Научная статья на тему 'О трудностях разграничения символического и несимволического в космологии'

О трудностях разграничения символического и несимволического в космологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
122
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАК / СИМВОЛ / СОЛНЦЕ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА / ИДЕЯ / МОТИВАЦИЯ / EXPONENT / SYMBOL / THE SUN / WORLDVIEW STYLISTICS / IDEA / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мушич-громыко В. Г.

В статье ставится вопрос о восприятии такого объекта, как Вселенная, не через физический образ, а через предельно выраженный символ в имени {Солнце ({Последовательность гармоний).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE DIFFICULTIES OF MAKING A DISTINCTION BETWEEN SYMBOLIC AND NON-SYMBOLIC IN THE COSMOLOGY

The problem on perception such object as the Universe via an extremely expressed symbol named the Sun (Harmonies' consequence) but not via the physical image is set in the article.

Текст научной работы на тему «О трудностях разграничения символического и несимволического в космологии»

В.Г. МУШИЧ-ГРОМЫКО, соискатель кафедры философии Новосибирского государственного университета

экономики и управления Тел.: 8 (383) 271-72-58 (дом.); факс: 8 (383) 236-08-96;

cosmolQgy@cosmologia.ru, cosmolоgy@ngs.ru

О ТРУДНОСТЯХ РАЗГРАНИЧЕНИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО И НЕСИМВОЛИЧЕСКОГО

В КОСМОЛОГИИ

В статье ставится вопрос о восприятии такого объекта, как «Вселенная», не через физический образ, а через предельно выраженный символ в имени «Солнце» («Последовательность гармоний»).

Ключевые слова: Знак, символ, солнце, мировоззренческая стилистика, идея, мотивация.

Диоген Синопский лежал в солнечный день на берегу моря. К нему подошёл Александр Македонский и спросил: «Я могу для тебя что-нибудь сделать?» «Да, можешь, - ответил философ. - Не загораживай мне Солнце!»

Солнце есть символ и одновременно сущность, дающая тепло и жизнь такому объекту Космоса, как Земля. Солнце есть символ очага, домашнего очага, символ жизни («Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!»). Символ есть одновременно Знак, опознавательная примета. Опознавательная примета чего? Опознавательная примета, связанная с пониманием человеком своего существования:

а) в собственной чувственности (материальности);

б) в собственной идеальной субстратности как системы рациональных принципов (по Гагаеву А.А.) своего мышления;

в) в материальной субстратности Солнца и вообще Вселенной (антропный принцип);

г) в идеальной субстратности Солнца, Вселенной, Системы Вселенных и т.д.

В мышлении субъекта идеальный субстрат утверждается как образец, норма; способ и характер поведения, деятельности людей. Идеально-космологический субстрат тоже есть норма и образец. Нормы и образцы существования что человека, что Вселенных характеризуются предельными типами обобщения в имени «гармония» или «дисгармония» (именно это обстоятельство помимо антропного принципа делает данные объекты сходными).

Идеальный субстрат, таким образом, является регулирующим принципом, который можно соотносить с фразой: понятие ума сколь глубоко, столь превратно. При этом фидеистический аспект для данного случая не следует брать к рассмотрению, а следует брать просто понятия «гармония» и «дисгармония». Глубокий ум есть в первую очередь устойчивая рациональность, нашедшая в действительности своё воплощение и реализацию. Превратность рациональности характеризует превратность ума (т.е. неустойчивость рациональности, смещение последовательностей рациональности, их своеобразную морфинную патологию).

Предельными идеалами для человека являются идеал жизни (а он имеет прямое отношение к Солнцу) и идеал смерти (разрушения). Второй идеал понимается при этом как нежелательная неотвратимость или желательная безусловность. Предель-

© В.Г. Мушич-Громыко

ФИЛОСОФИЯ

ный идеал, безусловно, связан с предельной мотивацией: за жизнь; против жизни. Идеал заставляет человека мобилизоваться и действовать для достижения определённых результатов. Символ «Солнце» в своей опознавательности связан с выбором позитивной мотивации, мотивации за жизнь.

Символ имеет знаковую природу, ему присущи все свойства Знака как представителя какого-то другого предмета или явления. Другими словами, материальное Солнце и слово «солнце» есть представители идеального субстрата (системы рациональных принципов) Солнца.

Известно, что Знак предназначен для хранения, приобретения, преобразования и трансляции определённой информации, определённого знания. При этом сразу отметим, что мы знание отделяем от информации (как сведениях о чём-то). Знание есть всё то, что «работает» на систему «жизнь», есть сама мотивация жизни и её полная, т.е. подлинная, гармония.

Солнце как слово, как космический объект есть Знак и одновременно символ. Денотативная часть схемы, о которой мы сейчас говорим, есть Солнце материальное в паре с солнцем-субстратом (идеальным субстратом), и рядом с ними стоит человек, мышление которого отличается двумя сторонами пропозиции - глубоким умом и превратным умом. Знак охватывает материальную часть чего-либо и есть чистое указание на материальное. Символ (слово «солнце») не есть только указание на идеальный субстрат реального Солнца, но есть указание на связь идеального субстрата реального Солнца с идеальным субстратом других космических объектов, в том числе и с таким объектом Космоса, как человек (с его глубокой частью ума), для выявления единого закона, единого принципа в имени «Последовательность гармоний», которая есть определённая рациональность с характеристикой Высокой Мировоззренческой Стилистики. Высокая Мировоззренческая Стилистика есть вектор жизни - прежде всего! Эта стилистика в человеке выражается речевыми образцами через грамматические символы, а во Вселенной - космологически-семиотическими волнами существования гармонии материальных субстратов как представителей идеальных субстратов.

Символы и Знаки несут субъекту разные ценности, т.е. обнаруживают собою различные уровни реальности. Символ «Солнце» (в его гносеологическом и онтологическом смысле) аккумулирует в себе уровни: чувственного восприятия солнца

(неотделимого от реального Солнца); уровни но-мотетических характеристик что в восприятии человека, что в существовании реального Солнца; уровни рационально-идеальных распределений что в представлениях человека, что в природе; уровни образований в именах «гармония» и «дисгармония», которые, по нашему представлению, неотделимы от понятия «мировоззрение».

В связи со сказанным, наверное, нужно задавать вопросы, указывающие на возможность человека дотянуться до той или иной страты символа своим мышлением.

Смысловая космологическая перспектива критериями ВМС (Высокой Мировоззренческой Стилистики) может дать субъекту объяснение и прозрачность в отношении образа жизни здесь, на земле, и одновременно в глубоком Космосе. Символическое обнаруживаемо не во внешних впечатлениях и чувственных данных. Оно обнаруживается в космологии языка, где предельная «солнечная субстратность» присутствует, но как особое грамматически-семиотическое образование, которое принято называть шифром (мы называем этот шифр Высокая Мировоззренческая Стилистика). Знающий шифр (владеющий методологией ВМС) способен понимать в текстах (что природных, что космических, что знаково-куль-турных) предельные «солнечные значения», дающие объяснение коммуникациям денотата в имени «Солнце» с глубокой частью ума человека. Символ, конечно, есть одновременно и знак, несущий человеку же культурную образность и культурную наглядность.

Когда мы говорим «Символ Солнце объединяет различные планы реальности», то мы говорим о том, что космологическая смысловость Солнца и Вселенной в целом не исчерпывается известными астрофизическими, культурно-философскими смыслами. Она будет исчерпываться, если мы примем во внимание и мировоззренческую сторону субстратно-идеальной составляющей в имени «Солнце» («Последовательность Гармоний»).

Что же будет являться содержанием «Солнца»? Отвечая на этот вопрос, мы обращаемся к понятию «последовательность гармоний» и одновременно обращаемся с призывом потрудиться над тем, чтобы удалось разграничить символическое и несимволическое. Последовательность гармоний как категория отвечает понятию «мировоз-

зренческий аспект символа» потому, что она имеет вектор направленности в сторону бесконечного совершенствования в линии идеального субстри-рования и одновременно материального субстри-рования. И то и другое смыкается синтезированием в двух направлениях: в квантово-микроскопичес-ком направлении и в квантово-макроскопическом направлении. «Последовательность гармоний» есть предельная комплиментарность, указывающая на возможность созидания (т.е. творения) жизни без ссылок на выдуманные теистические образы.

«Последовательность гармоний» наилучшим образом может объяснять научная методология при условии нахождения наукой тех критериев, которые могут охарактеризовать ВМС (Высокую Мировоззренческую Стилистику); «Солнечную Субстратность» в её онтокосмологическом варианте развития и существования, а также в мыслительно-субстратно-диалектическом проецировании данного феномена на культурно-историческую среду общественных явлений.

Символ «Последовательность Гармоний» как идеальная составляющая Вселенной содержит в себе только те проявления Вселенной, только те её состояния («Состояния волновой функции»), которые отвечают перспективе удержания и творения целостности и сбалансированности принципом космологической дополнительности.

Поскольку термин «символ» этимологически связан с греческим глаголом «соединяю» (синтезирую - в мировоззренческом смысле через диалектику типов мировоззренческих стилистик), то такая синтезация указывает на формальное соединение двух планов действительности (функционального плана с мировоззренческим, с одной стороны) и двух планов реальности (мировоззренчески высокой с мировоззренчески низовой, с другой стороны). Такая интерпретация символа сразу же предполагает и его геометрическую или графическую выраженность (см. рис. 1). Каждый сектор

Рисунок 1

графического символа указывает на соответствующий тип мировоззренческой стилистики. Неза-штрихованность мы должны воспринимать как «солнечность», шрихованность под одним наклоном - как промежуточность.

Обозначенные графически символ человека и символ Вселенной сходны и одновременно универсальны, так как, предполагаемо, выражают системность всего сущего, в котором особой качественностью выделяется «последовательность гармоний». И одновременно же графический символ обозначает собою уникальность. Как видим, нарисованный нами символ объединяет самые существенные характеристики Космоса: формальное, уникальное, универсальное, качественное и некачественное, векторное и скалярное. Графический символ представляет собою единство (формальное) диалектически разнородных предельных мировоззренческих стилистик, которые в человеческой предельности выражаются через язык, а во Вселенской предельности выражаются соответствующими знаково-семиотическими атрибуциями, заполняющими пространство материей и связями отдельных фрагментов мира, ничем не отличающихся от знаково-семиотических образований языка, дающих по определённым случаям жизнь на других планетах в виде внеземных цивилизаций соответствующих типов (мировоззренческих). Только при такой интерпретации можно надеяться на то, что где-то во Вселенной «Последовательность Гармоний» образует соответствующий свой «слепок» в имени ЦВС (Цивилизация Высокого Сопряжения), что мы способны в данном контексте выстроить стратегию коммуникации с такими цивилизациями.

В Предельности (мировоззренческой) многозначность символа, идущая от многозначности образа, сначала превращается в двузначность (дуальность), а затем уже в монистическую однозначность (векторную и одновременно синтезирован-но материально-идеальную), или однозначность «Последовательности Гармоний» [1-2]. Символ графический указывает и на квантовую дуальность или на расщеплённость (пропозициональность) всего сущего, из которого сущее (в качестве фрагментов этого сущего, соответствующих секторов) выбирается соответствующим предельным типом существования.

Между символом и образом (в нашей формальной космологической модели) нет равновесия. И

ФИЛОСОФИЯ

это определяет динамику и подвижность «Вселенной» как системы и «человека» - как предельной системы его мировоззренческих стилистик. Означающее и означаемое здесь не взаимообратимы.

Всё, что мы говорили выше, по сути дела, относится к особой дисциплине под названием «семиотика». В семиотике как таковой утверждается [3, с. 12], что мышление есть цепочка межкодовых переводов информации. Все информационные процессы (порождение, восприятие информации, её переработка в ходе движения) представляют собой феномен прохождения информации по цепочке-иерархии кодов внутри некоторой системы (мозга, организма, компьютера, Вселенной и т.д.). Поскольку Вселенная есть система, то внутри этой системы, с нашей точки зрения, может наблюдаться нечто сходное, оформляемое в теориях как функциональные зависимости. Но сходность (на основе переноса информации), характерная для человека, человеческого сообщества, для Вселенной в целом имеет для некоторых случаев и другой характер (характер передачи знания, когда под знанием мы понимаем передачу и использование информации в ключе вектора «Последовательности Гармоний», в ключе характеристик «Солнца»). Связь «Солнца» как материального объекта с системой в имени «Земля» (тоже материального объекта) носит только функциональный характер. Но между ними, предполагаемо, существуют и иные отношения иного уровня (субстратно-идеального). Последовательность движения информации и сбои в этом движении и составляют диалектику отношений жизни и нежизни.

Из того, что утверждается, проистекает и другое положение - о существовании связи между космическими объектами (в том числе между человеком и Вселенной) на двух фундаментальных уровнях: в виде указанной выше двойственной субстратности (материально-субстратной и субстратно-идеальной), а также нерасторжимого единства материального и идеального. При этом субстратность «Последовательности Гармоний» нужно соотносить с понятием уже не «информация», а «знание».

В книге Мечковской Н.Б. [3], о которой мы уже говорили, изложено много идей по семиотике. Одни из них принадлежат ей самой, а другие идеи соответствуют исследованиям иных авторов. Мечков-ская упоминает и о Жинкине Николае Ивановиче. Нас заинтересовали его семиотические идеи с философской точки зрения. На стр. 65 книги Мечковской Н.Б. записано: «По мысли Жинкина, со-

единение в естественном языке изобразительных и неизобразительных (символических) знаков - это настолько важная черта, что она как бы наследуется теми семиотиками, которые порождены «натуральным языком» - математикой, логикой, искусствами. (Примечание наше: в рассуждениях такого рода следует учитывать также несколько важных космологических моментов:

а) человек репрезентирован Вселенной (ан-тропный принцип);

б) в мышлении субъектов нет ничего такого, чего нет в природе;

в) следовательно, в природе, Космосе, Вселенной тоже существуют изобразительные и неизобразительные (символические связи, т.е. идеально-субстратные связи) знаки; например, в математике эта «двухзначность» (слово Жинкина) реализуется в оппозиции её двух языков: алгебры (символический язык) и геометрии (изобразительный язык); в искусстве слова - в оппозиции поэзии и прозы)» [3, с. 65].

В одном своём произведении Н.И. Жинкин [4] отмечает, что интонация обладает «переозначающей ценностью», способной радикально менять смысл сообщения (интонация есть единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи, тембра произнесения. - Примечание наше). Роль речевой интонации всегда хорошо понимали в музыковедении и в театральных школах. В реальном общении интонация важнее слов: она может переозначить их семантику. Так как реализация слого-ведения в конце концов сводится к механизму речевого дыхания, то в речь по необходимости будет врываться весь «тёмный» или, наоборот, «радостный» поток человеческих чувств, отображающих состояние внутренней среды организма. В процессе речи человек не только выражает мысли, но и выдаёт «с головой самого себя», своё отношение к действительности (когда мы говорим о мировоззренческой стилистике, то мы говорим о предельной мотивации и предельном отношении к миру. - Примеч. наше). Далее Жинкин замечает: слова имеют значение, но интонация накладывает на них свою переозначающую печать. В работу переозначения включается не только интонация, но и весь поток экспрессии -пантомимика, статика и динамика тела говорящего человека. Если бы ничего этого не было, речь представлялась бы как безжизненные звуки, из-

даваемые чурбаном (человек, следовательно, мыслит не только мозгом и спинномозговой системой, но и всем телом и каждой клеткой своего тела. - Примеч. наше).

«Куда вы клоните?» - спросит читатель нашей статьи. Я клоню свою мысль к тому, что Платон, создав своё произведение «Символ пещеры», был прав, указывая на то, что «смотреть» на «Солнце» очень трудно - происходит ослепление. Главным моментом такого смотрения на «Солнце» является смотрение в сторону «Последовательности Гармоний», которое выражается опять же одним важным критерием: смотрение прямо на себя и узнавание себя подлинно истинного или неистинного (или же неузнавание). Страх самого себя и есть главное препятствие (страх ослепляет!) смотрения на «Солнце».

Но обратимся к понятию «Вселенная». В ней можно предполагать «дыхание», как и у живого организма, со всеми вытекающими из такого дыхания свойствами, несущими Поток Космологической Радости (гармонии) или её антипода. Акустические речевые волны имеют сопряжение с волнами физических напряжений мышц человека (первые из них лежат в фарингитальной области), с нейронно-электрическими напряжениями, с кван-тово-дуальными распределениями и, очевидно, ещё со многим другим, что даёт право предполагать существование таких волн и в большом Космосе.

Выше мы уже говорили о символическом и геометрическом представлении всего сущего в знаниях человека о мире. Продолжим это представление следующими соображениями. В работе К. Чер-ри «Человек и информация» можно прочесть: «...различают два класса сигналов: сигналы во времени, как речь или музыка, и сигналы в пространстве, подобно печатному тексту, надписям на камне, перфокартам и картинам. Среди них мы выберем устную речь и печатный текст, как наиболее типичные для слухового и визуального восприятия (т.е. для временных и пространственных сигналов; геометрических сигналов - буквы составлены из геометрических элементов. - Примечание наше). При чтении печатного текста или при рассматривании изображения глаз совершает серию чрезвычайно быстрых скачков (саккады) между точками сравнительного покоя (пауз фиксации), в которых происходит съем информации (Car-Michael, L., and W.F. Dearborn, Reading and Visual Fatigue. George G. Harrap & Co., Ltd, London, 1948). Подобный процесс «разверт-

ки» преобразует пространственные сигналы во временные, но в каждом случае своим особым способом» [5, с. 154]. Далее автор объясняет, что графически отображенная речь (через сложные флуктуации давления воздуха на барабанную перепонку) выглядит как некоторая волновая линия. В отличие от уха глаз, рассматривая картину, напечатанное слово, воспринимает не один флуктуирующий сигнал, а целое множество сигналов. Мозаика сетчатки глаза дает множество разнохарактерных линий флуктуаций. В первом случае возникает временная упорядоченность, во втором - пространственная. Физическое воздействие (звуковой волны или световой) не совпадает с самим ощущением. Ощущение - это личное ощущение слушателя (т.е. волновые характеристики звука, света не совпадают с волновыми характеристиками ощущений). Волновые характеристики ощущений субъективны. Существует прибор - «речевой сонограф» [6], который позволяет получать изображение речи при условии, что субъект, у которого измеряют ощущения, включен в эксперимент (участвует в эксперименте). Это гарантирует объективацию субъективных ощущений. Visible Speech (сонограмма) является фотографией меняющегося во времени энергетического спектра речи (вообще любых звуков). Таким образом, мы сталкиваемся с идеей о том, что сигналы, поступающие в орган слуха, могут создавать различные зрительные образы. Конечно, сонограммы являются искусственными образованиями. Но разве музыка не вызывает в нас визуальные образы? Капающие капли дождя за окном в спящем человеке могут вызывать образы реки, озера, наводнения и т.п.

Одновременно мы можем ставить вопрос и об обратном явлении, когда графические образы (выраженные геометрически-пространственными отношениями) вызывают рождение звуков, фонем, а значит, и восприятие «организованного текста», коррелирующего определенным образом с графическими образами и с символами. И не только с ними, но и с пространством вообще: с пространством природных явлений и динамикой этих явлений; с пространством культурного и техногенного характера. Полагаем, что «саккады» вполне могут оказаться чем-то сходным с буквенным и словесным строем, а «паузы-фиксации» - с пробелами в текстах. «Развертки», на которые способно наше сознание, мышление, преобразуют (гипотетически) пространственные сигналы во времени в типологически обусловленные «тексты», воспри-

нимаемые нами как собственный поток сознания. Объективация этого потока сознания, как мы уже выше в тексте отмечали, сопряжена с чувствительностью к геометрии пространства (т.е. к идеям-образам этого пространства, а также к идеям-символам того же пространства). Есть, видимо, смысл в тех словах, что были начертаны при входе в академию Платона: «Не геометр да не войдет! Иди, у тебя нечем ухватиться за философию». Некоторые авторы подобных исследований настаивают на том, что возможно выделить в речи даже «жесты» речи. Жесты также могут быть геомет-ризованы, как и кинесика в целом. По крайней мере, на это указывают Питерсон и Лоренс в работе Джексона [7], на которых он ссылался. Идеи-образы и идеи-символы связаны друг с другом так, как связаны друг с другом понятия «корпускула» и «волна» (волновая функция) в квантовой механике.

Резюме: В своей статье мы пытались разграничить символическое и несимволическое, материальное и нематериальное с тем, чтобы осознать трудности оценки синтеза идеального и материального в условиях исторически сложившейся рефлексии как на материальное, так и на идеальное. Данная задача связана с трудностями помещае-мости космологического мировоззрения на каждом этапе развития человечества в среду реального и предвидческого. Статья склоняет читателя к осознанию того, что релятивные факты отсутствия есть суть того же феномена - релятивного факто-

ра наличия; того, что мир структурирован в высшей степени и эта степень соизмерима с материей, как соизмеримы единицы кванта в наблюдаемом эксперименте, т.е. измерение есть важнейший критерий, а не только результат.

Если говорить о человекоразмерном факторе, то нужно сказать о том, что единичный наличный фактор принятия решений субъектом есть «кор-пускулярность» в релятивном волновом факторе объективно-Субстратного Солнца. Невидимый мир, таким образом, есть Wakkuum (Пустота), есть идеальная реальность, а видимый мир есть материальная относительность или, по крайней мере, дуальная относительность, в которой одна тенденция (солнечного) и другая тенденция (несолнечного) пытаются изменить вектор направления существования друг в друге, создавая промежуточность. Третий вариант ситуации может создавать монистическую «Солнечную» субстратность.

Наблюдение за принятием решений человеком выявляет структурированность, а соизмеримость с материей нужно понимать как изменение состояний этой материи. Существование единиц кванта и их соизмеримость говорят о том, что классическую и неклассическую сферу познания можно сравнивать. Измерение есть важнейший критерий. Чего? -Важнейший критерий видения волн вероятности, а значит, и видения особой идеальной реальности (в том числе и подлинной идеальной реальности, выраженной понятием «Последовательность Гармоний»).

Бибилиографический список

1. Мушич-Громыко В.Г. Космология как последовательность гармоний / В.Г. Мушич-Громыко // Вопросы культурологии. - 2009. - № 10. - С. 16-19.

2. Мушич-Громыко В.Г. О смысле понятия «последовательность гармоний» и его соотносительности с понятием «космология» / В.Г. Мушич-Громыко // Вестник Университета Российской академии образования. - 2009. -№ 3(46). - С. 155-159.

3. Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: курс лекций: учеб. пособие для вузов / Н.Б. Мечковская. - М.: Академия, 2007. - 432 с.

4. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. - М.: Наука, 1982. - 158 с.

5. Черри К. Человек и информация / К. Черри. - М.: Связь, 1972. - 368 с.

6. Potter R.K., Kopp G.A., and Green H.C. Visible Speech. - New York : D. Van. Nostrand Company, INC., 1947. - 441 pp.

7. Jackson, Willis, Editor, Proceedings of Communication Theory, London, 1952, published by Butterworth Scientific Publications, London, 1953.

V.G. MOUSHICH-GROMYKO ABOUT THE DIFFICULTIES OF MAKING A DISTINCTION BETWEEN SYMBOLIC AND

NON-SYMBOLIC IN THE COSMOLOGY

The problem on perception such object as «the Universe» via an extremely expressed symbol named

«the Sun» («Harmonies' consequence») but not via the physical image is set in the article.

Key words: exponent, symbol, the Sun, worldview stylistics, idea, motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.