АУДИТ КОНТРОЛЬ, УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ
УДК: 658.15 DOI: 10.24412/2071-6435-2021-2-107-115
Риск-ориентированность как фактор эффективности системы управления рисками в контексте жизненного цикла организации
В статье рассмотрены отдельные аспекты системы управления внутренними рисками в жизненном цикле организации на примере органов Федерального казначейства с целью исследования предпосылок эффективности данной системы. Проанализированы подходы к организации ведомственного контроля как составляющей системы управления рисками в Федеральном казначействе и к использованию его результатов для координации этого управления, в том числе в изменяющихся условиях, связанных с возникновением новых задач в процессе жизненного цикла организации. В контексте устойчивости системы управления внутренними рисками в организации подчеркнута значимость риск-ориентированности рассматриваемой системы как одного из факторов, обусловливающих ее эффективность.
Ключевые слова: риск-ориентированность, система управления внутренними рисками (СУР), риски, Федеральное казначейство Российской Федерации, внутренний контроль и внутренний аудит, ведомственный контроль, эффективность деятельности.
Введение
Организации любого типа присущи внутренние риски, свойственные специфике ее деятельности [4]. Отличительной особенностью внутренних рисков от внешних вытсупает среда их возникновения, то есть внутренняя среда организации [6]. Соответственно, степень вероятности реализации рисковых событий во многом зависит и от способности внутренней системы управления рисками обеспечивать своевременную идентификацию новых внутренних рисков и управляемость ими вне зависимости от предметной области деятельности. В связи с этим адаптационные возможности СУР и ориентированность подходов к ее организации становятся ресурсом минимизации тех или иных рисков, обусловленных возникновением новых факторов, и могут рассматриваться как показатели, характеризующие эффективность системы, что обусловливает актуальность выбранной тематики.
Общее понимание сущности и природы рисков, а также осмысление роли процессов управления ими в деятельности организации формировалось на протяжении ряда столетий и представляло собой научный интерес для
© А. Н. Семин, 2021 © Т. А. Ставрова, 2021
Т. А. Ставрова
многих исследователей [4]. Однако развитие научной мысли в области формирования и изучения роли подходов к организации СУР, в частности риск-ориентированного подхода, было не столь длительным в контексте исторического развития риск-менеджмента.
Рисунок1. Предпосылкиобеспеченияэффективности СУР
ИзначальнопонятиеСУРсвязанос областямидеятельности финансового сектора экономики, которым, в отличие от других сфер, свойственна большая рискоемкость. В качестве объекта управления выступали финансовые риски. Постепенно риск-менеджмент становится элементом системы управления и в других секторах экономики и областях деятельности. При этом объектами управления становятся не только внешние, но и внутренние риски, что приводит к развитию деятельности по внутреннему контролю и внутреннемуаудиту в организациях
[7;8;9].
В процессесовершенствованияСУРменяется подходк организацииконт-роля — отвсеобъемлющегок риск-ориентированному, с учетом оценки значимости рисков. Суть риск-ориентированного подхода в управлении заключается в егонаправленностина зоны повышенного рискав деятельности организации. Кроме того, данный подход призван способствоватьболее эффективномууправ-лению рисками, а также оптимальному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов [5].
Целью исследования выступаетанализ практикиорганизацииуправления внутренними рисками в Федеральном казначействе путем применения риск-ориентированногоподходак планированиюи деятельности по ведомственному контролю.
Задачи исследования — обзор научной литературы по выбранной тематике; изучение тенденции в применении подходов к управлению рисками, характерных для российской действительности, в частности методов Федерального казначейства под влиянием новых факторов рисков.
Методология исследования
В основу методологической базы исследования положена теория управления внутренними рисками, возникающими в деятельности организации, а также проблемно-ориентированный подход, учитывающий специфику деятельности определенного федерального органа исполнительной власти — Федерального казначейства Российской Федерации, на примере деятельности которого, исходя из сущности ведомственного контроля в ведомстве и предпосылок, обусловливающих в том числе возникновение новых рисков по направлениям его деятельности, построено настоящее исследование.
Авторы применяли различные методы: диалектический, дедуктивный, причинно-следственный и структурно-логический анализ. С их помощью в контексте рассматриваемой тематики удалось проанализировать совершенствование подходов к организации управления внутренними рисками в ходе ведомственного контроля, реализуемого в рамках системы управления рисками в Федеральном казначействе.
Результаты исследования, обсуждение
Управление рисками в Федеральном казначействе осуществляется посредством внутреннего контроля и внутреннего аудита, реализуемых в рамках СУР на основе стандартов [1; 2; 3; 4; 6; 10; 14]. Деятельность по внутреннему контролю и внутреннему аудиту направлена на выявление внутренних рисков, принятие предупредительных мер, способствующих снижению вероятности их реализации (комментарий 1).
В связи с этим важным в достижении эффективности СУР представляется ее ориентированность на наиболее рискоемкие направления деятельности ведомства. Следует отметить, что некоторые из них являются рискоемкими уже в силу их специфики (исполнение расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведение бюджетного, налогового и управленческого учета при исполнении бюджетной сметы, административное, кадровое направления деятельности). При этом в процессе развития казначейской системы возникают новые риски, обусловленные влиянием различных факторов (расширение полномочий, изменения нормативной правовой базы, цифровая трансформация, автоматизация процессов) [13]. Так, в последние годы полномочия Федерального казначейства пополнились функционалом по казначейскому сопровождению средств, организации работ в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд (в настоящее время полномочия переданы Центру по обслуживанию Казначейства России), контрольно-надзорной деятельности (внутренний государственный финансовый контроль и внешний контроль ка-
чества работы аудиторских организаций), аналитической деятельности (анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, главных администраторов бюджетных средств), ведению централизованного бухгалтерского учета федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений).
Следует отметить, что с 1 января 2021 года Федеральное казначейство стало бюджетной платежной системой, расчетным центром для всех организаций сектора государственного управления. Работу системы обеспечивает Единый казначейский счет, открытый в Банке России. Это связано с внесением в Федеральный закон от 27 декабря 2019 № 479-ФЗ изменений в Бюджетный кодекс и вступление в силу ряда других нормативно-правовых актов (комментарий 2).
Эффективность СУР также зависит от своевременной идентификации новых рисков, что требует соответствующих подходов и детерминирует постановку и решение новых задач [3; 4].
Процесс управления рисками является этапным, включающим в себя в том числе стадии планирования управления рисками, идентификации и оценки рисков. Для проверки ранее выдвинутой гипотезы рассмотрим практику Федерального казначейства по применению риск-ориентированного подхода на данных этапах.
Следует отметить, что процесс управления рисками осуществляется как на уровне структурных подразделений Федерального казначейства, так и посредством ведомственного контроля, осуществляемого аудиторскими подразделениями ведомства, который заключается в проверке проводимых операций, действий, процедур по направлениям деятельности на соответствие установленным требованиям. В данной статье остановимся на тенденциях в применении подходов к планированию и осуществлению управления рисками в ходе ведомственного контроля.
Его объектами выступают структурные подразделения Федерального казначейства и его территориальные органы (ТОФК).
Как показывает практика, на начальном этапе развития СУР Федерального казначейства преобладали комплексные проверки работы ТОФК, охватывающие все основные направления их деятельности. Проводились и тематические проверки, предметом которых становилась оценка соблюдения объектами контроля отдельных требований. Комплексные проверки являлись оправданными с точки зрения выявления потенциальных рисков по направлениям деятельности и получения наиболее полной, целостной картины рискоемкости соответствующих направлений.
Тематические проверки всегда имели в основе своей причинно-следственную связь между возникающими при определенных обстоятельствах факторами рисков и вероятностью реализации рисков, обусловленных ими, поэтому они изначально носили точечный характер [10].
Рассмотрим соотношение комплексных и тематических проверок, включенных в планы ведомственного контроля Федерального казначейства в период с 2016 по 2020 год (комментарий 3).
Таблица 1
Соотношение комплексных и тематических проверок, включенных в планы ведомственного контроля Федерального казначейства в период с 2016 по 2020 год
Год проведения проверки Доля проверок по методу проведения от общего количества проверок, запланированных к проведению в соответствующем периоде
комплексных(%) тематических (%)
2016 93 7
2017 82 18
2018 27 73
2019 - 100
2020 - 100
Источник: составлено автором
Таблица 1 демонстрирует смещение акцента с ведомственного контроля на тематические проверки.
Далее проанализируем подходы к выбору тематики проверок в соответствующих периодах (комментарий 4).
Таблица 2
Подходы к выбору тематики проверок и предпосылки, обусловливающие оправданность их тематики в период с 2016 по 2020 год
Год проведения проверки Тема проверки, указанная в годовом плане ведомственного контроля
2016 в соответствии с утверждаемой программой проверки
2017 в соответствии с утверждаемой программой проверки
2018 в соответствии с утверждаемой программой проверки
2019 проверка выполнения отдельных полномочий
2020 проверка выполнения отдельных полномочий
Источник: составлено автором
Таблица 2 демонстрирует тенденцию к смещению временного момента определения тематики запланированной проверки: до 2019 года тема определялась на этапе утверждения программы проверки, с 2019 года — уже непосредственно на этапе планирования, что может свидетельствовать о смещении акцента с цикличного подхода на риск-ориентированный.
При этом ежегодно Федеральным казначейством по результатам ведомственного контроля определяются рискоемкие направления деятельности, информация о реализовавшихся рисках (основывается на выявленных нарушениях) публикуется на официальном Интернет-сайте и доводится до ТОФК в разрезе выявленных нарушений в целях управления соответствующими рисками.
В соответствии с Докладом о результатах работы Федерального казначейства в 2016 году и основных направлениях деятельности на среднесрочную перспективу,
в целях выявления потенциальных объектов внутреннего контроля и внутреннего аудита, отклонения в работе которых от регламентных параметров могут негативно отразиться на деятельности объекта внутреннего контроля и внутреннего аудита и Федерального казначейства в целом, разработана и утверждена Модель риск-ориентированного внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства.
В соответствии с Докладом о результатах работы Федерального казначейства в 2017 году и основных направлениях деятельности на среднесрочную перспективу в целях реализации Концепции управления казначейскими рисками в Федеральном казначействе утвержден Стандарт управления внутренними (операционными) казначейскими рисками, положения которого регламентируют осуществление комплексного процесса управления внутренними рисками в органах Федерального казначейства посредством реализации ряда мероприятий (идентификация, анализ и оценка внутренних рисков при осуществлении внутреннего контроля, а также при формировании (актуализации) классификаторов внутренних рисков ТОФК; выбор способов реагирования на внутренние риски и их мониторинг; оценка и контроль эффективности функционирования СУР; формирование отчетности по результатам управления внутренними рисками).
В соответствии с Докладом о результатах работы Федерального казначейства в 2019 году в рамках реализации новых подходов к организации и осуществлению контрольно-аудиторской деятельности обеспечена с использованием механизмов риск-ориентированного планирования приоритеза-ция такого метода проведения проверок, как тематическая проверка в отношении рискоемких направлений деятельности. Указанный подход совместно с анализом информации о реализовавшихся в деятельности ТОФК внутренних казначейских рисках позволил актуализировать годовой план контрольных и аудиторских мероприятий с фокусировкой проверок именно по рискоемким направлениям деятельности (комментарий 5).
Задача по реализации Стратегической карты Казначейства России на 2020— 2024 годы (комментарий 6) включает в себя мероприятия по обеспечению совершенствования риск-ориентированных подходов при осуществлении внутреннего контроля и внутреннего аудита в Федеральном казначействе, в том числе с учетом аналитического обзора о результатах управления внутренними казначейскими рисками в органах Федерального казначейства, а также требований федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, утвержденных Минфином России.
Одним из итогов реализации соответствующей стратегической задачи 2020 года стало обеспечение совершенствования риск-ориентированной модели противодействия коррупционным правонарушениям на основе оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации полномочий Федерального казначейства.
Осуществление данных мероприятий предполагает построение риск-ориентированной системы организации ведомственного контроля и внутреннего аудита, включающей в себя обеспечение рейтингования объектов ведомственного контроля и внутреннего аудита, совершенствование подходов контрольно-ауди-
торских мероприятий при определении тем и объектов контроля, а также оценку реализовавшихся рисков в деятельности потенциальных объектов контроля, методов и видов проведения контрольно-аудиторских мероприятий.
Заключение
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что подходы к организации управления рисками в рамках СУР в целях повышения ее эффективности в Федеральном казначействе не являются неизменными и совершенствуются во времени, что определятся уже на уровне стратегических задач Стратегической картой Казначейства России. При этом превалирующим в последние годы является риск-ориентированный подход при планировании соответствующей деятельности. Данный подход ориентирован на оптимальное использование финансовых, материальных и трудовых ресурсов, используемых для реализации функционала по внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту, при одновременном обеспечении результативности данной деятельности за счет максимальной ее ориентированности на наиболее рискоемкие направления деятельности органов Федерального казначейства. В целях планирования контрольно-аудиторской деятельности на очередной год в качестве индикаторов определения объектов контроля используются результаты деятельности по данному направлению в части реализовавшихся рисков в предшествующем периоде, которые аккумулируются в сводной аналитической информации. Неотъемлемой составляющей совершенствования деятельности по направлению является регулярный анализ действующих нормативных правовых актов и практики их применения, по результатам которого при необходимости происходит их актуализация.
Комментарии
1. Приказ Казначейства России от 28 декабря 2018 года № 442 «Об утверждении Стандартов ведомственного контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемых контрольно-аудиторскими подразделениями Федерального казначейства при осуществлении ими контрольной и аудиторской деятельности»; Приказ Казначейства России от 29 сентября 2017 года № 259 (ред. от 18 марта 2020 года) «Об утверждении Стандарта управления внутренними (операционными) казначейскими рисками в Федеральном казначействе»; Приказ Казначейства России от 26 декабря 2018 года № 438 (ред. от 28 октября 2020 года) «Об утверждении Стандарта внутреннего контроля Федерального казначейства».
2. Информация сайтов: https://tass.ru/ekonomika/7361705; https://rg.ru/2019/12/30/rg-publikuet-zakon-o-edinom-kaznachejskom-schete. html (дата обращения: 10 апреля 2021 года).
3. Информация официального сайта Федерального казначейства: https://roskazna.gov.ru/inaya-deyatelnost/kontrol-i-audit/vnutrennij-kontrol-i-vnutrennij-audit (дата обращения: 10 апреля 2021 года).
4. Информация официального сайта Федерального казначейства: https://roskazna.gov.ru/inaya-deyatelnost/kontrol-i-audit/vnutrennij-kontrol-i-vnutrennij-audit/plany-proverok (дата обращения: 10 апреля 2021 года).
5. Информация официального сайта Федерального казначейства: https://roskazna.gov.ru/upload/iblock/eaa/itogovyy-doklad-za-2019-god (дата обращения: 10 апреля 2021 года).
6. Информация официального сайта Федерального казначейства: https://roskazna.gov.ru/o-kaznachejstve/strategicheskie-celi-i-zadachi/ (дата обращения: 10 апреля 2021 года).
Литература
1. Демидов А. Ю. Система внутреннего контроля и внутреннего аудита в Федеральном казначействе: практика и перспективы // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2014. № 2.
2. Демидов А. Ю., Иванов О. Б., Мовчан С. Н. России необходима национальная система стандартов внутреннего аудита // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2015. № 1.
3. Гиниятуллина Д. Р. Совершенствование внутреннего аудита в государственном секторе // Учет. Анализ. Аудит. 2019. № 2.
4. Епифанова В. И., Бабаскина Т. И. Стабильность функционирования казначейской системы как результат управления казначейскими рисками // Политика, экономика и инновации. 2016. № 4.
5. Иванов О. Б. Риск-ориентированная система внутреннего контроля и аудита // Железнодорожный транспорт. 2015. № 6. С. 44—51.
6. Канкулова М. И., Алфименко С. С. Внутренний контроль в государственном секторе: рекомендации ИНТОСАИ и Российская практика // Известия СПбГЭУ. 2018. № 5(113).
7. Киселев А. А. Риск-менеджмент и управление рисками: проблемы обоснования сущности понятий как научных категорий теории и практики управления организациями // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 3-1. С. 82-85
8. Куликова Е. В., Древс К. О. Организационные подходы к реализации комплексной системы управления рисками // Вестник евразийской науки. 2016. № 3(34).
9. Лебедева М. С. Казначейские риски: тест на эффективность // Экономика и социум. 2018. № 12(55). С. 3-18
10. Пантелеев А. Ю., СтавроваТ. А. Отдельные направления модернизации ведомственного контроля // Финансовый вестник. 2020. № 8. С. 59-64
11. Петухова К. А. Система управления рисками в государственном секторе: тенденция или необходимость? // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2013. № 8.
12. Ставрова Т. А. Внутренний контроль и аудит через призму новых задач //
Бюджет. 2020. № 5. C. 54-55
13. Фокина Т. Ю. Внутренний контроль управляет казначейскими рисками// Финансы. 2019. № 4. C. 68-70
References
1. Demidov A. Yu. The system of internal control and internal audit in the Federal Treasury: practice and prospects. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2014, no. 2 (in Russian).
2. Demidov A. Yu., Ivanov O. B., Movchan S. N. Russia needs a national system of internal audit standards. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2015, no. 1 (in Russian).
3. Giniyatullina D. R. Improving internal audit in the public sector. Uchyot. Analiz. Audit [Accounting. Analysis. Audit], 2019, no. 2 (in Russian).
4. 4. Epifanova V. I., Babaskina T. I. Stability of the treasury system functioning as a result of treasury risk management. Politika, ekonomika i innovatcii [Politics, Economics and Innovations], 2016, no. 4 (in Russian).
5. Ivanov O. B. Risk-oriented system of internal control and audit. Zheleznodorozh-nyi transport [Railway transport], 2015, no. 6, pp. 44-51 (in Russian).
6. Kankulova M. I., Alfimenko S. S. Internal control in the public sector: recommendations of INTOSAI and Russian practice. Izvestiya SPbGEU [SpbSEU News], 2018, no. 5(113) (in Russian).
7. Kiselev A. A. Risk management and risk management: problems of substantiating the essence of concepts as scientific categories of the theory and practice of managing organizations. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika [Economy and business: theory and practice], 2020, no. 3-1, pp. 82-85 (in Russian).
8. Kulikova E. V., Drevs K. O. Organizational approaches to the implementation of an integrated risk management system. Vestnik evraziyskoy nauki [Bulletin of Eurasian Science], 2016, no. 3(34) (in Russian).
9. Lebedeva M. S. Treasury Risks: A Test for Efficiency. Ekonomika I obschestvo [Economy and Society], 2018, no. 12 (55), pp. 3-18 (in Russian).
10. Panteleev A. Yu., Stavrova T. A. Certain directions of modernization of departmental control. Finansovyi vestnik [Financial Bulletin], 2020, no. 8, pp. 59-64 (in Russian).
11. Petukhova K. A. Risk management system in the public sector: trend or necessity? Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie v XXI veke: teoriya, metodologiya, praktika [State and municipal management in the XXI century: theory, methodology, practice], 2013, no. 8 (in Russian).
12. Stavrova T. A. Internal control and audit through the prism of new tasks. Byudzhet [Budget], 2020, no. 5, pp. 54-55 (in Russian).
13. Fokina T. Yu. Internal control manages treasury risks. Finansy [Finance], 2019, no. 4, pp. 68-70 (in Russian).