УДК 34 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10131
О страховом деле в Российской Федерации
About Insurance Business in the Russian Federation
Роман Сергеевич РОДИН,
научный сотрудник НИИ образования и науки
E-mail: romav19@gmail.com
Аннотация. С учетом анализа юридической литературы и нормативных правовых актов о страховом деле в Российской Федерации высказано несколько суждений: страховое дело в Российской Федерации представляет деятельность управомоченных государственных и негосударственных органов по страхованию юридических и физических лиц; страхование может рассматриваться как междисциплинарная категория, для которой необходимо обеспечить оптимальное сочетание экономики и права; правовое регулирование страхования в Российской Федерации несовершенно; представляется необходимым принятие Федерального закона РФ «О страховом деле в Российской Федерации».
Ключевые слова: законодательство, Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», страхование, страховое дело
Abstract. In article at the analysis of legal literature and regulatory legal acts on insurance business in the Russian Federation several judgments are stated: insurance business in the Russian Federation represents activity of authorized state and non-state bodies on insurance of legal entities and individuals; insurance can be considered as the interdisciplinary category for which it is necessary to provide an optimum combination of economy and the right; legal regulation of insurance in the Russian Federation now imperfectly; adoption of the Federal law of the Russian Federation «On insurance business in the Russian Federation» seems necessary.
Key words: legislation, Civil Code of the Russian Federation, Law of the Russian Federation «On organization of insurance business in the Russian Federation», insurance, insurance business
П
редмет данной статьи — страховое дело в Российской Федерации.
Так, В.П. Галаганов рассмотрел «основы страхования, осуществляемого в порядке гражданско-правовых отношений, и страхового дела»1.
По мнению В.В. Федоренкова, страхование — «неотъемлемая часть финансовой науки и практики»2.
Е.В. Чистопольской удалось раскрыть «следующие основные темы: риск как основа страхования, основные понятия страхования, методы расчета тарифных ставок, личное страхование...»3.
А.В. Вилкова сфокусировала внимание на социально-правовом аспекте имущественного страхования: «Применительно к имущественному страхованию страховое законодательство
РФ продолжает руководствоваться устаревшей «теорией возмещения убытков», согласно которой цель страхования заключается в возмещении тех убытков, которые причинил страховой случай»4.
М.М. Старосельцева, О.В. Панфилов и Т.С. Колесова считают: «В настоящее время те социальные гарантии, которые закреплены нормативно, используются сотрудниками далеко не в полной мере, а их содержание неадекватно современным социально-экономическим условиям. Подобное положение не может в необходимой степени стимулировать служебную деятельность сотрудников органов внутренних дел»5.
В одной коллективной учебной публикации раскрыты «основные аспекты современной теории и практики страхования»6.
Рассуждая о понятии страхования, Н.В. Калинин и Т.В. Медведева определяют его как «термин, обозначающий отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев)»7.
Авторы-единомышленники Е.С. Тищенко, Г.В. Кесян и Е.Я. Костышина полагают, что «страховая защита» — это «экономическая категория, отражающая совокупность распределительных и перераспределительных отношений, связанных с преодолением и возмещением потерь, которые могут быть вызваны различными исключительными обстоятельствами»8. Здесь необходимо обратить внимание на поиск оптимального сочетания экономики и права9.
Не столь совершенные результаты научных изысканий предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации о страховом деле.
Обратимся к нормативному правовому акту с наивысшей юридической силой — к Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.: «1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. 2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. 3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность» (ст. 39).
Положения Конституции РФ детализированы в нормативных правовых актах с меньшей юридической силой.
Так, в Гражданском кодексе (часть вторая от 22 декабря 1995 г.10, введена в действие с 1 марта 1996 г.11) выделена глава 48 «Страхование» (ст. 927—970).
Страховому делу посвящены иные федеральные законы РФ или приравниваемые к ним: Закон от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации»12 («1. Настоящий Закон регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела...»); Федеральный закон от 12 декабря 2014 г. «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, прожи-
вающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»13 («Настоящий Федеральный закон определяет особенности правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя... » (ст. 1)); Федеральный закон от 11 декабря 2018 г. «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»14 («Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года» (ст. 3)).
Обратим внимание на имеющиеся проекты нормативных правовых актов, для названия которых использован несовершенный термин «модельный закон»: «Модельный закон о государственном социальном страховании» (принят в г. Санкт-Петербурге 6 декабря 1997 г. постановлением 10-4 на 10-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ)15, «Модельный закон об обязательном государственном страховании жизни и здоровья спортсменов — членов спортивных сборных команд» (принят в г. Санкт-Петербурге 18 апреля 2014 г. постановлением 40-14 на 40-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ)16, «Модельный закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (принят в г. Санкт-Петербурге 15 июня 1998 г. постановлением 11-7 на 11-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ)17, «Модельный закон об экологическом страховании (новая редакция)» (Вместе с «Перечнем объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», «Правилами страхования ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает вредное...», «Примерным перечнем предупредительных природоохранных мероприятий, финансирование которых может осуществляться из страховых резервов») (принят в г. Санкт-Петербурге 18 апреля 2014 г. постановлением 40-10 на 40-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ)18.
2019 / № 3 Образование. Наука. Научные кадры
51
С учетом изложенного можно сделать следующие выводы.
1. Страховое дело в Российской Федерации представляет собой деятельность управомочен-ных государственных и негосударственных органов по страхованию юридических и физических лиц.
2. Страхование может рассматриваться как междисциплинарная категория, для которой необходимо обеспечить оптимальное сочетание экономики и права.
3. Правовое регулирование страхования в Российской Федерации в настоящее время несовершенно.
4. Представляется необходимым принятие Федерального закона РФ «О страховом деле в Российской Федерации».
1 Галаганов В.П. Страховое дело: Учебник. 9-е изд., стереотип. М.: Академия, 2017.
2 Федоренков В.В. Страховое дело: Учеб. пособие. Сочи: ОЧУВО «Международный инновационный университет», 2017. С. 5.
3 Чистопольская Е.В. Страховое дело: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2018. С. 2.
4 Вилкова A.B. Имущественное страхование (социально-правовой аспект): Монография. Краснодар: Новация, 2018. С. 100—101.
5 См.: Старосельцева М.М., Панфилова О.В., Колесова Т.С. Страхование в деятельности органов внутренних дел: Учеб. пособие. Белгород: Белгородский юридический институт МВД РФ имени И.Д. Путилина, 2018. С. 51—52.
6 См.: Страхование: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. С. 2.
7 См.: Калинин Н.В., Медведева Т.В. Страхование: Учеб. пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2019. С. 101.
8 См.: Тищенко Е.С., Кесян Г.В., Костышина Е.Я. Страхование: Учеб. пособие. Краснодар - Таганрог: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ»: ЭльДирект, 2019. С. 9.
9 Подробнее об этом см., например: Клюкин П.Н., Га-лузо В.Н., Канафин H.A. «Эффективный контракт» в Российской Федерации (экономико-юридический аспект) // Право и государство: теория и практика. 2016. № 10. С. 40—46; Галузо В.Н. От экономического анализа социальных явлений в зарубежных государствах к «экономике права» в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2016. № 12. С. 81—85.
10 См.: СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; ...; 2017. № 14. Ст. 1998.
11 См.: СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 411.
12 См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 56; СЗ РФ. 1998. № 1. Ст. 4; ...; 2018. № 49 (ч. I). Ст. 7524.
13 См.: СЗ РФ. 2014. № 52 (ч. I). Ст. 7532.
14 См.: СЗ РФ. 2018. № 53 (ч. I). Ст. 8403.
15 См.: Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 1998. № 16. С. 65—89.
16 В официальных источниках не публиковался.
17 См.: Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 1998. № 18. С. 133—159.
18 В официальных источниках не публиковался.