Научная статья на тему 'Совершенствование системы платного природопользования'

Совершенствование системы платного природопользования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
683
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / СИСТЕМА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / IMPROVEMENT / SYSTEM / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT TAXATION / ENVIRONMENTAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савон Диана Юрьевна

Рассмотрены актуальные проблемы по совершенствованию взимания налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами и платежей при пользовании природными ресурсами. Раскрыта необходимость правового закрепления платы за негативное воздействие на окружающую среду, учитывая нормативы предельно допустимых эмиссий в соответствии с гигиеническими нормами, которые определяют стандарты качества окружающей среды. Рекомендовано пересмотреть дифференцированные ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом экологического фактора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of system of paid environmental management

In article actual problems on improvement of collection of taxes, collecting and regular payments for using natural resources and payments when using natural resources are considered. The main task of each region is institutional providing tools of introduction of a payment for environmental management at strict observance of acts. The author offers transition from the taxation to system of payments for using a subsoil on the basis of rent estimates of natural resources. Results of nature protection actions and the taxation are expressed not only in increase in profit on primary activity, reduction of expenses for production, but also in rationalization of use of natural resources, in decrease in pollution of surrounding environment. One of the most important principles of management of environmental management and environmental protections is availability at a price of environmental management and compensation of anthropogenous influence on environment. As shows the analysis of world practice, in the conditions of transition to an innovative way of development a creative and regulating role of the state, urged to provide technological progress of society, increases. The state becomes the key factor responsible for elaboration of national strategy of development and creation of mechanisms of its realization and financial security, formation of new schemes of the taxation on introduction of rent payments for environmental management. In article need of legal fixing of a payment for negative impact on environment reveals, considering standards of maximum permissible issues according to hygienic norms which define the environment quality standards. As recommendations it is necessary to reconsider the differentiated rates of a payment for negative impact on environment taking into account an ecological factor. According to the author, establishment of the basic standard of a payment for environmental pollution it is dictated by need of realization of function of accumulation of means for carrying out nature protection actions.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы платного природопользования»

- © Д.Ю. Савон, 2014

УДК 332.87+338.121

Д.Ю. Савон

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЛАТНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Рассмотрены актуальные проблемы по совершенствованию взимания налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами и платежей при пользовании природными ресурсами. Раскрыта необходимость правового закрепления платы за негативное воздействие на окружающую среду, учитывая нормативы предельно допустимых эмиссий в соответствии с гигиеническими нормами, которые определяют стандарты качества окружающей среды. Рекомендовано пересмотреть дифференцированные ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом экологического фактора.

Ключевые слова: совершенствование, система, налогообложение природопользования, охрана окружающей среды.

Управление природопользованием и охрана окружающей среды - это эффективное функционирование государственных органов и инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, направленные на соблюдение норм и правил в сфере природопользования и охраны окружающей среды, достижение общественно-значимых экономико-экологических целей и реализацию экологических программ. С 1990 г. в России действует режим оплаты за пользования основными видами природных ресурсов. Плата устанавливается за пользование природными ресурсами в пределах лимитов и за сверхлимитное и нерациональное их использование, за изъятие компонентов природной среды.

Последние годы в управлении при-родно-ресурсным комплексом формировались и внедрялись в практику различные экономические методы регулирования. Центральное место в этом механизме занимают платежи за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды. Эти платежи являются бюджетообразующими. Поступления в федеральный бюджет от природно-ресурсных платежей, налогов и сборов составля-

ют около 20% всех бюджетных поступлений [4].

Основная масса администрируе-мых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%) [3].

Налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в 2008 г. поступило в федеральный бюджет 1604,7 млрд руб., в том числе на добычу нефти - 1493,0 млрд руб., на добычу газа горючего природного -90,5 млрд руб.; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений - 8,4 млрд руб. По сравнению с 2007 г. поступления НДПИ выросли на 42,9%. В 2009 г. поступления НДПИ составило 806,1 млрд руб., или 10,8% доходов [3]. При этом по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые от обложения налогами и пошлинами добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов.

В связи с тем, что нефть и газовый конденсат залегает неравномерно по территории России, поэтому Министерство финансов предложило, начиная с 2010 г., доходы от уплаты на-

Таблица 1

Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти

и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2005-2010 гг. (% к ВВП) [3]

2005 2006 2007 2008 2009 2010

Налоговые доходы и платежи 36,5 36,1 36,2 36,2 31,0 31,7

Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти и нефтепродуктов 9,2 10,0 8,1 9,7 6,0 8,3

из них:

НДПИ на нефть 3,7 3,9 3,2 3,8 2,1 2,8

Акцизы на нефтепродукты 0,6 0,5 0,4 0,3 0,3 0,4

Вывозные таможенные пошлины на нефть 4,0 4,5 3,5 4,3 2,7 3,8

Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты 0,9 1,2 1,0 1,3 0,9 1,4

лога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по нефти и газовому конденсату централизовать в федеральном бюджете, такое изменение должно было привести к росту доходов бюджета РФ в 2010 г. на 46,5 млрд руб., в 2011 г. - на 50,9 млрд руб., в 2012 г. - на 55 млрд руб.

Для этого, в 2011 г. были внесены изменения в главу 26 Кодекса, предусматривающие ежегодное увеличение ставки НДПИ при добыче газа горючего природного, начиная с 2012 г.,

для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, а также для налогоплательщиков, в которых суммарная доля участия указанных собственников объектов Единой системы газоснабжения составляет свыше 50%. В целях выравнивания уровня налоговой нагрузки на газовую и нефтяную отрасли в плановом периоде продолжится работа по установлению дополнительной фискальной нагрузки на газовую отрасль путем диффе-

Таблица 2

Поступление налога на добычу полезных ископаемых, млрд руб.

Январь-ноябрь 2012 г. Январь-ноябрь 2011 г.

консолидированный бюджет в том числе консо-лидиро-ванный бюджет в том числе

федеральный бюджет консолидированные бюджеты субъектов РФ федеральный бюджет консолидированные бюджеты субъектов РФ

Всего 2256,5 2221,2 35,4 1857,4 1825,5 31,8

из него:

нефть 1961,4 1961,4 - 1679,1 1679,1 -

газ горючий природный 232,0 232,0 - 123,6 123,6 -

газовый конденсат 8,9 8,9 - 5,5 5,5 -

ренциации ставки НДПИ, взимаемого при добыче газа горючего природного, что будет способствовать увеличению доходов федерального бюджета от налогообложения газовой и нефтедобывающей отраслей.

Как видно из табл. 2 поступление налога на добычу полезных ископаемых в 2012 г. по сравнению с 2011 г., с учетом принятых мер, по всем уровням бюджетной системы РФ увеличилось как в целом, так и по нефти, газовому конденсату, добыче газа горючего природного.

Консолидированный бюджет РФ за анализируемый период увеличился на 399,1 млрд руб., или на 21,5%, федеральный бюджет - на 395,7 млрд руб., или на 21,7%, консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - на 3,6 млрд руб., или на 11,3%. Причем налог по добычи нефти увеличился в консолидированном бюджете РФ на 282,3 млрд руб., или на 16,8%. Его удельный вес в общей сумме налога составил 86,9% в 2012 г. и по сравнению с 2011 г. (90,4% в 2011 г.) несколько снизился на 3,5%. Анализируя структуру федерального бюджета, следует отметить снижение доли налога от добычи нефти на 3,7% в

2012 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. Удельный вес налога на добычу газа горючего природного в общей сумме налога в консолидированном бюджете 2012 г. увеличился на 3,6% в сравнении с 2011 г., изменения по федеральному бюджету аналогичны.

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-ноябре 2012 г. обеспечили поступления налога на добычу полезных ископаемых - 22,8%, налога на прибыль организаций - 22,1%, налога на доходы физических лиц - 19,6%, картина не изменилась и в 2013 г., что отражено на рисунке.

В 2013 г. НДПИ увеличился на 96 млрд руб. (на 4,3%), НДФЁ - на 200,1 млрд руб. (на 10,3%), налог на прибыль снизился на 286,8 млрд руб. (на 15,1%), НДС снизился на 2,3 млрд руб. (на 0,1%), имущественные налоги и акцизы увеличились соответственно на 110,5 млрд руб. (на 14,6%), на 151,8 млрд руб. (на 21,3%). Поступления земельного налога в

2013 г. составили 137,9 млрд руб. (17% всех поступлений имущественных налогов), что на 11,8% больше, чем в 2012 г.

I 2013 млрд.руб.

Столбец!

)52,50 ■ 2 [39,40 1 199,70. 1 Г р50,80 169,6 1СЗ.З

£56,50 1 >39,30 2 186,50 1 553,10 759,1 111,5

1 и

НДПИ НДФЛ Налог на прибыль НДС Имущ.налоги Акцизы

Поступление по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2012-2013 гг.

Одним из инструментов реализации принципа «загрязнитель платит» является плата за негативное воздействие на окружающую среду. Сложившаяся с 1991 г. в России система платежей за загрязнение окружающей среды, выполняет функцию аккумулирования денежных средств на проведение природоохранных мероприятий и стимулирования снижения негативного воздействия на окружающую среду [5]. В качестве институционального обеспечения этих функций используется инструментарий дифференциации ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом относительной агрессивности вредных веществ и степени выполнения установленных нормативов и лимитов.

В целях реализации мер по восстановлению платежей за негативное воздействие на окружающую среду было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления». Основная задача его принятия - утверждение нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов, учитывающих экологические факторы.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду важно учитывать нормативы предельно допустимых эмиссий в соответствии с гигиеническими нормами, которые определяют стандарты качества окружающей среды. Для этого используется понятие предельно допустимой концентрации (ПДК) содержания вредных веществ.

По данным Управления Федерального казначейства по Ростовской об-

ласти по состоянию на 01.01.2013 г. в бюджеты всех уровней по плате за негативное воздействие на окружающую среду поступило 460 887,53 тыс. руб., что на 6271,00 тыс. руб. больше по сравнению с 2011 г. В 2012 г. направлено 946 требований об уплате задолженности в бюджеты по плате за негативное воздействие на окружающую среду на общую сумму 70 728,80 тыс. руб. Из общей суммы поступивших платежей 39% составляет плата за негативное воздействие на окружающую среду в пределах установленных нормативов (лимитов), 61% - плата за превышение нормативов (лимитов).

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляет 7,6% от общей суммы, за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты - 10,2%, за размещение отходов производства и потребления -82,2% [6].

В добровольном порядке исполнено 690 требований на сумму 7026,43 тыс. руб. Департаментом направлены исковые заявления для взыскания задолженности в судебном порядке по 85 предприятиям на общую сумму 44 121,35 тыс. руб. По предприятиям, у которых задолженность образовалась до даты принятия Арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, Департаментом направлены материалы в налоговые органы по 13 предприятиям на сумму 7252,45 тыс. руб. для включения суммы задолженности в реестр требований кредиторов. Общая сумма денежных средств, полученных по решениям судов, составляет 2 412 064,58 руб. По Ростовской области выявлено 75 предприятий, осуществляющих пользование недрами с нарушением требований при-родоресурсного и природоохранного законодательства (82% от общего ко-

Таблица 3

Сравнительная характеристика предъявленных и взысканных штрафов за 2009-2011 гг. в сфере недропользования

2009 г. 2010 г. 2011 г.

Предъявленные штрафы (тыс. руб.) 2498,5 1781 2022

Взысканные штрафы (тыс. руб.) 2138,5 1660,9 1876,6

Доля взысканных штрафов к предъявленным % 85,6 93,2 92,8

личества проверенных). В ходе выполненных проверок выявлено 7 объектов безлицензионного пользования недрами, в основном, при добыче подземных вод (6 объектов). Всего за нарушения законодательства о недрах к административной ответственности в 2012 г. привлечено 31 физическое лицо, 30 должностных лиц, 5 юридических лиц и 1 индивидуальный предприниматель. Наложено штрафов на общую сумму 2397 тыс. руб. [7].

Экологическое нормирование является основой природоохранной деятельности. В мировой практике соблюдение товаропроизводителем экологических нормативов - один из основных факторов, определяющих конкурентоспособность его продукции и технологий с одновременным обеспечением сохранения и улучшения состояния окружающей среды. Формирование рынков экологически чистых технологий и продукции, оборудования и услуг сопряжено с комплексом организационно-экономических и административных мер. Так, стимулирование выпуска экологически чистой продукции зависит, прежде всего, от полноты учета экологического фактора в различных экономических показателях [8].

В отраслях промышленности ежегодно выполняется комплекс мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, среди которых: совершенствование технологических процессов; ввод в

эксплуатацию новых очистных установок; повышение эффективности действующих очистных установок; ликвидация источников загрязнения; работы по перепрофилированию цеха, участка.

Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей природной среды базируется на системе законодательных и иных правовых актов, регулирующих указанные отношения. Это более 30 федеральных законов и около 200 подзаконных актов [9].

Принципиальными основами реформирования являются рентный подход при определении размера платежа и обеспечение снижения налогового бремени в отношении обрабатывающих отраслей за счет налоговой нагрузки на сырьевой сектор экономики. Особое внимание МПР России уделяло вопросам развития системы страхования в области природопользования и охраны окружающей среды.

Использование экологических платежей в качестве показателя для оценки экономической целесообразности снижения загрязнения имеет ряд преимуществ по сравнению с таким показателем, как экономический ущерб.

В качестве альтернативного или дополняющего элемента экономического механизма охраны окружающей среды к системе экологических платежей и экологических фондов может быть предложен такой инструмент,

как торговля квотами на выбросы загрязнений, который успешно используется Агентством по охране окружающей среды США [10].

Среди экономических инструментов охраны окружающей среды особо следует отметить амортизационную политику в отношении основных производственных фондов природоохранного назначения.

Управление и стимулирование процесса экологизации хозяйственной деятельности со стороны региональных властей необходимо осуществлять, прежде всего, через поддержку предприятий, внедряющих экологически чистые технологии и разрабатывающих политику экологи-

зации. Данное стимулирование может осуществляться посредством сочетания так называемых методов «кнута и пряника». Политика метода «пряника» связана, прежде всего, с предоставлением налоговых льгот предприятиям, которые внедряют природосберегающие технологии, производят продукцию с улучшенными экологическими характеристиками.

Таким образом, предложенные меры представляют собой целенаправленно созданную, взаимодействующую совокупность методов и форм, источников финансирования, инструментов и рычагов воздействия на систему платного природопользования и возмещения вреда окружающей среды.

1. Федеральный закон РСФР «Об охране окружающей природной среды» № 2060-1 от 19.10.1991 г. // Российская газета. 1991,

21 ноября.

2. Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. // Российская газета. 2002, 12 января.

3. Федеральный портал Protown.ru.

4. Савон Д.Ю. Методы управления инвестиционной деятельностью по экологизации производственной сферы // Проблемы региональной экологии, 2007. № 6. С. 18-23.

5. Савон Д.Ю., Гасснй В.В. Информационное обеспечение системы экологического мониторинга в экономике природопользования ЮФО // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса, 2012. № 1. С. 98-104.

6. Савон Д.Ю., Гасснй В.В. Региональная инвестиционная политика по охране окружающей среды // Вестник Московского уни-

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

верситета. Серия 6: Экономика, 2012. № 2. С. 45-53.

7. Савон Д.Ю., Бугаен В.В. Экологический аудит как инструмент совершенствования экономического механизма защиты окружающей среды // Экономика развития региона, 2012. № 13. С. 484-491.

8. Савон Д.Ю., Хадая Д.И. Экологические проблемы в сфере охраны окружающей среды // Научный вестник Московского государственного горного университета, 2013. № 12. С.185-190.

9. Савон Д.Ю. Методологические подходы к решению проблем устойчивого развития региона // Экологический вестник России, 2014. № 1. С. 36-40.

10. Савон Д.Ю. Методологические подходы финансирования сферы природопользования в условиях устойчивого развития региона // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2014. № 1. С. 282285. ЕПЭ

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ_

Савон Диана Юрьевна - доктор экономических наук, профессор, e-mail: [email protected],

Московский государственный горный университет.

UDC 332.87+338.121

IMPROVEMENT OF SYSTEM OF PAID ENVIRONMENTAL MANAGEMENT

Savon D.Yu., Doctor of Economical Sciences, e-mail: [email protected], Moscow State Mining University.

In article actual problems on improvement of collection of taxes, collecting and regular payments for using natural resources and payments when using natural resources are considered. The main task of each region is institutional providing tools of introduction of a payment for environmental management at strict observance of acts.

The author offers transition from the taxation to system of payments for using a subsoil on the basis of rent estimates of natural resources.

Results of nature protection actions and the taxation are expressed not only in increase in profit on primary activity, reduction of expenses for production, but also in rationalization of use of natural resources, in decrease in pollution of surrounding environment. One of the most important principles of management of environmental management and environmental protections is availability at a price of environmental management and compensation of anthropogenous influence on environment.

As shows the analysis of world practice, in the conditions of transition to an innovative way of development a creative and regulating role of the state, urged to provide technological progress of society, increases. The state becomes the key factor responsible for elaboration of national strategy of development and creation of mechanisms of its realization and financial security, formation of new schemes of the taxation on introduction of rent payments for environmental management.

In article need of legal fixing of a payment for negative impact on environment reveals, considering standards of maximum permissible issues according to hygienic norms which define the environment quality standards. As recommendations it is necessary to reconsider the differentiated rates of a payment for negative impact on environment taking into account an ecological factor.

According to the author, establishment of the basic standard of a payment for environmental pollution it is dictated by need of realization of function of accumulation of means for carrying out nature protection actions.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: improvement, system, environmental management taxation, environmental protection.

REFERENCES

1. Federal'nyj zakon RSFR «Ob ohrane okruzhajushhej prirodnoj sredy» no 2060-1 ot 19.10.1991. (The federal law of RSFR «About Protection of Surrounding Environment» no 2060-1 from 19.10.1991), Rossij-skaja gazeta. 1991, 21 November.

2. Federal'nyj zakon RF «Ob ohrane okruzhajushhej sredy» no 7-FZ ot 10.01.2002 (The federal law of the Russian Federation «About environmental protection» no 7-FZ from 10.01.2002), Rossijskaja gazeta. 2002, 12 January.

3. Federal'nyj portal Protown.ru (Federal portal of Protown.ru).

4. Savon D.Ju. Problemy regional'noj jekologii, 2007, no 6, pp. 18-23.

5. Savon D.Ju., Gassij V.V. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa, 2012, no 1, pp. 98-104.

6. Savon D.Ju., Gassij V.V. Vestnik Moskovskogo universiteta. Series 6: Economy, 2012, no 2, pp. 45-53.

7. Savon D.Ju., Bugaec V.V. Jekonomika razvitija regiona, 2012, no 13, pp. 484-491.

8. Savon D.Ju., Hadaja D.I. Nauchnyj vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gornogo universiteta, 2013, no 12, pp. 185-190.

9. Savon D.Ju. Jekologicheskij vestnik Rossii, 2014, no 1, pp. 36-40.

10. Savon D.Ju. Gornyj informacionno-analiticheskij bjulleten', 2014, no 1, pp. 282-285.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.