Научная статья на тему 'Нормативно-правовое закрепление экологического страхования в системе защиты государственных интересов России'

Нормативно-правовое закрепление экологического страхования в системе защиты государственных интересов России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
353
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РИСК / ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гарбар Андрей Валерьевич

В статье рассматривается текущее состояние нормативно-правового определения экологического страхования и обосновывается необходимость его законодательного закрепления в системе защиты государственных интересов. Указывается на цели экологического страхования (гарантия возмещения вреда, причиненного природным объектам, жизни и здоровью физических лиц; формирование страховых резервов) и на цель инвестиционную. Автор анализирует причины, по которым экологическое страхование до сих пор не получило должного развития. Прежде всего, это, по мнению автора статьи, отсутствие необходимой законодательной основы, регламентирующей порядок осуществления экологического страхования в добровольной и обязательной формах, а также отсутствие нормативно-правового содержания экострахования в законодательстве. Дается анализ современного состояния российского законодательства об экологическом страховании с целью определения направлений его качественного реформирования. Высказывается мнение, что такое реформирование позволит успешно решить основную задачу данного института компенсировать возникающие убытки пострадавшим и дополнительно финансировать природоохранную деятельность хозяйствующих субъектов, в том числе по нейтрализации техногенных угроз для окружающей среды, при соблюдении публичных и частных интересов всех сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое закрепление экологического страхования в системе защиты государственных интересов России»

DOI УДК 349.3+368.1

А. В.

В статье рассматривается текущее состояние нормативно-правового ления экологического страхования и обосновывается необход тельного закрепления в системе ся на цели экологического

. объектам, жизни и здоровью физических лиц; ф

интересов.

вРеда щ ормир

1 U на цель инвесттионную. Авт°р а.налширует, причины, по

логическое страхование до сих пор не получило должного это, по мнению автора статьи, отсутствие вы, регламентирующей порядок осуществления экологического броволъной и обяза,тельной фoрмаx, а. также

в законодательстве. »законодательства об экологич на-правлений, еао качественного реформщ что такое рефщ статута - комленсировать финансировать природоохранную д

Успешно j

убытки;

угроз дл

стоРон.

нормативно-правового анализ современного сом страховании с целью опре-ия Высказывается мнение, основную задачу данного ин-. и дополнительно субъектов, в том . среды1у при соблюдснии

Ключевые слова::

защита интересов.

сударстве]

оРганам !ечении их в случаях на-экологической сфе-сРеДствами.

в

сти при обе сгуплетия рисков ре, в°зм°жна различн^1ми При этом важно учитывать, что на со-вРеменн°м этапе развития «публичн^1м может стать и охраняемый правом интеРес, вытекающий из гражданского

зация публичных функций может привести к необходимости использовать гражданско-правовые конструкции» [1, с. 14]. В частности, это имеет место быть обеспечении публичн^1х интересов в

1рироДопоАЬзоваНия посреДством

такого гражданско-правового та, как страхование, которое в ствии с п. 1 ст. 2 Закона РФ «Об низации страхового дела в Российской

Федерации» [2] представляет собой отношения по защите интересов физических и юридических лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируем^1х страховщиками из уплаченн^1х страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

Представляя собой один из новых и потенциально важных методов экономического регулирования в области охраны окружающей ^еды экологическое страхование в России преследует три цели:

- создание гарттиромтт иеточ-ников возмещения вреда, причиненного объектам охран^1 окружающей ^еды жизни и здоровью физически процессе хозяйственной и иной

лиц в

Гарбар Андрей Валерьевич - канд. юрид. наук, доцент кафедры гРажданского, предпринимательск0г0 и транспортного ^ам, Дальневосточн^1й государственн^1й университет путей сообщения (г. Хабаровск). E-mail: avgarbar@yandex.ru

ности, а также в результате стихийных бедствий и катастроф;

формирование страх°вЫх резервоВ;

- инвестиционная, выражающаяся в расширении (

или косвенном участии в предприятиях эк°Л°ГИческой направленности [3]. До

страхование в России не получило

является

отсутствие ой основы,

всего прочего, обходимой закс гламентирующе экологического страхования в , ной и обязательной формах, а также отсутствие нормативно-правового ( ния экострах

в

Наличие (

ных предприятий, тенциальную экологическую опасность,

пр<

а также

субъекта [б], а также инструментом защиты экологических интересов ства и иных субъектов.

Относительно формы осуще

экологического страховаНия

занный закон упоминает тол

природных явлений, порой влекущих

ет необходимость активного внедрения страхования для защиты э интересов государства и, но, обеспечения экологической безопасности. На текущий момент по-прежнему продолжает оставаться актуальным и справедливым высказанное отдельными авторами утверждение о том, что действующие акты не осуществляют правовое регулирование в объеме, достаточном

для практического внедрения экологического страхования [4].

закон «Об охране окру-[ сред^1» [5] в ст. 18 устанавливает, что экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественные интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков может осуществляться обязательное государстВенное экологическое страхование.

Экологическое страхование выступает инстPументом, сочетаюшим требования снижения экологического риска и хранения экономической сти функционировани

тельное государственное страxование, условия которого опреЛеля^^тся законом. Данное правовое предписание отнюдь

не исключает возможности заключения договора страхования, что предусмотрено п. 2 ст. 927 ГК РФ. В этой связи представляется ошибочным утверждение о том, что «при обязательном эколо-

основанием пра-между страховщиком и страхователем служит закон» [7, с. 148]. Помимо закона, основанием возникновения страховых правоотношений может служить и договор, что применимо и к экологическому страхованию, реализуемому как в добровольной, так и в обязательной формах.

Несмотря на то, что осуществление экологического страхования в формах иныгх, нежели чем обязательное госу-д^ст^га^ прямо не предусмотрено Федеральным законом «Об охране окружающей среды в РФ», представляется

ьение как

правомерны

вольного, так и обязательного : ственного страхования, что следует из законодательного установления возможности обязательного государственного экологического ( запрета экострахования в Несмотря на ;

ние возможности проведения вания не только лишь в форме ( ного государственного страхования, в литературе как прежде, так и по сей день превалирует позиция о том, что для развития экологического страхования следует отказаться от рыночной догматики и согласиться с неизбежностью того, что

государственное регулирование должно охватить взаимоотношения страховщиков и страхователей по поводу снижения экологического риска ф;

Ф

ния томжтаующ^ субъектов [6]. Обращает на себя внимание

: в

со- вопросе определения формы и видов осу-

об охране окружающей среды по

ству в

осуществления экострахования,

страхования гражданской сти, (

ственное страхование, но это нисколько

ногического страхования гражнинской ответственности не предусмотрено п. 3 ст. 927 ГК РФ в форме обязательного государственного страхования.

Имеющаяся проблема отраслевой принадлежности страховые отношений экологического страхования обусловлена отчасти отсутствием в ГК РФ в гл. 48 норм об обязательстве экологического страхования, хотя и следует признать, что ее

нормы составляют основу его правового регулирования. Путем решения данной

проблемы могло бы стать законодательное закрепление возможности обособления и выщеления экологического страхования из видов страхования, указанные

в ГК РФ, что следовало бы производить по двум направлениям:

1) с позиции объекта страховые отношений - страхового интереса;

2) с учетом особенностей присущих страховым экологическим рискам.

системе затттииты! публичн^тх интересов при наступлении экологических рисков.

^^есо^^ненно, требуетОЯ приве^^ение в со

ответствие между собой правовые предписаний о страховании в целях защиты имущественные интересов на случай наступления экологических рисков в таких отраслях законодательства, как гражданское и экологическое.

Межпарламентской Ассамблеей

государств-участников СНГ принят модельный закон «Об экологическом страховании» [8], в ст. 2 которого экологическое страхование определяется систе^^а

видов страхования в сфере охраны объектов окружающей ^еды направленная на защиту иМущественн^1Х интересов го-

сУдаPства, юриДических и физических лиц. В ранее принятом в 2003 г. гичном модельном законе [9] ское страхование понималось в ко ином, более узком, формате, а именно

ской

лиц,

жать, и это во многом аналогично предложениям придать «статус» специального вида страхования, наяример, для транспортного страхования. Вместе с тем само по себе некое обособление экостра-

хования в ГК РФ наряду с иными видами страхования по существу бессмысленно

только ради лишь выщеления его в стоятельный вид страхования без деления той цели, для достижения рой это необходимо. Такое обособление представляется оправданным и целесообразным в случае, если законодательные акты об экологическом страховании противоречат нормам ГК РФ о страховании и имеется потребность отдать приоритет в регулировании данного страхования актам экологического законодательства.

Имеющаяся несогласованность экологического и гражданского

ства в части регулирования вания, показанная на данном примере,

свидетельствует о том, что правовое регулирование института страхования в сфере обеспечения защитах окружающей среды во многом происходит в отрыве от гражданского законодательства о страховании, что в конечном итоге не способствует Эффективности гражданско-правового института страхования в

ной опасности для окружающей природной среды. Как видим со временем модельный закон отошел от ного подхода к экострахованию чительно как к обязательному нию и страхованию лишь гражданской ответственности, что, несомненно, правильно, но, увы, в нынешнем понимании экострахование в модельном законе определено далеко не лучшим образом и по существу допускает неоправданно широкое толкование.

в настоящее время именно Закон о промышленной безопасности [10], пока обсуждается проект отсутствующего Федерального закона «Об обязательном экологическом страховании», ет роль основополагающего

б экостраховании [11], с чем нельзя согласиться, поскольку указанный закон упоминает лишь об обя-

опасном

торое отчасти возможно признать логическим страхованием.

Одна из основные проблем, : щих при определении понятия

ческое страхование», состоит в том, что в настоящее время наблюдается подмена такового понятием «страхование риска зшрязнения окружающей среды (экологического риска)».

В отечественной правовой науке сложились различные представления об эко-

что отчасти обу

многообразных его понятий в доктрине. Существование экологических ри-

на случай наступления таторьк осуществляется э]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

трахова-«Об охране

началом которых можно считать

ние в ]

экологического страхования ) вание и направление средств на доохранные мероп1

трахов

пает условием проведения В Федеральном законе

среды» в качестве ляющего выделен один признак гического риска, а именно вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды. Размер возможног° вреда при этом не имеет правового значения для

среде, здоровью населения в результате

Экологическое страхование, по мнению отдельных авторов, включает в себя «... страхование природаых объектов как имущества и страхование гражданско-правовой ответственности владельца опасного производственного объекта» [12, с. 209-210]. Несколько более узкого понимания придерживается Г. А. Мот-кин, считающий экологическое вание «... страхованием ответсга объектов - потенциальн

оценки Риcка, предполагаю^це] ление юридически значимых фактов -установление самой опасности и объема опасности, что отчасти противоречит компенсационной направленности экологического страхования.

Несмотря на то, что оценка риска при-в соответствии со ст. 945 ГК РФ

тотенциальных виновников аварийного, залпового загрязнения среды и страхование собственных убытков, возникающих у источника такого загрязнения» [13, с. 125]. В свою очередь, приверженцем широкого понимания

термина «экологическое страхование» выступает С. А. Боголюбов, включающий в данное понятие не только страхование ответственности за причиненный экологический вред и страхование имущества, но и личное страхование граждан на чай экологического стихийного бедствия, аварий и катастроф [14].

Аналогичного подхода ется М. М. Бринчук, также относящий к объектам экострахования имущественные интересы, связанные с жизнью и здоровьем (личное страхование) [15]. Фактически в данном случае экострахо-вание включает в себя страхование любых объектов природопользователей от действия природных явлений.

Нормативно-правовые акты текущего периода довольно неопределенно отреагировали на наметившуюся объективную

(страхового риска), это не исключает не-

Хотя оценка вероятности наступления страхового случая традиционно вляется с позиций общего о возможности или

слу- к защите интересов на. случай

формулир

понятие

го

овать единое cтрaхования,

осуществлению опасных видов ности. Это предполагает введение специального принципа оценки экологического риска, состоящего в необходимости проведения оценки экологического вого риска с позиций специального екта обладающего про^пессиональныт^яи

? V "1 'Г1' V V V V 1Ы£ Ш1 I

знаниями и навыками в области осу-

c0°твeтcтвyющeг0 вИда.

Обеспечение безопасности человека и общества вполне можно рассматривать в качестве одного из правовых крите-

нормативов качества окружающей сре-

окружающей среды как безопасное для человека, поскольку при соблюдении со-

опасность негативного изменения ства окружающей среды и I но негативное воздействие на жизнь и здоровье человека. В свою очередь, : шения нормативов и технических

по поводу обеспечения экологической безопасности, которые направлены на

успешно решить основную задачу , го института - компенсировать ющие убытки пострадавшим и

в борьбе с потенциально возможным существующдм гегатганьш

и

экологическое страхование сможет

всегО, публичн^^х интересов гОсударства,

позволит реализовать меры, направленные на снижение риска нанесения

вреда окружающей среде, создание отвечающего современным реалиям правового механизма регулирования процессов страхования в рассматриваемой сфере увеличить и использовать наряду с

бюджетными средствами внебюджетные страховые резервы для финансир°вания

и

преДУпреДительны нъе мероприятий, а также предоставить страховую защиту природопользовате-лям, чья деятельность представляет опасность для окружающей среды.

.■ Изд-во

ганизаций, оказытедощихсоансропхгер-ное давление на окружающую человека природную среду [16].

Таким образом, качественное мирование законодательства об

том числе по нейтрализации техногенных урга для окружающей сред^1 при соблюдении публичные и частные интересов всех сторон. Тогда экологическое страхование станет действенным фактором

1. Феденко Е. П. Публичный интерес: некоторые особенности пра.вов°г° механизма

: монография. _ 2010. 111 с.

2. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 организации страхового дела в Российской Фе-

(в ред. от 03.07.2016) // Справочно-правовая система«КонсультантПлюс».

от 10 января 20а2 г. № 7-ФЗ «Об ооране окружающей среды» (постатейный) / под ред. О. Л. Дубовик.. — Подготовлен для системы . тантПлюс, 2015 // Сnраввчнв-nравввая < ма «Консультант^юся.

4. Хлуденева, Н.И. логическая политика и право / Н. И. ва, А. И. Цуранова // Журнал российского права. 2011. № 11 // Справочно-правовая система КвосультаотЛлюa>.

5. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»(в ред. от

«КонсультантПлюо.

6. Моткин Г.. барьеры в

вания / // Экологическое право. 2006. № 3 // Справочно-правовая система «.Консультант-Плюс.

7. Вершило Н. Д. Правовые особенности логического страхования //.

налогового стимулирования и льгот.

Активное и последовательное полноценное законодательное закрепление и внедрение страхования в сфере охран^1 окружающей среды! для защиты, прежде

альные проблемы совершенствовани дательства в сфере железнодорожное порта: сб. науч. статей. Вып. 4 / под ред. А. И. Бобылева, Н. А. Духно. М.: Юридический институт МИИТа, 2001.

8. Модельный закон об экологическом страховании : принят в г. Санкт-Петербурге

э

18.04.2014 г. По

на 40- охраны окружающей .

ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»..

9. Модельный закон об экологическом страховании : принят на двадцать втором пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление № 22-19 от 15.11.2003) // Справочно-правовая система«КонсультантПлюс».

10. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (в ред. от 07.03.2017) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов.» // Справочно-правовая. система «КонсультантПлюс».

11. Андреев Ю. Н. Имущественное страхование: теория и судебная практика / Ю. Н. Андреев. М. : Ось-89, 2011 // Справочно-правовая система«КонсультантПлюс».

12. Байдаков С. Л

- и экологической без-ческое пособие / С. Л.

. Г. П. Серов. М. : Анкил, 2003. 464 с.

13. Моткин Г. А. Экономико-правовые основы страхования риска загрязнения окружающей среды // Государство и право. 1994. № 6. С. 124-132.

14. Комментарий к Федеральному закону «О животном мире» (постатейный) / под ред. С. А. Боголюбова. М. : Юстицинформ, 2002 // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

15. Бринчук М. М. Экологическое право : учебник // Справочно-правовая система «Кон-

16. Васильев Н. А. Некоторые ■ менения института обязательного экологического страхования на территории Российской

Федерации // За 2009. № 1 // .

Пл

и

2017. № 3 (80). С.

A. V. Garbar

Garbar Andrey Valeryevich - Candidate of Jurisprudence, associate professor of the civil, enterprise and transport law chair, the Far-Eastern state university of means of communication (Khabarovsk). E-mail: avgarbar@yandex.ru

Keywords: ecological insurance, environmental risk, .

18.04.2014 g. Postanovleniem

na 40-om

References:

: Izd-vo DVGUPS, 2010.

№ 4015-1 «Ob

monografiya. 111 s.

2. Zakon RF ot organizacii strahovogo dela v. (v red. ot 03.07.2016) // Spravochno-pravovaya sistema «KonsultantPlyus».

3. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 10 yanvarya 2002 g. № C-FZ «Ob ohrane okruzhayushchej sredy» (postatejnyj) / pod red. O. L. Dubovik - Podgotovlen dlya sistemy KonsultantPlyus, 2015 // Spravochno-pravovaya sistema «KonsultantPlyus».

4. Hludeneva, N.I. Gosudarstvennaya ehkologicheskaya politika i p

» / N. I. Hludeneva, rossijskogo prava.

lie

de

strahovaniya 2006. N 3 //

h

// Spravochno-

: sistema «KonsultantPlyus. 9. Model'nyj zakon ob strahovanii .■ i

zasedanii

VG (postanovlenie N Spravochn°-pravovaya

A. I. Curanova // 2011. № 11 // Spravochno-pravovaya sistema «KonsultantPlyus».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. FederaVnyj zakon ot 10.01.2002 № 7-FZ «Ob ohrane okruzhayushchej sredy» (v red.. ot 03.07.2016) // Spravochno-pravovaya sistema «KonsultantPlyus».

6. Motkin G. A. bar'ery v razvitii / // EHkologicheskoe

22-19 ot 15.11.2003) // sistema «KonsultantPlyus».

10. Federal'nyj zakon ot 21.07.1997 № 116-FZ (v red. ot 07.03.2017) «O promyshlennoj bezopasnosti opasnyh proizvodstvennyh obektov» // Spravochno-pravovaya sistema «KonsultantPlyus».

11. Andreev YU. N. Imushchestvennoe strahovanie: teoriya i sudebnaya praktika / YU. N. Andreev. M. : Os'-89, 2011 // Spravochno-pravovaya sistema «KonsultantPlyus».

12. Bajdakov S. L. Pravovoe obespechenie ohrany okruzhayushchej sredy i ehkologicheskoj bezopasnosti : uchebno-prakticheskoe posobie / S. L. Bajdakov, G. P. Serov. M. : Antel, 2003. 464 s.

: «KonsultantPlyus».

C. Vershilo N. D. Pravovye osobennosti razvitiya ehkologicheskogo strahovaniya // Aktual'nye problemy sovershenstvovaniya zakonodatel'stva v sfere zheleznodorozhnogo transporta ; sb. nauch. statej. Vyp. 4 / pod red. A. I. Bobyleva, N. A. Duhno. M. z YUridicheskij institut MIITa, 2001.

В. Model'nyj zakon ob ehkologicheskom strahovanii z prinyat v g. Sankt-Peterburge

// Gosudarstvo i 1994. № 6. S. 124-132.

14. Kommentarij k Federal'nomu zakonu «O zhivotnom mire» (postatejnyj) / pod red. S. A. Bogolyubova. M. : YUsticinform, 2002 // Spravochno-pravovaya sisttem.a. «K°nsul'1tantPlyus».

15. Brinchuk M. M. EHkologicheskoe pravo : uchebnik // Spravochno-pravovaya sistema «KonsultantPlyus».

16.

institua obyazatel'nogo ehkologicheskogo strahovaniya na terrtorii Rossijskoj Federacii // Zakonodatel'stvo i ehkonomika. 2009. № 1 // Spravochno-pravovaya sistema «KonsultantPlyus».

Reference to the article

Garbar A. V. Standard and legal fixing of ecological insurance in the system of protection of the state interests of Russia // Power and Administration in the East of Russia. 2017. No. 3 (80). PP. 169-175. DOI 10.22394/1818-4049-2017-80-3-159-165

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.