Научная статья на тему 'О терминологическом соотношений понятий «ограниченные возможности здоровья» и «болезни, ограничивающие возможности»'

О терминологическом соотношений понятий «ограниченные возможности здоровья» и «болезни, ограничивающие возможности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / БОЛЕЗНИ ОГРАНИЧЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ / ИНВАЛИДНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЙ И ПСИХИЧЕСКИЙ ДИЗОНТОГЕНЕЗ. / LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES / DISEASES / DISABILITIES / PHYSICAL AND MENTAL DYSONTOGENESIS.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худик Владимир Александрович

Обсуждаются этимологические подходы к толкованию словосочетаний, связанных с понятием «здоровье» и «болезнь», и относящиеся к употреблению «ограниченные возможности». Показано, что любая болезнь приводит к ситуационным или хроническим ограничениям возможностей в поведении и деятельности человека. Высказывается предположение о правомерности применения термина «болезни, ограничивающие возможности» или «болезни ограничения возможностей» в отличие от словосочетания «ограниченные возможности здоровья», при толковании которого возникает конфликт семантики языковых значений конкретных слов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худик Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the terminological relationship between the concepts of “disabled health” and “diseases that limit capabilities”

Etymological approaches to the interpretation of phrases related to the concepts of “health” and “disease” and related to the use of “disability” are discussed. It has been shown that any disease leads to situational or chronic limitations in human behavior and activity. An assumption is made about the legitimacy of using the term “limiting diseases” or “limiting diseases” in contrast to the phrase “limited health”, when interpreted there is a conflict in the semantics of the linguistic meanings of specific words.

Текст научной работы на тему «О терминологическом соотношений понятий «ограниченные возможности здоровья» и «болезни, ограничивающие возможности»»

В ПОРЯДКЕ ОБСУЖДЕНИЯ

УДК 376+61

В. А. Худик

О ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОМ СООТНОШЕНИЙ ПОНЯТИЙ «ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ»

И «БОЛЕЗНИ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ»

Родившийся младенец ограничен в своих возможностях, многое ему ещё предстоит, прежде чем станет он «здоровым и сильным человеком», ежели «хворь какая» не наложит свой отпечаток на его природу и лицо. Отсюда и крылатое выражение римского писателя-сатирика и оратора Децима Юния Ювенала (примерно 55-127 гг. н. э.): «В здоровом теле здоровый дух», первоначальное значение которого сводилось к обращению «к богам с просьбой ниспослать одновременно и здоровое тело, и здоровый дух» [1].

Здоровье младенца во многом определяется влиянием внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) факторов. Наследственность и внутренние факторы развития плода определят природу органического в новорожденном человеке. И насколько она является нормальной (здоровой) покажет будущее. В то же время окружающая среда и образ жизни на начальных этапах раннего детства и дальше могут свидетельствовать о влиянии различных вредностей на природу органического, способствуя возникновению болезней, влияющих

на физическое созревание индивида в молодом возрасте. Природа психического, развивающаяся с момента рождения и становления сенсорных систем человека на ранних этапах онтогенеза, а далее - проявляющая в развитии высших психических функций и становления личности, точно так же, как и телесное, подвержена влияниям эндогенных и экзогенных факторов, что может обусловливать различные варианты психического дизонтогенеза [2]. Поэтому можно говорить о физическом и психическом здоровье человека относительно установленных норм. В частности, для оценки состояния новорожденного на первых минутах жизни применяется специальная шкала В. Апгар [3], на основании которой при необходимости проводятся реанимационные процедуры. В дальнейшем при наличии очевидных отклонений в развитии ребенка он может быть признан ребенком-инвали-дом1 или лицом с ограниченными

1 Согласно ст. 1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ребенок-инвалид — это

возможностями здоровья1. Данные термины нашли своё отражение в нормативно-правовых документах по вопросам социальной защиты детей и взрослых, страдающих физическими и психическими недугами, лиц с хроническими соматическими или психическими заболеваниями

[4, 6-8].

В детском возрасте важно было установить тип дизонтогенеза психофизического развития для того, чтобы определить специальное (коррекционное) образовательное учреждение. Эти задачи решались в советское время медико-педагогической комиссией (МПК), а в наше время - психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), которая в своей работе руководствуется нормативно-правовыми положениями [9]. В СССР, а затем и в России деятельность специальных образовательных учреждений регламентируется типовым положением

член семьи в возрасте до 18 лет, являющийся инвалидом. Лицо перестает быть ребенком-инвалидом по достижении им совершеннолетия (и, соответственно, далее становится просто инвалидом) [4].

1 Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) — это физические или психические нарушения развития организма, которые отражаются на социальной жизни человека. К ним относят нарушения зрения, слуха, речи, работы иммунитета и внутренних органов, особенности психического развития, аутизм, синдром Дауна и другие, то есть — это люди, имеющие ограничения в физическом и (или) психическом развитии, в том числе дети-инвалиды [5].

«О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии» [10] и письмом «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—VIII видов» [11]. Следовательно, выявляемые дефекты развития рассматривались в аспекте отклонений от нормы; то есть установление инвалидности было обусловлено наличием дефекта, либо течением хронических заболеваний, влияющих на отклонение в физическом и (или) психическом развитии.

Применение термина «ограниченные возможности здоровья» оказалось для многих специалистов в сфере медико-социального сопровождения наиболее удачным, поскольку под этим подразумевались все перечисленные выше категории лиц и связанные с ними проблемы клинико-психологического и социальнопедагогического профиля - лечение, профилактика, обучение, трудоустройство и т. д. Но если обратиться к этимологии слов-понятий «ограничение», «возможности», «здоровье», то в семантическом отношении возникает некий конфликт в понимании того, что здоровье может иметь «ограниченные возможности». В соответствии с толкованием данного термина в словаре В. И. Даля, «здоровье или здравие - состоянье животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни» [12]. В словаре С. И. Ожегова здоровье есть «правильная, нормальная деятельность организма, его

полное физическое и психическое благополучие» [13]. В разговорной речи закрепилось «крепкое здоровье», «слабое здоровье» [там же], что передает состояние человека, его активность в быту и в жизни.

Очевидно, что словосочетание «ограниченные возможности» наиболее приемлемо к таким состояниям человека, как «болезнь», «заболевание», «инвалидность». С точки зрения клиники любая болезнь (заболевание) рассматривается с позиции этиологии (происхождения), клиники (течения) и патогенеза (исход, изменения) органического и (или) психического в человеке, что, конечно же, может приводить к частичной или полной ограниченности действий больного. После выздоровления больной возвращается к обычной жизни - учебе, труду и т. д. Однако при хронических заболеваниях возможные «ограничения» становятся статичными, что приводит к потери трудоспособности - инвалидиза-ции. Прогредиентный1 характер многих заболеваний приводит к нарастанию дефектов и связанных с ними «ограниченными возможностями». Иными словами, в течение всей своей жизни, начиная с рождения, человеку приходится «разменивать своё здоровье на нездоровье», оказываясь под влиянием различных внутренних или внешних патогенных факторов;

1 В медицине данный термин характеризует постепенно нарастающее изменение; прогрессирующее состояние (примеч. ред.).

и, в связи с этим, подвергать себя различным ограничениям.

Словосочетание «болезни, огранивающие возможности» логически оправданно как с точки зрения семантики русского языка, так и с точки зрения этиопатогенеза болезни. Однако, применяя терминологию «ограниченные возможности здоровья», исследователи в области гуманитарных дисциплин нашли это наиболее удобным, особенно в сокращенном варианте правописания -«ОВЗ». Данный термин особенно пришелся для применения в отношении больных детского, подросткового и юношеского возраста, что было обусловлено необходимостью создания особых условий образовательной среды, проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов для лиц с особыми образовательными потребностями.

С нашей точки зрения, правомерным является словосочетание «болезни, ограничивающие возможности» или «болезни ограничения возможностей» («БОВ»), что является предметом профессиональных компетенций ряда смежных специалистов в области медицины, педагогики, психологии и др. Правильное применение терминов и понятий способствует точности определения предметной области изучения человека, анализу проверяемой выдвинутой той или иной гипотезы исследования, реализации поставленных задач в проектировании и сопровождении лиц с особыми потребностями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ювенал Д. Ю. В здоровом теле здоровый дух // URL: https://rn.wikipedia. о^/тЫ/В_здоровом_теле_здоро-вый_дух#cite_note-1 (дата обращения:

04.09.2023).

2. Лебединский В. В. Нарушения психологического развития у детей: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1985. 167 с.

3. Шкала Апгар // URL: https://ru.wikipedia.org/wZindex. php?title=Шкала_Апгар&staЫe=1 (дата обращения: 04.09.2023).

4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (последняя редакция) // https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 11.10.2023).

5. Гусарова Г. И., Котельников Г. П., Пятин В. Ф. Руководство по медико-социальной реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: Для студентов мед. вузов / М-во здравоохранения Рос. Федерации. М.: Медицина: ШИКО, 2001. 303 с.

6. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья / Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Министерством образования и науки РФ 8 апреля 2014 г. № АК-44/05вн) // URL: https://base.garant.ru/70680520/ (дата обращения: 11.10.2023).

7. Обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации / Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 марта 2021 г. № 106н

“Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации” // URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/400788391/ (дата обращения: 11.10.2023).

8. О психиатрической помощи и

гарантиях прав граждан при её оказании // Закон РФ в редакции федеральных законов от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 27.07.2010

№ 203-ФЗ, от 07.02.2011 № 4-ФЗ, от

06.04.2011 № 67-ФЗ, от 21.11.2011

№ 326-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 28.12.2013 № 421-ФЗ, от 04.06.2014 № 145-ФЗ, от 14.10.2014 № 307-ФЗ, от 08.03.2015 № 23-ФЗ, от 28.11.2015 № 358-ФЗ, от 23.05.2016 № 149-ФЗ, от 03.07.2016

№ 227-ФЗ, от 19.07.2018 № 213-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 30.12.2021 № 491-ФЗ) // URL: http://pravo.gov.ru/ proxy/ips/?docbody=&nd=102017214 (дата обращения: 11.10.2023).

9. Положение о психолого-меди-

ко-педагогической комиссии / Приказ от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о ПМПК» // URL: https://tpmpk8.ru/uploadedFiles/

files/1082_ot_20.09.13_ob_utverzhdenii_ polozheniya_o_PMPK.pdf (дата обращения: 11.10.2023).

10. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (утв. постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288) // URL: https://base.garant.ru/ 10200129/#friends (дата обращения:

11.10.2023).

11. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образователь-

ных учреждений I—VIII видов (с изменениями на 26 декабря 2000 года) // URL: https://docs.cntd.ru/document/901793889 (дата обращения: 11.10.2023).

12. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / [Соч.] В. И. Даля. Вып. 1. М.: О-во любителей рос. словесности утв. при Имп. Моск. ун-те, 1873 // URL: https://slovardalja. net/word.php?wordid=10712#:~:text= ЗДОРОВЬЕ%20или%20здравие%20 ср.,порядке%3B%20отсутствие%20

недуга%2C%20болезни. (дата обращения: 11.10.2023).

13. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / Под ред. Л. И. Скворцова. 27-е изд., испр. М.: АСТ: Мир и образование, 2022. 1357 с. // URL: https://slovarozhegova.ru/ word.php?wordid=9093 (дата обращения:

11.10.2023).

REFERENCES

1. Juvenal D. Yu. A healthy mind in a healthy body // URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/A healthy mind in a healthy body#cite_note-1 (date of the application:

04.09.2023).

2. Lebedinsky V. V. Disorders of psychological development in children: Textbook. allowance. M.: Moscow State University Publishing House, 1985. 167 p. (In USSR).

3. Apgar scale // URL: https://

ru.wikipedia.org/w/index. php?title=Apgar_scale&stable=1 (date of the application: 04.09.2023).

4. Federal Law “On Social Protection of Disabled Persons in the Russian Federation” dated November 24, 1995. N 181-FZ (latest edition) // https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (date of the application: 11.10.2023).

5. Gusarova G. I., Kotelnikov G. P., Pyatin V. F. Guidelines for medical and social rehabilitation of children who find themselves in difficult life situations: For medical students. universities / Ministry of Health of Russia. Federation. M.: Medicine: SHIKO, 2001. 303 p. (In Russ.).

6. Methodological recommendations for organizing the educational process for training disabled people and people with limited health capabilities / Methodological

recommendations for organizing the educational process for training people with disabilities and people with limited health capabilities in educational institutions of higher education, including the equipment of the educational process (approved by the Ministry of Education and Sciences of the Russian Federation April 8, 2014. N AK-44/05vn) // URL: https://base.garant. ru/70680520/ (date of the application:

11.10.2023) .

7. Providing disabled people with

technical means of rehabilitation / Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated March 5, 2021. No. 106n “On approval of the list of indications and contraindications for providing disabled people with technical means of rehabilitation” // URL: https:// www.garant.ru /products/ipo/prime/

doc/400788391/ (date of the application:

11.10.2023) .

8. On psychiatric care and guarantees of the rights of citizens when providing it // Law of the Russian Federation as amended by federal laws of July 21, 1998. No. 117-FZ, dated July 25, 2002 No. 116-FZ, dated January 10, 2003 No. 15-FZ, dated June 29. 2004 No. 58-FZ, dated 08/22/2004 No. 122-FZ, dated 07/27/2010 No. 203-FZ, dated 02/07/2011 No. 4-FZ, dated 04/06/2011

No. 67-FZ, dated 11/21/2011 No. 326-FZ , dated July 2, 2013 No. 185-FZ, dated November 25, 2013 No. 317-FZ, dated December 28, 2013 No. 421-FZ, dated June 4, 2014 No. 145-FZ, dated October 14, 2014 No. 307-FZ, dated March 8, 2015 No. 23-FZ, dated November 28, 2015 No. 358-FZ, dated May 23, 2016 No. 149-FZ, dated July 3, 2016 No. 227-FZ, dated July 19, 2018 No. 213-FZ, dated December 8, 2020 No. 429-FZ, dated 12/30/2021 No. 491-FZ) // URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&nd=102017214 (date of the application: 11.10.2023).

9. Regulations on the psychological-

medical-pedagogical commission / Order of September 20, 2013. No. 1082 “On approval of the regulations on PMPK” // URL: https://tpmpk8.ru/uploadedFiles/

files/1082_ot_20.09.13_ob_utverzhdenii_ polozheniya_o_PMPK.pdf (date of the application: 11.10.2023).

10. Model regulations on a special (correctional) educational institution for students and pupils with disabilities (approved by Decree of the Government of the Russian Federation of March 12, 1997. N 288) // URL: https://base.

garant.ru/10200129/ #friends (date of the application: 11.10.2023).

11. On the specifics of the activities of special (correctional) educational institutions of types I—VIII (as amended as of December 26, 2000) // URL: https:// docs.cntd.ru/document/901793889 (date of the application: 11.10.2023).

12. Dal V. I. Explanatory dictionary of the living Great Russian language / [Works] V I. Dal. Vol. 1. M.: Society of amateurs growing up. literature approved at Imp. Moscow university, 1873 // URL: https://slovardalja.net/word. php?wordid=10712#:~:text=HEALTH%20 or%20health%20average, about%3B%20 absence of%20illness%2C%20illness (date of the application: 11.10.2023).

13. Ozhegov S. I. Explanatory dictionary of the Russian language: about 100,000 words, terms and phraseological expressions / Ed. L. I. Skvortsova. 27th edition, revised. M.: AST: Peace and Education, 2022. 1357 p. // URL: https://slovarozhegova.ru/word. php?wordid=9093 (date of the application:

11.10.2023).

Поступила в редакцию: 24.11.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.