Научная статья на тему 'К вопросу о расширении финансовой правосубъектности федерального казначейства'

К вопросу о расширении финансовой правосубъектности федерального казначейства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровизация экономики / Казначейство России / финансовая правосубъектность / digitalization of the economy / Treasury of Russia / financial legal personality

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исайчева А.А.

Федеральное казначейство обладает обширными полномочиями в бюджетной сфере, а развивающиеся процессы цифровизации российской экономики позволяют Казначейству России использовать новые информационные технологии при осуществлении своей деятельности, в связи с чем возможно говорить о расширении его правосубъектности. В статье рассматриваются уже существующие и предлагаются новые формы деятельности Федерального казначейства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of expanding the financial legal objectivity of the federal treasury

the Federal Treasury is a government agency with extensive budgetary powers. The digitalization of the Russian economy allows the Federal Treasury to use new information technologies in the implementation of its activities, in connection with which it is possible to talk about the expansion of its legal personality. The article examines already existing and proposes new forms of activity of the Federal Treasury.

Текст научной работы на тему «К вопросу о расширении финансовой правосубъектности федерального казначейства»

А.А. Исайчева,

аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права имени профессора Нины Ивановны Химичевой Саратовской государственной юридической академии

DOI:

A.A. Isaycheva,

Postgraduate Student of the Department of Financial, Banking and Customs Law named after Professor Nina Ivanovna Khimicheva of the Saratov State Law Academy

К ВОПРОСУ О РАСШИРЕНИИ ФИНАНСОВОМ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

Аннотация: Федеральное казначейство обладает обширными полномочиями в бюджетной сфере, а развивающиеся процессы цифровизации российской экономики позволяют Казначейству России использовать новые информационные технологии при П осуществлении своей деятельности, в связи с чем возможно говорить о расширении

I I

0 правосубъектность. 0Q

1

его правосубъектности. В статье рассматриваются уже существующие и предлагаются новые формы деятельности Федерального казначейства.

Ключевые слова: цифровизация экономики, Казначейство России, финансовая

TO THE QUESTION OF EXPANDING THE FINANCIAL LEGAL ^ OBJECTIVITY OF THE FEDERAL TREASURY

I

p Abstract: the Federal Treasury is a government agency with extensive budgetary powers. The digitalization of the Russian economy allows the Federal Treasury to use new

О information technologies in the implementation of its activities, in connection with which it

^ is possible to talk about the expansion of its legal personality. The article examines already

5 existing and proposes new forms of activity of the Federal Treasury. to

0 Keywords: digitalization ofthe economy, Treasury of Russia, financial legal personality. CQ

1

В современных условиях активно развивается рынок 236 цифровых услуг в различных сегментах финансовой деятельности ^ государства. Названная тенденция требует соответствующего право-CV вого обеспечения цифровой экономики. Все более значимой стано-® вится роль федеральных законов и нормативно-правовых актов, ре-^ гулирующих процесс развития цифровой экономки. Неизбежными представляются изменения в правовом регулировании компетенций федеральной службы, осуществляющей полномочия по исполнению бюджета, контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере - Казначейства России. Соответствующие изменения обусловлены

активным использованием Федеральным казначейством новых информационных систем и сервисов, что порождает возникновение дополнительных прав, обязанностей и ответственности и расширяет финансовую правосубъектность соответственно.

Понятие «финансовая правосубъектность участников бюджетных отношений» до настоящего момента все еще является дискуссионным, а научные подходы и соответствующие правовые нормы - разрозненными, в связи с чем на практике могут создаваться определенные ^ трудности, связанные в числе прочих и с обеспечением устойчивости | участников бюджетных отношений. Кроме того, указанное влияет 8 на объем полномочий, возложенных на участников финансовых ° отношений. | Финансовая деятельность в Российском государстве осуществля- Ф ется с помощью целого ряда методов, определяемых на основании | реализуемой правовой политики специальными государственными органами. Казначейство России является федеральной службой, г обладающей полномочиями, направленными на обеспечение испол- § нения бюджета Российской Федерации, на кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и, кроме того, полномочиями, связанными § с осуществлением как предварительного, так и текущего контроля ^ над осуществлением различного рода операций со средствами, со- 3! ставляющими федеральный бюджет [1]. о Проводимая в Российском государстве финансово-правовая по- 3 литика свидетельствует о том, что финансовая правосубъектность £

Ф

Казначейства России постепенно расширяется.

Так, в мае 2021 г. Казначейством России был опубликован Обзор §

недостатков и нарушений, выявленных в ходе осуществления контроля 3

в финансово-бюджетной сфере в субъектах Российской Федерации во |

втором полугодии 2020 года (соответствующий Обзор публикуется ф

Федеральным казначейством каждые полгода) [2]. ^

Названный Обзор включает в себя анализ нарушений, которые 01

были выявлены в результате изучения процессов предоставления и ис- 237 пользования межбюджетных трансфертов (например, из федерального

бюджета бюджету субъекта), а также нарушений, допущенных в про- ь

цессе итогового формирования отчетности о результатах реализации 0

о>

государственных программ, исполнения государственных заданий, ф'

которые финансировались за счет бюджета. 2

Выявление и анализ указанных нарушений и недостатков свидетельствуют об осуществлении Казначейством России еще одной важной функции - мониторинга в бюджетно-финансовой сфере.

Мониторинг - это метод контроля, осуществляемый на основании наблюдения за подконтрольным лицом. При этом проводимый Казначейством России мониторинг нарушений в бюджетно-финансовой сфере возможно сравнивать с финансовым мониторингом (со стороны подконтрольного субъекта - инициативное соблюдение правил, установленных законом, со стороны контролирующего субъекта - необходимость выявления потенциально возможных рисков, способных привести к негативным последствиям в виде юридических санкций) [3, с. 616].

Финансовый мониторинг является новым, развивающимся ин-статутом для российского права и науки финансового права. Впервые в истории российского законодательства финансовый мониторинг был упомянут в Указе Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. «Об уполномоченном органе по противодействию легализации „о (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [4], что следует считать началом формирования данного института в науке финансового права. а В настоящее время финансовый мониторинг рассматривается как § совокупность мер, которые направлены на недопущение преступных § доходов в национальную экономику Российской Федерации и предот-2 вращение использования субъектов финансового мониторинга для ^ отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. — Согласно узкому подходу к понятию финансового мониторинга,

§ он осуществляется Росфинмониторингом и иными надзорными орга-с

§ нами и уполномоченными организациями в рамках предоставленных § им полномочий [5, с. 220], согласно широкому - государством по-^ средством издания нормативно-правовых актов и создания уполномоченных органов [6, с. 321]. о Тот факт, что Казначейством России осуществляются официаль-^ ные публикации по результатам выявления и анализа недостатков С и нарушений в деятельности подконтрольных субъектов, свидетельствует, с одной стороны, о сходстве осуществляемого мониторинга 238 в бюджетно-финансовой сфере с налоговым мониторингом (поскольку ^ его целью следует считать как выявление пробелов и несоответствий СЧ в действующем российском законодательстве, так и предупреждение ® подконтрольных субъектов о выявленных нарушениях во избежание ^ их дальнейшего повторения). Появление новой формы контроля -мониторинга в бюджетно-финансовой сфере - свидетельствует о расширении финансовой правосубъектности Федерального казначейства, сигнализирует о необходимости внесения изменений в правовые нормы, регулирующие функции и полномочия, осуществляемые им.

Не менее важным следует считать тот факт, что существуют некоторые финансовые отношения, в которых Казначейство России, несмотря на расширяющийся объем полномочий, все еще не участвует. При этом, исходя из исследования сущности указанных финансовых отношений, следует, что они требуют соответствующего участия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2021 г. N° 2338 внесены изменения в Положение о Федеральном

казначействе, согласно которым Казначейство России с 1 января 2022 г. ^

наделяется функциями контроля (надзора) в сфере противодействия |

легализации доходов, полученных преступным путем, финанси- о

рованию терроризма и финансированию распространения оружия о

массового уничтожения в отношении аудиторских организаций [7]. °

Тем не менее Федеральное казначейство не принимает участие |

в специально созданной для согласования и координации органов | государственной власти в области противодействия финансированию

терроризма Межведомственной комиссии по противодействию фи- |

нансированию терроризма (далее по тексту - МВК, Комиссия) [8; 9]. о

Предоставленные МВК полномочия позволяют ей принимать обо- I.

снованные решения об осуществлении замораживания (блокирования) О

имущества граждан и организаций. ,о

Принятие соответствующего решения возможно исключительно в

при наличии достаточных оснований для подозрения названных граж- ^

дан и организаций в причастности к осуществлению финансирования 3

терроризма, либо к осуществлению распространения оружия массово- в

го уничтожения, либо к осуществлению легализации доходов, которые |

ранее были получены преступным путем. Для принятия решения |

о блокировании имущества физических и юридических лиц должны о

быть особые предусмотренные законом основания, предусматриваю- |

щие возможность включения данных лиц в перечень лиц, о которых | уже имеются сведения о причастности к совершению экстремистских

действий или к финансированию терроризма [10]. 3

МВК исследует поступающие от государственных органов

и организаций материалы, содержащие сведения о возможной при- 239

частности юридического или физического лица к осуществлению 3

террористической деятельности, оценивает совокупность пред- о

ставленных сведений, проверяет наличие достаточности основания 3

для подозрения причастности к осуществлению террористической в

деятельности. В результате анализа полученных материалов МВК 3 формирует решение о замораживании имущества или об отсутствии оснований для соответствующих действий. Заседания МВК проводятся по необходимости, при этом присутствие на заседании МВК

всех ее членов является обязательным, а решение будет считаться принятым только в том случае, если за него проголосовали все члены Комиссии.

До сегодняшнего дня на законодательном и подзаконном уровнях не определен перечень государственных органов, которые входят в состав МВК и принимают решение о блокировании (замораживании) имущества физических лиц и организаций (установлено лишь, что состав МВК утверждается Президентом России).

Тем не менее представляется необходимым и целесообразным обеспечение участия представителя в МВК от Федерального казначейства.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-Ф3, изложившим статью 166.1 Бюджетного кодекса РФ в новой редакции, Федеральное казначейство обладает полномочиями по приостановлению операций по лицевым счетам [11]. „о Приостановление операций осуществляется совершенно по иным го основаниям в отличие от замораживания имущества граждан и организаций в связи с подозрением о причастности к террористической а деятельности (например, нарушения, которые связаны с непредстав-§ лением отчетности, связанной с использованием денежных средств, § составляющих федеральный бюджет, в установленный срок). 2 Учитывая наличие соответствующих полномочий у Казначейства ^ России, а также тот факт, что замораживание имущества по реше-— ниям МВК может осуществляться в том числе на счетах, открытых § в Федеральном казначействе, следует полагать, что целесообразно ^ включить Казначейство России в состав Межведомственной комиссии § по противодействию финансированию терроризма.

Из изложенного следует, что перечень функций Казначейства России, которыми оно наделено в связи с осуществлением полно-

99

о мочий, возложенных на него законом, подлежит расширению ввиду ^ с осуществлением мониторинга в бюджетно-финансовой сфере. С

Список литературы:

240 1. О Федеральном казначействе : постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 (в ред. от 28 декабря 2020 г.) // Собр. законода-^ тельства Рос. Федерации. - 2004. - № 49, ст. 4908.

О 2. Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казна-

чейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере в субъектах Российской Федерации во 2 полугодии 2020 года (приложение к письму Казначейства России от 28 мая 2021 г. № 07-04-05/21-12556) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Бакаева, О.Ю. Мониторинг и аудит как инструмент достижения баланса частных и публичных интересов в налоговых и таможенных право-

отношениях / О.Ю. Бакаева, Е.В. Покачалова // Вестник Пермского университета. - 2018. - № 42. - С. 616-643.

4. Об утверждении Правил приостановления операций по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открытым в органах Федерального казначейства : постановление Правительства РФ от 5 июня 2003 г. № 328 (в ред. от 17 мая 2004 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 23, ст. 2241.

5. Гузнов, А.Г. Финансово-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук / А.Г. Гузнов. - М., 2016.

- 494 с. о

со

6. Глотов, В.И. Система финансового мониторинга в Российской | Федерации / В.И. Глотов, Е. Н. Никулина, А. П. Иванов и др. - Н. Новгород, О 2005. - 546 с. |

7. О внесении изменений в Положение о Федеральном казначействе : постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2021 г. № 2338 // Официальный интернет-портал правовой информации. - ЦКЬ: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 27.12.2021).

8. Межведомственная комиссия по противодействию финансирования терроризма // Официальный сайт Росфинмониторинга. - ЦКЬ: https://www. fedsfm.ru/activity/mejvedcom (дата обращения: 13.05.2021). О

9. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных §< преступным путем, и финансированию терроризма : федеральный закон 3! от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2020 г.) // Собр. законода- о тельства Рос. Федерации. - 2001. - № 33, ч. 1, ст. 3418; 2021. - № 1, ч. 1, ст. 75. сС

10. О Межведомственной комиссии по противодействию финансиро- З ванию терроризма : указ Президента Российской Федерации от 18 ноября § 2015 г. № 562 (вместе с Положением о Межведомственной комиссии | по противодействию финансированию терроризма) // Собр. законодательства в Рос. Федерации. - 2015. - № 47, ст. 6576. |

11. Об утверждении Правил приостановления операций по лицевым § счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств § федерального бюджета, открытым в органах Федерального казначейства : 3 постановление Правительства РФ от 5 июня 2003 г. № 328 (в ред. от 17 мая 8! 2004 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 23, ст. 2241; 2 2004. - № 21, ст. 2069. О

241

ь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.