Научная статья на тему 'О термине «Космология» и её основаниях'

О термине «Космология» и её основаниях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
232
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМОЛОГИЯ / ВСЕЛЕННАЯ / ПРОЦЕСС / ОСНОВАНИЯ / НАУКА / ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ГАРМОНИЙ / МЕРА / БЕЗМЕРНОСТЬ / УНИВЕРСУМ / АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП / HARMONIES' SEQUENCE / COSMOLOGY / THE UNIVERSE / PROCESS / GROUNDINGS / SCIENCE / MEASURE / IMMENSITY / UNIVERSUM / ANTHROPIC PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мушич-громыко Вячеслав Георгиевич

В определении понятия «космология» и его понимании много трудностей. Учение о космосе предполагает рассмотрение вопроса о том, что следует понимать под космосом. Макрокосмос, микрокосмос, человек не существуют в отрыве друг от друга. Поэтому, определяя слово «космология», мы должны учесть одновременно все три названные составляющие сущего как целого. Именно об этом и идёт речь в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Term "Cosmology" and Its Foundations

The definition of the term "cosmology" and its understanding are concerned with many difficulties. One of the problems of cosmosophy is what is to be viewed as a cosmos. Macrocosmos, microcosmos and the man do not exit in isolation. Thus when giving a definition to the word "cosmology" we should take into account the three given existing components as a whole.

Текст научной работы на тему «О термине «Космология» и её основаниях»

УДК 113/119:101.8

В. Г. Мушич-Громыко

О ТЕРМИНЕ «КОСМОЛОГИЯ» И ЕЁ ОСНОВАНИЯХ

В определении понятия «космология» и его понимании много трудностей. Учение о космосе предполагает рассмотрение вопроса о том, что следует понимать под космосом. Макрокосмос, микрокосмос, человек не существуют в отрыве друг от друга. Поэтому, определяя слово «космология», мы должны учесть одновременно все три названные составляющие сущего как целого. Именно об этом и идёт речь в статье.

The definition of the term "cosmology" and its understanding are concerned with many difficulties. One of the problems of cosmosophy is what is to be viewed as a cosmos. Macrocosmos, microcosmos and the man do not exit in isolation. Thus when giving a definition to the word "cosmology" we should take into account the three given existing components as a whole.

Ключевые слова: космология, Вселенная, процесс, основания, наука, последовательность гармоний, мера, безмерность, Универсум, антропный принцип.

Keywords: cosmology, the Universe, process, groundings, science, harmonies' sequence, measure, immensity, Universum, anthropic principle.

Самый грандиозный объект, который привлекал когда-либо внимание человека, - это космос. Но произнесённое слово ещё не открывает смысла этого слова - необходимо соответствующими интерпретациями наполнить содержательную часть произведённого термина. С научно-теоретической и философской позиции в данном направлении сделано очень многое, но многое остаётся и за рамками понимания, когда человек начинает оперировать этим понятием. Физическая космология породила понятия макрокосмос, мегакосмос, супермегакосмос и т. д. Под ними понимается всё возрастающее масштабное устройство, обладающее безусловной упорядоченностью, структурированностью, организованностью уникальных объектов, несущих в себе и ту часть космоса, которую мы называем микрокосмос.

Квантовая механика обрисовала в каких-то основных чертах те события, которые радикально не похожи на события, происходящие в макрокосмосе. Квантовая механика установила законы взаимодействия микрочастиц, нашла способы описания законов их движения, а также законов их синтеза в нечто более целое под именем ядро, атом, молекула и т. д. Квантовая механика с её фундаментальными идеализациями и формализмами позволяет изучать материю при

© Мушич-Громыко В. Г., 2010

движении в «глубь» материи. Астрофизика движется в противоположном направлении, выделяя всё более крупные объекты: вплоть до тех, что могут мыслиться только умозрительно, включая и такой объект, как Вселенная.

Электрон, с точки зрения обыденного представления, невозможно описать. Но человек, опираясь на понятие «волновая функция», вполне может выделять главные характеристики этого объекта и сопоставлять их с характеристиками других микрообъектов. Свойства макроскопических тел определяются движением и взаимодействием микрочастиц, из которых они состоят, и поэтому квантовая механика лежит в основе понимания большинства макроскопических тел. На основе квантовой механики удалось последовательно объяснить явления как обычной физики, так и астрофизики. Мы имеем в виду, к примеру, явления ферромагнетизма; сверхтекучести; сверхпроводимости; образования нейтронных звёзд, чёрных дыр, белых карликов, термоядерных реакций в звёздах. Если обратиться к эффекту Джозефсона, то указанный феномен характеризует поведение макроскопических объектов, в котором (поведении) законы квантовой механики являются непосредственно управляющими законами для макропроцессов.

Как видим, существует много аргументов в пользу того, что макрокосм и микрокосм представляют в своей сочетанности нечто единое. Противоречия же между ОТО (общей теорией относительности Эйнштейна) и квантовой механикой - это противоречия между моделями или репрезентациями космоса. Общая упорядоченная конфигурированность части космоса (онтологический аспект) при изучении её человеком «заставляет» теории космоса «пересматривать» определённые свои позиции с тем, чтобы корреляция между понятием «макрокосмос» и «микрокосмос» стала более адекватной. Скоррелирован-ные между собою теории макрокосмоса и микрокосмоса можно было бы назвать теорией «последовательности гармоний», когда понимают под гармонией структурные и иные упорядоченности некоторой организованной части целостности. Определённость облика микрокосмоса и макрокосмоса не вызывает сомнений, как не вызывает сомнений устойчивость этих обликов, несмотря на то что динамика микрокосмоса и макрокосмоса заставляет думать и о некоторой их неустойчивости. Диалектические отношения устойчивости и неустойчивости аспектов космоса, тем не менее, прямо указывают на некий инвариант в имени «иерархия» (устойчивость), существующий в космосе, опять же, как целом.

В изложенных выше рассуждениях не был учтён один фактор космоса - в имени «человек», «человеческая цивилизация». То, что этот

фактор значим, очевидно, если помнить о технических возможностях выхода человека в макрокосмос, а также об управлении человеком микрокосмосом (некоторыми его процессами). Следовательно, должна идти речь о попытке научного постижения не просто грандиозного объекта в имени «Вселенная» через её физический аспект, но и в имени «Вселенная», которое включает в себя и человекоразмерный фактор.

Часто можно встретить фразу: «человек -это целая вселенная». Другими словами, в наших рассуждениях начинает возникать терминологическая неопределённость: мир, вселенная, макрокосмос, микрокосмос, человек ... и т. п. Заменим указанные неопределённости понятием «последовательность гармоний», которая указывает на некоторую векторность, «пронизывающую» и микрокосмос, и макрокосмос, и одновременно человека. Выделенная нами век-торность не замыкается в отдельных частях сущего, а продлевается за их пределы как в качественных, так и в количественных характеристиках. Эту векторность мы бы назвали словом «качественное пространство» или, как это уже сделали выше, словами «последовательность гармоний». Выдвинутые нами соображения вполне поддерживаются идеями антропного принципа, устанавливающего зависимость существования человека как сложной части космоса от физических параметров Вселенной. Если же обратиться к понятию «последовательность гармоний», то должен возникать вопрос и об обратной зависимости - зависимости Вселенной от человека (в виду того, что он обладает определёнными способностями (?!); обладает возможностью либо экспансии на весь большой и малый космос, благодаря своим определённым параметрам, либо осторожному и бережному, «согласованному» встраиванию в окрестность Вселенной большую, чем окрестность в имени Земля). Из сказанного становится понятным, что «последовательность гармоний» и как термин, и как сущность Вселенной более точно определяет взаимозависимость макрокосмоса, микрокосмоса и человека (с одной стороны) и одновременно главную определяющую силу Вселенной (с другой стороны).

Философская идея взаимозависимости человека и Вселенной не может замыкаться только на физических аспектах этой взаимозависимости, в связи с тем что такой объект как человек обладает такими характеристиками, какие мы можем предполагать и во Вселенной (имеется в виду как способность человека содействовать последовательности гармоний в космосе, так и его способность к нарушению этой последовательности гармоний - пока локально: в пределах Земли и чуть далее Земли-Матушки).

Последовательность гармоний во Вселенной порождает возникновение в таком объекте, каковым является человек (дуальный объект), существование только той составляющей, которая обозначается словом «гармония». И гармоничная часть Вселенной, и негармоничная её часть репрезентировались в человеке, ввиду того что в естественных вопросах генезиса чего-либо черты становления и разрушения неотделимы друг от друга. Последовательность гармоний есть часть Универсума и одновременно нечто большее, выходящее за пределы Универсума (на это указывает понятие «гармония»; она всегда выше наличного материала, который она «гармонизирует»). При этом под словом «большее» нужно понимать особую качественность. Универсум и последовательность гармоний в отношении друг к другу выступают как более организованная материальная сущность и менее организованная материальная сущность (Универсум). Следовательно, внешнее, объемлющее человека, в которое он включён фрагментом, тоже дуально. Отсюда, можно говорить о том, что тождественность человека по определённым параметрам с Универсумом и последовательностью гармоний ставит вопрос и о внеземных цивилизациях (проблема SETI и CETI). Кант писал о том, что природа (универсум) старается «поколебать разум в его дерзких притязаниях и принудить к испытанию самого себя» [1]. Слова Канта можно интерпретировать в ключе дуальности человека именно в том случае, когда нужно ответить на вопрос о существовании внеземных цивилизаций (ВЦ), а также в ключе того, что если высокоразвитые цивилизации существуют, то почему они до сих пор не установили связь с земной цивилизацией? Если у нас соседи непредсказуемы в определённой степени, то мы вряд ли будем испытывать желание общаться с ними - альтернативой коммуникациям всегда служит их обратная сторона (отсутствие коммуникаций).

Говоря о понятии «космология», видимо, уже можно попробовать дать определение космологии. Космология - это процесс, участие в процессе и объяснение этого процесса. Макрокосмос, микрокосмос и человек, объединённые в нечто единое, испытывают зависимости частей и целого (относительно целого), зависимости частей друг от друга. Указанные зависимости есть процесс, распадающийся на два «рукава» (усиление гармонии; умаление гармонии). Усиление гармонии определяет ту часть единого, в которой сущностно проявляет себя последовательность гармоний. Выход за пределы очерченной космологической систематики означает выход за пределы не только объёмно-количественного, но и качественно-организованного. Другими словами: у последовательности гармоний есть

вектор, указывающий на то направление, в котором эта последовательность совершенствуется. Участие в процессе обеспечивается благодаря существованию и деятельности человека. Объяснение этого процесса также подвластно человеку.

Через подобное определение космологии должны возникать новые представления о космологии как таковой: а) если человек обращается к самому себе как процессу и сознательно участвует в этом процессе, объясняя при этом указанный процесс, то это будет космология; б) если человек обращается к тем связям, что существуют между людьми: изучает их, не исключая и своего участия в процессах социальной жизни, объясняет их как-либо через призму пространственных параметров, - то опять мы имеем в наличии космологию; в) физическая космология (астрофизика), конечно, изучает процессы чисто физического качества. Но мы должны понимать, что рано или поздно достижения этой нейтральной науки перестанут быть нейтральными, если их в качестве инструмента начнёт применять человек. То же самое можно сказать и о квантовой физике и родственных ей дисциплинах. Нейтральность есть промежуточность, а по полюсам лежат устремлённости и мотивации, либо поддерживающие процессы последовательности гармоний, либо процессы дезинтеграции этой последовательности в каких-то её аспектах. Из сказанного напрашивается вывод: исследование макрокосмоса, микрокосмоса - чрезвычайно важная вещь; но еще более важным является вопрос изучения человека (известный философ в Древней Греции ходил днём с фонарём по городу - он искал ЧЕЛОВЕКА).

Человек космологический должен мыслиться как пронизанный степенью меры, имеющей отношение к определённому уровню последовательности гармоний; но также и определённой степенью безмерности, имеющей отношение к Универсуму, точнее к той его части, что называют хаосом. Мера как отображение взаимосвязи и взаимозависимости качества и количества, нацеленная на усиление качества через накопление количественно-качественных артефактов, будет тогда совпадать с вектором последовательности гармоний. Наоборот, количественная «качественность», выступающая антиномической стороной качественной количественности (входящей в последовательность гармоний), обеспечит снижение потенциала гармонии и одновременно выступит критерием безмерности. В человеке одновременно и пропозиционально живут два критерия: мерность и безмерность. Мерность не меняется до определённого предела, но затем переходит в уровень либо высокой мерности, либо в уровень низких измерений (т. е. в безмерность - не в без-

мерность вообще, а в мерность более низкого уровня и качества).

Поскольку мера есть интервал или диапазон, в границах которого процесс изменяется, сохраняя при этом единство качественных и количественных параметров, то последовательность гармоний можно представлять символической вертикалью, в верхней части которой поставлена стрелка, а сама вертикаль выражена некоторой градуированностью, где каждое деление есть мера определённого уровня. Эту меру определённого уровня вполне можно представлять «квантом» последовательности гармоний («квантом» пространства, квантом выбора, квантом принятия решения), определяющим принадлежность процесса или явления к определённой части последовательности гармоний. Символическая вертикаль, на которую мы указываем, совсем не означает, что космос возникает из хаоса. Порядок и беспорядок не смешиваются именно потому, что векторно они противостоят друг другу. Сила инерции и сила торможения приложены к одному и тому же объекту, но действуют они в разных направлениях. Космологические процессы пронизаны интеграцией и дезинтеграцией, которые незримо присутствуют в них (в процессах) формальным аспектом и сущностно действуют с различными смыслами, векторно «дислоцирующимися» посылами, имеющими противоположные направления.

Следовательно, обращение к основаниям космологии, как мы её определили, является обращением к основаниям существования всяких процессов (от астрофизических и квантовых до социально-общественных); существования человека не только в физических параметрах, но и в параметрах мировоззренческих начал, дуализирующих его мышление; существования связи различных уровней космоса (включая космос мышления субъектов); существования способности человека замечать процессы, определять долю своего участия в этих процессах, способности адекватно объяснять эти процессы и степень вписанности самого себя в эти процессы; существования важных практических направленностей, предопределяющих так называемое «развитие» цивилизации на долгосрочную перспективу.

Значимость проблемы синтеза физики элементарных частиц и релятивистской космологии не идёт ни в какое сравнение с проблемой синтеза процессов, происходящих в голове мыслящего человека, - с теми аспектами информации и знания подлинного в линии высокой мировоззренческой стилистики о процессах в макрокосмосе и микрокосмосе, а также социальной жизни, которые ему (т. е. человеку) предоставила обычная академическая наука. Акбар Турсунов в своей монографии пишет: «Говоря об основаниях есте-

ствознания вообще и космологии в частности, мы прежде всего имеем в виду те исходные принципы теоретизации, которые направляют общий ход научного поиска, способствуют генезису или консолидации фундаментальных идей теории, или непосредственно входят в логическую структуру формирующейся концептуальной системы. С этой точки зрения основания науки представляют собою многоуровневое образование, в котором соответствующие методологические принципы располагаются по степени общности» [2].

Итак, выделяя систему (большой космос + малый космос + человек как космос), мы словами установили ранг этих космосов, что в общем и целом ещё требует доказательства (т. е. доказательства возможности такого ранжирования). Вводя понятие «последовательность гармоний», мы устанавливаем критерий всего сущего и его ранжированности, так как указываем на то, что гармония существует и в макрокосмосе, и в микрокосмосе, и в жизни человека тоже, как доли этого космоса [3]. Дольность любого космоса предполагает существование антиномических пар и в выделенных системах космоса. Понятие «последовательность гармоний» вполне отвечает позиции А. Турсунова, согласно которой основания науки представляют собою многоуровневое образование, в котором соответствующие методологические принципы располагаются по степени их общности. Только здесь общности нужно мыслить особенными, мировоззренческими, поддерживающими человека при условии, что и человек поддерживает эти общности. «Последовательность гармоний» в онтологическом смысле нисколько не противоречит понятию «последовательность гармоний» в гносеологическом смысле, наоборот, они дополняют друг друга определёнными соответствиями. Определив космологию как «процесс, участие в процессе, объяснение этого процесса», мы задаём тем самым объект исследования, из которого человек не исключён, и одновременно задаём три важных предмета космологии (всё сущее как процесс; участие человека во всех процессах, протекающих как в больших, так и в малых Вселенных; объяснение всех процессов, в том числе и процесса участия человека в процессах, и познание человеком этого процесса участия человека в процессах осуществляться может так же - как в подлинной форме, так и в превратной).

Примечания

1. Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 4. Ч. 1. М., 1965. С. 162.

2. Ъурсунов А. Основания космологии: критич. очерки. М.: Мысль, 1979. С. 10-11.

3. Мушич-Громыко В. Г. Космология как последовательность гармоний // Вопросы культурологи. 2009. № 10. С. 16-19; Мушич-Громыко В. Г. О смысле поня-

тия «последовательность гармоний и его соотносительности с понятием «космология» // Вестник Университета Российской академии образования. 2009. № 3(46). С. 155-159.

УДК 87.2

В. А. Шатохина

МЕНТАЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ОПЫТА В ГОРИЗОНТЕ АБСОЛЮТНОЙ ДИАЛЕКТИКИ А. Ф. ЛОСЕВА

В статье обсуждается проблемное поле представлений о ментальных конструкциях. Предметом анализа выступают некоторые варианты ментальных конструкций в зависимости от контекста ментального опыта. Показано, что ментальные конструкции могут быть описаны посредством особого рода реальности с использованием термина «модальность» -соответствующих условий и среды воплощения их антропологической целостности.

The problem field of understanding mental constructions is discussed in this article. The subject of analysis is variants of mental constructions depending on mental experience context. It is shown that mental constructions may be described through some special reality with the help of "modality" term - proper conditions and environment for implementation of their anthropological integrity.

Ключевые слова: пентадная диалектика, ментальная репрезентация, ментальные конструкции, ментальный опыт, контекст, модальность, антропологическая целостность.

Keywords: penta-dialectics, mental representation, mental constructions, mental experience, context, modality, anthropological integrity.

Познавательный опыт с точки зрения феноменологии представляется единством, в формировании которого участвует целостная природа человека. Заслуга феноменологии заключается в том, что это единство не теряется при рассмотрении «частей» этого опыта и их видов.

По мнению М. Хайдеггера, феноменология показывает способ подхода к определению того, что должно стать темой онтологии. Как утверждает Х. Брункхорст, философский опыт его работы «Бытие и время» направлен на утверждение того, что мир человека не просто отражен в созерцании, а является его ментальной репрезентацией - способом встраивания субъекта в мир, и является тождественным только самому себе. Эта идея принадлежит Платону, который в открытии принципа идеи пришел к возможности мысленного видения мира как картины. Мир должен превратиться в картину, а человек - в субъекта ее деятельного созерцания [1].

© Шатохина В. А., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.