ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕСИНА Е.И.,
аспирант,
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
e-mail: Esina_L@mail.ru
В статье представлен анализ действующей системы экологических налогов и платежей Российской Федерации. Рассмотрен зарубежный опыт взимания платежей за пользование природными ресурсами. Предложены научно обоснованные направления совершенствования данной сферы.
Ключевые слова: экологическая безопасность; платежи за пользование природными ресурсами; экологические налоги.
The paper presents an analysis of the current system of environmental taxes and charges of the Russian Federation. The foreign experience of charging for the use of natural resources. Offered evidence-based ways of improving this sector.
Keywords: ecological safety; payments for using natural resources; ecological taxes.
Коды классификатора JEL: H23.
Экологическая безопасность представляет одну из наиболее сложных проблем на современном этапе развития не только России, но и глобальной экономики. Необходимость ответственного отношения к ноосфере и создание экономического механизма предотвращения вредного воздействия, причиняемого экологии планеты, давно осознаны человечеством и закреплены в положениях Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Действенным инструментом такого механизма становятся платежи за пользование природными ресурсами. Государственное регулирование экологической безопасности и ее финансовое обеспечение предполагает развитие цивилизованных налоговых отношений с учетом международных обязательств и заинтересованности общества в стимулировании экологосберегающих технологий и усиления налоговой нагрузки на «грязные» производства.
В условиях экономического кризиса поиск дополнительных источников бюджетных доходов и эффективности расходования собранных финансовых ресурсов на экологические цели и необходимость перераспределения налоговой нагрузки и улучшения процедур администрирования сферы природных ресурсов представляются весьма актуальными.
В современной России экологические налоги и платежи по правовой природе являются как налоговыми, так и неналоговыми. Налоговые платежи устанавливаются Налоговым кодексом РФ, неналоговые действуют в соответствии с ресурсным законодательством РФ. Так, статьями 13-15 Налогового кодекса РФ установлены налоги и сборы, которые могут быть отнесены к платежам за пользование природными ресурсами: федеральные налоги и сборы — налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, а также местный земельный налог [5, 6]. Кроме того, для целей привлечения иностранных инвесторов к разработке месторождений полезных ископаемых законодательно предусмотрен специальный налоговый режим — система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, в соответствии с которым инвестор уплачивает только часть налогов и сборов. Неналоговый характер имеют плата за негативное воздействие на окружающую среду, платежи за пользование недрами, арендная плата за землю, платежи за пользование водными объектами, платежи за пользование лесным фондом [1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10]. Таким образом, в Российской Федерации обязательные платежи экологической направленности, связанные с природопользованием, законодательно в отдельную систему не выделены.
Отнесение платежей к налоговым или неналоговым означает наличие или отсутствие возможности применения мер принудительного взыскания платежей, начисления пени и применения налоговых санкций. На наш взгляд, улучшение процедур администрирования сферы природных ресурсов заключается в том, что все экологические на-
© Е.И. Есина, 2012
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО... 99
логи и платежи за пользование природными ресурсами должны иметь налоговый характер, систематизироваться и регулироваться единым Налоговым кодексом РФ, поскольку платежи налогового характера более жестко регламентированы, эффективнее контроль за их взиманием по сравнению с платежами неналогового характера. Это позволит наиболее эффективно контролировать процесс собираемости указанных платежей.
Обобщение мирового опыта налогообложения в экологической сфере позволяет предложить следующие направления его совершенствования в Российской Федерации, актуальность которых предопределена задачей поиска дополнительных источников бюджетных доходов в условиях экономического кризиса и необходимостью перераспределения налоговой нагрузки. В частности, представляется целесообразным введение следующих видов экологических налогов.
1. Налог на товары, производство которых сопровождается возникновением негативных экологических экстерналий, или «продуктовый» налог. Данный налог можно трактовать и как налог на использование экологически вредных технологий производства. Предпринимателям, которые используют экологически безопасные технологии, следует установить налоговые льготы. Продуктовый налог является косвенным налогом, он стимулирует повышение рыночной цены соответствующих товаров, что приводит к ограничению и рационализации их потребления. Таким образом, экологически вредные, но дешевые при производстве продукты станут дороже, чем экологически безопасные. Продуктовый налог может применяться на тару одноразового использования, различные контейнеры для питья (в том случае, когда на них не распространяется залоговая система), алюминиевую фольгу, пестициды, некоторые моющие средства, соль для посыпки дорог и т.п. Объектом налогообложения может быть и продукция, изготовленная из дефицитного сырья, например, тропической древесины.
2. Налог на потребление вредной для окружающей среды продукции. Это могут быть налоги на различные виды топлива, в том числе на бензин, в зависимости от содержания в нем свинца, а также налоги на содержание в топливе углерода. Например, в Германии такой налог платится при покупке бензина. Поэтому население Германии старается использовать машины, которые потребляют меньше бензина и, соответственно, меньше загрязняют окружающую среду, чем достигается регулирующий эффект налога для охраны окружающей среды. В отдельных странах налоговое обязательство значительно уменьшается для автомобилей с низким содержанием вредных веществ в выхлопе. В ряде стран налог тем выше, чем выше удельный расход топлива. Это стимулирует покупателя к приобретению экономичных и дружественных окружающей среде машин. Объектом обложения экологическим налогом могут также признаваться транспортные средства старше 10 лет на момент регистрации. Применительно к автотранспорту экологические налоги разделяют на 4 группы: налог, уплачиваемый при приобретении автомобиля или при начале его эксплуатации (регистрационный сбор); ежегодный транспортный налог; налоги на топливо; другие налоги и платежи (страховка, платные дороги, парковка и т.д.).
Экологическую направленность имеют и специальные регистрационные сборы на транспортные средства, уровень которых зависит от расхода в соответствии со стандартами топлива. Независимо от того, что порядок уплаты, последствия неуплаты и другие аспекты регулирования у налогов и сборов различны (многие понятия, применимые к налогам (налогоплательщик, налоговый агент, объект налогообложения), не применимы к сборам), регистрационные сборы обладают основными признаками налога с определенной особенностью их исчисления и уплаты. Регистрационный сбор уплачивается в 10 странах ЕС. Этот сбор обычно привязан к стоимости автомобиля, мощности двигателя, удельному расходу топлива, нормативам выхлопа или комбинации этих факторов. Наиболее проста схема начисления сбора в Дании — пропорционально цене. В Австрии сбор зависит от удельного расхода топлива. Применительно к России возможно введение экологического сбора при въезде транспортных средств, не являющихся резидентами, на территорию страны.
3. Таможенные пошлины на ввоз в страну экологически вредной продукции.
4. Налог на вторичную переработку или «залоговую стоимость». Его суть заключается в установлении фикси-
рованной надбавки к цене продукции, учитывающей расходы на вторичную переработку изделия уже после его использования. Благодаря этому налогу, например, в Канаде стало очень выгодно перерабатывать пластиковые бутылки, шины и прочее вторсырье. Причем потребитель товара от этого не страдает. Сдавая отходы в пункт приема, он получает залоговую стоимость обратно.
Главное преимущество этих налогов заключается в эффективном, без применения административных мер, вытеснении с рынка нежелательной, т.е. вредной, продукции и создании конкурентного преимущества товарам с более высокими экологическими параметрами. Кроме того, введение дополнительных экологических налогов позволит получить дополнительные средства как для целей общего пополнения бюджетных доходов, ограниченных по поступлениям в силу негативной кризисной ситуации в экономике, так и для реализации государственной политики в области охраны окружающей среды. При этом введение новых экологических налогов следует сопровождать контролем за постоянством общего налогового бремени.
Финансовые ресурсы, формируемые за счет поступления экологических налогов в бюджет, необходимо направлять на стимулирование охраны природы потребителями, разработку и внедрение безотходных технологий, утилизацию отходов, расчистку старых свалок и т.п. Так, в Дании за счет этих средств действует специальная схема по сбору устаревших и вышедших из употребления автомобилей. В рамках этой схемы владельцам транспортных средств,
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3
100
Е.И. ЕСИНА
потребление которых связано с существенной нагрузкой на окружающую природную среду (таковыми считаются автомобили, срок службы которых превышает 10 лет), выплачивается за их «сбор» специальная премия.
В России наблюдается несбалансированность уровня поступления и расходования средств на экологические мероприятия, что наглядно представлено в таблице 1. Такая ситуация свидетельствует о нецелевом использовании финансовых ресурсов, получаемых от экологических налогов и платежей, поскольку указанные средства направляются на цели, не связанные с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности страны.
Таблица 1
Доходы и расходы федерального бюджета на охрану окружающей среды1
Наименование статьи Показатели по годам
2006 2007 2008 2009 2010
Всего доходов, млрд руб. 6278,89 7781,12 9275, 93 7337, 75 8305, 41
уд. вес, % 100 100 100 100 100
В т.ч. налоговые и неналоговые доходы при пользовании природными ресурсами, млрд руб. 1193,48 1218,67 1749,29 1069,74 1461,66
уд. вес, % 19 15,66 18,85 14,58 17,6
Всего расходов, млрд руб. 4284,8 5986,56 6729,78 8686,26 9054,67
уд. вес, % 100 100 100 100 100
В т.ч. охрана окружающей среды, млрд руб. 6,64 8,2 10,17 13,04 13,47
уд. вес, % 0,15 0,13 0,15 0,15 0,15
Таким образом, экологические платежи не могут рассматриваться только как источник пополнения общих доходов государства и должны иметь целевой характер. Для этих целей представляется целесообразным введение системы специальных фондов, на счета которых будут поступать и откуда будут расходоваться средства на охрану окружающей среды, восстановление и воспроизводство природных ресурсов. Предлагается средства от взимания экологических налогов и платежей распределять следующим образом: 10% — федеральный экологический фонд, 30% — экологические фонды субъектов Федерации, 60% — местные экологические фонды. При этом администраторами поступающих в указанные фонды доходов должны выступать налоговые органы.
Предлагаемые направления совершенствования системы налогообложения в сфере охраны окружающей среды и природопользования позволят, с одной стороны, гибко регулировать общественные отношения в направлении реализации политики экологической безопасности, с другой стороны, обеспечивать формирование необходимых средств для природоохранных целей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ.
2. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ.
4. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
7. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире».
8. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
9. Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
10. Федеральный закон от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю».
11. Юмаев М.М. Платежи за пользование природными ресурсами: Научно-практическое пособие. М.: ООО «Статус-Кво 97», 2005. С. 13-15.
12. Федеральное казначейство. Отчеты об исполнении федерального бюджета за 2006-2010 гг. // иЫ.: www.roska-zna.ru/reports/yi.html.
1 Таблица рассчитана на основе отчетов об исполнении федерального бюджета. http://www.roskazna.ru/reports/yi.htmL