ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
В. Ф. Габдулхаков, доктор педагогических наук, профессор Института педагогики и психологии Казанского федерального университета
О технологии формирования индивидуального образа речевого поведения
Технология формирования индивидуального образа речевого поведения у ребенка дошкольного возраста строится как технология ораторского искусства и непосредственно связана с риторикой. Цель любой риторики (детской, школьной, юридической или педагогической) - овладение индивидуальным (неповторимым) образом речевого поведения на том или ином языке. Причем образом не какого-то другого человека, а образом своим, о котором ребенок и педагог часто даже не догадываются.
Дело в том, что большинство существующих сейчас технологий языкового образования или речевого развития ребенка рассчитаны на определенный стандарт (минимум), эталон, образец, в то время как каждый ребенок - индивидуальность с природосообразным темпом усвоения языкового материала, с индивидуальной манерой говорить, жестикулировать, интонировать и т. д. Даже выразительность речи, над которой бьются все методисты, не может быть у всех одинаковой. Она должна быть у всех индивидуальной и своеобразной.
Поэтому технология формирования индивидуального образа речевого поведения использует арсенал средств педагогики Марии Монтессори, педагогики индивидуальности, педагогики вальдорфской ориентации, психологии личности, общения, психолингвистики двуязычной речевой деятельности.
Нельзя заранее предугадать, какая система упражнений обеспечит оптимальную реализи-цию личностно-ориентированных подходов. Нельзя заранее сказать, как лучше построить индивидуальный маршрут формирования индивидуального образа речевого поведения у того или иного ребенка.
Все будет определять диагностика речевой деятельности ребенка, педагогический такт воспитателя, понимающего, что его задача не ломать формирующиеся у ребенка речевые механизмы, не приучать к тем эталонам, которыми владеет сам, а взращивать изнутри самого ребенка любопытство, интерес, любовь к слову, фольклору, сказкам, к речевой деятельности на трех языках в свойственной ребенку манере и стиле.
Система предлагаемых нами упражнений помогает педагогу выстроить свою техноло-
Какой это образ? Привлекательный, располагающий, воодушевляющий, сближающий, проникновенный и т. д. Чтобы образ не был отталкивающим, следует делать только одно - не отталкивать ребенка от себя. Надо полюбить его таким, какой он есть, и поддержать его в том индивидуальном варианте говорения, который дала ему природа.
Такая технология вызывала большой интерес еще у древних греков и римлян. Отсюда мы знаем великих мыслителей, ораторов. Каждый из них имел свою легенду о том, как он стал мыслителем, оратором, интересным собеседником и каждый не был похож на другого.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
гию формирования у ребенка индивидуального образа речевого поведения на трех языках сразу.
Приведем фрагмент только одной игры - интегрированной и синхронизированной по языковым универсалиям .■
На русском языке
На английском языке
На татарском языке
Ход игры
1. Приветствие (на мотив песни «Ах вы сени, мои сени»):
В нашей группе, В нашей группе Много маленьких ребят Много маленьких ребят Рядышком они сидят. Здравствуй, друг, который слева. Здравствуй, друг, который справа. Каждый видеть друга рад. Каждый видеть друга рад.
2. Беседа
В: Ребята, я сегодня получила письмо. Это письмо необычное, оно не только для меня, оно больше для вас. Хотите, я вам его прочитаю?
Д: да
Воспитатель читает письмо: «Я - Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников начальник И мочалок командир. Если топну я ногою, Позову своих солдат, В эту комнату толпою Умывальники влетят, И залают, и завоют, И ногами застучат, И тебе головомойку, Неумытому - дадут -Прямо в Мойку, Прямо в Мойку С головою окунут!»
В: Кто же прислал это письмо? На кого рассердился умывальник? Каких детей мы называем грязнулями? Что значит «Грязнуля»? Что нужно делать, чтобы Мойдодыр перестал сердиться? (ответы детей)
В: Что случилось с мальчиком в сказке «Мойдодыр»? (дети пересказывают сказку)
В: А я знаю двух лягушек, которых мы не можем назвать грязнулями. Они любят умываться и делают это очень часто.
3. Физкультминутка:
На болоте две подружки, Две зеленые лягушки, Утром рано умывались, Полотенцем растирались, Ножками топали, Ручками хлопали. Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет, Скажем всем: «физкультпривет».
4. В: Что нужно детям и взрослым для умывания?
Д: вода, мыло, зубная щетка, зубной порошок, полотенце.
В: Когда нужно умываться?
Д: Нужно умываться по утрам и вечерам.
Читаем отрыврок из сказки.
В: Где можно мыться?
Д: в ванне, в душе, в реке, в бане.
5. Игра.
Детям предлагается игра -мые умываются».
6. Заключительная беседа.
Давайте же мыться, плескаться, Плавать, нырять, кувыркаться В ушате, корыте, лохани, В реке, ручейке, в океане, И в ванне, и в бане, Всегда и везде -Вечная слава воде!
В: Ребята а как умываются животные? Рассказ педагога о том как умывается кошка, собака, слон, поросенок.
В: Что теперь скажет Мойдодыр, когда увидит, что вы научились правильно умываться?
7. Прощание.
Вот теперь тебя люблю я, Вот теперь тебя хвалю я! Наконец-то ты, грязнуля, Мойдодыру угодил.
имитация «Как животные, птицы, насеко-
Ход игры 1. Приветствие:
Hello! Hello! Hello! Hello! Hello! Hello! Hello! Hello, Marat! (педагог здоровается с каждым ребенком)
Как будет по-английски: грязнуля - scruff (ответы детей)
Как будет по-английски: умываться - wash up
Как будет по-английски: вода - water мыло - soap зубная
щетка - toothbrush зубной порошок - tooth powder
полотенце - towel
Как будет: в ванне -в душе -в реке -в бане -
7. Прощание.
Good-bye, good-bye, Good-bye, good-bye Good-bye, good-bye, Good-bye, Zilya.....etc
Ход игры 1. Приветствие:
Исенме, исенме, Исенме, исенме, Исенме, исенме, Исенме, Марат!
(педагог здоровается с каждым ребенком)
Как будет по-татарски: грязнуля - пычрак (ответы детей)
Как будет по-татарски: умываться - юынырга
Как будет по-татарски: вода - су мыло - сабын
зубная щетка - теш щеткасы зубной порошок - теш порошогы полотенце - селге
Как будет: в ванне - ванна+да в душе - душ +та в реке - елга+да в бане - мунча+да
7. Прощание.
Сау бул, сау бул! Сау бул, сау бул! Сау бул, сау бул, Сау булыгыз! Хушыгыз, дускайларым!