Научная статья на тему 'Основные варианты использования грампластинки в культуре'

Основные варианты использования грампластинки в культуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
595
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Трещев В. В., Тутова О. Ю.

В 1990-х гг. грампластинка уступила место основного материального носителя записанной музыки компакт-диску, но не была изъята как архаичная культурная форма из повседневной практики. Человек постоянно изменял варианты использования грампластинки. В статье осуществляется концептуализация основных вариантов: источник разнородной информации (от собственно музыкальной до идеологической), объект для коллекционирования, музыкальный инструмент (для ди-джея), символ «золотого» прошлого и успешности музыкальной карьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main variants of the gramophone record cultural application

Since 1990’s the gramophone record is no longer the main record medium. Despite this fact, it has not lost its cultural meaning and is still used variously. The article deals with main variants of the gramophone record cultural application: a source of different types of information, an object to be collected, a musical instrument in the DJ’s hands, a symbol of musical achievements.

Текст научной работы на тему «Основные варианты использования грампластинки в культуре»

УДК 008: 78

ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРАМПЛАСТИНКИ В

КУЛЬТУРЕ1

© 2007 В. В. Трещев, О. Ю. Тутова

канд. культурологии, ст. преподаватель каф. культурологии Курский госудрственный университет

В 1990-х гг. грампластинка уступила место основного материального носителя записанной музыки компакт-диску, но не была изъята как архаичная культурная форма из повседневной практики. Человек постоянно изменял варианты использования грампластинки. В статье осуществляется концептуализация основных вариантов: источник разнородной информации (от собственно музыкальной до идеологической), объект для коллекционирования, музыкальный инструмент (для ди-джея), символ «золотого» прошлого и успешности музыкальной карьеры.

Культура как самоорганизующаяся система находится в постоянном развитии. Целевой компонент человеческой деятельности по построению этой специфической «второй» реальности сопряжен с тремя основными временными модусами: обеспечивать потребности настоящего, проектировать будущее, транслировать опыт прошлого. В процессе самообновления культуры традиция не уступает новации и представляет собой важное направление культурогенеза. Прошлое - это не только «навязанный предками» пассивный багаж, это область для активного переосмысления, расширения сферы символического значения и функционального применения.

Одним из артефактов, которые не желают устаревать, является грампластинка. Десятилетия сменяют друг друга, меняется основное утилитарное назначение грампластинок, новые черты приобретает социокультурный портрет использующих их людей. Но даже в ХХ! столетии винил остается неотъемлемой частью мировой массовой культуры, которой он стал примерно полвека назад. Причиной «живучести» винила является функциональная неоднозначность бытования грампластинки в культуре, периодическая смена вариантов ее использования.

В истории развития грампластинки в мировой культуре выделяются следующие основные моменты. В 1877 г. Томас Эдисон патентует фонограф, записывающий на валик с оловянной фольгой (позже восковой валик). В 1888 г. Эмиль Берлинер модифицирует фонограф в граммофон и выпускает первые грампластинки, представляющие собой цинковый диск, покрытый воском и протравленный соляной кислотой. В 1897 г. начинается промышленное производство пластмассовых пластинок на шеллачной основе (с 1903 г. двусторонние, диаметром 175, 250 и 300 мм, скорость вращения 78 об/мин). В 1948 г. появляются долгоиграющие виниловые пластинки 33 и 45 об/мин. Через 9 лет музыкальная индустрия переходит к стереофонической записи. В 1985 г. выходит в свет первый компакт-диск, постепенно вытеснивший грампластинку в сфере предпочтений массового слушателя. Активное производство пластинок в России прекратилось к 1997 г. На западе в середине 90-х гг. ХХ в. винил исчез с прилавков крупных магазинов лишь на пару лет, а потом занял свою нишу, которую сохраняет до сих пор.

1 Статья составлена по результатам работы над выпускной квалификационной работой на тему «“Грампластинка как феномен массовой культуры” - тема элективного курса МХК» студентки факультета философии, социологии и культурологии КГУ (специальность «Культурология») Тутовой О.Ю., научный руководитель к. к., ст. преп. Трещев В.В., 2007.

Возможность передачи и сохранения звуковых сигналов сделала грампластинку важным средством опосредованной коммуникации. Человечество использовало это средство в первую очередь для сохранения информации различных видов.

Доминирующим видом является музыкальная информация.

Изобретение грампластинки предоставило людям иной способ восприятия музыки. Начиная с XVII в., в течение трехсот лет в этой области существовала единственная форма - публичный концерт. Массовое производство граммофонов послужило созданию рынка музыкальных записей, способствовало массовому повышению интереса публики к миру музыки. У людей появилась возможность не выходя из дома прослушать любимые мелодии, насладиться музыкальными новинками, отпала необходимость посещения концертного зала только для того, чтобы послушать музыку.

С появлением пластинки музыку стали разделять на записанную («звуковые консервы») и живую. Прослушивание грампластинок быстро стало популярным, что вызвало бурю протеста в среде профессиональных музыкантов, критически воспринявших «отупляющее» воздействие пластинки со звучанием, уступающим по качеству концертному. В научной среде сумели дать более точное определение происходящему. Так, А. Моль назвал ХХ в. временем «заката дирижера и солиста в пользу сверхдирижера (звукооператора), магии радио и грампластинки» [Сохор 1980: 35]. Постепенно у слушателей выработались механизмы музыкального восприятия двух видов - для восприятия записанной музыки и музыки, исполняемой на концерте [Farnsworth 1958]. После распространения стереозаписи традиционным стало сравнение концертного выступления (особенно рок- и поп-артистов) с их студийными работами. Схожая тенденция наметилась и в среде почитателей классической музыки. «Публика оперных театров и концертных залов предпочитает слушать то, что уже стало известным благодаря радио и грамзаписи»[Гречко].

Использование грампластинки внесло в музыкальную культуру понятие «шлягер» для обозначения танцевально-лирической песни, массовое тиражирование которой приносило основную прибыль фирмам грамзаписи и нотным издательствам. Во второй половине ХХ в. изданные на пластинках шлягеры потеснили живые оркестры на танцплощадках - возникает феномен дискотеки.

Особым случаем использования пластинки для передачи музыкальной информации является сувенирная индустрия. Еще в начале ХХ в. создавались шоколадные копии фонографов, проигрывавшие записи до 20 минут. С 1930-х гг. в СССР выпускали специальные серии пластинок-игрушек и пластинок-сувениров для специальных детских игрушечных проигрывателей. Репертуар состоял из танцевальных пьес, цыганских и пионерских песен.

Грамзапись обеспечила сохранность информации просветительского характера.

Такая информация составила содержание специальной «Учебной» серии пластинок, выпускаемой «Мелодией». В рамках этой серии выходили детские сказки и аудиоверсии спектаклей, народные артисты СССР читали классику из школьной программы по литературе. Грампластинки активно использовались при изучении иностранных языков. В виде приложений к слайдам выпускались аудиоэкскурсии по крупнейшим музеям мира. В 1960-1970-е гг. в нашей стране выпускались «звучащие» журналы, среди которых детские «Кругозор» и «Колобок». В журналы были вложены гибкие пластинки из цветного винила с записями музыки, стихов и сказок. Звукозаписи иногда появлялись на страницах русскоязычного журнала «Америка» (издавался в США) и отечественного «Клуб и художественная самодеятельность».

Пластинка выполняла функцию аудионяни - родители смело могли оставить ребенка без присмотра, надев ему наушники или усадив перед колонками для прослушивания.

Восковые валики фонографа и шеллачные грампластинки запечатлели для потомков голоса известных писателей (Ф. Достоевского, И. Тургенева, О. Уайльда, М. Твена, У. Уитмена), поэтов (Н. Некрасова, А. Блока, В. Брюсова), актеров (М. Ермоловой, А. Яблочкиной). Публичные выступления и авторские чтения получают активное использование при интерпретации художественных произведений. Кодом прочтения звуковой информации обладает предельно широкая часть социума, а сам звук способен передать максимум субъективного. Уникальный человеческий голос не искажается при массовом тиражировании, как это происходит в случае с репродукцией живописного полотна или при книгопечатании (тиражирование рукописей может сравниться с грампластинкой в плане передачи субъективного, но социальный код прочтения индивидуального почерка будет значительно уже).

Сохранились также записи, обладающие ценностью для исследователей культуры повседневности (например, «разговор одесских извозчиков, шутки петербургских гимназисток, звукозаписи воспоминаний народовольцев, допрос свидетелей на уголовном процессе»)[Шилов].

Помимо обучающей и музыкальной информации, на грампластинках хранилась различная звуковая информация немузыкального характера2 с достаточно широким спектром функционального применения. Так, пластинка выступала не только средством опосредованной коммуникации между композитором и слушателем в системе художественной культуры, но и средством интерсубъективного общения в повседневной практике. Еще Л.Н. Толстой в целях экономии времени записывал на фонограф ответы на письма. «Лев Николаевич утверждал... что он говорит лучше, чем пишет, а думает лучше, чем говорит» [Шилов]. В 1960-1970 гг. в крупных центральных и южных советских городах существовали уличные студии звукозаписи, предоставлявшие возможность записать на пластинку «говорящее письмо» или «музыкальный привет».

Во время Великой Отечественной войны грампластинка становится средством оповещения. Специальные диски с записями сигналов объявления и отбоя воздушной тревоги для трансляции по радио и на улицах изготавливались в блокадном Ленинграде. Выпуск пластинок подобного содержания продолжился и в послевоенное время под руководством Штаба Г ражданской обороны.

Также в СССР в комплект воспроизводящей аппаратуры входили специальные пластинки, использовавшиеся при настройке громкоговорителей, проверке частотных характеристик и канального разделения. Пластинки использовались и для звукового сопровождения в домашних условиях (диафильмы) и профессиональной сфере (кинофильмы).

Одним из основных видов выступает информация, используемая в целях политической идеологии.

Именно с целью распространения политической пропаганды осуществлялся выпуск пластинок в молодой Советской России. В 1918 году граммофонная промышленность перешла в ведение Центропечати, специального агентства ВЦИК. Был создан отдел граммофонной пропаганды «Советская пластинка», нацеленный на производство записей агитационных речей. В 1918-1919 гг. были сделаны записи А. М. Коллонтай, А. В. Луначарского, В. И. Ленина.

2 Она могла сочетаться с музыкальной информацией.

Пластинки приобретались не только ради непосредственной содержащейся на них информации. Постепенно возникает особое полусакральное отношение к этому артефакту культуры, и пластинка становится объектом коллекционирования. Появление первых частных коллекций патефонных пластинок относится к 1930-м гг. Во второй половине ХХ в. филофония входит в число популярных массовых видов собирательства. Это связано с ускорением динамики рок- и поп-культуры, начавшимся в 1960-х гг. в Великобритании и США и распространившимся на другие страны. Рост числа исполнителей обусловил расширение и усложнение структуры музыкальной индустрии, увеличилось количество звукозаписывающих компаний и, следовательно, количество производимых пластинок. Массовая филофония способствовала внедрению в культуру таких артефактов, как цветной винил (красные, зеленые, желтые и др. пластинки), диски-картины и диски-картины неправильной формы (пластинка с напечатанным на рабочей поверхности рисунком, иногда имеющая форму рисунка).

В наши дни, когда грампластинка давно вытеснена компакт-дисками из музыкальных магазинов, именно коллекционеры помогают винилу «быть на плаву». Современные филофонисты готовы переплачивать в многократном размере (по сравнению с компакт-диском) за виниловую версию новых альбомов, считая пластинку привилегированной формой восприятия музыки. «Винил - это лучший способ выразить свое отношение к музыке. Если вы хотите растворимого кофе, то покупайте CD, если вы хотите насладиться настоящим ароматом и вкусом этого напитка, то покупайте виниловые пластинки» [Кутишенко]. Пластинка остается одним из основных форматов, на которых выпускаются синглы3 (наличие виниловой, кассетной и CD-версии сингла является критерием для включения релиза в основные хит-парады). Не изменили своей приверженности к винилу и DIY лейблы4, выпускающие тиражами, редко превышающими 3000 экземпляров, музыку в стилях панк-рок, хард-кор, краст, нойз, грайнд-кор и т.п. Большинство таких релизов представляют собой сплиты5 -совместный релиз нескольких лейблов или релиз содержащий одинаковое количество песен двух-четырех команд.

К концу ХХ в. грампластинка перестала быть основным средством хранения музыкальной информации, однако возникновение новых реалий в массовой музыкальной культуре способствовало расширению ряда возможностей по использованию пластинки.

Среди таких новых вариантов использования грампластинки в культуре стоит выделить превращение грампластинки в инструмент для DJ6. Возникновение и стремительная популярность рейв-культуры в начале 1990-х гг. обусловила слияние двух функций - воспроизведения записанного музыкального материала и произведения нового - в лице ди-джея. Электронная музыка представляет собой своеобразный вариант постмодернистского интертекста - она состоит из большого количества сэмплов-цитат. в процессе сета с помощью микшерного пульта, двух

проигрывателей, скрэтчинга , изменения скорости вращения пластинки и высоты воспроизводимого звука по-новому комбинирует цитаты-сэмплы, составляет свой неповторимый и уникальный текст, каждый раз новый.

3 Англ. single - отдельный, единичный; релиз исполнителя, состоящий из 1-4 композиций.

4 Англ. DIY (do it yourself) - буквально «сделай сам», самофинансируемые лейблы, выпускающие записи ради творческой самореализации без ориентации на коммерческую прибыль.

5 Англ. split - разделять, делить на части.

6 Англ. DJ (disk jockey) - диск-жокей, ди-джей; человек, осуществляющий смену музыкальных треков на дискотеках.

7 Англ. Scratching - царапанье пластинок иглой.

Возникновение другого нового варианта использования грампластинки в культуре лежит в сигнификативной сфере. Семиотическое пространство культуры постоянно наполняют символы, денотирующие безвозвратно ушедшее прошлое, «золотые времена», концепт молодости. На постсоветском пространстве грампластинка все больше срастается со временем ее использования как носителя музыкальной информации, становится символом эпохи, отсылающим к периоду 1970-1980-х гг.

Одна из вещающих в FM диапазоне станций «Авторадио» в рамках разработанной концепции «Дискотеки 80-х» периодически обращается к пластинкам. Грампластинки вкупе с советским паспортом используются на рекламных щитах новых акций «Дискотеки», в эфире существует рубрика «Старый добрый винил», в которой транслируются записи конца 70-х - начала 80-х именно с грампластинок . Здесь налицо коммерческое использование «символа эпохи». Целевой аудиторией «Авторадио» являются люди «эпохи грампластинки» - автомобилисты 30-40 лет, преимущественно состоявшиеся личности, которые не могут отказать себе в удовольствии хоть на некоторое время «вернуться в прошлое», соприкоснуться с утраченной молодостью.

Эпоха грампластинки входит в современную культуру в виде символов профессионализма, успешности музыкальной карьеры, качества музыкального продукта. Станция «Русское радио» ежегодно отмечает успешных поп-исполнителей премией «Золотой граммофон» (материальное воплощение вручаемого приза -статуэтка граммофона). Компания Mirex издает специальную серию «чистых» компакт-дисков (cd-r) Maestro с дизайном, стилизованным под виниловую пластинку.

Библиографический список

1. Богданов, В. В. Истории обыкновенных вещей / В. В. Богднов, С. Н. Попова. - М. : Педагогика-Пресс, 1992. - 208 с.

2.Гречко, Г. М. Грамзаписи приближают к нам искусство / Г. М. Гречко // http://www.scratch.rn/phpbb2/viewtopic.php?t=3477&sid версия от 03.06.07.

3. Згут, М. А. Мой друг магнитофон / М. А. Згут. - 3 изд. - М.: Радио и связь, 1981. -224 с.

4. Кутишенко, Д. Vinyl Forever! / Д. Кутишенко, Н. Сокол, А. Фролов // http://www.pitch.ru/publications/index004.htm 1-я часть версия от 30.01.07

5. «Мелодия» вчера, сегодня, завтра. - М. : Всесоюз. творч.-произв. об-ние «Фирма Мелодия», 1989. - 158 с.

6. Сквозь джунгли винила : (советы начинающему коллекционеру) // http://collection.rin. ru/article/i/-19sp.html версия от 01.04.07.

7. Сохор, А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки / А. Н. Сохор. - Л. : Сов.композитор, 1980. - 295 с.

8. Шилов, Л. Голоса, зазвучавшие вновь : записки звукоархивиста-шестидесятника / Л. Шилов // http://ihtik.lib.ru версия от 12.11.06.

9. Farnsworth, P. R. The social psychology of music / P. R. Farnsworth. - N.-Y.: Dryden press, 1958. - 272 p.

8 На «Радио РОКС» существует передача «Среда винила», грампластинки звучат и в эфире радиостанции «Серебряный дождь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.