Научная статья на тему 'ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ: МИРОВОЙ ОПЫТ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ В РОССИИ'

ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ: МИРОВОЙ ОПЫТ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
728
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ / СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫЕ ГРАЖДАНЕ / ПОДДЕРЖКА / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Андреева К. Э., Николаева А. А.

Перед современным обществом стоит множество вызовов, в том числе тех, которые связаны с уровнем здоровья, с качеством и условиями жизни в целом. Сейчас в мире наблюдается тенденция развития равных условий для жизни всех людей, в том числе для людей с ограничениями по здоровью. Этот вопрос актуален для многих стран, в частности в России ежегодно предпринимаются меры по созданию все более комфортных условий для жизни инвалидов. Целью статьи стало исследование тенденций к улучшению условий жизни для людей с ограниченными возможностями, в частности на основании исторического опыта и современного состояния. В исследовании применялись методы контент-анализа, наблюдения и системный подход. В результате был рассмотрен опыт различных стран по созданию условий для инвалидов, приведены статистические данные, рассмотрена актуальная ситуация в России. Выведены следующие тенденции: происходит ежегодное развитие системы поддержки инвалидов, но все еще остается множество проблем на этапе исполнения и реализации на практике. Не в полной мере разработан комплекс мер по созданию благоприятной среды. География развития недостаточно широкая, помощь, которую люди с ограниченными возможностями здоровья получают в крупных центрах, недоступна населению из отдаленных районов, маленьких населенных пунктов. Тем не менее есть множество программ социальной поддержки, помощь в реабилитации и реабилитации, проводятся меры по техническому оснащению мест общественного доступа для удобства маломобильных граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Андреева К. Э., Николаева А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE OF PEOPLE WITH DISABILITIES: GLOBAL EXPERIENCE AND DEVELOPMENT TRENDS IN RUSSIA

Today’s society faces many challenges, including those related to quality of life, level of health and living conditions in general. Now in the world there is a tendency to develop equal conditions for all people, including people with disabilities. This issue is relevant in many countries, in particular in Russia every year measures are taken to create more and more comfortable living conditions for people with disabilities. And the purpose of the article is to investigate trends in improving living conditions for people with disabilities, in particular based on historical experience and the current state of affairs. Methods of content analysis, observation and a systematic approach were used in the study. As a result, the experience of various countries in creating conditions for people with disabilities was reviewed, statistical data was given, and the current state in Russia was examined. The following trends were revealed: the disability support system is developing annually, but there are still many problems at the stage of implementation and realization in practice. There is an insufficiently developed set of measures for the creation of a supportive environment. The geography of development is not wide enough; the assistance that people with disabilities receive in large centers is not available to the population from remote areas, small settlements. Nevertheless, there are many social support programs, assistance with habilitation and rehabilitation, and measures to equip public access facilities for the convenience of people with limited mobility.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ: МИРОВОЙ ОПЫТ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ В РОССИИ»

= СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЦЕССЫ

УДК 304 DOI 10.26425/1816-4277-2022-10-215-222

Жизнь людей с ограниченными возможностями: мировой опыт и тенденции развития в России

Андреева Ксения Эдуардовна

Студент, ORCID: 0000-0001-6586-1969, e-mail: [email protected]

Николаева Алла Алексеевна

Канд. социол. наук, зав. каф. теории и практики управления, доц. каф. теории и практики управления ORCID: 0000-0001-8538-8371, e-mail: [email protected]

Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва, Россия

Аннотация

Перед современным обществом стоит множество вызовов, в том числе тех, которые связаны с уровнем здоровья, с качеством и условиями жизни в целом. Сейчас в мире наблюдается тенденция развития равных условий для жизни всех людей, в том числе для людей с ограничениями по здоровью. Этот вопрос актуален для многих стран, в частности в России ежегодно предпринимаются меры по созданию все более комфортных условий для жизни инвалидов. Целью статьи стало исследование тенденций к улучшению условий жизни для людей с ограниченными возможностями, в частности на основании исторического опыта и современного состояния. В исследовании применялись методы контент-анализа, наблюдения и системный подход. В результате был рассмотрен опыт различных стран по созданию условий для инвалидов, приведены статистические данные, рассмотрена актуальная ситуация в России. Выведены следующие тенденции: происходит ежегодное развитие системы поддержки инвалидов, но все еще остается множество проблем на этапе исполнения и реализации на практике. Не в полной мере разработан комплекс мер по созданию благоприятной среды. География развития недостаточно широкая, помощь, которую люди с ограниченными возможностями здоровья получают в крупных центрах, недоступна населению из отдаленных районов, маленьких населенных пунктов. Тем не менее есть множество программ социальной поддержки, помощь в абилитации и реабилитации, проводятся меры по техническому оснащению мест общественного доступа для удобства маломобильных граждан.

Ключевые слова

Инвалиды, социально незащищенные граждане, поддержка, ограниченные возможности, помощь

Для цитирования: Андреева К.Э., Николаева А.А. Жизнь людей с ограниченными возможностями: мировой опыт и тенденции развития в России// Вестник университета. 2022. № 10. С. 215—222.

© Андреева К.Э., Николаева А.А., 2022.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

SOCIAL TECHNOLOGIES AND PROCESSES

Life of people with disabilities: global experience and development trends in Russia

Xenia E. Andreeva

Student, ORCID: 0000-0001-6586-1969, e-mail: [email protected]

Alla A. Nikolaeva

Cand. Sci. (Sociol.), Head of Theory and Practice of Management Department, Assoc. Prof. at Theory and Practice of Management Department ORCID: 0000-0001-8538-8371, e-mail: [email protected]

Moscow State University of Psychology and Education, Moscow, Russia

Abstract

Today's society faces many challenges, including those related to quality of life, level of health and living conditions in general. Now in the world there is a tendency to develop equal conditions for all people, including people with disabilities. This issue is relevant in many countries, in particular in Russia every year measures are taken to create more and more comfortable living conditions for people with disabilities. And the purpose of the article is to investigate trends in improving living conditions for people with disabilities, in particular based on historical experience and the current state of affairs. Methods of content analysis, observation and a systematic approach were used in the study. As a result, the experience of various countries in creating conditions for people with disabilities was reviewed, statistical data was given, and the current state in Russia was examined. The following trends were revealed: the disability support system is developing annually, but there are still many problems at the stage of implementation and realization in practice. There is an insufficiently developed set of measures for the creation of a supportive environment. The geography of development is not wide enough; the assistance that people with disabilities receive in large centers is not available to the population from remote areas, small settlements. Nevertheless, there are many social support programs, assistance with habilitation and rehabilitation, and measures to equip public access facilities for the convenience of people with limited mobility.

Keywords

Persons with disabilities, vulnerable citizens, support, disability,

assistance

For citation: Andreeva X.E., Nikolaeva A.A. (2022) Life of people with disabilities: global experience and development trends in Russia. Vestnik universiteta, no. 10, pp. 215—222.

© Andreeva X.E., Nikolaeva A.A.., 2022.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

Социально незащищенное население включает в себя множество категорий людей с разными жизненными трудностями. Одной из социально незащищенных групп граждан являются инвалиды. Качество жизни инвалидов является комплексным понятием, максимально охватывающим все аспекты существования человека, начиная от состояния здоровья и образования, заканчивая условиями жизни и уровнем получаемых материальных благ, напрямую зависящих от социально- экономического положения в стране.

Социальная защита (обеспечение надлежащего уровня жизни, базового уровня гарантированного дохода) играет ключевую роль в реализации прав инвалидов всех возрастов, снижая уровень бедности и уязвимости. Кроме того, основные общие и специальные схемы социальной защиты инвалидов могут сыграть важную роль в поощрении их независимости и инклюзивности. Важно сконцентрироваться на основных факторах: удовлетворять их особые потребности и поддерживать их участие в жизни общества без дискриминации. Эти меры социальной защиты могут включать схемы сокращения бедности, программы денежной поддержки, социальное и медицинское страхование, программы общественных работ, жилищные программы, пенсии по инвалидности и пособия для полноценной жизни.

Один миллиард человек, или 15 % населения мира, имеют ту или иную форму инвалидности. При этом интересным фактов является то, что распространенность инвалидности выше в развивающихся странах. Одна пятая от оценочного общего числа людей во всем мире, или от 110 до 190 миллионов человек, имеют серьезную инвалидность [1]. Рассмотрим, как живут люди с ограниченными возможностями по всему миру, какие условия для более комфортного существования им предоставляются и какова практика России в данном аспекте.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучение положения людей с ограниченными возможностями не только дает представление об их жизненных реалиях, но и помогает лучше понять и принять таких людей. Основным методом изучения данной темы стало архивное исследование, также в работе применялось наблюдение, метод контент-анализа, большую роль сыграло непосредственно общение с людьми, чьи возможности по здоровью ограничены. Чтобы изучить тему более подробно, был выбран метод дедукции, изучение общих фактов привело к более узконаправленным проблемам и вопросам. Также использован принцип историзма, изучение архивных данных для лучшего понимания нынешнего состояния проблемы.

НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИСКУССИЯ

За десять лет, прошедших с момента принятия Организацией Объединенных Наций Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной 168 странами, были достигнуты как успехи, так и не были преодолены упорные препятствия. Во многих странах осуществляется государственная поддержка инвалидов, а активисты неустанно борются за их права, стараясь создать лучшие условия [2]. Показательным примером может служить Гватемала: когда в 2010 г. там была введена в строй новая транспортная система с приподнятыми платформами, на которые можно было подняться только по лестнице, активисты за права людей с ограниченными возможностями подали иск против этой системы и выиграли. На станциях должны были появиться пандусы, чтобы все имели равный доступ к транспортной системе города.

Примеров, когда для людей с ограниченными возможностями модернизируют и приспосабливают пространство, очень много. В московском метро на станциях есть лифты, лестницы оборудованы пандусами, также на станциях дежурят специальные сотрудники, которые могут сопровождать маломобильных пассажиров на протяжении всего их пути в метро. Но проблемы по-прежнему остаются. Людям с ограниченными возможностями все еще приходится добираться до пандусов по разбитым и осыпающимся тротуарам. Модернизация и техническое оснащение осуществляются не до конца продуманно, и иногда складывается впечатление, что целью является не помощь инвалидам, а только показные действия.

Среди наиболее благоприятных для проживания инвалидов стран чаще всего выделяют Германию, США, Австралию, Великобританию, Швецию, Италию, Францию, Испанию и Чехию [3]. Рассмотрим преимущества и особенности стран для благоприятной жизни людей с ограниченными возможностями (табл. 1).

Таблица 1 Благоприятные страны для проживания инвалидов

Страна Преимущества и особенности

Франция — специальные нормы по проектированию зданий; — специальные зоны для инвалидных колясок в общественном транспорте; — бесплатные индивидуальные транспортные услуги; — обеспечение социальным жильем

Великобритания — повсеместное наличие парковочных мест для инвалидов; - предоставляемые государством рабочие места; — специально оборудованные лифты и туалетные комнаты во всех общественных местах; - пособия и скидки на лекарства

Германия — специализированная инфраструктура во всех городах; — наличие датчиков движения и звукового сопровождения на пешеходных переходах; — специально оборудованное рабочее место; — транспорт до места работы

Португалия — льготы по кредитам; — ассоциация серферов-инвалидов; — безбарьерная среда города

Составлено авторами по материалам источника [3]

Большинство из представленных в таблице преимуществ практикуются и в России, но пока что организация и реализация этих мер остаются на низком уровне. В России везде есть места и парковки для инвалидов, но они не рассчитаны в должном количестве, также зачастую их могут занять другие люди. Пандусы не всегда доступны, часто они установлены, но не введены в эксплуатацию, либо до них трудно добраться. В общественном транспорте также предусмотрены места для людей с ограниченными возможностями здоровья, но они являются общедоступными и не всегда используются по назначению. В автобусы трудно заехать на коляске, так как этот процесс занимает много времени: водитель или кондуктор должны откинуть специальные ступеньки, закатить коляску, потом вернуть все в исходное положение, а затем повторить процедуру для выезда инвалидного кресла из транспорта.

Ограничения по здоровью могут быть у людей любого возраста. Для детей дополнительной проблемой становится период обучения. Дети с ограниченными возможностями обучаются в одних и тех же классах, что и все остальные в 43 % стран. Они учатся в одних и тех же школах, но в разных классах еще в 40 % стран. Но существует и полное разделение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и полностью здоровых. Детей-инвалидов направляют в специализированные учебные заведения, где они учатся и общаются со сверстниками [4]. Однако есть болезни, проявление которых незначительно влияет на течение жизни, и такие дети могли бы учиться в обычных школах. Анализ показывает, что интегрирование улучшает результаты обучения детей с ОВЗ.

В других случаях дети не могут попасть в школу из-за проблем в транспортной системе или нехватки медикаментов. Доктор Д. Хейманн, приводит такой пример: «Очень умная девочка, которую я встретила в Мексике, жила в однокомнатной хижине. У нее была серьезная проблема с позвоночником и у нее не было инвалидной коляски, поэтому она не могла ходить в школу». Ее болезнь была врожденным дефектом, который может вызвать паралич, как это произошло в случае с этим ребенком [5]. Мексика пересматривает свои законы, чтобы обеспечить образование для детей-инвалидов, и входит в число стран, которые позволяют детям-инвалидам посещать те же школы, что и другие дети, хотя и не обязательно размещает их в одних и тех же классах. Перу отказывается от школ, специально предназначенных для детей-инвалидов, в пользу включения детей-инвалидов в государственные школы.

Однако некоторые родители возражают против того, чтобы их дети посещали классы с учащимися с ограниченными возможностями, поскольку считают, что это повредит образованию их собственного ребенка. Чтобы развеять их опасения в некоторых странах, например, в Мексике, меняется и усложняется система подготовки учителей, которые будут работать в классах как с учащимися с ограниченными возможностями, так и с не инвалидами. В некоторых районах, особенно в труднодоступной сельской местности, учителя начинают действовать самостоятельно [5]. Там нет никакой специализированной

программы обучения детей с ограниченными возможностями, и поэтому учителя разрабатывают внеклассную программу индивидуально.

Согласно статистике, во всем мире насчитывается почти полмиллиарда людей трудоспособного возраста с инвалидностью. В 2015 г. в Бразилии был принят закон, защищающий работников от дискриминации при найме, продвижении по службе и обучении, а также гарантирующий равную оплату за равный труд. Некоторые страны, такие как Япония и Черногория, установили квоту, требующую, чтобы компании нанимали определенный процент инвалидов или платили штраф. Но это не является гарантией защиты от дискриминации.

В Германии, если у человека с ограничениями по здоровью нет возможности устроиться на постоянную работу, он может получить пособие по инвалидности за счет средств государства. В этом же случае государство покрывает арендную плату за жилье. При приеме на работу инвалиду предоставляется не только специально оборудованное рабочее место, но и личный автомобиль или оплаченный проезд до офиса. Правительство, учреждения по повышению квалификации, работодатели и другие заинтересованные стороны играют важную роль в содействии созданию благоприятной среды, позволяющей лицам с ограниченными возможностями быть полностью продуктивными на рабочем месте.

Тяжелые инвалиды, степень утраты трудоспособности которых составляет более 50 %, получают право на налоговые льготы [6]. В Перу существует система квот, при которой работодатели просят нанимать 5 % работников с инвалидностью в государственном секторе и 3 % — в частном секторе. Но работодатели могут расширить определение инвалидности. В некоторых странах приняты законы о труде, призванные помочь родителям и опекунам. Перу, которое предлагает 90 дней оплачиваемого отпуска молодым матерям, продлевает это пособие на 30 дней, если ребенок рождается с инвалидностью. В Армении работающим родителям гарантируется оплачиваемый отпуск для сопровождения детей-инвалидов на приемы к врачу и на лечение. Согласно недавнему исследованию сайта вакансий HeadHunter.ru, 50 % опрошенных российских компаний имеют сотрудников с инвалидностью [5]. Ни одна из опрошенных компаний не сообщила о каких-либо проблемах с этими сотрудниками.

Современное состояние исследуемой темы в России находится на неопределенной стадии. Отметим следующие положительные стороны.

1. Страховые пенсии для инвалидов всех трех групп. Пенсия полагается при наличии страхового стажа, его продолжительность не важна, также человек может получать эту пенсию и все еще продолжать работать.

2. Выдача лекарственных препаратов по рецептам, льготные специальные продукты лечебного питания для детей-инвалидов.

3. Дотации, субсидии и компенсации на приобретение технических средств реабилитации.

4. Путевки на санаторно-курортное лечение для региональных и федеральных льготных категорий.

5. Бесплатный проезд на общественном транспорте, бесплатный транспорт до места лечения и реабилитации и обратно.

6. Компенсации расходов за оплату жилищно-коммунальных услуг в размере до 50 %.

7. Налоговые вычеты для инвалидов первой и второй группы в размере 500 рублей за каждый месяц по налогу на доходы физических лиц.

8. Бесплатные парковочные места для инвалидов, разрешение на специализированное отдельное парковочное место.

9. Запрещено отказывать инвалидам-колясочникам в посещении театров, концертов или ресторанов.

В настоящее время разработан проект Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, в том числе детей с инвалидностью, на период до 2025 г.[7], а также Стандарт комплексной реабилитации и абилитации лиц с нарушениями психических функций в стационарных условиях [8]. Создан перечень услуг, которые может получить человек с ограничениями по здоровью, также любые специальные услуги можно заменить на денежные выплаты, для этого достаточно личного заявления льготника [9]. Закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» предусматривает равенство возможностей инвалидов и других групп граждан в реализации гражданских, экономических, политических и иных прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации [10]. Социальная защита является неотъемлемым условием социального и экономического развития для всех, но особенно для тех, кто живет

в бедности и социальной изоляции. Программы социальной защиты могут сыграть решающую роль в уменьшении и предотвращении бедности и уязвимости для обеспечения благосостояния людей. Согласно официальной статистике, в России проживает не менее 13 млн инвалидов, или примерно 9 % населения [11].

Приблизительно 32 % из 2,5 млн инвалидов трудоспособного возраста работают. Каждый имеет право на достойный и производительный труд в условиях свободы, равенства, безопасности и уважения человеческого достоинства. Людям с проблемами психического здоровья реализовать это право особенно сложно, поэтому такая форма инвалидности требует большего внимания и усилий в создании комфортных условий от заинтересованных сторон.

На данном этапе развития российского общества проблемы инвалидов предаются огласке и решаются, что уже является прогрессом, так как несколько десятилетий назад отношение было совсем другим. Во время Олимпийских игр 1980 г. в Москве один западный журналист поинтересовался, будет ли Советский Союз участвовать в первых Параолимпийских играх, которые должны были состояться в Великобритании в конце того же года. Ответ советского представителя был быстрым, твердым и недоумевающим: «Инвалидов в СССР нет!». Более полное объяснение было дано позже: «Да вы представьте себе — инвалиды и спорт?! Устраивать гонки инвалидов на колясках или заставлять их бросать мячи — это негуманно по отношению к инвалидам и к зрителям...» (В. Шибаев).

Отрицание очевидных фактов является крайне странным и непонятным большинству современных людей. Тем не менее все еще есть те, кто считает людей с инвалидностью неполноценными и неспособными к жизни [6]. Известны случаи, когда в детских домах подопечным с инвалидностью не давали возможности выходить на улицу, заниматься с другими детьми, оправдывая это тем, что им это не надо, они все равно не смогут полноценно жить, а возможно, не доживут и до совершеннолетия.

Российское общество все еще находится на пути принятия инвалидов, их особенностей. Важно не искать их отличия от других, а находить сходства, поддерживать и помогать. Человек со сломанной ногой не вызовет такого ажиотажа и не привлечет столько внимания, сколько человек без ноги. Хотя они находятся в равных условиях, просто временные рамки у них будут отличаться. Общество должно помогать инвалидам наравне с государством.

Правительством предпринимаются меры по материальной поддержке, организовывается лечение, разрабатывается техническое обеспечение. Но еще есть препятствия в системе обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. К примеру, москвичи могут получить сертификат или денежную компенсацию на покупку необходимых технических средств, стульчиков для ванны, ступенек, столиков и т.д. Но данную услугу можно получить раз в 5 лет, такой срок эксплуатации предусмотрен для средств реабилитации. Но есть ситуации, когда через менее продолжительный период времени инвалиду прописывают технические средства в дополнение к имеющимся, а получить он их может, только если снова оформит заявку на сайте, либо он вынужден приобретать их самостоятельно [10]. Система не позволяет отправить новую заявку, так как в теле заявления нет возможности выбора перечня технических средств — система считает, что услуга оказана. В таких случаях необходимо напрямую связываться со службой социальной защиты населения, объяснять ситуацию, прикладывать много усилий для успешного решения этого вопроса.

Тенденции по улучшению условий жизни людей с ограниченными возможностями совершенно верные, надо лишь наладить механизм исполнения. Не просто создавать шаблон, а рассматривать конкретные случаи и в частном порядке, предусматривать форс-мажорные ситуации, обустраивать не только подъезды с пандусами, но и разрабатывать ландшафт и территорию вокруг для доступности людям на колясках, создавать специализированные парковочные места для инвалидов, не потому что так надо, а задумываясь об удобстве и продуманном расположении. И такая схема развития касается всех направлений, будь то платформы на станциях метро или театры.

География также очень важна, стоит уделять больше внимания регионам и небольшим населенным пунктам, так как уровень технической оснащенности там в разы ниже, чем, допустим, в Москве. С точки зрения помощи общества, следует придерживаться культуры равенства, сочувствия и бескорыстной помощи. Не надо воспринимать инвалидов другими людьми, тогда и они не будут чувствовать себя ущем-ленно. Все предрассудки идут из масс, значит их можно изменить [12].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С каждым годом появляется все больше и больше людей с инвалидностью. Всемирная организация здравоохранения отмечает, что «количество людей с инвалидностью увеличивается из-за старения населения и роста хронических заболеваний».

Договор Организации Объединенных Наций оказал влияние как на богатые, так и на бедные страны. Но в некоторых бедных регионах мира доступ к медицинскому обслуживанию и его качество являются низкими для всех, а борьба за улучшение качества услуг для людей с ограниченными возможностями идет очень тяжело. К препятствиям на пути полной социальной и экономической интеграции инвалидов относятся недоступность физической среды и транспорта, отсутствие вспомогательных устройств и технологий, неадаптированные средства связи, пробелы в предоставлении услуг, а также дискриминационные предрассудки и стигматизация в обществе.

Бедность может увеличить риск инвалидности из-за недоедания, неадекватного доступа к образованию и медицинскому обслуживанию, небезопасных условий труда, загрязненной окружающей среды и отсутствия доступа к безопасной воде и санитарии. Инвалидность также может увеличить риск бедности из-за отсутствия возможностей трудоустройства и образования, более низкой заработной платы и увеличения стоимости жизни с инвалидностью.

У России есть огромное количество возможностей и ресурсов для изменения условий жизни населения [13]. Старания государства уже благоприятно сказались на условиях жизни тысяч людей с ограничениями по здоровью, но помощь дошла далеко не до всех нуждающихся. Аналогично мерам по социальной защите инвалидов, принятым в Москве и Московской области, следует проводить подобную политику во всех городах России. Тенденции к улучшению ситуации есть, но также нужно вести работу еще и с умами людей, и мир станет доброжелательнее для инвалидов. Доступ к социальному обеспечению является важнейшим элементом инклюзивных обществ. Для людей с ограниченными возможностями это играет особенно важную роль в обеспечении надлежащего уровня жизни и гарантированного базового дохода, тем самым снижая уязвимость и уровень бедности.

Библиографический список

1. Ананьев В.Л Социальные проблемы занятости инвалидов по зрению: социологический анализ. Дефектология. 2018;1:3-15.

2. Битова А.Л. Проблемы воспитания и образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: нраво и реальность. В сб.: Тезисный доклад на круглом столе «Семья и ребенок-инвалид», Москва, 14 мая 2008 г. М.: Пресс-центр Государственного Кремлевского Дворца; 2008. С. 4-5.

3. World Health Organization. World report on disability; 2011. https://apps.who.int/iris/handle/10665/44575 (accessed 02.08.2022)

4. Laufer E.A., Glick J. Expert and novice differences in cognition and activity: A practical work activity. Cognition and communication at work, 1996:177-198.

5. Heymann S.J., Stein M.A., Moreno G. Disability and Equity at Work. New York: Oxford University Press; 2014. https://doi. org/10.1093/acprof:oso/9780199981212.001.0001

6. Mandic C.G., Heymann S.J., Supported Employment in a Lower Income Context: The Case of Banco de Crédito del Perú and Centro Ann Sullivan del Perú. International Journal of Disability, Community & Rehabilitation. 2009;8(1).

7. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Проект Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, в том числе детей с инвалидностью, на период до 2025 года. https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/25/kontcepsia (дата обращения: 19.08.2022).

8. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Стандарт предоставленияуслуги по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов с преимущественными нарушениями психических функций в стационарных условиях без проживания и питания сопровождающих детей-инвалидов лиц (целеваяреабилитационная группа № 1). https://base.garant. ru/404700957/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 19.08.2022).

9. Дименштейн Р.П. Развитие законодательства в отношении детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей. В сб.: Тезисный доклад на круглом столе «Семья и ребенок-инвалид», Москва, 14 мая 2008 г. М.: Пресс-центр Государственного Кремлевского Дворца; 2008:8-10.

10. Российская Федерация. Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 19.08.2022).

11. Зотова Е. Трудоустройство инвалидов: интегрированный подход. Надежда. 2018;7:6-7.

12. Степанова Т. Максим Топилин: нужно научить общество приходить на помощь инвалидам. Интервью. ТАСС. Понедельник 3 дек. 2018. https://tass.ru/interviews/5859049/ (дата обращения: 20.08.2022).

13. Специальный доклад российских неправительственных организаций для Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам (CESCR). Положение детеи-инвалидов в России: право на образование, социальную интеграцию и реабилитацию; 2003. https://wwwosoboedetstvo.ru/right/specialnyy-doklad-rossiyskih-nepravitelstvennyh-organizaciy (дата обращения: 20.08.2022).

References:

1. Ananiev VL. Social problems of employment of the visually impaired: a sociological analysis. Defectology. 2018;1:3-15.

2. Bitova A.L. Problems of upbringing and education of disabled children and children with disabilities: law and reality. In:

Thesis report at the Family and Child with Disabilities round table, Moscow, 14 May 2008. Moscow: State Kremlin Palace Press Center; 2008. P. 4-5.

3. World Health Organization. World report on disability; 2011. https://apps.who.int/iris/handle/10665/44575 (accessed 02.08.2022)

4. Laufer E.A., Glick J. Expert and novice differences in cognition and activity: A practical work activity. Cognition and communication at work, 1996:177-198.

5. Heymann S.J., Stein M.A., Moreno G. Disability and Equity at Work. New York: Oxford University Press; 2014. https://doi. org/10.1093/acprof:oso/9780199981212.001.0001

6. Mandic C.G., Heymann S.J., Supported Employment in a Lower Income Context: The Case of Banco de Crédito del Perú and Centro Ann Sullivan del Perú. International Journal of Disability, Community & Rehabilitation. 2009;8(1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation. Draft Conceptfor the development in the Russian Federation of a system of comprehensive rehabilitation and habilitation of persons with disabilities, including children with disabilities, for the period up to 2025. https://mintrud.govru/ministry/programms/25/kontcepsia (accessed 19.08.2022).

8. Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation. The standard for the provision of servicesfor the comprehensive rehabilitation and habilitation of disabled children with predominant mental disorders in stationary conditions without accommodation and food for persons accompanying disabled children (target rehabilitation group No. 1). https://base.garant.ru/404700957/53f89421bb-daf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (accessed 19.08.2022).

9. Dimenshtein R.P. Development of legislation in relation to children with disabilities, children with disabilities and their families. In: Thesis report at the Family and Child with Disabilities round table, Moscow, 14 May 2008. Moscow: State Kremlin Palace Press Center; 2008. P. 8-10.

10. Russian Federation. Federal Law dated 24 Nov. 1995 No. 181-FZ "On Social Protection of the Disabled in the Russian Federation". http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (accessed 19.08.2022).

11. Zotova E. Employment of the Disabled: an Integrated Approach. Nade%hda. 2018;7:6-7.

12. Stepanova T. Maxim Topilin: 'We need to teach society to come to the aid of the disabled". TASS. Monday 3 Dec. 2018. https://tass.ru/interviews/5859049/ (accessed 20.08.2022).

13. Special report by Russian NGOs for the UN Committee on Economic, Social and Cultural Rights (CESCR). "The situation of children with disabilities in Russia: the right to education, social integration and rehabilitation"; 2003. https://www.osoboedetstvo. ru/right/specialnyy-doklad-rossiyskih-nepravitelstvennyh-organizaciy (accessed 20.08.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.