Научная статья на тему 'К юбилею наших учителей: М. И. Синяжникова, К. А. Булдакова, В. Л. Миловидова'

К юбилею наших учителей: М. И. Синяжникова, К. А. Булдакова, В. Л. Миловидова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
130
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К юбилею наших учителей: М. И. Синяжникова, К. А. Булдакова, В. Л. Миловидова»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

К ЮБИЛЕЮ НАШИХ УЧИТЕЛЕЙ: М.И. СИНЯЖНИКОВА, К.А. БУЛДАКОВА, В.Л. МИЛОВИДОВА

***

Летом 2016 года в КГУ проходила конференция, посвященная памяти основателей, замечательных учителей, организаторов исторических исследований в провинции - Михаила Ивановича Синяжникова, Константина Александровича Булдакова, Владимира Леонидовача Миловидова.

Все эти выдающиеся люди служили России и были преданы исторической науке. Они заложили фундамент исторического образования в Костромской области. Каждый на своём посту: Михаил Иванович - ректор педагогического института с 1961 по 1986 годы; Константин Александрович - декан историко-филологического факультета с 1958 по 1963 год; Владимир Леонидович - заведующий кафедрой с1964 по 2000 год. К этой когорте я бы отнёс и своего отца Михаил Никитича Белова, который по распределению из Москвы приехал в Кострому на должность заведующего кафедрой истории в 1955 году.

Михаил Иванович и Константин Александрович родились ещё в дореволюционной России. Владимир Леонидович уже в Советской России. Но все они выдвинулись из народа, получили образование в советской средней и высшей школе.

М.И. Синяжников, К.А. Булдаков, В.Л. Мило-видов были яркими представителями народной интеллигенции и, кончено же, представителями поколения победителей. М.И. Синяжников и К.А. Бул-даков участвовали в Великой Отечественной войне, оба получили ранения: Константин Александрович - тяжёлое в ногу, лишившись её, Михаил Александрович в руку. В. Л. Миловидова можно также смело причислить к поколению победителей. По возрасту он не был призван в армию, на фронт, но был ветераном трудового фронта. И все пережитые трудности сделали наших учителей не просто преподавателями вузов, но и убеждёнными сторонниками социалистических идей и того строя, который одержал победу над фашизмом.

1990-е годы, тяжёлая морально-нравственная обстановка в стране серьезно повлияла на пожилых преподавателей. В 1993 году Россия оказалась фактически накануне Гражданской войны в результате противостояния президента Б.Н. Ельцина и съезда народных депутатов. Думаю, что душевные переживания о том, что страна, которую они защищали, распалась, что идёт открытое противостояние власти и народа, привели к тому, что М.И. Синяжников в сентябре 1993 года ушёл из жизни.

Вместе с тем, в эти годы фронтовую стойкость проявил В.Л. Миловидов, который подхватил упавшее было знамя в борьбе за сохранение нашей

истории, обеспечил её преемственность. В чём это выражалось? В том 1993 г. начинает функционировать диссертационный совет по историческим наукам при Костромском государственном педагогическом университете. На достойном научном уровне проходят защиты диссертаций. Высокую планку научных исследований обеспечивает председатель диссертационного совета, профессор В.Л. Миловидов.

В эти же 90-е годы XX века Владимир Леонидович вместе с генералом Евгением Яковлевичем Лебедевым стали вдохновителями исследований, а потом организаторами издания многотомной «Книги Памяти». «Книга Памяти» не только сохранила имена соотечественников, отдавших жизни в борьбе за свободу и независимость нашей Родины в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., но помогла духовно выстоять, не сломаться в это сложное время участникам ее создания, а также коллективу кафедры политической истории России, которую возглавлял В.Л. Миловидов. Именно поэтому можно смело причислить Владимира Леонидовича Миловидова к поколению победителей.

И ещё один важный урок. Сейчас много говорят о правах человека, мы видим как выросло целое поколение тех, кто говорит «дай»! Нахрапистость расчищает себе место под солнцем, не стесняясь саморекламы: об этом говорят и современные бесчисленные избирательные компании. А наши учителя М.И. Синяжников, К.А. Булдаков, В.Л. Миловидов учили нас другому, учили труду. Учили тому, что нужно не только брать, но и отдавать, соответствовать высокому уровню преподавателя, учёного, человека. И быть интеллигентом! И очень хорошо запомнились нюансы интеллигентности во внешности наших учителей: глубокая основательность и солидность, неспешность и фундаментальность в работе, чуткость и внимательность к людям.

Очень много лично для меня как исследователя сделали эти люди. Раньше всех я познакомился с К.А. Булдаковым. К нему родители брали меня мальчиком несколько раз в гости, и я прекрасно запомнил семью Булдаковых, некоторые разговоры Константина Александровича и Михаила Никитича об истории, о войне, науке. Помню, что именно Константин Александрович показал мне другую сторону войны, не только победу, он объяснил, что война может приносить тяжёлые ранения, доставлять страдания людям.

Меньше - лично, больше по трудам я знал М.И. Синяжникова, в частности прекрасный сборник, подготовленный под его редакцией: «Заре на встречу. Костромской совет рабочих депутатов в 1905 г.». Когда Михаил Иванович присутствовал

230

Вестник КГУ ^ № 6. 2016

К юбилею наших учителей: М.И. Синяжникова, К.А. Булдакова, В.Л. Миловидова

на заседаниях кафедры, он всегда выступал с интересными докладами, высказывал компетентные суждения, демонстрируя прекрасное знание источников по истории большевизма, работ Ленина, причём не только вышедших в Полном собрании сочинений, но и малоизвестных, опубликованных в Ленинских сборниках. Одна из проходивших на кафедре дискуссий об истории создания и скрытых смыслах «Письма к съезду» показала, сколько идей было в одном только ленинском предложении, где характеризовались его соратники Сталин, Каменев, Зиновьев, Троцкий, Бухарин.

При всей сложности советской эпохи это были, по моему, счастливые люди: у них слово и дело никогда в жизни не расходилось. Они не могли кривить душой, лгать, жить в противоречии с совестью. Наверное, поэтому Михаил Иванович Синяжников, Константин Александрович Булдаков, Владимир Леонидовач Миловидов до сих пор для нас дорогие учителя, чей пример и ведёт нас по жизни.

Белов Андрей Михайлович доктор исторических наук, профессор

Костромской государственный университет ***

Вспоминая своих учителей, мы вспоминаем и свои студенческие годы. Прошло, в моем случае, более 40 лет. Как сегодня, вижу идущего по коридору уверенным шагом Михаила Ивановича Синяжникова... Тогда мы были молоды и о многом не задумывались, но Михаил Иванович запомнился как умелый руководитель вуза, требовательный преподаватель, добрый человек. Его улыбку и глаза, излучавшие свет, надо было видеть, а еще слышать прекрасный голос, когда он пел в кругу друзей. Боялись мы, идя на семинары по истории партии, ведь их вел сам ректор!

Да, много всего выпало на долю наших преподавателей: противоречивые послеоктябрьские и 1930-е годы, Великая Отечественная война, послевоенное восстановление, хрущевская оттепель. Эти трудности их сформировали, закалили, научили ответственности, порядочности, отзывчивости, а они все это, как жизненный опыт, возвращали людям: преподавателям и студентам, встав во главе института, факультета, кафедры.

За то, что стала преподавателем, благодарна не только родителям, но и своим учителям, определившим мою педагогическую судьбу, поверившим мне и доверившим обучать студентов. Поступив в вуз студенткой, а потом, став преподавателем, мне было с кого брать пример.

Тепло вспоминается и Михаил Никитич Белов, который будоражил наши мысли на своих интересных ярких занятиях по истории России на-

чала XX века, а помогал потом как наставник, заведующий кафедрой истории СССР. С его легкой руки я проводила открытые занятия, разрабатывала новые курсы, совершенствуясь как преподаватель. Михаилу Никитичу я обязана направлением в аспирантуру в Ярославский госуниверситет им. П.Г. Демидова к профессору В.С. Флерову и возвращением на кафедру в Кострому.

Нельзя забыть и «шаляпинский бас» - голос Константина Александровича Булдакова, «железную логику» в его подаче лекционного материала, что, безусловно, способствовало быстрому пониманию и запоминанию, его методику работы с историческими документами.

Кроме этого, каждый из них привил нам интерес к истории Костромского края, так как под руководством наших чутких учителей проводились краеведческие конференции, выходили учебные пособия, путеводители, сборники документов. Сегодня уже мы продолжаем их дело.

Вспоминаются и заседания кафедры, где наши преподаватели показывали себя мудрыми, решавшими вопросы с учетом высокой гражданской позиции, понимавшими студентов, я бы сказала, действовавшими по-отцовски: пожурят, пожалеют, посоветуют. А еще запомнилось то, что все преподаватели составляли коллектив, которому было под силу решить любые задачи. Этому способствовала всегда доброжелательная атмосфера.

Вспоминается мне Израиль Петрович Шуль-ман - жизнерадостный человек с чувством юмора, очень энергичный, участливый; человек, всегда знавший до подробностей, что и где в мире происходит. Постоянное чтение, самосовершенствование, активная жизненная позиция, преподавательское мастерство (до вуза многие были учителями), любовь к России, ее истории и людям, передались и нам студентам, и молодым тогда преподавателям.

Даже будучи на пенсии наши учителя продолжали заниматься научными исследованиями, интересовались делами родного вуза и факультета. Фактически за все эти годы сложились их семейные педагогические династии, сейчас их дети и внуки продолжают начатое дело.

Сегодня - другое время, но общечеловеческие ценности, которым они следовали, никто не отменял. Они должны оставаться во главе угла всей нашей современной жизни, научно-педагогической деятельности, без этих опор все здание просвещения рухнет. Поддерживать эти опоры должны мы, с благодарностью своим учителям.

С уверенностью можно сказать, что история их жизни - это жизнь во имя истории.

Миловидова Наталья Владимировна, кандидат исторических наук Костромской государственный университет

Вестник КГУ № 6. 2016

231

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.