TREASURY SUPPORT OF STATE CONTRACTS IN 2019: ESSENCE, REGULATION AND BASIC ASPECTS OF APPLICATION Karakotova Z.Kh. (Russian Federation) Email: [email protected]
Karakotova Zulfiya Hiyasaevna - deputy Head, DEPARTMENT OF EXPENSES OF FEDERAL TREASURY FOR KARACHAY-CHERKESS REPUBLIC, CHERKESSK
Abstract: the article is devoted to the topical issue of organizing in the Federal Treasury bodies the maintenance of advance payments and settlements in the execution of government contracts (contracts and agreements) concluded by recipients of funds from the federal budget. The essence of the direction of treasury escort, which implies financial control over contracts concluded with legal entities, provides for opening personal accounts to account for non-participant operations in the budget process in the Federal Treasury, prohibitions and obligations of legal entities. Considerable attention is paid to the issue of legal regulation of treasury support of budgetary funds in 2019. The role of treasury contact support is identified as an element of budget monitoring in the Russian Federation. The author comes to the conclusion that there is a positive trend and the importance of developing treasury contract support, aimed at improving the efficiency of using budget funds in modern economic conditions.
Keywords: budget, budgetary funds, contract, treasury, escort, defense order, obligations,
КАЗНАЧЕЙСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ В 2019 ГОДУ: СУЩНОСТЬ, РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ Каракотова З.Х. (Российская Федерация)
Каракотова Зульфия Хыйсаевна - заместитель начальника отдела, отдел расходов
Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской республике, г. Черкесск
Аннотация: статья посвящена актуальному вопросу организации в органах Федерального казначейства сопровождения авансовых платежей и расчётов при исполнении государственных контрактов (контрактов и договоров), заключаемых получателями средств федерального бюджета. Раскрывается сущность направления казначейского сопровождения, которое подразумевает осуществление финансового контроля в отношении контрактов, заключенных с юридическими лицами, предусматривает открытие лицевых счетов для учета операций не участника бюджетного процесса в органах Федерального казначейства, запреты и обязанности юридических лиц. Значительное внимание уделяется вопросу правового регулирования казначейского сопровождения бюджетных средств в 2019 году. Выявляется роль казначейского сопровождения контактов как элемента бюджетного мониторинга в Российской Федерации. Автор приходит к выводу о положительной тенденции и важности развития казначейского сопровождения контрактов, направленного на повышение эффективности использования бюджетных средств в современных экономических условиях.
Ключевые слова: бюджет, бюджетные средства, контракт, казначейство, сопровождение, оборонный заказ, обязательства.
Органы Федерального казначейства на сегодняшний день играют основополагающую роль в организации платежной системы страны, а после упразднения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора стали и основным контрольно-ревизионным органом со стороны исполнительной власти, обеспечивающим сохранность бюджетных средств. В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы повышения функциональной эффективности бюджетных расходов, обеспечения устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, поддержания сбалансированности бюджетов публично-правовых образований. В этой связи наиболее приоритетными направлениями бюджетной политики являются максимальная эффективность использования бюджетных средств, оптимизация бюджетных расходов за счет выявления и сокращения неэффективных затрат и бережное отношение к каждому бюджетному рублю.
Особое внимание уделяется совершенствованию финансово-бюджетного контроля и разработке новых механизмов его реализации, одним из которых и является казначейское сопровождение - как новый вид санкционирования расходов. Активизация деятельности Федерального казначейства в части сопровождения государственных контрактов призвана повысить уровень и дисциплину целевого расходования бюджетных средств. Внедрению механизма казначейского сопровождения способствовала возникшая за последние годы проблема сильного роста дебиторской задолженности перед бюджетом по расходам, а именно неотработанных авансов по государственным контрактам, рост незавершенных объектов строительства, непрозрачное ценообразование и, как следствие, множество фактов хищения бюджетных средств.
Ранее перечисленные средства поступали в полное распоряжение получателей средств из бюджета непосредственно на счета, открытые в различных кредитных организациях, и государственный финансовый контроль утрачивал силу над этими бюджетными средствами. Соответственно, средства, попадавшие в большом объеме в авансы, не использовались сразу на выполнение работ, а, как было выяснено в ходе последующих контрольных мероприятий, хранились в банках в виде депозитов или вкладывались в иностранную валюту. В качестве решения данной проблемы был предложен перевод всех авансов на счета Федерального казначейства, а также было решено внедрить новый механизм - казначейское сопровождение, при котором средства из федерального бюджета должны перечисляться именно в том объеме и в тот момент времени, когда это требуется получателю средств бюджета и в соответствии с целями их предоставления.
Таким образом, казначейское сопровождение госконтрактов - это процесс проведения контрактов под надзором органов Федерального казначейства. Целью указанной реформы является повышение эффективности бюджетных расходов за счет:
1) обеспечения прозрачности движения средств федерального бюджета;
2) доведения средств федерального бюджета в реальный сектор экономики;
3) усиления государственного финансового контроля целевого расходования средств федерального бюджета;
4) поддержания на едином счете федерального бюджета достаточного уровня ликвидности [4].
Впервые документально понятие «казначейское сопровождение» введено ст. 5 Федерального закона от 14 декабря 2015 г. № 359 -ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», согласно которой все государственные контракты, договоры и соглашения, а также контракты, договоры и соглашения, заключенные в рамках их исполнения, подлежат казначейскому сопровождению, которое осуществляется территориальными органами Федерального казначейства. Исходя из содержания данной нормы, порядок осуществления вышеуказанного сопровождения устанавливает Правительство РФ. Итак, что же собой представляет казначейское сопровождение и что контролирует Казначейство?
47
Казначейское сопровождение означает обязанность крупных получателей бюджетных денег открыть счета в органах Федерального казначейства. Такой механизм предусмотрен для целевых средств, предоставление которых должно осуществляться с последующим подтверждением их использования в соответствии с условиями и целями, для которых они предоставлены.
В целях снижения рисков потерь бюджетных средств сопровождение государственных контрактов предусмотрено на весь период действия контракта не только в отношении головных исполнителей, но и привлекаемых исполнителей (по всей цепочке). Денежные средства в установленном порядке перечисляются контрагентам, которые, как и заказчик, обязаны открыть лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства.
Казначейское сопровождение бюджетных средств в 2019 году регулируется следующими основными нормативными правовыми актами:
1. Федеральный закон от 29 ноября 2018г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на
2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»
2. Приказ Минфина России от 14.12.2018 №264н «Об утверждении порядка осуществления казначейского обеспечения обязательств при казначейском сопровождении целевых средств»
3. Постановление Правительства РФ от 28.12.2018 №1702 «Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»
4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1765 «Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период
2020 и 2021 годов».
Реализация казначейского сопровождения в 2019 году осуществляется для случаев, которые предусмотрены ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29 ноября 2018г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»:
- государственных контрактов, цена которых превышает 100 миллионов рублей;
- соглашений на предоставление субсидий или инвестиций из бюджета юридическим лицам (ст. 80 БК РФ);
- нормативов и иных подзаконных документов, регламентирующих бюджетное субсидирование, за исключением случаев, когда заключаются отдельные соглашения на выделение субсидии;
- договоров, регулирующих имущественные вложения или взносы в уставный капитал юридических лиц в том случае, когда такие взносы выступают источником финансирования таких предприятия;
- контрактов, заключаемых бюджетными и автономными учреждениями, цена которых установлена на уровне не ниже 100 миллионов рублей и источником финансирования которых является субсидирование на иные цели или капитальные вложения;
- госконтрактов, которые подписываются и являются неотъемлемой частью исполнения уже реализующихся соглашений;
- авансов по госконтрактам (кроме соглашений по государственному оборонному заказу), цена которых равна или больше 100 миллионов рублей, а также авансов по договорам, заключаемым получателями бюджетных инвестиций и субсидирования;
- договоров, заключенных с единственным поставщиком по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ для выполнения указа, распоряжения или поручения Президента РФ, а также контрактов, подписанных в рамках исполнения таких договоров с единственным поставщиком;
- расчетов по государственным контрактам по ГОЗ на сумму более 100 миллионов рублей [1].
Действующее законодательство предусматривает исключения. Они прописаны в ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29 ноября 2018г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Исходя из этой нормы, казначейское сопровождение контрактов в 2019 году не ведется для средств федерального бюджета, предоставляемых Внешэкономбанку и иным кредитным учреждениям для госконтрактов на покупку коммунальных услуг, электроэнергии и услуг связи и проч.
Казначейское обеспечение обязательств при сопровождении органами Федерального казначейства необходимо в тех случаях, которые предусмотрены в ч. 8 ст. 5 Федерального закона от 29 ноября 2018г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», п. 9 Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 №1765.
В ч. 8 ст. 5 Федерального закона от 29 ноября 2018г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» определена обязанность казначейского обеспечения обязательств, осуществляемых в отношении следующих целевых средств:
1. Для всех случаев, приведенных в ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 459-ФЗ.
2. Для финансирования юридических лиц по госконтрактам на строительство или реконструкцию объектов государственной собственности, которые включены в ФАИП - Федеральную адресную инвестиционную программу 2019. Казначейское обеспечение обязательств в данном случае проводится и для контрактов, которые заключаются в рамках исполнения основных контрактов.
3. Для финансирования, предоставляемого в случаях, определенных Правительством РФ, а также государственными корпорациями «Роскосмос» и «Росатом» и нормативными правовыми актами органов федеральной власти. Юридические лица получают целевые средства на оплату обязательств непосредственно после получения обеспечения, которое предоставляется в размере, необходимом строго для расчетов за фактическое предоставление товаров, работ или услуг.
При казначейском контроле в госконтракты должны быть включены определенные условия, в том числе:
- открытие в ТОФК лицевого счета на подрядчика и на всех указанных субподрядчиков для осуществления операций;
- предоставление в орган Казначейства и государственному заказчику сведений об исполнителях (соисполнителях), определение субподрядчиков - при необходимости;
- предоставление в ТОФК документации, подтверждающей целевое направление расходуемых средств;
- наличие идентификатора государственного контракта — казначейское сопровождение невозможно без идентификации соглашения и всех сопроводительных и расчетных документов [1].
Идентификатор госконтрактов используется для определения соглашения и ведения всех взаиморасчетов по нему. Он представляет собой 20-значный цифровой код, который присваивается заказчиком после формирования реестровой записи в реестре и сохраняется на протяжении действия договора. Казначейское сопровождение государственного оборонного заказа в 2019 году является обязательным. Сопровождению подлежат все платежи в рублях при расчетах по госконтрактам, которые заключены головными исполнителями с исполнителями или между исполнителями. Исключение предусмотрено для госконтрактов, которые заключает Министерство обороны РФ. Исключения также прописаны в п. 3 ч. 3 ст. 5
ФЗ от 29 ноября 2018г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Таким образом, посредством казначейского сопровождения осуществляется проверка соответствия информации, содержащейся в документах-основаниях, о сроках поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) и количестве товаров (объеме работ, услуг) условиям государственных контрактов фактически поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), а также проверка наличия в информационных системах Федерального казначейства и (или) единой информационной системе в сфере закупок документов-оснований.
Сходство банковского и казначейского сопровождения значительно, но система органов Казначейства России централизована и обладает отдельными преимуществами. Поэтому остановимся на некоторых особенностях и аспектах. Органы Федерального казначейства контролируют перечисление средств и исполнение государственных контрактов. Основное преимущество такого контроля заключается в программно-целевом подходе, который применяется в государственном управлении. Недостаточно контролировать целевые средства только на счете государственного заказчика. Необходимо контролировать всех исполнителей до того момента, пока результат не будет достигнут. Но если средства перечислены из бюджета на счет подрядной организации в банке, никакой государственный орган не сможет гарантировать своевременное выполнение условий. Что и происходило многие годы, когда имели место разного рода отклонения от целей предоставления бюджетных средств вследствие отсутствия предварительного контроля. Казначейство России уполномочено и с первых дней выполняет тот самый предварительный контроль в отношении подтверждающих документов, представленных госзаказчиками. В развитие функции государственного финансового контроля при казначейском сопровождении все операции, направленные на выполнение обязательств, осуществляются через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства. Казначейская система на территории каждого субъекта российской Федерации становится своего рода государственным банком для юридических лиц (клиентов), являющихся головным исполнителем или подрядчиком (субподрядчиком) по государственному контракту.
Таким образом, казначейские счета предназначены для прозрачного исполнения госконтракта в любой момент времени, проведения подтвержденных текущих расчетов, которые осуществляются без взимания платы. Кроме того, клиент обеспечивается программными средствами и квалифицированной цифровой подписью для обмена электронными документами и работы в государственных информационных системах. По поручению клиента обеспечивается перечисление средств из суммы аванса, но только на цели, которые подтверждены документально. Аванс выдается не всей суммой, а под фактически выполненные работы или иную фактическую потребность, а денежные средства защищены на казначейских счетах. Таким образом, квалифицированные сотрудники обеспечивают предварительный контроль - санкционирование платежа - на всех стадиях освоения бюджетных средств. Здесь необходимо отметить, что важным инструментом для проведения санкционирования платежей и достижения целей госконтракта является утвержденный порядком санкционирования Минфином России документ - Сведения об операциях с целевыми средствами. Сведения утверждаются самим заказчиком для последующей сверки суммы и цели платежа при проведении кассовых расходов по указанным кодам целевых средств, идентификатору, контроля предельных сумм и прибыли.
Информация о Сведениях, платежах и подтверждающих документах в электронной форме загружается и хранится в информационной системе Федерального казначейства. Далее все сведения ежедневно направляются в ГИИС «Электронный бюджет» и ГАИС «Управление», что обеспечивает доступность для текущего
контроля и аудиторской проверки заинтересованными контрольными и правоохранительными органами.
Механизм казначейского сопровождения за весьма короткий срок продемонстрировал свою эффективность, обеспечивая при этом более жесткий контроль за целевым использованием бюджетных средств, Таким образом, на сегодняшний день казначейство осуществляет, по сути, и текущий, и последующий контроль.
Подводя итоги всему вышесказанному, можно отметить, что казначейское сопровождение целевых средств является одним из приоритетных направлений развития бюджетного менеджмента.
Вследствие этого, на наш взгляд, необходима более детальная разработка определения понятия "казначейское сопровождение", а также нам представляются целесообразными закрепление данного механизма и подробная регламентация его осуществления в Бюджетном кодексе Российской Федерации, что будет способствовать закреплению надлежащего (постоянного) и системного правового оформления казначейского сопровождения.
Список литературы /References
1. Гнып Е.В. Казначейское сопровождение контрактов раздел Документы Казначейское сопровождение Методические рекомендации Официального сайта «Федерального казначейства».
2. Геллерт Д.Л.Казначейское сопровождение госконтрактов в 2019 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.goscontract.info.ru/. (дата обращения: 28.06.2019).
3. Демидов А.Ю. Эволюция бюджетного менеджмента: от казначейского сопровождения к бюджетному мониторингу / А.Ю. Демидов // Финансы. 2017. №12. с. 24 - 29.
4. Карпушин Е.С., Патулов В.С. Последствия санкций для российской экономики // Биржа интеллектуальной собственности. М.: «Корина-Офсет», 2015, №2. C. 27-30.