных регуляторов качества и независимости аудиторской деятельности в сфере общественно значимых предприятий на финансовом рынке выходит Банк России, который наделяется соответствующими полномочиями по надзору за деятельностью и оценке независимости аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги «общественно значимым организациям на финансовом рынке» [18] (в случае обнаружения признаков нарушения обязательных требований на основании жалоб граждан и иных лиц, сведений, полученных из средств массовой информации и иных источников), однако контрольные функции за аудиторскими организациями, реализующих аудит для «общественно значимых организаций» остаются в поле ведения Федерального Казначейства России.
Банк России проводит только внеплановые проверки общественно значимых предприятий на финансовом рынке, имеет схожие меры дисциплинарных воздействий как у казначейского контроля, сам определяет сроки проведения проверок. Сравнительный анализ внешнего контроля аудиторской деятельности: СРО аудиторов, Федерального Казначейства, Банка России, представлен на рисунке 4.
Следует отметить, что большое количество предписаний в методологии аудита может приводить к отрицательным последствиям для достижения целей качества аудиторских проверок. Так, слишком жесткие рамки применения аудиторских процедур могут ограничивать свободу действий аудитора при адаптации рабочих документов к условиям хозяйственной деятельности проверяемого предприятия или к изменяющимся условиям внешней (внутренней) среды. Слишком строгое соблюдение регламентов может приводить к нехватке времени на разработку важных суждений по итогам проверки.
Общими чертами трехзвенной модели российской внешнего контроля аудиторской деятельности является: применение положений международных и внутрироссийских нормативных актов по контролю качества аудита, внедрение риск-ориентированных регламентов, которые позволяют четко выделить цели и требования по осуществлению аудиторской деятельности в различных ситуациях; проведение анализа проведенных внешних проверок качества аудита; наличие эффективных систем расследования случаев ненадлежащего проведения аудита и принятие дисциплинарных мер при необходимости.
ВНЕШНИМ КОНТРОЛЬ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обмен информацией
СУБЪЕКТЫ КОТРОЛЯ
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЛИЦА
1) СРО АУДИТОРОВ
ПРЕДМЕТ КОНТРОЛЯ
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕРОК
5 МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРОК
КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ГЛУБИНА КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПЛАТНОСТЬ/ БЕСПЛАТНОСТЬ
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ
А"
Аудиторские организации не проводящие обязательный аудит организаций, указанные в ч.3 ст.5 ФЗ № 307
Индив идуаль ные аудиторы
соблюдение обязательных требований, требований, установленных саморегулируемой организацией аудиторов, а также исполнение решений саморегулируемой организации аудиторов о применении мер дисциплинарного воздействия, принимаемых по результатам внешнего контроля деятельности
Не реже 1 раза в 5 лет, но не чаще одного раза в год
в отношении проверенного юридического или физического лица
1) предупреждения (обязывающего члена СРО устранить выявленные нарушения в установленные сроки устранения таких нарушений),
2)штраф,
3)предписания о приостановлении членства или исключении члена из реестров СРО аудиторов.
1)деятельность аудиторской организации, индивидуального аудитора, включая систему внутреннего контроля и управления рисками
2) деятельность аудитора
3) конкретная оказанная аудиторская услуга (аудиторское задание)
имеется конфликт интересов, между соблюдением требований к минимальному количеству членов СРО аудиторов
2) ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
Аудиторские организации проводящие обязательный аудит общественно значимых организаций, указанные в ч.3 ст.5 ФЗ № 307
соблюдение обязательных требований, а также исполнение решений Федерального казначейства о применении мер воздействия, принимаемых по результатам такого внешнего контроля деятельности
Не реже 1 раза в 3 года, но не чаще одного раза в год
*
Не реже 1 раза в 3 года, но не чаще одного раза в год
в отношении проверенного юридического лица по Кодексу административных правонарушений
19.4.1 (уклонение от прохождения государственного контроля), 19.5 (невыполнение в установленный срок предписания, обязывающего устранить допущенные нарушения), 19.7 (предоставление государственному органу информации в неполном или искаженном виде)
проверка (документарная, выездная)
1) деятельность аудиторской организации, включая систему внутреннего контроля и управления рисками
2)конкретная оказанная аудиторская услуга (аудиторское задание)
БЕСПЛАТНЫЕ ПРОВЕРКИ ВНЕШНЕГО КАЗНАЧЕЙСКОГО КОТРОЛЯ
С 01.01.2022
3) БАНК РОССИИ
Аудиторские организации на финансовом рынке, проводящие обязательный аудит общественно значимых организаций на финансовом рынке, указанные в ч.3 ст.5 ФЗ № 307
соблюдение обязательных требований при оказании аудиторской услуги общественно значимой организации на финансовом рынке
Плановых проверок нет Только внеплановые
Меры как и у ФК основание-решение Председателя Банка России или уполномоченного им лица в случае обнаружения признаков нарушения обязательных требований, в том
числе на основании жалоб (заявлений, обращений) граждан и иных лиц, сведений, полученных из средств массовой информации и иных источников
проверка соблюдения обязательных требований при
оказании конкретной аудиторской услуги конкретной общественно значимой организации на финансовом рынке
1) конкретная оказанная
аудиторская услуга (аудиторское задание)
БЕСПЛАТНЫЕ ПРОВЕРКИ ВНЕШНЕГО БАНКОВСКОГО КОТРОЛЯ
нет конфликта интересов между федеральным контрольным органом и подконтрольными организациями
1) не более 20 рабочих дней (выездная проверка аудиторской организации, являющейся субъектом малого предпринимательства) + продление на срок не более 20 рабочих дней;
2) не более 40 рабочих дней (выездная проверка иных аудиторских организаций) + продление на срок не более 20 рабочих дней;
3)не более 10 рабочих дней (документарная проверка)
определяет Банк России
2
3
4
6
7
8
9
10
Рисунок 4 - Сравнительный анализ внешнего контроля аудиторской деятельности: СРО аудиторов, Федерального Казначейства, Банка России (составлено автором)
Таким образом в России формируется условия и предпосылки введения трехзвенной системы внешнего контроля аудиторской деятельности со стороны - 1) СРО аудиторов, 2) Федерального Каз-
начейства и 3) Банка России. Проведенный сравнительный анализ казначейского контроля аудиторской деятельности, показал, что данный вид внешнего контроля имеет схожие и различные черты с внешним контролем СРО аудиторов и внешним контролем аудиторской деятельности общественно значимых организаций на финансовом рынке, реализуемых Банком России, что позволяет более комплексно выявить особенности казначейского контроля как составного элемента в системе государственного финансового контроля.
Источники:
1. Фатхутдинов А.Р. Место и роль федерального казначейства в системе государственного финансового контроля//Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд, №. 31, 2015, С. 98-101.
2. О Федеральном казначействе: Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 г. (ред. от (ред. от 28.12.2020) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Об утверждении типового положения Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа): приказа Минфина России от 06.06.2011 г. № 67 [Электронный ресурс] // Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Доклад Минэкономразвития. Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) -2020.-электронный ресурс. Режим доступа: ar.gov.ru>uploads/storage/5b/89 (дата обращения 28.09.2021).
5. «Временное руководство по применению Федеральным казначейством риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере». Утверждено Приказом Федерального казначейства от 01.06.2021.-электронный ресурс. Режим доступа: https://roskazna.gov.ru /upload/iblock/189/ Vremenno erukovodstvo_7571_03_06_2021_ver1_417_28_10_ 2021_ver1_pdf (дата обращения 28.09.2021).
6. Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, на 2022 год. -электронный ресурс . Режим доступа: roskazna.gov.ru (дата обращения 18.09.2021).
7. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3 (ред. от 23.04.2018) «Об аудиторской деятельности» // КонсультантПлюс [Справочная правовая система].URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.09.2021.).
8. Жиганов Ю. Н. Централизация (монополизация) саморегулирования в аудите. //Столыпинский вестник, 2020, №2 (2), С.240-250.
9. Журавлева М.Н. Реформирование саморегулирования российского аудита //Международный журнал гуманитарных и естественных наук, №. 2-1, 2021, С. 164-168.
10. Санникова И.Н. Профессиональные саморегулируемые организации в России: ожидания и реальность // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 17. С. 8-14.
11. Щепотьев А.В., Белкин А.Н. Саморегулируемые организации - часть государственных контрольных функций // Право и экономика. 2008. № 7. С. 14-21.
12. Юнусова Д. А., Кулиева Л. Г. Совершенствование системы внешнего контроля качества аудита в Рос-сии//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, № 3 (3), 2013, С. 270-273.
13. Титова О. В. Казначейство России: настоящее и будущее // Молодой ученый. 2013. № 2 (49). С. 187-189.
14. Тягушева Е. А., Емелин В. Н. Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов // Контентус,№. 12 (41), 2015, С. 69-73.
15. Фомина Д. С. Развитие инструментов оценки и контроля качества аудиторской деятельности // Учет. Анализ. Аудит. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-instrumentov-otsenki-i-kontrolya-kachestva-auditorskoy-deyatelnosti (дата обращения: 29.09.2021).
16. Аксенова Н.Э., Ивакина Т.С., Колесников В.В.. Проблемы оценки контроля качества аудита в России // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ, №. 8, 2017, С. 177-184.
17. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ (ред. от 07.04.2020) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». (дата обращения 18.09.2021).
18. Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии (№ ИС-аудит-46/6) -электронный ресурс. Режим доступа: https://minfin.gov.ru (дата обращения 18.09.2021)
Reference:
1. Fatkhutdinov A.R. The place and role of the federal treasury in the system of state financial control // Modern trends in economics and management: a new view, no. 31, 2015, S. 98-101.
2. On the Federal Treasury: Resolution of the Government of the Russian Federation of 12/01/2004 (as revised by (as revised on 12/28/2020) [Electronic resource] // Access from the consultant-legal system "ConsultantPlus".
3. On the approval of the standard position of the Federal Treasury Office for the constituent entity of the Russian Federation (constituent entities of the Russian Federation located within the boundaries of the federal district):
order of the Ministry of Finance of Russia dated 06.06.2011 No. 67 [Electronic resource] // Access from the reference legal system " Consultant Plus".
4. Report of the Ministry of Economic Development. On the implementation of state control (supervision), municipal control in the relevant areas of activity and on the effectiveness of such control (supervision) -2020.-electronic resource. Access mode: ar.gov.ru >uploads / storage / 5b / 89 (date of treatment 09/28/2021).
5. "Interim guidance on the application by the Federal Treasury of the risk-based approach in the implementation of control activities in the financial and budgetary sphere." Approved by the Order of the Federal Treasury dated 01.06.2021. -electronic resource . Access mode: https: //roskazna.gov.ru/upload/iblock/189/ Vremen-noerukovodstvo_7571_03_06_2021_ver1_417_28_10_2021_ver1_.pdf (date of treatment 09/28/2021).
6. On the approval of the Program for the prevention of risks of harm (damage) to legally protected values in the implementation of external control of the activities of audit organizations providing audit services to socially significant organizations for 2022. -electronic resource . Access mode: roskazna.gov.ru (date of access 09/18/2021).
7. Federal Law of 30.12.2008 No. 307-FZ (as amended on 23.04.2018) "On audit activity" // ConsultantPlus [Reference legal system] .URL: http://www.consultant.ru (date of access: 10.09 .2021.).
8. Zhiganov Yu. N. Centralization (monopolization) of self-regulation in audit. // Stolypin Bulletin, 2020, No. 2 (2), pp. 240-250.
9. Zhuravleva M.N. Reforming the Self-Regulation of Russian Audit // International Journal of Humanities and Natural Sciences, no. 2-1, 2021, S. 164-168.
10. Sannikova I.N. Professional self-regulatory organizations in Russia: expectations and reality // International accounting. 2011. No. 17. P. 8-14.
11. Shchepotev A.V., Belkin A.N. Self-regulatory organizations are part of state control functions // Law and Economics. 2008. No. 7. P. 14-21.
12. Yunusova D. A., Kulieva L. G. Improving the system of external control of audit quality in Russia // Innovative economy: prospects for development and improvement, no. 3 (3), 2013, pp. 270-273.
13. Titova OV Treasury of Russia: the present and the future // Young scientist. 2013. No. 2 (49). S. 187-189.
14. Tyagusheva EA, Emelin VN State control (supervision) over the activities of self-regulatory organizations of auditors // Contentus, no. 12 (41), 2015, pp. 69-73.
15. Fomina DS Development of tools for assessing and controlling the quality of audit activity // Accounting. Analysis. Audit. 2019. No. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-instrumentov-otsenki-i-kontrolya-kachestva-auditorskoy-deyatelnosti (date accessed: 09/29/2021).
16. Aksenova NE, Ivakina TS, Kolesnikov VV .. Problems of assessing audit quality control in Russia // Scientific notes of the Tambov branch of the Russian Academy of Medical Sciences, no. 8, 2017, pp. 177-184.
17. On combating the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism: Federal Law of 07.08.2001, No. 115-FZ (as amended on 07.04.2020) [Electronic resource] // Access from reference legal system "ConsultantPlus". (date of treatment 09/18/2021).
18. New in audit legislation: facts and comments (No. IS-audit-46/6) -electronic resource. Access mode: https://minfin.gov.ru (date of access 09/18/2021).