Научная статья на тему 'РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОЕ САНКЦИОНИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ'

РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОЕ САНКЦИОНИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
383
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОЕ САНКЦИОНИРОВАНИЕ / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / FEDERAL TREASURY / STATE FINANCIAL CONTROL / RISK-BASED AUTHORIZATION / BUDGET EXPENDITURES / OBLIGATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богославцева Л.В.

Цель. Выполненное исследование направлено на выявление особенностей риск-ориентированного санкционирования денежных обязательств как инструмента повышения эффективности расходов бюджета. Структура/методология/подход. В статье обосновывается необходимость развития риск-ориентированного подхода к исполнению расходов бюджетов с целью повышения эффективности бюджетного финансирования. Аргументирована взаимозависимость результатов государственного финансового контроля и риск-ориентированного санкционирования. Раскрыты новации по вопросу повышения эффективности контрольных мероприятий исполнения бюджетных и денежных обязательств с учетом бюджетного законодательства. Выявлены возможные риски исполнения бюджетных и денежных обязательств. Определены направления по совершенствованию риск-ориентированного санкционирования денежных обязательств. Основу методического аппарата составляют институциональные подходы деятельности Федерального казначейства. Результаты. Реализация органами Федерального казначейства государственного финансового контроля с учетом риск-ориентированного подхода призвана повысить эффективность исполнения денежных обязательств. Практические последствия. Выводы и обобщения могут быть применены органами казначейства при разработке предложений по совершенствованию риск-ориентированного санкционирования денежных обязательств. Оригинальность/значение. Научное значение состоит в приращении знаний в методологии кассового исполнения расходов бюджетов. В практическом аспекте предложенные направления совершенствования риск-ориентированного санкционирования платежей призваны повысить эффективность денежных обязательств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богославцева Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK-BASED AUTHORIZATION OF MONETARY OBLIGATIONS AS A TOOL TO INCREASE THE EFFICIENCY OF BUDGET EXPENDITURES

The research is aimed at identifying the features of risk-based authorization of monetary obligations as a tool for improving the efficiency of budget expenditures. The article substantiates the need to develop a risk-based approach to budget expenditure execution in order to improve the efficiency of budget financing. The author argues for the interdependence of the results of state financial control and risk-based authorization. Innovations on the issue of improving the effectiveness of control measures for the execution of budget and monetary obligations, taking into account the budget legislation, are disclosed. Possible risks of fulfilling budget and monetary obligations are identified. The directions for improving the risk-based authorization of monetary obligations are defined. The basis of the methodological apparatus is the institutional approaches of the Federal Treasury. The implementation of state financial control by the Federal Treasury bodies, taking into account the risk-based approach, is intended to increase the efficiency of performing monetary obligations. Conclusions and generalizations can be applied by Treasury authorities when developing proposals for improving risk-based authorization of monetary obligations. The scientific value consists in the increment of knowledge in the methodology of cash execution of budget expenditures. In practical terms, the proposed directions for improving risk-based payment authorization are intended to increase the effectiveness of monetary obligations.

Текст научной работы на тему «РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОЕ САНКЦИОНИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ»

Богославцева Л.В., к.э.н., доцент кафедры финансов, РГЭУ (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: b_ludmila@bk. ru

РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОЕ САНКЦИОНИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ

JEL classification: G23, H50, H57

Аннотация

Цель. Выполненное исследование направлено на выявление особенностей риск-ориентированного санкционирования денежных обязательств как инструмента повышения эффективности расходов бюджета.

Структура/методология/подход. В

статье обосновывается необходимость развития риск-ориентированного подхода к исполнению расходов бюджетов с целью повышения эффективности бюджетного финансирования. Аргументирована взаимозависимость результатов государственного финансового контроля и риск-ориентированного санкционирования. Раскрыты новации по вопросу повышения эффективности контрольных мероприятий исполнения бюджетных и денежных обязательств с учетом бюджетного законодательства. Выявлены возможные риски исполнения бюджетных и денежных обязательств. Определены направления по совершенствованию риск-ориентированного санкционирования денежных обязательств. Основу методического аппарата составляют институциональные подходы деятельности Федерального казначейства.

Результаты. Реализация органами Федерального казначейства государственного финансового контроля с учетом риск-ориентированного подхода призвана повысить эффективность исполнения денежных обязательств.

Практические последствия. Выводы и обобщения могут быть применены органами казначейства при разработке

предложений по совершенствованию риск-ориентированного санкционирования денежных обязательств.

Оригинальность/значение. Научное значение состоит в приращении знаний в методологии кассового исполнения расходов бюджетов. В практическом аспекте предложенные направления совершенствования риск-ориентированного санкционирования платежей призваны повысить эффективность денежных обязательств.

Ключевые слова: Федеральное казначейство, государственный финансовый контроль, риск-ориентированное санкционирование, расходы бюджета, обязательства.

L. V. Bogoslavtseva

RISK-BASED AUTHORIZATION OF MONETARY OBLIGATIONS

AS A TOOL TO INCREASE THE EFFICIENCY OF BUDGET EXPENDITURES

Abstract

The research is aimed at identifying the features of risk-based authorization of monetary obligations as a tool for improving the efficiency of budget expenditures.

The article substantiates the need to develop a risk-based approach to budget expenditure execution in order to improve the efficiency of budget financing. The author argues for the interdependence of the results of state financial control and risk-based authorization. Innovations on the issue of improving the effectiveness of control measures for the execution of budget and monetary obligations, taking into account the budget legislation, are disclosed. Possible risks of fulfilling budget and monetary obligations are identified. The directions for improving the risk-based authorization of monetary obligations are defined. The basis of the methodological apparatus is the institutional approaches of the Federal Treasury.

The implementation of state financial control by the Federal Treasury bodies, taking into account the risk-based approach, is intended to increase the efficiency of performing monetary obligations.

Conclusions and generalizations can be applied by Treasury authorities when developing proposals for improving risk-based authorization of monetary obligations.

The scientific value consists in the increment of knowledge in the methodology of cash execution of budget expenditures. In practical terms, the proposed directions for improving risk-based payment authorization are intended to increase the effectiveness of monetary obligations.

Keywords: Federal treasury, state financial control, risk-based authorization, budget expenditures, obligations.

Введение

Для обеспечения повышения эффективности денежных обязательств и одновременного снижения контрольной нагрузки на получателей бюджетных ассигнований в последние годы органами Федерального казначейства применяются элементы риск-ориентированного метода бюджетного финансирования. Риск-ориентированное финансирование (санкционирование) как объективное условие организации государственного финансового контроля органами казначейства получило развитие в соответствии с Приказом Казначейства России от 26.12.2018 № 433, устанавливающим методику разработки планов контрольных мероприятий исполнения бюджетных обязательств [1].

Согласно методике объекты контроля (учреждения, организации, получающие средства из бюджета) и направления проверки определяются на основе риск-ориентированного подхода, который предполагает включать в план проверок прежде всего значительно рисковые объекты контроля с высоким уровнем возможного свершения (наступления) финансово-бюджетных нарушений. Для оценки рисков используются рейтинги деятельности объектов контроля, сформированные с применением информационных систем Казначейства, Счетной палаты, органов власти и других государственных структур.

Материалы и методы

При определении объектов контроля в текущем году учитывается возможность

реализации всех бюджетных полномочий органов казначейства, в том числе бюджетных полномочий в области:

- контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных законодательных актов, регулирующих бюджетные правоотношения в части расходных обязательств;

- проверки соблюдения порядка заключения и реализации контрактов в сфере закупок;

- контроля за использованием средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ;

- контроля за исполнением государственных программ и национальных проектов и др.

Риск-ориентированный подход формирования и исполнения бюджетов публично-правовых образований первоначально получил развитие в целях обеспечения сбалансированности бюджетов и реализации приоритетов бюджетной политики [2]. Применяемый органами Казначейства на этапе планирования контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере риск-ориентированный метод предопределил необходимость риск-ориентированного санкционирования платежей.

Санкционирование бюджетных платежей - это исключительная прерогатива Федерального казначейства, которая означает проведение алгоритма контрольных действий, обеспечивающих законность бюджетного финансирования. Санкционированию расходов бюджета Федеральное казначейство уделяет особое практическое внимание на всех этапах развития казначейских технологий, что подтверждают следующие нормативные правовые акты:

- Бюджетный кодекс РФ, ст. 219 «Исполнение бюджета» закрепляет следующие этапы: принятие и учет бюджетных и денежных обязательств, подтверждение денежных обязательств, санкционирование оплаты денежных обязательств, подтверждение исполнения денежных обязательств [3];

- приказы и инструкции Минфина России и Федерального казначейства по ведению операций по лицевым счетам и казначейскому сопровождению целевых средств,

в том числе Приказ Минфина России от 17.11.2016 № 213н (ред. от 22.11.2017), определяющий алгоритм санкционирования оплаты денежных обязательств [4].

Результаты

В соответствии с Планом проведения анализа исполнения бюджетных полномочий на 2019 год проведено 1898 аналитических мероприятий, что на 158 (или на 9%) больше аналитических мероприятий, чем в 2018 году. Сложившаяся практика контроля отражает интенсивность контрольных мероприятий при сохранении качества проверок за счет использования цифровых и информационных технологий [5, с. 239].

С целью повышения эффективности расходов бюджетов в 2019 году в Бюджетный кодекс РФ введены следующие изменения и уточнения по вопросу повышения эффективности контрольных мероприятий исполнения бюджетных и денежных обязательств:

- во-первых, об информационном соответствии сумм обязательств доведенным лимитам;

- во-вторых, об информационном соответствии обязательств кодам бюджетной классификации расходов бюджетов и их учету;

- в-третьих, об обязательном документальном подтверждении возникновения денежного обязательства.

Введенные уточнения в части организации контроля соответствуют организации казначейского сопровождения расходов бюджетов, которое представляет оплату денежных обязательств в пределах сумм лимитов бюджетных обязательств, а также в соответствии с реестром контрактов в сфере закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Объекты контроля в рамках полномочий органов Федерального казначейства предопределяют также выбор приоритетных направлений проверок. Так, в 2020 году к приоритетам контроля бюджетных расходов относят контроль за исполнением национальных проектов [6, с. 15] и за развитием Единой электронной системы госзакупок.

Федеральное казначейство в 2020 году проводит контроль реализации следующих шести национальных проектов: «Культура», «Безопасные и качественные дороги», «Экология», «Жилье и городская среда», «Образование» и «Здравоохранение». Как отмечалось выше, Федеральное казначейство в процессе исполнения расходов бюджета на этапах принятия, санкционирования и финансирования бюджетных обязательств обеспечивает контроль за целевым расходованием бюджетных ассигнований.

Однако сегодня «в условиях цифрови-зации бюджетного процесса необходимо совершенствовать механизмы повышения качества контроля за эффективностью бюджетных ассигнований, направляемых на реализацию государственных программ и национальных проектов» [7, р. 950]. Министр финансов России А.Г. Силуанов, выступая в марте 2020 года на расширенном заседании коллегии Минфина России, отметил, что от казначейства ждут предложений по улучшению использования бюджетных средств, выделяемых на национальные проекты [8]. Поставленная задача представляет особую актуальность, так как Федеральное казначейство принимает участие в цифрови-зации экономики в части проекта по цифро-визации основных федеральных, региональных и муниципальных услуг, в том числе по национальным проектам (табл. 1).

Данные таблицы 1 отражают 25 суперсервисов цифровизации государственных (муниципальных) услуг. Большая их часть начинает функционировать в 2020 году. В пилотном режиме некоторые суперсервисы уже работают в отдельных регионах России, а к 2024 году проект должен быть запущен окончательно.

Повышенное внимание будет уделяться Федеральным казначейством реализации суперсервисов «Цифровое исполнительное производство», «Правосудие онлайн», «Уведомление и обжалование штрафов за нарушение ПДД и правил благоустройства», «Трудовая миграция онлайн», «Социальная поддержка онлайн».

Таблица 1 - Роль Федерального казначейства в реализации цифровизации федеральных, региональных и муниципальных услуг [5, с. 125]

1. Оформление евро-протокола - онлайн-лекарство от пробок 2. Трудовые отношения онлайн 3. Цифровые документы об образовании онлайн 4. Регистрация нарушений ПДД и правил благоустройства 5. Открытие бизнеса

6. Цифровое исполнительное производство 7. Социальная поддержка онлайн 8. Образование в РФ для иностранцев 9. Регистрационные и паспортные сервисы онлайн 10. Безбумажные перевозки пассажиров и грузов

11. Правосудие онлайн 12. Пенсия онлайн 13. Имущество онлайн 14. Уведомление и обжалование штрафов за нарушение ПДД и правил благоустройства 15. Рождение ребенка

16. Подача заявлений в правоохранительные органы 17. Трудовая миграция 18. Цифровое строительство онлайн 19. Разрешение для бизнеса в цифровом виде 20. Утрата близкого человека

21. Онлайн-помощь при инвалидности 22. Поступление в вуз онлайн 23. Мое здоровье онлайн 24. Господдержка бизнеса 25. Переезд в другой регион

Для достижения цели эффективного управления общественными финансами, а именно предоставления общественных услуг высокого качества, необходимо последовательно реформировать казначейское сопровождение исполнения бюджетов с использованием казначейской технологии - эффективное управление бюджетными обязательствами.

Отметим, что Федеральное казначейство как уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору с 29 марта 2019 года является участником реализации государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». В 2019 году Федеральным казначейством России достигнуты плановые значения по показателям 3.5 и 3.6 (табл. 2).

Таблица 2 - Достижение показателей госпрограммы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», % [5, с. 149]

Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Качество результатов внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (3.6) план - - - 70 75 80

факт - - - 100 100 100

Доля проверенных аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (3.5) план 10 10 15 15 25 25

факт 32 29,6 32,2 39,5 40,6 43,9

Количество выявленных нарушений в 2019 году составило 15 215 единиц. Это свидетельствует об уходе от формального подхода при планировании и осуществлении внешних проверок, а также о применении риск-ориентированного метода при проведении контрольных мероприятий

(для сравнения в 2016 году количество нарушений составило 9619, в 2017 году -14 203, в 2018 году - 14 722) [5, с. 250].

В числе нарушений, выявленных органами Федерального казначейства, можно назвать приобретение товаров, не соответ-

ствующих функциям органов власти, применение неверных стоимостных оценок имущества, включая кадастровую стоимость земельных участков. Были также случаи некорректного начисления заработной платы.

Обсуждение

Современные казначейские ГИИС, безусловно, обеспечивают контроль за целевым использованием государственных и муниципальных расходов бюджетов, так как проверка направлена на соответствие заполнения всех реквизитов, кодов бюджетной классификации, сумм и других показателей, установленных формами учета и контроля, что отражено в работах отечественных авторов [9], [10]. Но гораздо сложнее обеспечить достоверный контроль эффективности бюджетного финансирования, тем более на стадии санкционирования денежных обязательств, то есть на стадии разрешения перечисления бюджетных ассигнований конкретным участникам бюджетного процесса - получателям бюджетных средств.

Проблемы контроля эффективного исполнения расходов бюджетов исследуются многими теоретиками и практиками в области государственных и муниципальных финансов. Безусловный интерес с точки зрения методических подходов к разработке контрольных процедур учета обязательств (расходных, бюджетных, денежных) представляет статья Е.А. Федченко, в которой автор определяет основным оценочным критерием эффективности использования бюджетных средств бюджетный контроль на всех этапах бюджетного процесса [11]. Трудно не согласиться с автором, что контроль за суммами обоснования бюджетных ассигнований должен являться первым этапом контрольных процедур проверки обязательств в процессе санкционирования расходов. В то же время представляется, что контроль за планированием бюджетных ассигнований должен осуществляться на этапе формирования проекта бюджета, что осуществляет, в основном, посредством федерального бюджета Счетная палата РФ.

Обоснования (расчеты) плановых показателей выплат формируются на основании расчетов соответствующих расходов с учетом произведенных на начало финансового года предварительных платежей (авансов) по договорам (контрактам, соглашениям), сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пени, штрафов, а также принятых и неисполненных на начало финансового года обязательств. Обоснование расходных обязательств требует времени и проверки нормативной документации, что можно осуществлять в условиях предварительного или последующего контроля. Разрешить проблему позволяет процедура государственных закупок, которая фактически направлена на обеспечение контроля эффективности исполнения бюджетных и денежных обязательств в процессе исполнения расходов бюджетов.

Что касается санкционирования оплаты денежных обязательств - это процедура проверки установленных документов на правильность их оформления и соответствие доведенным бюджетным ассигнованиям. Минфин России ставит задачу ускорения процедуры санкционирования и перечисления бюджетных средств при сохранении качества контроля. «С государственными платежами так быстро не получается, потому что, пока не пришли деньги на счет, обязательство считается неисполненным», -отмечает руководитель Федерального казначейства России Р.Е. Артюхин [12].

С целью ускорения санкционирования расходов бюджетов при одновременном повышении качества контроля органами казначейства устанавливается унифицированный порядок приема и исполнения распоряжений, составленных центрами специализации и платежными центрами в автоматическом режиме средствами информационной системы с определением единых процедур и сроков их выполнения. Распоряжение как документ о перечислении бюджетных средств на счет получателя становится объектом контроля.

В условиях риск-ориентированного санкционирования денежных обязательств Федеральное казначейство предлагает три этапа контроля распоряжения [13]:

- I этап - прием распоряжения и проверка структуры распоряжения;

- II этап - виды проверок распоряжений, в том числе проверки в соответствии с порядком казначейского обслуживания, проверки в соответствии с порядком казначейского обслуживания операций со средствами участников казначейского сопровождения, санкционирование оплаты денежных обязательств (расходов, операций) и др.;

- III этап - исполнение распоряжения.

Учитывая, что в соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса РФ санкционирование денежных обязательств занимает особое практическое значение в решении о перечислении бюджетных средств на счета получателей, представляется возможным выделить его в отдельный этап - этап риск-ориентированного санкционирования денежных обязательств.

Таким образом, эффективность исполнения бюджетных обязательств продолжает оставаться проблемой, требующей ре-

шения. На информационно-методологическом совете Федерального казначейства еще в 2019 году была представлена модель риск-ориентированного санкционирования, в том числе видение «паспорта» расходного обязательства, получившая одобрение для дальнейшего развития.

Кроме того, в рамках реализации риск-ориентированного санкционирования разработаны подходы к кадровому специа-литету, а также сформированы функции центров компетенции и центров специализации по данному направлению деятельности Федерального казначейства.

Сформировано видение развития ГИИС «Электронный бюджет» в части автоматического присвоения уровня рискоемкости по следующим уровням: низкий, средний, высокий, особой важности (очень высокий).

В таблице 3 представлены возможные бюджетные риски казначейских операций по функциональному направлению «Принятие и исполнение бюджетных и денежных обязательств».

Таблица 3 - Возможные риски исполнения бюджетных и денежных обязательств

Наименование Бюджетные Вероятность наступления Последствия наступления

операции риски рисков рисков

Низ- Уме- Вы- Очень Низ- Уме- Вы- Очень

кая рен- со- высо- кие рен- со- высо-

ная кая кая ные кие кие

Принятие бюд- Несоблюдение

жетных и денежных обяза- сроков принятия обязательств х х

тельств Превышение суммы принимаемого обязательства над лимитами обязательств х х

Несоответствие

реквизитов по

принятым бюд- х х

жетным обяза-

тельствам

Формирование Неверное указа-

документов на финансирование ние классификации, назначения,

заявок на оплату полного перечня х х

расходов подтверждающих документов и несоответствие реквизитов к ним

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Составлена автором по источнику [ 1].

Риски бюджетных и денежных обязательств, представленные в таблице 3, можно выявлять и классифицировать по следующим функциональным направлениям деятельности Федерального казначейства:

1. Составление и представление документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета публично-правового образования, в том числе обоснований бюджетных ассигнований, реестров расходных обязательств.

2. Составление и представление документов, необходимых для составления и ведения кассового плана по расходам бюджета публично-правового образования.

3. Составление, утверждение и ведение бюджетной росписи.

4. Составление, утверждение и ведение бюджетных смет, свода бюджетных смет, а также составление, утверждение и ведение планов финансово-хозяйственной деятельности в части бюджетных ассигнований (в перспективе и внебюджетных источников).

5. Исполнение бюджетной сметы и планов финансово-хозяйственной деятельности.

6. Принятие и исполнение бюджетных и денежных обязательств.

7. Осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

8. Процедуры ведения бюджетного учета.

9. Составление и представление бюджетной отчетности, сводной бюджетной отчетности.

Важно отметить, что именно риски осуществления государственных (муниципальных) закупок приводят к новациям в контрольных мероприятиях со стороны органов казначейства, в том числе за объектами закупок, техническим заданием, мероприятиями и ценами, что позволяет повысить эффективность исполнения бюджетных и денежных обязательств. Действующая ЕИС в целом обеспечивает взаимосвязь бюджетного и закупочного процесса,

планирование закупок, проведение закупочных процедур, ведение реестров, предусмотренных законодательством о закупках, заключение контрактов и договоров, ведение каталога товаров, работ, услуг (КТРУ), осуществление контрольных полномочий в сфере закупок, а также возможности для мониторинга, аудита и аналитики в сфере закупок.

В 2019 году на официальном сайте ЕИС (www.zakupki.gov.ru) в Реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, размещено более 1,5 млн договоров на сумму 20 375,2 млрд рублей. В целях повышения эффективности, обеспечения своевременности платежей по государственным (муниципальным) контрактам и достоверности сведений об исполнении контракта Федеральным казначейством в 2019 году проведен ряд мероприятий по внедрению в ЕИС функционала по формированию и подписанию электронного документа приемки товаров, работ, услуг.

С учетом положений Закона № 44-ФЗ и Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» с 1 июля 2019 года Федеральным казначейством реализована первая очередь функциональных возможностей для заказчиков и поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по формированию и подписанию электронных документов о приемке товаров, работ, услуг по формату, утвержденному Федеральной налоговой службой.

В сентябре 2019 года Федеральное казначейство получило статус оператора электронного документооборота и включено в сеть доверенных операторов электронного документооборота счетов-фактур Федеральной налоговой службы. Совместным письмом Федерального казначейства от 18.12.2019 № 14-00-06/27476 и Федеральной налоговой службы от 18.12.2019 № АС-4-15/26126@ электронный документ о приемке товаров, работ, услуг, подписанный в ЕИС в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов, признан равнозначным документу, подписанному на бумажном носителе, а также до-

ведена до налогоплательщиков информация о порядке представления в налоговые органы таких документов.

Сложившийся организационный порядок деятельности Федерального казначейства на современном этапе обеспечил новые функциональные возможности по формированию документа о закупке товаров (работ, услуг) в электронной форме как инструмента достоверности данных исполнения контракта и, как следствие, денежного обязательства.

Заключение

По направлению риск-ориентированного санкционирования денежных обязательств Федеральным казначейством направлены в Минфин России предложения о внесении в Закон № 44-ФЗ соответствующих поправок для включения их в оптимизационный пакет поправок. В результате введенных изменений с 01.01.2020 функционал ЕИС доступен в качестве сервисной функции и может применяться при наличии согласия сторон государственного (муниципального) контракта на подписание документов о приемке товаров, работ, услуг в электронной форме.

С учетом опыта контроля за заключением контрактов и в целях внедрения и развития санкционирования денежных обязательств с применением риск-ориентированных подходов представляется целесообразным:

- классифицировать распоряжения о совершении казначейских платежей в целях стандартизации контроля за отражением операций по лицевым счетам;

- внести в нормативно-правовые акты изменения, отражающие порядок санкционирования оплаты обязательств получателями бюджетных средств с применением риск-ориентированных подходов;

- развивать казначейский контроль за государственными (муниципальными) закупками.

Формируемая сквозная модель риск-ориентированного санкционирования платежей получателей средств бюджета как модель государственного финансового контроля должна способствовать повышению

эффективности бюджетных и денежных обязательств и достижению поставленных целей и задач приоритетного финансирования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Приказ Казначейства России от 26.12.2018 № 433 «Об утверждении Методики отбора контрольных мероприятий при формировании планов контрольных мероприятий Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Kaznacheystva-Rossii-ot-26.12.2018-№-433/ (дата обращения 20.08.2020).

2. Bogoslavtseva L.V., Bog-danova O.Y., Karepina O.I., Dzhu O.S. Development of methods ensuring balanced budgets in the medium term. // International Journal of Economics and Business Administration. 2019. Т. 7. № S1. С. 467-476.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации, от 31.07.1998 г. №145-ФЗ (в ред. от 31.07.2020 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_197 02/ (дата обращения 20.08.2020).

4. Приказ Минфина России от 17.11.2016 № 213н (ред. от 22.11.2017) «О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_211 675/ (дата обращения 15.08.2020).

5. Проект итогового доклада о результатах деятельности Федерального казначейства за 2019 год и основных направлениях деятельности на среднесрочную перспективу. Информация официального сайта Федерального казначейства // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://roskazna.gov.ru/o-kaznachejstve/ plany-i -otchety/o-rezultatakh-raboty-fk/?year=2020

6. Иванова О.Б., Карепина О.И. Развитие государственного финансового контроля национальных проектов на региональном уровне. В сборнике: Социально-

экономическое развитие России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: Л.П. Кураков [и др.]. 2019. С. 11-15.

7. Bogoslavtseva L.V., Karepina O.I., Bogdanova O.Y., Takmazyan A.S., Terentieva V.V. Development of the program and project budgeting in the conditions of digitization of the budget process. Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. Т. 87. P. 950-959.

8. Силуанов А.Г. Казначейство в 2020 году станет бухгалтером для всех госведомств [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2020/03/18/anton-siluanov-ozvuchil-zadachi-federalnogo-kaznach ejstva -na-2020-god.html

9. Romanova T.F., Bogoslavtseva L.V., Terentjeva V.V. Development of treasury technologies: russian and foreign experience // Contemporary Studies in Economic and Financial Analysis. 2018. Т. 100. С. 71-81.

10. Романова Т.Ф., Галазова С.С., Бо-гославцева Л.В. Развитие казначейских органов в условиях цифровой экономики. В сборнике: Статистика - язык цифровой цивилизации. Сборник докладов II Открытого российского статистического конгресса. В 2-х томах. 2018. С. 243-247.

11. Федченко Е.А. Методические аспекты проверки обязательств в процессе санкционирования расходов // Финансовый контроль. № 1 январь 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: bujet.ru/arti cle/335432.php

12. Артюхин Р.Е. Основная деятельность Федерального казначейства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://roskazna.gov.ru/upload/iblock/078/obz or-smi-s-19-marta-po-25-marta-2018-goda.pdf

13. Казначейское обслуживание и система казначейских платежей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://казна-чейство.рф/upl oad/kaznacheyskoe_ soprovozhdenie/prezentatsiya.pdf

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Order of the Treasury of Russia dated 26.12.2018 No. 433 on approval of the Methodology for selecting control measures in the formation of control plans of the Federal Treasury and territorial bodies of the Federal

Treasury in the financial and budgetary sphere [Electronic resource]. - Access mode: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Kaznacheystva-Rossii-ot-26.12.2018-no.-433/ (accessed 20.08.2020).

2. Bogoslavtseva L.V., Bogdanova O.Y., Karepina O.I., Dzhu O.S. Development of methods ensuring balanced budgets in the medium term // International Journal of Economics and Business Administration. 2019. T. 7. № S1. C. 467-476.

3. The Budget code of the Russian Federation, dated 31.07.1998, No. 145-FZ (ed. from 31.07.2020) [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru /docu-ment/cons_doc_LAW_19702/ (accessed 20.08.2020).

4. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 17.11.2016 No. 213n (ed. from 22.11.2017) "on the procedure for authorizing payment of monetary obligations of recipients of Federal budget funds and administrators of sources of financing the Federal budget deficit» [Electronic resource]. -Access mode: http: //www.consultant.ru /document/ cons_doc_ LAW_ 211675/ (accessed 15.08.2020).

5. Draft final report on the performance of the Federal Treasury for 2019 and the main areas of activity for the medium term. Information from the official website of the Federal Treasury [Electronic resource]. - Mode of access: https://roskazna.gov.ru/o-kaznachejstve/ plany-i -otchety/o-rezultatakh-raboty-fk/?year=2020

6. Ivanova O. B., Karepina O. I. Development of state financial control of national projects at the regional level. In the collection: Socio-economic development of Russia. Collection of materials of the all-Russian scientific and practical conference. Editorial Board: L. p. Kurakov [et al.]. 2019. P. 11-15.

7. Bogoslavtseva L.V., Karepina O.I., Bogdanova O.Y., Takmazyan A.S., Terentieva V.V. Development of the program and project budgeting in the conditions of digitization of the budget process. Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. T. 87. P. 950-959.

8. Siluanov A. G. Treasury in 2020 will become an accountant for all state agencies // [Electronic resource]. - Access mode:

https://rg.ru/2020/03/18/anton-siluanov-

ozvuchil-zadachi-federalnogo-kaznachejstva-

na-2020-god.html

9. Romanova T.F., Bogoslavtseva L.V., Terentjeva V.V. Development of treasury technologies: russian and foreign experience // Contemporary Studies in Economic and Financial Analysis. 2018. T. 100. C. 71-81.

10. Romanova T.F., Galazova S.S., Bogoslavtseva L.V. Development of Treasury bodies in the digital economy. In the collection: Statistics is the language of digital civilization. Collection of reports of the II Open Russian statistical Congress. In 2 volumes. 2018. Pp. 243-247.

11. Fedchenko E. A. Methodological aspects of checking obligations in the process of authorizing expenditures / / Financial control. - No. 1 January 2018. - // [Electronic resource]. - Mode of access: bujet.ru/arti-cle/335432.php

12. 12. Artyukhin R. E. the Main activity of the Federal Treasury. //[Electronic resource]. - Mode of access: https://roskazna. gov.ru/upload/iblock/078/obzor-smi-s-19-marta-po-25-marta-2018-goda.pdf

13. Treasury services and the Treasury payment system. // [Electronic resource].-Access mode: http://Ka3HaneucTBO.p^ /upload kaznacheyskoe soprovozhde-nie/prezentatsiya.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.