• СУДЕБНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА •
DOI:
Е. С. Лапин, E. S. Lapin,
кандидат юридических наук, доцент, Candidate of Law, Associate Professor, доцент кафедры криминалистики Associate Professor of the Department Саратовской государственной of Criminology of the Saratov State
юридической академии Law Academy О
k_kriminal@ssla.ru £
о
О СУЩНОСТИ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОГО £
МЕРОПРИЯТИЯ «ПОЛУЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ |
ИНФОРМАЦИИ» %
Аннотация: в предлагаемой статье рассматриваются правовая основа, со- О держание, а также форма, основания и условия проведения оперативно-разыскного ° мероприятия «Получение компьютерной информации». Через представленный анализ |
данного оперативно-разыскного мероприятия дается его объяснение, раскрывается § его сущность. Предложена попытка авторского определения данного оперативно- § разыскного мероприятия. Сформулирован вывод о том, что получение компьютерной § информации сходно по своей сути с негласным оперативно-разыскным мероприятием Sj
«Наведение справок». О Ключевые слова: оперативно-разыскная деятельность, оперативно-разыскные £
действия, получение компьютерной информации, цифровые следы, наведение справок, §
формы проведения оперативно-разыскных мероприятий. о
ON THE ESSENCE OF THE OPERATIONAL-SEARCH g
MEASURE «OBTAINING COMPUTER INFORMATION» g
Abstract: the proposed article considers the legal basis, content, as well as the form,
grounds and conditions of the operational-search event«Obtaining computer information». £
The presented analysis of this operational-search event served as his explanation, disclosure f of its essence. An attempt is proposed to author the definition of this operational-search
measure. It is concluded that «Obtaining computer information» is similar in essence to the 181 tacit operational-search event «Conduct inquiries».
Keywords: operational-search activity, operational-search actions, obtaining of 0
computer information, digital traces, referral of demand-wok, forms of carrying out ia
operational-search measures. g
С 1 июля 2018 г. оперативно-разыскная деятельность по воле законодателя (ст. 3, 19 Федерального закона от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ) обогатилась еще одним, пятнадцатым по счету, действу-
ющим оперативно-разыскным мероприятием - получение компьютерной информации (далее - ПКИ).
Оперативно-разыскная деятельность слагается из оперативно-разыскных действий, разновидностью коих являются оперативно-разыскные мероприятия. Поэтому оперативно-разыскное мероприятие ПКИ есть новое оперативно-разыскное действие. Его проведение, согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N° 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ «Об ОРД»), отнесено к компетенции оперативно-технических сил и средств (оперативно-технических подразделений) органов ФСБ России и МВД России. В частности, в системе органов внутренних дел ПКИ осуществляют работники бюро специальных технических мероприятий - оперативного подразделения закрытого характера, являющегося пунктом управления оперативно-разыскного мероприятия. „о Само это мероприятие может проводиться и по запросу оперативен но-разыскного органа, и в автоматическом режиме путем подключения его пункта управления к программно-техническим средствам, ис-а пользуемым оператором связи или организатором распространения § информации в сети «Интернет».
§ Операторы связи в рамках ПКИ обеспечивают оперативно-разыск-2 ные органы хранящейся у них голосовой информаций, отложившейся ^ при оказании ими лицензионных услуг телефонной связи (в выделен— ной сети, внутризоновой, местной, междугородной, международной) § и подвижной радиосвязи (в выделенной сети, в сети общего пользо-^ вания, спутниковой, радиотелефонной), а также данные АСР - авто-§ матизированной системы расчетов. Организаторы распространения ^ информации в сети «Интернет» в ходе ПКИ обеспечивают органы, уполномоченные осуществлять оперативно-разыскную деятельность, о хранящимися у них данными: о регистрационных данных пользовате-^ ля коммуникационного интернет-сервиса; о фактах приема, передачи С и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, звуков и иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» 182 (времени приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных ^ сообщений с указанием информации об адресах таких сообщений); СЧ о содержимом текстовых, голосовых, видеоизобразительных и иных ® электронных сообщений; о фактах авторизации и выхода из инфор-^ мационного сервиса, регистрации, прекращении регистрации.
Деятельность указанных оперативно-технических подразделений осуществляется в строго секретном режиме, она регламентирована относящимися к соответствующей категории государственной тайны межведомственными нормативными актами (соглашениями) между
оперативно-разыскными органами, именно поэтому мы не можем указывать никаких определенных способов проведения ПКИ. Однако мы можем отметить объективную необходимость для проведения ПКИ в налаживании взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, с одной стороны, и операторов связи или организаторов распространения информации в сети
«Интернет», с другой. °
Поскольку ПКИ ограничивает конституционные права человека
и гражданина на тайну переписки и иных сообщений, а также на тайну §
частной жизни (ст. 23 Конституции РФ), то его проведение допуска- о
ется только на основании мотивированного судебного решения (абз. 1 Ц
ч. 2 ФЗ «Об ОРД»), выданного на основании обращения оперативно- j§
разыскного органа в суд за разрешением на право проведения этого р
мероприятия. Однако в случаях, которые не терпят отлагательства, |
ПКИ может начаться без судебного решения при наличии сведений |
о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, во- §
енной, экономической, информационной или экологической безопас- |
ности России, с последующим уведомлением судьи в течение 24 часов §
(ч. 3 ст. 8 ФЗ «Об ОРД»). Суд положит в основу приговора результаты §
ПКИ по уголовному делу, если нарушений ФЗ «Об ОРД» в связи I
с данными обстоятельствами его проведения не добудет допущено. §
Теперь о формах осуществления ПКИ. Все без исключения опе- 1
ративно-разыскные мероприятия проводятся в негласной форме - это |
принципиальное положение оперативно-разыскной деятельности; без §
этого данная деятельность, утратив свой смысл, перестанет существо- g
„ „ ю
вать как самостоятельная и перейдет в иной вид правоохранительной |
деятельности. Однако есть оперативно-разыскные мероприятия, § которые помимо негласной формы их проведения, имеют гласное (открытое) выражение своего содержания (например, опрос; сбор об- р разцов для сравнительного исследования; обследование помещений, | зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств). | Е. С. Дубоносов считает, что ПКИ может осуществляться как в гласной, так и в негласной форме [1, с. 26]. А по утверждению, например, 183 С.В. Екимцева [2, с. 29] и Е.Н. Яковца [3, с. 183], ПКИ может быть ^ осуществляемо только в негласной форме. Практическая деятельность р (действительность) лучше всего разрешает всевозможные теорети- § ческие вопросы. Свои соображения о форме ПКИ Е. С. Дубоносов ! основывает, главным образом, на логически построенных предположениях, относящихся к периоду до 2018 г. - начала практического использования данного оперативно-разыскного мероприятия и принятия основных открытых подзаконных нормативных правовых актов,
регулирующих его осуществление. Так вот, форма осуществления ПКИ может быть только негласной. Причем в отдельных случаях -относительно негласной, когда о проведении ПКИ известно оператору связи или распространителю информации в сети «Интернет». В такой ситуации последние предупреждаются оперативно-разыскным органом по ст. 121 ФЗ «Об ОРД» о недопустимости разглашения сведений, содержащихся в направленных к ним запросах в связи с проведением ПКИ.
Компьютерную информацию в ходе ПКИ оперативно-разыскной орган получает из отложившихся на хранение соответствующих данных у юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, оказывающих лицензионные услуги связи (например, «МегаФон», МТС, «Билайн»), и лиц, осуществляющих деятельность по организации распространения информации в сети «Интернет» (например, .a Telegram Messenger LLP, Mail.ru Grup). Сроки хранения для операторов связи определены в отношении данных о факте оказания услуги связи в течение трех лет и собственно содержания самого сообщения в тече-tr ние шести месяцев; для организаторов распространения информации § в сети «Интернет» эти сроки установлены в один год и шесть месяцев oq соответственно. Надо отметить, что за такие промежутки времени 2 скапливаются весьма значительные массивы данных. Указанное обстоятельство сильно осложняет деятельность операторов связи — и организаторов распространения информации в сети «Интернет» § по обеспечению обмена информации между физическими и юриди-5 ческими лицами. Оно способствует удорожанию предоставляемых § услуг пользователям из-за вынужденного ввода в эксплуатацию ^ дополнительных технических средств для увеличения емкостей накопления информации (серверов) исходя из предписанного законом о максимального срока ее хранения, а также расширения технологи-g ческих помещений для их размещения (строительства дата-центров) С и дополнительного найма работников по их обслуживанию.
Оперативники, получив в результате ПКИ массив данных, при-184 ступают к целенаправленной (аналитической) их обработке с целью ^ формирования оперативно-разыскной информации. Указанные данные CV для оперативных работников станут информацией только тогда, когда ® они смогут определенным образом их систематизировать, дать им ^ правильную оценку и получить новые, ранее не известные оперативно значимые знания.
В связи с этим невольно возникает мысль, что разумнее всего при ПКИ оперативникам отдавать предпочтение не сведениям о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки сообщений, а содер-
жанию самих сообщений (текстов, видеозаписей, фотографий и т.п.). Однако в большинстве случаев нужды в самих сообщениях нет, важно знать, с кем и когда фигурант связывался или с ним устанавливали электронную связь.
Таким образом, в процессе ПКИ имеет место работа оперативных сотрудников с архивными данными, с определенным сроком хранения
у операторов связи и организаторов распространения информации ° в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Работа
эта осуществляется в целях выявления, предупреждения, пресечения |
и раскрытия преступлений по специально сохраняемым для этих о
целей цифровым следам. Ц
Тут мы с неизбежностью подошли к широко ныне обсуждаемому |
вопросу, на который необходимо дать ясный и точный ответ: цифровые р
следы относятся к следам материальным или идеальным? Этот вопрос |
решается следующими философскими рассуждениями. Одни фило- |
софы будут утверждать, что в природе такие следы, как цифровые, §
не образуются, поэтому они есть запечатленное идеальное. Другие |
им возразят, что цифровые следы относятся к материальным, в них §
нет идеального, они есть воплощение идеального; что объективную I
реальность и субъективную реальность (наше сознание) надо строго I
различать и нельзя смешивать воплощение идеального и само иде- §
альное [4, с. 110-111]. Цифровые следы это материальное отражение ^
идеального отображаемого. Они образуются в результате взаимодей- |
ствия двух систем: человека и цифровой техники со специальным §
программным обеспечением. Механизм или процесс цифрового ^
следообразования есть взаимодействие указанных систем, которые |
обмениваются веществом, энергией и информацией. Если бы уда- § лось в данном механизме убрать информацию, которая не является
атрибутом материального, а оказывается моментом идеального, то р
отнести цифровые следы к следам материальным получилось бы |
однозначно. Однако этого по отношению к цифровым следам сделать | нельзя. Здесь нам приходит на помощь диалектика промежуточного,
согласно которой по отношению к крайностям - противоположностям 185
- промежуточное является синтезом этих противоположностей. То ^
есть по отношению к противоположным - материальным и идеаль- р
ным следам - следы цифровые занимают промежуточное положение. §
Цифровые следы как промежуточное являются лишенностью одно- ^ временно обеих данных крайностей или синтезом таковых.
Как известно, сущность чего-либо не находится на поверхности, она может быть выявлена только путем строгого научного анализа. Представленный анализ, относящийся к данному оперативно-
разыскному мероприятию, является в свою очередь его объяснением, раскрытием его сущности.
Итак, сформулируем следующее определение рассматриваемого средства добывания оперативно значимой информации. Оперативно-разыскное мероприятие ПКИ есть негласное оперативно-разыскное действие, заключающееся в изъятии или копировании оперативно-разыскным органом строго определенных за интересующий период от операторов связи или организаторов распространения информации в сети «Интернет» накапливаемых и хранящихся у них сведений о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображения, звуков, видео- или иных сообщений фигурантов (изучаемых лиц) - пользователей такого рода услуг, а также содержания этих электронных сообщений. По сути, ПКИ сходно с оперативно-разыскным мероприятием «Наведение .а справок», проводимом в негласной форме.
I!
Список литературы:
1. Дубоносов, Е.С. Оперативно-розыскные мероприятие «Получение
I
99
«V О «V
компьютерной информации»: содержание и проблемы проведения /
О Е.С. Дубоносов // Известия Тульского государственного университета.
® Экономические и юридические науки. - 2017. - № 2-2. - С. 24-30. С; 2. Екимцев, С.В. Особенности проведения оперативно-розыскного
5 мероприятия «Получение компьютерной информации» / С.В. Екимцев //
^ Научный вестник Орловского юридического института МВД России им.
§ В.В. Лукьянова. - 2019. - № 2 (79). - С. 27-30.
^ 3. Яковец, Е.Н. К вопросу о сущности и содержании оперативно-розыск-
^ ного мероприятия «Получение компьютерной информации» / Е.Н. Яковец
С // Оперативно-розыскная деятельность в цифровом мире : сб. науч. ст. / под
сс ред. В.С. Овчинского. - М. : ИНФРА-М, 2021. - С. 173-189. § 4. Лапин, Е. С. Философия криминалистики : учеб. пособие / Е. С. Лапин. О
186
- 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2021. - 201 с.