Научная статья на тему 'Компетентность, компетенция, квалификация основные направления современных исследований'

Компетентность, компетенция, квалификация основные направления современных исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6757
2534
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентность, компетенция, квалификация основные направления современных исследований»

КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КОМПЕТЕНЦИЯ, КВАЛИФИКАЦИЯ -ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ИЛЬЯЗОВА М.Д.

Современный рынок труда предъявляет требования не к конкретным знаниям, а к компетенциям работников, востребует их личностные качества. Присоединение России к Болонскому процессу также определяет необходимость перехода на общий язык, терминологию, с помощью которой можно было бы описать образовательный процесс, в частности, его цели и результаты. Стандарты профессионального образования нового поколения уже формулируются на языке компетенций, однако внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс требует решения многих исследовательских задач.

Среди таких задач векторное значение имеет проблема определения природы, сущности компетентности специалиста, её родовой и видовой структуры, содержания и взаимосвязи категорий «компетентность» и «компетенция». Не секрет, что сегодня единого общепринятого мнения в этом отношении не существует. Другой важной задачей реализации комптент-ностного подхода мы считаем определение места этих понятий в общей системе педагогического целеполагания. Дело в том, что в педагогике и психологии высшего образования наряду с понятием «компетенции» и «компетентность» используются такие понятия, как «ключевые компетенции», «квалификации», «профессиональная компетентность», «ключевые квалификации», «профессионально важные личностные качества». Здесь также присутствуют разные подходы к классифицированию, что осложняет использование этих понятий.

В рамках исследования нами был проведен анализ представленных в научной литературе направлений в изучении структуры, содержания и иерархии понятий, существующих в этом проблемном поле.

Анализ научной педагогической и психологической литературы показал, что это сложное, многокомпонентное, междисциплинарное понятие, определяемое с помощью множества различных дефиниций. Описания содержания этого понятия имеют нестрогий характер и отличаются по объему, составу, семантической и логической структуре [3]. Признаки проявления компетентности чаще всего описываются с помощью слов «эффективность», «адаптивность», «достижение», «успешность», «понимание», «результативность», «владение», «качество» и «количество». Понятия «компетентность», «компетенция» могут трактоваться как

• совокупность (система) знаний в действии [Э. Зеер, Э. Сыманюк, 4];

• личностная черта, свойства и качества личности [И.Я. Зимняя, 6, 7];

• как критерий проявления готовности к деятельности [Г.А. Ларионова, 8];

• способность, необходимая для решения задач и для получения необходимых результатов работы [Уидет С., Хол-лифорд С.,13];

• интегрированная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовать на практике свою компетентность, мотивированная способность [Дж. Равен, 10];

• деятельностные знания, учения, навыки, опыт (интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач), а также мотивационная и эмоционально-волевая сфера личности

[Э.Ф. Зеер, Э. Сыманюк, 4, с. 26];

• проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая её социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость её постоянного совершенствования» [Ю.Г. Татур,12, с.9] и мн. др.

В научной литературе данной проблематики актуальным остается и вопрос о соотношении понятий «компетентность» и «компетенция». Одни авторы употребляют их как слова - синонимы, обозначающие действенность системы знаний. Другие авторы разводят эти понятия по разным основаниям. Так, Зеер Э.Ф. и Э. Сыманюк, обозначают термином «компетентности» - интегративную целостность и действенность знаний, умений, навыков вообще, а термином «компетенции» -интегративную целостность, действенность знаний, опыта в профессиональной деятельности. Если же анализу подвергать приводимые авторами примеры ключевых компетенций и ключевых компетентностей, то видимых принципиальных различий заметить сложно. Так, «информационно-коммуникационные компетентности» очень близки по значению т.н. «коммуникативной компетенции» [4, с. 26, 27].

Ряд авторов рассматривает компетентности (компетенции) как составляющие части общей компетентности человека (специалиста). Так, например, С.Ш. Чернова в определении соотношения понятий «компетентность» и «компетенции» занимает позицию, согласно которой «под компетентностью понимается характеристика личности, означающая обладание совокупностью определенных компетенций. Компетенция - единство знаний, опыта, способности действовать и навыков поведения индивида, определяемых заданностью ситуации. При такой интерпретации компетентность включает в себя разного рода компетентности и (или) компетенции.

В своих исследованиях И.Я. Зимняя принципиально разводит эти понятия, обосновывает и отстаивает свою точку зрения на их взаимоотношение. Понятие «компетентность по сравнению с компетенцией гораздо шире», - пишет И.Я. Зимняя. - «Оно включает наряду с когнитивно-знаниевым мотивационный, отношенческий, регулятивный компоненты» [6, с. 9]. Компетенция, по автору, это «программа», на основе которой развивается компетентность.

При теоретическом анализе представленных в литературе определениях нельзя не обратить внимание на тот факт, что, несмотря на такое разнообразие, одной из важнейших характеристик элементов компетентности и компетенций, подчеркивается именно активность, действенность имеющихся знаний и опыта, наличие потенциальной (потребность, мотив, цель, инструментальная основа) и реализованной структуры (внутренняя и внешняя деятельность) в компетентности.

Поэтому, определяя свою позицию, мы, вслед за И.Я. Зимней, рассматриваем компетентность и компетенции как взаимоподчиненные компоненты активности субъекта. Компетенцию мы полагаем рассматривать как потенциальную активность, готовность и стремление к определенному виду деятельности. Компетентность - интегральное качество лично-

сти - это успешно реализованная в деятельности компетенция. Компоненты компетенции/ компетентности в какой-либо сфере жизнедеятельности, на наш взгляд, могут быть представлены следующим образом:

• когнитивный компонент (знания);

• мотивационный компонент;

• аксиологический компонент (направленность, ценностные отношения личности);

• практический компонент (умения, навыки, опыт деятельности);

• способности;

• эмоционально-волевой компонент (саморегуляция).

В этом случае компетенция выступает как потенциал компетентности, который может быть реализован в определённой сфере деятельности, должен стать действенным с помощью механизмов самоорганизации, саморегуляции (рис.1).

На наш взгляд, видовая структура компетентности специалиста с высшим образованием включает компетентность профессиональную (готовность, стремление трудиться в определенной профессиональной сфере деятельности) и компетентность социально-психологическую (стремление и готовность жить в гармонии с собой и другими, гармонии самости и социумности).

В свою очередь, каждая из этих компетентностей, на наш взгляд, может быть разделена на общие (базовые, ключевые) компетентности, общие для всех выпускников всех вузов и специальные, важные для данной специальности. Таким образом, в структуре компетентности выпускника вуза отчетливо различаются четыре блока компетенций /компетентностей: общая профессиональная компетентность, специальная профессиональная компетентность, общая социально-психологическая компетентность, специальная социально-психологическая компетентность.

Общая профессиональная компетентность определяется как общепрофессиональные знания, умения, навыки, способности, а также готовность их актуализировать в сфере определенной группы профессий. Мы полагаем, что в состав этого кластера входят компетентности выпускника в сфере научно-исследовательской, проектно-конструктивной, административно-управленческой, производственной, педагогической деятельности.

Специальная профессиональная компетентность - степень и вид профессиональной подготовки выпускника, наличие у него профессиональных компетенций (т.е. готовности и стремления), необходимых для выполнения определенной профессиональной деятельности. Их содержание (содержание их инструментальной основы) определяется государственными квалификационными характеристиками.

Общая социально-психологическая компетентность - готовность и стремление эффективно взаимодействовать с окружающими, понимать себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды. В составе социально-психологического блока рассматриваются компетентности социальные (толерантность, ответственность, способность работать в коллективе и т.п.), персональные (готовность и стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию, рефлексия, креативность и т.п.), информационные (владение новыми технологиями, их критическое использование, знание иностранных языков и т.п.), экологические (экологическая ответственность, основанная на знании общих законов развития общества и природы), валеологические (готовность и стремление к ведению здорового образа жизни) и др.

Специальная социально-психологическая компетентность - готовность и способность мобилизовать профессионально важные качества, обеспечивающие продуктивность непосредственной трудовой деятельности специалиста. Мы полагаем, что для описания социально-психологической компетентности выпускника той или иной специальности можно использовать классификацию профессий Е.А. Климова, разделяющего профессии на группы в зависимости от объекта труда (человек - человек, человек - знаковая система, человек - художественный образ, человек - техника, человек- природа). Работа над содержательным наполнением кластеров компетенций и представляет собой процесс построения модели компетентности выпускника

В странах Европейского союза особое место отводится понятиям «ключевые компетенции» и «ключевые квалификации». Они представляют собой основные образовательные конструкты, основные критерии качества образования в странах. На основе анализа литературы мы пришли к выводу, что в зарубежных исследованиях эти категории часто синоними-зируются, употребляются как рядоположные вместе с понятиями «базовые навыки», «переносимые навыки» или «ключевые навыки» (Англия) и определяются как «личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах в многообразных ситуациях работы и социальной жизни» [4, с. 24]. К числу таких ключевых квалификаций (базовых навыков) относят:

• психомоторные умения, общетрудовые качества, познавательные способности, индивидуально-ориентированные способности, социальные способности [4];

• основные навыки (грамота, счет), жизненные навыки (навыки самоуправления, профессионального и социального роста), ключевые навыки (коммуникации), социальные и гражданские навыки, предпринимательские навыки, управленческие навыки, способность к анализированию и планированию [4];

Мотивационный компонент (готовность, стремление)

Аксиологический компонент (направленность личности, ценностно-смысловой)

способности

Рис. 1. Компетентность как интегральная характеристика личности

• социально-профессиональные, сенсомоторные и персональные квалификации, поливалентная профессиональная компетентность, профессионально-когнитивные способности и др. [5].

• Их содержание мало отличается от содержания «ключевых компетенций», которым придается особое значение в профессиональном образовании Европейского сообщества, являются:

• социальная компетентность (способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества);

• коммуникативная компетенция (владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в т.ч. и компьютерного программирования);

• социально-информационная компетенция (владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ);

• когнитивная (персональная) компетенция (готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию);

• межкультурные компетенции;

• компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности

• специальная компетенция (подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда).

Отечественные исследователи вкладывают в понятия «компетенция» и «квалификация» разные значения. Так, В.Байденко пишет о том, что квалификация, в отличие от компетенции «означает преобладание рамочной деятельности в устойчивых профессиональных полях и алгоритмах» [9, с. 11]. Отображая структуру данного понятия, автор отмечает, что «квалификация переходит в качестве одной из ключевых групп в структуру компетенции» [9, с. 11]. Но говорить о едином семантическом пространстве понятия «ключевые компетенции» говорить сложно: даже называются они в разных источниках по-разному - ключевые, базовые, универсальные, транспредметные, метапрофессиональные, систематичные, ядерные и т.п.

Э.Ф. Зеер и его последователи [4,5] ключевыми компетенциями называют

• «межкультурные и межотраслевые знания, умения, способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах» [4],

• комплекс универсальных (интегральных) знаний, которые «включают общенаучные и общепрофессиональные категории, принципы и закономерности функционирования науки, техники, общества»..., которые «определяют реализацию специальных компетентностей и конкретных компетенций» [4, с. 26].

Одни и те же ключевые компетенции обеспечивают продуктивность различных видов деятельности. Ключевые профессиональные компетенции определяют социально-профессиональную мобильность специалистов, позволяют успешно адаптироваться в разных социальных и профессиональных сообществах. В своем исследовании авторы, ссылаясь на С.Е. Шишова, приводят следующее определение: ключевые компетенции - это «общая (универсальная) способность человека мобилизовать в ходе профессиональной деятельности приобретенные знания и умения, а также использовать обобщенные способы выполнения действий» [4, с. 26].

К (базовым) компетентностям они относят общенаучные, социально-экономические, гражданско-правовые, информационно-коммуникативные, политехнические и специальные общепрофессиональные знания [4].

А вот «квалификация», согласно Э.Ф. Зееру и Г.М. Романцеву, это «совокупность социальных и профессиональных квалификационных требований, предъявляемых к социальным и профессиональным способностям человека» [5, с.19].

Другой исследователь этого вопроса, Л.Г. Семушина пишет, что «квалификация характеризует степень овладения работником данной профессией или специальностью...(квалификация бывает низкая, средняя и высокая)» [11, с.26].

Э.Ф. Зеер уточняет и относит это определение к понятию «профессиональные квалификации» - «.степень и вид профессиональной подготовки работника, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы» [4, с.25]. Таким образом, квалификации, могут быть так же, как и компетенции ключевыми и профессиональными (специальными), причем специальные квалификации называются чаще всего просто «квалификации».

«Ключевыми квалификациями» в отечественной научной литературе называют

• «экстрафункциональные знания, умения, качества и свойства индивида, выходящие за рамки профессиональной подготовки .»[Э.Ф. Зеер, Г.М. Романцев,5, с.18];

• «общепрофессиональные знания, умения и навыки, а также способности и качества личности, необходимые для выполнения работы в сфере определенной группы профессий...»[4];

• «межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах» [В.Г. Пищулин, 9, с.24-25].

В число структурных элементов ключевых квалификаций включают профессиональную направленность личности, профессиональную компетентность, профессионально важные качества, профессионально значимые психофизиологические свойства. Э.Ф. Зеер и Э. Сыманюк в составе ключевых квалификаций называют «мета-профессинальные качества» - «способности, свойства личности, обусловливающие. продуктивность широкого круга социальной и профессиональной деятельности специалиста.», например, такие качества, как «.организованность, самостоятельность, ответственность,.надежность, способность к планированию, решению проблем и др.» [4, с. 28]. А само понятие «ключевые квалификации» авторы определяют как «метапрофессиональные конструкты широкого радиуса использования, которые включают базовые компетенции и метапрофессиональные качества [4, с.29].

В.И. Байденко [1] дает определение еще одного важнейшего образовательного конструкта - «профессиональные (профессионально ориентированные) компетенции». Данное понятие интерпретируется как:

• «овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по специальности при одновременной автономности и гибкости в части решения профессиональных проблем; развитое сотрудничество с коллегами и профессиональной межличностной средой»;

• «конструкты проектирования стандартов, .в которые входят критерии деятельности (мера качества), область применения, требуемые знания»

• «эффективное использование способностей, позволяющее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность согласно требованиям рабочего мечта.»;

• «интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, позволяющих человеку выполнять трудовую деятельность в современной трудовой среде»[1, с 6].

Подводя итог, В.И. Байденко определяет профессиональную компетентность как «готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности. Это связанные с предметом навыки - соответствующие технические приемы, присущие различным предметным областям» [1, с.6].

По определению О.В. Ховова (Энциклопедия профессионального образования под редакцией С.Я. Батышева) профессиональная компетентность включает «не только представление о квалификации (профессиональных навыках, как опыта деятельности, умений и знаний), но также освоение социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности» [14, с. 454]. Профессиональная компетенция является основой профессиональных качеств личности. (Как видно, авторы понятия «компетентность» и «компетенция» не разводят).

В.Г. Пищулин [9] обосновывает и включает в профессиональную компетентность такие составляющие, как специальная компетентность (ЗУНы, обеспечивающие самостоятельное выполнение профессиональных действий и дальнейшее профессиональное развитие), коммуникативная компетентность, ауткомпетентность (саморегуляция), навыки устной и письменной речи, организаторская компетентность, поисково-исследовательская компетентность.

А. Дорофеев [2], рассматривая профессиональную компетентность как показатель качества образования, выделяет следующие её стороны:

1. «актуальная квалифицированность (знания, умения и навыки из профессиональной области, способность продуктивного владения современными информационными технологиями, необходимыми и достаточными для осуществления профессиональной деятельности)»;

2. «когнитивная готовность (умение на деятельностном уровне осваивать новые знания, технологии, умение учиться и учить других)»;

3. «коммуникативная подготовленность (владение родным и иностранным языками.коммуникативной техникой и технологией......умение вести дискуссию, мотивировать и защищать свое решение.)»;

4. «владение методами технико-экономического, экологически ориентированного анализа производства с целью его рационализации и гуманизации.»;

5. «креативная подготовленность.»;

6. «понимание тенденций и основных направлений развития профессиональной области и техносферы.»;

7. «.потребность, стремление и готовность к профессиональному самосовершенствованию, корпоративная самоидентификация и позиционирование»;

8. «устойчивые и развивающиеся профессионально значимые качества.» [2, с.31].

Из анализа литературы по этому вопросу видно, что единый подход, общую систему понятий и категорий выделить сложно. В своем исследовании мы предприняли попытку сопоставить эти категории с выделенными кластерами компетенций/компетентностей (компетенция в нашем исследовании представляет собой потенциальную компетентность, готовность и стремление к деятельности) по типам: общие - специальные; профессиональные - социально-психологические. Графически эта взаимосвязь может быть представлена в схеме (рис. 2).

Как становится видно из рисунка, самое широкое значение имеет понятие «ключевые компетенции». Оно вбирает в себя общие компетенции («ключевые квалификации») - компетенции равно необходимые любому специалисту с высшим образованием. Они делятся на собственно профессиональные и социально-психологические (личностные). Специальные компетенции, специфичные для той или иной профессиональной деятельности включают в себя - «профессиональные квалификации» и специальные социально-психологические компетенции - ПВК.

Такая система понятий встраивается в представленную модель компетентности выпускника вуза, становится удобной для использования, а это, в свою очередь, позволяет определить систему факторов, принципов, условий формирования компетентности будущего специалиста в ходе образовательного процесса.

Ключевые компетенции/компетентности

Общие компетенции/компетентности («ключевые квалификации») Специальные компетенции/компетентности

П рофессиональн ые компетенции/ компетентности Социально- психологические компетенции/ компетентности Профессиональные компетенции/ компетентности («профессиональн ые квалификации») Социально-психологические компетенции/ компетентности («профессионально важные качества»)

Рис. 2. Система образовательных конструктов

Список литературы

1. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода)// Высшее образование в России. -№11.-2004.-С.3-13.

2. Дорофеев А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования// Высшее образование в России.№4, 2005.-с.30-33.

3. Дунюшин, А.А. Педагогические аспекты формирования социально-психологической компетентности сотрудников местного самоуправления: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08.М., 2003.-192с

4. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования/ Э.Ф. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России.-№4,2005.-С. 23-29.

5. Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование/ Э.Ф. Зеер, Г.М. Романцев // Педагогика, №3, 2002.-С. 16-21.

6. Зимняя, И.А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспектП// Материалы XV Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы качества образования». Кн.2.-С.5-26.

7. Зимняя, И.Я. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня.-2003.- №5. -С. 34-42.

8. Ларионова Г.А. Компетенции в профессиональной подготовке студентов вуза: Монография. Челябинск: ЧГАУ, 2004.

9. Пищулин В.Г. Модель выпускника университета // Педагогика, №9, 2002г.- с. 22-27.

10. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация / Пер. с англ.- М.: Когнито-Центр, 2002.-396с.

11. Семушина Л.Г. Влияние профессионально - квалификационной структуры труда на структуру профессионального образования// Специалист, №10, 2004.-с. 26-29.

12. Татур, Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования авт. Версия: Материалы по второму заседанию методологического семинара/ Ю.Г. Татур // Труды методологического семинара - М.: [Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов], 2004.-16с. С табл.

13. Уидет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. Пер. с англ. М.: HIPPO, 2003.-228с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./ Под ред. С.Я. Батышева.-М., АПО. 1998.-568с., ил. Т1-А-Л-1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.