Казначейское исполнение бюджета
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
Е. А. ФЕДЧЕНКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерскогоучета, аудита и автоматизированной обработки данных Кубанский государственный университет
Е. С. ЛОНЯН, начальник отдела внутреннего контроля Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю
Единый порядок ведения управленческого учета в органах Федерального казначейства разработан в приказах Федерального казначейства от 09.05.2008 №118 «О внесении изменений и дополнений в приказ Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации», от 29.07.2008 № 196 «Об организации ведения управленческого учета в Федеральном казначействе» (далее — Приказ № 196), от 28.07.2008 № 195 «Об утверждении порядка планирования бюджетных расходов по ведомственным целевым программам и внепрограммной деятельности Федерального казначейства» (далее — Приказ № 195), от 08.08.2008 № 211 «Об утверждении порядка формирования Плана закупок товаров, работ и услуг для нужд Федерального казначейства и Отчета об исполнении Плана закупок товаров, работ и услуг для нужд Федерального казначейства».
Ведение управленческого учета по гл. 100 «Федеральное казначейство» закона о федеральном бюджете (приказ Федерального казначейства от 25.04.2007 № 103 «О закреплении за органами Федерального казначейства полномочий по осуществлению функций Администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 100 «Федеральное казначейство») признается основным мероприятием реализации стратегической задачи — повышение эффективности управления финансовыми ресурсами
Федерального казначейства (ФК) для достижения стратегической цели — усовершенствовать систему финансового менеджмента. Для решения стратегической задачи — повышение эффективности управления финансовыми ресурсами ФК — необходимо обеспечить экономное и рациональное использование бюджетных средств и установление ответственности. Исчерпывающая и надежная информация управленческого учета позволит принять обоснованное, качественное управленческое решение и планирование.
Управленческий учет представляет собой упорядоченную систему сбора, анализа и обобщения финансовой информации, на основании которой руководство ФК принимает максимально эффективные финансовые решения в условиях ограниченности бюджетных средств.
Целью и задачами управленческого учета в органах, организующих кассовое исполнение бюджета, считаются:
• создание информационной базы для оценки;
• оценка эффективности функционирования и результативности деятельности ФК;
• принятие эффективных управленческих решений;
• распределение начисленных затрат по ведомственным целевым программам и непрограммной деятельности ФК по расходам, предусмотренным в бюджетной смете;
• повышение эффективности контроля за достижением результатов и исполнением управленческих решений ФК.
Процесс внедрения управленческого учета в ФК можно сформулировать в виде основных этапов:
• I этап — внедрение управленческого учета по гл. 100 «Федеральное казначейство»;
• II этап — разработка и утверждение отчетности по управленческому учету;
• III этап — доработка ППО «АКСИОК. NET». С целью разработки и внедрения системы
управленческого учета по гл. 100 «Федеральное казначейство», обеспечения обоснования потребности ФК в бюджетных ассигнованиях федерального бюджета для реализации возложенных на ФК полномочий при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, эффективного и прозрачного исполнения бюджета разработан Порядок планирования бюджетных расходов по ведомственным целевым программам (далее — ВЦП) и непрограммной деятельности ФК, утвержденный Приказом № 195. Ведомственными целевыми программами ФК считаются:
• кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета;
• формирование и представление бюджетной отчетности;
• распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы РФ;
• кассовое обслуживание и осуществление отдельных функций по организации исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
• обеспечение выполнения государственной функции по ведению реестра государственных контрактов;
• создание единой информационной, телекоммуникационной системы органов ФК (далее — ОФК).
Для обеспечения детализации финансовой информации по ведомственным целевым программам и непрограммной деятельности ФК разработан Порядок ведения управленческого учета, утвержденный Приказом № 196, который устанавливает единый порядок ведения управленческого учета в центральном аппарате ФК, управлениях ФК (УФК) по субъектам РФ и подведомственных им отделениях. Эффективное управление предполагает, что руководство четко представляет себе природу, назначение, цели и внутренние функциональные зависимости между ресурсами, затратами, операциями. В этой связи при постановке управленческого
учета одним из основных компонентов признается учет затрат.
При учете затрат необходимо определять их принадлежность к прямым или косвенным затратам. Прямые затраты — это затраты, которые отождествляются исключительно с определенным объектом затрат (реализацией конкретной ведомственной целевой программы). Данные затраты не могут быть отнесены ни к какому другому объекту затрат.
Косвенные затраты — затраты, которые относятся не к одному, а к нескольким объектам затрат, которые направляются на реализацию нескольких ведомственных целевых программ. В косвенных затратах выделяются административные и общеведомственные (общеучрежденческие).
Косвенные административные затраты включают в себя затраты на управление объектом затрат (управление реализацией ведомственной целевой программы, управление оказанием государственной услуги ит. д.).
Например, если сотрудник основного подразделения управляет (или участвует в управлении) реализацией не одной, а нескольких ВЦП, его заработная плата распределяется между этими программами и классифицируется как косвенные административные затраты для каждой из этих программ. Если же вся деятельность этого сотрудника заключается в управлении реализацией только одной программы, то его заработная плата признается прямыми затратами.
Косвенные общеведомственные (общеучрежденческие) затраты включают в себя затраты на обеспечение деятельности УФК, в рамках которого выделен объект затрат.
Например, если УФК реализует несколько ВЦП, то затраты на его содержание (за вычетом затрат на оплату труда сотрудников, управляющих реализацией программ) распределяются между этими программами и классифицируются как косвенные общеведомственные или общеучрежденческие затраты для каждой из них. Если же вся деятельность одного из структурных подразделений ведомства или учреждения заключается в управлении реализацией только одной программы, то затраты на содержание этого структурного подразделения становятся прямыми затратами.
Помимо затрат на персонал, работающий только в рамках реализации данной программы, к прямым затратам следует отнести в полном объеме затраты на приобретение необходимых для выполнения ВЦП материалов, электроэнергии, компьютерных и иных услуг, а также на содержание и ремонт зданий, сооружений и оборудования, использующихся только в этой ВЦП, а к косвен-
ным — часть затрат на содержание и ремонт зданий, сооружений и оборудования, использующихся при осуществлении ВЦП.
Корректное исчисление прямых и косвенных затрат признается необходимым условием для определения полной стоимости реализации ВЦП. В рамках такого подхода обеспечивается возможность сверки расчета затрат с данными финансовой отчетности (как за прошлые годы, так и в рамках текущего бюджетного года).
Предположим, что в УФК возможно организовать учет расходов по статьям экономической классификации в разрезе подразделений с выделением центров ответственности. В данной ситуации появляется возможность контроля расходов. В каждом подразделении есть должностное лицо, управляющее исполнением бюджета и контролирующее расходы. Известен бюджет каждого подразделения. Нужно рассчитать затраты всех обеспечивающих и основных подразделений, что даст совокупные затраты в размере.
Но лишь частично известно, сколько стоит каждая услуга, поскольку вся доступная информация относится к затратам основных подразделений. Кроме этого, не учтены затраты по обеспечению основной деятельности, которые порождает каждое основное подразделение, когда пользуется услугами обеспечивающих подразделений. Чтобы рассчитать полные затраты на оказание каждой из услуг, производимой основными подразделениями, необходимо распределить между ними затраты на услуги, которые предоставляются обеспечивающими подразделениями, определить, какие затраты относятся к прямым, а какие — к косвенным.
Прямые затраты на оказание конкретной услуги — это затраты, которые относятся только к этой услуге и ни к какой другой. Затраты на осуществление деятельности канцелярии не относятся непосредственно ни к одной из трех производимых услуг, хотя такие затраты способствуют их оказанию.
Определив общий объем затрат каждого центра ответственности, а также объем средств, проведенных в рамках осуществления своей деятельности, можно рассчитать эффективность деятельности каждого центра ответственности, чтобы определить, сколько затрат в рублях на содержание ОФК приходится на один рубль средств, обслуженных ФК.
При учете затрат ОФК следует придерживаться следующих основных принципов. Принцип полноты учета затрат означает, что все составные элементы затрат должны быть выявлены и учтены. Полная стоимость той или иной ВЦП представляет собой сумму всех начисленных затрат, понесенных в процессе реализации соответствующей ВЦП.
Принцип информативности означает, что результаты расчетов, предназначенные для предоставления руководству ФК, должны давать четкое представление о том, сколько фактически стоит реализация определенной ВЦП. Принцип сопоставимости означает, что использование единой методики учета затрат обеспечит возможность сравнения информации о затратах на реализацию конкретной ведомственной целевой программы, между разными ведомственными целевыми программами, а также в рамках одной ведомственной целевой программы, но между разными временными периодами.
В системе управленческого учета учет затрат должен быть увязан с данными бюджетной отчетности в целях:
• обеспечения достоверности данных о затратах;
• снижения вероятности выпадения некоторых видов затрат при проведении анализа;
• исключения возможности двойного счета;
• обеспечения возможности документирования и проверки данных о затратах в случае необходимости.
Управленческий учет ведется на забалансовых счетах без применения двойной записи. Отражение операций при ведении управленческого учета осуществляется в соответствии с Планом счетов управленческого учета (см. таблицу). Номер счета плана счетов управленческого учета состоит из четырнадцати разрядов и имеет следующую структуру:
1—3-й разряд — код главного распорядителя бюджетныхсредств (ГРБС);
4-5-й разряд — код региона территориального ОФК (ТОФК);
6-7-й разряд — код ВЦП (непрограммной деятельности) ФК;
8-12-й разряд — код классификации расходов по кодам строк сметы расходов в соответствии с приказом Федерального казначейства от 28.12.2007 № 365 «Об утверждении порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы центрального аппарата Федерального казначейства и бюджетной сметы управления Федерального казначейства по субъекту РФ»;
13—14-й разряд — код классификации затрат. Например: 100. 24. 01. 212.01. 04, где: 100 — код главы («Федеральное казначейство»);
24 — код региона территориального органа ФК («Код УФК по Архангельской области»); 01 — код ведомственной целевой программы («Кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета»);
212.01 — код классификации расходов по
кодам строк сметы расходов («Суточные при служебных командировках и командировках на курсы повышения квалификации»); 04 — Классификация затрат («Суточные при командировках на курсы повышения квалификации»).
Формирование записей операций управленческого учета осуществляется по мере совершения операций бюджетного учета в трех основных блоках операций управленческого учета: по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда, по расходам по оплате работ (услуг), по движению нефинансовых активов.
Документы управленческого учета по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда:
• Ведомость распределения численности сотрудников ТОФК по ВЦП на соответствующий год;
• Ведомость распределения заработной платы сотрудников и начислений на оплату труда ТОФК по ВЦП и видам затрат на соответствующий год;
• Справка по счетам управленческого учета;
• Журнал операций управленческого учета;
• Оборотная ведомость по счетам управленческого учета.
Документы управленческого учета по расходам по оплате работ (услуг):
• первичные учетные документы (документы основания);
• операции по счетам управленческого учета;
• журнал операций управленческого учета;
• справка по счетам управленческого учета;
• оборотная ведомость по счетам управленческого учета.
Документы управленческого учета по движению нефинансовых активов:
• первичные учетные документы (документы-основания);
• ведомость по нераспределенным остаткам материальных ценностей;
• операции по счетам управленческого учета;
• журнал операций управленческого учета;
• справка по счетам управленческого учета;
• оборотная ведомость по счетам управленческого учета.
Управленческий учет в ФК будем рассматривать как элемент системы управления, ориентированной на результаты, включающий в себя совокупность методов регистрации, обобщения и анализа управленческой информации в целях создания информационной базы для оценки и непосредственной оценки эффективности и результативности деятельности отдельных работников, органов ФК и казначейской системы в целом.
Цель управленческого учета — создание информационной базы для оценки эффективности функционирования ОФК, результативности деятельности работников.
Управленческий учет в центральном аппарате ФК, в УФК по субъектам РФ (УФК), их отделениях
План счетов управленческого учета
Номер счета
Код
Наименование счета Главный распорядитель бюджетных средств Регион ТОФК Ведомственная целевая программа (непрограммная деятельность) Строка сметы расходов Классификация затрат
Номер разряда
1-3-й 4-5-й 6-7-й 8-12-й 13-14-й
Заработная плата, в том числе: 00 00 00 21100 00
заработная плата основного 00 00 00 21101 00
персонала
должностной оклад 00 00 00 21101 01
ежемесячная надбавка к должнос- 00 00 00 21101 02
тному окладу за особые условия
гражданской службы
ежемесячная надбавка к должнос- 00 00 00 21101 03
тному окладу за выслугу лет
на гражданской службе
ежемесячная процентная надбавка 00 00 00 21101 04
к должностному окладу за работу
со сведениями, составляющими
государственную тайну
ежемесячное денежное 00 00 00 21101 05
поощрение
(ОФК) имеет свои особенности. Разделение управленческого учета в ФК на управленческий учет в центральном аппарате ФК и управленческий учет в УФК и ОФК обусловлен структурой затрат на их содержание.
В связи с тем, что в УФК и ОФК основная доля затрат (более 90%) приходится на оплату труда работников этих органов, акцент управленческого учета должен быть сделан на создание информационной базы для оценки результатов деятельности работников управлений и отделений, а также на оценку эффективности функционирования самих УФК и ОФК.
Система управленческого учета в управлениях и отделениях ФК представляет собой совокупность двух взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов: управленческий учет функционирования этих органов; управленческий учет деятельности государственных гражданских служащих; служащих и младшего обслуживающего персонала.
Рассмотрим данные элементы по отдельности, а УФК и ОФК объединим понятием ОФК. Функционирование ОФК состоит из трех блоков:
• первый блок — учета затрат на содержание ОФК;
• второй блок — учет результатов деятельности ОФК;
• третий блок — определение эффективности деятельности ОФК.
Определение эффективности деятельности ОФК признается конечной целью управленческого учета функционирования ОФК, а учет затрат на содержание ОФК и учет результатов деятельности ОФК представляют собой информационную основу для достижения этой цели.
В свою очередь, учет затрат на содержание ОФК может заключаться в регистрации, обобщении, анализе и оценке общей суммы кассовых выплат на содержание соответствующего органа ФК.
Учет результатов деятельности ОФК может состоять из регистрации, обобщения, анализа и оценки общественно значимых результатов деятельности ОФК, к которым относятся:
• кассовые поступления бюджетов бюджетной системы, учтенные и распределенные УФК;
• кассовые выплаты, произведенные и учтенные ОФК;
• средства, сохраненные в бюджетах бюджетной системы в результате предварительного и текущего контроля;
• средства, сохраненные в бюджетах бюджетной системы в результате юридической работы. Определение эффективности деятельности
ОФК может выражаться в определении индекса
эффективности за определенный период времени (месяц, квартал, год, три года). При этом под эффективностью понимается стоимостное соотношение полученных результатов деятельности ОФК к затратам на его содержание в форме индекса эффективности, определяемого по формуле:
Э=Р/3,
где: Э—индекс эффективности деятельности ОФК за соответствующий период; Р—результаты деятельности ОФК за соответствующий период;
3 — затраты на содержание ОФК за соответствующий период.
Результаты деятельности ОФК определяются по формуле:
Р = Рп + Рв + Рк + Рю ,
где: Рп — сумма кассовых поступлений бюджетов бюджетной системы;
Р в — сумма кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы;
Рк — сумма бюджетных средств, сохраненных ОФК бюджетной системы в ходе предварительного и текущего финансового контроля от необоснованного и нецелевого использования;
Рю — сумма бюджетных средств, сохраненных ОФК бюджетной системы в результате юридической работы.
Сумма кассовых поступлений бюджетов бюджетной системы определяется по формуле:
Р - Р + Р + Р + Р + Р + Р + Р
п д.б н.ф.б н.о.б н.м.б н.в. р н.в.б п.с.г'
где: Рд б — сумма доходов бюджетов бюджетной системы РФ и внебюджетных фондов, поступивших и распределенных на счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ»;
Рп.ф.б — сумма кассовых поступлений на счет 40105 «Средства федерального бюджета»; Рп.0.б — сумма кассовых поступлений на счет 40201 «Средства бюджетов субъектов РФ»; Рп.м.б — сумма кассовых поступлений на счет 40204 «Средства местных бюджетов»; Рп.в.Р — сумма кассовых поступлений на счет 40302 «Средства, поступившие во временное распоряжение бюджетных учреждений»; Рп.в.б — сумма кассовых поступлений на счет 40503 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации»;
Рп.с.г — сумма кассовых поступлений на счет 40816 «Средства бюджета Союзного государства».
Сумма кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы, определяется по формуле:
Рв = Рф. б + Ро.б + Рм.б + Рв.р + Ре.б + Рс.г >
где: Рф.б — сумма кассовых выплат со счета 40105 «Средства федерального бюджета»; Р0.б ~ сумма кассовых выплат со счета 40201 «Средства бюджетов субъектов РФ»; Рм б — сумма кассовых выплат со счета 40204 «Средства местных бюджетов»; Рв.Р — сумма кассовых выплат со счета 40302 «Средства, поступившие во временное распоряжение бюджетных учреждений»; Рв.б — сумма кассовых выплат со счета 40503 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации»;
Рс.г — сумма кассовых выплат со счета 40816 «Средства бюджета Союзного государства». Полученное значение индекса эффективности показывает, сколько ОФК на каждый затраченный на собственное содержание рубль обслуживает средств бюджетов бюджетной системы РФ.
Изменения индекса эффективности могут являться базой для анализа оптимальности затрат и результатов, что в свою очередь будет являться критерием оценки правильности принятых управленческих решений. Возможно нормативное закрепление предельного размера индекса эффективности в разрезе групп ОФК. Однако определение значения индекса эффективности должно базироваться на определенных критериях.
Следующим элементом системы управленческого учета в ОФК признается управленческий учет деятельности работников УФК, ОФК: государственных гражданских служащих, служащих, младшего обслуживающего персонала.
Численность государственных гражданских служащих в настоящее время составляет более 85 % всех работающих в органах ФК. Прогнозируется тенденция увеличения этого показателя за счет более широкого применения аутсорсинговых процедур. При оценке деятельности отдельного государственного гражданского служащего корректнее говорить о результативности его деятельности, т. е. о степени реализации им своих функциональных обязанностей. Работник, как правило, не создает конечный продукт, выполняя свои должностные обязанности, он вносит свой вклад в общую деятельность, и сумма вкладов всех работников составляет итог выполнения государственной функции. Поэтому под результативностью деятельности работников ОФК будем понимать степень выполнения ими своих должностных обязанностей.
В управленческом учете деятельности государственных гражданских служащих можно выделить четыре основных этапа: определение показателей оценки результативности и их «стоимости», оценка результативности деятельности, формулировка вывода о результативности деятельности и определение последствий оценки результативности деятельности.
При этом периоды управленческого учета, как и в предыдущем случае, могут быть месячными, квартальными, годовыми и трехлетними. Но, учитывая, что руководство персоналом признается ключевым направлением управленческой деятельности, наиболее оптимальным считается месячная периодичность этого элемента системы управленческого учета.
Рассмотрим управленческий учет деятельности государственных гражданских служащих на примере начальника отдела финансового обеспечения УФК.
В рамках первого этапа управленческого учета деятельности государственных гражданских служащих определяются показатели оценки и их стоимость.
В соответствии с должностными регламентами деятельности начальника этого отдела его работа оценивается по восьми показателям оценки эффективности и результативности деятельности:
• обеспечение достоверности отчетов и сроков их предоставления (01);
• штрафные санкции к УФК и факты нецелевого использования средств федерального бюджета, установленные органами государственного контроля и надзора (02);
• соблюдение равномерности расходов при исполнении федерального бюджетапо гл. 100 «Федеральное казначейство» (03);
• наличие просроченной дебиторской и кредиторской задолженности (04);
• организация проведения совещаний с отделениями по вопросам ведения бюджетного учета (05);
• полнота и своевременность представления подготавливаемой информации по вопросам, входящим в компетенцию отдела (06);
• своевременное и качественное выполнение заданий руководителя управления (07 );
• соблюдение служебного поведения и (или) служебного распорядка (08).
Для осуществления управленческого учета деятельности каждому показателю оценки определяется его стоимость в процентном выражении. Сумма стоимостей всех показателей оценки должна быть равна 100 %.
В нашем примере установлены следующие «стоимости» показателей оценки:
01 =20%;
02 = 20%;
Оъ = 15%;
04 = 10%;
05 =15%;
06 =10%;
07 =5%;
О^ =5%;
= 100%.
На втором этапе, по истечении оценочного периода, начальник отдела финансового обеспечения, как и все другие работники, самостоятельно оценивает свою деятельность.
При выполнении показателя ставится — «да», при невыполнении показателя ставится — «нет».
Выполнение показателя влечет за собой включение его стоимости в итоговую оценку (Ообщ), а невыполнение — не включение.
Предположим, что в оценочном периоде не выполнен показатель «Соблюдение равномерности расходов при исполнении федерального бюджета по гл. 100 «Федеральное казначейство», стоимость которого 03 =15%, тогда стоимость этого показателя не включается в итоговую оценку деятельности и Ообщ = 100 - 15 = 85%.
На третьем этапе формулируется вывод о результативности деятельности. Критерием оценки признается процентное выполнение показателей (Ообщ), а именно, деятельность признается:
• результативной, если Ообщ = 100%;
• недостаточно результативной, если Ообщ составляет от 50 до95 %;
• нерезультативной,если Ообщ менее50%.
И на последнем, четвертом, этапе управленческого учета деятельности начальника отдела финансового обеспечения определяются последствия оценки результативности его деятельности.
В управленческом учете, как и в бухгалтерском, первостепенное значение имеют группировка и распределение затрат.
Однако принципы отражения финансовых операций в бухгалтерском и управленческом учете кардинально различаются. Бухгалтерский учет базируется на четких стандартах, которые определяют регистрацию, оценку и отражение операций бюджетного сектора. Управленческий учет не имеет строгих ограничений, основным критерием группировок статей затрат признается их направленность на решение конкретных управленческих задач. В управленческом учете метод группировки затрат зависит от целей использования этой группировки. Такой подход позволяет учитывать
затраты, относящиеся к структурным подразделениям, которые отвечают за реализацию различных ведомственных целевых программ, относящиеся к отдельным программам, управленческим функциям, бюджетным услугам. При изменении задач и функций организации группировки затрат могут меняться, что позволяет обеспечить эффективное управление затратами.
Под затратами понимаются ресурсы, которые необходимо использовать для выполнения государственной функции (предоставление государственной услуги).
Затраты могут включать в себя ресурсы как за один финансовый год, так и за несколько лет. По своей сущности они могут быть капитальными и текущими. Затраты обозначают все расходы бюджетной организации, которые идут на выполнение своих функций или создание конкретного результата.
Понятие расходы в данном случае означает финансовые ресурсы вообще, которые были фактически использованы в отчетном периоде или планируются для использования в будущем. Расходы не увязываются с конкретными услугами или иными результатами операций государственного управления.
Современные методы расчета затрат в бюджетном управленческом учете оперируют следующими ключевыми понятиями. Затраты — стоимость всех материальных (в том числе информационно-технологических) и кадровых ресурсов, использованных для создания или поддержания определенного объекта затрат в течение определенного периода.
Затраты могут включать в себя ресурсы как за один финансовый год, так и за несколько лет. Существуют две основные классификации полных затрат: прямые, косвенные и постоянные, условно-постоянные, переменные.
Объект затрат — предмет, процесс, получатель бюджетных средств, к которому относятся затраты, требующие отдельного измерения.
Объектом затрат для ОФК могут быть отдельный отдел в организационной структуре: отдел кассового обслуживания, отдел расходов, отдел доходов, операционный отдел и др.
Центр начисления затрат, или центр затрат — организационная единица, в которой собирается информация о затратах, относящихся к определенному объекту затрат (например: отдел бухгалтерского учета и отчетности и др.). Последовательное внедрение управленческого учета в ведомствах и учреждениях подразумевает ведение отдельных кодов в рамках счета бюджетного учета для объектов затрат и центров затрат в соответствии с Планом счетов управленческого учета.
Фактор формирования затрат, или фактор затрат — причина, определяющая изменение величины затрат.
Фактор затрат должен быть измеримым, т. е. поддаваться количественному определению. Факторами прямых затрат считаются объекты, на единицу которых выделяются бюджетные средства. Факторы прямых затрат имеют количественные и стоимостные характеристики (количественные — те или иные единицы факторов и их число, стоимостные — объемы бюджетных средств, выделяемые на финансирование этих единиц).
Факторами косвенных затрат наиболее часто выступают рабочее время сотрудников (в пересчете на полную занятость), площадь помещений, занимаемая сотрудниками, компьютерный парк и др. Таким образом, необходимо детально разработать и предложить классификацию учета затрат и расходов бюджетного сектора в рамках управленческого учета в ОФК.
Список литературы
1. О внесении изменений и дополнений в приказ Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации: приказ Федерального казначейства от 09.05.2008 № 118.
2. Об организации ведения управленческого учета в Федеральном казначействе: приказ Федерального казначейства от 29.07.2008 № 196 (в ред. от 30.12.2008, от08.04.2009, от11.11.2009).
3. Об утверждении порядка планирования бюджетных расходов по ведомственным целевым программам и внепрограммной деятельности Федерального казначейства: приказ Федерального казначейства от 28.07.2008 № 195 (в ред. от 18.02.2009).
4. Об утверждении порядка формирования Плана закупок товаров, работ и услуг для нужд Федерального казначейства и Отчета об исполнении Плана закупок товаров, работ и услуг для нужд Федерального казначейства: приказ Федерального казначейства от 08.08.2008 № 211 (в ред. от08.04.2009).