Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ: АДАПТИВНОСТЬ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНИХ ВЫЗОВОВ'

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ: АДАПТИВНОСТЬ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНИХ ВЫЗОВОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСКИ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ / ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / COVID-2019 / АДАПТИВНОСТЬ СТРУКТУР / УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ / УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ / RISKS / RISK MANAGEMENT / EXTERNAL FACTORS / PREVENTIVE MEASURES / ADAPTABILITY OF STRUCTURES / DEPARTMENT OF THE FEDERAL TREASURY FOR SVERDLOVSK OBLAST / OFFICE OF THE FEDERAL TREASURY FOR THE REPUBLIC OF KHAKASSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ставрова Татьяна Александровна, Аввясов Рамиль Нариманович

В статье рассмотрен опыт управления рисками в деятельности органов Федерального казначейства в условиях влияния определенных внешних факторов на примере двух территориальных органов ведомства (Управление Федерального казначейства по Свердловской области, Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия) с целью изучения адаптивности данных структур к внешним вызовам. В основу исследования положена гипотеза об устойчивости системы управления рисками, вне зависимости от особенностей последних, характерных для деятельности организаций, а также влияния взаимосвязи внешних и внутренних рисков с позиции импульсного воздействия внешних на внутренние в ситуации повышения угрозы коронавирусной инфекции (COVID-2019). В целях исследования проведен анализ данных, свидетельствующих о результатах комплексного управления рисками в конкретной ситуации. В контексте риск-менеджмента подчеркнута значимость превентивных мер, направленных на недопущение фактов фактического влияния внешних рисковых событий на вероятность реализации внутренних рисков в деятельности рассматриваемых организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK MANAGEMENT: THE ADAPTABILITY OF THE FEDERAL TREASURY TO WORK IN THE FACE OF EXTERNAL CHALLENGES

The article considers the experience of risk management in the activities of the bodies of the Federal Treasury under the influence of certain external factors on the example of two territorial bodies of the department (Office of the Federal Treasury in the Sverdlovsk Region, Office of the Federal Treasury in the Republic of Khakassia), with the aim of studying the adaptability of these structures to external challenges. The study is based on the hypothesis of the stability of the risk management system in structures, regardless of the characteristics of the risks characteristic of their activities, as well as the impact of the relationship of external and internal risks from the position of the external pulsed impact on the internal, in a situation of increased threat of coronavirus infection (COVID-2019) For the purpose of the study, an analysis of data indicating the results of integrated risk management in a specific situation was carried out. In the context of risk management, the importance of preventive measures aimed at preventing the facts of the actual impact of external risk events on the likelihood of internal risks in the activities of the organizations under consideration is emphasized.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ: АДАПТИВНОСТЬ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНИХ ВЫЗОВОВ»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

Т. А. Ставрова

УДК: 338.22 DOI: 10.24411/2071-6435-2020-10022

Управление рисками: адаптивность органов Федерального казначейства к работе в условиях внешних вызовов

В статье рассмотрен опыт управления рисками в деятельности органов Федерального казначейства в условиях влияния определенных внешних факторов на примере двух территориальных органов ведомства (Управление Федерального казначейства по Свердловской области, Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия) с целью изучения адаптивности данных структур к внешним вызовам. В основу исследования положена гипотеза об устойчивости системы управления рисками, вне зависимости от особенностей последних, характерных для деятельности организаций, а также влияния взаимосвязи внешних и внутренних рисков с позиции импульсного воздействия внешних на внутренние в ситуации повышения угрозы коронавирус-ной инфекции (COVID-2019). В целях исследования проведен анализ данных, свидетельствующих о результатах комплексного управления рисками в конкретной ситуации. В контексте риск-менеджмента подчеркнута значимость превентивных мер, направленных на недопущение фактов фактического влияния внешних рисковых событий на вероятность реализации внутренних рисков в деятельности рассматриваемых организаций.

Ключевые слова: риски, управление рисками, внешние факторы, предупредительные меры, COVID-2019, адаптивность структур, Управление Федерального казначейства по Свердловской области, Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия.

Введение

В условиях современной, развивающейся быстрыми темпами экономики постоянно растет число рисков, которые касаются всех этапов деятельности организаций, принимают различные формы и масштабы, оказывая влияние на само функционирование предприятия и на его результаты. Последнее в особенности делает остро необходимым и целесообразным управление ими. Адаптивность организаций к меняющимся условиям является показателем их жизнеспособности. Необходимость совершенствования подходов к риск-менеджменту в деятельности организаций, наличие определенной проблематики, различной практики реализации теоретических основ обусловливают актуальность выбранной темы.

История исследования рисков и управления ими насчитывает многие столетия и является предметом различных школ и направлений, основанных на различных под© Т. А. Ставрова, 2020 © Р. Н. Аввясов, 2020

ходах. Существуют работы, в которых авторами (А. Муавр, Д. Бернулли, Т. Байес, К. Ф. Гаусс, Ф. Гальтон, Ф. Найт, Н. У. Сениор, Д. С. Милль, А. Смит, Дж. М. Кейнс, М. Фридмен и Дж. Бьюкенен, Дж. фон Нейман, О. Моргенштерн, Н. Таллеб, Г. Модельяни, Н. Блейк, Г. Марковитц, А. Маршалл, А. Пигу, Т. Бачкаи, Д. Ме-сен, Д. Фишер, А. П. Альгин, С. Н. Кошеленко, И. М. Сыроежин, Д. Н. Назаров, Д. В. Тулин, М. С. Гринберг, О. Б. Иванов, С. И. Комов, А. А. Дагаев, В. Лебедева, П. Недотко, А. Стерлин, А. Зайченко, А. И. Пригожин) рассматриваются разные аспекты рисков, формирующие обобщенное понимание сущности и природы данной категории [1; 2; 3; 4; 9;10; 11; 11; 13].

В обобщенном понимании процесс управления рисками в экономике можно определить как комплекс действий, призванных способствовать снижению неопределенности в ситуации влияния факторов риска в целях минимизации и нивелирования вероятности наступления негативных последствий данного влияния. Этот процесс в деятельности организации заключается в подготовке и реализации определенных мероприятий, направленных на уменьшение опасности принятия ошибочных управленческих решений, способных повлечь за собой нежелательное развитие событий. Управляя рисками, экономический субъект обеспечивает снижение вероятности наступления рисковых событий и уменьшение вероятности выведения управляемой системы из равновесия, тем самым получает возможность достичь желаемого результата без отклонения от цели.

Процесс управления рисками обычно включает в себя ряд этапов: планирование управления рисками, их идентификация и оценка, планирование мер реагирования на риски, их мониторинг и контроль. Ключевым этапом данного процесса является выработка мер по устранению или снижению рисков. При воздействии внешних и внутренних факторов могут использоваться различные способы минимизации либо нивелирования риска, влияющие на те или иные стороны деятельности организации. В таблице 1 приведено сущностное содержание базовых способов управления рисками.

Таблица 1

Сущностное содержание базовых способов управления рисками

Способ реагирования Сущностное содержание

Принятие риска представляет собой управленческое решение принять некоторый потенциальный или реальный риск, не предпринимать мер по его снижению ввиду того, что доступные способы снижения риска не позволяют его минимизировать либо являются нецелесообразными в силу тех или иных причин

Ограничение/локализация/ диверсификация риска способ реагирования, как правило, сопутствующий принятию рисков и подразумевающий распределение общего риска, лимитирование его концентрации, введение ограничений в отношении того или иного совокупного риска посредством определенных способов; предполагает разграничение системы прав, полномочий, ответственности, видов деятельности таким образом, чтобы последствия рисковых ситуаций не влияли на реализацию управленческого решения

Снижение/компенсация риска создание условий, исключающих появление причин и факторов риска, действия, предпринятые для уменьшения вероятности, негативных последствий или того и другого вместе, связанных с риском, тем самым предотвращение наступления рискового события или уменьшение вероятности его наступления

Передача риска предусматривает передачу ответственности участников рискового взаимодействия за реализацию риска без изменения существующего уровня риска третьим лицам

Уклонение от риска/ избежание/ исключение способ управления риском, позволяющий участникам рискового взаимодействия полностью избежать возможности реализации риска

Источник: составлено авторами

Следует отметить, что в сфере государственного управления последствия решений могут быть намного масштабнее, чем например в отдельной организации, и охватывают намного больший объем целевой аудитории и заинтересованных референтных групп. В связи с этим управление рисками в сфере принятия государственных решений является одним из важных направлений деятельности.

В современных условиях экономических отношений принятие и реализация управленческих решений со стороны органов исполнительной власти также подвержены действию объективно существующей и принципиально неустранимой неопределенности, опасности, возможности тех или иных отклонений от сформулированных первоначально целей.

По сферам возникновения риски в деятельности государственного органа исполнительной власти подразделяют на внешние (обусловленные внешними факторами) и внутренние (обусловленные внутренними факторами). Эффективность управления ими в обоих случаях зависит от комплексной направленности, а устойчивость обеспечивает адаптивность системы управления организацией в условиях влияния новых рисков.

Цель исследования

Авторы проанализировали устойчивость системы управления рисками и адаптивности органов Федерального казначейства к определенным внешним вызовам на примере двух территориальных органов ведомства (Управление Федерального казначейства по Свердловской области, Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия).

Задачи исследования: обзор научной литературы в контексте рассматриваемой проблематики; изучение особенностей рисков, характерных для рассматриваемых структур; подходов структур к управлению рисками в условиях влияния внешних факторов, связанных с угрозой коронавирусной инфекции (COVID-2019); взаимосвязи внешних и внутренних рисков с позиции импульсного воздействия соответствующего внешнего риска на внутренние; выявление тенденций в управлении рисками в условиях влияния внешнего риска; анализ данных, свидетельствующих о результатах комплексного управления рисками в конкретной ситуации.

Методология исследования

Методологическая база исследования построена на положениях теории риск-менеджмента и проблемно-ориентированном подходе, учитывающем специфику деятельности органов Федерального казначейства, исходя из возложенных полномочий, а также отдельных условий осуществления деятельности разными территориальными органами ведомства, обусловливающих наличие характерных внутренних и внешних рисков.

Авторы применяли диалектический, дедуктивный, причинно-следственный методы и структурно-логический анализ, которые позволили проанализировать аспекты управления рисками как потенциальный источник обеспечения адаптивности и устойчивости рассматриваемых структур.

Результаты исследования, обсуждение

На примере двух территориальных органов Федерального казначейства — Управления Федерального казначейства по Свердловской области и Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия (управления) — проанализированы особенности рисков, характерных для их деятельности, потенциальные причинно-следственные связи, проявляющие себя в том, что реализация определенных внешних рисков может являться импульсом (причиной) для реализации внутренних рисков (следствие), и опыт управления ими.

Разнообразный и объемный функционал Федерального казначейства в рамках правоприменительных полномочий, определенных законодательством Российской Федерации [20], реализуется посредством в том числе его 84-х территориальных органов — управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (ТОФК) [8], которые ежедневно выполняют ряд задач в рамках соответствующих государственных функций на территориях субъектов Российской Федерации. В своей деятельности каждый ТОФК ежедневно сталкивается с множеством внутренних и внешних рисков. Проведем анализ показателей, характеризующих условия работы рассматриваемых управлений.

1. Из полного спектра полномочий Федерального казначейства за каждым отдельно взятым ТОФК закреплен разный блок полномочий, что определяется в том числе группой, к которой относится орган в соответствии с создаваемыми в нем структурными подразделениями для осуществления полномочий Федерального казначейства согласно организационно-штатной структуре его управлений по субъектам Российской Федерации [23]. Соответственно, применительно к деятельности разных ТОФК и в силу данных обстоятельств могут иметь место разные риски. В таблице 2 приведены отдельные сравнительные характеристики управлений в разрезе организационно-штатной структуры.

Из таблицы 2 видно, что полномочия, реализуемые управлениями, отличаются как в части их перечня, так и по объему, что не может не влиять на картину рисков в их деятельности.

Таблица 2

Сравнительные характеристики управлений в разрезе организационно-штатной структуры по состоянию на 13 мая 2020 года

Количество/

Наименование ТОФК Группа, к которой отнесен ТОФК [8] Количественный объем функций в рамках закрепленных полномочий Полномочия, закрепленные только за конкретным ТОФК Общее количество отделов ТОФК общая численность сотрудников отделов ТОФК, созданных для осуществления Количество/ общая численность сотрудников территори-ально-уда-ленных отде-

контрольно- лов ТОФК

надзорных полномочий

УФК по осуществ-

Свер- ляет внеш-

длов- ний конт-

ской роль каче-

области ства работы

[6] аудиторских организа-

первая 44 ций в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г № 307-Ф3 41 7/79 16/191

УФК по

Респу-

блике Пятая 43 25 1/15 10/108

Хакасия

[5]

Источник: составлено авторами на основе данных управлений

Наличие у УФК по Свердловской области полномочий по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций обусловливает наличие внутренних рисков, связанных с реализацией данной государственной функции. Логично, что в отсутствие данного функционала в УФК по Республике Хакасия соответствующие риски отсутствуют.

Больший объем реализуемых УФК по Свердловской области полномочий (по сравнению с аналогичными показателями УФК по Республике Хакасия) определяет расширенный перечень отделов, созданных в УФК по Свердловской области. Эти обстоятельства детерминируют:

— большее количество цепочек взаимодействия как внутри структуры, так и с внешней средой, что в свою очередь может увеличивать вероятность реализации внутренних рисков;

— большую уязвимость от воздействия внешних рисков в случае их реализации за счет большего количества цепочек взаимодействия с внешней средой;

— меньшую уязвимость от воздействия внутренних и внешних рисков в случае их реализации за счет большего резерва взаимозаменяемости сотрудников внутри подразделений/блока подразделений при возникновении необходимости.

2. Рискоемкость процессов реализации одних и тех же полномочий в разных ТОФК также может быть различной в зависимости от наличия и особенностей внутренних и внешних факторов.

В таблице 3 приведен пример реализации в УФК по Свердловской области и УФК по Республике Хакасия полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в условиях принятия разных вариантов порядка обслуживания, исходя из возможностей, предусмотренных взаимосвязанными положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов.

Таблица 3

Сравнительные характеристики управлений в разрезе вариантов кассового обслуживания исполнения бюджетов по состоянию на 13 мая 2020 года.

Особенности реализации

полномочий по кассово-

му обслуживанию испол-

нения бюджетов

в соот- Общее количе-

ветствии в соответст- ство бюджетов,

с п. 2.2.1 вии с п. 2.2.1 обслуживаемых Количество Количество

Наиме- (а) Поряд- (б) Поряд- ТОФК бюджетов, об- бюджетов,

нование ка, утвер- ка, утвер- (бюджет субъек- служиваемых обслуживае-

ТОФК жденного жденного та РФ, бюджеты ТОФК по вари- мых ТОФК по

Приказом Приказом муниципальных анту1 варианту 2

Казна- Казначейст- образований

чейства ва России от субъекта РФ)

России от 10.10.2008

10.10.2008 № 8н

№ 8н [22] (схема 2)

(схема 1)

УФК по

Свер-

длов- + + 95 94 1

ской

области

УФК по Республике Хакасия - + 100 - 100

Источник: составлено авторами на основе данных управлений

Из таблицы 3 видно, что полномочия, реализуемые управлениями, отличаются, в частности, по схеме кассового обслуживания исполнения бюджетов.

УФК по Свердловской области: схема с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу. УФК по Республике Хакасия: схема с открытием лицевых счетов главным администраторам (администраторам источников финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора) и (или) администраторам источников финансирования дефицита бюджета, главным распорядителям (распорядителям) и (или) получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в соответствии с Соглашением об осуществлении ТОФК отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) при кассовом обслуживании им исполнения бюджета.

В схеме 2 в сравнении со схемой 1 представлено большее количество разновидностей рисков исходя из особенностей порядков кассового обслуживания исполнения бюджетов с применением данных схем (большее количество обслуживаемых управлением типов лицевых счетов, большее количество видов осуществляемых операций, действий, процедур).

3. Рассмотрим ситуацию потенциального влияния на деятельность ТОФК конкретного внешнего фактора, такого как угроза распространения коронави-русной инфекции (СОУГО-2019), проявившего себя в современной действительности. Развитие событий, при котором реализуются риски, обусловленные влиянием внутренних или внешних факторов, в деятельности организации, в том числе и органов Федерального казначейства, всегда является нежелательным, поскольку может отрицательно повлиять на результативность и эффективность соответствующей деятельности. Соответственно, важной составляющей процесса управления организацией является комплексное управление рисками. Качество управления внутренними рисками, способность отражать те или иные внешние угрозы, позволяет даже в условиях существования значительных рисков для деятельности обеспечивать штатное функционирование, а в случае наступления определенных негативных последствий найти выход из сложившихся ситуаций с минимальными для организации потерями.

В этой связи следует отметить, что в случае реализации соответствующего внешнего риска применительно непосредственно к рассматриваемым органам исполнительной власти автоматически возросла бы угроза реализации определенных внутренних рисков, сопутствующих их деятельности (имеющих место при использовании кадровых ресурсов, взаимодействии с внешней средой, технической реализацией процессов).

Итак, в 2020 году Россия ощутила на себе влияние последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019). Органам исполнительной власти, реализующим полномочия в субъектах Российской Федерации, как и другим субъектам национальной экономики, пришлось оценить свою работоспособность в сложившихся условиях [19].

Во исполнение задач, определенных Президентом и Правительством Российской Федерации, указаний Минфина России и Федерального казначейства, рекомендаций Минтруда, МЧС России [14; 15; 16; 17; 19; 21], органы Федерального казначейства буквально с первых дней начали принимать предупредительные меры по обеспечению бесперебойного функционирования, так как приостановка их деятельности означала бы блокирование выполнения жизненно необходимых процессов участниками финансовых правоотношений.

Проанализируем, как проявила себя система управления внутренними рисками в управлениях в ситуации возникновения соответствующей внешней угрозы в контексте обеспечения бесперебойного функционирования организации.

Управления выбраны для анализа по следующим причинам:

— сравнение ситуации адаптивности ТОФК, отнесенных к разным группам в соответствии с создаваемыми в них структурными подразделениями для осуществления отдельных полномочий;

— сравнение ситуации адаптивности ТОФК, расположенных в разных округах Российской Федерации;

— сравнение ситуации адаптивности ТОФК с различной эпидемиологической ситуацией;

— сравнение ситуации адаптивности ТОФК, имеющих особенности кассового обслуживания исполнения бюджетов.

В таблице 4 приведены отдельные показатели внешней среды в субъектах Российской Федерации по принадлежности управлений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Показатели внешней среды в субъектах Российской Федерации по принадлежности управлений[7]

Н а и -мено-вание ТОФК Группа, к которой отнесен ТОФК Принадлежность ТОФК к Федеральному округу Численность населения в субъекте осуществления деятельности ТОФК (на 01.01.2020) Количество подтвержденных случаев заболеваний COVID-2019/ выздоровлений в соответствующем субъекте РФ (на 13.05.2020) Плотность населения в субъекте РФ (2020 год) Ср. месячная номинальная начисленная з/п работников по полному кругу организаций (2020 год)

УФК по Свердлов-ской области первая Уральский Федеральный округ 4 310 681 чел. 2 298 чел./427 22,18 чел./км 41 000 руб.

УФК по пятая Сибир-

Республике ский Феде- 534 262 чел. 524 чел./146 8,68 чел./ км 40 000 руб.

Хака- ральный

сия округ

Источник: составлено авторами на основе данных Росстата

Показатели, характеризующие эпидемиологическую ситуацию в соответствующих субъектах Российской Федерации, приведенные в таблице 4, наряду с другими (темпы роста заболеваемости, внешние управленческие решения, особенности обеспечения штатного функционирования клиентами ТОФК) могут детерминировать разницу в величине одноименных показателей, характеризующих ситуацию в управлениях по переводу сотрудников на удаленную работу, в контексте уровня предупредительных мер и при прочих равных условиях также имеет соответствующее значение в формировании уровня угрозы распространения инфекции. Однако для выявления результатов конкретных причинно-следственных связей, требуется более детальный, всесторонний анализ ситуации. В рамках данной статьи проанализированы результаты принятия мер каждым из управлений в контексте подтверждения адаптивности данных структур с учетом влияния всех факторов, применительно к их деятельности в сложившейся обстановке.

В целях управления рисками в условиях введения в стране и регионах ограничительных мер управлениями был выполнен комплекс действий:

— подготовка ряда организационно-распорядительных документов (определяющих ответственных за координацию проведения мероприятий по обеспечению устойчивого и бесперебойного функционирования управлений в период распространения коронавирусной инфекции; утверждающих перечень должностей федеральных государственных гражданских служащих управлений и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, которые могут дистанционно исполнять должностные обязанности без ущерба для эффективности функционирования управлений; закрепляющих порядок организации работы в условиях дистанционного исполнения должностных обязанностей сотрудниками управлений);

— принятие предупредительных санитарных мер, направленных на нераспространение инфекции;

— ограничение доступа посетителей в здания управлений с одновременным обеспечением возможности взаимодействия представителей референтных групп управлений с сотрудниками структурных подразделений (в необходимых случаях);

— оценка возможности перевода сотрудников управлений на удаленный режим работы и определение перечня соответствующих сотрудников, а также определение перечня сотрудников, обеспечивающих бесперебойное функционирование управлений на рабочих местах в управлениях на период действия ограничений;

— подготовка инструктивных материалов по организации удаленного доступа;

— проведение обучающих мероприятий для сотрудников управлений по переходу на удаленный режим работы;

— предоставление сотрудникам управлений программного обеспечения для организации защищенного канала связи с использованием средств криптографической защиты информации;

— организация защищенных каналов связи с АРМ (от англ. Application Performance Management — управление производительностью приложений) для сотрудников управлений, выполняющих работу в режиме удаленного доступа;

— перевод сотрудников управлений на удаленный режим работы;

— ежедневный контроль работы управлений в период действия ограничений и предоставление оперативной информации в Центральный аппарат Федерального казначейства.

Под непосредственным контролем руководителей управлений осуществлялся ежедневный мониторинг состояния дел.

Благодаря четкой скоординированной работе отделов режима секретности и безопасности информации, информационных систем, государственной гражданской службы и кадров организация работ в режиме удаленного доступа не сопровождалась наличием блокирующих проблем, в частности, технического характера, ни в одном из рассматриваемых управлений. Текущие вопросы, связанные с подключением технических/программных средств, получением ключей электронной подписи решались достаточно оперативно. Безусловно, нагрузка на специалистов соответствующих направлений в данный период существенно увеличилась, однако сотрудникам, переходящим на удаленный режим работы, данный переход не доставил особых трудностей и занимал в среднем два дня, включая оформление заявления, получение сертификата электронной подписи и удаленное подключение к автоматизированному рабочему месту.

По данным мониторинга кадровых служб управлений, перевод сотрудников на удаленный режим работы начался 26 марта 2020 года. Сначала были переведены на удаленную работу первые 5 сотрудников УФК по Свердловской области; З0 марта 2020 года — 27 сотрудников УФК по Республике Хакасия. В таблице 5 приведены данные по динамике перевода сотрудников управлений на удаленный режим работы.

В первую очередь на удаленную работу были переведены сотрудники, попадающие в группу риска (беременные; женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет; работники, достигшие пенсионного возраста), а также сотрудники тех структурных подразделений управлений, функционал которых в меньшей степени связан с необходимостью использования эксплуатируемого прикладного программного обеспечения, в частности — контрольно-ревизионный блок. Постепенно на удаленный режим работы начался перевод сотрудников и других отделов управлений.

Таблица 5

Статистика перевода сотрудников управлений на удаленный режим работы

Наименование ТОФК % сотрудников, переведенных на удаленный режим работы от общей численности сотрудников управления, включая территориально удаленные отделы, расположенные в муниципальных образованиях соответствующего субъекта Российской Федерации

по состоянию на 02.04.2020 по состоянию на 10.04.2020 по состоянию на 30.04.2020 по состоянию на 13.05.2020

УФК по Свердловской области 35 51 53 55

УФК по Республике Хакасия 18 24 26 27

Источник: составлено авторами на основе данных управлений На рисунке 1 приведены данные по переводу сотрудников управлений на удаленный режим работы по состоянию на 13 мая 2020 года в разрезе блоков подразделений, сгруппированных по определенным критериям.

Статистика по переводу сотрудников Управлений на удаленный режим работы по состоянию на 13.05.2020 в páspese блоков подразделений, сгруппированных по определенным критериям

УФК по Свердловской области УФК по Республике Хакасия

контрольно-ревизионного блоков)

2 Оде." Сч'Т;:угккЕ.:г -• с"-:":^ Угрг.ол-::-:::.". :тз.:-с:л::\ уи-Г-тк:

3 Одс~д С-мг/ДКЕЕ.:! ;.ас.:-::а Упр?.5л-::-:;:л. уz:\7.i:-:к:

4 0^-"." }:;ЕТ]:С~1Е: •[:-гЕЕ:::-:ннс:о С.ЮКЙ УЕ|".ЗЛ-: :-:::.".

5 □ доля сотрудников Управления, не переведенных на удаленный режим работы

Рисунок 1. Статистика по переводу сотрудников управлений на удаленный режим работы по состоянию на 13 мая 2020 года в разрезе блоков подразделений, сгруппированных по определенным критериям

По состоянию на 13 мая 2020 года более половины сотрудников практически всех структурных подразделений УФК по Свердловской области работали в режиме удаленного доступа (показатель был достигнут и оставался стабильным с средины апреля). Для УФК по Республике Хакасия характерна несколько иная картина: от

20% до 90% в разрезе блоков подразделений, сгруппированных по определенным критериям (отделы, расположенные на одной территории; территориально-удаленные отделы; расходный блок управления, без учета территориально-удаленных отделов; контрольно-ревизионный блок управления).

Анализ данных позволяет сделать вывод о наличии в управлениях общей тенденции (рисунок 2) к пошаговому увеличению доли сотрудников, работающих удаленно с начала мероприятий по организации данного режима работы (26 марта 2020 года) по 13 мая 2020 года.

Динамика перевода сотрудников Управлении на удаленный режим работы

л

2

Л Л пЬ -Л -Л -Л -Л Л Л А Л „Ч „Ч Л Л -й -.О Л Л

г # ^ ^ ^ ^ ^ ^ # г Л' Л" Л' ^ ^ ^ ,г ^ ^

„С? С>' " 'С?" С?-' О*'^ С?" СУ' о-' <?'

<£■ ч^ о ч5" V- ->■ -¡?' # ч^ о-

л2

Рисунок 2. Динамика перевода сотрудников управлений на удаленный режим работы

Следует отметить, что стопроцентный перевод сотрудников управлений на дистанционный режим работы объективно, конечно, не представляется возможным. Речь идет о частичном выполнении функционала отдельными структурными подразделениями управлений в закрытом информационном контуре, обеспечивающем сбор, обработку, хранение, представление информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну (отдел обслуживания силовых ведомств, отдел ведения федеральных реестров, отдел бюджетного учета и отчетности). Кроме того, невозможно в полном объеме исключить непосредственное взаимодействие с внешней средой по определенным направлениям деятельности (прием входящей корреспонденции, прием исполнительных документов, прием клиентов по вопросам получения электронной подписи, кадровая работа). Тем не менее управлениями была максимально ограничена работа с бумажными носителями и перемещение лиц в зданиях управления без особой необходимости.

Чтобы представители референтных групп управлений могли взаимодействовать с сотрудниками структурных подразделений управления, исполняющими обязанности дистанционно, была настроена автоматическая переадресация вызовов со

стационарных рабочих телефонов на их рабочие и личные мобильные телефоны. На официальном Интернет-сайте управлений были размещены разъяснения по поводу обращений в электронном виде с использованием функционала сайта. Клиентам управлений направлялись информационные письма уведомительного характера о порядке работы.

Кроме того, еженедельно в режиме АВКС (аудио- и видеоконференцсвязь) проводились оперативные заседания, в том числе с участием начальников территориально-удаленных отделов управления; ежедневно — заседания Оперативного штаба управления; принято участие в заседаниях Совета руководителей территориальных органов Федерального казначейства в соответствующих округах; проведены заседания Коллегии управления в формате видеоконференцсвязи.

В данный период, с учетом потенциальной взаимосвязи влияния рассматриваемого внешнего риска и существующих внутренних рисков, управлениями был сделан акцент и на усиление внутреннего контроля в структурных подразделениях, направленного на: своевременную идентификацию новых внутренних рисков; недопущение фактов реализации ранее выявленных внутренних рисков.

Не было зафиксировано случаев заражения сотрудников управлений ко-ронавирусной инфекцией (С0УГО-2019), что свидетельствует о достаточности и эффективности предупредительных мер в условиях, характерных для каждого из них. По состоянию на 13 мая 2020 года, обращений, жалоб от клиентов управлений на предмет ухудшения качества, выполняемого структурными подразделениями управлений функционала, в том числе — качества предоставления ИТ-услуг службами сопровождения, не поступало. Внешняя оценка деятельности управления осталась на прежнем уровне. Фактов реализации внутренних рисков в деятельности структурных подразделений управлений ввиду сложившейся обстановки и осуществления функций в режиме удаленной работы зафиксировано не было.

Заключение

Таким образом, результаты проведенного анализа показали, что в целях управления внешним риском распространения коронавирусной инфекции (С0УГО-2019) управлениями были выполнены этапы планирования управления рисками, выработаны меры реагирования, осуществлялись мониторинг и контроль риска. Наиболее желательным результатом управления соответствующим риском является недопущение его реализации, что могло бы привести к повышению уровня внутренних рисков, а в комплексе — к угрозе бесперебойному функционированию структур. Процесс управления рисками осуществлялся с учетом потенциальной взаимосвязи внешнего и существующих внутренних рисков. Несмотря на сложившуюся эпидемиологическую обстановку в стране, вне зависимости от таких факторов, как группа, к которой отнесены управления в соответствии с создаваемыми в них структурными подразделениями для осуществления отдельных полномочий; особенности в организации деятельности, в частности, кассового обслуживания исполнения бюджетов; расположение в разных федеральных округах Российской Федерации; различная эпидемио-

логическая ситуация, система управления внутренними рисками в управлениях продемонстрировала свою устойчивость и действенность. Отсутствие сбоев говорит о готовности к работе в подобных условиях и адаптивности системы к влиянию схожего внешнего фактора.

Литература

1. Альгин А. П. Риск и его роль в общественной жизни. М.: Мысль, 1989. 187 с.

2. Демидов А.Ю., Иванов О. Б., Мовчан С. Н. России необходима национальная система стандартов внутреннего аудита // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2015. № 1. С. 20—32.

3. Иванов О. Б. Глобальный риски и новые вызовы человеческой цивилизации // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2020. № 2. С. 7-20.

4. Иванов О. Б. Риск-ориентированная система внутреннего контроля и аудита // Железнодорожный транспорт. 2015. № 6. С. 44-51.

5. Информация официального сайта УФК по Республике Хакасия. URL: https://hakasia.roskazna.ru/o-kaznachejstve/struktura/ (дата обращения: 26 мая 2020 года).

6. Информация официального сайта УФК по Свердловской области URL: https://sverdlovsk.roskazna.ru/o-kaznachejstve/struktura/ (дата обращения: 26 мая 2020 года).

7. Информация официального сайта Федеральной службы государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/folder/12781 (дата обращения: 26 мая 2020 года).

8. Информация с официального сайта Федерального казначейства. URL: https://roskazna.ru/dokumenty/dokumenty/raznoe/15470/ (дата обращения: 26 мая 2020 года).

9. Концепция федеральной системы управления рисками в области экономической безопасности / Сборник материалов всероссийского симпозиума «Проблемы стратегического управления», Москва, 20 февраля 2018 года / Под ред. С. Н. Сильвестрова. М.: Когито-Центр, 2018. 133 с.

10. Кошелевский И. С. История развития практики и исследований в области управления рисками // Молодой ученый. 2014. № 20. С. 307-310.

11. Кузикова М. В. Развитие риск-ориентированного подхода во внутреннем государственном финансовом контроле // Молодой ученый. 2019. № 46. С. 344-348.

12. Меры Правительства Российской Федерации по борьбе с коронавирус-ной инфекцией и поддержке экономики. URL: http://government.ru/ support_measures/ (дата обращения: 26 мая 2020 года).

13. Найт Ф. Х. Риск. Неопределенность и прибыль. М.: Дело, 2003. 359 с.

14. О дополнении Рекомендаций работникам и работодателям в связи с Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года № 206.

Письмо Минтруда России от 27 марта 2020 года № 14—4/10/П-2741. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348752/ (дата обращения: 26 мая 2020 года).

15. О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19): Указ Президента от 2 апреля 2020 года № 239. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_349217/ (дата обращения: 26 мая 2020 года).

16. О направлении Рекомендаций работникам и работодателям в связи с Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года № 206 (с изм. от 27 марта 2020 года). Письмо Минтруда России от 26 марта 2020 года № 14-4/10/П-2696. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_348593/ (дата обращения: 26 мая 2020 года).

17. Оперативные данные. URL: https://стопкоронавирус.рф/information/ (дата обращения: 26 мая 2020 года).

18. Павлова О. С. Исторический обзор становления риск-менеджмента как науки // Известия СПбГЭУ. 2010. № 3.

19. Переход на дистанционную работу в условиях коронавируса: возможные способы. URL: https://www.garant.ru/news/1332617/ (дата обращения: 26 мая 2020 года).

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 703 (ред. от 15 июня 2019 года) «О Федеральном казначействе».

21. Правительство России. Коронавирус. Документы. URL: http:// government.ru/news/39218/ (дата обращения: 26 мая 2020 года).

22. Приказ Казначейства России от 10 октябрь 2008 года № 8н (ред. от 13 декабря 2018 года) «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов».

23. Приказ Федерального казначейства от 14 июня 2017 года № 130 «Об организационно-штатной структуре управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации».

24. Структура Федерального казначейства. URL: https://roskazna.ru/o-kaznachejstve/struktura-fk (дата обращения: 26 мая 2020 года).

References

1. Algin A.P. Risk i ego rol' v obschestvennoy zhizni [Risk and its role in public life], Moscow: Mysl', 1989, p.187 (in Russian).

2. Demidov A.Yu., Ivanov O.B., Movchan S.N. Russia needs a national system

of internal audit standards. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis and Practice], 2015, no. 1, pp. 20-32 (in Russian).

3. Ivanov O.B. Global risks and new challenges of human civilization. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis and Practice], 2020, no. 2, pp. 7-20 (in Russian).

4. Ivanov O.B. Risk-oriented system of internal control and audit. Zheleznodoro-zhnyi transport [Railway transport], 2015, no. 6, pp. 44-51 (in Russian).

5. Information from the official website of the UFK in the Republic of Khakas-sia. Available at: https://hakasia.roskazna.ru/o-kaznachejstve/struktura/ (accessed: 26 May, 2020) (in Russian).

6. Information on the official site of the Federal tax service for the Sverdlovsk region. Available at: https://sverdlovsk.roskazna.ru/o-kaznachejstve/struktura/ (accessed: 26 May, 2020) (in Russian).

7. Information from the official website of the Federal state statistics service. Available at: https://www.gks.ru/folder/12781 (accessed: 26 May, 2020) (in Russian).

8. 8. Information from the official website of the Federal Treasury. Available at: https://roskazna.ru/dokumenty/dokumenty/raznoe/15470/ (accessed: 26 May, 2020) (in Russian).

9. Concept of the Federal risk management system in the field of economic security. Proceedings of the all-Russian Symposium «Problems of strategic management», Moscow, February 20, 2018, edited by S.N. Silvestrov, Moscow: Kogito-Center, 2018, p. 133 (in Russian).

10. Koshelevsky I.S. History of development of practice and research in the field of risk management. Molodoy ucgenyi [Young scientist], 2014, no. 20, pp. 307310 (in Russian).

11. Kuzikova M.V. Development of risk-oriented approach in internal state financial control. Molodoy ucgenyi [Young scientist], 2019, no. 46, pp. 344-348 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Measures of the Government of the Russian Federation to combat coronavirus infection and support the economy. Available at: http://government.ru/sup-port_measures/ (accessed: 26 May, 2020) (in Russian).

13. Knight F.H. Risk. Uncertainty and profit. Moscow: Delo, 2003, p. 359 (in Russian).

14. On adding Recommendations to employees and employers in connection with decree of the President of the Russian Federation No. 206 of March 25, 2020. Letter No. 14-4/10/P-2741 of the Ministry of labor of Russia dated March 27, 2020. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_348752/ (accessed: 26 May, 2020) (in Russian).

15. On Measures to Ensure the sanitary and epidemiological well-being of the population on the territory of the Russian Federation in connection with the spread of a new coronavirus infection (COVID-19): presidential Decree No.

239 of 2 April, 2020. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_349217/ (accessed: 26 May, 2020) (in Russian).

16. About the direction of Recommendations to employees and employers in connection with the decree of the President of the Russian Federation of 25 March, 2020 No. 206 (with ed. from 27 March, 2020). Letter of the Ministry of labor of Russia dated 26 March, 2020 # 14-4 / 10/P-2696. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348593/ (accessed: 26 May, 2020) (in Russian).

17. Operational data. Available at: https://cTOnKopoHaBHpyc.p$/information/ (accessed: 26 May, 2020) (in Russian).

18. Pavlova O.S. Historical review of the formation of risk management as a science. Izvestiya SPGU [Proceedings of St. Petersburg State Economic University], 2010, no. 3 (in Russian).

19. Transition to remote work in conditions of coronavirus: possible ways. Available at: https://www.garant.ru/news/1332617/ (accessed: 26 May, 2020) (in Russian).

20. Resolution of the Government of the Russian Federation of December 1, 2004 No. 703 (ed. from June 15, 2019) «On the Federal Treasury».

21. The Government of Russia. Coronavirus. Documents. Available at: http:// government.ru/news/39218/ (accessed: 26 May, 2020) (in Russian).

22. The order of the Treasury of Russia of 10 October 2008, No. 8h (as amended on 13 December 2018) «On the procedure of cash services for the execution of the Federal budget, budgets of constituent entities of the Russian Federation and local budgets and the exercise of territorial bodies of Federal exchequer of separate functions of financial bodies of subjects of the Russian Federation and municipal entities for the execution of the relevant budgets».

23. Order of the Federal Treasury dated 14 June, 2017 No. 130 «On the organizational and staff structure of Federal Treasury departments for the subjects of the Russian Federation».

24. Structure of the Federal Treasury. Available at: https://roskazna.ru/o-kaznachejstve/struktura-fk (accessed: 26 May, 2020) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.