Научная статья на тему 'О тех, кого помню и люблю'

О тех, кого помню и люблю Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
91
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / ИСТОРИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ-ФРОНТОВИКИ / KOSTROMA PEDAGOGIC INSTITUTE HISTORICOPEDAGOGIC FACULTY / HISTORY / TEACHERS WHO FOUGHT WORLD WAR II

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лебедева Ольга Александровна

В статье представлены воспоминания о преподавателях-историках легендарного историко-педагогического факультета 70-80-х гг. XX в. М.Н. Белове, К.А. Булдакове, Б.М. Косареве, М.И. Синяжникове. Показаны характерные черты взаимоотношений преподавателей и студентов тех лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Of those who I remember and love

Memories of history teachers of the historicopedagogic faculty which was no less than the gem of Kostroma Pedagogic Institute in 1970s-1980s Mikhail Belov, Konstantin Buldakov, Boris Kosarev, Mikhail Sinyazhnikov have been presented in the article. Identity of teacher-student interaction than has been presented as well.

Текст научной работы на тему «О тех, кого помню и люблю»

УДК 930.1(091)

Лебедева Ольга Александровна

кандидат филологических наук, доцент Костромской государственный университет

О ТЕХ, КОГО ПОМНЮ И ЛЮБЛЮ

В статье представлены воспоминания о преподавателях-историках легендарного историко-педагогического факультета 70-80-х гг. XX в. -М.Н. Белове, К.А. Булдакове, Б.М. Косареве, М.И. Синяжникове. Показаны характерные черты взаимоотношений преподавателей и студентов тех лет.

Ключевые слова: историко-педагогический факультет, история, преподаватели-фронтовики.

Вспоминая годы студенчества, самое насыщенное впечатлениями время, когда каждое событие воспринимается как явление яркое, трогающее сердце и душу, выделю тех, с кем мне довелось общаться в течение пяти лет, а с некоторыми из них - и в последующие годы. Это наши замечательные учителя, преподаватели-историки - К.А. Булдаков, М.Н. Белов, Б.М. Косарев, В.Л. Миловидов, М.И. Синяжников и др.

Мое первое знакомство с ними состоялось заочно, на традиционном для историко-педагогиче-ского факультета лагерном сборе. Наш куратор -студент пятого курса, секретарь комсомольской организации Лева Чернов (Лев Алексеевич Чернов) - с первых же дней ввел нас в курс дела, коротко рассказав о преподавательском составе факультета, а потом много полезного мы узнали и от других старшекурсников, работавших с группой. Добрые слова были сказаны о лекциях К.А. Булда-кова, который на своих занятиях не просто приводил событийный ряд, но и основательно анализировал, систематизировал материал, информировал об источниках, историографии. М.И. Синяжников был в то время ректором вуза. В отзывах чувствовалось уважительное отношение не только к его должности, но и к человеческим качествам. Рассказывая о М.Н. Белове, Б.М. Косареве, В.Л. Ми-ловидове, наши наставники с ностальгией говорили, что нам ещё предстоят, а у них уже прошли встречи с этими энциклопедически образованными, умными, понимающими людьми.

В целом же было понятно, что с точки зрения исторической подготовки мы будем в надежных руках - нас научат работать, добывать знания, не бояться трудностей.

Первый учебный день начался с лекции Константина Александровича Булдакова. Мы увидели преподавателя среднего роста, крепкого телосложения, со светлыми глазами и строгим взглядом. Поразило одно обстоятельство: Булдаков вошел в аудиторию размеренным шагом, поздоровался, поздравил с первым студенческим днем и сразу же присел на стул, достал листочки с текстом лекции. Его голос с хрипотцой был хорошо слышен - лекция читалась размеренно, в среднем темпе, некоторые особенно важные моменты повторялись дважды. Он не ходил по аудитории, не проверял, как студенты работают, но сам материал, его содержа-

тельная сторона, трепетное отношение преподавателя к истории, глубокие знания (а это ощутили все и сразу) заставляли вести записи, а потом и читать рекомендованную дополнительную литературу, как можно лучше готовиться к занятиям. Лекции К.А. Булдакова были настолько ценны, что их записи, а я это знаю точно, выпускники факультета хранят до сих пор. Есть они и у меня, несмотря на то, что много в исторической науке изменилось, появились новые исследования, технологии, интернет.

Первые впечатления оказались верными. В последующие годы с удовольствием посещала спецкурс по внешней политике России начала XIX века, писала курсовую работу по истории восстания декабристов. На консультации Константин Александрович приходил подготовленный, никогда не давал пустых обещаний, делал замечания, советовал, каким образом, на основании каких данных можно уточнить или дополнить выводы.

В ходе общения узнала, что уважаемый преподаватель - фронтовик. Был удостоен орденов Славы III степени и Отечественной войны I степени, нагрудного знака «Отличник народного просвещения СССР», медалью «За трудовую доблесть» [1, с. 243]. В войну был ранен в ногу, вот почему занятия проводил сидя, любое дело стремился доводить до конца, был всегда честен со студентами.

Одно из первых мест в когорте преподавателей факультета и вуза принадлежало ректору М.И. Си-няжникову. Он был невысокого роста, седой. Поражало волевое лицо, упрямо сжатые губы, светлые глаза. Чувствовалось - за его плечами большая и сложная жизнь. Через много лет узнала, что в ноябре 1941 года Михаил Иванович вместе со своими учениками-старшеклассниками добровольно ушел в формировавшуюся Ярославскую коммунистическую дивизию. Был политруком роты и парторгом батальона, участвовал в боях на Калининском и 1-м Прибалтийском фронтах. За мужество, проявленное в сражениях, был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени, медалью «За боевые заслуги», был тяжело ранен [1, с. 147]. Михаил Иванович гордился боевым прошлым, но был скромен, никогда не выделял себя из общего ряда преподавателей - участников Великой Отечественной войны. Боль от пережитого периодически прорывалась: как-то за праздничным столом он потрясающе прочитал стихотворение

Вестник КГУ № 6. 2016

© Лебедева О.А., 2016

232

О тех, кого помню и люблю

поэта-фронтовика, в другой раз исполнил фронтовую песню. Наш ректор обладал певческим талантом: в родном Бурмакине Ярославской области играл в народном театре и даже был принят на первый курс Российской академии музыки им. Гнеси-ных, поэтому мог исполнить арию из оперы или романс.

С нами, студентами, он был суров и требователен, умел спросить с нерадивого, при этом подбирал слова, заставлявшие стыдиться за свои поступки. Будучи ректором, при огромной занятости, профессор тем не менее всегда проводил собеседования по литературе, просматривал конспекты, поддерживал трудолюбивых, стремившихся к знаниям, совестливых, честных и порядочных студентов. Особенно уважал, как-то по-особенному опекал пришедших в вуз после рабфака или армии. Но у профессора Синяжникова не было любимчиков, преобладало ровное отношение ко всем студентам и главное -он ценил людей с аналитическим складом ума.

Михаил Иванович никогда не опаздывал на занятия, не забывал отпускать на перерыв. Лекции читал хорошо поставленным голосом, в высоком темпе, лаконично. Материал выстраивал в логической последовательности, по возможности насыщал краеведческими и статистическими данными, в совершенстве владел педагогическими технологиями, был убедителен в аргументации. Мы прекрасно понимали, что преподаватель не просто сообщает необходимый учебный материал в соответствии с программой курса, он убежден в верности приводимых им теоретических установок.

Михаил Иванович ничего не делал на публику, хотя и был артистичен. Он умел держать паузу, когда начинал говорить, все замолкали и слушали, так как хорошо знали - разговор будет по существу, без цветистости и реверансов.

Не случайно во время традиционных слетов выпускников историко-педагогического факультета имя Михаила Ивановича Синяжникова звучит в числе самых уважаемых и любимых преподавателей вуза, его фото встречается уже давно поседевшими истпедовцами громом аплодисментов.

В годы моего студенчества заведующим кафедры истории СССР работал профессор Михаил Никитич Белов, читавший на втором курсе историю России второй половины XIX в. и до 1917 г. Мы знали, что он - воспитанник московской школы историков, выпускник Московского областного педагогического института, известный в стране специалист по истории рабочего класса дореволюционной России. Значительно позже узнала, что Михаил Никитич в соавторстве подготовил занимательнейшие путеводители по Костроме, написанные на основе архивных материалов, досконально выверенные, и как действующий экскурсовод со знанием дела могу утверждать - пользующиеся спросом даже в наши дни.

Как преподаватель М.Н. Белов был удивителен. Его лекции и семинары были насыщены яркими фактами, порой не представленными в исследованиях известнейших ученых страны и обязательно дополненными костромскими материалами, при этом всегда подчеркивалась уникальность освещаемых событий, много внимания уделялось причинно-следственным связям.

Профессор Белов был необычайно артистичен. Его лекции никогда не были монотонными, ученый обогащал их красками, впечатлениями. Его можно было слушать и слушать, так что иногда студенты даже забывали делать записи. Говорил Белов громко, четко, делал паузы, подчеркивая тем самым значимость сообщаемого.

Михаил Никитич мог пошутить, рассказать интересную историю, не связанную с темой лекции, но по исторической проблематике. Тем не менее профессор Белов был серьезен и строг, на экзамене спрашивал долго, выяснял подробности, обращая внимание на тонкости вопроса. Во внеучебное время был добр, коммуникабелен, относился к студентам с пониманием, сочувствовал и помогал, если у кого-то были серьезные трудности.

Михаила Никитича уважали за знания, умение преподносить материал, основательность в работе, организаторские способности, честность и порядочность, а любили за человечность.

Коллеги, учителя, бывшие студенты с уважением и чувством глубокой благодарности вспоминают доктора исторических наук, профессора кафедры всеобщей истории Бориса Михайловича Косарева. Память сохранила тихий голос, аккуратную бородку, очки, невысокую, но крепкую фигуру. Борис Михайлович производил впечатление потомственного интеллигента, а на самом деле происходил из крестьянской семьи. Как в народе говорят, воспитал себя сам, пройдя суровую школу жизни. Учился в Энгельском военном авиационном училище, воевал на Сталинградском фронте, получил тяжелое ранение и инвалидность в 21 год. После войны обучался в Горьковском государственном педагогическом институте на историческом факультете, работал учителем в сельской школе, закончил аспирантуру, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Все это - свидетельство огромного трудолюбия ученого. Все, кто с ним общался, отмечали именно это качество профессора и добавляли, что Косарева как преподавателя отличали высокий научно-теоретический уровень чтения лекций и проведения практических занятий по новой истории, а в общении со студентами и преподавателями - принципиальность.

На факультете знали, что Борис Михайлович ведет большую общественную работу: руководит методологическим семинаром преподавателей кафедр истории СССР и всеобщей истории, городского методологического совета по пропаган-

Вестник КГУ ^ № 6. 2016

233

де исторических знаний, является председателем методической комиссии, лектором горкома партии. Для студентов читал спецкурс «Рабство и негритянская проблема в США», вел спецсеминар «Вторая американская революция и национальные процессы в США», которые были весьма популярны.

В общении был доступен, мог оказать помощь ценным советом, добрым словом, поощрительным взглядом. Не случайно выпускники факультета благодарны профессору Б.М. Косареву за то, что привил умение трудиться, добиваться поставленной цели, отстаивать свою точку зрения.

Итак, преподаватели, о которых шла речь, прошли через Великую Отечественную войну. Все они - фронтовики, что, конечно, у студентов моего поколения рождало уважительное к ним отношение. Большинство из них - выходцы из крестьянской среды, простые парни, воспитанные в труд-

ные 20-30-е годы XX века. Отсюда - трудолюбие, идейная убежденность, непреклонная вера в светлое и достойное будущее.

Наши преподаватели-фронтовики были очень разными, но их многое объединяло. Прежде всего - человечность, жизнелюбие, целеустремленность, умение не отступать перед трудностями, принципиальность, знание психологии студента.

Благодаря им мы, бывшие студенты, стали учителями истории и обществознания, преподавателями вузов, управленцами, психологами - людьми, которые хотят быть достойными своих учителей.

Библиографический список

1. Костромской университет: страницы истории и современность / сост.: Д.А. Волков, В.А. Милови-дов, А.Н. Рябинин. - Кострома, 1999. - С. 147, 243.

Вестник КГУ № 6. 2016

234

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.