Научная статья на тему 'О сущности конфликта как социально-психологического явления'

О сущности конфликта как социально-психологического явления Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфликт / конфликтология / субъекты конфликтного взаимодействия / предмет / объект конфликта / агрессия / conflict / conflictology / subjects of conflict interaction / subject / object of conflict / aggression

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Анна Евгеньевна Варнаева

Представлен теоретический анализ конфликта как феномена, имеющего социально-психологическую природу. На основе осмысления его основополагающих признаков и установления их взаимосвязи предлагается сущностное определение конфликта. К его базовым характеристикам относятся следующие: противоречие в целях оппонентов, их противоборство, биполярность, субъектность и наличие негативных эмоций у коммуникантов по отношению друг к другу. Учет данных признаков дает возможность определить приоритетные направления консультативной и коррекционной работы с конфликтующими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Анна Евгеньевна Варнаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the essence of the conflict as a socio-psychological phenomenon

The article presents a theoretical analysis of conflict as a phenomenon of a socio-psychological nature. Based on the understanding of its fundamental features and the establishment of their interrelation, an essential definition of the conflict is proposed in it. Its basic characteristics include the following: contradiction in the goals of opponents, their confrontation, bipolarity, subjectivity and the presence of negative emotions among communicants in relation to each other. Taking into account these signs makes it possible to identify priority areas of advisory and correctional work with conflicting parties.

Текст научной работы на тему «О сущности конфликта как социально-психологического явления»

Научная статья УДК 81.23

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-29-32 EDN: https://elibrary.ru/faslfl NIION: 2018-0077-2/24-446 MOSURED: 77/27-024-2024-02-645

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология

О сущности конфликта как социально-психологического явления

Анна Евгеньевна Варнаева

Смоленский государственный университет, Смоленск, Россия, anna6772@mail.ru

Аннотация. Представлен теоретический анализ конфликта как феномена, имеющего социально-психологическую природу. На основе осмысления его основополагающих признаков и установления их взаимосвязи предлагается сущностное определение конфликта. К его базовым характеристикам относятся следующие: противоречие в целях оппонентов, их противоборство, биполярность, субъектность и наличие негативных эмоций у коммуникантов по отношению друг к другу. Учет данных признаков дает возможность определить приоритетные направления консультативной и коррекционной работы с конфликтующими.

Ключевые слова: конфликт, конфликтология, субъекты конфликтного взаимодействия, предмет, объект конфликта, агрессия

Для цитирования: Варнаева А. Е. О сущности конфликта как социально-психологического явления // Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 2. С. 29-32. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-29-32. EDN: FASLFL.

Original article

About the essence of the conflict as a socio-psychological phenomenon

Anna E. Varnaeva

Smolensk State University, Smolensk, Russia, anna6772@mail.ru

Abstract. The article presents a theoretical analysis of conflict as a phenomenon of a socio-psychological nature. Based on the understanding of its fundamental features and the establishment of their interrelation, an essential definition of the conflict is proposed in it. Its basic characteristics include the following: contradiction in the goals of opponents, their confrontation, bipolarity, subjectivity and the presence of negative emotions among communicants in relation to each other. Taking into account these signs makes it possible to identify priority areas of advisory and correctional work with conflicting parties.

Keywords: conflict, conflictology, subjects of conflict interaction, subject, object of conflict, aggression

For citation: Varnaeva A. E. About the essence of the conflict as a socio-psychological phenomenon. Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(2):29-32. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-29-32. EDN: FASLFL.

Конфликт является неотъемлемой частью жизни человеческого общества. Он существует столько, сколько живут на земле люди, так как истоки конфликтного взаимодействия определяются природой человека и общества.

Известно, что первые дошедшие до нас исследования проблемы конфликта представили китайские мыслители УП-УГ вв. до н. э. Так, великий древнекитайский философ Конфуций считал, что конфликты порождаются неравенством и несхожестью людей. Кроме этого, их источником являются различные человеческие пороки: корысть, стремление к выгоде, упрямство, лживость,

лесть и др. Некоторые зарубежные ученые высказывали и более категоричные суждения о природе человека и общества, с которыми не всегда можно согласиться. В частности, немецкий философ и социолог, считающийся родоначальником конфликтологии, Г. Зиммель утверждал, что «у людей существует изначальная потребность во враждебности, которая оказывается специфической формой или основой человеческих отношений, и личность не способна утверждать себя иначе, как через оппозицию» [8, с. 16-17].

На протяжении столетий философы и ученые, государственные деятели и писатели стремились осмыс-

© Варнаева А. Е., 2024

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

29

лить данное явление. Разработанные ими теории и концепции конфликта легли в основу созданной в XX веке новой научной области - конфликтологии.

Но и в XXI веке нет признаваемого всеми научного определения термина «конфликт». Трудности определения этого феномена объясняются рядом причин.

Во-первых, конфликты отличаются большим разнообразием, охватывая обширный круг явлений от вооруженных столкновений государств до межличностных разногласий и внутриличностных противоречий.

В связи с этим, во-вторых, понятие «конфликт» не принадлежит одной области знаний, а разрабатывается в различных науках, каждая из которых наделяет его своим специфическим содержанием. Именно с этих так называемых частных конфликтологических наук началось изучение конфликта как самостоятельного явления. «Библиографический поиск позволил выявить 17 отечественных наук, занимающихся изучением конфликта» [1, с. 30]. Это правоведение, социология, политические и военные науки, педагогика, психология, филология, экономика, культурология, искусствоведение и другие научные области. Имея свой предмет исследования, каждая из них определяет конфликт особым образом: психологи отождествляют его с трудностями, экономисты - с конкуренцией, социологи - с оппозициями, лингвисты рассматривают конфликт как коммуникативный акт и т. п.

Наконец, данное понятие обрело статус термина сравнительно недавно.

При наличии большого количества различных определений термина «конфликт» обращает на себя внимание то, что все они характеризуют данное явление через свойственное ему противоречие. Приведем только отдельные из этих дефиниций.

Конфликт (от лат. сопШСш - «столкновение, разногласие») - это «наиболее проблемный способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, а также борьба подструктур личности» [2, с. 160].

Конфликт - это «отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами» [9, с. 206].

Конфликт - это «особый вид общения, в основе которого лежат различного рода объективные или субъективные, реальные или ложные, но в различной степени осознаваемые противоречия в целях взаимодействующих сторон с попытками их разрешения на фоне эмоциональной напряженности» [10, с. 30].

Конфликт - это «столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе» [3, с. 10].

Конфликт - это «столкновение примерно равных по силе, но противоположных по направленности тенденций (мотивов, целей, действий) участников взаимодействия» [8, с. 10].

При характеристике противоречия, лежащего в основе конфликта и составляющего его предмет, первопричину, исследователи указывают на противоположные не только цели, интересы, взгляды, стремления, тенденции, мотивы, действия, но и потребности, позиции, точки зрения, идеи, мнения, установки, ценности.

Возникает вопрос: в чем все-таки заключается суть данного противоречия, чем вызвано его возникновение?

Представляется, что противоречие, обусловливающее конфликт, состоит в противоположных, взаимоисключающих целях участвующих в нем сторон. Люди прибегают к конфликтной форме социального взаимодействия, «когда достижение целей одного участника препятствует достижению целей другого, т. е. соперничество выступает как объективная ситуация конфликта» [9, с. 206].

Данные цели определяются взглядами людей и их потребностями, за удовлетворение которых они и борются.

Что же, в свою очередь, определяет противоречие целей субъектов конфликтного взаимодействия? Несовместимость их стремлений связана с тем, что они в одинаковой мере претендуют на обладание одними и теми же ценностями: ценность одна, а стороны две.

Например, одну вакантную должность руководителя отдела стремятся занять два сотрудника организации. Если бы этих освободившихся должностей было две, не было бы и оснований для их столкновения.

Крайне категорично эту мысль выразил Т. Гоббс: «Если два человека желают одной и той же вещи, которой, однако, они не могут обладать вдвоем, они становятся врагами» (цит. по: [7, с. 34]).

Данные ценности могут быть материальными (ресурсы), социальными (власть), духовными (идеи, принципы, нормы). Они составляют объект конфликта, лежащий в его основе.

Соответственно одной из важных классификаций конфликтов, учет которой дает возможность лучше ориентироваться в их специфических проявлениях, а значит, находить более эффективные пути разрешения, является классификация конфликтов с точки зрения их объекта.

На данном основании выделяют ресурсные конфликты, имеющие своим объектом материальные ценности, статусно-ролевые конфликты, в основе которых лежит борьба за обладание социальными ценностями, и конфликты, объектом которых являются духовные ценности. Целью последнего типа конфликтов выступает защита, отстаивание определенных идей, принципов и норм.

Если предмет конфликта как составляющее его противоречие находится на поверхности и в связи с этим определяется достаточно легко, то объект конфликта лежит глубже. Рядом исследователей предмет и объект конфликта не всегда разводятся.

Приведем несколько примеров конфликтного взаимодействия с определением его объекта.

В доме с хорошей слышимостью проживают два соседа. Один из них является ученым и пишет научную работу, а другой, будучи музыкантом, играет на скрипке. Первому скрипка мешает сосредоточиться, и он стучит в стену своему соседу. Начинается конфликт. В данном случае его объектом, т. е. ценностью, к обладанию которой стремятся оба оппонента, является тишина. Оба они считают, что имеют единоличное право на нее.

Следующий пример касается образовательной сферы, в рамках которой нередко возникает серьезное раз-

30

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

ногласие между учителем и родителями относительно оценивания работы ребенка: родители считают, что эта оценка занижена, а учитель убежден, что она справедлива. Объектом конфликтного столкновения становятся нормы оценивания, на которые претендуют родители и которыми в соответствии со своей профессиональной деятельностью владеет учитель.

Рассмотренное противоречие в целях оппонентов является обязательным, но недостаточным условием развития конфликта. Разнообразные противоречия возникают повсеместно, но только часть из них решается путем конфликта. Таким образом, суть конфликта заключается не столько в возникновении противоречий, сколько в способе их разрешения - в столкновении, противодействии, составляющих ядро конфликта. Любой конфликт, независимо от его вида, обязательно содержит в себе противоборство, обнаруживает себя в борьбе его участников: «конфликт - это процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его социальные позиции и взгляды» [5, с. 75].

Таким образом, участники конфликта вступают во взаимодействие, чтобы снять возникшее противоречие, добиться своей цели, что возможно в ущерб цели собеседника.

Открытое противодействие коммуникантов может осуществляться в сфере общения или сфере поведения.

Наличие противоречия целей оппонентов и их противоборство предполагают еще два необходимых признака конфликта: его биполярность и субъектность.

В отношения противопоставления могут вступать только два начала, а потому конфликт предполагает наличие двух взаимодействующих сил. Они одновременно и взаимосвязаны общим объектом (одной ценностью, к обладанию которой стремятся), и взаимопро-тивоположны по своим целям. При этом, как утверждает Н. В. Гришина, ссылаясь на позицию одного из известных современных теоретиков в области социологии конфликта Р. Дарендорфа, «любой конфликт сводится к "отношениям двух элементов". Даже если в конфликте участвует несколько групп, между ними образуются коалиции, и конфликт вновь приобретает биполярную природу» [4, с. 19].

Активные и осознанные действия и контрдействия оппонентов в процессе развертывания их взаимодействия определяет его субъектность. Иными словами, вступать в конфликт могут только люди. Возможен и конфликт с самим собой. То есть конфликт представляет собой человеческое, социальное явление. В связи с этим нельзя находиться в конфликте с техникой или природой. Невозможны конфликты и между животными, между которыми существует лишь инстинктивное соперничество.

Вопрос о возможности зооконфликтов не имеет однозначного научного решения. Так, ряд ученых: А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов, К. Лоренц, Э. Фромм -предлагают их выделять. Основанием такой позиции является признание биосоциального характера эволюции жизни на Земле. По мнению данных авторов, конфлик-

ты у человека и животных имеют существенные отличия, но с учетом непрерывного характера социогенеза должны иметь и общие закономерности. А это значит, что изучение зооконфликтов может пролить свет на некоторые особенности социальных конфликтов, в частности, на бессознательные и подсознательные компоненты конфликтного поведения человека.

Мы не придерживаемся данной точки зрения и солидарны с позицией Н. В. Гришиной, утверждающей, что «современные гуманитарные науки, включая психологию, исходят из несводимости сложных форм человеческого поведения к биологическим схемам» [4, с. 20].

Наконец, необходимо назвать еще один специфический признак конфликта, который определяется взаимоисключающим характером целей его участников. Ввиду того, что для каждого субъекта конфликтного взаимодействия его оппонент рассматривается как человек, препятствующий достижению собственной цели, мешающий реализовать насущные потребности, данный тип общения обязательно сопровождается негативными эмоциями коммуникантов по отношению друг к другу.

Причем они не просто их испытывают, но открыто выражают в вербальной или невербальной форме, в связи с чем агрессия является неотъемлемой характеристикой конфликта.

Феномен агрессии традиционно изучается в рамках философии, социологии и психологии. В конце XX - начале XXI вв. данный тип речевого поведения стал активно исследоваться коммуникативной лингвистикой.

Агрессия (от лат. aggгedi «нападать») - это «совокупность поведенческих реакций, имеющих отрицательную эмоциональную окраску по отношению к партнеру, сопровождающихся грубостью, порицанием партнера с целью его подчинения» [8, с. 41].

В лингвистике для обозначения данного понятия используют термин «речевая агрессия», который понимают как преднамеренное или спонтанное конфликтоген-ное вербальное поведение, направленное на то, чтобы вызвать у собеседника негативное эмоционально-психологическое состояние.

Агрессия, действительно, является одним из сильнейших конфликтогенов, так как приводит к немедленной и более мощной контрагрессии и эскалации конфликта.

В последние годы ученые говорят о новой коммуникативной реальности - виртуальном пространстве общения (виртуальном дискурсе), яркой особенностью которого является киберагрессия.

Эта агрессивная интернет-коммуникация, как и в целом речевое взаимодействие людей, в настоящее время приобрело различные формы своего проявления: хей-тинг, троллинг, буллинг, флейминг, харассмент и др., -что свидетельствует о повышении уровня конфликтности современного общества.

Внимание ученых к вербальной агрессии продиктовано тем, что именно язык является основным средством общения, и потому только на базе коммуникативного акта может возникнуть конфликт.

ЕСКИЕ НАУКИ 31

Агрессивный тип реагирования направлен на достижение своих целей без учета стремлений собеседника, любой ценой, поэтому такое поведение предполагает нанесение физического или психологического вреда оппоненту. Как утверждает американский социолог Л. Козер, целями конфликтующих сторон «является не только достижение желаемого, но также и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника» [8, с. 17].

Именно поэтому, несмотря на то, что, как известно, с точки зрения своей функции конфликты могут быть и деструктивными, и конструктивными, их разрушительный компонент будет присутствовать всегда уже по той причине, что конфликтное противостояние настраивает людей друг против друга. Конфликт - это «деструктивное взаимодействие субъектов, возникающее в связи с восприятием действий друг друга как представляющих угрозу удовлетворению их значимых потребностей» [6, с. 12].

Если между участниками социального взаимодействия наблюдается противоборство, но нет отрицательных эмоций по отношению друг к другу, например, в ходе дискуссии, спора, спортивного состязания, то такие ситуации не представляют конфликт.

Итак, определение и осмысление основополагающих признаков конфликта позволяет определить его сущность следующим образом: конфликт - это борьба двух субъектов (личностей, социальных групп) за обладание одними ценностями, сопровождаемая негативными эмоциями по отношению друг к другу.

Обозначенные сущностные признаки конфликта позволяют определить основные направления консультативной и коррекционной работы с конфликтующими:

1) выявление предмета и объекта конфликта, т. е. целей противодействующих сторон и ценностей, к обладанию которыми они стремятся;

2) изменение перцептивной установки, в том числе негативных эмоций, у участников конфликта по отношению друг к другу;

3) регуляция их психического состояния;

4) поиск оптимальных способов разрешения конфликта, для чего в несовместимых целях оппонентов необходимо найти точки соприкосновения.

Библиографический список

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология : учебник для вузов. 7-е изд. СПб. : Питер, 2023. 560 с.

2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. 4-е изд., испр. и доп. М. : Проспект, 2022. 536 с.

3. Гребенкин Е.В. Школьная конфликтология для педагогов и родителей. Ростов н/Д : Феникс, 2013. 171 с.

4. Гришина Н. В. Психология конфликта. 3-е изд. СПб. : Питер, 2018. 576 с.

5. Дмитриев А. В. Конфликтология : учебник. 4-е изд., перераб. М. : Альфа-М; Инфра-М, 2016. 336 с.

6. Дубовицкая Т. Д. Конфликтология : курс лекций. М. : ФЛИНТА, 2022. 104 с.

7. Егидес А. П. Психология конфликта : учебное пособие. М. : МФПУ «Синергия», 2013. 320 с.

8. Кашапов М. М. Психология конфликта : учебник и практикум для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2018. 184 с.

9. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. и др. Социальная психология: учебное пособие для бакалавров. М. : Изд-торг. корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д : Наука-Спектр, 2016. 240 с.

10. Сухов А. Н. Социальная конфликтология : учебное пособие для студентов вузов. М. : ЮНИТИ-ДАНА,

2021. 255 с.

Bibliographic list

1. Antsupov A. Ya., Shipilov A. I. Conflictology: textbook for universities. 7th ed. St. Petersburg: St. Petersburg, 2023. 560 p.

2. Antsupov A. Ya., Shipilov A. I. Dictionary of conflictologist. 4th ed., rev. and add. Moskow : Prospekt,

2022. 536 p.

3. Grebenkin E. V. School conflictology for teachers and parents. Rostov-on-Don : Phoenix, 2013. 171 p.

4. Grishina N. V. Psychology of conflict. 3rd ed. St. Petersburg: St. Petersburg, 2018. 576 p.

5. Dmitriev A. V. Conflictology : textbook. 4th ed., revised by Moscow : Alpha-M; INFRA-M, 2016. 336 p.

6. Dubovitskaya T. D. Conflictology: a course of lectures. Moscow : FLINTA, 2022. 104 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Egides A. P. Psychology of conflict : textbook. Moscow: MFPU «Synergy», 2013. 320 p.

8. Kashapov M. M. Psychology of conflict : textbook and workshop for universities. 2nd ed., rev. and add. Moscow : Yurayt Publishing House, 2018. 184 p.

9. Stolyarenko L. D., Samygin S. I. and others. Social psychology: a textbook for bachelors. Moscow : Publishing house-corporation «Dashkov and K»; Rostov-on-Don : Nauka-Spektr, 2016. 240 p.

10. Sukhov A. N. Social conflictology : a textbook for university students. Moscow : UNITY-DANA, 2021. 255 p.

Информация об авторе

А. Е. Варнаева - заведующая кафедрой теории и методики начального образования Смоленского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент.

Information about the author A. E. Varnaeva - head of the Chair of theory and methods of primary education of the Smolensk State University, candidate of philological sciences, associate Professor.

Статья поступила в редакцию 17.04.2024; одобрена после рецензирования 22.04.2024; принята к публикации 30.04.2024.

The article was submitted 17.04.2024; approved after reviewing 22.04.2024; accepted for publication 30.04.2024. 32 PSYCHOLOGICAL SCIENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.