О ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖАХ
Е.И. Григорьева, В.В. Шишкина
Grigoryeva E.I., Shishkina V.V. On techniques for extracurricular activities aimed at musical and aesthetic education at teacher training colleges. The article looks at topical issues of musical and aesthetic education. It contains an account of the sociological research embarked upon by the authors and proposes techniques designed to develop adolescents’ creative and performing abilities in out-of-school activities.
Ведущими сферами реализации функций и потенциалов культуры являются образование и досуг. Эти две сферы жизнедеятельности находятся в постоянной системной связи и взаимодополняют друг друга. Последние годы XX столетия существенно изменили состав и деятельность различных субъектов воспитания подрастающего поколения. Это прежде всего отразилось на системе учреждений народного и дополнительного образования, средствах массовой информации, детских и молодежных общественных объединениях.
Если раньше работа учреждений образования, культуры была направлена на гармоничное развитие личности и такие формы как нравственная, эстетическая, этическая культура были в центре внимания многих ученых и практиков, то в настоящее время наблюдаемые в этой области процессы вызывают тревогу.
Противоречия между декларируемыми и реальными социальными нормами порождают условия, провоцирующие воспроизводство различных форм отклоняющегося поведения в среде молодежи. Угрожающие масштабы приобрели беспризорность и безнадзорность. Растет число необучающихся и неработающих подростков. Среди несовершеннолетних правонарушителей увеличивается доля младших возрастных групп и девочек-подростков. Наблюдается тенденция автоно-мизации детской преступности, усиление ее организованности, укрепление связей с другими возрастными группами преступного мира.
Особую тревогу вызывает проблема наркомании: растет число наркозависимых в подростковой среде, все чаще отмечаются положительные установки по отношению к наркотикам, многократно возросла детская смертность от их передозировки. Высокий уровень социальной патологии в молодежной среде - мощный дестабилизирующий
фактор длительного действия, который представляет собой исключительную опасность для будущего России.
В результате развития средств массовой информации и коммуникации, введения конституционного запрета на цензуру, отсутствия общественного контроля за их деятельностью значительно расширилось и качественно изменилось информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. Резко возросла доступность материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, компьютерные сети, в том числе и тех, которые пропагандируют секс, насилие, идеализируют наркоманию, проституцию.
Не для кого не секрет, что в стадии хронического кризиса находятся театры, клубные учреждения, музеи, библиотеки, кинотеатры. Роль высокого искусства в современной жизни заметно уменьшилась, особенно такого искусства, которое требует от аудитории определенной активности и эстетической культуры. Несмотря на то, что правительство принимает различные меры, направленные на приобщение к культурным ценностям, развитию нравственного и художественноэстетического образования, проблема эта с каждым годом все больше усугубляется.
Реальный процесс музыкально-эстетического развития подростков происходит на уровне музыкального воспитания и образования. В последние десятилетия произошло отчуждение образования от духовности личности. Музыкальное образование потеряло эстетическую ориентацию, превратилось в однонаправленное обучение какому-либо виду исполнительской деятельности, а в современных экономических условиях стало уделом немногих. Сложившаяся кризисная ситуация в массовом музыкальном воспитании привела к потере поколений слушателей, что отразилось на музыкальной жизни обще-
ства. Несмотря на то, что по объему охвата населения музыкальное искусство за счет радио, телевидения носит почти всеобщий характер, живые источники музыкальной культуры - концертные площадки, театры, филармонии посещаются недостаточно интенсивно, а общение с серьезной музыкой рассчитано именно на непосредственное ее восприятие. В результате этого богатство классической и современной академической традиции, фольклорная культура оказываются недоступными для понимания современного массового слушателя. Между тем, определяющим критерием состояния музыкальной культуры общества служит отношение слушателей к музыке классических жанров. Следовательно, проблема формирования культуры подростков в настоящее время выдвинута в центр всеобщего внимания.
Стране необходимо духовное возрождение, путь к которому лежит через культуру развития личности подрастающего поколения. Следовательно, формирование профессиональных основ музыкально-эстетической культуры должно включать знания и представления о закономерностях искусства, структуре и восприятии произведения, механизмах функционирования культуры. Эстетическая специфика литературы, музыки, живописи - все эти слагаемые работают на развитие духовного содержания подростка.
Одна из основных задач воспитания -творческое развитие формирующейся личности, которое наиболее эффективно воздействует на подростка, когда он сам является «творцом». Это качество должно реализовываться в условиях внеклассной работы, сущность его заключается в художественно-воспитательном воздействии на участников через:
- приобретение, создание, хранение, а также распространение и пропаганду художественных ценностей,
- выработку художественных ориентаций участников коллектива посредством приобщения человека к искусству.
Таким образом, прогрессивная идейная обусловленность музыкально-эстетического воспитания в обществе должна стать могучей движущей силой и стимулом к развитию духовных начал личности, сформировавшейся в определенных исторических и социальнопсихологических условиях, конкретных обстоятельствах жизни общества, находящегося на стадии всестороннего обновления. Она и будет объективной предпосылкой к разви-
тию качественно нового уровня духовности. Новизна его заключается в многообразии и глубине творческого переосмысления достигнутого.
Для решения социально-педагогических проблем необходимо совершенствовать содержание и формы эстетического воспитания в учебном процессе, а также внеклассной работе. Общество ощущает острую потребность в целенаправленном руководстве музыкальным воспитанием, поскольку заинтересованно в его результате - развитие творческой личности. Следовательно, повышение социальной роли музыкально-эстетического воспитания не только исторически обусловлено, но и стимулирует общественный интерес к музыкальному искусству и массовым формам музыкального творчества.
Учитывая сложившиеся проблемы в развитии эстетического и нравственного воспитания в различных образовательных учреждениях, возникла потребность внедрения инновационных подходов к организации внеклассной работы по музыкально-эстетическому воспитанию. В сфере образования сегодня ощущается недостаток в формировании музыкально-эстетической культуры студентов гуманитарных вузов и педагогических колледжей, а для этого необходимо целенаправленно проводить работу по изучению истории формирования системы музыкально-эстетического воспитания подростков и молодежи в России;
♦ выявлять современные подходы к организации системы музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения на региональном уровне;
♦ вырабатывать современную концепцию модернизации системы музыкально-эстетического воспитания и образования подростков в процессе внеклассной работы;
♦ разрабатывать технологические приемы организации внеклассной работы по музыкально-эстетическому воспитанию студентов педагогических колледжей;
♦ осуществлять экспериментальные исследования по оптимизации внеклассной работы по музыкально-эстетическому воспитанию в педагогических колледжах. Сегодня можно смело утверждать, что
музыкально-эстетическое воспитание подрастающего поколения является неотъемлемой частью формирования гармонично развитой личности, и организация его на должном уровне может быть решена лишь при условии:
- формирования устойчивого интереса подростков к различным видам музыкального искусства;
- учета возрастных особенностей подростков, определяющих характер их музыкальных запросов и предпочтений;
- использования различных педагогических технологий, способствующих оптимизации музыкально-эстетического воспитания.
Нами проводилось комплексное экспериментальное исследование, посвященное оптимизации внеклассной работы по музыкально-эстетическому воспитанию в педагогических колледжах.
На первом этапе нами исследовался зарубежный опыт организации музыкальноэстетического воспитания подростков. Одновременно велось наблюдение за деятельностью общеобразовательных школ, частной школы «Интеллект» и педагогического колледжа г. Усмани Липецкой области с целью выявления основных подходов по организации музыкально-эстетического воспитания подростков на региональном уровне. На местах путем устного опроса и включенного наблюдения изучались различные формы и системы музыкально-эстетического образования и воспитания молодежи, реализовывались авторские методики и технологические приемы организации и стимулирования музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей. Было проведено анкетирование учащихся 7-х классов общеобразовательных школ № 1, 2, 3, частной школы «Интеллект» и студентов I курса логопедической, исторической и музыкальной групп педагогического колледжа г. Усмани.
На втором этапе был проведен формирующий эксперимент на базе Усманского педагогического колледжа, где был создан ансамбль аккордеонистов и баянистов. На основании результатов, полученных на данном этапе, были разработаны методические рекомендации «Оптимизация внеклассной работы по музыкально-эстетическому воспитанию в педагогических колледжах».
Целью исследования было выявление уровня музыкально-эстетического воспитания молодежи, обучающейся в педагогическом колледже и разработка технологических приемов организации их творческих и исполнительских способностей в процессе внеклассной работы.
Для ее достижения были выдвинуты четыре задачи исследования:
♦ определить уровень интеллектуального и общего развития студентов;
♦ исследовать отношение подростков и молодежи к серьезной музыке;
♦ выявить основные ориентации студентов в области искусства;
♦ изучить музыкальные потребности и интересы современной молодежи.
В исследовании приняли участие 69 человек (см. рисунок 1). Из них 28,9 процента студенты логопедической группы; 34,7 процента студенты исторического отделения и 36,2 процента студенты специализации «Музыка».
34,7%
И Логопедическая группа ■ Историческое отделение □ Специализация "Музыка"
32%
И Девочки ■ Мальчики
Рис. 1.
Нами были разработаны две анкеты, каждая из них состояла из 13 вопросов.
Вопросы первой анкеты были направлены на то, чтобы выяснить, почему студенты выбрали для обучения данный педагогический колледж и избранную специализацию. Во второй анкете рядом вопросов мы пытались определить уровень познавательного интереса студентов к изучению предметов эстетического цикла.
В ходе опроса выяснилось, что 24 процента респондентов пришли в данное учебное заведение, так как уже долгое время мечтали о работе в школе в качестве учителя начальных классов с правом преподавания уроков музыки. 28 процентов опрашиваемых
ответили, что их привело в колледж желание и стремление к самосовершенствованию. Такое же количество студентов (28 процентов) затруднилось ответить на поставленный вопрос. Ни для кого не секрет, что часто дети поступают в какое-либо учебное заведение по желанию родителей, так случилось и с 20 процентами респондентов, для которых и специальность, и учебное заведение выбрали родители.
Следующим вопросом мы хотели выяснить: «Занимаются ли респонденты каким-либо видом художественного творчества?» 72 процента опрошенных ответили положительно на данный вопрос, а остальные (28 процентов) сказали - нет (см. рисунок 2).
□ Занимаются художественным творчеством В Не занимаются
Рис. 2
Нам было интересно узнать, в каких творческих коллективах занимаются респонденты? Опрос показал, что основная часть студентов (40 процентов) являются участниками ансамбля баянистов и аккордеонистов, 32 процента опрошенных посещают ансамбль металлофонистов, 12 процентов занимаются в студенческом хоре, и по 8 процентов опрошенных являются участниками оркестра народных инструментов и танцевального коллектива (см. рисунок 3).
40%
И Ансамбль баянистов и аккордеонистов ■ Ансамбль металлофонистов И Студенческий хор О Оркестр народных инструментов В Танцевальный коллектив
Рис. 3
Так как исследуемая группа студентов обучается на музыкальном отделении, то нас
интересовал вопрос: «Как повлияли уроки музыки и пения в общеобразовательной школе на формирование интересов подростков?» Анализ полученных сведений показал: у 8 процентов респондентов появилось желание продолжить обучение в специализированном колледже, 44 процента ребят ответили, что «данные уроки привили любовь к музыке». Однако часто подростки откровенно признаются, что «уроки музыки вообще не повлияли на формирование интересов» - это 38 процентов ребят и 10 процентов студентов, что еще раз свидетельствует о том, что проблема совершенствования форм и методов музыкально-эстетического воспитания в учреждениях образования приобретает сегодня особую актуальность.
В ходе исследования мы выявили, что тенденция снижения интереса молодежи к урокам искусства (в частности, «Музыке и Пению»), отношение как к второстепенному предмету не только существует, но и прогрессирует. Причину данного состояния проблемы мы наблюдаем:
- в недостаточном совершенствовании методов музыкально-эстетического воспитания;
- в неосознанном отношении к социальным, эстетическим и воспитательным функциям искусства;
- в непрофессиональном владении некоторыми преподавателями методологическими, теоретическими и практическими основами психологии, педагогики, искусствознания.
При отсутствии нужного количества культурных центров в районе подготовленный преподаватель музыки общеобразовательной школы должен быть организатором и руководителем эстетического просвещения не только на уроке, но и во внеурочное время. Его действия должны быть направлены на художественно-творческое развитие личности подростка, что мы наблюдаем не в каждой школе.
С целью выяснения, где подростки эффективнее могут реализовать свое свободное время, мы предложили 5 вариантов ответов (в творческом коллективе, в колледже, в спортивном комплексе, в компании друзей и свой вариант ответа). По результатам опроса мы получили следующие данные: 23 процента участников отдали предпочтение творческому коллективу, 13 процентов респондентов - школе, 8 процентов подростков свободное время проводят в спортивном ком-
плексе, 48 процентов молодежи - в компании друзей, 3 процента предложили свой вариант ответа - на рыбалке, чтение книг (1 процент).
5% 3%
8%
В Т ворческий коллектив Е1 Школа □ Спортивный комплекс □ Компания друзей ЕЗ На рыбалке 0: Чтение книг
Рис. 4
группы «Логопедия» и 46 процентов историков) ответило, что учатся в меру своих возможностей, 5 процентов студентов (история) считают, что учатся в полную силу, однако, этот результат ответа ребят логопедической группы составляет лишь 6 процентов. Еще одним косвенным показателем является выбор подростками варианта ответа «Учусь, поскольку заставляют» (36 процентов историков, 28 процентов логопедов). Как мы видим, абсолютный рекорд при выборе результатов ответа принадлежит варианту «Учусь по возможности», на втором месте «Учусь, поскольку заставляют», на третьем месте ответ «Потому, что интересно», на четвертом «Учусь в полную силу» (см. рисунок 5).
Анализируя данные исследования, нужно отметить, что больший процент молодежи проводит свободное время в компании друзей. Следует признать подростковый и юношеский возраст важным периодом в формировании личности. Наша задача - творчески заинтересовать подростков, создать благоприятные условия для самореализации и развития личности учащихся.
Данные о художественно-эстетических потребностях меняются каждые 3-5 лет, поэтому необходимо их пополнять для того, чтобы анализировать интересы, потребности подростков, с целью создания условий и разработки программ для их реализации. Для выявления реального состояния познавательного интереса подростков мы проводили исследование на базе Усманского педагогического колледжа среди студентов 1-х курсов школьного отделения с дополнительной специализацией «История», «Логопедия» (таблица 1).
Таблица 1
Специализация Половой признак Общее количество студентов
юноши девушки
Учитель начальных классов с дополнительной специализацией «История». 12 12 24
Учитель начальных классов с дополнительной специализацией «Логопедия» 1 19 20
Прежде всего, учащимся предлагалось оценить уровень своей включенности в освоение эстетических предметов. Большинство респондентов (56 процентов студентов
Учатся по Заставляют
возможности
■ Историки И Логопеды
Рис. 5
Два перепроверяющих вопроса анкеты были направлены на выявление взволновавшей и заинтересовавшей тематики учебноэстетических занятий. На вопрос «Что на уроках искусства тебе нравится больше всего?» 40 процентов респондендов логопедической группы и 44 процента историков ответили - рассказ учителя, 28 процентов (логопедов) и 32 процента (историков) на уроках эстетического цикла привлекает исполнение произведений, 12 процентов студентов-лого-педов предпочитают разгадывать кроссворды, 12 процентов респондентов исторической группы с интересом слушают ответы сокурсников, 12 процентов подростков исторической группы и 20 процентов логопедической группы затруднились дать ответ (см. рисунок 6).
Обратим внимание на то, что аналитическая работа в какой-то мере приравнена к рутинному выслушиванию рассказа учителя, коллег. Тем самым на уроках недостаточно уделяется внимание развитию мыслительной
Таблица 2
50%
45%
40%
35%
30%
25%
20%
15%
10%
5%
0%
44%
40%
Т777]
28%
К
12% 12% 12%
■ ¥// Л НИН
У//А ИП
У//А ИП
Ш я
Р ассказ учителя
Свой вариант ответа
I Историки Ш Логопедії
Рис. 6
деятельности школьников, формированию оценочных суждений, а следовательно, развитию эстетических вкусов и ценностных ориентаций в области художественной культуры. Настораживает и тот факт, что ни один студент не отдал предпочтения творческой и познавательной деятельности (анализу произведений, работе с литературой и так далее). Здесь наблюдается явный педагогический пробел в данной работе. У учащихся не развиты навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой и репродукциями, все это сдерживает развитие и реализацию творческого потенциала молодежи и в конечном итоге сказывается на рейтинге предметов эстетического цикла в сравнении другими научными дисциплинами. Приятен тот факт, что 60 процентов студентов привлекает исполнительская и творческая деятельность (пение, ИЗО). Мы считаем, что такой интерес ставит перед педагогами задачу развития творческих видов деятельности, раскрывающих способности и индивидуальности подростков.
Данные опроса показывают, что студенты неравнодушно относятся к урокам искусства. Но для достижения высокого интеллектуального уровня необходимо совершенствовать методы и формы преподавания, используя различные эффективные работы на уроках, устранять «пробелы», стараться заинтересовать молодежь. Ребятам нравится творческая работа (пение, рисование), и следующий вопрос нашей анкеты был направлен на выяснение мнения респондентов о том, «Занимаются ли подростки каким-либо видом творчества во внеурочное время» (таблица 2).
Вопрос: занимаются ли подрост-
Название группы ки каким-либо видом творчества во внеурочное время?
да нет
Историческая 62% 38%
Педагогическая 68% 32%
Как мы видим из таблицы 2, третья часть от общего количества подростков не задействована ни в каком творческом коллективе. Уточнить данный ответ мы решили следующим вопросом: «В каких творческих коллективах Вы задействованы?» 16 процентов респондентов логопедической группы занимаются в вокально-инструментальном ансамбле, 60 процентов - в духовом оркестре, 24 процента нигде не задействованы.
Проанализировав ответы группы историков, мы видим, что 48 процентов учащихся занимаются в оркестре народных инструментов, 16 процентов - в вокально-инструментальной группе, 4 процента ребят еще учатся в музыкальной школе и 28 процентов отдают предпочтение различным видам спорта. Как мы видим, желание, интересы и потребности молодежи разнообразны, подтверждением служат результаты ответов на следующий вопрос «Какими видами искусств Вы еще хотели бы заниматься?» Анализируя ответы ребят исторической группы, мы наблюдаем, что 32 процента респондентов хотят заниматься изобразительным искусством, 20 процентов - театральным, 20 процентов - хореографией, 10 процентов - вокалом, 4 процента -художественным чтением. Свой вариант ответа предложили 8 процентов подростков. Из них 5 процентов не хотят заниматься никаким видом творчества, а 6 процентов отдали предпочтение спорту (ушу). Результаты опроса другой группы студентов следующие: 10 процентов подростков хотят заниматься вокалом, 16 процентов - хореографией, 16 процентов - художественным чтением, 24 процента - театральным искусством, 12 процентов - изобразительным искусством и 32 процента - спортом (свой вариант ответа). Суммируя ответы студентов двух групп, мы четко видим динамику предпочтений молодежи (см. рисунок 7).
32%
20%
35%
30%
25%
20%
15%
10%
5%
0%
24%
20% 20%
7 „16%
II
10%0%
11
4%
6%
Д
5%
Л о
I £
&
I Историка И Логопедії Рис. 7
Ответы на вопрос «Как повлияли уроки музыки в общеобразовательной школе на формирование ваших интересов?» очень напомнили результаты анкетирования студентов музыкальной группы и учащихся средних общеобразовательных школ.
Ответ «Ничего не дали» выбрали 20 процентов студентов исторической и логопедической группы, «Привили любовь к музыке» - 36 процентов учащихся, затруднились ответить 40 процентов ребят. У 4 процентов респондентов появилось желание продолжить обучение в специализированном вузе. Подводя итоги анкетирования, можно сделать вывод, что подростки редко посещают учреждения культуры и досуга, мало читают. Причины мы видим в отсутствии данных культурных центров в районе. К тому же в сложившихся экономических условиях развития страны не каждая семья может позволить такого рода просвещение в другом городе.
Данные констатирующего эксперимента выявили исходные результаты музыкального развития участников, вкусы, осведомленность в области искусства и показали отсутствие активного музыкально-эстетического просвещения, слабый интерес к классической музыке.
В экспериментальной части исследования нами была разработана и организована систематическая работа по художественному и в частности музыкальному воспитанию и просвещению студентов во внеурочное время.
Внеклассные занятия проводились по методике комплексного эстетического воспитания средствами музыки, литературы и театра.
Наличие в колледже большого концертного зала дало возможность проверить некоторые из поставленных экспериментов на более широкой аудитории (приглашались студенты старших курсов из других колледжей).
Кроме того, отдельные лекции-концерты повторялись в других колледжах и школах Ус-мани для жителей города. В результате мы имели достаточно широкую базу для проверки методики работы и ее эффективности.
Проведенные эксперименты показали, что даже в условиях внеклассной работы возможно преподнести учащимся систему музыкальных знаний, развить способность к музыкально-эстетическому восприятию и суждению, сформировать музыкальные представления. Расширение музыкального кругозора студентов и их знаний о музыке основывается, прежде всего, на живом восприятии музыки.
Результаты исследования показали новый уровень музыкального вкуса студентов. Наши слушатели, по отзывам как артистов, принимающих участие в концертах, так и многочисленных посетителей нашего лектория, существенно отличались от обычных слушателей - студентов, наполнявших концертные залы. Особая сосредоточенность, внимание, большая активность и яркая реакция делает аудиторию весьма привлекательной для артистов-исполнителей. Опыт нашей работы показал, что начинать ее надо уже с учеников общеобразовательной школы. Суждения и оценки студентов 1-2 курсов, имевших предварительную подготовку, очень отличаются от высказываний студентов, не посещавших занятия. Начиная массовую музыкальную работу с 1 курса, колледж сумеет обеспечить систематическое и разностороннее музыкальное воспитание и образование, что значительно повысит качество и интеллектуальный уровень студентов.
Таким образом, проведенная опытноэкспериментальная работа со всей очевидностью показала значение массовой музыкально-образовательной работы именно в колледже, где руководитель имеет дело с постоянным составом аудитории, что обеспечивает систематичность и последовательность всей воспитательной работы.
Все вышесказанное, однако, отнюдь не означает, что проблема музыкально-эстетического воспитания средствами музыки полностью разрешена в нашей внеклассной работе. Необходимы дальнейшие усилия специалистов разных областей искусства, эстетиков, психологов, педагогов, которые занимаются разработкой системы музыкальноэстетического воспитания подрастающего поколения.
32%
32%
16%
0%