DOI УДК 349.3+368.1
А. В.
В статье рассматривается текущее состояние нормативно-правового ления экологического страхования и обосновывается необход тельного закрепления в системе ся на цели экологического
. объектам, жизни и здоровью физических лиц; ф
интересов.
вРеда щ ормир
1 U на цель инвесттионную. Авт°р а.налширует, причины, по
логическое страхование до сих пор не получило должного это, по мнению автора статьи, отсутствие вы, регламентирующей порядок осуществления экологического броволъной и обяза,тельной фoрмаx, а. также
в законодательстве. »законодательства об экологич на-правлений, еао качественного реформщ что такое рефщ статута - комленсировать финансировать природоохранную д
Успешно j
убытки;
угроз дл
стоРон.
нормативно-правового анализ современного сом страховании с целью опре-ия Высказывается мнение, основную задачу данного ин-. и дополнительно субъектов, в том . среды1у при соблюдснии
Ключевые слова::
защита интересов.
сударстве]
оРганам !ечении их в случаях на-экологической сфе-сРеДствами.
в
сти при обе сгуплетия рисков ре, в°зм°жна различн^1ми При этом важно учитывать, что на со-вРеменн°м этапе развития «публичн^1м может стать и охраняемый правом интеРес, вытекающий из гражданского
зация публичных функций может привести к необходимости использовать гражданско-правовые конструкции» [1, с. 14]. В частности, это имеет место быть обеспечении публичн^1х интересов в
1рироДопоАЬзоваНия посреДством
такого гражданско-правового та, как страхование, которое в ствии с п. 1 ст. 2 Закона РФ «Об низации страхового дела в Российской
Федерации» [2] представляет собой отношения по защите интересов физических и юридических лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируем^1х страховщиками из уплаченн^1х страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
Представляя собой один из новых и потенциально важных методов экономического регулирования в области охраны окружающей ^еды экологическое страхование в России преследует три цели:
- создание гарттиромтт иеточ-ников возмещения вреда, причиненного объектам охран^1 окружающей ^еды жизни и здоровью физически процессе хозяйственной и иной
лиц в
Гарбар Андрей Валерьевич - канд. юрид. наук, доцент кафедры гРажданского, предпринимательск0г0 и транспортного ^ам, Дальневосточн^1й государственн^1й университет путей сообщения (г. Хабаровск). E-mail: [email protected]
ности, а также в результате стихийных бедствий и катастроф;
формирование страх°вЫх резервоВ;
- инвестиционная, выражающаяся в расширении (
или косвенном участии в предприятиях эк°Л°ГИческой направленности [3]. До
страхование в России не получило
является
отсутствие ой основы,
всего прочего, обходимой закс гламентирующе экологического страхования в , ной и обязательной формах, а также отсутствие нормативно-правового ( ния экострах
в
Наличие (
ных предприятий, тенциальную экологическую опасность,
пр<
а также
субъекта [б], а также инструментом защиты экологических интересов ства и иных субъектов.
Относительно формы осуще
экологического страховаНия
занный закон упоминает тол
природных явлений, порой влекущих
ет необходимость активного внедрения страхования для защиты э интересов государства и, но, обеспечения экологической безопасности. На текущий момент по-прежнему продолжает оставаться актуальным и справедливым высказанное отдельными авторами утверждение о том, что действующие акты не осуществляют правовое регулирование в объеме, достаточном
для практического внедрения экологического страхования [4].
закон «Об охране окру-[ сред^1» [5] в ст. 18 устанавливает, что экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественные интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков может осуществляться обязательное государстВенное экологическое страхование.
Экологическое страхование выступает инстPументом, сочетаюшим требования снижения экологического риска и хранения экономической сти функционировани
тельное государственное страxование, условия которого опреЛеля^^тся законом. Данное правовое предписание отнюдь
не исключает возможности заключения договора страхования, что предусмотрено п. 2 ст. 927 ГК РФ. В этой связи представляется ошибочным утверждение о том, что «при обязательном эколо-
основанием пра-между страховщиком и страхователем служит закон» [7, с. 148]. Помимо закона, основанием возникновения страховых правоотношений может служить и договор, что применимо и к экологическому страхованию, реализуемому как в добровольной, так и в обязательной формах.
Несмотря на то, что осуществление экологического страхования в формах иныгх, нежели чем обязательное госу-д^ст^га^ прямо не предусмотрено Федеральным законом «Об охране окружающей среды в РФ», представляется
ьение как
правомерны
вольного, так и обязательного : ственного страхования, что следует из законодательного установления возможности обязательного государственного экологического ( запрета экострахования в Несмотря на ;
ние возможности проведения вания не только лишь в форме ( ного государственного страхования, в литературе как прежде, так и по сей день превалирует позиция о том, что для развития экологического страхования следует отказаться от рыночной догматики и согласиться с неизбежностью того, что
государственное регулирование должно охватить взаимоотношения страховщиков и страхователей по поводу снижения экологического риска ф;
Ф
ния томжтаующ^ субъектов [6]. Обращает на себя внимание
: в
со- вопросе определения формы и видов осу-
об охране окружающей среды по
ству в
осуществления экострахования,
страхования гражданской сти, (
ственное страхование, но это нисколько
ногического страхования гражнинской ответственности не предусмотрено п. 3 ст. 927 ГК РФ в форме обязательного государственного страхования.
Имеющаяся проблема отраслевой принадлежности страховые отношений экологического страхования обусловлена отчасти отсутствием в ГК РФ в гл. 48 норм об обязательстве экологического страхования, хотя и следует признать, что ее
нормы составляют основу его правового регулирования. Путем решения данной
проблемы могло бы стать законодательное закрепление возможности обособления и выщеления экологического страхования из видов страхования, указанные
в ГК РФ, что следовало бы производить по двум направлениям:
1) с позиции объекта страховые отношений - страхового интереса;
2) с учетом особенностей присущих страховым экологическим рискам.
системе затттииты! публичн^тх интересов при наступлении экологических рисков.
^^есо^^ненно, требуетОЯ приве^^ение в со
ответствие между собой правовые предписаний о страховании в целях защиты имущественные интересов на случай наступления экологических рисков в таких отраслях законодательства, как гражданское и экологическое.
Межпарламентской Ассамблеей
государств-участников СНГ принят модельный закон «Об экологическом страховании» [8], в ст. 2 которого экологическое страхование определяется систе^^а
видов страхования в сфере охраны объектов окружающей ^еды направленная на защиту иМущественн^1Х интересов го-
сУдаPства, юриДических и физических лиц. В ранее принятом в 2003 г. гичном модельном законе [9] ское страхование понималось в ко ином, более узком, формате, а именно
ской
лиц,
жать, и это во многом аналогично предложениям придать «статус» специального вида страхования, наяример, для транспортного страхования. Вместе с тем само по себе некое обособление экостра-
хования в ГК РФ наряду с иными видами страхования по существу бессмысленно
только ради лишь выщеления его в стоятельный вид страхования без деления той цели, для достижения рой это необходимо. Такое обособление представляется оправданным и целесообразным в случае, если законодательные акты об экологическом страховании противоречат нормам ГК РФ о страховании и имеется потребность отдать приоритет в регулировании данного страхования актам экологического законодательства.
Имеющаяся несогласованность экологического и гражданского
ства в части регулирования вания, показанная на данном примере,
свидетельствует о том, что правовое регулирование института страхования в сфере обеспечения защитах окружающей среды во многом происходит в отрыве от гражданского законодательства о страховании, что в конечном итоге не способствует Эффективности гражданско-правового института страхования в
ной опасности для окружающей природной среды. Как видим со временем модельный закон отошел от ного подхода к экострахованию чительно как к обязательному нию и страхованию лишь гражданской ответственности, что, несомненно, правильно, но, увы, в нынешнем понимании экострахование в модельном законе определено далеко не лучшим образом и по существу допускает неоправданно широкое толкование.
в настоящее время именно Закон о промышленной безопасности [10], пока обсуждается проект отсутствующего Федерального закона «Об обязательном экологическом страховании», ет роль основополагающего
б экостраховании [11], с чем нельзя согласиться, поскольку указанный закон упоминает лишь об обя-
опасном
торое отчасти возможно признать логическим страхованием.
Одна из основные проблем, : щих при определении понятия
ческое страхование», состоит в том, что в настоящее время наблюдается подмена такового понятием «страхование риска зшрязнения окружающей среды (экологического риска)».
В отечественной правовой науке сложились различные представления об эко-
что отчасти обу
многообразных его понятий в доктрине. Существование экологических ри-
на случай наступления таторьк осуществляется э]
трахова-«Об охране
началом которых можно считать
ние в ]
экологического страхования ) вание и направление средств на доохранные мероп1
трахов
пает условием проведения В Федеральном законе
среды» в качестве ляющего выделен один признак гического риска, а именно вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды. Размер возможног° вреда при этом не имеет правового значения для
среде, здоровью населения в результате
Экологическое страхование, по мнению отдельных авторов, включает в себя «... страхование природаых объектов как имущества и страхование гражданско-правовой ответственности владельца опасного производственного объекта» [12, с. 209-210]. Несколько более узкого понимания придерживается Г. А. Мот-кин, считающий экологическое вание «... страхованием ответсга объектов - потенциальн
оценки Риcка, предполагаю^це] ление юридически значимых фактов -установление самой опасности и объема опасности, что отчасти противоречит компенсационной направленности экологического страхования.
Несмотря на то, что оценка риска при-в соответствии со ст. 945 ГК РФ
тотенциальных виновников аварийного, залпового загрязнения среды и страхование собственных убытков, возникающих у источника такого загрязнения» [13, с. 125]. В свою очередь, приверженцем широкого понимания
термина «экологическое страхование» выступает С. А. Боголюбов, включающий в данное понятие не только страхование ответственности за причиненный экологический вред и страхование имущества, но и личное страхование граждан на чай экологического стихийного бедствия, аварий и катастроф [14].
Аналогичного подхода ется М. М. Бринчук, также относящий к объектам экострахования имущественные интересы, связанные с жизнью и здоровьем (личное страхование) [15]. Фактически в данном случае экострахо-вание включает в себя страхование любых объектов природопользователей от действия природных явлений.
Нормативно-правовые акты текущего периода довольно неопределенно отреагировали на наметившуюся объективную
(страхового риска), это не исключает не-
Хотя оценка вероятности наступления страхового случая традиционно вляется с позиций общего о возможности или
слу- к защите интересов на. случай
формулир
понятие
го
овать единое cтрaхования,
осуществлению опасных видов ности. Это предполагает введение специального принципа оценки экологического риска, состоящего в необходимости проведения оценки экологического вого риска с позиций специального екта обладающего про^пессиональныт^яи
? V "1 'Г1' V V V V 1Ы£ Ш1 I
знаниями и навыками в области осу-
c0°твeтcтвyющeг0 вИда.
Обеспечение безопасности человека и общества вполне можно рассматривать в качестве одного из правовых крите-
нормативов качества окружающей сре-
окружающей среды как безопасное для человека, поскольку при соблюдении со-
опасность негативного изменения ства окружающей среды и I но негативное воздействие на жизнь и здоровье человека. В свою очередь, : шения нормативов и технических
по поводу обеспечения экологической безопасности, которые направлены на
успешно решить основную задачу , го института - компенсировать ющие убытки пострадавшим и
в борьбе с потенциально возможным существующдм гегатганьш
и
экологическое страхование сможет
всегО, публичн^^х интересов гОсударства,
позволит реализовать меры, направленные на снижение риска нанесения
вреда окружающей среде, создание отвечающего современным реалиям правового механизма регулирования процессов страхования в рассматриваемой сфере увеличить и использовать наряду с
бюджетными средствами внебюджетные страховые резервы для финансир°вания
и
преДУпреДительны нъе мероприятий, а также предоставить страховую защиту природопользовате-лям, чья деятельность представляет опасность для окружающей среды.
.■ Изд-во
ганизаций, оказытедощихсоансропхгер-ное давление на окружающую человека природную среду [16].
Таким образом, качественное мирование законодательства об
том числе по нейтрализации техногенных урга для окружающей сред^1 при соблюдении публичные и частные интересов всех сторон. Тогда экологическое страхование станет действенным фактором
1. Феденко Е. П. Публичный интерес: некоторые особенности пра.вов°г° механизма
: монография. _ 2010. 111 с.
2. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 организации страхового дела в Российской Фе-
(в ред. от 03.07.2016) // Справочно-правовая система«КонсультантПлюс».
от 10 января 20а2 г. № 7-ФЗ «Об ооране окружающей среды» (постатейный) / под ред. О. Л. Дубовик.. — Подготовлен для системы . тантПлюс, 2015 // Сnраввчнв-nравввая < ма «Консультант^юся.
4. Хлуденева, Н.И. логическая политика и право / Н. И. ва, А. И. Цуранова // Журнал российского права. 2011. № 11 // Справочно-правовая система КвосультаотЛлюa>.
5. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»(в ред. от
«КонсультантПлюо.
6. Моткин Г.. барьеры в
вания / // Экологическое право. 2006. № 3 // Справочно-правовая система «.Консультант-Плюс.
7. Вершило Н. Д. Правовые особенности логического страхования //.
налогового стимулирования и льгот.
Активное и последовательное полноценное законодательное закрепление и внедрение страхования в сфере охран^1 окружающей среды! для защиты, прежде
альные проблемы совершенствовани дательства в сфере железнодорожное порта: сб. науч. статей. Вып. 4 / под ред. А. И. Бобылева, Н. А. Духно. М.: Юридический институт МИИТа, 2001.
8. Модельный закон об экологическом страховании : принят в г. Санкт-Петербурге
э
18.04.2014 г. По
на 40- охраны окружающей .
ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»..
9. Модельный закон об экологическом страховании : принят на двадцать втором пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление № 22-19 от 15.11.2003) // Справочно-правовая система«КонсультантПлюс».
10. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (в ред. от 07.03.2017) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов.» // Справочно-правовая. система «КонсультантПлюс».
11. Андреев Ю. Н. Имущественное страхование: теория и судебная практика / Ю. Н. Андреев. М. : Ось-89, 2011 // Справочно-правовая система«КонсультантПлюс».
12. Байдаков С. Л
- и экологической без-ческое пособие / С. Л.
. Г. П. Серов. М. : Анкил, 2003. 464 с.
13. Моткин Г. А. Экономико-правовые основы страхования риска загрязнения окружающей среды // Государство и право. 1994. № 6. С. 124-132.
14. Комментарий к Федеральному закону «О животном мире» (постатейный) / под ред. С. А. Боголюбова. М. : Юстицинформ, 2002 // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
15. Бринчук М. М. Экологическое право : учебник // Справочно-правовая система «Кон-
16. Васильев Н. А. Некоторые ■ менения института обязательного экологического страхования на территории Российской
Федерации // За 2009. № 1 // .
Пл
и
2017. № 3 (80). С.
A. V. Garbar
Garbar Andrey Valeryevich - Candidate of Jurisprudence, associate professor of the civil, enterprise and transport law chair, the Far-Eastern state university of means of communication (Khabarovsk). E-mail: [email protected]
Keywords: ecological insurance, environmental risk, .
18.04.2014 g. Postanovleniem
na 40-om
References:
: Izd-vo DVGUPS, 2010.
№ 4015-1 «Ob
monografiya. 111 s.
2. Zakon RF ot organizacii strahovogo dela v. (v red. ot 03.07.2016) // Spravochno-pravovaya sistema «KonsultantPlyus».
3. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 10 yanvarya 2002 g. № C-FZ «Ob ohrane okruzhayushchej sredy» (postatejnyj) / pod red. O. L. Dubovik - Podgotovlen dlya sistemy KonsultantPlyus, 2015 // Spravochno-pravovaya sistema «KonsultantPlyus».
4. Hludeneva, N.I. Gosudarstvennaya ehkologicheskaya politika i p
» / N. I. Hludeneva, rossijskogo prava.
lie
de
strahovaniya 2006. N 3 //
h
// Spravochno-
: sistema «KonsultantPlyus. 9. Model'nyj zakon ob strahovanii .■ i
zasedanii
VG (postanovlenie N Spravochn°-pravovaya
A. I. Curanova // 2011. № 11 // Spravochno-pravovaya sistema «KonsultantPlyus».
5. FederaVnyj zakon ot 10.01.2002 № 7-FZ «Ob ohrane okruzhayushchej sredy» (v red.. ot 03.07.2016) // Spravochno-pravovaya sistema «KonsultantPlyus».
6. Motkin G. A. bar'ery v razvitii / // EHkologicheskoe
22-19 ot 15.11.2003) // sistema «KonsultantPlyus».
10. Federal'nyj zakon ot 21.07.1997 № 116-FZ (v red. ot 07.03.2017) «O promyshlennoj bezopasnosti opasnyh proizvodstvennyh obektov» // Spravochno-pravovaya sistema «KonsultantPlyus».
11. Andreev YU. N. Imushchestvennoe strahovanie: teoriya i sudebnaya praktika / YU. N. Andreev. M. : Os'-89, 2011 // Spravochno-pravovaya sistema «KonsultantPlyus».
12. Bajdakov S. L. Pravovoe obespechenie ohrany okruzhayushchej sredy i ehkologicheskoj bezopasnosti : uchebno-prakticheskoe posobie / S. L. Bajdakov, G. P. Serov. M. : Antel, 2003. 464 s.
: «KonsultantPlyus».
C. Vershilo N. D. Pravovye osobennosti razvitiya ehkologicheskogo strahovaniya // Aktual'nye problemy sovershenstvovaniya zakonodatel'stva v sfere zheleznodorozhnogo transporta ; sb. nauch. statej. Vyp. 4 / pod red. A. I. Bobyleva, N. A. Duhno. M. z YUridicheskij institut MIITa, 2001.
В. Model'nyj zakon ob ehkologicheskom strahovanii z prinyat v g. Sankt-Peterburge
// Gosudarstvo i 1994. № 6. S. 124-132.
14. Kommentarij k Federal'nomu zakonu «O zhivotnom mire» (postatejnyj) / pod red. S. A. Bogolyubova. M. : YUsticinform, 2002 // Spravochno-pravovaya sisttem.a. «K°nsul'1tantPlyus».
15. Brinchuk M. M. EHkologicheskoe pravo : uchebnik // Spravochno-pravovaya sistema «KonsultantPlyus».
16.
institua obyazatel'nogo ehkologicheskogo strahovaniya na terrtorii Rossijskoj Federacii // Zakonodatel'stvo i ehkonomika. 2009. № 1 // Spravochno-pravovaya sistema «KonsultantPlyus».
Reference to the article
Garbar A. V. Standard and legal fixing of ecological insurance in the system of protection of the state interests of Russia // Power and Administration in the East of Russia. 2017. No. 3 (80). PP. 169-175. DOI 10.22394/1818-4049-2017-80-3-159-165