Научная статья на тему 'О Талмуде'

О Талмуде Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О Талмуде»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.Г. Троицкий

О Талмуде

Опубликовано:

Христианское чтение. 1901. N° 9. С. 446-458.

@ Сканированье и созданье электронной) варьанта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru). 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанной авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

О ТАЛМУДЪ.

Названія и основные пункты содержанія талмудическихъ трактатовъ (дополненіе къ чтеніямъ о Талмудѣ 5 и 19 марта 1901 г.) *)•

'КАЗАНІЕ на содержаніе шести седеровъ мишны, основной части талмуда, раввины находили въ св. писаніи. Такъ, р. Решъ-Лакишъ говорилъ: «что значитъ написанное:» и будетъ вѣра, времена твои, крѣпость, спасеніе, мудрость, и знаніе 2) (Ис. XXXIII, 6)? Вѣра— этоседеръ «зераимъ», времена твои—это седеръ «моэдъ», крѣпость—это седеръ «нашимъ», спасеніе—это седеръ «не-зикинъ», мудрость—это седеръ «кодашимъ» и знаніе — это седеръ «тогоротъ» (Шаббатъ, f 31,а *).

Первый седеръ, Зераимъ, СЧПТ “пр («порядокъ о сѣменахъ или посѣвахъ») содержитъ въ себѣ одинадцать трактатовъ, въ

*) См. «Христ. Чтеніе» за іюль и августъ 1901 г.

*) Въ русско-синодальномъ переводѣ этотъ стихъ передавъ такъ: „и настанутъ безопасныя времена твои, изобиліе спасенія, мудрости и вѣдѣнія; страхъ Господень'будетъ сокровищемъ твоимъ“. Новъевреи-сво-масоретскомъ текстѣ онъ читается: ПІЛКЛ |Ьп "рПУ ПЗ-TDX ГѴП1 ’nS'lN XVI ПІГР ПХТ njm паэп Решъ-Лакишъ слово ' ГОІОХ читалъ

т • т I* —-т - : т - V.

или понималъ не въ statu consctructo съ "ppij? какъ это въ маеорет-скомъ текстѣ, а въ statu absolute, почему каждое изъ этвхъ именъ существительныхъ у него явилось самостоятельнымъ подлежащимъ при ГРЛ1 и будетъ.

TTS

') погп rW; jpn jFij? готах лѵп : э'гсл ’ха : tfn іах

: аЩ "пр пт ]Ьп uto '"пр’пт т7рут': C’jnin'ip пт_ п:тах : "чіі пу-п ѴпѴігію ’“по пт njni : а^нр *по пт noonnW тіо пт шйь

Т:|Т ѵ •» ѵ т тіт ѵ •• ѵ -ST > I. :• : ѵ - :

которыхъ, за исключеніемъ перваго, содержатся разсужденія и опредѣленія раввиновъ, касательно уборки полеЗ, посѣвовъ и мучныхъ произведеній. Названія и основные пункты содержанія трактатовъ суть слѣдующіе:

1. Берахотъ— пйпз— «благословенія» *), заключаетъ въ себѣ опредѣленія и разсужденія іудейскихъ раввиновъ относительно времени и образа произнесенія благословеній на разные случаи, а также — и самыя формулы нѣкоторыхъ изъ нихъ. Эти разсужденія особенно подробны относительно главнаго еврейскаго благословенія «Шема» *) и молитвы «Шемоне-Эсре» (18 благословеній 3). Здѣсь же содержатся разсужденія о возложеніи на себя во время молитвы «тефил-линъ» *), а также разсужденія о многихъ вопросахъ теорети-чески-богословскаго характера, такъ что этотъ трактатъ у раввиновъ имѣетъ значеніе теоретически-богословскаго. Какъ заключающій въ себѣ основные взгляды на происхожденіе всего существующаго, трактатъ берахотъ поэтому поставляется въ началѣ седера «зераимъ» и вмѣстѣ съ тѣмъ въ началѣ талмуда. Онъ раздѣляется на девять главъ, имѣетъ какъ вавилонскую, такъ и палестинскую гемару. * 2 3 4

*) Большая часть молитвъ, о которыхъ говорится въ этомъ трактатѣ начинаются словомъ: TJP.2 или заключаютъ въ себѣ это слово, и по своему смыслу могутъ быть названы «благословеніями» (ёиХ<фаі).

2) Такъ называется благословеніе, составленное изъ отрывковъ Пя-

тикнижія: Второз. .VI, 4—9; XI, 13—21 и Числ. XV, 87—41, которое каждый еврей долженъ читать дважды въ сутки: утромъ и вечеромъ какъ свою вѣроисповѣдную формулу. Свое названіе „шема“ оно получило отъ начинающаго его слова: ”1Г1К ГПГР ПІГР

TV 7 : •••••: Т : •• т : • - :

Слышп, Израилю, Господь Богъ нашъ, Господь единъ есть.

3) Молитва 18 благословеній названа такъ потому, что въ ней 18 разъ встрѣчается выраженіе: ПІИ1 ПРК "^ПЭ, Эта молитва—одна изъ весьма древнихъ.

4) cpoXaxTifjpta—филактеріи (въ сл. хранилища) называются, сдѣланныя изъ кожи, коробочки, въ которыя вставляются небольшіе сверточки пергамента, съ находящимися на нихъ выписками изъ Пятикнижія а) Исх. ХШ, 1-10; б) Исх. ХШ, 11—17; в) Втор. VI, 4-9; Втор. XI, 13—21, писанными еврейскимъ квадратнымъ шрифтомъ, Во время молитвы одна изъ этихъ коробочекъ посредствомъ ремней прикрѣпляется въ головѣ, а другая—къ рукѣ, во исполненіе Втор. VI, 8; XI, 18.'' На одной изъ нихъ, прикрѣпляемой въ головѣ, находится надпись: gitO П, а на другой, прикрѣпляемой къ рукѣ: Т blti“ П, т. е. тефилдинъ головной и тефилливъ ручной.

2) Ilea, пк©,—уголъ, заключаетъ опредѣленія и разсужденія раввиновъ относительно угла поля, который по закону Моисея (Лев. XIX, 9—10; XXIII, 22. Втор. XXIV, 19—22) должно было оставлять несжатымъ и который поступалъ въ пользу бѣдныхъ, а также о забытомъ въ полѣ, Вмѣстѣ съ этимъ здѣсь находятся нѣкоторыя разсужденія вообще о правѣ бѣдныхъ. Трактатъ заключаетъ восемь главъ, имѣетъ палестинскую гемару.

3) Демай, (won) !),—«сомнительный», заключаетъ разсужденія раввиновъ относительно случаевъ, возбуждавшихъ сомнѣнія касательно взиманія десятины (ср. Лев. XXVII, 30; Числ. XVIII, 21 — 32; Втор. XIV, 22), а также относительно обращенія съ неодесятствованнымъ (^В). Трактатъ содержитъ семь главъ, имѣетъ палестинскую гемару.

4) Еилаимъ двухродное, етероуеѵеа,—разсужденія

касательно непозволительнаго смѣшенія животныхъ, растеній, сѣмянъ и матерій двухъ различныхъ родовъ (ср. Лев. XIX, 19; Втор. XXII, 9—11). Трактатъ содержитъ девять главъ, имѣетъ палестинскую гемару.

5) Шебіитъ, rpyntf «седьмой», т. е. годъ, заключаетъ опредѣленія и разсужденія раввиновъ относительно постановленій закона моисеева о субботнемъ годѣ,— когда было отпущеніе рабовъ, долговъ и оставленіе земли въ необработанномъ видѣ (ср. Исх. XXIII. 11; Лев. XXV, 1—8; Втор. XV, 1 и д). Трактатъ заключаетъ десять главъ, имѣетъ палестинскую гемару.

6) Терумотъ, monn—«возношенія», заключаетъ опредѣленія и разсужденія раввиновъ относительно возношеній, или священныхъ податей, въ пользу священниковъ (Числ. XVIII, 8—20) и левитовъ (ibid. 21—29), (ср. Второз. XVIII,

3—4). Трактатъ содержитъ одинадцать главъ, имѣетъ палестинскую гемару.

7) Шаасротъ п'піруп.—десятины, или, иначе, «Маасеръ

ришонъ», р^К"і —«первая десятина»,—заключаетъ раз-

сужденія относительно взиманія первой, т. н. левитской, десятины (Лев. XXVII, 30; Числ. XVIII, 21—24), вэимав- *)

*) ’öl происходитъ отъ глаг. быть подобнымъ, одинаковымъ.

- : т т

и значитъ буквально „одинаковый какъ для утвержденія, танъ и для отрицанія“, а потомъ еомнительйый.

шейся со всѣхъ израильтянъ въ пользу колѣна Левіина. Трактатъ содержитъ пять главъ, имѣетъ палестинскую гемару.

8) Маасеръ menu, ііРро,—вторая десятина,—заключаетъ разсужденія относительно т. н. второй десятины, называемой также десятиной бѣдныхъ, которую выдѣляли отъ себя сверхъ первой десятины, поступавшей всецѣло въ пользу левитовъ, тогда какъ этой • десятиной пользовались не только левиты, но также пришельцы, сироты, вдовы и отчасти, во время устроявшагося при храмѣ пиршества, самъ приносящій и его семейство (ср. Втор. XIV, 22—29; XXVI, 12). Трактатъ содержитъ пять главъ, имѣетъ палестинскую гемару.

9) Халла. п^.—«лепешка»,—заключаетъ правила касательно изготовленія «лепешкя» возношенія (Числ. XV, 18—21),—содержитъчетыреглавы, имѣетъ палестинскую гемару.

10) Орла, пf}У,—«необрѣзанное»,—заключаетъ разсужденія касательно того, при какихъ обстоятельствахъ вновь посаженныя деревья и виноградныя лозы подлежатъ закону о необрѣзанномъ (ср. Лев. XIX, 23) и при какихъ обстоятельствахъ возможно пользованіе ими. Трактатъ заключаетъ три главы, имѣетъ палестинскую гемару.

11) Бткуримъ—сгозз «первые плоды», (ср. Исх. XXIII, 19; Втор. XXVI, 1—4) заключаетъ разсужденія объ отдѣленіи первыхъ плодовъ и доставленіи ихъ въ Іерусалимъ. Трактатъ содержитъ три главы, имѣетъ палестинскую гемару.

Второй седеръ Моэдъ, "іѴю Tip (порядокъ объ установленномъ времени) обнимаетъ двѣнадцать трактатовъ, въ которыхъ содержатся опредѣленія и разсужденія іудейскихъ раввиновъ касательно исполненія предписаній закона моисеева относительно праздниковъ и вообще священныхъ временъ. Ихъ названія и основные пункты содержанія—таковы:

1) Шаббатъ, пэр,—суббота,— заключаетъ массу различныхъ правилъ и мнѣній іудейскихъ раввиновъ касательно исполненія закона о субботѣ (ср. Исх. XX, 10; XXIII, 12; Втор. V, 14; Исх. XXXIV, 21; XXXV, 2—3) и субботнемъ покоѣ. Трактатъ содержитъ двадцать четыре главы, имѣетъ вавилонскую и (не полную) палестинскую гемару.

2) Врубит, «смѣшенія»,—заключаетъ описаніе,

изобрѣтенныхъ іудейскими казуистами-раввинами, способовъ обходить строгія постановленія о субботнемъ повоѣ, въ случаѣ надобности. Трактатъ содержитъ десять главъ, имѣетъ вавилонскую и палестинскую гемару.

29

3) ІІесахнмь, С1Г!9?> «пасхи»,—постановленія и обычаи касательно закланія и вкушенія пасхальнаго агнца (ср. Исх. XII; Лев. XXIII, 5—8; Числ. XXVIII, 16 и дал.; Втор. XVI, 1—8). Трактатъ содержитъ десять главъ, имѣетъ обѣ гемары.

4) Шекалимъ, «сикли»,—заключаетъ постановленія

касательно взиманія священной дани бъ пользу храма, кото рая во время Нееміи была равна Ѵз сикля (Неем. X, 33). а во время земной жизни Христа Спасителя—74 сикля (ср. Матѳ. XVII, 24—27) '). Трактатъ содержитъ восемь главъ, имѣетъ палестинскую гемару.

5) Іома, моѵ, «день» (арамейское сѵ jn statu emphatico. соотвѣтствуетъ еврейскому с'ѵп), или иначе мзѵ коѵ день великій, какъ называется «день очищенія» СПіѳэ'СѴ или сѵ СѴ19ЭП (ср. Лев. XVI гл). Трактатъ заключаетъ описаніи обрядовъ, совершавшихся въ великій день очищенія во второмъ іерусалимскомъ храмѣ, а также изложеніе соединявшихся съ этимъ днемъ вѣрованій относительно отпущенія грѣховъ. Въ трактатѣ—восемь главъ, онъ имѣетъ обѣ гемары.

6) Сукна, “ЭО, куща, или «суккотъ, гѵэо, кущи,—заключаетъ опредѣленія раввиновъ касательно устройства шатровъ во время праздника кущей (ср. Лев. XXIII, 34—36; Втор. XVI, 13—16), а также описаніе религіозныхъ обрядовъ, жертвоприношеній и возліянія воды, совершавшихся въ этотъ праздникъ во второмъ іерусалимскомъ храмѣ. Въ трактатѣ пять главъ, онъ имѣетъ обѣ гемары.

7) Беца, яйцо 2), или иначе Іомъ тобъ элю сѵ заключаетъ постановленія раввиновъ касательно поведенія въ праздничные дни, въ частности — объ отличіи ихъ въ этомъ отношеніи отъ субботы. Трактатъ содержитъ пять главъ, имѣетъ обѣ гемары.

8) Рошъ-ш-Шана «начало года», т. е. ново-

лѣтіе, заключаетъ разсужденія относительно празднованія * *)

*) См. Benzinger, НѳЪг. Archäologie, S. 193. Nowack W., Lehrb. der Archäologie, I-ter B., S. 211.

*) Названіе этого трактата ПХ13=айцо произошло отъ того, что онъ

Т ••

начинается съ разсужденія о яйцѣ, снесенномъ курицею въ праздникъ, такимъ образомъ по первому слову его, ср. П’2 ЭЧ.И СѴ2 ГЛ1?" :іу пшэ кЬ СЛО'ІН Ч$7\ П’21 C'lD'K ’КѲТУ т. е.: яйцо, снесенноеТвъ

праздаокъ, по словамъ школы Шаыыая, ѣсть можно, а по словамъ школы Гиллела, ѣсть нельзя.

ыоволѣтій и новомѣсячій, а также оішсаыіе сопровождавшихъ празднованіе новолѣтія 1-го Тишри религіозныхъ обрядовъ 1). ср. Лев. XXIII, 24. Числ. XXIX, 1—6). Въ трактатъ четыре главы, онъ имѣетъ обѣ гемары.

9) Таанитъ, пчуп,—«постъ», или Таанійотъ, n'Wfl, «посты», — заключаетъ разсужденія относительно времени моченій о дождѣ, а потомъ опредѣленія относительно совершенія постовъ, извѣстныхъ во время второго храма. Въ трактатѣ четыре главы, онъ имѣетъ обѣ гемары.

10) Мегилла, «свитокъ» (заключавшій въ себѣ книгу Есѳирь),—заключаетъ опредѣленія относительно чтенія книги Есѳирь въ праздникъ пуримъ, а также вообще о чтеніи св. писанія въ синагогахъ и общественной молитвѣ. Въ трактатѣ четыре главы, онъ имѣетъ обѣ гемары.

11) Моэдъ катанъ. 1*?рт "1^°, «малый праздникъ», или иначе, Машкинъ, Гр^°, «напояютъ» 2),—заключаетъ опредѣленія раввиновъ касательно тѣхъ работъ, какія дозволялись въ малые праздничные дни, т. ѳ. дни, промежуточные между первымъ и послѣднимъ днями пасхи и кущей. Въ трактатѣ три главы, онъ имѣетъ обѣ гемары.

12) Хагига, пузп, «празднество»,—заключаетъ изложеніе того, что должно соблюдать въ три главные праздника. Въ трактатѣ—три главы, онъ имѣетъ обѣ гемары.

Третій седеръ, «Нашимъ» С’шз “по. (порядокъ о женахъ), обнимаетъ семь трактатовъ, въ которыхъ разъясняются или дополняются постановленія закона моисеева касательно брачныхъ отношеній іудеевъ. Названія и главныя темы содержанія этихъ трактатовъ—таковы.

*) У евреевъ во время образованія Мишны различалось четыре новолѣтія въ году, какъ читается въ началѣ тр. Рошъ-га-Шана: ЛУ2ЧК

чпкэ : пздл «л чпкз : сл ащ ііУхл

Ъівб ПІшН У'іО ПІР'ПЗ "лпкз Глрлэ Чюр1?' лзіУл у/'кч т.' ё.і' )ЬкѴтпэгёл " к'йч озсз ппкз : nifnfo лге;$> ліі’зѵ^-і

Есть четыре начала года: 1-го нисана начало года для царей и праздниковъ; 1-го элула—начало года для десятины животныхъ; 1-го тишри—начало года для годовъ, для субботнихъ и юбилейныхъ годовъ, для насажденія (деревъ) и для (уборки) овощей; 1-го шебата—начало года для (цвѣтенія) деревьевъ.

2) Машкинъ, ppuTö есть начальное слово этого трактата, который начинается словами: ГЧУ’ЗЦ’З1] ЧуІЕЭ рпЬіУЛ ГѴЗ pp’tl’S т. е.: напояютъ водою пустое поле въ праздникъ и субботній годъ.

29*

1) Іебамотъ, невѣстки, — заключаетъ толкованія

закона ужичества (Второе. XXV, 5 — 10) и разсужденія касательно способа примѣненія его, а также описаніе сопровождавшихъ это примѣненіе обрядовъ. Въ трактатѣ—шестнадцать главъ, онъ имѣетъ обѣ гемары.

2) Кету ботъ, гѵліго, брачные документы,—заключаетъ подробныя наставленія касательно заключенія брака, охраненія чистоты его, вчастности цѣломудрія невѣсты, описаніе обычаевъ при заключеніи брака, а также изложеніе правъ наслѣдства для мужа и жены. Въ трактатѣ тринадцать главъ, опъ имѣетъ обѣ гемары.

3) Недаримъ, С1-!!1), обѣты (ср. Числъ XXX гл.), заключаетъ изложеніе формулъ обѣтовъ, послѣ произнесенія каковыхъ (формулъ) они становились обязательными, а также перечень видовъ обѣтовъ и описаніе способовъ разрѣшенія и даже уничтоженія ихъ. Въ этомъ же трактатѣ говорится о клятвѣ (ЛР-пді) и херемѣ (Е“П), т. е. заклятіи. Въ трактатѣ одинадцать главъ, онъ имѣетъ обѣ гемары.

4) Назиръ, назорей,—заключаетъ разъясненіе закона о назорействѣ (Числъ УІ гл.), касательно его исполненія, а также излагаетъ описаніе сопровождавшихъ исполненіе его обрядовъ. Въ трактатѣ девять главъ, онъ имѣетъ обѣ гемары.

5) Гиттшъ, Г^.—разводныя письма (ср. Втор. XXIV, 1, Матѳ. У, 31; XIX, 7 и др.) заключаетъ подробное изложеніе дѣйствовавшаго у іудеевъ второго храма положенія о разводѣ: причинахъ его, способѣ совершенія, соблюдавшихся при этомъ формальностяхъ. Въ трактатъ девять главъ, онъ имѣетъ обѣ гемары.

6) Сота,^Щів, «заподозрѣнная въ супружеской невѣрности жена» (ср. Числ. V, 11—31),—заключаетъ изложеніе наставленій касательно опредѣленія преступности подозрѣваемой жены, описаніе обрядовъ съ водой проклятія, указаніе произносимыхъ при этомъ формулъ. Въ трактатѣ девять главъ, онъ имѣетъ обѣ гемары.

7) Кидду шинъ, «помолвка»,—включаетъ описаніе поведенія жениха относительно помолвленной невѣсты, будущей супруги, а также разсужденія относительно нормальныхъ браковъ, въ смыслѣ рожденія дѣтей того или иного пола. Въ трактатѣ четыре главы, онъ имѣетъ обѣ гемары.

Четвертый седеръ, Незшинъ, (порядокъ о

поврежденіяхъ, ущербахъ), заключаетъ десять трактатовъ,

въ которыхъ обсуждаются предметы юридическаго характера, частью гражданскаго, частью уголовнаго. Ихъ названія и главныя темы—таковы.

1) Баба камма. кар кзэ, переднія ворота,—заключаетъ разсужденія о четырехъ главныхъ видахъ имущественныхъ поврежденій, указанныхъ въ Исх. XXI, 33; XXII, 5—6, которыя могутъ быть причинены: а) бродячимъ безъ призора домашнимъ животнымъ; б) паденіемъ въ оставленную безъ покрытія яму; в) животнымъ, пущеннымъ на чужое пастбище и г) неосторожнымъ обращеніемъ съ огнемъ во время сжиганія нивы. Разсужденія касаются какъ самыхъ обстоятельствъ поврежденія, такъ и степени такового. Въ трактатѣ десять главъ, онъ имѣетъ обѣ гемары.

2) Баба меціа, среднія ворота,—заключаетъ

разсужденія и опредѣленія о сохраненіи имущественнаго права въ области движимой собственности, какъ-то: при находкахъ потерянныхъ вещей, при возвращеніи заложенныхъ или отданныхъ на храненіе вещей и при обмѣнѣ одной вещи на другую. Въ трактатѣ десять главъ, онъ имѣетъ обѣ гемары.

3) Баба батра, послѣднія ворота,—заключаетъ разсужденія и опредѣленія о сохраненіи имущественнаго права въ области недвижимой собственности, въ котороіі заинтересованы нѣсколько лицъ по праву совмѣстного жительства, купли, продажи или наслѣдованія, Въ трактатѣ десять главъ, онъ имѣетъ обѣ гемары.

4) Сангедрит, РД™?, синедріонъ,— заключаетъ подробныя разсужденія о составѣ синедріона, малаго и большого, правахъ его, а также правахъ царя и первосвященника,—преступленіяхъ, подсудныхъ синедріону, порядкѣ чинимаго въ немъ судопроизводства, опредѣляемыхъ имъ наказаніяхъ. Въ трактатѣ одинадцатъ главъ. Въ одной изъ нихъ, по счету десятой, между прочимъ излагается разсужденіе о томъ, кто не имѣетъ удѣла въ будущемъ вѣкѣ. Трактатъ Сангедринъ имѣетъ обѣ гемары.

5. Маккомъ, г^эо, удары, — заключаетъ опредѣленія касательно примѣненія постановленій закона относительно ударовъ преступникамъ (Втор. XXV, 1—3, ср. 2 Кор. XI, 24) или ложнымъ свидѣтелямъ (Втор. XIX, 19), также—закона относительно ненамѣренныхъ убійцъ (Втор. XIX, 4 и д.) и городовъ убѣжища (Втор. X IX, 2 и д.). Въ трактатѣ три главы, онъ имѣетъ вавилонскую и (не полную) палестинскую гемару.

6) Шебуотъ, клятвы (ср. Лев. V, 4 и д.),—

заключаетъ постановленія касательно клятвы—(ср. Мате. V, 34—36) видовъ ея, формулъ клятвы, значенія разныхъ видовъ ея, а также—касательно присяги свидѣтелей на судѣ. Въ трактатѣ восемь главъ, онъ имѣетъ обѣ гемары.

7) Эдійотъ, гппр, или Эдуйотъ, пѴнр, свидѣтельства, — заключаетъ изложеніе свидѣтельствъ позднѣйшихъ раввиновъ относительно положеній древнѣйшихъ авторитетовъ. Въ концѣ трактата, между прочимъ, приводятся различные взгляды относительно дѣйствій пророка Иліи при его второмъ явленіи. Въ трактатѣ восемь главъ, онъ совсѣмъ не имѣетъ гемары.

8) Абода зара, '“Пі п7аН, чужой культъ,—заключаетъ описаніе, извѣстныхъ раввинамъ, религіозныхъ вѣрованій, обрядовъ и священныхъ мѣстъ, отличныхъ отъ іудейскихъ, (въ частности т. н. минеевъ), а также изложеніе постановленій касательно отношенія къ нимъ со стороны іудеевъ. Въ трактатѣ пять главъ, онъ имѣетъ обѣ гемары.

9) Аботъ, отцы, или ІІиркэ аботъ, Піз« ’рчэ, главы

(изреченій) отцовъ, — заключаетъ сборникъ нравственныхъ изреченій главныхъ представителей (отцовъ) іудейской мудрости, каковыя изреченія изложены въ хронологическомъ порядкѣ. Главную цѣль трактата составляетъ: доказать послѣдовательную связь и преемственность преданія и—дать ученіе практической мудрости. Въ трактатѣ пять главъ, онъ совсѣмъ не имѣетъ гемары.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10) Горайотъ, гііп'іл, ученія,—заключаетъ разсужденія о нѣкоторыхъ ошибочныхъ рѣшеніяхъ религіознаго свойства. Въ трактатѣ—три главы, онъ имѣетъ обѣ гемары.

Пятый седеръ, Кодашимъ. (порядокъ о святы-

няхъ) обнимаетъ одинадцать трактатовъ, въ которыхъ обсуждаются предметы литургическаго характера. Ихъ названія и основаныя темы суть таковы.

1) Зебахимъ стізт, жертвы, — заключаетъ опредѣленія касательно совершенія кровныхъ жертвоприношеній разныхъ видовъ (ср. Лев. I, III и др.), а также разсужденія касательно вмѣненія ихъ, йастроенія приносящаго жертву лица, поведенія совершающаго жертвоприношеніе священника, и касательно мѣстъ для жертвоприношеній. Въ трактатѣ четырнадцать главъ, онъ цмѣетъ вавилонскую гемару.

2) Менахотъ, гЛпзо, приношенія, (ср. Лев. П; V, 11—13; YI, 14—16; Числ. V, 11 и д.; VI, 13—20),—заключаетъ

разсужденія и опредѣленія касательно хлѣбныхъ и мучныхъ приношеній въ храмѣ, совершавшихся по тѣмъ или инымъ поводамъ, а также обрядахъ, сопровождавшихъ самое совершеніе ихъ. Въ трактатѣ—тринадцать главъ, изъ которыхъ въ послѣдней говорится между прочимъ о храмѣ Оніи 1). Трактатъ имѣетъ вавилонскую .гемару.

3) Хуллинъ, Р?п (иные: Г'Г|ГІ)> скверное, неосвященное,— трактуетъ о мясахъ животныхъ и птицъ, которыя, вслѣдствіе ли неправильной) закланія, или по самому своему роду, негодны для употребленія въ пищу, а также содержитъ правила о законномъ закланіи животныхъ и птицъ, о должномъ обращеніи съ кровью ихъ, различеніи падали и трефа (растерзаннаго звѣремъ или неправильно заколотаго) отъ мяса чистаго и заколотаго правильно, оскверняющемъ дѣйствіи соприкосновенія съ нѣкоторыми животными или ихъ частями и совершеніи законныхъ освятительныхъ обрядовъ относительно животныхъ первородныхъ и приносимыхъ въ жертву. Въ трактатѣ одинадцать главъ, онъ имѣетъ вавилонскую гемару.

4) Бехоротъ, п'ітоз> первородные, (ср. Исх. XIII, 2, 12 и дал.; Лев. XXYII, 26 и д. Числ. VIII, 16—16; XVIII, 16 — 17; Втор. XV, 19 и д.),—заключаетъ опредѣленія раввиновъ касательно примѣненія законовъ о первородныхъ. Въ трактатѣ девять главъ, онъ имѣетъ вавилонскую гемару.

5) Аракинъ, Г--?--.' оцѣнки, (ср. Лев. XXVII, 2 и дал.),— заключаетъ правила относительно совершенія оцѣнки людей, посвящавшихъ себя на служеніе Богу, животныхъ и вещей, посвящаемыхъ ихъ жертвователями на священное употребленіе. Въ трактатѣ девять главъ, онъ имѣетъ вавилонскую гемару.

6) Темура, «ттіоп, замѣна (посвящаемаго), (ср. Лев. XXVII, 10; 33),—заключаетъ опредѣленія касательно замѣны посвящаемаго животнаго другимъ животнымъ или предметомъ, а также относительно различія между жертвами частными и общественными, между предметомъ приносимымъ и непри-посимымъ къ алтарю, годнымъ и негоднымъ для посвященія на храмѣ. Въ трактатѣ семь главъ, онъ имѣетъ вавилонскую гемару.

7) ' Керитотъ, ПіГтп^ искорененія,—заключаетъ изложеніе постановленій касательно какъ тѣхъ случаевъ, когда за извѣ-

'стные грѣхи полагалось искорененіе (пгтпэ 1)1 такъ и тѣхъ, когда грѣхи искупались соотвѣтственными очистительными жертвами. Въ трактатѣ шесть главъ. Въ послѣдней изъ нихъ между прочимъ находится разсужденіе о значеніи праздника дня очищенія. Трактатъ имѣетъ вавилонскую гемару.

8) Мейла, хищеніе изъ освященнаго (ср. Числ. V, 6—8),—заключаетъ указаніе случаевъ такого хищенія и изложеніе правилъ касательно избѣжанія ихъ. Въ трактатѣ шесть главъ, онъ имѣетъ вавилонскую гемару.

9) Тамидъ, тап, (сокращенно, вмѣсто: nbiji), ежедневная (т. е. утренняя и вечерняя жертва всесожженія, ср. Исх. XXIX, 38—42; Числ. XXVIII, 3—8),—заключаетъ изложеніе устава касательно ежедневной жертвы: мѣста совершенія, матеріала для совершенія, лицъ совершающихъ, священныхъ дѣйствій, сопровождавшихъ ея совершеніе. Въ трактатѣ семь главъ, онъ имѣетъ неполную вывилонскую гемару.

10) Миддош>, плр, мѣры,—содержитъ описаніе устройства или точнѣе показываетъ величину зданія и дворовъ второго іерусалимскаго храма * 2). Въ трактатѣ пять главъ, гемары онъ совсѣмъ не имѣетъ.

11) Киннѵмъ, С1-р, гнѣзда,—заключаетъ разсужденія о жертвахъ, для которыхъ матеріаломъ служили голуби. Въ трактатѣ три главы, гемары онъ совсѣмъ не имѣетъ.

Шестой седеръ, Тагоромъ, nnna "ПО, (порядокъ о чистомъ) обнимаетъ двѣнадцать трактатовъ, въ которыхъ обсуждаются и дополняются постановленія закона моисеева касательно левит-ской чистоты и способовъ очищенія. Названія и главные пункты содержанія трактатовъ суть слѣдующіе.

1) Еелимъ, сосуды—заключаетъ указаніе случаевъ

нечистаго состоянія или оскверненія разнаго рода сосудовъ, мебели, платьевъ, покрововъ, постелей и разныхъ предметовъ домашней утвари и обихода (ср. Марк. VII, 8). Въ трактатѣ тридцать главъ, гемары онъ не имѣетъ.

’) Олово ПГРЧЭ искорененіе происходитъ отъ употребляемаго весьма часто въ Пятикнижіи глагона ГПЭ—искоренять, истреблять (ср. Лев. XX). и понимается въ талмудѣ какъ смерть, въ возрастѣ отъ 20 до 50 лѣтъ, безъ оставленія потомства (ср. Моэ^ъ Катанъ £ 28,а и др.)

2) Названіе П’НИ мѣры трактатъ получилъ вслѣдствіе того, что въ немъ содержится главнымъ образомъ обозначеніе мѣръ площади храма, дворовъ и самого зданія храма.

2) Оголотъ, палатки,—трактуетъ объ оскверненіи, которому, согласно Числ. XIX, 14, подвергался шатеръ или домъ, въ которомъ находился трупъ или часть трупа умершаго человѣка. Въ трактатѣ восемнадцать главъ, гемары онъ не имѣетъ.

3) Негаимъ. ечш, проказа (ср. Лев. XIII, XIV),—трактуетъ о разныхъ видахъ и случаяхъ проказы, распознаваніи ихъ, теченіи этой болѣзни на людяхъ и домахъ и объ очищеніи проказы. Въ трактатѣ четырнадцать главъ, гемары онъ не имѣетъ.

4) Пара, »“nSj телица (ср. Числ. XIX),—трактуетъ о качествахъ рыжей телицы, пепелъ которой употреблялся съ очистительной цѣлью, а также о приготовленіи этого пепла и употребленіи его при совершеніи очистительныхъ дѣйствій. Въ трактатѣ двѣнадцать главъ, гемары онъ не имѣетъ.

5) Тегаротъ, гѴппю, чистота ("слѣдовало бы назвать о «нечистотѣ»),—трактуетъ о различныхъ образахъ и степеняхъ оскверненія и вмѣстѣ съ тѣмъ—способахъ очищенія. Въ трактатѣ десять главъ, гемары онъ не имѣетъ.

6) Мжваотъ, rtKi'j?», «собранія воды»,—трактуетъ относительно разнаго рода вмѣстилищъ воды, въ которыхъ совершаются омовенія сосудовъ и тѣла, съ очистительной цѣлію (ср. Лев. XV, Числ. XXXI. 23). Въ трактатѣ десять главъ, гемары онъ не имѣетъ.

7) Нидда, женское истеченіе, (ср. Лев. XV, 19 и дал. Лев. XII),— трактуетъ о женскомъ истеченіи во время регулъ и послѣ родовъ, а также о различіи между женщинами относительно возраста достиженія половой зрѣлости. Въ трактатѣ десять главъ, онъ имѣетъ гемару вавилонскую и (неполную) палестинскую.

8) Макишринъ, «вещества, удобныя для оскверненія», иначе Машкинъ, Ррро «жидкости»,—трактуетъ относительно условій оскверненія пищи, зеренъ, а также жидкостей, какъ-то: вина, меда, масла, молока, росы, крови, воды. Въ трактатѣ шесть главъ, гемары онъ не имѣетъ.

9) Забимъ, С’аі, страдающіе нечистымъ истеченіемъ (ср. Лев. XV)трактуетъ о нечистыхъ истеченіяхъ и объ оскверненіяхъ, причиняемыхъ ими. Въ трактатѣ пять главъ, гемары онъ не имѣетъ.

10) Тебулъ іомъ, с*1 ^іэв, принявшій днемъ очистительную ванну, каковый по Лев. XV, С—11 оставался нечистымъ

до вечера. Въ трактатѣ говорится о томъ, къ чему могъ и къ чему не могъ прикасаться такой человѣкъ. Трактатъ заключаетъ четыре главы, гемары не имѣетъ.

11) Іадаимъ, руки,—заключаетъ правила относительно омовенія рукъ. (ср. Матѳ. XV, 2; Марк. VII, 3). Трактатъ заключаетъ четыре главы, гемары не имѣетъ.

12) Укецинъ, рярѴ, чаши,—заключаетъ правила касательно омовенія и очищенія чашъ, въ случаѣ ихъ оскверненія, (ср. Марк. VII, 8; Матѳ. XXIII, 24). Въ трактатѣ три главы, гемары онъ не имѣетъ.

Иванъ Троицкій.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризаіщи Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академической интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.