Научная статья на тему 'Правовой, функциональный, контрольный аспекты санкционирования в деятельности Федерального казначейства'

Правовой, функциональный, контрольный аспекты санкционирования в деятельности Федерального казначейства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
971
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИЯ / САНКЦИОНИРОВАНИЕ / AUTHORIZATION / ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО / FEDERAL TREASURY / БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / BUDGET LEGISLATION / ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА / BUDGET IMPLEMENTATION / SANCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трифонова Т.С.

Процедуры санкционирования относятся к основным задачам Федерального казначейства при кассовом обслуживании исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и учете операций со средствами не участников бюджетного процесса. Значимость множественных процедур санкционирования расходов бюджетов в конечном итоге определяет результаты целевой направленности бюджетных средств, при этом она обусловлена основными компонентами стратегии развития Казначейства России в рамках программных правительственных задач по повышению эффективности бюджетных расходов и реформированию системы бюджетных платежей. В статье рассмотрено понятие и структурированы основные аспекты санкционирования, доказана необходимость более широкого толкования применения категории санкционирования в рамках бюджетного законодательства и казначейской деятельности. Деление санкционирования операций по видам организаций весьма условно, поскольку в рамках бюджетного процесса интерпретация санкционирования обусловлена едиными базовыми этапами исполнения бюджета по расходам. В конечном счете именно равновесная целевая направленность определяет сходные существенные признаки и значение процедур санкционирования расходов при обслуживании всех лицевых счетов бюджетополучателей, являясь важнейшим инструментарием финансового контроля. Органы Федерального казначейства, как участники бюджетного процесса федерального уровня, в лице сотрудников расходного блока совместно с представителями организаций клиентов в рамках партнерских отношений отрабатывают каждый поступивший документ. Цель этих отношений признание законности и окончательного финального одобрения при санкционировании документа. Казначейское разрешение, т.е. признание допустимым, всегда основано на обоюдном поиске эффективных решений в рамках установленной сферы деятельности и применения законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal, functional, security aspects of the authorization of the Federal Treasury

Importance Entitlement procedures belong to the main tasks of the Federal Treasury in case of cash service of budgets execution of the Russian Federation budgetary system and during accounting of operations with funds, which do not belong to budget process participants. The multiple procedures for entitlement procedure of budget expenditures ultimately determine the goals of budgetary funds. The goals of budgetary funds are conditioned upon the main components of the development strategy of the Federal Treasury of the Russian Federation within the framework of the policy of governmental tasks aimed at improving the effectiveness of budgetary expenditures and the budgetary payments system reform. Objectives The article also considers the notion of the basic aspects of entitlement and it provides its structuring, and proves the need for a broader interpretation of the entitlement category within the framework of the budget legislation and treasury activity. Methods Division of entitlement transactions by type of organizations is rather conditional, since within the process, entitlement interpretation is conditioned by the single basic stages in the budget implementation pursuant to expenditures. In the final account, the equilibrium goal itself determines the similar substantial symptoms and the significance of entitlement procedures for expenditures for all personal accounts of State-funded organizations, which serves as an essential tool for financial supervision. Results The bodies of the Federal Treasury in the capacity of the participants’ budgetary process at the Federal level, in the person of employees of expenditure unit, together with the representatives of organizations within the framework of partnership relations usually ensure processing of each incoming document. The purpose of these relations is to prove the legitimacy and the ultimate final approval while authorizing any document. Conclusions and Relevance Treasury permission, i.e. recognition of acceptance, is always based on mutual search for effective solutions within the designated scope of activity and application of the statutory and regulatory enactments of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Правовой, функциональный, контрольный аспекты санкционирования в деятельности Федерального казначейства»

Бюджетная политика

УДК 336.717

правовой, функциональный, контрольный аспекты санкционирования в деятельности

федерального казначейства

Т.С. ТРИФОНОВА,

начальник отдела расходов Управления Федерального казначейства по Свердловской области, аспирантка кафедры государственных и муниципальных финансов Уральского государственного экономического университета E-mail: t_s_trifonova@mail.ru

Процедуры санкционирования относятся к основным задачам Федерального казначейства при кассовом обслуживании исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и учете операций со средствами не участников бюджетного процесса. Значимость множественных процедур санкционирования расходов бюджетов в конечном итоге определяет результаты целевой направленности бюджетных средств, при этом она обусловлена основными компонентами стратегии развития Казначейства России в рамках программных правительственных задач по повышению эффективности бюджетных расходов и реформированию системы бюджетных платежей.

В статье рассмотрено понятие и структурированы основные аспекты санкционирования, доказана необходимость более широкого толкования применения категории санкционирования в рамках бюджетного законодательства и казначейской деятельности.

Деление санкционирования операций по видам организаций весьма условно, поскольку в рамках бюджетного процесса интерпретация санкционирования обусловлена едиными базовыми этапами исполнения бюджета по расходам. В конечном счете именно равновесная целевая направленность определяет

сходные существенные признаки и значение процедур санкционирования расходов при обслуживании всех лицевых счетов бюджетополучателей, являясь важнейшим инструментарием финансового контроля.

Органы Федерального казначейства, как участники бюджетного процесса федерального уровня, в лице сотрудников расходного блока совместно с представителями организаций клиентов в рамках партнерских отношений отрабатывают каждый поступивший документ. Цель этих отношений - признание законности и окончательного финального одобрения при санкционировании документа. Казначейское разрешение, т.е. признание допустимым, всегда основано на обоюдном поиске эффективных решений в рамках установленной сферы деятельности и применения законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации.

Ключевые слова: санкция, санкционирование, Федеральное казначейство, бюджетное законодательство, исполнение бюджета

Введение

В силу определенных обстоятельств и временных тенденций термины «санкция», «санкци-

- 6 (240) - 2015 -

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА: FINANCIAL ANALYTICS

проблемы и решения science and experience

онирование» в современном лексиконе приобрели сугубо негативный оттенок. Это связано с наличием противоречий в основе его понятийного толкования, поскольку санкция (лат. sanctio - непреложный закон, строжайшее постановление) как таковая есть многообразие норм поведения, часто несовместимых друг с другом, и по своей сути означает как различные способы порицания (наказания), так и различные способы поощрения (поддержки).

Подобные значения в широком информативном смысле слова подлежат рассмотрению в различных толковых словарях. Однако у автора в силу специфики профессиональной деятельности вызывает непосредственный интерес не столько общее логическое и целостное содержание понятия «санкция», а прежде всего рассмотрение санкционирования в контексте ключевой составляющей бюджетных правоотношений между субъектами в процессе осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

С учетом изложенного автору представляется, что актуальность тематики на современном этапе связана с образованием правового вакуума в определении указанной терминологии.

В частности, Бюджетный кодекс РФ закрепляет лишь понятие «санкционирование операций». Вместе с тем казначейская практика применения законодательных актов указывает на использование таких понятий, как «санкционирование расходов» или «санкционирование оплаты денежных обязательств». Следовательно, по мнению автора, необходимо развитие теоретических и методических основ санкционирования в свете бюджетного законодательства.

Априори значимость множественных процедур санкционирования расходов бюджетов в конечном итоге определяет результаты целевой направленности бюджетных средств, при этом она обусловлена основными компонентами стратегии развития Казначейства России в рамках программных правительственных задач по повышению эффективности бюджетных расходов и реформированию системы бюджетных платежей.

Поэтому, по мнению автора, исключительно отрицательное толкование понятия «санкция» в системе органов Федерального казначейства есть некий артефакт восприятия, обусловленный отсутствием соответствующей информации у широкого круга общественности.

Традиционное понимание этой терминологии сродни видам наказания или фактам уплаты денеж-

ных средств, а также применению разнородных взысканий в отношении, например, физических лиц или хозяйствующих субъектов.

В рамках бюджетного законодательства и казначейской деятельности предлагается рассмотреть санкционирование с точки зрения трех ключевых взаимодополняющих аспектов.

Правовой аспект - это общая единая дефиниция, установленная на законодательном уровне, в нормативном массиве и регламентационной документации.

Функциональный аспект - этап исполнения бюджетов по расходам.

Контрольный аспект - совокупность предварительных мероприятий в основе бизнес-процессов.

Правовой аспект санкционирования

В настоящее время специфика законодательства

0 санкционировании состоит в следующем:

- в множественности актов (классификация относительно субъекта применения);

- в корреляции и трансформации норм (взаимосвязанное правоприменение актов и периодическое внесение поправок);

- в разнородности определений дефинента (отсутствие интерпретационного единства толкований).

Последний фактор или необходимость вычленения единой дефиниции «санкционирование» является предметом рассмотрения категории с правовой точки зрения.

Законодатель закрепляет право по разработке, а также утверждению порядков санкционирования и административных регламентов исполнения государственных функций за Минфином России, осуществляющим общее руководство в области организации финансов в целом в стране. Федеральному казначейству, как одному из его подведомственных органов государственной власти, фактически дается только карт-бланш в части открытия, ведения лицевых счетов и определения порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации1.

Особое значение имеет административная регламентация, связанная с повышением качества и прозрачности исполнения государственной функции по санкционированию. Действие админист-

1 Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

ративных регламентов призвано установить общие правила организации деятельности Казначейства России по реализации полномочий, определить сроки и последовательность административных процедур, а также порядок взаимодействия органов Федерального казначейства с клиентами в рамках обеспечения целевого использования бюджетных средств и правомерности (обоснованности) проведения соответствующих кассовых операций.

Вместе с тем ранее разработанный и подлежащий общественному рассмотрению ограниченный проект «Административного регламента Федерального казначейства по исполнению государственной функции по санкционированию оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета» не был утвержден и не имеет практики применения. Поэтому в настоящее время в свете внесенных законодателем существенных поправок и вступления в силу нескольких порядков санкционирования проект регламента, по мнению автора, подлежит дальнейшей детальной корректировке и последующему утверждению.

Очевидно, правовой аналитический срез продиктован нормативно ориентированными бюджетными полномочиями Федерального казначейства, обусловленными действующими законодательными актами и регламентацией.

К полномочиям в установленной сфере деятельности, согласно ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ и ст. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе», отно сятся:

- санкционирование оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства;

- осуществление контроля за ведением операций со средствами бюджетов главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, подтверждение денежных обязательств и совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов бюджетов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств.

Наряду с этим положениями приказа Казначейства России от 10.10.2013 № 228 «Об организационно-штатной структуре управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации»

Казначейство России расширяет и дополняет перечень функций своих структурных подразделений (следовательно, определяет направленность должностной регламентации), выделяя полномочие по санкционированию расходов федеральных бюджетных учреждений, федеральных автономных учреждений в части средств, предоставленных в виде субсидий в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ. Но и этот перечень в настоящее время является неполным, поскольку не содержит отсылочных норм, например, к санкционированию федеральных унитарных предприятий в части средств, предоставленных в виде субсидий в соответствии с п. 1 ст. 78.2 Бюджетного кодекса РФ (санкционированию расходов).

Безусловно, такая сложность восприятия санкционирования определена фрагментарной нор-мотворческой терминологией и необходимостью доработки административной регламентации. Устранение терминологических коллизий в нормативном массиве и регламентации, по мнению автора, является решением этой проблемы.

Функциональный аспект санкционирования

Функциональный срез является более традиционной догмой при рассмотрении теоретических аспектов категории санкционирования. В рамках этой позиции санкционирование определяется прежде всего как этап исполнения бюджетов по расходам и касается получателей бюджетных средств. Этап рассматривается без учета некоторых отличительных особенностей применения механизмов и инструментария относительно более широкого круга экономических субъектов в системе государственных услуг. Такое толкование является частичным, ведь в качестве субъектов в настоящее время выступают и определенные Гражданским кодексом РФ некоммерческие (государственные автономные, бюджетные, казенные учреждения), и коммерческие (государственные унитарные предприятия) организации.

Исполнение бюджета по расходам согласно ст. 219 Бюджетного кодекса РФ предусматривает принятие бюджетных обязательств, подтверждение денежных обязательств, санкционирование оплаты денежных обязательств и, наконец, подтверждение исполнения денежных обязательств. Однако процедуры санкционирования в силу их причинно-следс-

твенных связей осуществляются специалистами органов Федерального казначейства не только на каждом из четырех этапов исполнения бюджета по расходам, но и выходят за эти рамки.

Исполнение бюджета по расходам включает, во-первых, принятие бюджетных обязательств получателями бюджетных средств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. То есть все получатели при доведении им лимитов бюджетных обязательств по укрупненным кодам классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) от вышестоящих органов исполнительной власти или учреждений с учетом установленных им полномочий должны в последующем указанные коды детализировать. Детализация осуществляется путем представления в органы Федерального казначейства расходных расписаний (реестров расходных расписаний). Уже здесь сотрудники органов Федерального казначейства осуществляют контроль за указанными в документах показателями на соответствие периодов (трехлетний бюджетный цикл) и аналогичность ранее произведенной степени детализации. Наконец, санкционируют увязку кодов КОСГУ и кодов видов расходов классификации расходов бюджетов в соответствии с требованиями указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, которые устанавливаются Минфином России.

На следующем этапе получатели бюджетных средств принимают бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или, в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. На практике заключение и оплата государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся опять же в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, но с учетом принятых и неисполненных обязательств в органах Федерального казначейства.

Следует отметить, что бюджетные обязательства учитываются на открытых в органах Федерального казначейства лицевых счетах получателей бюджетных средств (код 03) или лицевых счетах для учета операций по переданным полномочиям получателей бюджетных средств (код 14).

Только после этого получатели бюджетных средств подтверждают обязанность оплатить за

счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты. Иными словами, факт оформления и представления получателями бюджетных средств разнородных платежных документов (в настоящее время это заявка на кассовый расход (в том числе сокращенная), заявка на получение наличных денег и заявка на получение денежных средств, перечисляемых на карту) является для сотрудников органов Федерального казначейства начальным этапом контроля за оплатой их денежных обязательств2.

Безусловно, санкционирование оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) только после проверки специалистами органов Федерального казначейства наличия документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств. Это накладные, акты, счета, счета-фактуры и исполнительные документы. Имеют место быть и адаптированные схемы без представления указанных документов. Например, существующие отступления в отношении аренды, социальных выплат или оперативно-розыскных мероприятий3.

Однако проверка платежных и подтверждающих документов не сводится исключительно к контролю за наличием в них соответствующих реквизитов и показателей. И это не только проверка соответствия сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного государственного (муниципального) контракта или, например, контроль за суммой оплаты в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Прежде всего для органов Федерального казначейства санкционирование оплаты денежных обязательств является позитивно ориентированной формой санкции с признанием законности и

2 О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов: приказ Казначейства России от 10.10.2008 № 8н.

3 О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета: приказ Минфина России от 01.09.2008 № 87н.

окончательным утверждением в составе фабулы, а не столь общепринятой парадигмой, содержащей в своей основе исключительно факт отклонения документов или указания на неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении действующих нормативных правовых актов.

По-другому и не может быть, ведь запрет снимает ответственность. В рамках санкционирования при проверке платежных документов на промежуточном этапе может осуществляться отказ в приеме документов по причинам, например, несоответствия указанных кодов КОСГУ текстовому назначению платежа или несоответствия содержания операции исходя из документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства. Тем не менее в любом случае ведется поиск оптимального варианта дефиниции направления платежа в рамках обоюдного соблюдения бюджетного законодательства и финансовой дисциплины. Фактически стороны оказывают друг другу определенный их полномочиями вотум доверия, базирующийся на единых целевых установках бюджетной политики и направленный на эффективность расходования бюджетных средств. И это не только целесообразно, но и необходимо.

Завершающим этапом исполнения бюджета по расходам является подтверждение исполнения денежных обязательств, которое осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с казначейского счета бюджета к определенному получателем бюджетных средств бенефициару. Так, ежедневно до последнего рабочего дня финансового года сотрудниками органов Федерального казначейства при подготовке выписок из лицевых счетов клиентов осуществляется повторная выверка пакетов документов, подтверждающих проведение выплат и всех операций по исполнению денежных обязательств получателями бюджетных средств.

Контрольный аспект санкционирования

Перейдем к анализу санкционирования с контрольной точки зрения. Ядром этого среза является рассмотрение совокупности предварительных мероприятий целевой направленности, лежащих в основе бизнес-процессов казначейского исполнения бюджетов.

Законодатель относит контрольную деятельность Федерального казначейства к государственному внутреннему предварительному финансовому

контролю в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В качестве объектов контроля выступают главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, государственные учреждения и унитарные предприятия.

Между тем, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе», к числу правоприменительных функций Казначейства России относится предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета только главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. К полномочиям Федерального казначейства по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля, которые и закрепляют направления проведения операций санкционирования, законодатель относит:

- контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;

- контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;

- контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета;

- контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному контракту сведениям о данном государственном контракте, содержащемся в реестре контрактов, заключенных заказчиками.

В несколько утрированной форме - это ранее упомянутые операционный, внутри- и междокументный контроль функционального среза санкционирования.

Законодатель определяет санкционирование операций как один из ключевых методов осуществления государственного финансового контроля и понимает под ним совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нор-

мативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

При этом очевидно, что из самой формулировки вытекают следующие закономерности восприятия процедур санкционирования: - предварительность характера проведения (не текущий характер); всеобщность охвата объектов контроля; необходимость одобрения транзакций или операций клиентов представителем федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, т.е. сотруднико м конкретного органа Федерального казначейства, как апогея санкционирования. Сама формулировка санкционирования операций условно нивелирует видимые ограничения в отношении организаций, не являющихся получателями бюджетных средств, при рассмотрении этапов исполнения бюджета по расходам. Это подтверждается фактическим функционированием нормативных правовых актов Минфина России (см. рисунок) и разработанных во исполнение не только положений Бюджетного кодекса РФ, но и закона об автономных учреждениях, небезызвестного Федерального закона от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», а также правил осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

Различные же подходы при разработке процедур санкционирования операций организаций обусловлены законосообразностью их создания для исполнения функций для обеспечения реализации полномочий органов государственной власти.

На практике это означает следующее. Все организации осуществляют оплату денежных обязательств. Вместе с тем деятельность федеральных бюджетных и автономных учреждений ограничи-

Правовое регулирование в части санкционирования операций федеральных государственных организаций

вается, например, сферами науки, образования или здравоохранения, и источником их финансового обеспечения являются уже субсидии, а не лимиты бюджетных обязательств. А операции с целевыми субсидиями и субсидиями для осуществления капитальных вложений, поступающими таким организациям, учитываются на отдельных лицевых счетах бюджетных (код 21) и автономных (код 31) учреждений, унитарных предприятий.

Следует акцентировать внимание на том, что бюджетные, автономные учреждения, унитарные предприятия, так же как и получатели бюджетных средств, заключают договоры и соглашения. При этом для осуществления санкционирования оплаты денежных обязательств, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии4 и субсидии для осуществления капитальных вложений5, предварительно представляют в органы

4 О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и пунктом 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации: приказ Минфина России от 16.07.2010 № 72н.

5 О санкционировании расходов федеральных государственных унитарных предприятий, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации: приказ Минфина России от 31.12.2013 № 144н.

Федерального казначейства сведения об операциях с целевыми субсидиями, утвержденные органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей, для последующего осуществления контроля за операциями в пределах средств, отраженных по соответствующим кодам субсидий.

В рамках установленной схемы расходы осуществляются на основании представленных организацией платежных документов и документов, предусмотренных опять же порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета. Единственное исключение, живущее по своим правилам, - это возмещение расходов автономных учреждений за счет целевых субсидий, когда в качестве документов, подтверждающих ранее произведенные кассовые расходы, сотрудники органов Федерального казначейства санкционируют заявления клиентов с приложением копий соответствующих документов об осуществлении платежей.

Таким образом, помимо ежедневного осуществления визуального внутреннего финансового контроля за содержанием проводимых операций, наличием подтверждающих документов при представлении платежных документов и чеков данными организациями, правильностью заполнения форм документов и непревышением сумм остатков расходов на их лицевых счетах сотрудники органов Федерального казначейства дополнительно проверяют в сведениях об операциях с целевыми субсидиями соответствующие коды субсидий, коды КОСГУ и (или) коды объектов федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП).

Уникальным здесь является сепаратный механизм санкционирования бюджетных инвестиций, предполагающий возможность для государственных органов на основании соглашений передавать полномочия бюджетным учреждениям и унитарным предприятиям в рамках реализации государственного оборонного заказа с открытием лицевых счетов с кодом 14. Соответственно, законодатель вновь обращает нас к применению порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств.

Во многом контрольный аспект проблемы заключается в отсутствии системности при рассмотрении всех регуляторов и объектов предварительного внутреннего казначейского контроля.

Учитывая изложенное, в результате проведенного анализа всех аспектов санкционирования

автор приходит к выводу, что и деление санкционирования операций по видам организаций весьма условно, поскольку в рамках бюджетного процесса интерпретация санкционирования обусловлена едиными базовыми этапами исполнения бюджета по расходам. В конечном счете именно равновесная целевая направленность определяет сходные существенные признаки и значение процедур санкционирования расходов при обслуживании всех лицевых счетов бюджетополучателей, являясь важнейшим инструментарием финансового контроля.

Органы Федерального казначейства, как участники бюджетного процесса федерального уровня, в лице сотрудников расходного блока совместно с представителями организаций клиентов в рамках партнерских отношений отрабатывают каждый поступивший документ. Цель этих отношений -признание законности и окончательного финального одобрения при санкционировании документа. Казначейское разрешение, т.е. признание допустимым, всегда основано на обоюдном поиске эффективных решений в рамках установленной сферы деятельности и применения законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации.

Список литературы

1. Акперов И.А., Коноплева И.А., Головач С.П. Казначейская система исполнения бюджетов в Российской Федерации. М.: КноРус, 2010. 640 с.

2. БезденежныхА.В. Институт казначейства как инструмент государственного влияния на экономику государства // Финансы. 2002. № 3. С. 25-27.

3. Бюджетная система России / под ред. Г.Б. Поляка. М.: Юнити-Дана, 2012. 704 с.

4. Бюджетная система Российской Федерации / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М.: Юрайт, 2004. 504 с.

5. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Дашков и К, 2005.340 с.

6. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Дашков и К, 2006. 565 с.

7. Гусев С.И., ШвенцовЮ.Г. О роли Федерального казначейства в финансовой системе государства // Финансы. 2004. № 11. С. 23-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Дроздов О.И. Оценка зрелости казначейской системы // Финансы. 2007. № 2. С. 31.

9. Лавриков И.Н. Федеральное казначейство и

межбюджетное регулирование // Финансы. 2003. № 5.С. 18-21.

10. Лебедев Д.О. Федеральное казначейство и осуществление государственного финансового контроля // Финансы. 2002. № 8. С. 31-33.

11. Матвеева Ю.В. Роль Федерального казначейства в процессе управления государственным долгом // Финансы. 2002. № 11. С. 20-21.

12. Нестеренко Т.Г. Казначейская система: дальнейшее развитие // Финансы. 2003. № 7 С.3-6.

13. Нестеренко Т.Г. О развитии Федерального казначейства // Финансы. 2005. № 12. С. 3-7.

14. Нестеренко Т.Г. Система казначейства в России и ее развитие // Бухгалтерский учет. 2002. № 5. С. 3-6.

15. Пансков В.Г. О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране // Финансы. 2002. № 5. С. 56-60.

16. Попов А.Ю., Гусельников А.М. Регламентация деятельности органов Федерального казначейства с использованием прикладного программного обеспечения. URL: http://bujet.ru/article/23923.php.

17. Прокофьев С.Е., Шубина Л.В. О расширении функций органов Федерального казначейства // Финансы. 2003. № 9. С. 20-21.

18. Пронина Л.И. Бюджетно-налоговое законодательство и реформа федеративных отношений // Финансы. 2007. № 3. С. 9-21.

19. Пшенникова Е.И. Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации. СПб: СПбГУ, 2002. 186 с.

20. Рудовол И.П. Правовое регулирование казначейского исполнения бюджета. URL: http://www. oviont.ru/ru/useful/arts/746/.

21. Cuдоренко В.В. Государственное казначейство России - одно на всех! // Финансы. 2003. № 5. С.21-23.

Financial analytics: science and experience Budgetary policy

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

LEGAL, FUNCTIONAL, SECURITY ASPECTS OF THE AUTHORIZATION OF THE FEDERAL TREASURY

Tat'yana S. TRIFONOVA

Abstract

Importance Entitlement procedures belong to the main tasks of the Federal Treasury in case of cash service of budgets execution of the Russian Federation budgetary system and during accounting of operations with funds, which do not belong to budget process participants. The multiple procedures for entitlement procedure of budget expenditures ultimately determine the goals of budgetary funds. The goals of budgetary funds are conditioned upon the main components of the development strategy of the Federal Treasury of the Russian Federation within the framework of the policy of governmental tasks aimed at improving the effectiveness of budgetary expenditures and the budgetary payments system reform.

Objectives The article also considers the notion of the basic aspects of entitlement and it provides its structuring, and proves the need for a broader interpretation of the entitlement category within the framework of the budget legislation and treasury activity.

Methods Division of entitlement transactions by type of organizations is rather conditional, since within the process, entitlement interpretation is conditioned by the single basic stages in the budget implementation pursuant to expenditures. In the final account, the equilibrium goal itself determines the similar substantial symptoms and the significance of entitlement procedures for expenditures for all personal accounts of State-funded organizations, which serves as an essential tool for financial supervision.

Results The bodies of the Federal Treasury in the capacity of the participants' budgetary process at the Federal level, in the person of employees of expenditure unit, together with the representatives of organizations within the framework of partnership relations usually ensure processing of each incoming document. The purpose of these relations is to prove the legitimacy and the ultimate final approval while authorizing any document. Conclusions and Relevance Treasury permission, i.e. recognition of acceptance, is always based on mutual

search for effective solutions within the designated scope of activity and application of the statutory and regulatory enactments of the Russian Federation.

Keywords: sanctions, authorization, Federal Treasury, budget legislation, budget implementation

References

1. Akperov I.A., Konopleva I.A., Golovach S.P. Kaznacheiskaya sistema ispolneniya byudzhetov v Rossiiskoi Federatsii [The treasury system of budgetary performance in the Russian Federation]. Moscow, KnoRus Publ., 2010, 640 p.

2. Bezdenezhnykh A.V. Institut kaznacheistva kak instrument gosudarstvennogo vliyaniya na ekonomiku gosudarstva [The treasury institution as an instrument of the State influence on the State economy]. Finansy = Finance, 2002, no. 3, pp. 25-27.

3. Byudzhetnaya sistema Rossii [Russia's budgetary system]. Moscow. YUNITI-DANA Publ., 2012, 704 p.

4. Byudzhetnaya sistema Rossiiskoi Federatsii [The Russian Federation's budgetary system]. Moscow, Yurait Publ., 2004, 504 p.

5. Vakhrin P.I., Neshitoi A.S. Byudzhetnaya sistema Rossiiskoi Federatsii [The Russian Federation's budgetary system]. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2005, 340 p.

6. Godin A.M., Maksimova N.S., Podporina I.V. Byudzhetnaya sistema Rossiiskoi Federatsii [The Russian Federation's budgetary system]. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2006, 565 p.

7. Gusev S.I., Shventsov Yu.G. O roli Federal'nogo kaznacheistva v finansovoi sisteme gosudarstva [The role of the Federal Treasury in the State financial system]. Finansy = Finance, 2004, no. 11, pp. 23-25.

8. Drozdov O.I. Otsenka zrelosti kaznacheiskoi sistemy [Assessing the Treasury System]. Finansy = Finance, 2007, no. 2, pp. 31.

9. Lavrikov I.N. Federal'noe kaznacheistvo i mezh-byudzhetnoe regulirovanie [The Federal Treasury and inter-budgetary regulation]. Finansy = Finance, 2003, no. 5, pp. 18-21.

10. Lebedev D.O. Federal'noe kaznacheistvo i osushchestvlenie gosudarstvennogo finansovogo kon-trolya [The Federal Treasury and monitoring of the State financial control]. Finansy = Finance, 2002, no. 8, pp. 31-33.

11. Matveeva Yu.V. Rol' Federal'nogo kaznache-

istva v protsesse upravleniya gosudarstvennym dolgom [The role of the Federal Treasury in public debt management]. Finansy = Finance, 2002, no. 11, pp. 20-21.

12. Nesterenko T.G. Kaznacheiskaya sistema: dal'neishee razvitie [The Treasury system: further development]. Finansy = Finance, 2003, no. 7, pp. 3-6.

13. Nesterenko T.G. O razvitii Federal'nogo kaznacheistva [On the development of the Federal Treasury]. Finansy = Finance, 2005, no. 12, pp. 3-7.

14. Nesterenko T.G. Sistema kaznacheistva v Rossii i ee razvitie [The Treasury system in Russia and its development]. Bukhgalterskii uchet = Accounting,

2002, no. 5, pp. 3-6.

15. Panskov V.G. O nekotorykh voprosakh go-sudarstvennogo finansovogo kontrolya v strane [On some issues of the State financial control in the country]. Finansy = Finance, 2002, no. 5, pp. 56-60.

16. Popov A.Yu., Gusel'nikov A.M. Reglamen-tatsiya deyatel'nosti organov Federal'nogo kaznacheistva s ispol 'zovaniem prikladnogo programmnogo obespecheniya [Regulating the activities of the Federal Treasury bodies using application software]. Available at: http://bujet.ru/article/23923.php. (In Russ.)

17. Prokof'ev S.E., Shubina L.V. O rasshirenii funktsii organov Federal'nogo kaznacheistva [On expandability of the functions of the Federal Treasury bodies]. Finansy = Finance, 2003, no. 9, pp. 20-21.

18. Pronina L.I. Byudzhetno-nalogovoe zakonodatel'stvo i reforma federativnykh otnoshenii [Fiscal and tax legislation and reform of federal relations]. Finansy = Finance, 2007, no. 3, pp. 9-21.

19. Pshennikova E.I. Byudzhet i byudzhetnyiprot-sess v Rossiiskoi Federatsii [Budget and the budgetary process in the Russian Federation]. St. Petersburg, SPbSU Publ., 2002, 186 p.

20. Rudovol I.P. Pravovoe regulirovanie kaznach-eiskogo ispolneniya byudzheta [The legal regulation of the Treasury budget performance]. Available at: http:// www.oviont.ru/ru/useful/arts/746/. (In Russ.)

21. Sidorenko V.V. Gosudarstvennoe kaznacheistvo Rossii - odno na vsekh! [The Treasury of the Russian Federation: one for all!]. Finansy = Finance,

2003, no.5, pp. 21-23.

Tat'yana S. TRIFONOVA

Ural State University of Economics, Yekaterinburg,

Russian Federation

t_s_trifonova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.