УДК 336.22
Doi: http://dx.doi.org/10.21686/2500-3925-2017-6-32-38
Е.Б. Шувалова, М.С. Гордиенко, Н.В. Сибатулина
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Москва, Россия
Эволюция системы экологических налогов, сборов и платежей в Российской Федерации
В статье представлен анализ развития системы налогов и сборов на природные ресурсы в Российской Федерации с 1991 по 2017 гг. Авторы отмечают, что в рамках рассматриваемого периода времени система природоресурсного налогообложения претерпела значительные изменения, связанные с политическими и экономическими трансформационными процессами в Российской Федерации. Последние несколько лет модернизационных преобразований отечественной экономики потребовали пересмотра отношения к рентным доходам, природопользованию и окружающей среде в целом. Последний факт подтверждается и тем, что текущий год объявлен годом экологии в нашей стране.
Целью исследования является обобщение информации о структурных элементах системы экологических налогов, сборов и платежей в Российской Федерации. Основной фокус внимания авторов направлен на механизмы регулирования потребления природных ресурсов как физическими, так и юридическими лицами, а также на необходимость восстановления природного потенциала после его потребления в рамках финансово-производственной деятельности хозяйствующих субъектов в РФ. Основными аналитическими материалами исследования стали российская правовая база и сопутствующие нормативные подзаконные акты в области налогообложения, официальные разъяснения профильных органов власти, сопутствующие аналитические и статистические материалы, публикации научной и периодической печати.
В целях повышения объективности выводов применялись следующие методы: метод научной абстракции, анализа, синтеза, сравнения, моделирования, группировки данных. Помимо этого, применялся анализ научной литературы, нормативно-правовой базы.
Результатом исследования стало выявление двух базовых категорий платежей: экологические налоги (налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; земельный налог; транспортный налог) и экологические сборы (сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; разовые и регулярные платежи за пользование и сбор за участие в конкурсе (аукционе) на пользование недрами; плата за пользование водным объектом; плата за негативное воздействие на окружающую природную среду; утилизационный экологический сбор; платежи гражданско-правового характера: арендная плата за пользование лесами; за пользование земельными участками). Отдельно детально представлены механизмы их взимания. По итогам исследования авторами рекомендуется проведение уточнения и упрощения механизмов законодательного регулирования всей совокупности природоресурсных платежей, а также предлагается создание прозрачной и понятной системы управления и контроля в целях бережной эксплуатации экологического потенциала территорий Российской Федерации. Анализ действующей системы налогов и соответствующей системы платежей позволил сделать вывод о том, что на законодательном уровне отсутствует единая линия по регулированию природоресурсных платежей. Подобная хаотичность, по мнению авторов, сложно объяснима, так как законодательно нигде не аргументирована та или иная форма налога, сбора, гражданско-правового платежа. Отмечается, что точное понятие экологического налога отсутствует в законодательстве РФ, но это терминологическое словосочетание используют неофициально для обозначения некоторых платёжных обязательств.
Ключевые слова: налогово-бюджетная политика, природные ресурсы, экологический налог, ресурсосбережение, инвестиционный климат.
Elena B. Shuvalova, Mikhail S. Gordienko, Nataliya V. Sibatulina
Plehanov Russian University of Economics, Moscow, Russia
Evolution of the system of environmental taxes and charges in the Russian Federation
The article presents an analysis of the development of the system of taxes and fees on natural resources in the Russian Federation from 1991 to 2017. The authors note that within the period under review, the system of natural resource taxation has undergone significant changes related to the political and economic transformational processes in the Russian Federation.
The last few years of modernization of the domestic economy have required a review of the attitude towards rental income, nature management and the environment as a whole. The last fact is confirmed by the fact that the current year is declared the year of ecology in our country.
The aim of the study is to summarize information on the structural elements of the system of environmental taxes, fees and payments in the Russian Federation. The main focus of the authors' attention is directed to mechanisms for regulating the consumption of natural resources by both natural and legal persons, as well as the need to restore natural potential after consumption within the framework of financial and production activities of economic entities in the Russian Federation. The main analytical materials of the study were the Russian legal framework and accompanying regulatory by-laws in the field of
taxation, official explanations of the relevant authorities, accompanying analytical and statistical materials, publications of scientific and periodicals.
In order to increase the objectivity of the conclusions, the following methods were used: the method of scientific abstraction, analysis, synthesis, comparison, modeling, grouping of data. In addition, an analysis of the scientific literature, the legal framework was applied. The result of the study was the identification of two basic categories of payments. Environmental taxes (mineral extraction tax, water tax, land tax, transport tax) and environmental charges (collection for use of wildlife and aquatic biological resources. One-time and regular payments for use and collection for participation in a tender (auction) for the use of subsoil, payment for the use of a water body, payment for the negative impact on the environment, recycling environmental charges, payments of the Citizens-legal nature: the rent for the use of forests, for the use of land). The mechanisms of their collection are presented in details.
Based on the results of the study, the authors recommend clarifying and simplifying the mechanisms of legislative regulation of the whole set of natural resources payments and proposing the creation of a
transparent and understandable management and control system for the careful exploitation of the ecological potential of the territories of the Russian Federation. An analysis of the current system of taxes and the corresponding system of payments made it possible to conclude that at the legislative level there is no single line on the regulation of nature-resource payments. Such randomness, according to the authors, is difficult to explain, since there is no reason why this or that form
of tax, collection, civil-legal payment is not argued anywhere. It is noted that the exact concept of environmental tax is absent in the legislation of the Russian Federation, but this terminological phrase is used unofficially to designate some payment obligations.
Keywords: fiscal policy, natural resources, environmental tax, resource saving, investment climate.
Введение
Налогообложение природных ресурсов в нашей стране чрезвычайно актуально, так как играет важную роль в двух основных аспектах. Во-первых, происходит формирование доходной части налогово-бюджетной системы, особенно ярко это видно на примере нефтегазового сектора, во-вторых, проводится поддержание экологической безопасности государства. Нужно отметить, что последнее направление со временем становится ещё более актуальным и проблемным так как связана с: интенсификацией взаимодействия технократического общества и природы, увеличением технологической и рекреационной нагрузки на природный комплекс государства, оскудением и труднодоступностью наличествующих ресурсов.
Исторически именно поэтому объективно возникла потребность в регулировании промышленного и личного потребления природных ресурсов посредствам профильных налогов и соборов, а также необходимость в восстановлении природного потенциала государства. Изучению взаимосвязи между этими двумя составляющими и посвящено данное исследование.
Вопросы системы налогообложения природных ресурсов в Российской Федерации рассмотрены в статьях отечественных ученых: Шуваловой Е.Б [1], Маршавиной Л.Я., Чайковской Л.А. [2], Косова М.Е., Ахмадеева Р.Г. [3], Глу-боковой Н.Ю. [4], Голубцо-вой Е.В. [5], Колчина С.П. [6], Ивановой Я.Я. [7], Яшалова Н.Н., [8], Васильевой Н.В. [9],
Ябдулгарова А.А. [10]. Однако анализ этих материалов позволяется сделать вывод о том, что в них не представлена обобщенная информация о структурных элементах системы экологических налогов, сборов и платежей в Российской Федерации. Именно поэтому суть авторской работы заключается в обобщении данных и изучении механизмов регулирования потребления природных ресурсов как физическими, так и юридическими лицами в РФ.
Анализ системы налогов на природные ресурсы в Российской Федерации
В конце 1990 - 1991 гг. в России появились первые экологические платежи в форме налогов и сборов, функциональное назначение которых заключалось в выполнении фискальной функции — поступлении доходов в бюджеты различных уровней, стимулировании снижения уровня негативного воздействия на окружающую природную среду; аккумулировании финансовых ресурсов, предназначенных для ликвидации негативных экологических последствий в случае их возникновения.
Хронологически одним их первых законодательных актов в сфере регулирования налогообложения на природные ресурсы был закон Российской Федерации «О недрах» [11], который установил правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, параметры платежей при их разработке и использовании.
Абзацем 2 стати 39 закона были установлены стандартные виды платежей:
1) сбор за участие в конкурсах, аукционах или выдачу лицензий;
2) платежи за пользование недрами, включая:
— платежи за добычу полезных ископаемых;
— платежи за проведение поисковых и разведочных работ;
— платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений;
3) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
4) акцизы.
Все перечисленные виды платежей, кроме конкурсного и аукционного участия, а также лицензирования относились с точки зрения классификации к налоговым.
Практическое применение закона выявила ряд упущений, требовавших нормативно-правового уточнения и дополнения, для чего Министерство финансов РФ выпустило инструкцию «О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами» [12]. Документ пояснял методику расчета платежей за недра при добыче, которые должны были быть исчислены как доля от стоимости добытых полезных ископаемых с учетом потерь в процессе добычи, не превышающих нормативных значений. На сверхнормативные потери предполагалось двойное увеличение платежей. В качестве стимулирования смежной с добычей — обрабатывающей промышленности предусматривалась виновность использования понижающего коэффициента. Различные
виды полезных ископаемых перераспределялись на строго прописанные уровни бюджетной системы.
По форме платежи за пользование недрами представляли собой разовые взносы или регулярные платежи в течение всего срока деятельности недропользователя. При этом на уровне федерального центра устанавливались критерии относительно каждого месторождения и порядка условий внимания платежей. При предоставлении лицензии на пользование недрами происходило уточнение окончательных размеров платежей.
В качестве поддержки и стимулирования добывающего сектора экономики при определённых условиях компаниями предоставлялись льготы, как правило в форме освобождения от уплаты. Дополнительное финансирование геологоразведочной деятельности в труднодоступных районах разработки и добычи полезных ископаемых проводилось за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Размеры отчислений устанавливались для каждого месторождения индивидуально в зависимости от его потенциальных экологических и экономический характеристик по инициативе Правительства РФ и ежегодно пересматривались Парламентом РФ при разработке и принятии федерального закона на очередной финансовый год.
Механизм расчёта отчислений фактически основывался на той же налоговой базе, которая определялась и у платежей за добычу — облагалась стоимость первого товарного продукта, произведенного из добытого сырья. Отличие лишь в том, что отчисления носили целевой характер, так как они перечислялись в целевые бюджетные фонды на федеральном и региональном уровне. Аккумулированные финансовые ресурсы предназначались на гео-
логическое изучение недр.
В 2002 г. вступила в силу глава 26 НК РФ, которая свела воедино принятое ранее законодательство по использованию недр в основных элементах налога на добычу полезных ископаемых [13], федерального по своему характеру, обязательному к уплате на всей территории страны. Автоматически были отменены ранее взимаемая плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат (ранее они рассчитывались по твердым ставкам в рублях за 1 тонну добытого минерального сырья, с учетом её стоимости).
В целом введение НДПИ послужило значительному увеличению поступлений налога в бюджет по сравнению с ранее существовавшей системой рентных платежей, закрепило налогом первостепенное значение на длительный период с 2001 по 2014 гг.
Ранее в систему оплаты входили платежи за пользование животным миром, штрафы браконьерство — сверхлимитный и нерациональный подход к использованию ресурсов [14]. Помимо этого, существовал сбор за выдачу лицензии для осуществления соответствующей деятельности. Перечисленные платежи не входили в законодательно установленную налоговую систему, но имели при этом обаятельный характер. Кроме того, отсутствовал четкий механизм поступления в бюджет платежей за природные ресурсы, следовательно, эти средства не имели целевого компенсаторного назначения.
Позднее в постановлении Правительства РФ «О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах» [15] были конкретизированы объекты налогообложения, изъятие которых из среды обитания должно было
производиться строго при наличии лицензии или разрешения: объекты охоты; объекты рыболовства; виды животного мира, занесенные в Красную книгу РФ; другие виды, закрепленные в законодательстве РФ. Налогоплательщиками могли быть отечественные или зарубежные юридические лица, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, при отсутствии лицензии постановлением было запрещено.
Размер платы устанавливался на региональном уровне органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ «О предельных размерах платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено» [16]. Лицензию получали, как правило, физические лица, оплачивая её в авансовой форме.
Законодательство о пользовании водными биологическими ресурсами в 90-х годах учитывало преимущественно принцип платности их использования, уделяя минимальное внимание их регенерации.
В 1998 г. были установлены ставки за использование водных ресурсов, однако, прозрачный и понятный механизм исчисления и внесения платы отсутствовал. Он применялся вплоть до 2001 г., а поступления перечисляли в основной своей массе предприятия, включая компании с зарубежным участием, в меньшей мере — граж-дане-физические лица.
В 2001 г. стали применяться два основных механизма выдачи доступа к водным ресурсам — аукционная система продажи квот (применялась только по отношению к пользующимся повышенным потребительским спросом ресурсам), а также межправи-
тельственные соглашения. В случае, если компания предоставляла сырье рыбодобычи на отечественные предприятия по рыбопереработке, либо ре-ализовывала продукцию внутри страны — она имела право получить квоту бесплатно. Физические лица должны были также приобретать лицензию-разрешение, оплата которой поступала на счет выдающего документ органа.
С 1 января 2004 г. глава 25.1 НК РФ легитимизовала сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, которые отменили выплаты за пользование объектами животного мира и применяемый ранее аукционный механизм квотирования на ловлю водных биологических ресурсов в рамках промышленной деятельности хозяйствующего субъекта, за исключением случаев использования ресурсов в промышленном масштабе или в новых районах развития промысла. Сборы и сегодня являются федеральными доходами и действуют на всей территории нашей страны.
Новые сборы должны были стать в соответствии с «Концепцией развития рыбного хозяйства РФ на период до 2020 г.» [17] инструментом развития рыбохозяйственно-го сектора экономики России. Фактически в 2000—2014 гг. наибольшее активно развивается только Дальневосточный рыбохозяйственный регион, увеличивший объем добычи с 1,8 млн. тонн. До 3,3 млн. тонн. [18]. Динамика показателей остальных регионов характеризуется боковым трендом, без существенного изменения в большую или меньшую стороны.
В 2005 г. была введена глава 25.2 НК РФ — водный налог, регулирующая взимания нового обязательного платежа, относящегося к федеральному уровню. Ранее механизм
взимания платежей по этому направлению регулировался исключительно Водным кодексом РФ и федеральным законом «О плате за пользование водными объектами» [19]. Позднее с 2007 г. вступила новая редакция Водного кодекса [20], уточнившая методы охраны и восстановления водных объектов.
Транспортный налог введен в действие с 1 января 2003 года вместо двух налогов: с владельцев транспортных средств и налога на водно-воздушные транспортные средства. Дорожные фонды, формировавшиеся на основе упраздненных налогов, показали свою несостоятельность и были упразднены.
Современный транспортный налог регулируется главой 28 НК РФ, обязателен на территории каждого субъекта РФ, в полномочиях которого и находится становление ставки налога, порядка и сроков его уплаты, корректировка величины налоговых льгот и оснований для их использования. Налогообложение транспорта не отличается высокой степенью сложности, но вязано с наличием дифференциации в доходах граждан, а, следова-
тельно, и с наличием возможности установления прогрессивной шкалы.
С 2005 г. вступили в силу поправки к статьям 13—15 Первой части НК РФ [21], упразднив ранее действовавший перечень налогов и сборов. В соответствии с этими статьями была установлена и действует следующая иерархия налогов на природные ресурсы, представленная в табл. 1.
Помимо налогов общей системы налогообложения в целях привлечения российских и иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации была принята глава 26.4 НК РФ «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции» [22]. Она установила возможность применения специального налогового режима, применяемого при выполнении соглашений о разделе продукции. Инвестор-налогоплательщик в таком случае должен быть освобожден от уплаты: региональных и местных налогов по решению соответствующих органов власти; налога на имущество организаций, которое
Таблица 1
Экологические налоги в российской федерации
№ название ставка уровень
1 Налог на добычу полезных ископаемых Ст. 342 НК РФ, процентная ставка в рублях или за 1 тонну, или за 1000 куб. м добытых ископаемых Федеральный
2 Водный налог Ст. 333.12 НК РФ, перечень ставок в рублях за 1000 куб. м воды Федеральный
3 Земельный налог Ст. 394 НК РФ определяет 2 предела ставок: до 0,3% и до 1,5% — в зависимости от категории земель. Региональный
4 Транспортный налог Ст. 361 НК РФ указывает ставки в рублях на каждую лошадиную силу, значения которых изменяются в зависимости от количества л. с. При этом региональные власти могут максимально увеличить или уменьшить ставки в 10 раз. Региональный
Источник: составлено авторами на основе НК РФ
Источник: составлено на основе действующего законодательства Российской Федерации
Таблица 2
Экологические сборы и платежи
№ Название Ставка Уровень
1 Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами В ст. 333.3 НК РФ указан перечень ставок в рублях за 1 животное или за 1 тонну биологического ресурса Федеральный
2 Разовые и регулярные платежи за пользование и сбор за участие в конкурсе (аукционе) на пользование недрами Устанавливаются Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра) рублях за 1 кв. км участка недр Федеральный
3 Плата за пользование водным объектом Устанавливается за 1 тыс. куб. метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта Федеральный
4 Плата за негативное воздействие на окружающую природную среду Статья 16 соответствующего федерального закона. Коэффициенты в зависимости от объемов негативного воздействия на окружающую среду или внедрения передовых технологий очистки 5% в федеральный бюджет 40% в бюджеты субъектов РФ 55% в бюджеты муниципальных районов и городских округов или 5% в федеральный бюджет 95% в бюджеты субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
5 Утилизационный экологический сбор Статья 16 соответствующего федерального закона. Коэффициенты в зависимости от объемов негативного воздействия на окружающую среду в части размещения отходов 5% в федеральный бюджет 40% в бюджеты субъектов РФ 55% в бюджеты муниципальных районов и городских округов или 5% в федеральный бюджет 95% в бюджеты субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
6 Платежи гражданско-правового характера: — арендная плата за пользование лесами; — за пользование земельными участками Статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации Федеральный, региональный или муниципальный в зависимости от собственника
применяется для основной деятельности по соглашению; таможенной пошлины и транспортного налога.
Помимо налогов выделяются экологические сборы и платежи, представленные в таблице 2, которые представляют собой разнородную совокупность различного рода выплат.
Заключение
Анализ действующей системы экологоориентированных налогов и соответствующей системы платежей позволяет сделать вывод о том, что на законодательном уровне отсутствует единая линия по
регулированию природоре-сурсных платежей. Подобная хаотичность сложно объяснима — законодательно нигде не аргументирована та или иная форма налога, сбора, гражданско-правового платежа. При этом точное понятие экологического налога отсутствует в законодательстве РФ, но это терминологическое словосочетание используют неофициально для обозначения некоторых платёжных обязательств, рассмотренных в таблице 1.2.
Однако законодательным и исполнительным органам власти необходимо учитывать ключевой принцип при-
родопользования — принцип платности при использовании природных ресурсов, который и обуславливает установление и взимание природоресурс-ных платежей. Установление прозрачной и понятной системы платы за природные ресурсы является стимулирующим инструментом бережной эксплуатации экологического потенциала, а также залогом поддержания экологического равновесия и экономической ответственности хозяйствующих субъектов. Это направление в Российской Федерации требует постоянного контроля и дальнейшего обновления нормативно-правовой базы.
Литература
1. Курочкина И.П., Маматова Л.А., Миронова О.А., Шувалова Е.Б. экологическая безопасность: экономический механизм ее обеспечения // Инновационное развитие экономики. 2017. № 3 (39). С. 251-258.
2. Маршавина Л.Я., Чайковская Л.А. Налоги и налогообложение. Учебник. Москва, 2016. Сер. 68 Профессиональное образование (1-е изд.).
3. Косов М.Е., Ахмадеев Р.Г. Введение прогрессивной шкалы по НДФЛ: палитра мнений // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 1. С. 205-212.
4. Глубокова Н.Ю. Налоговое планирование. Учебное пособие. Москва, 2011.
5. Голубцова Е.В. Роль налогов в экологическом развитии России // Российское предпринимательство. 2012. № 21. С. 184-190.
6. Колчин С.П. Налоги в Российской Федерации. Учебное пособие Москва, 2012.
7. Иванова Я.Я. Оптимизация налогообложения добычи полезных ископаемых // Международная торговля и торговая политика. 2014. № 4 (84). С. 5-12.
8. Яшалова Н.Н. Необходимость структурных изменений в налогообложении в направлении его экологизации // Финансы и кредит. 2015. № 2 (626). С. 38-46.
9. Васильева Н.В. Природоресурсные платежи как вид бюджетных доходов // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 12 (73). С. 55-64.
10. Ялбулганов А.А. Понятие природоресур-сных платежей в правовой доктрине и законодательстве Российской Федерации // Петербургский юрист. 2016. № 2. С. 49-64.
11. О недрах: закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 26.07.2017). Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 25.08.17).
12. О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами: инструкция Минфина РФ от 04.02.1993 № 8, Госналогслужбы РФ от 30.01.1993 № 17, Гос-гортехнадзора РФ от 04.02.1993 № 01-17/41 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.04.1993 № 229). Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 25.08.17).
13. О естественных монополиях: федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ. Спра-вочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 25.08.17).
14. О животном мире: федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (последняя редакция). Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 25.08.17).
15. О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах: постановление Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. № 1251. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 25.08.17).
16. О предельных размерах платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды их
References
1. Kurochkina I.P., Mamatova L.A., Mironova O.A., Shuvalova E.B. ekologicheskaya bezopas-nost': ekonomicheskiy mekhanizm ee obespecheni-ya. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki. 2017. No. 3 (39). P. 251-258. (In Russ.)
2. Marshavina L.Ya., Chaykovskaya L.A. Nalogi i nalogooblozhenie. Uchebnik. Moskva, 2016. Ser. 68 Professional'noe obrazovanie (1 ed.). (In Russ.)
3. Kosov M.E., Akhmadeev R.G. Vvedenie pro-gressivnoy shkaly po NDFL: palitra mneniy. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. No. 1. P. 205-212. (In Russ.)
4. Glubokova N.Yu. Nalogovoe planirovanie. Uchebnoe posobie. Moskva, 2011. (In Russ.)
5 Golubtsova E.V. Rol' nalogov v ekologicheskom razvitii Rossii. Rossiyskoe predprinimatel'stvo. 2012. No. 21. P. 184-190. (In Russ.)
6. Kolchin S.P. Nalogi v Rossiyskoy Federatsii. Uchebnoe posobie Moskva, 2012. (In Russ.)
7. Ivanova Ya.Ya. Optimizatsiya nalogoobloz-heniya dobychi poleznykh iskopaemykh. Mezh-dunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. 2014. No. 4 (84). P. 5-12. (In Russ.)
8. Yashalova N.N. Neobkhodimost' struk-turnykh izmeneniy v nalogooblozhenii v napravle-nii ego ekologizatsii. Finansy i kredit. 2015. No. 2 (626). P. 38-46. (In Russ.)
9. Vasil'eva N.V. Prirodoresursnye platezhi kak vid byudzhetnykh dokhodov. Aktual'nye problemy rossi-yskogo prava. 2016. No. 12 (73). P. 55-64. (In Russ.)
10. Yalbulganov A.A. Ponyatie prirodoresursnykh platezhey v pravovoy doktrine i zakonodatel'stve Rossiyskoy Federatsii. Peterburgskiy yurist. 2016. No. 2. P. 49-64. (In Russ.)
11. O nedrakh: zakon Rossiyskoy Federatsii ot
21.02.1992 N 2395-1 (ed. 26.07.2017). Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus» (accessed: 25.08.17). (In Russ.)
12. O poryadke i srokakh vneseniya v byudzhet platy za pravo na pol'zovanie nedrami: instruktsiya Minfina RF ot 04.02.1993 N 8, Gosnalogsluzhby RF ot 30.01.1993 N 17, Gosgortekhnadzora RF ot
04.02.1993 N 01-17/41 (Zaregistrirovano v Miny-uste RF 19.04.1993 N 229). Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus» (accessed: 25.08.17). (In Russ.)
13. O estestvennykh monopoliyakh: federal'nyy zakon ot 8 avgusta 2001 g. No. 126-FZ. Sprav-ochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus» (accessed: 25.08.17). (In Russ.)
14. O zhivotnom mire: federal'nyy zakon ot 24.04.1995 No. 52-FZ (poslednyaya redaktsiya). Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus» (accessed: 25.08.17). (In Russ.)
15. O plate za pol'zovanie ob»ektami zhivotno-go mira i ee predel'nykh razmerakh: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29 sentyabrya 1997 g. No. 1251. Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus» (accessed: 25.08.17). (In Russ.)
16. O predel'nykh razmerakh platy za pol'zovanie ob»ektami zhivotnogo mira, otnesen-nymi k ob»ektam okhoty, iz»yatie kotorykh iz sredy
обитания без лицензии запрещено: постановление Правительства РФ от 4 января 2000 г. № 1. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 25.08.17).
17. О Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 02.09.2003 № 1265-р (ред. от 21.07.2008) Спра-вочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 26.08.17).
18. О развитии рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации: проект. рабочая группа Президиума Государственного Совета URL: http://vniro.ru/files/Gossovet_doklad.pdf (дата обращения: 26.08.17).
19. О плате за пользование водными объектами: федеральный закон от 06.05.1998 № 71-ФЗ (ред. от 29.06.2004) Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 26.08.17).
20. Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-фз (принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (действ. ред. от 31.12.2014). Спра-вочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 26.08.17).
21. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах: федеральный закон от 29.07.2004 № 95-ФЗ (последняя редакция). Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 27.08.17).
22. О соглашениях о разделе продукции: федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ. Спра-вочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 27.08.17).
Сведения об авторах
Елена Борисовна Шувалова
Д.э.н, профессор, начальник Управления аттестации и подготовки научных кадров, профессор кафедры Финансового менеджмента Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия Эл. почта: [email protected] Тел.: (499) 236 30 68
Михаил Сергеевич Гордиенко
К.э.н, доцент кафедры Финансового менеджмента
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия Эл. почта: [email protected] Тел.: (499) 237 83 52
Наталия Владимировна Сибатулина
Соискатель кафедры Финансового менеджмента Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия Эл. почта: [email protected] Тел.: (499) 236 30 68
ikh obitaniya bez litsenzii zapreshcheno: postanov-lenie Pravitel'stva RF ot 4 yanvarya 2000 g. No. 1. Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus» (accessed: 25.08.17). (In Russ.)
17. O Kontseptsii razvitiya rybnogo khozyay-stva Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 02.09.2003 No. 1265-r (ed. ot 21.07.2008) Spravochno-pra-vovaya sistema «Konsul'tant Plyus» (accessed: 26.08.17). (In Russ.)
18. O razvitii rybokhozyaystvennogo kompleksa Rossiyskoy Federatsii: proekt. rabochaya gruppa Prezidiuma Gosudarstvennogo Soveta URL: http:// vniro.ru/files/Gossovet_doklad.pdf (accessed: 26.08.17). (In Russ.)
19. O plate za pol'zovanie vodnymi ob»ektami: federal'nyy zakon ot 06.05.1998 No. 71-FZ (red. ot 29.06.2004) Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus» (accessed: 26.08.17). (In Russ.)
20. Vodnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii» ot 03.06.2006 No. 74-fz (prinyat GD FS RF 12.04.2006) (ed. 31.12.2014). Spravochno-pra-vovaya sistema «Konsul'tant Plyus» (accessed: 26.08.17). (In Russ.)
21. O vnesenii izmeneniy v chasti pervuyu i vtoru-yu Nalogovogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii i priz-nanii utrativshimi silu nekotorykh zakonodatel'nykh aktov (polozheniy zakonodatel'nykh aktov) Rossiyskoy Federatsii o nalogakh i sborakh: federal'nyy zakon ot 29.07.2004 No. 95-FZ (poslednyaya redakt-siya). Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus» (accessed: 27.08.17). (In Russ.)
22. O soglasheniyakh o razdele produktsii: federal'nyy zakon ot 30.12.1995 No. 225-FZ. Spra-vochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus» (accessed: 27.08.17). (In Russ.)
Information about authors
Elena B. Shuvalova
Dr. Sci. (Economics), Professor, Head of the Department of Attestation and Training of Scientific Personnel, Professor of the Department of Financial Management Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia E-mail: [email protected] Tel. : (499) 236 30 68
Mikhail S. Gordienko
Cand. Sci. (Economics), Associate Professor of the Department of Financial Management Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia
E-mail: [email protected] Tel.: (499) 237 83 52
Nataliya V. Sibatulina
Applicant of the Department of Financial Management
Plekhanov Russian University of Economics,
Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Tel. : (499) 236 30 68