Научная статья на тему 'О сущности отношений общей и специальной подготовки в тренировочном процессе спортсменов, занимающихся единоборствами'

О сущности отношений общей и специальной подготовки в тренировочном процессе спортсменов, занимающихся единоборствами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ЕДИНОБОРСТВА / ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ СРЕДСТВА / СПОРТИВНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / СРЕДСТВА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / SPORTS PREPARATION / TRAINING PROCESS / SINGLE COMBATS / ALL DEVELOPING MEANS / SPORTS SPECIALIZATION / MEANS OF SPECIAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баркалов Сергей Николаевич, Струганов Сергей Михайлович

В статье рассмотрены особенности взаимоотношений общей и специальной спортивной подготовки с акцентом на тренировочный процесс спортсменов, специализирующихся в единоборствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баркалов Сергей Николаевич, Струганов Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT ESSENCE OF THE RELATIONS OF THE GENERAL AND SPECIAL PREPARATION IN TRAINING PROCESS OF THE ATHLETES DOING MARTIAL ARTS

In article features of relationship of the general and special sports preparation with emphasis on training process of the athletes specializing in single combats are considered.

Текст научной работы на тему «О сущности отношений общей и специальной подготовки в тренировочном процессе спортсменов, занимающихся единоборствами»

УДК 796.011.3

О СУЩНОСТИ ОТНОШЕНИЙ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ

ЕДИНОБОРСТВАМИ

ABOUT ESSENCE OF THE RELATIONS OF THE GENERAL AND SPECIAL PREPARATION IN TRAINING PROCESS OF THE ATHLETES DOING MARTIAL ARTS

Баркалов Сергей Николаевич

кандидат педагогических наук, доцент начальник кафедры физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова

г. Орел, Россия BBarkalov Sergey Nikolaevich Ph. D, assistant professor head of the chair of physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Струганов Сергей Михайлович

кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры физической подготовки Восточно-Сибирский институт МВД России

г. Иркутск, Россия Struganov Sergey Mikhaylovich Ph. D, assistant professor assistant professor of the chair of physical training East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Irkutsk, Russia

Аннотация. В статье рассмотрены особенности взаимоотношений общей и специальной спортивной подготовки с акцентом на тренировочный процесс спортсменов, специализирующихся в единоборствах.

Abstract. In article features of relationship of the general and special sports preparation with emphasis on training process of the athletes specializing in single combats are considered.

Ключевые слова: спортивная подготовка, тренировочный процесс, единоборства, общеразвивающие средства, спортивная специализация, средства специальной подготовки.

Keywords: sports preparation, training process, single combats, all-developing means, sports specialization, means of special preparation.

В системе подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации существует необходимость поиска эффективных средств и методов повышения физической подготовленности сотрудников для успешного выполнения ими своих служебных обязанностей. В том числе для этих целей в МВД России культивируются служебно-прикладные виды спорта, где особое место принадлежит единоборствам, способствующим выработке и поддержанию психофизических качеств и двигательных навыков,

20/237

необходимых для выполнения оперативно-служебных задач в условиях, связанных с силовым пресечением правонарушений и задержанием лиц, их совершивших [1, 2].

Вместе с тем занятия сотрудников ОВД спортом имеют и чисто спортивные аспекты. Если, занимаясь физическими упражнениями без целей спортивного совершенствования, человек, как правило, реализует только некоторую, не предельно возможную степень достижений, то спортивная подготовка всегда направлена на достижение максимального результата, который хотя и индивидуален для каждого, но является закономерным стремлением любого спортсмена [3, 4]. Конечно, этот результат важен не сам по себе, а как конкретный показатель сформированности технико-тактических и психофизических навыков, способностей и спортивного мастерства в целом.

Установка на максимально возможные достижения в спорте стимулируется и реализуется всеми условиями, характером, содержанием и организацией спортивной деятельности, в частности, системой соревнований и поощрений (прогрессирующее присвоение спортивных разрядов и званий, получение грамот, дипломов, медалей, призов и вознаграждений за победу или рекордный результат, показанный в спортивных состязаниях), соответствующим проектированием и построением тренировочного процесса, использованием в нем повышенных нагрузок и наиболее эффективных технологий, средств и методов подготовки, а также углубленной спортивной специализацией, обеспечивающей основную направленность к максимуму результатов в избранном виде спорта [5].

В связи с этим чрезвычайно важно учитывать индивидуальные особенности (половые, возрастные, уровень подготовленности, состояние здоровья и др.) занимающегося, в соответствие с которыми необходимо проводить узкую специализацию, что позволит наиболее полно реализовать способности спортсмена [6].

При этом углубленная спортивная специализация ни в коей мере не предполагает исключение из процесса тренировки общеразвивающих средств, направленных на всестороннее развитие спортсмена. Напротив, значительное прогрессирование результатов в виде спорта, избранном в качестве дисциплины специализации, возможно только на основе разностороннего воспитания физических, психических и личностных способностей и общего совершенствования возможностей функциональных систем организма. Прямую зависимость спортивных достижений от разностороннего развития, в том числе интеллектуального, подтверждает весь опыт спортивной практики и многочисленные научные исследования. Чем богаче фонд освоенных спортсменом двигательных умений и навыков и выше общий уровень функциональных возможностей, тем быстрее и легче образуются новые формы двигательной деятельности и совершенствуются специальные качества и способности, необходимые в избранном виде спорта [7]. Это означает, что ни одну из сторон подготовки (общую или специальную) нельзя исключить из тренировочного процесса, не нанеся ущерб росту спортивных результатов.

Под влиянием общеразвивающих средств улучшается здоровье спортсмена, он лучше воспринимает тренировочные нагрузки, быстрее к ним приспосабливается, наиболее успешно овладевает техническими навыками.

Они также имеют важное значение для воспитания моральных и волевых качеств, поскольку выполнение многих упражнений связано с преодолением различного вида трудностей, для создания психической устойчивости и длительного поддержания спортивной формы [8, 9, 10].

К средствам общей подготовки относятся физические упражнения, психологические и другие вспомогательные факторы спортивной тренировки, оказывающие общее комплексное воздействие на организм и личность спортсмена. Например, для единоборцев наряду с упражнениями скоростно-силового характера, широко используются упражнения, развивающие выносливость к работе переменной интенсивности со значительными силовыми напряжениями, а также упражнения, совершенствующие ловкость и быстроту двигательной реакции [11, 12]. При этом выделяют общеразвивающие средства косвенного (опосредованного) и прямого влияния. Косвенные средства содействуют развитию общей выносливости, общей гибкости, общей ловкости,

/" и /" и /" /" и и V/

общей силы, общей быстроты, общей технико-тактической и психологической подготовленности, то есть помогают спортсмену обеспечить готовность к специальной тренировке. Средства прямого влияния должны быть сходны по координации и характеру с движениями и действиями в избранном виде спорта. Если к косвенным упражнениям для рукопашника можно отнести такие упражнения, как прыжки, гребля, плавание, лыжные кроссы, атлетическая гимнастика, то к прямым - относятся спортивные игры, толкание и метание, бег и смешанное передвижение, упражнения с набивными и теннисными мячами [12,

13].

Именно при условии достижения высокого уровня общей спортивной подготовленности организм занимающегося способен не только адекватно воспринимать специализированные нагрузки, но и будет устойчивее к травмирующим факторам и активнее противостоять различным заболеваниям. Так, факт увеличения количества травм у спортсмена, в первую очередь, говорит об его недостаточной общефизической подготовленности и ранней специализации с использованием значительных физических и психических нагрузок [4].

В этой связи общеразвивающие средства должны, в том числе, применяться в соответствии с особенностями спортивной деятельности, выбранной в качестве специализации, а также с учетом наиболее нагружаемых и часто травмируемых частей тела. Так, в единоборствах при изучении ударной техники травмам наиболее подвержены кисть, лучезапястный и локтевой суставы, а также стопа и голеностопный сустав. При этом постепенная направленность общеразвивающих средств на упражнения специальной подготовки помогает осуществить перенос тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные. В противном случае, как показывает практика спортивных единоборств, недооценка значения разнообразных общеразвивающих упражнений в совершенствовании спортивного мастерства занимающихся не позволяет у них создать стабильный и технически правильный навык в выполнении специфических движений и, в частности, в нанесении различных ударов и постановки защит, проведении бросков, болевых приемов и т.п., что неминуемо ведет к снижению спортивных результатов, а также к возникновению травм и различных заболеваний [14].

Специальная подготовка предполагает развитие психофизических, интеллектуальных и других личностных способностей, а также функциональных возможностей органов и систем организма спортсмена, непосредственно обуславливающих уровень достижений в виде спорта, избранном в качестве дисциплины специализации. Средствами специальной подготовки в основном служат соревновательные и специально-подготовительные упражнения. Например, для рукопашника это упражнения в координации движений при ударах и защитах, в передвижении, игровые упражнения, бой с тенью, упражнения на специальных боксерских снарядах (мешке, мяче на резинках, на лапах и др.) и специальные упражнения с партнером [8, 12].

Необходимо отметить, что, если в некоторых видах спорта главным может являться какое-то одно качество (например, у бегуна-марафонца или у велосипедиста - высокая выносливость), то у единоборцев все качества должны быть достаточно развитыми [7, 8]. Поэтому среди специально-подготовительных упражнений в спортивных единоборствах почти нет таких, которые имели бы только одно назначение: каждое упражнение имеет главную направленность, но вместе с тем способствует развитию ряда других качеств. Например, упражнения в ударах по мешку развивают скорость и силу удара, длительное же и частое нанесение ударов способствует развитию специальной выносливости; перебрасывание набивного мяча в определенном темпе вырабатывает не только координацию и точность, но и взрывную силу и силовую выносливость.

Практика спорта давно доказала, что ранняя узкая специализация, форсированная подготовка приводят не только к снижению спортивных достижений, но и к заболеваниям и травмам наиболее нагруженных отделов опорно-двигательного аппарата. При ранней спортивной специализации тренер и спортсмен стремятся развивать только те мышцы, которые непосредственно участвуют в выполнении технического приема. Возникает функциональное несоответствие между сильными группами мышц и относительно слабыми пассивно тренируемыми мышцами. Так, при обучении рукопашника базовой ударной технике большое внимание уделяют упражнениям, направленных на совершенствования скоростно-силовых качеств трехглавой мышцы плеча, четырехглавой мышцы бедра и мышц живота, и практически забывают об упражнениях для укрепления мышц кисти и стопы, которые участвуют в реализации целостного движения. Слабым звеном в данном случае являются кисть и стопа. Под влиянием постоянных и интенсивных физических нагрузок возникают микротравмы, которые, накладываясь друг на друга, вызывают нарушения в их анатомическом строении, на фоне чего развивается патология в самой кисти (стопе) или же в выше лежащих отделах всей верхней (нижней) конечности. Кроме того, в тренировках необходимо учитывать и то обстоятельство, что механическая прочность сухожилий и связок увеличивается медленнее, чем прочность мышц. Поэтому при форсированной тренировке скоростно-силовых качеств может возникнуть несоответствие между возросшими скоростно-силовыми возможностями мышечного аппарата и недостаточной прочностью сухожилий и связок. При больших нагрузках это может привести к травмам [14, 15].

Поэтому основными задачами специальной подготовки спортсмена являются: 1) подбор наиболее рациональных (с учетом индивидуальных

особенностей занимающихся) упражнений; 2) характер упражнений, интенсивность их выполнения и объем должны строго соответствовать состоянию тренированности спортсмена. Для этого необходимо постепенное увеличение нагрузок и интенсивности выполняемых упражнений с постоянным уменьшением их объема. Большое значение при этом приобретают тренажерные устройства, позволяющие моделировать технику спортивного движения, дозировать время и частоту применяемых нагрузок [15].

В заключении отметим, что общая и специальная подготовка должны проводиться в течение всего многолетнего тренировочного процесса, при этом соотношение их объема в длительном процессе спортивной тренировки не может являться постоянным и регулируется в зависимости от задач конкретного этапа, периода или цикла тренировки и стадии подготовки спортсмена.

Литература

1. Кузнецов М. Б., Осипов Д. В. Некоторые особенности формирования личностных компетенций сотрудников МВД России посредством занятий дзюдо // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей. Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2017. С. 135-139.

2. Панферов Р. Г. Физическая подготовка как неотъемлемый элемент оперативно-боевой подготовки сотрудников органов внутренних дел // Наука-2020. 2018. № 8 (24). С. 76-79.

3. Осипов Д. В. Значение спорта в современной жизни // Наука-2020. 2018. № 2-2 118). С. 26-29.

4. Характеристика системы спортивной подготовки спортсмена [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/5707937/page:8/ (дата обращения: 02.03.2019).

5. Подрезов И. Н. Психологическая подготовка спортсмена к продолжительному тренировочному процессу // Актуальные проблемы развития физической культуры слушателей образовательных организаций МВД России: сборник статей. Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2018. С. 138-141.

6. Подрезов И. Н. Личностные особенности подростка и их учет в работе по физической подготовке и спорту //Наука-2020. 2018. № 1-2 (17). С. 85-88.

7. Губанов Э. В. Физиологические аспекты физической подготовки и тренировки спортсменов // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей. Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2018. С. 76-78.

8. Крыловский О. В. Совершенствование физической подготовки студентов средствами бокса // Физическое воспитание студентов. 2010. № 1. С. 66-69.

9. Махов С. Ю, Губанов Э. В. Формирование волевых качеств спортсменов-рукопашников // Наука-2020. 2018. № 5 (21). С. 45-55.

10. Подрезов И. Н, Моськин С. А. Влияние занятий физическими упражнениями на функциональное состояние организма человека и уровень его здоровья // Наука-2020. 2018. № 6 (22). С. 23-28.

11. Ниязова Р. Р., Хасанова Г. М. Оценка уровня подготовленности в восточных единоборствах //Молодой ученый. 2016. № 201124). С. 776-779.

12. Осипов Д. В., Кузнецов М. Б. Некоторые особенности круговой тренировки единоборцев // Государство и право в эпоху глобальных перемен: материалы Международной научно-практической конференции. Барнаул: БЮИ МВД России,

2017. С. 349-350.

13. Зиннатнуров А. З. Оптимизация процесса физического воспитания студентов педагогических вузов // Теория и практика физической культуры. 2010. № 5. С. 53-56.

14. Баркалов С. Н. Актуальные аспекты технической подготовки в единоборствах // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2018. С. 22-28.

15. Недостатки ранней специальной физической подготовки [Электронный ресурс]. URL: https://medlec.org/lek-164599.html (дата обращения: 02.03.2019).

References

1. Kuznecov M. B., Osipov D. V. [Some features of formation of personal competences of police officers of Russia by means of judo occupations] Sovershenstvovanie fizicheskoj podgotovki sotrudnikovpravoohranitel'nyh organov: sbornik statej [Improvement of physical training of law enforcement officers: collection of articles]. Orel: OrYuI MVD Rossii imeni V V Luk'yanova Pub/., 2017, pp. 135-139.

2. Panferov R. G. Fizicheskaya podgotovka kak neot"emlemyj ehlement operativno-boevojpodgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del [Physical training as integral element of operational combat training of staff of bodies of internal affairs]. Nauka-2020 - Science-2020, 2018, no. 8 (24), pp. 76-79.

3. Osipov D. V. Znachenie sporta v sovremennoj zhizni [Value of sport in modern life]. Nauka-2020 - Science-2020, 2018, no. 2-2 118), pp. 76-79.

4. Harakteristika sistemy sportivnojpodgotovki sportsmen: EHlektronnyj resurs [Feature of the system of sports training of the athlete: Electronic resource]. URL: https://studfiles.net/preview/5707937/page.-8/ (date of the address: 04.03.2019).

5. Podrezov I. N. [Psychological training of the athlete for long training process] Aktual'nye problemy razvitiya fizicheskoj kul'tury slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii: sbornik statej [Current problems of development of physical culture of students of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia: collection of articles]. Orel: OrYuI MVD Rossii imeni V V Luk'yanova Pub/., 2018, pp. 138-141.

6. Podrezov I. N. Lichnostnye osobennosti podrostka i ih uchet v rabote po fizicheskoj podgotovke i sportu [Personal features of the teenager and their account in work on physical training and sport]. Nauka-2020 - Science-2020, 2018, no. 1-2 (17), pp. 85-88.

7. Gubanov E. V. [Physiological aspects of physical training and training of athletes]. Sovershenstvovanie fizicheskoj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov: sbornik statej [Improvement of physical training of law enforcement officers: collection of articles]. Orel: OrYuI MVD Rossii imeni V V Luk'yanova Pub/., 2018, pp. 76-78.

8. Krylovskij O. V. Sovershenstvovanie fizicheskoj podgotovki studentov sredstvami boksa [Improvement of physical training of students means of boxing]. Fizicheskoe vospitanie studentov - Physical training of students, 2010, no. 1, pp. 66-69.

9. Makhov S. Yu, Gubanov E. V. Formirovanie volevyh kachestv sportsmenov-rukopashnikov [Formation of strong-willed qualities of athletes-rukopashnikov]. Nauka-2020 - Science-2020, 2018, no. 5 (21), pp. 45-55.

10. Podrezov I. N., Moskin S.A. Vliyanie zanyatij fizicheskimi uprazhneniyami na funkcional'noe sostoyanie organizma cheloveka i uroven' ego zdorov'ya [Influence of occupations physical exercises on a functional condition of a human body and level of his health]. Nauka-2020 - Science-2020, 2018, no. 6 (22), pp. 23-28.

11. Niyazov R. R., Chasanoff G. M. Ocenka urovnya podgotovlennosti v vostochnyh edinoborstvah [Readiness level assessment in oriental martial arts]. Molodoj uchenyj - Young scientist, 2016, no. 201124), pp. 776-779.

12. Osipov D. V., Kuznecov M. B. [Some features of a circular training of martial artists] Gosudarstvo i pravo v ehpohu global'nyh peremen: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [The State and the right during an era of global changes: materials of the International scientific and practical conference]. Barnaul: BYUI MVD Rossii Publ, 2017, pp. 349-350.

13. Zinnatnurov A. Z. Optimizaciya processa fizicheskogo vospitaniya studentov pedagogicheskih vuzov [Optimization of process of physical training of students of pedagogical higher education institutions]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and practice of physical culture, 2010, no. 5, pp. 53-56.

14. Barkalov S. N. [Relevant aspects of technical training in single combats]. Fizicheskoe vospitanie i sport: aktual'nye voprosy teorii i praktiki: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Physical training and sport: topical issues of the theory and practice: collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference]. Rostov n/D: RYul MVD Rossii Publ, 2018, pp. 22-28.

15. Nedostatki rannej special'noj fizicheskoj podgotovki: EHlektronnyj resurs [Shortcomings of early special physical training: Electronic resource]. URL: https://medlec.org/lek-164599.html (date of the address: 04.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.