Научная статья на тему 'Диагностика и развитие коммуникативной компетенции будущего учителя начальных классов'

Диагностика и развитие коммуникативной компетенции будущего учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
728
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика и развитие коммуникативной компетенции будущего учителя начальных классов»

УДК 37.018.2

Иванова М.М. ГОУ ВПО ЧГУ, г. Череповец

ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Разрабатываемый современными учеными компетентностный подход (Э.Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э.Э. Сыманюк, А.К. Маркова, J1.A. Петровская), основы которого были заложены В.В. Давыдовым, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, Г.П. Щедровицким, а в настоящее время отражены в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», акцентирует внимание на диагностике и развитии у подрастающего поколения компетентности и компетенций.

Компетентность - особый тип организации знаний относительно определенной содержательной области, связанный с возможностью принимать конструктивные решения как в виде оценок, умозаключений, так и в виде программ поведения [3]. Компетентность рассматривается как результат научения (обученность); компетенция - это компетентность в действии, предусматривающая наличие опыта самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний [4].

Педагогическая компетенция - это динамичная, интегрированная, взаимообусловленная система, включающая знания, умения, ценности, убеждения и широко понимаемую личностную особенность педагога (в том числе способности) [5]. К ведущим компе-тентностям и компетенциям учителя начальных классов исследователи (А.К. Быков, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, A.A. Реан и др.) относят:

- аутокомпетентность - адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных де-струкций;

- эмоциональную гибкость - оптимальное (гармоничное) сочетание эмоциональной экспрессивности (отзывчивости: склонность к переживанию радости, сензитивность к себе, спонтанность проявления своих состояний) и эмоциональной устойчивости (удовлетворенность жизнью, отсутствие склонности к переживанию страха и гнева, парциальная эмоциональная устойчивость, мобильность);

- сензитивность, социальная чувствительность - совокупность способностей, позволяющих определить и предвидеть чувства, мысли и поведение других людей;

- рефлексивность - способность самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний и того, как другие понимают его личностные реакции и когнитивные представления;

- коммуникативность - свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, способность к деловому сотрудничеству, готовность работать совместно с другими людьми, терпимость к чужому мнению, а также навыки преодоления конфликтов;

- корпоративность - социально-профессиональное качество, характеризующее принадлежность к группе и идентификацию с ней; проявляется во взаимовыручке и поддержке;

- креативность - способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, к созданию продуктов, отличающихся новизной, оригинальностью, уникальностью, к осознанию и развитию своего опыта.

Коммуникативную компетенцию мы определяем как одну из основных в своей работе, так как большинство ученых отмечают, что она определенным образом обусловливает овладение другими компетенциями. Ее можно рассматривать как универсальную, профессиональную и специальную. Как универсальная, она включает способность к устной и письменной коммуникации на государственном языке, к диалогу и монологу, к порождению и восприятию текста; знание второго языка и языка, используемого в компьютерных технологиях; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс - культурное общение; владение навыками деловой переписки и делопроизводства, воздействия на реципиента.

Профессионально-педагогическая компетенция в общении отражает особенности организации знаний относительно системы об-

щественных отношений, социума, в котором живет человек, и межличностного взаимодействия; позволяет ориентироваться в любой социальной ситуации, адекватно ее оценивать, принимать верные решения и достигать поставленных целей [3]. Исследователи выделяют следующие показатели коммуникативной компетенции педагога:

- ситуативную адаптивность: пластичность, гибкость в общении, умение взаимодействовать с самыми различными людьми, легко приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам общения;

- свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения;

- навыки работы над техникой речи (дыханием, голосом, дикцией и пр.);

- профессиональный вербальный и невербальный имидж;

- навыки ораторского искусства и самопрезентации;

- способность к деловому сотрудничеству, готовность работать совместно с другими людьми;

- стремление к согласию, решению проблем «мирным путем», терпимость к чужому мнению;

- навыки преодоления конфликтов;

- умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач: управленческие, организаторские, актерско-режиссер-ские и прочие умения педагога.

Коммуникативная компетентность, как специальная компетентность педагога, определяется как ориентированность в педагогических ситуациях общения [2]. Она предполагает:

- владение технологией педагогического общения;

- реализацию во взаимодействии с детьми всех функций педагогического общения (познания личности, обмена информацией, организации деятельности, обмена ролями, сопереживания, самоутверждения);

- умения применять оптимальные виды и стили общения;

- знание уровней общения и профессиональных позиций педагога;

- владение техникой групповой работы (по созданию благоприятного психологического климата, по оптимизации учебной деятельности, по развитию сплоченности школьного коллектива);

- владение технологией предъявления требования;

- знание трудностей педагогического общения и психологических защит, умение их конструктивно преодолевать, коммуникативную толерантность;

- владение способами этической защиты;

- умение устанавливать причины конфликтных ситуаций в школе и управлять конфликтами;

- умение управлять своим эмоциональным состоянием, мимикой, пантомимикой.

Развитию универсальных компетенций студентов способствует изучение дисциплин блока ГСЭ и ЕН государственного стандарта. Профессиональные компетенции развиваются на занятиях по дисциплинам блока ОПД и ДПП. Специальные компетенции не входят в обязательный минимум содержания подготовки учителя начальных классов, но являются необходимыми для успешной работы в школе.

Развитие коммуникативной компетенции как профессиональной, так и специальной, стало одной из основных задач дисциплины по выбору «Педагогическая техника» (блока ОПД) для студентов 5-го курса специальности 050708. Решение данной задачи возможно при условии отчетливо выраженной потребности студентов в самоизменении, саморазвитии. Данная потребность обусловливает в дальнейшем продуктивное профессиональное становление.

К основным этапам работы по развитию профессионально-педагогических компетенций будущего учителя начальных классов Э.Ф. Зеер, JI.M. Митина, A.M. Павлова, Э.Э. Сыманюк относят:

1) этап подготовки: психодиагностика профессиональных компетенций;

2) этап осознания: информирование студентов о выявленных проблемах, способах их преодоления и применение упражнений на самораскрытие;

3) этап формирования: проведение тренингов развития профессиональных компетенций на занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам;

4) этап действия: проигрывание педагогических ситуаций на практических занятиях и самостоятельное их решение студентами во время педагогических практик.

Психодиагностика является первым этапом работы со студентами. При ее организации мы руководствовались требованиями, выделенными JI.M. Митиной:

- создание внутренней мотивации саморазвития и самосовершенствования у членов

группы в ходе компетентного разъяснения диагностируемых показателей личности специалиста;

- данные диагностики ориентированы на обогащение представлений обследуемых о себе, формирование аутокомпетентности;

- диагностические процедуры предусматривают активное участие членов группы в проектировании и обсуждении профессионально-психологического профиля личности, обработке полученных данных и их интерпретации;

- при проведении личностно-развива-ющей диагностики применяются диалогические техники: беседы, тренинги, ролевые игры, психологическое консультирование;

- интерпретация индивидуальных данных диагностики осуществляется в щадящем режиме, наряду с наиболее вероятной гипотезой рассматривается и противоположная, при этом соблюдается принцип «презумпции невиновности»;

- психодиагностика направлена на комплексную оценку личности специалиста, обобщение результатов диагностики по группе в целом кладется в основу программы развития метаобразований специалиста;

- повторная диагностика социально-профессиональных метаобразований личности через 2-3 года становится основой психологического сопровождения профессионального роста и карьеры специалиста [4].

Вводная диагностика по показателям профессиональной и, частично, специальной компетенций в общении проводилась (в марте 2006 г.) после прохождения студентами учебно-педагогической практики на занятиях по дисциплине «Педагогическая технология», которая в соответствии с ГОСТом ВПО (2000 г.) изучалась на 3-м курсе. Для этого

мы использовали методики, описанные Л.И. Булдыгиной и О.Г. Красношлыковой, такие как «Хорош ваш голос или плох?», «Коммуникабельны ли вы?», «Насколько хорошо вы владеете собой», тесты по самооценке имиджа, определению эмпатийных тенденций и рефлексивных способностей, необходимых для педагогического общения [1].

С теми же студентами на 5-м курсе, также после педагогической практики (в ноябре 2007 г.), мы проводили итоговую диагностику (по показателям специальной коммуникативной компетенции). Использовались общие методики изучения профессионализма педагога (Л.И. Булдыгина, О.Г. Красношлыкова), социально-коммуникативной компетенции и педагогической компетентности (Э.Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э.Э. Сыманюк, О.Н. Шахматова), а также частные методики по изучению предрасположенности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптированная Н.В. Гришиной), по определению стратегии психологической защиты в общении с партнерами и коммуникативной толерантности (В.В. Бойко), по анализу индивидуального стиля профессионально-коммуникативной деятельности (А.К. Маркова) [1], [3], [4].

Эти данные мы можем сопоставить между собой, чтобы определить динамику развития коммуникативной компетенции, а также сравнить с данными, полученными на курсах повышения квалификации учителей начальных классов (табл.). На занятиях студенты и учителя получали общую устную информацию о результатах диагностики и индивидуальные письменные комментарии на бланках с их ответами, при необходимости дополнительные сведения сообщались в личной беседе.

Таблица

Результаты диагностики коммуникативной компетенции учителей и студентов

Группы Уровни, %

низкий ниже среднего средний выше среднего высокий

Студенты 3-го курса 8 42 42 8 -

Студенты 5-го курса (контрольная группа) - 10 50 40 -

Студенты 5-го курса (экспериментальная группа) до эксперимента _ 16 60 24 _

Студенты 5-го курса (экспериментальная группа) после эксперимента „ _ 60 40 _

Учителя 2-й категории - 8 74 18 -

Учителя 1-й категории - - 70 18 12

Учителя высшей категории - - 10 56 34

Количественные данные говорят о значимом изменении уровней развития коммуникативной компетенции от 3-го к 5-му курсу и в сравнении с учителями 1-й и высшей категорий. Качественный анализ результатов диагностики показал, что наименьшие значения, как у студентов, так и учителей, получили показатели вербальной и невербальной педагогической техники, умений управления своим эмоциональным состоянием, в том числе в конфликтной ситуации, умений конструктивно преодолевать трудности педагогического общения. Именно данным показателям коммуникативной компетенции мы постарались уделить наибольшее внимание на занятиях дисциплины по выбору «Педагогическая техника» со студентами 5-го курса и на занятиях курсов повышения квалификации для учителей.

С учителями начальных классов были проведены лекционные и практические занятия по темам: «Психолого-педагогические аспекты коммуникативной компетентности педагога», «Основы педагогической техники», «Педагогический конфликт». Повторная диагностика после них не проводилась, поскольку восьми часов занятий недостаточно для значимого изменения уровня развития компетенций.

Студентам читались лекции по следующим темам: «Сущность педагогического мастерства», «Педагогическое общение», «Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе», «Управленческие, организационные, актерско-режиссерские умения педагога», «Педагогический имидж». Темами практических занятий являлись «Физическая и психическая раскрепощенность педагога», «Мимика и пластика педагога», «Основы техники речи: дыхание, голос, дикция», «Ораторское искусство», «Техника групповой работы». Студенты изучали классические труды по педагогическому общению В.А. Кан-Калика, A.A. Леонтьева, работы современных исследователей A.A. Калюжного, В.М. Целуйко, на практических занятиях использовались материалы тренингов И.В. Вачкова, A.A. Панфиловой, М.М. Рыбаковой, Н.В. Самоукиной и др. Проигрывались педагогические ситуации, которые возникали во время практики студентов, использовались также задачи, описанные в психолого-педагогической литературе (например, «Конфликт на уроке», «Родительское собра-

ние», «Педсовет», «Подготовка школьного праздника» [4]).

По окончании курса студенты знали сущность понятий «педагогическое мастерство», «педагогическая техника», «педагогический имидж», «педагогическое общение»; содержание умений педагогической техники; основы техники речи, культуры делового общения; основы конфликтологии; типы манипуляций и способы защиты от них; основы ораторского искусства; компоненты пантомимики; технику групповой работы (развитие сплоченности школьного коллектива и пр.). Большинство студентов научились лучше управлять собой (владеть своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи, мимикой); взаимодействовать в процессе решения педагогических задач (управленческих, организаторских, актерско-режиссерс-ких и пр.); разрешать конфликт и справляться с агрессией; снимать физическое и психическое напряжение; публично выступать и презентовать себя; читать и применять «язык жестов»; создавать профессиональный имидж.

Анализ ответов студентов во время зачета показал, что занятия по дисциплине «Педагогическая техника» достигли поставленной цели. Уровень коммуникативной компетенции будущих учителей начальных классов стал выше по сравнению с предыдущими результатами, тогда как в контрольной группе, где данные занятия не проводились, изменений в течение полугода не произошло. Так, в контрольной группе 10 % студентов находятся на уровне ниже среднего, 50 % - на среднем и 40 % - на уровне выше среднего. В экспериментальной группе после специальных занятий отсутствуют студенты с уровнем ниже среднего (было 16 %), на среднем -60 % студентов, как и было, и на уровне выше среднего стало 40 % студентов, тогда как в начале года их было только 24 %. Таким образом, у 32 % студентов повысился уровень развития коммуникативной компетенции. В результате целенаправленной работы особенно значимые изменения произошли по тем показателям, которые первоначально были развиты недостаточно (вербальная и невербальная педагогическая техника, умение управлять своим эмоциональным состоянием, умение конструктивно преодолевать трудности педагогического общения).

Итак, в результате диагностики (вводной и итоговой) низкий уровень показали 8 % студентов 3-го курса, которые владеют фраг-

ментарными знаниями в области педагогического общения. Уровень ниже среднего у 42 % студентов 3-го курса; у 10 % студентов 5-го курса и 8 % учителей 2-й категории; у них знания и умения, составляющие профес-сионально-коммуникативную компетенцию, развиты на репродуктивном уровне. Студенты и учителя, у которых в типовых ситуациях педагогического общения проявляется большинство показателей коммуникативной компетенции, как профессиональной, так и специальной, составили средний уровень (их большинство). Владение коммуникативной компетенцией на уровне применения в нетиповых ситуациях, стремление к ее дальнейшему развитию позволило выделить группу учителей и студентов с уровнем выше среднего (8 % студентов на 3-м курсе, 40 % - на 5-м; по 18 % учителей 1-й и 2-й категорий, 56 % учителей высшей категории). Уровень высокого, творческого владения коммуникативной компетенцией (профессиональной и специальной) по результатам примененных методик показали 12 % учителей 1-й категории и 34 % учителей высшей квалификационной категории.

Дальнейшее развитие профессиональных и специальных компетенций в общении у студентов и учителей начальных классов будет в большей степени зависеть от педагогической практики и стремления к самоизменению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Булдыгина Л.И., Красношлыкова О.Г. Педагогический мониторинг: Программа мониторингового исследования: Учеб.-метод. пособие. - Кемерово: Кузбаз. вуз. издат, 2003.

2. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения: Учеб. пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Зеер Э.Ф., Павлова A.M., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: Компетент-ностный подход: Учеб. пособие. - М.: Моск. психоло-го-соц. институт, 2005.

4. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2004.

5. Уршуля О. Профессиональные компетенции учителей начальных школ в контексте европейских интеграционных процессов: Автреф. дисс... д-ра пед. наук. -М., 2005.

УДК 373.1.013

Пашкова Г.Н. ГОУ ВПО ЧГУ, г. Череповец

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Идея патриотизма во все времена занимает особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. В силу этого понимание современного российского патриотизма, сформировавшегося на протяжении многовековой истории русской общественной мысли, является исходной задачей для выяснения педагогических условий его воспитания.

Многие мыслители и педагоги указывали на роль патриотизма в формировании личности.

Белорусский просветитель В.Н. Тяпин-ский (1540-1604) отмечал, что патриотизм является средством сохранения духовного наследия народа, призывал к возрождению его славы и национального достоинства.

А.Н. Радищев указывал на нравственно-очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого требуют интересы Родины.

Русский критик В.Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общественного сообщества: «Любить свою Родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому».

К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.