УДК 371
Панфёрова А.Д.
Оренбургский государственный университет E-mail: anytka1616@mail.ru
ДИАХРОНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА
Проблема развития эстетических ориентаций школьников всегда была актуальна в воспитательном и образовательном процессах. Данный процесс предполагает обогащение отношения к прекрасному в природе, искусстве, в окружающей действительности, в том числе и в человеке. Поскольку эстетические ориентации являются не врождёнными, а присвоенными, развитию эстетических ориентаций должно уделяться большое внимание. Несмотря на исследования зарубежных и отечественных ученых, данная область педагогики остается малоизученной.
В нашем исследовании мы привели данные сравнения диахронического анализа и диагностики развития эстетических ориентаций подростка. В результате сравнительного анализа, нами был выявлен тот факт, что во все эпохи красота проявлялась во многих сферах человеческой жизни: в нравственной, культурной, естественной, и ярче всего обнаруживалась она в образе женского лица. И не смотря на существенные различия идеалов красоты в разные эпохи - данная ценность являлась объектом наслаждения, пробуждающее эстетические чувства людей всех поколений. Обращаясь к эстетическим предпочтениям современности, можно утверждать, что сделан еще один поворот к своеобразию понимания красоты как ценности. Однако, как показывают диагности -ческие данные, красота как ценность занимает последнее место среди ценностных предпочтений современных подростков и развитие эстетических ориентаций происходит на низком уровне.
Таким образом, развитие эстетических ориентаций школьников на сегодняшний день является одной из ключевых задач для современного образования и воспитания. Социальные-политические и культурные преобразования накладывают отпечаток на развитие отношения к прекрасному. Развитие творческих способностей, возможность и условия для восприятия произведений искусства, соответствующих идеалам красоты, компетентность педагога в областях, касающихся эстетики -все это позволит развить эстетические ориентации школьников на высоком уровне.
Ключевые слова: ценность, красота, эстетические ориентации, развитие эстетических ори-ентаций.
Эстетические ориентации личности - это отношение человека к красоте как ценности (Л.Н. Столович, М.С. Каган, В.С. Собкин, Ю.У. Фохт-Бабушкин, М.А. Верб, Л.А. Воло-вич) [12]. Развитие ценностных ориентаций предполагает обогащение отношения к прекрасному в природе, искусстве, в окружающей действительности, в том числе и в человеке; они являются присвоенными, а не врожденными; при этом они обладают большей глубиной присвоения, чем эстетические ценности. Следует подчеркнуть, что подобное развитие происходит не одномоментно, этому может послужить промежуток времени длиною в человеческую жизнь. Этот процесс выстраивает особый вектор становления ценностных ориентаций в восходящую иерархию (А.В. Кирьякова).
Рассматривая процесс развития эстетических ориентаций, необходимо обратиться к сущности красоты как ценности с точки зрения взглядов ряда ученых. История эстетики (науки о красоте) дает понять, что понимание красоты как ценности определяется используемой фило-
софией - представления о красоте меняются, с изменением социума, культуры. Красотой, как главной ценностью искусства, можно назвать то, что является эстетической интерпретацией жизни - считал В.А. Канке. М.С. Каган утверждал, что красота - это результат искусности во всех аспектах человечества и априори присуща всем формам художественного творчества - именно к нему эстетика проявляет особый интерес [4].
Немецкий эстетик и искусствовед И. Вин-кельман писал о том, что красота - это одна из самых величайших тайн природы; её действие нам не дано познать, но дано ощущать [3]. По мнению немецкого философа Рудольфа Штейнера, эстетика (наука о красоте) содержит в себе проникающую через деятельность человека форму бытия в различных формах искусства [15]. А Г. Гегель считал, что красота - это чувственная взаимность духа и идеи, это один из способов изображения истины, следовательно, она доступна лишь мышлению понимающему - но только если оно действительно обладает сильнейшей способностью понятия [2].
Немецкий писатель К.Ф. фон Румор говорил о том, что красота охватывает собою свойства объектов, «возбуждающие чувство зрения», и этим самым доставляют удовольствие и особым образом настраивают душу. Таким образом, можно сделать вывод о том, что красота - есть нечто возвышенное, «неземное», пробуждающее у человека чувство великого наслаждения и удовлетворения. И. Кант красоту трактует как форму «целесообразности предмета», т. к. она рассматривается человеком без какой-либо цели [6].
Известно, что в связи с социальными, политическими, нравственными, культурными изменениями, происходящими в мире, меняются потребности и сознание людей, а следовательно и их ориентации в мире ценностей.
Однако, главными условиями «вечной и неизменной» красоты были и остаются симметрия, гармония, взаимное соответствие всех черт и пропорций законченный целостный образ, чувство настоящей жизни. Ярче всего данное явление прослеживается через женский образ. Совершенством красоты Древнего Египта была подтянутая и изящная женщина. Красивые черты лица с полными губами и большими миндалевидными глазами. Была красива тонкая фигура с объемной прической. Фигуру такой женщины сравнивали с растением, колышущемся на тонком стебле. Здесь прослеживается сравнение женской красоты с эстетическим образом природы.
В Древней Греции, по мнению Н.М. Ар-шавской огромную роль в воспитании красоты человека играла физическая культура и, как следствие, вполне обоснованным был культ тренированного тела. В основе идеала красоты было заложено единство, гармония духа и тела. Греки считали величину, порядок и симметрию символом прекрасного. Идеально красивым был человек, у которого все части тела и черты лица находились в гармоничном сочетании. В моде была строгая и благородная красота [1].
Эпоха воспевания красоты сменилась культом аскетизма, отрешенности от радостей восприятия мира. В средние века маятник качнулся ценностного отношения к феномену красоты, земная красота считалась греховной, а наслаждение ею - недозволенным. Красота души стала цениться гораздо больше, чем телесная. Утвер-
дился тезис о неразделимости эстетического и нравственного.
Принципиальным поворотным фактором в восприятии красоты является граница XII-XIII веков, как только цивилизация получает наиболее высокий уровень развития. Скопление имуществ, как цель жизни рвение к роскоши в средневековой среде породили эталоны, далекие от аскетизма и умерщвления плоти. Эпоха Возрождения навевает совершенно другое сознание красоты, т. к. меняется и образ жизни. Вместо подтянутых и худосочных фигур, стали цениться пышные формы.
В конце ХУШ столетия складывается новый стиль, эстетические идеалы которого заимствованы из античного мира (стиль ампир). Одежда и прическа повторяют элементы античности, выходят из моды парики, румяна, мушки. Декоративная косметика приближается к естественным тонам и не становится самоцелью.
Идеал красоты в XIX веке менялся не один раз. То мода XIX века тяготела к искусственности. Все естественное, натуральное казалось грубым, примитивным. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело были признаками низкого происхождения. То идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность [1].
В течение столетий те или иные изменения идеалов красоты, формы и кроя одежды отражали эстетические требования элиты - небольшой привилегированной части общества. Характер одежды строго соответствовал сословным различиям. Дворяне, купцы, ремесленники, крестьяне - для каждого сословия существовали определенные формы и виды одежды, тканей и украшений. Купец или ремесленник не имел права носить такую одежду, какую носил дворянин. Аристократическая верхушка строго охраняла свою недоступность. Вычурность, громоздкость одежды светских дам и кавалеров призваны были подчеркнуть их богатство и исключительность, возможность иметь огромный штат прислуги, без помощи которой они не могли ни надеть, ни снять свои роскошные туалеты [1].
Но жизнь менялась, открывались и завоевывались новые земли, развивалась наука и промышленность. И постепенно деловые качества, ум, энергия, умение добывать деньги стали
цениться выше, чем аристократизм и знатность происхождения.
Эталоном красоты в XX становится романтическая женщина с кукольным лицом, маленьким, пухлым, ярким ртом, с мелкой завивкой. В прошлом веке в моде высокая, худощавая фигура с довольно широкими плечами, тонкой талией и узкими бедрами [1].
В настоящее время идеал женской красоты совмещает в себе сразу несколько эпох - подтянутое тело, пышные формы и женственность. По нашему мнению, данный идеал несет в себе и нравственную составляющую, т. к. воспитание подрастающего поколения видит правильные, полезные для физиологического развития примеры, не требующих жертв и кардинальных изменений.
Таким образом, можно отметить, что во все эпохи красота проявлялась во многих сферах человеческой жизни: в нравственной, культурной, естественной, и ярче всего обнаруживалась она в образе женского лица. И не смотря на существенные различия идеалов красоты в разные эпохи - данная ценность являлась объектом наслаждения, пробуждающее эстетические чувства людей всех поколений.
Обращаясь к эстетическим предпочтениям современности, можно утверждать, что сделан еще один поворот к своеобразию понимания красоты как ценности. Рассмотрим результаты нашего исследования, отражающие основные направления отношения личности к красоте как ценности. Обращаясь к данным диагностики в
общем контексте изучения ценностных ориен-таций, мы делаем акцент на возрастной категории подростка.
Общую часть нашего исследования составил анализ ценностных предпочтений подростков разного возраста с целью сравнительного анализа. Опрос проводился на базе МОАУ «Гимназия №3 г.Орска» и включал в себя 183 респондента с третьего по одиннадцатые классы.
Прежде всего, мы определили субъективную иерархию фоновых ориентаций, таких как отечество, труд, познание, жизнь, человек и красота. Как показал анализ, значимость красоты как ценности у подростков занимает далеко не первое место; во всех возрастных категориях главным ценностным ориентиром является жизнь. Данное утверждение мы можем проследить на рисунке 1.
Данный факт можно рассматривать как стремление подростков к сохранению жизнедеятельности в контексте глобальных изменений в экологии, а также влияния средств массовой информации на данные проблемы. Этот аспект не противоречит социально-значимым нормам и является вполне обоснованным, однако с точки зрения педагогики, следует опираться на эту, так значимую для подростков ценность и не упускать её из внимания.
Акцентируя внимание на опросе подростков (учащихся основной школы), наше исследование выявляет и другой факт: красота как ценность занимает у опрашиваемых низкое место
80
70
60
5 50
с ^
ш 40
30
20
10
Ценностные предпочтения подростков старшей школы Ценностные предпочтения подростков основной школы
Ценностные предпочтения подростков начальной школы
ОТЕЧЕСТВО ТРУД ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕК
Ценности
КРАСОТА
ЖИЗНЬ
0
Рисунок 1 - Иерархия ценностных предпочтений подростков разных возрастных групп.
в иерархии ценностных предпочтений. По нашему мнению, это говорит о том, что фоновые ориентации содержат в себе больший индекс значимости и по сравнению с такой ценностью, как красота, являются приоритетными. Это может иметь своё объяснение - не все подростки имеют верное представление о красоте; большинство мнений навязывают средства массовой информации и общественность. Прослеживая общую динамику, можно судить о том, в каком социальном пространстве живет современный школьник, важно отметить, что красота, как ценность, из года в год утрачивает свою значимость. К примеру, исходя из данных педагогического исследования Кирьяковой А.В., Коло-миец Г.Г., Собкина В.С, в 1986, 2006 и 2016-х годах, такая ценность, как красота, у школьников занимала третье место.
Приведем суждения испытуемых, раскрываемых понятие о красоте, которые подтверждают следующие данные. Большинство опрошенных (39,5%) отметили, что красота -«это внешний облик человека». Второе место (28,3%) занимало суждение о том, что «красота - внутренняя составляющая человека, его внутренний мир». Третье место (20,8%) в этом списке занимало суждение о том, что «красота - это то, что восхищает человека, затрагивает чувственные стороны его жизни». И, наконец, лишь 6,25% испытуемых считают, «красота -это природа, окружающий нас мир». Данная категоризация свидетельствует о том, что для современного подростка важен внешний облик, «внешняя оболочка» того или иного объекта созерцания. Можно предположить, что понятие «красота» приобретается подростками с учетом влияния, навеянное СМИ «идеалы красоты» оставляют глубокий отпечаток на сознании школьников. Эта недостаточная осведомлённость и значимость красоты сводится к неспособности школьником познать свой внутренний мир и свое отношение к тому или иному предмету красоты. Это целесообразно прослеживать через любовь к природе и отношение к искусству - именно это позволяет нам определить уровень развития эстетических ори-ентаций подростков.
Целесообразно утверждать, что отношение к природе является фундаментальным в развитии эстетического отношения подростков, так
как общение с природой пронизывается через весь образовательный процесс посредством уроков окружающего мира, биологии, а также внеурочной деятельности. В рамках нашего исследования, мы изучили отношение подростка к природе и отразили её в таблицах 1 и 2.
С точки зрения поведенческого аспекта, мы можем констатировать то, что школьники в своем подавляющем большинстве любят наблюдать за природой, кроме того, 75% исследуемых готовы принять участие в движениях по её охране. С точки зрения когнитивного аспекта, больше половины участников опроса считают необходимым общение с природой. Под общением с природой, подростки, как правило, понимают возможность досугового времяпрепровождения за чертой города, в парках, скверах, садах, а также активную работу, связанную с озеленением школьного участка, организацией живого уголка в школе и т. п.
На наш взгляд, научный интерес вызывают суждения подростков о том, какие явления природы они считают красивыми. Итак, самыми красивыми по мнению опрашиваемых яв-
Таблица 1 - Отношение младших подростков к природе с точки зрения поведенческого аспекта
Суждение подростков % соотношение
Любят наблюдать за природой 89,5
Считают, что могли бы принять
участие в движении по защите 75
природы
Таблица 2 - Отношение младших подростков к
природе с точки зрения когнитивного аспекта
Суждение подростков % соотношение
Считают долгом охранять природу, любить и ценить её 100
Считают необходимым общение с природой 79,1
Считают любимыми явления природы:
Снег, иней 15,2
Дождь 45,8
Радуга 18,5
Закат, рассвет 29
Движение моря, реки 4,8
Водопад 2,17
Молния, гроза 28,9
Звездное небо 15,85
Солнце 4,1
ляется дождь (45,8%), молния, гроза - 28,9%, радуга - 18, 5%. Среди других перечисленных явлений природы, обладающих красотой, были: снегопад, закат, звездное небо, движения моря, реки, водопад и солнечная погода. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что наибольшее внимание привлекают явления природы, имеющие своё свойство успокаивать, снимать стресс, и как следствие, получать от созерцаемого наслаждение. С психологической точки зрения, младшие подростки ввиду перестроения характера в данном возрасте иногда любят пребывать в одиночестве, размышляя о своей жизни, или устраивая этим самым «протест» взрослым. Перечисленные приоритетные явления природы в достаточной мере способствуют подобному душевному уединению. Педагогический аспект рассматривает Сухомлинский В.А. По его мнению, «эстетические чувства, имеют своим источником культуру эстетического восприятия. Переживание несправедливости притупляет чувствительность, свойственную высокой эстетической культуре». Эстетические чувства - это своеобразные переживания ребенка, что возникают при восприятии красоты природы, произведений искусства, красоты человеческого тела и т. д., они способствуют формированию качеств личности, принимают активное участие в ее социально-эстетическом воспитании, играют важную роль в саморегуляции психических функций организма. Эстетические чувства выражаются в сопереживании, волнении, наслаждении» [6].
Наряду с влиянием красоты природы на развитие эстетических ориентаций подростков, искусство занимает в этом процессе неотъемлемую роль. Отношение к искусству у младших подростков целесообразно рассмотреть через призму их художественных предпочтений в области музыки, литературы и кино. В проведенном нами исследовании испытуемым предлагалось ответить на вопрос, чем для них является искусство и хотят ли они заниматься искусством на профессиональном уровне. Противоречием здесь выступило суждение подростков о том, что искусство для них является средством отдыха и развлечений (56,25%), однако 60,4% опрошенных, как показано в таблицах 3 и 4, хотят заниматься искусством профессионально в художественных и музыкальных школах.
Одним из самых предпочитаемых видов искусства является хореография, занятие танцами (39,1%). Кроме того, 14,56% подростков хотят связать свою будущую профессию с данным видом искусства. В данной возрастной категории такой факт очевиден - современному младшему подростку необходимо «проявлять себя» в разных видах деятельности, самым распространённым и приемлемым является хореография. С точки зрения педагогического аспекта, подросток предпочитает заниматься тем, что позволяет ему двигаться.
Неотъемлемой частью жизни младшего подростка является музыка (36,2%). Анализ анкетных данных позволяет проследить за музыкально-жанровыми предпочтениями подростков среднего звена, что отражено на рисунке 2.
Как показывают данные рисунка 2, классической музыке отдают предпочтение лишь 20,8%. Выбор классической музыки подростками обуславливается наличием классических произведений в школьной программе, начиная с 1 класса. Классическая музыка, как известно, является эталоном красоты музыки, которая умеет описывать самые прекрасные чувства человека, явления природы и др. Среди самых распространенных классических произведений, популярных у современных младших подростков, являются следующие: Вольфганг Амадей Моцарт «Симфония №40», «Реквием», «Piano Sonata No. 16»; Иоганн Себастьян Бах «Avemaria»; Людвиг вам Бетховен «К Элизе», «Лунная соната», «Соната №5»; Антонио Вивальди «Времена года»; П.И. Чайковский «Щелкунчик», «Времена года», Эдвард Григ «Пещера горного короля». Данные произведения оказались для испытуемых средством для «погружения в мысли» и «умиротворения». Выяснилось, что при прослушивании классической музыки у 11,6% опрошенных подростков активизируется умственная деятельность. По мнению Черниговской Т.В., музыка - это другая ментальность; при восприятии музыки мозг начинает работать по-другому. Но несмотря на такую позитивную обстановку, 25% младших подростков вообще не слушают классику и не знают практически ни одного классического произведения.
Среди музыкальных предпочтений 39,5% опрошенных выделяли рок-музыку. В данном
случае, под рок-музыкой вовсе не следует принимать тяжелую музыку, состоящую лишь из шума и имеющую свойство уничижать и подвергать в мрачное состояние, хотя 8,3% подростков предпочитают металл (тяжелая рок-музыка). Среди тех зарубежных музыкальных групп, которые слушают современные школьники, самыми распространенными являются Linkin Park, Nightwish, 30 Seconds to Mars, Evanescence, Muse, Nickelback и др. На наш взгляд является интересным то, что среди членов этих групп есть вокалисты, являющиеся в прошлом оперными исполнителями. Не с большим отрывом имеет успех современный отечественный рок. Современный рок привлекает молодежь, по данным опроса, вокалом и содержанием текста песен. Как правило, рок-группы за основу берут социально-значимые проблемы, часть из которых наиболее близка подросткам. К тому же рок-музыка на данный промежуток времени является модным веянием среди музыкальных предпочтений современной молодежи.
К сожалению, гораздо наибольшей популярностью (45,8%) пользуется поп-музыка, транслируемая на радио и музыкальных каналах телевидения. Данное направление зачастую не имеют определенного смысла в тексте песен, следовательно, не дают право задуматься слушателю; такая музыка, скорее, совершает обратный процесс. Одними из самых популярных являются следующие музыкальные группы и исполнители: «Open Kids», «Время и стекло», «Quest Pistols Show»,
«IOWA», Kreed, Тимати и др. Анализ прослушивания и просмотра музыкальных клипов композиций перечисленных групп и солистов позволяет сделать вывод о том, что в данных произведениях пропагандируются «антиценностные» установки,
Таблица 3 - Отношение младших подростков к искусству с точки зрения поведенческого аспекта
Суждение подростков % соотношение
Хотят заниматься искусством профессионально 60,4
Виды искусства,
которыми занимаются младшие подростки:
Хореография 14,56
Изобразительная деятельность 6,24
Музыка (+вокал) 6,24
Фото 2,08
Тех. искусство 2,08
Таблица 4 - Отношение младших подростков к искусству с точки зрения когнитивного аспекта
Суждение подростков % соотношение
Считают искусство
развлечением и средством 56,25
отдыха
Предпочитаемые виды искусства
старшеклассников:
Живопись, изобразительное искусство 6,5
Музыка 36,2
Хореография 39,1
Литература 6,5
Фото 11,7
Музыкальные жанры Рисунок 2 - Музыкально-жанровые предпочтения младших подростков
которые в сознании подростка закрепляются наиболее успешно (чем, например, в сознании старших подростков и студентов). К таким установкам можно отнести: вызывающие поведение главных персонажей клипов, отрицание ценности семьи, добра, красоты; пропаганда «раннего взросления» девочек. Если о говорить характере музыки - она носит запоминающийся характер, что делает её более популярной; часто такую музыку дети включают на переменах, подражают солистам в поведении, взгляде и т. д.
Меньшей популярностью пользуются такие направления как рэп (25%) и электронная музыка (20,8%), шансон, танцевальная музыка и HIP-HOP (по 4,1%). Вообще не имеют предпочтений в музыке 6,25% подростков.
Среди подростков отмечается большой процент увлеченности киноискусством. Чаще всего подростки отдают свой выбор зарубежному кинематографу. Одними из самых популярных фильмов на протяжении последних пяти лет остаются кинокартины компании Marvel : «Мстители», «Люди Икс», «Железный человек», «Человек-паук» и др. Данные фильмы, снятые на основе комиксов, отличаются наличием особых спецэффектов, а так же присутствием главных героев, имеющих в запасе ряд сверхчеловеческих качеств. Можно предположить, что такие герои остаются примером и образцом поведения для большинства школьников. Не менее популярными являются фильмы, снятые на основе историй из жизни людей с интересной судьбой: «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Форест Гамп», «Хатико». Среди отечественных фильмов в анкетах указывались в основном военно-патриотические фильмы: «Батальон», «Битва за Севастополь», «А зори здесь тихие...»», «Офицеры», «Сталинград» и др.
Литературные предпочтения подростков складываются зачастую из предпочтений данного возрастного периода: Марк Твен «Том Сой-ер», Джоан Роулинг «Гарри Поттер», Джон Грин «Виноваты звёзды», «Бумажные города», «451 градус по Фаренгейту»; Ш. Бронте «Джейн Эйр» , Джейн Остин «Гордость и предубеждение». Наряду с зарубежными произведениями, популярностью пользуется отечественная литература: А.С. Пушкин «Капитанская дочка», М. Булгаков «Собачье сердце», Н.С. Лесков «Левша» и др. Интересным на наш взгляд по-
казался выбор подростков произведения американского писателя Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи», являющийся довольно серьезным романом, не свойственным для прочтения данной возрастной категории. К сожалению, 12,5% опрошенных вообще не интересуются литературой.
На основе данных исследования о предпочтениях младших подростков в мире искусства, следует обратить внимание на то, что выбранные произведения в области музыки, кино или литературы зачастую не соответствуют ни идеалам прекрасного, ни возрасту, либо не отображают степень интереса к искусству. Это, как следствие, не может стать средством развития эстетических ориентаций. Вместе с тем, целесообразно отметить о том, что лишь у 31,2% наступает этап присвоения эстетических ценностей и соответственно, определяется выбор вида искусства, которым ребята занимаются посредством кружков и секций. Данное положение свидетельствует о том, что развитие эстетических ориентаций подростков на сегодняшний день происходит на достаточно низком уровне.
Анализируя данные таблиц 1 и 2, можно предположить, что в контексте поведенческого аспекта, в процентном соответствии, отношение подростков к природе доминирует над отношением к искусству - гораздо больший процент опрошенных актуализирует свои эстетические переживания и переводит и в действие. Данное сравнение еще раз убеждает нас в том, что отношение к природе, в отличие от отношения к искусству является более основательным при развитии эстетических ориентаций подрастающего поколения. На наш взгляд, данное явление объясняется тем, что приобщение человека к природе является наиболее доступным методом как для родителей, так и для учителей и происходит это с первых лет жизни ребенка. Гораздо сложнее приобщить личность к искусству, подвести её к нужному выбору; это происходит из-за некомпетентности в первую очередь педагогов, родителей и социального окружения в области искусства.
Таким образом, исходя из данных диахронического анализа, можно сделать вывод о том, что ценность красоты во все эпохи проявлялась практически во всех сферах человеческой
жизни. Она служила объектом наслаждения, которое пробуждало в людях эстетическое наслаждение.
В современном мире красота не утратила своё значение, однако ценность красоты не имеет должной позиции среди иерархии ценностных предпочтений. На основе данных диагностики развития эстетических ориента-ций среди современных подростков, можно проследить следующее: лишь 2% опрошенных
считают ценность красоты приоритетом среди прочих ценностей. Это говорит о том, что развитию ценностных предпочтений подростков не уделяется должное внимание. Развитие творческих способностей, возможность и условия для восприятия произведений искусства, соответствующих идеалам красоты, компетентность педагога в областях, касающихся эстетики - все это позволит развить эстетические ориентации подростков на высоком уровне.
06.12.2016
Список литературы:
1. Аршавская, Н.М Мода, вкус, красота / Н.М. Аршавская, Л.С. Щербакова. - М:.Профиздат, 1992.
2. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. / Г.В.Ф. Гегель. - М: Искусство, 1969-1971. - Т. 1.
3. Иоганн Иоахим Винкельман В 51 История искусства древности. Малые сочинения / Иоганн Иоахим Винкельман; изд. подготовил И.Е. Бабанов. - СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000. - 800 с.
4. Каган, М.С. Эстетика как философская наука: университет. курс лекций / М.С. Каган ; Санкт-Петербург. гос. ун-т, Акад. гуманит. наук. - СПб.:Петрополис, 1997. - 543 с.
5. Карандашев, В.Н. Педагогическая психология. Хрестоматия / Карандашев В.Н. - СПб.: Питер, 2010.
6. Кант И. Критика практического разума / И. Кант // Сочинения:в 6 томах. - Москва: Мысль, 1965. - Т. 5. - С. 212.
7. Кирьякова, А.В., Педагогическая аксиология: Уч. пос. / А.В.Кирьякова. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 283 с.
8. Кирьякова, А.В. Теория ориентаций в мире ценностей: монография [Текст] / А.В. Кирьякова. - О.: Оренбург, 1996. - 188 с.
9. Кирьякова, А.В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике / А.В. Кирьякова и др. - М.: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2008. - 578 с.
10. Левчук, Л.Т. Эстетика / Под ред Л.Т. Левчук. - М.: Высшая школа, 2006.
11. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию:Учеб.пособие для студ.вузов / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. -М.: Академия, 2003. -188 с.
12. Столович, JI.H. Философия красоты / JI.H. Столович. - М.; Политиздат, 1978. - С. 118.
13. Сухомлинский, В.А. О воспитании / Сухомлинский В.А. - М.: Издательство политической литературы, 1973.
14. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Текст] / М.С. Яницкий. - Кемерово: Кузбасс-вузиздат, 2000. - 204 с. - C. 28.
15. Steiner, R. Kunstund Kunsterkenntnis / R. Steiner. - Dörnach/Schweiz. - 1986
Сведения об авторе:
Панфёрова Анна Дмитриевна, аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, учитель начальных классов МОАУ «Гимназии №3» г Орска 462432, г Орск, ул. Андреева, 5, e-mail: anytka1616@mail.ru