УДК 336.1.07
О. В. Адова
Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Новосибирск, Россия)
А. М. Выжитович
Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Новосибирск, Россия)
КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ КАЗНАЧЕЙСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Принята к публикации 12.11.2019
В статье рассматриваются вопросы по достижению необходимого уровня качества в процессе использования бюджетных средств органами государственного финансового контроля, в том числе Казначейством Российской Федерации. Уделено внимание внутреннему аудиту Казначейства России, показателям результатов деятельности. Рассмотрены функции контроля и аудита Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» как вспомогательного органа казначейства. Исходя из этого фокус внимания был связан с исследованием процесса контроля органов казначейства в обеспечении экономической безопасности всего государства. Решались задачи в плане раскрытия понятия «контрольно-надзорная деятельность», определения места и роли органов контроля в бюджетировании, рассмотрения роли участия Казначейства России в обеспечении контроля за исполнением бюджета и анализа выявленных нарушений в сфере бюджетного процесса, выявления направления совершенствования контрольно-надзорной деятельности казначейства.
Ключевые слова: контрольно-надзорная деятельность казначейства, экономическая безопасность, бюджетный процесс, использование бюджетных средств.
БО!: 10.32324/2412-8945-2019-3-16-19
Одной из приоритетных целей политики государства в сфере экономики является формирование эффективной бюджетной системы и увеличение темпов экономического роста. С точки зрения экономической безопасности немаловажную роль играет контроль бюджетного процесса, который непосредственно связан с эффективностью использования бюджетных средств.
Как подчеркивают специалисты, все составляющие элементы бюджетной системы являются взаимосвязанными, и достижение максимально положительного результата возможно только при осуществлении контрольно-надзорной деятельности в бюджетном процессе [1].
Отсюда следует вывод, что актуальность данной темы заключается в достижении необходимого уровня качества исполнения бюджетного процесса органами государственного финансового контроля, в частности Казначейства Российской Федерации, путем обеспечения внутреннего и внешнего аудита их деятельности.
Федеральный бюджет является главной основой финансирования в исполнении общегосу-
ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2019. № 3 (17). © О. В. Адова, 2019 © А. М. Выжитович, 2019
дарственных функций. Поэтому ключевым инструментом в обеспечении эффективности и надежности общегосударственной системы служит контроль за состоянием государственного финансирования.
Одним из главных исполнительных органов государственной власти в сфере финансирования выступает Казначейство Российской Федерации, которое выполняет учет поступлений и их распределение между элементами бюджетной системы. Помимо этого важной функцией является осуществление контроля за ведением операций участников бюджетного процесса, и, как следствие, контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации в целом.
Наиболее распространенным способом обеспечения законности того или иного процесса со стороны государственных органов является контроль. Он подразумевает под собой процесс оценки показателей, их анализ отклонений от заданных значений, а также выполнение корректирующих действий. Отличительной особенностью контроля является возможность оперативного вмешательства контролирующего субъекта в деятельность подконтрольного, в то время как надзор обеспечивает непрерывное наблюдение
с целью выявления нарушений и последующего привлечения к ответственности.
Таким образом, контрольно-надзорную функцию можно определить как направление деятельности исполнительных органов по установлению правомерности действий, осуществляемых контролируемым субъектом, и регулированию выявленных отклонений.
Исходя из данных определений, выделяют несколько отличительных черт контрольно -надзорной деятельности:
1) осуществление функций контроля и надзора в отношении подчиненных органов;
2) возможность вмешательства в деятельность контролируемого субъекта;
3) оценку деятельности контролируемого субъекта с точки зрения законности, целесообразности, эффективности;
4) возможность контрольного органа осуществлять привлечение к ответственности за неправомерную деятельность контролируемого субъекта [2].
Контроль за расходованием бюджетных средств со стороны исполнительных органов в первую очередь направлен на оценку достижения запланированных показателей. Результаты такого наблюдения и оценки служат важнейшим источником информации для принятия решений при планировании бюджета на следующий год, а также решений о прекращении финансирования определенных видов расходов в случае, если запланированные цели не были достигнуты.
Основными органами, осуществляющими финансовый контроль бюджетного процесса в рамках исполнительной ветви власти, являются:
— Министерство финансов Российской Федерации — непосредственно в сфере контроля не осуществляет деятельность, однако подотчетно федеральным службам, осуществляющим деятельность в финансовом контроле;
— Федеральное казначейство — в сфере финансового контроля над бюджетным процессом имеет более широкий спектр полномочий, а именно призван: решать задачи, связанные с обеспечением законности и эффективности расходования средств государственного бюджета, выполнением государственных программ. Осуществляет деятельность по предупреждению и пресечению выявленных нарушений законодательства, регламентирующего управление и пользование бюджетными средствами.
Таким образом, финансовый контроль бюджетного процесса закреплен за рядом государственных структур, каждая из которых наделена определенными полномочиями в данной сфере [3].
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации эффективность использования бюджетных средств заключается в составлении бюджетов, основанных на необходимости достижения определенных результатов с использованием наименьшего объема средств.
Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов Российской Федерации, предварительному и текущему контролю над ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Основными задачами Федерального казначейства являются:
— организация и осуществление контроля над исполнением государственного бюджета, управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства;
— регулирование финансовых отношений между бюджетом и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль над поступлением и использованием внебюджетных средств;
— обеспечение пользователей информацией о состоянии государственных финансов;
— составление и предоставление органам власти отчетности о финансовых операциях бюджетного процесса;
— разработка указаний и инструкций о порядке ведения учетных операций деятельности казначейства;
Согласно докладу о результатах проведения анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за 2018 г., можно выделить основные нарушения, характерные для органов государственного финансового контроля:
— контрольные мероприятия не соответствуют требованиям, установленным законодательством;
— имеются нарушения в области организации полномочий по проведению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового
аудита;
— планирование контрольных мероприятий не согласовано с требованиями, установленными законодательством;
— отмечаются недостатки в области осуществления производства по делам об административных правонарушениях;
— составление и предоставление отчетности о результатах исполнения бюджетных полномочий не соответствуют требованиям, установленным законодательством.
Сравнительная диаграмма показывает долю выявленных нарушений в области государственного финансового контроля за 2017—2018 гг. (рис. 1).
РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Составление и предоставление отчетности о результатах исполнения бюджетных полномочий не соответствует требованиям, установленным законодательством
Отмечаются недостатки в области осуществления производства по делам об административных нарушениях
Планирование контрольных мероприятий не согласовано с требованиями, установленными законодательством
Имеются нарушения в области организации полномочий по проведению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
Контрольные мероприятия не соответствуют требованиям, установленным законодательством
31% 27%
32%
61% 60%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% ■ 2018 ■ 2017
Рис. 1. Динамика выявленных нарушений
Согласно диаграмме наблюдается рост процента выявленных нарушений среди органов государственного финансового контроля. Он вызван положительной тенденцией в области организации внутреннего контроля за счет проведения таких мероприятий, как:
— увеличение количества муниципальных органов внутреннего финансового контроля (рост составил 6 % по отношению к 2017 г.);
— передача полномочий по осуществлению внутреннего финансового контроля муниципаль-
ным образованиям (рост составил 11 % по сравнению с 2017 г.);
— сокращение количества муниципальных образований, которые не наделены полномочиями по осуществлению внутреннего финансового контроля (рост составил 17 % по отношению к 2017 г.).
Результаты проведения таких мероприятий представлены на сравнительной диаграмме за 2017 и 2018 гг. (рис. 2).
Сокращение количества муниципальных образований, которые не наделены полномочиями по осуществлению внутреннего финансового контроля
Передача полномочий по осуществлению внутреннего финансового контроля муниципальным образованиям
Создание муниципальных органов внутреннего финансового контроля
0 2000 4000 6000 8000 1000012000
■ 2018 ■ 2017
Рис. 2. Итоги контрольных мероприятий
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что в целом наблюдается положительная динамика в ходе проводимых проверок в сфере государственного контроля. Уровень выявленных нарушений в 2018 г. вырос по сравнению с 2017 г. в связи с увеличением числа проводимых мероприятий.
Тем не менее нельзя сказать, что данные показатели соответствуют необходимому уровню эффективности, поэтому для усиления качества проводимых мероприятий, а также для повышения результативности в сфере исполнения бюджетного процесса органами государственного финансового контроля можно рассмотреть такие предложения, как:
— разработку и внедрение единой системы стандартов осуществления внутреннего финансового контроля;
— создание типовых форм документации деятельности финансового контроля при проведении контрольных мероприятий;
— создание единой классификации нарушений, выявленных в ходе осуществления деятельности внутреннего финансового контроля в бюджетном процессе;
— создание инструкций и методических указаний по проверке достоверности отчетности об осуществлении государственных программ в сфере расходования бюджетных средств.
Эти предложения помогут систематизировать подход к проведению проверок, сократить их продолжительность, а следовательно, уменьшить риск невыявления нарушений.
Таким образом, можно сделать вывод о значительной роли контроля в сфере бюджетного процесса. Цель такого контроля заключается в обеспечении законного и эффективного распределения бюджетных средств всех уровней бюджетной системы. В данном случае достичь соответствующих показателей удалось за счет увеличения числа учреждений, обеспечивающих контроль за распределением бюджетных средств, а также за счет сокращения муниципальных учреждений, не выполняющих такие функции.
Список литературы
1. Геращенко И. П., Пашкова Т. А. Муниципальный финансовый контроль: теоретический аспект // Финансы и кредит. 2017. Т. 23, № 43. С. 2558—2574.
2. Каспарян А. МАктуальные проблемы разработки единой системы государственного финансового контроля в РФ // Наука. Инновации. Технологии. 2018. № 90. С. 236—241.
3. Колиев Л. В. Совершенствование контроля за исполнением Федерального бюджета Российской Федерации // Вестн. науки и образования. 2017. Т. 2, № 12. С 78—81.
O. V. Adova, A. M. Vyzhitovich
CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES OF TREASURY AUTHORITIES AS A TOOL OF ECONOMIC SECURITY OF THE STATE
The article discusses the issues of achieving the required level of quality in the process of using budget funds by state financial control bodies, including the Treasury of the Russian Federation. Attention is paid to the internal audit of the treasury, performance indicators. The functions of control and audit of the federal government institution "Center for supporting the activities of the Treasury of Russia" as an auxiliary body of the Treasury are considered. Based on this, the focus of attention was associated with the study of the process of control of the treasury in ensuring the economic security of the entire state. The tasks were solved in terms of disclosing the concept of "control and supervision activity", determining the place and role of control bodies in budgeting, considering the role of the treasury in ensuring control over budget execution and analyzing identified violations in the budget process, identifying areas for improving the control and supervision of the treasury.
Keywords: control and supervision activities of the Treasury, economic security, budget process, use of budget funds.