ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 130.122
Г.Г. Абсалямова, Г.С. Байгулова О СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЕ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматриваются теоретические основы выделения духовности как выражение истинной сущности человека. Анализируются различные подходы к пониманию духовности и ее роли в жизни человека для гармоничного развития. Внимание обращено на структурные компоненты духовности, и делается вывод о важности внутренней гармонии, диалектическом единстве всех компонентов и их взаимообусловленности.
Духовность личности, внутренняя гармония, духовное развитие, самосовершенствование, структурные компоненты духовности.
The article deals with theoretical basis of highlighting spirituality as an expression of the true essence of a person. Different approaches to understanding spirituality and its role in human life are analyzed. The author considers the structural components of spirituality and draws a conclusion concerning the importance of inner harmony, dialectical unity of the components and interdependence.
Spirituality of a person, inner harmony, spiritual development, self-perfection, structural components of spirituality.
В связи с происходящими глобальными преобразованиями в социально-культурной и духовной сфере современного общества проблема духовного развития приобретает особую актуальность. Заключенная в человеке, как в биосоциальном существе, энергия имеет природное и социальное происхождение. Соответственно, для осуществления полноценной деятельности человеку требуются не только биологические, но и духовные средства. Безусловно, первоочередная забота о потенциале физических сил и здоровья людей является необходимой материальной предпосылкой и основой развития духовной жизни общества, формирования человеческой духовности и воспроизводства его духовных сил. Именно развитие духовности людей, забота о человеческой душе и о ее творческом начале становятся сегодня главнейшими чертами общественной жизни прогрессивной части общества.
Наш интерес к проблеме духовности вызван ее сложностью и, как это ни парадоксально, экстенсивной разработанностью. Ни одна психологопедагогическая проблема не получала столь широкого и всестороннего внимания, как духовность и ни в одной проблеме нет стольких «белых пятен» как в проблеме духовности. Начнем с того, что в понимании духовности наблюдается смешение самых различных подходов, начиная от житейского и заканчивая самыми сложными, имеющими вид строгих научных форм; в различных толковых словарях значение термина «духовность» не совпадает; в различных сферах духовной жизни общества (науке, культуре и религии) в понимание духовности вкладывается различное содержание; проникновение в науку сведений из различных источников, в том числе йоги, оздоровительных практик и боевых искусств побуждает исследователей обращаться к самым невероятным и парадоксальным теориям; существование мистических, оторванных от реальности теорий духовности,
делает разработку этой проблемы чрезвычайно важной и актуальной.
В настоящее время в педагогической теории и практике накоплены значительные по объему знания и созданы методологические предпосылки изучения духовной сферы личности, образующие базу для нашего исследования. Вопросы духовного становления личности достаточно изучены Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьевым, М.Н. Аплетаевым, А.И. Арнольдовым, М.В. Максимовым, Г. Мартенсеном, И.О. Марченко, Н.К. Рерихом, В.Г. Федотовой и др. Особо следует выделить исследования, в которых духовность трактуется как интегральное качество образования, включающее опыт, знания, культуру, профессионально важные личностные качества. Различные аспекты духовного развития личности невозможны без осмысления работ Н.И. Алексеева, П. Бицилли, С.И. Гессена, М. Л. Гофмана, Н.Г. Дебольского, Б.Н. Чичерина, Л.И. Петражицкого, Л. Зандера, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, СИ. Карцевского, Н.К. Михайловского, П. И. Новгородцева, Б. Н. Чичерина, Г. Г. Шпети и др.
В большей части работ духовность отождествляется с развитием интеллекта, формированием мировоззрения, убеждений, с принципом саморазвития и самореализации личности. Так, например, профессор, доктор педагогических наук В. Г. Пряникова и академик РАО З. И. Равкин утверждают, что высшим уровнем сформированности духовности личности, ее сердцевиной являются мировоззрение и стойкие моральные принципы, идейные убеждения, идеалы, соответствующие общечеловеческим и национальным ценностям, составляющим в целом ее ядро [4].
В то же время анализ психолого-педагогической и специальной литературы, изучение применения данных этих исследований на практике свидетельствуют о том, что, хотя появляются различные программы, концепции, теории, подходы, направления
по решению проблемы возрождения духовной основы жизнедеятельности людей, все же по сей день не существует концептуально и содержательно выстроенной системы духовного воспитания человека. В связи с этим считаем нужным отметить слова А. Клизовского: «Из воспитания человечества изъят главный фактор развития жизни - воспитание духа. Человечество переживает небывалый кризис именно из-за приостановки своего духовного развития, из-за утери своих духовных ценностей... Никогда не может наступить в современном положении улучшение, если люди не будут продолжать растрачивать последние крохи духовного блага, которое отчасти уже в них имеется» [3, с. 264].
Проблема духовности жизненно важна. Именно в обращении к духовности человечество может гармонизировать свое развитие, приобрести необходимую устойчивость и длительную перспективу. Духовность обязательно сопровождает человека на протяжении его земной жизни и является основным критерием, определяющим его сущность.
Какой же смысл сокрыт в понятии «духовность»? Поисками ответа на этот вопрос заняты многие умы человечества. Являясь философской, религиозной, этической, эстетической, педагогической, психологической категорией, духовность имеет сложную, многогранную структуру. Она исследуется с точки зрения познавательных, нравственных, эстетических и иных аспектов, но большинство ученых считают, что духовность - это процесс и результат развития человека до уровня осознания своей бытийной сущности и трансцендирования за пределы собственной жизни [2].
Анализ опубликованных научных материалов по обозначенной выше проблеме в философских и особенно в психолого-педагогических исследованиях позволяет авторам констатировать основную (на ее взгляд) тенденцию, доминирующую в интерпретации сущности понятий «духовность», «духовное», - это выведение сущности данных понятий из категорий «нравственность», «нравственное», определение духовности как результата нравственности, приобщения к общечеловеческим ценностям.
При этом «дух» относится многими исследователями к культурологической, мировоззренческой категории. С точки зрения, например, русской религиозной философской мысли, а также с позиции представителей русского космизма и экзистенциализма (П. Флоренский, В. Соловьев, Н. Бердяев, А. Чижевский, В. Вернадский и др.) духовность имеет божественную природу и проявляется в осознании человеком себя органической частью целостного мира. Качество духовной жизни, согласно Н. Бердяеву, присутствует в человеке лишь в том случае, если есть к чему возвышаться и есть куда углубляться, если есть высшая божественная природа.
С точки зрения целостного мышления, «человек есть одно из эволюционных состояний и проявлений едино-многообразной жизни, такая ее форма, которая уже прошла дочеловеческие ступени развития и которой предстоит эволюционировать в сверхчеловеческих формах Сущего» [6, с. 160]. Иными слова-
ми, совершенствование человека возможно не столько на физическом, сколько на духовном уровне. И направляющей силой развития человека должен быть Дух, так как именно духовность является тем отличительным качеством, которое и делает человека человеком.
Духовность определяется внутренним чувством связи с чем-то большим, чем мы сами есть, внутренним устремлением познать и почувствовать его, экзистенциальным побуждением к отождествлению себя с ним. Это придает нам ощущение смысла жизни, ее полноты, созидательности и конструктивности [1].
Анализируя и обобщая различные подходы к вопросу о сущности духовности, мы исходим из положения о том, что духовность - это способность человека вести глубоко осмысленный и нравственно безупречный образ жизни, умение размышлять о смысле своего существования, стремиться к самосовершенствованию, саморазвитию. Духовность - это признание высших человеческих качеств единственной реальностью, как основу жизни и самоотверженное служение людям. Иными словами, духовность -это процесс непрерывного самосовершенствования и стремления личности к высшему идеалу, ориентация на решение смысложизненных проблем; реализация своего потенциала на благо человечеству.
В отличие от других атрибутов, именно духовность выражает истинную сущность человека, характеризует ее такой, какая она есть, в ее истинном проявлении возвышенности, устремленности, одухотворенности себя с миром и с самим собой. Духовность облагораживает человека, делает его способным творить любовь и гармонию в общении с другими людьми, преодолевать в себе и обществе злые, агрессивные, «грязные» помыслы и импульсы. Именно духовность является той силой, которая способна противостоять бездуховности и неблагоприятным социальным явлениям, проникающим во все сферы общественной жизни.
Необходимо отметить, что духовность - это умение выйти за рамки узко эгоистического стремления выжить, преуспеть, защитить себя от невзгод. При этом человек выступает не в качестве пассивного звена, а в роли субъекта деятельности - личности, характеризующейся уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью. И ядро, сердце личности связано с ее высшим психическим качеством -духовностью.
Структура духовности - это вычленение отдельных компонентов, содержательных сторон в способах ее проявления. Безусловно, в жизни их трудно рассматривать изолированно, поскольку они органично сочетаются, взаимообусловлены. Тем не менее, вычленение структурных компонентов духовности необходимо, поскольку такой анализ позволяет зримо увидеть ее слагаемые, понять их диалектическое единство, взаимообусловленность и взаимопроникновение. Итак, в структуре духовности нами выделены:
1. Самодисциплина - это умение следовать принятому решению, своим желаниям и целям в любых
ситуациях. На практике это означает, что человек способен действовать вопреки своей лени и сиюминутным капризам, делая то, что должно быть сделано. Почему вообще возникают проблемы с самодисциплиной? Потому что человек сам по себе противоречивое существо, в нем множество противоборствующих начал. Тело и душа, разум и эмоции, социальное и биологическое. Самодисциплина - немаловажное условие достижения успеха и одна из целей, к которым следует стремиться на пути саморазвития.
Самодисциплина берет силу у мотивации. Поэтому человеку важно знать что он делает, для чего он это делает. Поэтому важна осознанность.
2. Осознанность - это способность человека осознавать самого себя, своей высшей природы -Духовного Я (Б.А. Орлов), своих эмоций, действий. Это непрерывная внимательность в каждом мгновении жизни; когда во время выполнения каких-либо действий не происходит блуждания в мыслях, а внимание направлено на то, что совершается конкретно в данный момент.
Осознанность - это присутствие здесь и сейчас, свидетельствование происходящего здесь и сейчас, когда внимание НЕ направлено на прошлое или будущее, не цепляется за него и не застряло в нем. Внимание (сознание) совершенно свободно, и присутствует в постоянно изменяющемся моменте сейчас. Это осознавание Я ЕСТЬ и осознавание того, что еще есть сейчас, а не того, что было в прошлом или будет в будущем.
Благодаря осознанности человек совершенствуется, освобождается от собственных пороков, слабостей. Она дарует человеку силу, чтобы быть, любить, жить. Она позволяет осознанно проявлять мудрость в жизни.
3. Мудрость во взгляде на жизнь, которая воспринимается через призму объективного опыта, через спокойствие и любовь. Это проявление любви в жизни, а значит духовности. Это осознанные действия с позиции любви к жизни, людям, самому себе. Это способность человека видеть суть любых жизненных ситуаций, ценить саму жизнь, людей. Это позиция глубокого уважения к любому проявлению жизни. Мудрость присуща не только старости. Юный человек тоже может проявлять мудрость, если ему удается найти решение жизненных проблем, то есть он способен анализировать ситуацию, выявлять ее суть (проблему), определять препятствия, стоящие на пути решения, а также время, необходимое для решения. При этом можно обращаться к собственному жизненному опыту, однако не это главное. Главное - не отступать перед трудностями, но и не биться лбом об стену, а заново проанализировать проблему, найти в себе волю, чтобы прийти к желаемому решению (возможно, на дальнейших этапах жизни).
4. Любовь - это сознательное добровольное жертвоприношение своего внутреннего мира и своего окружения во имя другого человека. Любовь есть наивысшее состояние сознания человека, состояние Духа. Это абсолютно щедрое даяние, состояние бла-
годарности и приятия. Это эссенциальная сила жиз-нетворчества, дарующая вдохновение и силы. Она есть суть, дыхание жизни. У духовного человека мотивацией любых действия является любовь. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает быть!
Любящий человек совершенный (Зор Алеф). Любовь делает человека чище, ярче, благороднее. Она является основной мотивацией в самосовершенствовании.
5. Самосовершенствование - это самовоспитание или сознательное и целенаправленное действие человека по отношению к самому себе с целью развития определенного сознания нравственности и нравственных качеств, в соответствии с представлениями о нравственном идеале. Проще говоря, это сознательное развитие личностных навыков и качеств человека. Толчком к самосовершенствованию является осознание своего несовершенства и наличие достижимого идеала.
Необходимыми условиями для самосовершенствования являются: самоанализ / самонаблюдение, сравнение себя с окружающими и т. д., разработка программы самосовершенствования.
6. Самоконтроль - это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Это способность человека контролировать свои мысли, бдить их, не допускать негативных мыслей. Это способность регулировать, своевременно трансформировать внутренние психические состояния. Это некий различительный инструмент, посредством которого человек отсортировывает то, что ему важно, полезно для развития от того, что может быть вредным, бесполезным. Самоконтроль предполагает наличие эталона в форме субъективных представлений или критериев и возможность получения представления о контролируемых действиях и состояниях.
Самоконтроль регулируется голосом совести. Голос совести выступает в роли регулятора этичности действий.
7. Совесть - это голос Духовного Я, сущности человека (Б.А. Орлов). Это совершенно объективный голос, который говорит в каждом всегда, независимо от того, хочет человек слышать его или нет. Совесть говорит спокойным, рассудительным, неэмоциональным голосом. Это путеводитель, следуя за которым, человек поступает в соответствии с этикой и все больше и больше раскрывает в себе духовность.
Т аким образом, духовность - это сложноструктурированное качество, включающее достаточно широкий диапазон составляющих. Их взаимодействие, гармонизация имеет большое значение в развитии духовности, ибо, интегрируясь, они образуют особый, относительно самостоятельный план отражения, преобразования окружающего мира и Я в этом мире.
Следует еще раз подчеркнуть, что духовный человек обладает разумом, наполненным мудростью,
то есть правильными знаниями о жизни. Его духовное стремление - жизнь ради истины, добра, красоты и любви. Если мы духовно развиты, то находимся в гармонии с самим собой, и нас не мучают неразрешимые проблемы взаимоотношения с окружающими, то мы будем более свободными в выборе решений, которые будут зависеть от нашей системы духовно-нравственных ценностей.
Отличительная черта духовного человека - это его уравновешенность и целостность, искренность, полная гармония с самим собой и миром, в котором живет такая личность. Духовность - это состояние личности, которое выражается в гармонии человека и Космоса и дает ощущение единства с окружающим миром, природой, людьми. Духовность придает смысл нашей жизни. В ней мы черпаем ответы на вопросы о смысле жизни, о критериях добра и зла, истины и заблуждения. Она открывает нам доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к искусству, науке и религии, указывает, что является в жизни главным и наиболее ценным. Под духовностью человека понимается его способность различать приоритеты жизненные и ценности, подчинять им свои поступки, поведение, способ жизни. Духовный человек никогда не будет несправедливым; зная, что имеет больше возможностей, чем остальные, он будет стараться помочь им, поддержать их, показывая пример. Духовность -высшее достояние человеческой души, сердце личности. Проявлением духовности человека является его признак духовного здоровья. Духовная личность не может быть жадной, злой, завистливой, лицемерной, неудовлетворенной, так как то, что у нее внутри себя, дает ей полное удовлетворение жизнью и окружающим миром. Духовность дает радость, несравнимую с внешним обладанием материальным или наделением властью.
Когда нет внутренней гармонии, то ум человека оправдывает плохие поступки, всегда находя им удобное для себя объяснение. Присутствует постоянная озабоченность поддержанием статуса собственного «Я» и эго, где непрерывная «словомешалка» истощает организм, нуждающийся в гармонии. А ведь реальность человека - его внутренняя и внешняя гармония. Духовные знания не только ведут к определенному виду деятельности, они освещают общую картину мира, общие законы развития природы и общества, благодаря чему вырабатывается научный подход к пониманию явлений. Духовный человек — это человек, способный строить жизнь по законам красоты. Основы духовного развития ребенка закладываются в семье. Духовность - свойство природы самого человека, это то уникальное, исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ.
Литература
1. Александрова, Р.И. Философия образования российского зарубежья: духовно-нравственные искания / Р.И. Александрова, А.И. Белкин. - Новосибирск, 2001.
2. Бородина, Н.К. Духовность: феномен и понимание / Н.К. Бородина. - Волгоград, 1999.
3. Клизовский, А.И. Основы миропонимания Новой эпохи / А.И. Клизовский. - М., 2000.
4. Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы: Кн. для учителя. - М., 1993.
5. Проблемы формирования духовности личности в педагогической теории и практике. - М., 2001.
6. Шафиков, М. Духовный потенциал науки / М. Ша-фиков // Ватандаш. - 2003. - № 2. - С. 160 - 166.
7. Философский энциклопедический словарь / Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. - М., 1997.
УДК 37.032
Л.И. Бурова, Е.В. Яковлева
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО МЕГАПОЛИСА
В статье раскрывается изучение проблемы безопасной жизнедеятельности населения промышленного города (на примере одного из его районов) при реализации экологического проекта «Наш общий дом». Ведущей идеей проекта является координация образовательных, общественных учреждений, жилищно-коммунальных структур, администрации предприятий по улучшению экологического состояния и повышения безопасности жизнедеятельности населения района на основе специфической проектной деятельности для каждого учреждения, организации, предприятия.
Безопасная жизнедеятельность, экологическая безопасность, экологическая культура, экологический проект.
The article considers the problem of safe vital activity of the population of an industrial megalopolis (on the example of one of the areas) while implementing the environmental project “Our Common Home”. The project aims at coordinating educational, public institutions, housing and communal services, and administration of the enterprises on improving environment and safe vital activity of the population based on the specific project activity for every institution, organization and enterprise.
Safe vital activity, environmental safety, environmental culture, environmental project.