Научная статья на тему 'О ступах школы Кагью, построенных в Калмыкии'

О ступах школы Кагью, построенных в Калмыкии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
260
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУПА / РЕЛИКВИИ / КАГЬЮ / STUPA / RELICS / KAGYU

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кукеев Адьян Геннадьевич, Шантаев Бемб Александрович

В статье рассматривается история возведения мастерами школы Карма-Кагью буддийских ритуальных сооружений «ступа» на территории Республики Калмыкия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ступах школы Кагью, построенных в Калмыкии»

терел нь хэзээ, хаана, хэнд яаж тодрон мэндэлээд емнех хунийхэн уйлийг хэрхэн залгамжилан гэдэг санаа оноо нийгэм нийтэд уусэл байжээ. Тэгэхлээр тийм ухааныг илэрхийлсэн «хувилгаан», «хутагт», «бурэлва» гэдэг угс ч тедий л хэрэглэгдээгуй бай-сан нь учир тодорхой. Харин монголын Тумэдийн Алтан хаан, тевдийн Г элугбагийн нэрт лам, урьд хо-жид Брайбун хийдийн Камбо, Сайра хийдийн эзэн болсон Содномжамцыг тусгайлан урин залж, бие биеэр уулзан, бурхан шашныг номлон хундэтгэн тахиж, «хамгийг мэдэгч Очир Далай лам» хэмэ-эн эрхэмлэн цоллсноос хойш, тевд монголын ша-шинд «Далай лам» гэдэг тусгай нэрийдэл тогтож, Содномжамцыг нас эцэслэсний дараа тевдийн Брайбун хийдийн ихэс лам нар тууний хувилгаан терлийг Алтан хааны хойноос магадлан тодолж ал-даршуулсан нь дараа Ёндонжамц билээ. Хожимын хун Содномжамцаас емне хоёр дур - Зонховын шавь, Гэлугбагийн нэрт хамба Гэндэнжув, Гэн-дэнжамц нарыг нэг хоёрдугаар дурийн далай лам гэж нэхэмжилэн ергемжлее Содномжамцыг гурав-дугаар, Ёндонжамцыг деревдугээр гэхчилэн улам-жлан алдаршуулсанаас эдугээ хуртэл далай ламын хувилгаан терел тасалдалгуй арван деревдугээр уедээ ургэлжилж байна. Тевд уламжилалт бурхан шашинд шашин терийн нэгдэл эрх эзэгнэсэн да-лай ламын хувилгаанаас гадна Банчин эрдэнийн хувилгаан гэх бас нэгэн том хутагтын систем буй. Тэднийг нэгбручилэн тодлон тогтооход бас янз бурийн туухэн енгерелтийг дамжсан байжээ. Ха-рин тэднээс еер бусад системийн хутагт хувилгаад, онцгойлон монгол орны сум хийдэд бий бологсод хэрхэн уе дараалдаг байсныг тус егуулэл анхаарал-даа авна.

Монгол орны хутагт хувилгаадын терел уеийн тодлолт

Одоо бид Монгол оронд шашин ном дэлгэр-хийг дагалдан олон тоогоор буй болсон хутагт ху-вилгаадыг чухам хэн хун, хэрхэн тодлон тогтоож,

амилуулан биелуулж байсныг доорхи хэдэн зураа-дасаар тоймлон егуулэе.

Нэг. Далай ламын ергемжлесен хутагт хувилгаад.

Хоёр. Банчин эрдэний ергемжлесен хутагт ху-вилгаад.

Гурав. Манж Чин хаадын ергемжлесен хутагт хувилгаад.

Дерев. Тевдийн шашны эхсээс ергемжлесен хутагт хувилгаад.

Тав. Монгол Хамаг орны ергемжлесен хутагт хувилгаад.

Зургаа. Тер шашин хамтдаа ергемжлесен хутагт хувилгаад.

АШИГЛАСАН МАТЕРИАЛ

1. Алтан хааны тууж. Ундэстний хэвлэлийн хороо, 1984 он, 264, 188, 123-р нуур.

2. Галдан туслагчийн 1841 онд зохиосон «Эрдэний эрх». Улаанбаатарын хэвлэл, 1959 он, 91-р нуур.

3. Мэргэд гарахын орон. Ундэстний хэвлэлийн хороо, 1988 он, 17-р нуур.

4. Сэлхжав, Лха. Оюунбилиг. Баткар сум. 0вер монголын шинжлэх ухаан цэннэг мэргэжлийн хэвлэлийн хороо, 1991 он, 61-79-р нуур.

5. Тевд эрдэмтэн Шинса Галсанчойжижалзаны ту-урвисан «Тевд монгол шашны гарлаг» (тевд хэл дээр). Ундэстний хэвлэлийн хороо, 1992 он, 566, 656-р нуур.

6. Тевдийн Ринбучий Дунгар Лувсанпэрэнлэй «Шашны урсгалын тухай егуулэл» (тевд хэл дээр). Ундэстний хэвлэлийн хороо, 2004 он, 82-р нуур.

7. Узэгдсэн бухний хураангуй (тевд хэл дээр). Ундэстний хэвлэлийн хороо. 1988 он, 295-р нуур.

8. Хеххотын сум хийд. 0вер монголын ардын хэвлэлийн хороо, 1982 он, 98-р нуур.

9. Цагаан лянхуа эрхэс. Ундэстний хэвлэлийн хороо, 1996 он, 208-р нуур.

10. Эрдэний товчоо. 0вер монголын ардын хэвлэлийн хороо. - 1981 он, 445, 460, 501-р нуур.

11. ш-- «ттвт&»>, швд ш, 1935^, тж,

Е ^39, 10, 32

ББК 86,35 (2 Рос=Калм)

О СТУПАХ ШКОЛЫ КАГЬЮ, ПОСТРОЕННЫХ В КАЛМЫКИИ

А.Г. Кукеев, Б.А. Шантаев

Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 09-01-36700е/Ю

В статье рассматривается история возведения мастерами школы Карма-Кагью буддийских ритуальных сооружений «ступа» на территории Республики Калмыкия.

Ключевые слова: ступа, реликвии, Кагью.

The article is devoted to the history of creation of the Buddhist ritual monuments “stupa” by Karma-Kagyu masters in the Republic of Kalmykia.

Keywords: stupa, relics, Kagyu.

За последнее десятилетие в Калмыкии Повсеместно в районах, в больших и малых построено более 20 буддийских храмов хурулов. населенных пунктах возводятся ритуальные

ИСТОРИЯ, ЭТИОЛОГИЯ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ступы (калм. - субурганы). Бурный процесс восстановления религиозных традиций,

наблюдавшийся в республике в последнее десятилетие прошлого века, повлек за собой активное строительство новых культовых сооружений. В различных районах и столице Калмыкии появились новые буддийские

храмы. На первоначальном этапе процесс роста религиозности проходил бурно [1]. Буддийские общины, не вошедшие в Объединение буддистов Калмыкии (ОБК), самостоятельно налаживали контакты с буддийскими центрами Монголии, Бурятии и Индии. В результате этого буддийские общины Калмыкии обратились не только к традиции Гелугпа, но и к другим школам тибетского буддизма. Буддийские школы различных направлений (Кагью, Нигма и т.д.) для укрепления своих позиций активно включились в деятельность по строительству храмов и культовых сооружений.

В 1998 г. на пожертвования Шамара-рин-поче, ламы Оле Нидала и многих буддистов из Калмыкии и России в г. Элисте началось строительство Ступы просветления [2]. Проект был разработан Войтеком Коссовски, известным буддийским архитектором. Техническая документация оформлялась в г. Элисте. Согласно проекту, ступу воздвигли над алтарной комнатой. Это позволило поднять ее высоко над землей и не потребовало дополнительных материальных затрат. В комнате под ступой разместили алтарь и молитвенный барабан, чтобы каждый входящий верующий буддист мог получить благословление как от самой ступы, так и от вращения барабана, заполненного текстами 50 миллионов мантр «Ом Мани Падме Хум». Все работы были выполнены бесплатно местными добровольцами и приехавшими им на помощь буддистами со всей России и Украины.

Ступы - монументы, символизирующие просветленный ум Будды. Они строились с древних времен во всех буддийских странах - Непале и Индии, Тибете и Бирме, Таиланде и Шри-Ланке. Разные по форме и назначению, все они выражают просветленные качества ума Будды. Ступа - не просто памятник, это постоянно работающее сооружение, приносящее неисчислимое благо людям, всем живым существам, приходящим к ней, обходящим её вокруг, всем, кто живет поблизости, кто молится возле нее.

Строительство ступ включает в себя множество религиозных ритуалов, особых священнодействий, для выполнения которых в Калмыкию приезжали двое лам из Катманду - лама Сангье и лама Нгодуп. Настоятель монастыря в Катманду Лопен Цечу-ринпоче передал с ними буддийские реликвии для закладки в ступу: субстанцию, «выступившую на костях третьего

Будды Кашьяпы»; кусочек ткани, в которую были завернуты тексты Праджняпарамиты, принесенные Нагарджуной из «страны Нагов»; печать, которой Гуру-ринпоче запечатывал свои терма - тайные поучения, спрятанные им в разных местах для потомков; бусину из четок Кармапы XIV; волосы Кармапы XV и кусочек одежды Кармапы XVI; землю, взятую в местности, где родился Будда Шакьямуни; частицы ступы Сваямбху и др. В ступу было также заложено много символических предметов, мирд, мантр, молитв и драгоценностей.

Помимо двух лам из Непала, для работы на строительстве ступы из главной резиденции Его Святейшества Кармапы XVI (монастырь Румтек, штат Сикким, Индия) приехал известный мастер тибетской живописи Дензонг Норбу. Он много лет жил рядом с Кармапой XVI и был его личным художником. В Элисте мастер взялся за роспись алтарной комнаты под ступой. Его Преосвященство Шамар-ринпоче обратился с просьбой украсить комнату в тибетском стиле и отразить во фресковой росписи всю линию преемственности школы Кагью, от Дордже Чанга до Кармапы XVI, а также линию Шамара [3]. Но, несмотря на помощь учеников, мастер живописи не смог закончить работу за один приезд: «Я не хочу торопиться, так как для того чтобы сделать действительно качественную роспись, требуется время, а делать вещи второго сорта я не могу», - сказал он. И обещал приехать вновь.

По инициативе Валерия Борлыкова, жителя поселка Цаган-Нур, активиста строительства ступы в Элисте, к приехавшим ламам обратились с просьбой о строительстве еще одной Ступы просветления - в поселке Цаган-Нур. Ламы поддержали идею и освятили место под строительство второй ступы. Эта ступа высотой около пяти метров была возведена на средства жителей поселка всего за один месяц. В Калмыкии в настоящее время возведены две ступы учителями традиции Карма-Кагью.

Ступу до освящения можно сравнить с часами, которые требуется завести. Пока часы не заведены, это не более, чем механизм, который начинает функционировать только после того, как его запустят. Согласно буддийскому учению, это подобно внутреннему оживлению, после которого ступа может выполнять свои функции: она будет приносить мир, покой, благоденствие, защищать, оберегать, отвечать на молитвы и выполнять просьбы, и главное - она будет способствовать скорейшему освобождению и просветлению всех, кто обращается к ней.

Торжественное открытие ступы в Элисте произошло 28 июля 1999 г. Церемонию освящения провел Лопен Цечу-ринпоче. На открытии присутствовали около 2500 местных и 500 при-

езжих буддистов из разных районов России и Украины.

1 августа ринпоче освятил вторую ступу в Цаган-Нуре. Из Элисты прибыло пять автобусов с паломниками; в мероприятии участвовало практически все население поселка (более 1000 человек).

В течение трех дней после торжественного открытия ступы ринпоче дал ряд посвящений, связанных с некоторыми важными аспектами буддизма. В Цаган-Нуре было дано посвящение Белой Тары, божества, символически связанного с женским аспектом долголетия.

Постройка ступы - это продолжение процесса возрождения и развития буддизма Алмазного Пути школы Карма-Кагью в Калмыкии. Рядом со ступой была построена часовня главного защитника традиции Кагью - Махакалы и поставлена его статуя высотой больше метра. Она была отлита из металла и расписана, заполнена мантрами и освящена Лопен Цечу-ринпоче. 1 сентября 1999 г. во время своего визита в Калмыкию лама Оле Нидал освятил часовню и установил статую. В будущем на прилегающей территории предполагается построить здание Международного буддийского института Кармапы [4].

Элистинская Ступа просветления по-тибетски называется Монлам Тамчед Друпа («Исполнение всех молитв»). Ступу же в Цаган-Нуре ламы посчитали «самовозникшей», так как в планах строительства ее не было, и назвали ее Тра ши Лумбини цал («Сад удачи Лумбини»).

В 2000-2001 гг. по приглашению калмыцкого центра Кагью в г. Элисту вновь приехал известный мастер тибетской живописи Дензонг Норбу. Под его руководством была завершена роспись алтарной комнаты ступы и домика Махакалы [5].

Ступу просветления в Элисте посещают паломники, последователи школы Карма-Ка-гью, постоянно проживающие не только на территории России, стран СНГ, но и в странах дальнего зарубежья.

Лєтом 2006 г. г. Элисту то пpиглашeнию цeнтpа втовь пoceтил xyдoжник Дeнзoнг Hop6y Oн co cвoими учениками пpoвeл пepвыe pecтав-pациoнныe pабoты pocпиceй в алтаpнoй томнате и в чатовне защитника Mаxакалы. Tакжe oн дал маcтep-клаcc pocпиcи cтатyэтoк. В это вpeмя в г. Элиcтe дeйcтвoвала пepeдвижная выставка «Буддизм, ^TOpbrn мoжнo пoтpoгать pyками». В тєчєниє двyx нєдєль ora была oткpыта для вcex тосєтитєлєй, и бoльшyю часть экcпoнатoв мoжнo былo пoтpoгать pyками: бить в баpабаны, дуть в тpyбы, надeвать pитyальныe маски и т.д. В г. Элисту выставка ^ибыла из г. Вoлгoгpада, а затeм пocлeдoвала в г. Пятигopcк и г. Kpаcнoдаp.

В настоящее вpeмя Калмыцким цeнтpoм Kаpма-Kагью в г. Элиcтe, нeдалeкo oт Cтyпы пpocвeтлeния, coopyжаeтcя бoльшoe здание, гдє pазмecтитcя oфиc цeнтpа, и толучит oтдeльнoe пoмeщeниe калмыцкий филиал Meждyнаpoднoгo бyддийcкoгo института Kаpмапы. Здєсь жє будут наxoдитьcя нє тольюэ аyдитopии для занятий, нo и гостиница для учитєлєй и студєнтов. He забудут пpактикyющиx миpян и гогигов: для ниx будут oтвeдeны кoмнаты для кoллeктивныx и личньш мeдитаций. Данный пpoeкт наxoдитcя на стадии дeтальнoй pазpабoтки. Цeнтp пpoдoлжаeт активнo pабoтать пo мнoгим напpавлeниям. Eжeгoднo eгo пoceщаeт лама Oлe Hидал, а такжe дpyгиe учитєля шкoлы Кагью. Kалмыцкиe адeпты шюзлы Кагью пocтoяннo выeзжают на буддийские ceминаpы и пocвящeния, кoтopыe пpoвoдят учитєля Кагью в pазличныx гopoдаx Poccии и в cтpанаx CHE

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бакаева Э.П. Калмыцкий буддизм: ^TOp^ и coвpeмeннocть // Peлигия в иcтopии и Ry^Krype мoн-гoлoязычныx наpoдoв Pocote M.: Вocтoчная литepа-тypа PAH, 2008. C.161-200.

2. Вeчepняя Элиста. 1998. 21 oct.

3. Mnp Кагью. CПб., 1994. M 1. C. 20.

4. Mnp Кагью. Шб., 2000. M 12. C. 76-87.

5. Вeчepняя Элиста. 2003. 21 oct.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.