О тенденциях к совершенствованию мер предупреждения преступлений, совершаемых сотрудниками Госавтоинспекции МВД России
С. А. НОВОСЕЛОВ,
доцент кафедры административной деятельности, кандидат юридических наук (Тверской филиал Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя)
E-mail: [email protected]
Trends in Improving Prevention of Crimes Committed by Employees of the State Traffic of the Ministry of International
Affairs of Russia
S. A. NOVOSELOV,
Candidate of Legal Sciences, Docent of the Department of Administrative Activities of the (Tver Branch of the Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia)
E-mail: [email protected]
В статье приводится анализ деятельности сотрудников ГИБДД МВД России по исполнению административного законодательства. Определены виды правонарушений, существенно нарушающие охраняемые общественные отношения в области безопасности дорожного движения, которые могут обусловливать криминальный умысел сотрудников на совершение преступлений. Выявлены недостатки в правовом и организационном обеспечении деятельности, связанной с исполнением наказаний о лишении права управления транспортными средствами. Предложены меры по совершенствованию (декриминализации) деятельности по исполнению административного законодательства о лишении права управления транспортными средствами.
Совершенствование деятельности по исполнению административного законодательства, предупреждение преступлений, совершаемых сотрудниками ГИБДД МВД России, доверие граждан, органы внутренних дел, криминологическое исследование.
УДК: 343.9
The article provides an analysis of the activities of traffic police of the Ministry of internal Affairs of Russia on the execution of decisions on the deprivation of the right to drive vehicles. The types of offenses significantly violate the protected public relations in the field of road safety, which may cause criminal intent of employees to commit crimes. The shortcomings in the legal and organizational support of activities related to the execution of penalties for deprivation of the right to drive vehicles are identified. The measures on improvement (decriminalization) of activity on execution of the administrative legislation on deprivation of the right of control of vehicles are offered.
Improving the implementation of administrative legislation, public confidence, internal affairs bodies, criminological research, reformation.
Предупреждение преступлений, как задача уголовного закона, обязывает государство использовать широкий круг методов и средств в борьбе с преступностью и определяет основы современной уголовной политики России [5, 9].
Смягчение наказаний и декриминализация отдельных составов преступлений в отношении лиц, которые впервые совершили противоправные деяния небольшой тяжести [1], в 2018 г. позволило действенным образом повлиять как на статистику преступности в целом [7], так
и на загруженность учреждений уголовно-исполнительной системы ФСИН России в частности [8].
По этому поводу В. А. Максименко замечает, что «количество колоний для простых людей, которые не были связаны со службой в правоохранительных органах, в последнее время значительно сократилось, однако резко увеличилось количество колоний для бывших сотрудников» [8].
В связи с этим обоснованно встает вопрос о причинах таких кардинальных изменений.
Опираясь на ранее проведенное исследование [10], можно с уверенностью сказать о том, что преобладающая часть бывших сотрудников правоохранительных органов, отбывающих сегодня наказание в местах лишения свободы, являются в прошлом сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, в числе которых примерно 25 % бывших сотрудников ГИБДД МВД России.
Учитывая представленную структуру, актуальным видится продолжение изучения детерминант преступности сотрудников Госавтоинспекции и, как следствие, выявление тенденций к совершенствованию мер предупреждения преступлений, совершаемых сотрудниками ГИБДД МВД России.
Анализ преступных посягательств сотрудников ГИБДД МВД России показывает, что доля должностных преступлений в общей массе преступных деяний, совершаемых сотрудниками Госавтоинспекции, составляет более 77 % [11]. Около 50 % из них совершается сотрудниками службы при выявлении нарушений правил дорожного движения со стороны водителей транспортных средств. В числе которых 90 % совершается на стадии возбуждения дел об административных правонарушениях и примерно 10 % — при исполнении постановлений о привлечении виновных к административной ответственности.
Относительно невысокий уровень криминализации деятельности по исполнению административного законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения не может характеризовать данное направление с точки зрения ее защищенности от криминальных угроз, а, напротив, указывает на то, что представленный функционал отличатся наличием условий для совершения латентных преступлений. Сказанное подтверждается тем, что к административной ответственности привлекается лишь 68 % правонарушителей, которые самостоятельно не исполняют обязанность сдать водительское удостоверение в подразделение ГИБДД после вынесения постановления о лишении права управления транспортными
средствами. Вследствие этого примерно 32 % правонарушителей сегодня уходят от ответственности, несмотря на прямое указание Верховного суда о невозможности освобождения таких лиц от ответственности, поскольку управление водителем, находящимся в состоянии опьянения, транспортным средством существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения, независимо от роли правонарушителя, размера вреда, наступления последствий и их тяжести [4].
Между тем лишение права управления транспортными средствами законодатель устанавливает не только за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ, но и по другим 28 составам административных правонарушений, указанным в гл. 12 КоАП РФ, в числе которых следует назвать ч. 1.1 ст. 12.1, ч. 2 и 4 ст. 12.2, ч. 3, 4, 5 и 6 ст. 12.5, ч. 4, 5 и 7 ст. 12.9, ч. 1 и 3 ст. 12.10, ч. 3 ст. 12.12, ч. 4 и 5 ст. 12.15, ч. 3 и 3.1 ст. 12.16, ч. 2 ст. 12.17, ч. 3, 5 и 6 ст. 12.21.1, ч. 1 ст. 12.21.2, ч. 5 ст. 12.23, ч. 1 и 2 ст. 12.24 и ч. 2 и 3 ст. 12.27 КоАП РФ. Указанные правонарушения, а вернее комплекс общественных отношений, возникающий в связи с ними, способны формировать условия для совершения преступлений сотрудниками ГИБДД МВД России.
Анализ норм административного законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики показывает, что исполнение постановлений судей о лишении права управления транспортными средствами исполняется должностными лицами органов внутренних дел путем изъятия и хранения водительского удостоверения в течение срока лишения. При этом законодатель определяет две формы реализации исполнения таких постановлений: путем самостоятельной сдачи водительского удостоверения в подразделение ГИБДД лицом, лишенным такого права, и путем его принудительного изъятия у лиц, которые такую обязанность не выполнили в течение трех рабочих дней после вступления постановления в законную силу.
Между тем в целях реализации принципа неотвратимости наказания законодатель предусматривает возможность прерывания срока исполнения постановления в отношении лиц, уклоняющихся от сдачи водительского удостоверения. Тем самым, казалось бы, предупредительное значение наказания реализовано, суть которого, как указывал Ч. Беккариа, — «обусловливается вовсе не его жестокостью, а его неотвратимостью» [7].
Однако действующий закон не содержит нормативного указания о порядке такого прерывания и его процессуального оформления. Отсутствуют такие указания и в Методических рекомендациях Госавтоинспекции [2, 3].
Экспертный опрос сотрудников по исполнению административного законодательства ГИБДД МВД России показывает, что в случае неисполнения лицом, лишенным права управления транспортными средствами, обязанности сдать водительское удостоверение данное лицо признается уклоняющимся и срок автоматически прерывается. При этом решение о прерывании срока исполнения постановления документируется лишь записью в журнале учета материалов о нарушении правил дорожного движения и внесением указанных сведений в базу данных ФИС ГИБДД—М без составления соответствующего определения и уведомления лица.
Действующий сегодня порядок умаляет главенствующий в праве принцип законности. Субъективная оценка факта уклонения от исполнения постановления и принятие таких же субъективных решений об исчислении сроков лишения специального права и давности привлечения к ответственности создают условия для криминализации данной деятельности и тем самым отрицательно влияют на уровень доверия граждан к полиции.
Разрешение представленной проблемы видится в реализации мер организационного и административно-правового характера, а именно: путем внесения дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и формирования единого подхода к практике исполнения постановлений о лишении права управления транспортными средствами.
Учитывая сказанное, полагаем целесообразным:
— внести дополнение в статью 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дополнив ее частью 2.1 следующего содержания: «О прерывании исполнения постановления должностным лицом органа, уполномоченного исполнять постановление о лишении специального права, выносится определение, копия которого направляется лицу, лишенному специального права»;
— утвердить единый порядок исполнения постановлений о лишении права управления транспортными средствами, в котором предусмотреть обязанности должностных лиц ГИБДД МВД России:
а) признавать уклоняющимся от сдачи водительского удостоверения лицо, в отношении которого вступило в законную силу постановление судьи о лишении права управления транспортными средствами на определенный срок и которому разъяснен порядок исполнения постановления о лишении права управления транспортным средством;
б) при вынесении судьей указанного выше постановления в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и в случае, если в постановлении отсутствует разъяснение о порядке исполнения постановления о лишении права управления транспортными средствами, в адрес лица, лишенного права управления транспортным средством, направлять уведомление о порядке исполнения постановления;
в) по истечении срока, предоставленного лицу для самостоятельного исполнения постановления, выносить определение о прерывании исчисления срока лишения права управления транспортными средствами;
г) регистрировать определение о прерывании исчисления срока лишения права управления транспортными средствами в специальном журнале и вести соответствующее накопительное дело;
д) после вынесения определения о прерывании исчисления срока лишения права управления транспортными средствами и его регистрации незамедлительно направлять копию определения в адрес лица, лишенного права управления транспортными средствами;
е) с целью надлежащего информирования лица перед направлением копии определения проводить сверку данных места жительства с информационной базой регистрации граждан по месту жительства;
ж) приобщать к материалам накопительного дела (исполнения постановлений о лишении права управления транспортными средствами) определение о прерывании исчисления срока лишения права управления транспортными средствами и уведомление о вручении копии такого определения лицу, лишенному права управления;
з) ориентировать наряды, заступающие на службу, на выявление лиц, не исполнивших обязанности о сдаче водительского удостоверения, а также о транспортных средствах, на которых они могут передвигаться;
и) ежедневно вести журнал учета лиц, сдавших водительское удостоверение или заявивших об его утрате.
Реализация представленных мер сможет оказать влияние на снижение уровня криминализации деятельности ГИБДД МВД России, окажет предупредительное воздействие на лиц, допускающих возможность совершения административных правонарушений, санкция за совершение которых предусматривает лишение права управления транспортными средствами, и тем самым повысит авторитет государства и полиции.
Список литературы:
1. О внесении изменений в уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности: федер закон Российской Федерации от 3 июля 2016 г. № 323-ф3 // Рос. газ. 2016. № 149.
2. О направлении Методических рекомендаций: письмо МВД России от 18 июня 2003 г. № 13/ц-72 (ред. от 01.10.2007) [Электронный ресурс]. URL: http://www.sudact.ru/law/ pismo-mvd-rf-ot-18062003-n-13ts-72/priloz-henie (дата обращения: 01.07.2018).
3. Порядок исполнения постановления о лишении права управления транспортными средствами: указание ГИБДД МВД России от 13 июля 2010 г. № 13/9529 [Электронный ресурс]. URL: http://www//legalacts.ru/doc/ ukazanie-gibdd-rf-ot-13072010-n-139-529 (дата обращения: 05.07.2018).
4. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. № 18. Рос. газ. 2006. № 250 // СПС «КонсультантПлюс».
5. Баканов К.. С. Перспективы внедрения современных средств диагностики наркотического опьянения в деятельность Госавтоинспекции // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 3 (47).
6. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М.: Инфра-М. 2004.
7. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь — сентябрь 2018 года [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/reports/item/14696015/ (дата обращения: 27.11.2018).
8. Максименко В. А. Интервью Ю. Кабаладзе, С. Сорокиной в программе «В круге света» радиостанции «Эхо Москвы», 13 ноября 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https:// echo.msk.ru/programs/sorokina/2313766-echo/ (дата обращения: 27.11.2018).
9. Мартыненко Н. Э. Уголовно-правовая охрана потерпевшего: дис. ... докт. юрид. наук. М., 2015.
10. Новоселов С. А. Предупреждение преступлений, совершаемых сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016.
11. Новоселов С. А. Причины преступности сотрудников ГИБДД МВД России // Закон и право. 2014. № 4.