Научная статья на тему 'О типах слушателей современной российской поп-музыки в молодежной аудитории'

О типах слушателей современной российской поп-музыки в молодежной аудитории Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1241
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О типах слушателей современной российской поп-музыки в молодежной аудитории»

Павел ЛЕБЕДЕВ

О типах слушателей современной российской поп-музыки в молодежной аудитории

Когда в современной социологии заходит речь

о молодежи, стиле ее жизни, внимание исследователей нередко привлекают локальные субкультуры, отличающиеся от большинства. Интересно, что социологи вообще связывают свой интерес к молодежи с проблематичностью ее поведения и самоопределения1. Иными словами, к изучению молодежной среды они чаще обращаются в той ситуации, когда что-то идет "не так”, когда ценности молодых входят в противоречие с общепринятыми ценностями и в различной степени остроты встает вопрос

о перспективах воспроизводства общества.

Напротив, цель данной работы — выявить общее для большей части обычной молодежи, культурное поведение которой находится в границах нормы, "мейнстрима" и не сильно отклоняется от массовой культуры современного общества2. При таком подходе отчасти теряется "острота" ситуации, возможная сенсационность в суждениях, однако последние становятся более адекватными для обобщенных выводов, касающихся большего числа людей.

Обычность исследуемой молодежной группы заключается в том, что ее представители, отвечавшие на вопросы нашей анкеты в возрасте от 14 до 27 лет, не менее одного раза в две-три недели и чаще смотрят хотя бы один из музыкальных каналов "Муз-ТВ"/"МТУ" или музыкальные передачи "Золотой граммофон" и "Фабрика звезд'1. Представители опрашиваемой молодежи раз в месяц или чаще ходят в клубы, на дискотеки, на концерты популярной музыки. Им нравится современная российская эстрадная поп-музыка, они знают и положительно относятся как минимум к трем исполнителям или коллективам, представляющим этот жанр3.

1 Семенова В.В. Социология молодежи // Социология в России / Под ред. ВАЯдова. М.; "На Воробьевых"; Институт социологии РАН, 1996. С. 323-324.

2 Исследование, часть материалов которого легла в основу данной статьи, было проведено Левада-Центром в феврале-марте 2007 г. в трех таких городах, как Москва, Екатеринбург и Воронеж. В каждом из них число опрошенных молодых людей составляет 150 человек.

3 Полный список подсказок в этом вопросе включал таких сольных исполнителей, как: Дима Билан, Серега, Наталья Подольская, Юлия Савичева, Тимати, Глюкоза, Сергей Лазарев, Влад Топалов, а также коллективы "ВИА Гра", "Блестящие", "Рефлекс1, "Стрелки", “Фабрика”, "Тату", "Корни", "Братья Гримм", "Челси", "HI-FI", "Fantasy".

Отметим два ключевых момента, связанные с молодежью и важные для нашего последующего рассуждения. На первый обратил внимание Э.Эриксон, заметив, что важнейшей характеристикой молодежи является ее высокая чувствительность к идеологической структуре среды, а потому к особенностям данного исторического момента1. И менно молодежь — наилучший индикатор настроений и тенденций, характерных для общества в данный момент. Второй момент касается связи молодежной культуры и музыки: музыка — один из ключевых факторов, объединяющих молодежь в группы, она служит основой солидарности и формирования общей идентичности. Этот тезис был многократно подтвержден как в России, так и за рубежом. Сошлемся, например, на монографию британской исследовательницы Х.Пилкингтон, изучавшей молодежную культуру в Москве в 1988—1991 гг.2 Она убедительно показывает, что начала, объединяющие молодежь при общении, — это прежде всего музыка, включая танец, стиль, игра.

Музыка и музыкальные предпочтения как предмет исследования. Т.Адорно, представитель родоначальников социологии музыки, считал задачей этой дисциплины "познание отношений между слушателями музыки как обобществленными индивидами и самой музыкой"3. Поэтому разработка типологии слушателей стала для него первоочередной задачей: типология должна была "приемлемым образом сгруппировать дискретные формы реакций на музыку и при этом исходить из самого объекта, т.е. самой музыки”4. Для своих задач Адорно выделил идеальные типы "эксперта", "хорошего слушателя’1, "потребителя культуры", "эмоционального слушателя’1, "рессантиментного слушателя", "джаз-фана", ’'развлекающегося слушателя" и "индифферентного слушателя"5.

1 Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М.: Издательская группа ‘Прогресс", 1996.

2 См.: Pilkington Н. Russia’s Youth and its Culture: A Nation’s Constructors and Constructed. L.; N.Y.: Routledge, 1994; Eyer-man R., Jamison A. Music and Social Movements: Mobilizing Traditions in the Twentieth Century. Cambridge: Cambridge UP, 1998.

3 Адорно T.B. Избранное: Социология музыки. М.; СПб.: Университетская книга, 1998. С. 11.

4 Там же. С. 12.

5 Там же. С. 14-25.

Для музыковедов музыкой может считаться практически любой определенным образом упорядоченный набор звуков. По мнению Т.Чередниченко, в литературе или живописи действуют более жесткие каноны того, что можно, а что нельзя отнести к искусству1. При подобном многообразии толкований ключевым становится вопрос о разделении музыки на типы, стили, жанры. Самой простой и распространенной выступает дихотомия массовой (низкой) и элитарной (высокой) музыки, которая следует за аналогичным делением культуры в целом. Соответственно и публику подразделяют в зависимости от того, способна ли она к восприятию того или иного типа музыкального произведения. Однако все чаше указывается, что в современной постмодернистской эстетике подобное разделение культуры и музыки, в частности, теряет актуальность2. К этому выводу приходит и Г,Иванченко, отмечая, что "одного измерения (от недифференцированного, некомпетентного, фрагментарного восприятия к целостному и адекватному) недостаточно для характеристики типов взаимодействия с искусством; они различаются не степенью близости к некоторому эталону, а своеобразием установок, запросов и потребностей, с которыми индивид подходит к произведению искусства"3.

Характерно, что музыкальные магазины отказались от жанровой классификации и стали располагать музыку в алфавитном порядке по исполнителям, деля ее на группы по принципу "музыка для”: для группы людей, для ситуации. Именно так возникают секции видов музыки: танцевальной, романтической, медитативной, а также менее привычные для российских меломанов — "музыка для студентов", "музыка для женщин” и т.п.4

Для социологии музыки акцент смещается с самой музыки на публику, которая ее слушает. Этот подход и будет нами развиваться ниже при построении типологии слушателей поп-музыки, прежде всего современной песни. С точки зрения собственно искусства, в песне выделяются три ключевые составляющие: музыка, слова и

1 Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. С. 107.

2 См.: Матвеев В.Ф. Элитарная и массовая культуры внутренне близки II Общественные науки и современность. 1991. № 1. С. 61-65; Козлова Н.Н. Безвкусица масс и вкус интеллектуалов И Общественные науки и современность. 1994. № 3. С. 142-150.

3 Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки {Подходы, проблемы, перспективы). М.: Смысл, 2001. С. 169.

4 Frith S. Performing Rites: Evaluating Popular Music. Oxford: Oxford University Press, 1998. P. 85-87.

голос, а с социальной точки зрения, у песни есть авторы, включая композитора, поэта, певца, аудитория, т.е. люди, слушающие и воспринимающие песню, а также группа экспертов, которые задают тон восприятию произведения, музыкальные критики, ди-джеи на радио и телевидении. Именно на стыке этих составляющих формируется значение песни и ее восприятие.

Сегментация слушателей: описание процедуры. В социальных исследованиях выделение социальных групп, классов, схожих по определенным характеристикам и поэтому действующих примерно одинаково, является одной из ключевых задач. Для решения таких задач в настоящее время широко применяются математические методы анализа данных.

В настоящей работе для классификации молодежной аудитории популярной эстрадной музыки была использована весьма распространенная процедура1. Респонденты отвечали на блок из 23 вопросов о том, какие характеристики современной российской популярной эстрадной музыки и в какой мере важны для них2. Исходя из ответов на эти вопросы с помощью метода факторного анализа были выделены пять основных латентных факторов, которые формируют общее пространство восприятия и оценки музыки. Для каждого респондента в базе данных были рассчитаны индивидуальные значения этих факторов. Именно на основе полученных переменных факторов проводилась дальнейшая сегментация.

На втором этапе с помощью метода иерархического кластерного анализа на 50%-ной выборке, выравненной по социально-демографичес-ким характеристикам, было определено оптимальное число кластеров. Затем с помощью кластерного анализа методом /-средних была

1 Здесь нет необходимости подробно останавливаться на описании процедуры, что касается технической стороны, то об этом см.: Бююль А., Цёфель П. ЗРБЗ: Искусство обработки информации: Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей: Пер. с нем. СПб.: ООО "ДиаСо-фтЮП", 2002. С. 394-398.

2 Вопрос о музыкальных предпочтениях задавался в такой форме: "Мне бы хотелось знать Ваше мнение о важности следующих характеристик для современной популярной эстрадной музыки. По каждой характеристике, которую я буду называть, скажите, пожалуйста, насколько она важна для Вас, когда Вы слушаете современную популярную эстрадную композицию. Для этого используйте 5-балльную шкалу, где 5 — очень важно, а 1 — совсем неважно. Для оценки Вы можете использовать всю шкалу от 1 до 5. Выберите, пожалуйста, ту оценку, которая в наибольшей степени отражает Ваше мнение". Характеристики музыки, по которым респонденты ее оценивали, приведены в таблице 1.

Таблица 1

МАТРИЦА ФАКТОРНЫХ НАГРУЗОК ПОСЛЕ ВРАЩЕНИЯ МЕТОДОМ VARIMAX

Высказывание Факторі Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4 Фактор 5

Песня для дискотек 0,75

Современная, модная музыка 0,73

Танцевальная музыка 0,73

Ритмичная музыка 0,71

Динамичная музыка 0,57

Запоминающиеся слова 0,80

Хорошо рифмующиеся слова 0,71

Содержательные слова/интересный текст 0,70

Запоминающаяся музыка 0,58

Хорошо исполненная песня 0,73

Хорошо аранжированная песня 0,66

Привлекательная музыка 0,57

Доставляет удовольствие от прослушивания 0,46

"Жизненная", "душевная" песня 0,73

Песня для отдыха, которая позволяет отвлечься 0,65

Песня, которую хочется напевать 0,54

Песня, на которую хотелось бы, чтобы был снят клип 0,54

Отличается от других песен, которые есть на российской эстраде 0,75

Песня, которую я могу порекомендовать послушать друзьям 0,70

Песня для таких людей, как я 0,53

проведена кластеризация всего массива данных грузок в нескольких факторах одновременно,

и рассчитаны центры кластеров. Каждый клас- поэтому были исключены из дальнейшего ана-

тер описывается определенным значением по лиза.

пяти переменным факторам, которые отражают Приведем перечни высказываний, отража-

музыкальные предпочтения. ющих суть каждого из пяти выделенных фак-

В итоге вся совокупность была разбита на че- торов:

тыре группы, каждая из которых отличается от первый фактор — "танцевальная составляющая

других по выделенным пяти факторам. в музыке "песня для дискотек" "современная,

модная музыка" "танцевальная музыка", "рит-

Сегментация слушателей: результаты иссле- мичная музыка", "динамичная музыка" (все они

дования. Всего в ходе факторного анализа были касаются музыкальной составляющей песни,

выделены пять ключевых факторов, описываю- позитивной танцевальной составляющей поп-

щих 56,5% всей дисперсии исходных признаков музыки);

(метод главных компонентов, Уагйпах-враще- второй фактор — "текстовая составляющая и

ние матрицы). Основные результаты приведены запоминаемость песни "запоминающиеся

в таблице 1, где представлены факторные на- слова", "хорошо рифмующиеся слова", "содер-

грузки, превышающие значение, равное 0,45, жательные слова/интересный текст", "запоми-

как наиболее значимые для интерпретации фак- нающаяся музыка" (в первую очередь касаются

тора. В итоговое решение из 23 высказываний слов песни, ее содержания, а также запоминае-

вошли только 20. Высказывания: "музыка, под- мости);

нимающая настроение”, "песня, которую хоро- третий фактор — качество подачи песни"'.

шо послушать в компании с друзьями", "песня, "хорошо исполненная песня", "хорошо аранжи-

которую мне бы хотелось использовать для рованная песня", "привлекательная музыка".

рингтона моего мобильного телефона", — имели "доставляет удовольствие от прослушивания"

одинаково небольшие значения факторных на- (касается, так сказать, качества песни как "про-

Рисунок 1

ЦЕНТРЫ ВЫДЕЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ

ЕЕ "Танцевальная музыка’ б "Текст и запоминаемость" Ш "Качество подачи песни’ Ш 'Эмоциональная оценка" I "Я и референтная группа"

дукта", профессионализма в ее исполнении, что в конечном счете играет не последнюю роль в ее привлекательности для слушателей и удовольствии, получаемом от ее прослушивания);

четвертый фактор — "эмоциональная оценка "жизненная, душевная песня", "песня для отдыха, которая позволяет отвлечься", "песня, которую хочется напевать", "песня, на которую хотелось бы, чтобы был снят клип" (описывает эмоциональное восприятие музыки, ту атмосферу, которая передается через песню);

Пятый фактор — "я и референтная группа": "отличается от других песен, которые есть на российской эстраде" "песня, которую я могу порекомендовать послушать друзьям", "песня для таких людей, как я" (описывает связь музыкальных предпочтений с группой по интересам, с референтной группой, ту сторону музыки, которая касается групповой идентичности).

Кластерный анализ на факторах, описывающих музыкальные предпочтения. В результате кластеризации вся совокупность опрошенных была разделена на четыре группы, различающиеся по выделенным переменным-факторам. На рисунке 1 представлены центры всех кластеров по каждому из факторов.

Описание полученных кластеров. В результате проведенной сегментации были выделены четыре группы, условно названные "всеядное большинство", ’’альтернативщики” '’тихие и скромные" и "клабберы", численный состав которых представлен на рисунке 2.

Рисунок 2

ЧИСЛЕННЫЙ СОСТАВ ВЫДЕЛЕННЫХ СЕГМЕНТОВ

(в % от всей совокупности; N=450 человек)

21,3

Ш ’Всеядное большинство’ Ш ■Альтернативщики"

Ш Тихие и скромные"

Ш ’Клабберы"

Кластер № 1. "Всеядное большинство". Эта группа слушателей самая многочисленная из всех выделенных и составляет около 43% всей исследуемой совокупности. Она характеризуется положительными значениями по всем пяти выделенным факторам. Для представителей

этой группы важны и танцевальная составляющая в музыке, и текст, и его запоминаемость. При этом они обращают внимание на качество музыкального произведения и на то, какой эмоциональный заряд несет в себе песня, какая атмосфера ею создается. Для этой группы имеет значение окружение и важно мнение близких людей, тех, кто составляет референтную группу, с кем можно поделиться мнением, кто разделяет их музыкальные предпочтения.

В данной группе жители Екатеринбурга составляют 40,5 против 33,3% опрошенных во всей совокупности. От всей выборки эту группу отличает прежде всего то, что в ней на 8% больше женщин, кроме того, несколько выше частота просмотра таких передач, как ’'Фабрика звезд" и ’’Золотой граммофон", однако частота просмотра музыкальных каналов ’'Муз-ТВ” и "МТУ” практически совпадает с распределением во всей выборке. Представители этой группы отличаются от всей совокупности по частоте посещений дискотек и клубов (чуть чаще, чем в целом по выборке), но при этом реже ходят на концерты популярной эстрадной музыки.

Кластер № 2. "Альтернативщики". Вторая группа слушателей составляет 21,3% исследуемой совокупности. У представителей этой группы совершенно нет никакого интереса к фактору музыки и характеристикам, связанным с тем, подходит ли музыка для танца, ритмична, динамична ли и т.п. Для этой группы практически не имеет значения легкость и запоминаемость слов песни, а также эмоциональная ее составляющая (четвертый фактор). При этом важным оказывается фактор качества исполнения песни, соотнесение же себя с референтной группой не имеет никакого значения, не важны и оценочные суждения со стороны для представителей этой группы.

Данный кластер является самым интересным и необычным среди всех прочих. Он весьма сильно отличается от всей генеральной совокупности. Прежде всего, 50% этого кластера — жители Москвы. В данном кластере, пусть и не очень значительно (на 5,6%), но все же меньше представителей младшей возрастной группы (14-17 лет), чем во всей выборке, кроме того, число мужчин б группе больше на 5%. Смещение по переменной "возраст’1 также отразилось на изменении параметров данной группы по характеристике "образование" и ’'род занятий". В этой группе на 10,5% ниже доля лиц с образованием ниже среднего, но при этом выше — со средним и высшим образованием (на 4,6 и 5,2% соответственно).

Следующим важным отличием представителей этой группы от всей совокупности — их вовлечен-

ность в просмотр музыкальных телепередач и канатов, а также посещение клубов, дискотек и концертов. Представители второго кластера намного реже смотрят ’'Фабрику звезд'' и "Золотой граммофон", а также "МТУ и "Муз-ТВ", реже посещают клубы и дискотеки, но чаще ходят на концерты, чем в целом по всей выборке.

Кшстер № 3. "Тихие и скромные". Третий сегмент составляет всего 15,8% от всей совокупности. Для этой группы людей важны как текстовая, так и музыкальная составляющие песни, но при этом совершенно не имеет значения фактор "качество", а также малозначимыми оказываются эмоциональная оценка и соотнесение своих предпочтений с предпочтениями референтной группы. Большинство этой группы (49,3%) — жители Воронежа. Здесь несколько выше доля представителей средней возрастной группы в 18—23 года (42,3 против 36% во всей совокупности). В группе доля мужчин составляет 54,9 против 49,1% во всей выборке. В этом кластере несколько выше доля лиц со среднеспециальным образованием (на 6,3%, по сравнению со всей выборкой) и ниже — с высшим образованием (на 7,4%). При этом почти на 9% выше доля учащихся или студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Передачи "Фабрика звезд" и "Золотой граммофон" представители третьего кластера смотрят еще реже, чем второго кластера и, соответственно, намного реже, чем в целом по выборке, но все же чаще, чем лица второго кластера, смотрят музыкальные каналы "МТУ" и "Муз-ТВ", однако эти показатели так же меньше, чем во всей выборке, Кроме того, как и в случае со вторым кластером, представители третьего кластера посещают клубы, дискотеки и концерты в целом реже, чем во всей выборке.

Кшстер № 4. "Кшбберы". Данная группа составляет 19,6% от всей выборки. Она характеризуется самым высоким значением по фактору танцевальности музыки, т.е. для представителей этой группы очень важны такие характеристики, как динамичность, ритмичность музыки, пригодность ее для дискотек. Для этой группы имеет значение и "качество" музыкального продукта, то, как эта песня исполнена, как аранжирована и т.п. При этом для группы не имеет значения текстовая составляющая песни, а также эмоциональный фактор оценки композиции. Для представителей этой группы, как и первого кластера, референтная группа имеет значимость.

В этой группе, как и в предыдущей, большинство составляют жители Воронежа (40,9%). В ней также выше доля мужчин, чем во всей выборке (56,8%) и очень велико число предста-

вителей младшей возрастной группы (на 11,6% больше, чем в целом по выборке). В связи с этим здесь больше число лиц с образованием ниже среднего (на 11,7%, чем в целом по выборке, а также с родом занятий "учащийся/студент'').

Представители этого кластера чаще, чем в целом по выборке, смотрят музыкальные каналы "МТУ" и "Муз-ТВ" и телепередачи "Фабрика звезд" и "Золотой граммофон". При этом они намного чаще, чем в целом по выборке, посещают клубы, дискотеки и концерты.

Основные выводы. Подводя итоги проведенного исследования нужно отметить, что в среде молодых людей, слушающих российскую поп-музыку, можно выделить группы лиц с совершенно различным восприятием музыки в целом, музыки данного стиля в частности, а следовательно, с разным поведением, неодинаковыми мотивами включения в ’'музыкальную жизнь". Конечно, каждый выделенный кластер — это в большей степени идеальный тип. Вряд ли имеет смысл искать реально существующих людей, соответствующих всем выделенным характеристикам кластера. Описание кластера — это поведенческий тренд, общая тенденция восприятия музыки, которая может быть характерна для определенной группы лиц.

Представители первого кластера, составляющие большинство аудитории поп-музыки, — это в основном молодые жительницы нестоличных регионов, которые достаточно часто посещают клубы и дискотеки, но еще чаще они смотрят по телевизору музыкальные передачи и каналы. Редуцировать данный кластер к расхожему типажу школьницы или студентки, у которой в комнате на стенах висят постеры любимого исполнителя, вряд ли возможно. Однако с большой долей вероятности можно утверждать, что лица именно этого кластера составляют целевую аудиторию массовой поп-культуры в целом, включая не только музыку, но и другие области ее проявления, например, в сфере потребления, досуга. Представители данного типа в разной степени выраженности являются "всеядным большинством", активными потребителями ценностей и образа жизни, транслируемого через СМИ.

"Клаббер" как идеальный тип являет собой так называемую клубную молодежь. В большей степени это более юная часть молодых людей, сильно восприимчивых к танцевальной, динамичной музыке и совершенно не думающих о словесном наполнении. Для них такт и ритм сами по себе — суть и смысл музыкальной композиции. Слова, наоборот, воспринимаются как

дополнение, не требующее сосредоточения и внимания. Эта группа предпочитает активное времяпрепровождение и включение в поп-культуру через посещение клубов и дискотек, хотя телевизионный эфир у них не на последнем месте.

Тип слушателя, относящегося к группе "тихих и скромных", по моему мнению, близок к тому, который Адорно назвал "индифферентный слушатель". Этот житель несголичного региона, мало вовлеченный в современную российскую музыкальную поп-культуру, реже других посещает музыкальные мероприятия и смотрит тематические телеканалы и программы. Для него музыкальная поп-культура практически не представляет интереса, что вызвано скорее равнодушием к музыке в целом, пассивному ее восприятию, нежели отсутствием заинтересованности непосредственно в российской поп-музыке.

Группа, названная "альтернативщиками", — это в большинстве своем мужчины, жители столицы, представители старших возрастных групп, реже посещающие клубы и дискотеки, а также просматривающие определенные телеканалы и программы. Альтернативность этой группы заключается в явном отрицании важности танцевальной музыки и акценте на качество композиции. И если в случае "тихих и скромных" отсутствие интереса к поп-музыке скорее свидетельствует о безразличии к музыке в целом, то "альтернатившики" скорее увлечены музыкой других направлений и стилей. При этом их вовлеченность в поп-сегмент является фоновой, на уровне хитов, ротируемых на радиостанциях. Представители этой группы более избирательны в выборе интересующего их музыкального продукта. Противопоставление этой группы массовой поп-музыке вряд ли сводится к предпочтению музыкальных жанров, традиционно считающихся альтернативными, например, панк, металл, и т.п. Здесь имеет смысл говорить о любой качественной замене поп-музыки, независимо от жанра.

Таким образом, данное исследование показало, что различия в восприятии и отношении к музыке могут служить основанием для разделения респондентов на группы, отличающиеся между собой как по различным социально-де-мографическим характеристикам, так и по включенности в различные виды активности. В одно и то же произведение каждый человек вкладывает свой смысл, уделяя неодинаковое внимание той или иной составляющей песни. При этом позитивное восприятие музыки, возможно, даже одного и того же стиля имеет под собой совершенно разные мотивы, принимает

различные формы выражения, оказывает влияние на поведение и стиль жизни. Здесь связь между собственно музыкой и ее слушателями выступает очень рельефно.

Интересно, что в выборку попали и любители поп-музыки в целом ("всеядное большинство"), и приверженцы одного ее танцевального ответ-вления ("клабберы"), а также слушатели, ориентированные на другие жанры музыки или же вовсе к ней безразличные (’’тихие и скромные", "альтернативщики”). С одной стороны, можно сказать, что заданные в начале исследования рамки, определяющие целевую группу данного исследования (молодые слушатели поп-музыки), оказались слишком широкими, поэтому в выборку и вошли любители других музыкальных стилей. С другой стороны, мне она представляется более существенной, видимо, жанро-

вые границы во многом условны, расплывчаты и неточны, так что в широком диапазоне поп-музыки отдельные направления (танцевальная поп-музыка, поп-рок и т.п.) часто смешаны, взаимосвязаны и перетекают одно в другое. В результате меломан, сам себя никогда бы не отнесший к ценителям поп-музыки, попадает в подобную категорию по формальным критериям.

Конечно, наша работа не претендует на то, чтобы сделать всеобъемлющие выводы. В данном случае уместней говорить о пилотажном исследовании, тестировании подхода к изучению столь сложного, противоречивого и очень интересного явления, как музыка. В этом плане проведенный анализ открывает возможность дальнейших изысканий, предваряет масштабное исследование молодежи через призму музыкальной культуры и смежных с ней областей.

КТО ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЕЙ ВРЕМЕН РЕВОЛЮЦИИ ВЫЗЫВАЕТ У ВАС НАИБОЛЬШУЮ СИМПАТИЮ? КТО ВЫЗЫВАЕТ У ВАС НАИБОЛЬШУЮ АНТИПАТИЮ, НЕПРИЯТИЕ?

(в % от числа опрошенных)

Вариант ответа Симпатия Антипатия

1990 г. 1997 г. 2002 г. 2007 г. 1990 г. 1997 г. 2002 г. 2007 г.

Ленин 67 28 36 27 5 12 11 11

Дзержинский 45 25 28 21 4 6 6 7

Сталин 8 15 22 15 49 36 30 29

Николай II 4 17 18 11 10 7 6 4

Колчак 3 8 8 7 22 12 15 9

Бухарин 21 13 9 7 3 4 3 3

Махно 8 3 4 6 19 22 26 11

Троцкий 16 5 8 4 10 14 10 13

Керенский 3 4 4 3 19 12 10 8

Милюков 2 1 1 1 5 7 3 2

Затруднились ответить 12 26 19 37 25 26 26 42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.