Научная статья на тему 'Природоресурсные платежи как фактор обеспечения экологической безопасности Российской Федерации'

Природоресурсные платежи как фактор обеспечения экологической безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПЛАТЕЖИ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НАЛОГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Есина Е. И.

В статье представлен анализ действующей системы экологических налогов и платежей Российской Федерации, предложены научно обоснованные направления совершенствования налогообложения в экологической сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Природоресурсные платежи как фактор обеспечения экологической безопасности Российской Федерации»

УДК 336.027

ПРИРОДОРЕСУРСНЫЕ ПЛАТЕЖИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е. и. ЕСиНА, аспирант кафедры финансов Е-mail: esina_L@mail. ru ростовский государственный экономический университет (риНХ)

В статье представлен анализ действующей системы экологических налогов и платежей Российской Федерации, предложены научно обоснованные направления совершенствования налогообложения в экологической сфере.

Ключевые слова: экологическая безопасность, платежи, природные ресурсы, экологические налоги.

В большинстве развитых стран с эффективно действующим механизмом обеспечения экологической безопасности основным источником финансирования данной сферы являются экологические налоги и платежи. Усиление значения этих налогов и платежей в ряде государств оценивается как важнейшее направление кардинального реформирования налоговой системы в целом.

В современной России экологические налоги и платежи по правовой природе являются как налоговыми, так и неналоговыми:

- налоговые платежи устанавливаются Налоговым кодексом РФ;

- неналоговые платежи взимаются в соответствии с ресурсным законодательством РФ.

Статьями 13, 14, 15 Налогового кодекса РФ установлены налоги и сборы, которые могут быть отнесены к платежам за пользование природными ресурсами:

- налог на добычу полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- местный земельный налог [4, 5].

Кроме того, для целей привлечения иностранных инвесторов к разработке месторождений полезных ископаемых законодательно предусмотрен специальный налоговый режим (система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции), в соответствии с которым инвестор уплачивает только часть налогов и сборов.

Неналоговый характер имеют:

- плата за негативное воздействие на окружающую среду;

- платежи за пользование недрами;

- арендная плата за землю;

- платежи за пользование водными объектами;

- платежи за пользование лесным фондом [1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10].

Таким образом, в Российской Федерации обязательные платежи экологической направленности, связанные с природопользованием, законодательно в отдельную систему не выделены. Объем доходов консолидированного бюджета РФ от экологических налогов и платежей представлен в таблице.

Отнесение платежей к налоговым или неналоговым означает наличие или отсутствие возможности применения мер принудительного взыскания платежей, начисления пени и применения налоговых санкций. На взгляд авторов, улучшение процедур администрирования сферы природных ресурсов заключается в том, что все экологические налоги и платежи за пользование природными ресурсами должны иметь налоговый характер, систематизироваться и регулироваться единым Налоговым кодексом РФ. Поскольку платежи налогового характера

Фактический объем доходов консолидированного бюджета РФ от экологических налогов и платежей в 2005-2011 гг., млрд руб.

Наименование бюджета 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Консолидированный бюджет Российской 1 001,62 1 281,66 1 317,5 1 879,46 1 166,1 1 518,4 2 196,79

Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов

В процентах к ВВП 4,6 4,7 4 4,5 3 3,3 4

Федеральный бюджет 930,22 1 193,48 1 218,67 1 749,29 1 069,74 1 461,66 2 129,88

В процентах к ВВП 4,3 4,4 3,7 4,2 2,8 3,2 3,9

Консолидированные бюджеты субъектов 71,4 88,18 98,83 130,17 96,36 56,74 66,91

Российской Федерации

В процентах к ВВП 0,3 0,3 0,3 0,3 0,2 0,1 0,1

более жестко регламентированы, то эффективнее обязан быть и контроль за их взиманием по сравнению с платежами неналогового характера. Это позволит наиболее эффективно контролировать процесс собираемости указанных платежей.

Существующую в России систему экологических налогов и платежей можно представить в схематичном виде (рис. 1).

Обобщение мирового опыта налогообложения в экологической сфере позволяет предложить определенные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации, актуальность которых предопределена задачей поиска дополнительных источников бюджетных доходов в условиях экономического кризиса и необходимостью перераспределения налоговой нагрузки. В частности, представляется целесообразным введение следующих видов экологических налогов:

1) налог на товары, производство которых сопровождается возникновением негативных экологических экстерналий, или «продуктовый» налог. Данный налог можно трактовать и как налог на использование экологически вредных технологий производства. Для предпринимателей, которые используют экологически безопасные технологии, следует установить налоговые льготы.

Продуктовый налог является косвенным налогом. Он стимулирует повышение рыночной цены соответствующих товаров, что приводит к ограничению и рационализации их потребления. Таким образом, экологически вредные, но дешевые при производстве продукты станут дороже, чем экологически безопасные. Продуктовый налог может применяться на производство следующих продуктов:

- тара одноразового использования;

Рис. 1. Схема экологических налогов и обязательных платежей, действующих в Российской Федерации в 2012 г.

- различные контейнеры для питья (в том случае, когда на них не распространяется залоговая система);

- алюминиевая фольга;

- пестициды;

- некоторые моющие средства;

- соль для посыпки дорог и т. п.

Объектом налогообложения может быть и

продукция, изготовленная из дефицитного сырья (например тропической древесины);

2) налог на потребление вредной для окружающей среды продукции. Это могут быть налоги на различные виды топлива, в том числе на бензин, в зависимости от содержания в нем свинца, а также налоги на содержание в топливе углерода.

Например, в Германии такой налог платится при покупке бензина. Поэтому население Германии старается использовать машины, которые потребляют меньше бензина и меньше загрязняют окружающую среду. Тем самым достигается регулирующий эффект налога для охраны окружающей среды.

В отдельных странах налоговое обязательство значительно уменьшается при производстве автомобилей с низким содержанием вредных веществ в выхлопе. В ряде государств налог тем выше, чем выше удельный расход топлива. Это стимулирует покупателя к приобретению экономичных и дружественных окружающей среде машин. Объектом обложения экологическим налогом могут также признаваться транспортные средства старше 10 лет на момент регистрации. Применительно к автотранспорту экологические налоги разделяют на 4 группы:

- налог, уплачиваемый при приобретении автомобиля или при начале его эксплуатации (регистрационный сбор);

- ежегодный транспортный налог;

- налоги на топливо;

- другие налоги и платежи (страховка, платные дороги, парковка и т. д.).

Экологическую направленность имеют и специальные регистрационные сборы на транспортные средства, уровень которых зависит от расхода в соответствии со стандартами топлива. Независимо от того, что порядок уплаты, последствия неуплаты и другие аспекты регулирования у налогов и сборов различны (многие понятия, применимые к налогам, - налогоплательщик, налоговый агент, объект налогообложения, не применимы к сборам), регистрационные сборы обладают основными признаками налога с определенной особенностью

их исчисления и уплаты. Регистрационный сбор уплачивается в 10 странах Евросоюза. Этот сбор обычно привязан к следующим характеристикам:

- стоимость автомобиля;

- мощность двигателя;

- удельный расход топлива;

- нормативы выхлопа;

- комбинации этих факторов.

Наиболее проста схема начисления сбора в Дании - пропорционально цене. В Австрии сбор зависит от удельного расхода топлива. Применительно к России возможно введение экологического сбора при въезде транспортных средств, не являющихся резидентами, на территорию страны;

3) таможенные пошлины на ввоз в страну экологически вредной продукции;

4) налог на вторичную переработку или «залоговую стоимость». Его суть заключается в установлении фиксированной надбавки к цене продукции, учитывающей расходы на вторичную переработку изделия уже после его использования. Благодаря этому налогу, например, в Канаде стало очень выгодно перерабатывать пластиковые бутылки, шины и прочее вторсырье. Причем потребитель товара от этого не страдает. Сдавая отходы в пункт приема, он получает залоговую стоимость обратно.

Главные «плюсы» этих налогов заключаются в эффективном (без применения административных мер) вытеснении с рынка нежелательной, т. е. вредной продукции и создании конкурентных преимуществ товарам с более высокими экологическими параметрами.

Кроме того, введение дополнительных экологических налогов позволит получить дополнительные средства как для целей общего пополнения бюджетных доходов, ограниченных в силу негативной кризисной ситуации в экономике, так и для реализации государственной политики в области охраны окружающей среды. При этом введение новых экологических налогов следует подкреплять контролем за постоянством общего налогового бремени.

В рамках совершенствования системы экологических налогов и платежей, по мнению автора, целесообразно реализовать следующие мероприятия:

- аккумулировать и использовать по целевому назначению выплаты компании за причиненный экологии ущерб. Частично поступления от штрафов и экологических налогов и платежей возвращать предприятию (с условием, например, строительства или модернизации очистных сооружений). Соот-

ветственно, появится заинтересованность предприятий в природоохранных мероприятиях;

- предоставлять льготы предприятиям, которые производят продукцию, отвечающую высоким экологическим требованиями. Ведь, с одной стороны, предприятие, переходя на новые технологии, увеличивает затраты на производство, а с другой - при предоставлении ему льгот производит экологичные товары с той же себестоимостью, что и вредные;

- для каждого предприятия необходимо создать специальный депозитный счет, на который поступало бы 80 % уплачиваемого экологического налога. Деньги с этого счета следует использовать только на модернизацию производства, повышение его экологической безопасности.

Исходя из опыта зарубежных стран в сфере экологического налогообложения, по мнению автора, необходимо применить в РФ следующие инструменты финансового воздействия:

- увеличить ставки транспортного налога на транспортные средства, негативно влияющие на окружающую среду. Например, в Швеции с 2011 г. введен налог на автомобили, выброс углекислого газа у которых превышает 120 г/км. Ежегодный транспортный налог также может иметь регулирующее значение. В Германии он зависит от объема двигателя и существенно повышается для автомобилей, не удовлетворяющих стандартам выхлопа, установленным в ЕС. В Испании с 2012 г. дорожная полиция штрафует водителей автомобилей, у которых выбросы углекислых газов превышают допустимые нормы [12];

- освобождать экологически безопасные автомобили от транспортного налога на 5 лет после их приобретения (данный опыт применяется в Швеции). Для этого следует сформировать законодательное определение «экологического статуса» автомобиля и разделить транспортнын средства на экологические классы.

- стимулирование охраны природы потребителями;

- разработка и внедрение безотходных технологий;

- утилизация отходов;

- расчистка старых свалок и т. п.

Так, в Дании за счет этих средств действует специальная схема по сбору устаревших и вышедших из употребления автомобилей. В ее рамках владельцам транспортных средств, эксплуатация которых связана с существенной нагрузкой на окружающую природную среду (таковыми считаются автомобили, срок службы которых превышает 10 лет), выплачивается за их сдачу специальная премия.

Таким образом, экологические платежи не могут рассматриваться только как источник пополнения общих доходов государства. Они должны иметь целевой характер. Представляется целесообразным введение системы специальных фондов, на счета которых будут поступать, а затем расходоваться средства на охрану окружающей среды, восстановление и воспроизводство природных ресурсов. Предлагается средства от взимания экологических налогов и платежей распределять следующим образом:

- 10 % - федеральный экологический фонд;

- 30 % - экологические фонды субъектов Федерации;

- 60 % - местные экологические фонды.

При этом администраторами поступающих в

указанные фонды доходов должны выступать налоговые органы. Наглядно распределение средств от экологических налогов и платежей по фондам представлено на рис. 2.

Начиная с 1990 г. в России при формировании системы экологических платежей были созданы следующие федеральные фонды, в которые зачислялись отдельные экологические платежи:

- Экологический фонд;

- Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

- Фонд восстановления и охраны водных объектов;

- Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов.

С 01.01.2000 все эти федеральные фонды консолидированы в федеральном бюджете. В результате целевой характер расходования экологических платежей на природоохранные цели был утрачен [11]. В настоящее время в России практически нет источников, из которых можно было бы финансировать работы по защите окружающей среды. Поэтому каждая экологически опасная ситуация рискует стать чрезвычайной. Введение системы экологических фондов - наиболее эффективный способ решения проблемы финансирования экологической сферы.

Следует также отметить нерациональное рассредоточение контрольных функций в экологической сфере. Органами государственного финансового контроля по ресурсным платежам являются не только налоговые органы, но и иные администраторы:

- Министерство природных ресурсов и экологии РФ:

- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования:

- Федеральное агентство по недропользованию;

- Федеральное агентство водных ресурсов;

- Федеральное агентство лесного хозяйства;

- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и др. [13].

Такое распределение функций представляется неэффективным, поскольку отсутствует целостность и единство управления процессами сбора, аккумулирования и распределения финансовых ресурсов для финансирования природоохранных мероприятий. Необходимо создать единый государственный орган, отвечающий за администрирование экологических платежей.

Предлагаемые направления совершенствования системы налогообложения в сфере охраны окружающей среды и природопользования позволят, с одной стороны, гибко регулировать общественные отношения в направлении реализации политики экологической безопасности, а с другой - обеспечивать формирование необходимых средств для природоохранных целей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Водный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 03.06.2006 № 74-ФЗ.

2. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25.10.2001 № 136-Ф3.

3. Лесной кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2006 № 200-ФЗ.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

6. О животном мире: Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ.

7. О недрах: Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1.

8. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

9. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ.

10. О плате за землю: Федеральный закон от 11.10.1991 № 1738-1.

11. Юмаев М. М. Платежи за пользование природными ресурсами: научно-практическое пособие. М.: Статус-Кво 97. 2005.

12. URL: http:/ www. espanarusa. com.

13. URL: http://www. council. gov. ru.

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.