Научная статья на тему 'О технологической готовности будущего учителя'

О технологической готовности будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О технологической готовности будущего учителя»

150

Высшее образование в России • № 3, 2007

О. КАРБАНОВИЧ, ассистент Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского

Круг приоритетных задач современного школьного образования должен быть ориентирован прежде всего на достижение результативности в целостном развитии личности ребёнка, а не только на освоение учениками необходимого объёма знаний, умений и навыков.

Именно такое понимание цели образования, на наш взгляд, составляет концептуальную основу адаптивной образовательной системы (АОС), предполагающей использование личностного подхода, т.е. такой методологической ориентации, которая «позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его индивидуальности» [1, с. 118-119]. Поэтому сегодня как никогда остро встаёт вопрос о технологической культуре и технологической компетенции современных педагогов.

Учитель как субъект социально-педагогической технологии - проблема, о которой хотелось бы начать размышления, ссылаясь на наши исследования готовности педагогических кадров к реализации адаптивного обучения в школе. Нами была разработана анкета, позволяющая оценить степень освоения и применения современными педагогами ведущих приёмов обеспечения личностно-адаптированного образо-вания(в опросе приняли участие 50 учителей Брянской области со стажем работы от 3 до 10 лет).

В среднем более 70% из числа опрошенных педагогов показали высокую степень осознания и освоения содержательной и процессуальной сторон адаптивного образования. Однако 58% из числа опрошенных не владеют методами диагностики и не придают должного значения систематическо-

О технологической готовности будущего учителя

му использованию соответствующих данных при планировании и организации учебно-воспитательного процесса. Противоречивость полученных данных приводит нас к мысли о том, что психологическая установка (готовность, настрой) учителей на работу в контексте личностного подхода есть, а вот практическая его реализация вызывает сомнение.

Технологическая культура учителя (ТКУ) как неотъемлемая часть его профессиональной культуры представляет собой высокий уровень развития педагогического мышления, технологических знаний, умений и творческой индивидуальности учителя и соответствующая ему способность осуществлять технологизированную педагогическую деятельность. В зависимости от степени сформированности перечисленных компонентов выделяется три уровня ТКУ: нормативно-репродуктивный (учитель осуществляет педагогическую деятельность по образцу, воспроизводя образовательную технологию без учёта конкретных педагогических условий); адаптивно-эвристический (учитель осуществляет педагогическую деятельность с опорой на технологические знания, реализует образовательные технологии с учётом конкретных условий, адаптируя их адекватно этим условиям, склонен к творческой деятельности); креативно-творческий (учитель обладает всеми необходимыми профессионально-личностными качествами, осуществляет деятельность по использованию технологических знаний, техники и технологии на творческом уровне) [2].

Овладение технологической культурой педагогического труда - процесс сложный и длительный, главной составляющей которого является самосовершенствование, заключающееся прежде всего в воспитании социально-психологических профессио-

Научный дебют

151

Таблица

Структурно-содержательная схема готовности учителя к инструментально-технологической деятельности

Характеристики технологической готовности учителя как человека культуры

Технологическая культура Социально-технологические компетенции Ключевые квалификации

Личностная направленность системы ценностных ориен-таций Социально-психологические (умения использовать социально-психологические механизмы операциональных средств профессионального общения) Коммуникативность, интерактивность, рефлексивность, толерантность, эмпатийность

Технологическая грамотность Специальные (владение ин-формационно-технологичес-кими средствами обеспечения деятельности, измерительными навыками) Технологичность, ответственность, конструктивность, организованность

Творческая индивидуальность Учебно-познавательные (способность к самостоятельному решению учебных задач) Креативность, мобильность, гибкость

Характеристики профессионально-личностной готовности

Педагогическая направленность Технолого-педагогические способности Профессионально-педагогическая индивидуальность

Стремление и желание заниматься технологизирован-ной педагогической деятельностью Личностно-коммуникатив-ные Отсутствие в индивидуальном стиле деятельности и общения стереотипных установок

Гуманистическая ориентированность педагогической позиции Прогностические и гностические Профессиональная гибкость

Высокий уровень развития педагогического самосознания Дидактико-конструктивные Позиция исследователя, мастера

Характеристики профессионально-деятельностной готовности

Когнитивная готовность Социально-технологические компетенции Ключевые квалификации

Общекультурные знания Операционально-методические умения Научно-исследовательские умения

Психологические знания Психолого-педагогические и экспертные умения Разработка исследовательской программы, адекватной собственной творческой индивидуальности, целям и содержанию обучения, позиции учащихся

Технолого-педагогические знания Диагностические и контрольно-оценочные умения Организация системы отслеживания результатов исследовательской работы

152

Высшее образование в России • № 3, 2007

нально-личностных качеств. Ких числу ряд исследователей (С. Белова, М.В. Кларин, М.И. Лукьянова) относят:

- гибкость (умение быстро ориентироваться в меняющейся обстановке учебного процесса, в зависимости от текущих задач побуждать участников к совместной работе, комбинировать известные способы преподавания);

- конструктивность (умение поддерживать и направлять деятельность учащихся, вектор их взаимодействия с предметом, друг с другом, с педагогом);

- рефлексивность (активное и отстранённое наблюдение за своей деятельностью, готовность к её пересмотру, к многообразию реакций во взаимодействии с учащимися);

- эмпатийность (умение эмоционально «подключиться» к личности ученика);

- толерантность (позиция терпимого отношения к школьнику, к его ценностному миру, точке зрения, к его ошибкам).

Естественно, для реализации данных качеств необходима в первую очередь про-фессионально-деятельностная готовность учителя к технологизированной деятельности, которая выражается в когнитивной, операционально-технологической и инновационно-исследовательской готовности.

Слияние структуры личности и профессиональной деятельности педагога, реализующего технологический подход в работе с учащимися, предстаёт наиболее отчётливо в разработанной нами модели профессиональной готовности учителя к инструментально-технологической деятельности. При этом под технологической готовностью учителя мы понимаем устойчивую структурно-функциональную систему ин-

тегративных качеств личности, обеспечивающую эффективную реализацию педагогической деятельности в условиях техно-логизации образования. Схематичное изображение данной системы представлено в таблице.

Из всего сказанного следует, что учитель современной школы вне зависимости от своих функций и полномочий выступает в качестве субъекта социально-педагогической технологии. Поскольку педагог имеет дело с развивающейся личностью (самой сложной системой из всех известных систем), то он несёт огромную ответственность за выбор определённой образовательной технологии и её грамотную реализацию, организацию целостного педагогического процесса и его результативность. Поэтому каждый учитель должен быть профессионально подготовлен к технологизированной педагогической деятельности, т.е. обладать технологической культурой и компетентностью. Технологическая культура учителя как проявление общей педагогической культуры представляет собой целостное личностное образование, интегрирующее комплекс профессионально значимых качеств и умений, позволяющих осуществлять педагогическую деятельность в контексте личностного подхода.

Литература

1. Степанов Е.Н. Педагогу о современных

подходах и концепциях воспитания. -М., 2003.

2. Зевина Л.В. Образовательные техноло-

гии и технологическая культура учителя // Школьные технологии. - 2002. -№5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.