Научная статья на тему 'О структуре компетентности будущего специалиста'

О структуре компетентности будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
71
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О структуре компетентности будущего специалиста»

М. Д. Ильязова

О структуре компетентности будущего специалиста*

Вопрос о структуре компетентности будущего специалиста органично вплетается в круг задач повышения качества образования, наполняет новым содержанием цели высшего профессионального образова-

ния. Определяя цели и результаты образования человека, исследователи в последние десятилетия все большее внимание уделяют единству мотивационно-когнитивных и поведенческих компонентов в структуре лич-

* Работа выполнена при поддержке Российского научного гуманитарного фонда и Правительства Астраханской области (грант РГНФ № 07-06-305 а/Ю).

ности выпускника. Наиболее емким понятием, отражающим это единство, оказалось понятие «компетентность»1.

Анализ научной педагогической и психологической литературы показал, что это сложное, многокомпонентное, междисциплинарное понятие, определяемое с помощью множества различных дефиниций. Описания содержания этого понятия имеют нестрогий характер и отличаются по объему, составу, семантической и логической структуре. Понятия «компетентность »/«компетенция » могут трактоваться как «совокупность (система) знаний в действии»2; личностная черта, свойства и качества личности3; как критерий проявления готовности к деятельности4; состояние человека; «способность, необходимая для решения задач и для получения необходимых результатов работы»5; интегрированная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность6; «деятельностные знания, учения, навыки...», опыт (интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач)7 и др.

И. Я. Зимняя рассматривает компетентность как личностное свойство, которое включает уровень притязаний, направленность, целеполагание, ценностно-смысловое отношение человека, эмоционально-волевую регуляцию поведения8.

Ряд других авторов также обращают внимание на механизмы саморегуляции в структуре компетентности. Например, Е. В. Бурцева9 рассматривает формирование профессиональной компетентности как становление смыслообразующих профессиональных мотивов, трансформирующихся в профессиональные цели, включенные в систему самоуправления. Профессиональная компетентность, по автору, — это комплекс специальных знаний, умений, навыков, личностных качеств, отвечающих требованиям профессии, направленный на получение общественно полезного результата, достижение которого происходит вследствие личностного самоуправления. В исследовании

Л. П. Урванцева и Н. В. Яковлевой также важная роль отводится осознанной регуляции деятельности10. Лайл М. Спенсер-мл. и М. Сайн11 в своей работе выделяют пять типов компетенций (базовых качеств) в структуре личности: мотивы, психофизиологические особенности (или свойства), «Я»-концепция, знания, навыки. Эти авторы также пишут о важности способности к самоконтролю, т. е. о саморегуляции в структуре компетенции.

В таком же ключе определения сущности компетентности рассматривает это понятие

В. И. Байденко12. В своих публикациях, ссылаясь на немецкого ученого Эренбека, он пишет, что компетенция — это диспозиция самоорганизации. В психологии диспозиция понимается как осознанная готовность личности к оценкам ситуации и поведению, обусловленная ее предшествующим опы-том13. Понятие «компетенция» в таком аспекте отражает способности, готовности и знания, связанные «относительно ценностей» и реализуемые посредством «волевых импульсов — диспозиционными предпосылками целенаправленного поведения»14.

В своем исследовании компетентности будущего специалиста А. А. Дунюшин, определяя содержание понятия «компетентность», формулирует следующие положения: а) компетентность может быть рассмотрена как характеристика субъекта определенного вида деятельности; б) содержание компетентности зависит от целей и структуры и специфических требований профессиональной деятельности; в) волевой потенциал личности, система коммуникативных свойств, интеллекта, отношений, мотивационных факторов и направленности личности служат предпосылками компетентности; г) компетентность обеспечивает соответствие субъекта деятельности самой деятельности, профессиональной группе, предмету деятель-

ности15.

Полное и обоснованное структурное определение компетентности представляет нашему вниманию Ю. Г. Татур. Опираясь на исследования Н. В. Кузьминой, А. К. Марко-

вой, Л. М. Митиной и И. А. Зимней, он определяет компетентность специалиста с высшим образованием как «проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (курсив мой. — М. И.) (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ее социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совер-шенствования»16.

Многие авторы ссылаются на результаты исследования содержания понятия «компетентность», представленные в работе М. Кя-эрста17, который включает в содержание этого понятия такие компоненты, как «предпосылки компетентности» (способности, талант, знания), «деятельность» человека как процесс (описание, структура, характеристика, признаки), «результаты» деятельности (плоды труда, изменения в объектах деятельности).

При теоретическом анализе представленных в литературе определений нельзя не обратить внимание на тот факт, что, несмотря на такое разнообразие, в качестве одной из важнейших характеристик элементов компетентности и компетенций выступают именно активность, действенность имеющихся знаний и опыта, наличие потенциальной и реализованной структуры в компетентности. Это позволило нам предпринять попытку сопоставления этих понятий и терминов.

В литературе понятие «активность» может рассматриваться через свои проявления активности — в особых реакциях, действиях, деятельности или как внутренняя способность к взаимодействию. Эти два направления объединяет определение активности, данное А. В. Петровским. Он рассматривает активность как деятельное состояние субъекта: «активность детерминируется изнутри (со стороны отношений субъекта к миру) и реализуется вовне в процессах пове-дения»18. В структуру активности входят:

1) внутренняя организация (потребность,

цель деятельности, инструментальная основа активности — знания, умения, навыки);

2) внешняя организация (поведение человека; его деятельность, как целостный мотивированный акт поведения, которая реализуется в действиях и операциях).

В научной литературе внутреннюю и внешнюю организацию активности называют соответственно потенциальной и реальной. «Активность может быть потенциальная (состояние стремления и готовности к деятельности) и реальная, т. е. реализованные готовность и стремление, в результате чего достигается поставленная цель...», — пишут В. И. Лозовая и А. В. Троцко19. И в том, и в другом случае представляется уместным говорить о третьем компоненте в структуре и активности, и деятельности —

о волевых действиях, о механизмах саморегуляции личности, которые переводят потенциальную активность в реальную. При необходимости воля «переводит потенциальную активность в реальную, т. е. способствует выполнению намеченного, способствует саморегулированию своего по-ведения...»20, и активность личности определяется особенностями организации системы ее саморегуляции.

Таким образом, в структуре активности можно выделить следующие компоненты:

1. Потенциальная активность — состояние готовности и стремления к деятельности. Это мотивационно-личностная основа активности, которая включает потребность, цель деятельности, мотивацию деятельности, инструментальную основу активности (знания, умения, опыт).

2. Волевые действия субъекта, которые переводят потенциальную активность в реальную: выбор мотивов и целей, осознание цели деятельности, принятие решения, достижение цели, самооценка.

3. Реальная активность — психическая и (или) предметная деятельность субъекта, которая реализуется в действиях и операциях. Реальная активность включает процессуальные и результативные характеристики деятельности.

Исходя из структуры активности личности понятие «компетенция» представляется нам сопоставимым с понятием «потенциальная активность» — готовность и стремление к деятельности — и включает в себя знания, умения, опыт (инструментальная основа активности), а также потребности, цели и мотивы деятельности. Тогда «компетентность» нам представляется понятием, близким по значению к категории «реальная активность», выступает качеством, определяющим успешность процесса и результата деятельности.

Вообще, вопрос о соотношении понятий «компетентность» и «компетенция» в научной литературе данной проблематики остается одним из самых острых и полемичных. Одни авторы употребляют их как слова-синонимы, обозначающие действенность системы знаний. Другие разводят эти понятия по разным основаниям. Так, Э. Ф. Зеер и Э. Сыманюк21 обозначают термином «компетентность» — интегративную целостность и действенность знаний, умений, навыков вообще, а термином «компетенция» — интегративную целостность, действенность знаний, опыта в профессиональной деятельности. В ряде работ компетентности (компетенции) рассматриваются как составляющие части общей компетентности человека (специалиста). Так, например, С. Ш. Чернова22 в определении соотношения понятий «компетентность» и «компетенции» занимает позицию, согласно которой под компетентностью понимается характеристика личности, означающая обладание совокупностью определенных компетенций. Компетенция — единство знаний, опыта, способности действовать и навыков поведения индивида, определяемых заданностью ситуации. При такой интерпретации компетентность включает в себя разного рода компетентности и (или) компетенции.

И. Я. Зимняя принципиально разводит эти понятия, обосновывает и отстаивает свою точку зрения на их взаимоотношение. Понятие «компетентность по сравнению с компетенцией гораздо шире», — пишет она, —

«оно включает наряду с когнитивно-знание-вым мотивационный, отношенческий, регулятивный компоненты»23. Компетенция, по автору, это «программа», на основе которой развивается компетентность.

Анализ этих и других подходов позволил нам сформулировать свою позицию в отношении родовой и видовой сущности, определить структуру, отображающую взаимосвязь компетенции и компетентности будущего специалиста. Мы в своем исследовании рассматриваем компетентность и компетенции как взаимоподчиненные компоненты активности субъекта. Компетенция — это потенциальная активность субъекта труда, готовность и стремление к определенному виду деятельности. Компетентность — интегральное качество личности — успешно реализованная в деятельности компетенция. В этом случае компетенция выступает как потенциал компетентности, который может быть реализован в определенной сфере деятельности, стать действенным с помощью механизмов самоорганизации, саморегуляции.

Компоненты компетентности специалиста, на наш взгляд, могут быть представлены в следующем составе: когнитивный компонент (знания); мотивационный компонент, аксиологический компонент (направленность, ценностные отношения личности), конатив-ный компонент (умения, навыки, опыт деятельности), способности, эмоционально-волевой компонент (саморегуляция). Компетентность будущего специалиста в своем видовом составе включает, на наш взгляд, компетентность общую (для всех выпускников всех вузов) и специальную (для данной сферы трудовой деятельности). В каждой группе можно выделить также компетентность социальнопсихологическую и компетентность профессиональную, содержательное наполнение которых представляет собой проблему построения модели выпускника той или иной специальности. Такая модель компетентности, в свою очередь, позволит определить факторы, принципы, условия формирования компетентности будущего специалиста в ходе образовательного процесса.

1 См.: Зимняя И. А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретиче-ский аспект) // Материалы XV Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы качества образования». Кн. 2. М., 2005. С. 5-26.

2 См.: Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. №4. С. 23-29.

3 См.: Зимняя И. А. Указ. соч.

4 См.: Ларионова Г. А. Компетенции в профессиональной подготовке студентов вуза : монография. Челябинск, 2004.

5 См.: Уидет С. Руководство по компетенциям : пер. с англ. М., 2003.

6 См.: Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация : пер. с англ. М., 2002.

7 Зеер Э. Ф. Указ. соч. С. 26.

8 См.: Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. №5.

С. 34-42.

9 См.: Бурцева Е. В. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности сотрудников ОВД средствами развития самоуправления : дис. ... канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2002.

10 См.: Урванцев Л. П. Формирование психологической компетентности врача в процессе обучения в медицинском вузе // Психологический журнал. 1995. №4. С. 98-107.

11 Лайл М. Спенсер-мл. Компетенции на работе : пер. с англ. М., 2005.

12 Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компе-тентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. №11. С. 3-13.

13 Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990.

14 Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетент-ностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. №11. С. 5-6.

15 Дунюшин А. А. Педагогические аспекты формирования социально-психологической компетентности сотрудников местного самоуправления : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2003.

16 Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. 6 авт. версия: Материалы по второму заседанию методологического семинара / Ю. Г. Татур // Труды методологического семинара. М., 2004. С. 9.

17 Кяэрст М. Рассмотрение компетентности в психологической концепции совершенствования управления производственной организацией // Актуальные проблемы труда. Тарту, 1980. С. 45-67.

18 Петровский А. В. Психология активности личности // Вопросы психологии. 1975. №3. С. 26-38.

19 Лозовая В. И. Активность школьника // Советская педагогика. 1989. №11. С. 25-31, 28.

20 Там же. С. 29.

21 Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. №4. С. 26.

22 Цит. по: Шищенко Е. В. Формирование профессиональных компетенций у студентов технических специальностей на основе интеграции электротехнических дисциплин (На примере железнодороржного техникума) : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Самара, 2005.

23 Зимняя И. А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) // Материалы XV Всероссийской научнометодической конференции «Проблемы качества образования». Кн. 2. М., 2005. С. 5-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.