О СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ С СОХРАННОЙ И НАРУШЕННОЙ СЛУХОВОЙ
ФУНКЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Работа представлена кафедрой специальной психологии Московского городского педагогического университета Научный руководитель - кандидат психологических наук, профессор Л. В. Кузнецова
Статья посвящена актуальной теме в области педагогической и специальной психологии -вопросу формирования профессиональной компетентности специального педагога с нарушенной слуховой функцией, каторын рассматривается в аспекте повышения эффективности среднего профессионального и высшего педагогического образования.
Ключевые слова: профессионально важные качества, студенты с нарушением слуховой функции, личностные качества, ннтерперсональные качества, среднее профессиональное и высшее образование.
The article deals with a timely issue in pedagogical and special psychology, which is the formation of professional competence of a teacher with hearing disorders or impairments.
The author approaches the issue in terms of secondary and higher vocational education's performance improvement.
Key words: professionally important qualities, students with hearing impairments, personal characteristics, interpersonal characteristics, secondary and higher vocational education.
Новая парадигма профессионального образования указывает на необходимость рассматривания его с позиций компетен-тностного подхода, что, в свою очередь, требует выделения обобщенных результирующих единиц содержания образования. В содержании профессиональных стандартов образования данные единицы должны быть представлены в виде базовых составляющих профессиональной компетентности, которые в рамках педагогической деятельности тесно связаны с индивидуальнопсихологическими качествами педагога и профессиональными навыками владения педагогическим мастерством. В психологии и педагогике достаточно много внимания уделяется вопросам профессиональной пригодности и процессу обучения специалистов, однако особых разработок методологического характера в области специального образования, в частности подготовке педагогов с ограниченными возможностями жизнедеятельности, приводится недостаточно (Г. Л. Зайцева, В. П. Ермаков и др.). Хотя в последнее время в специальных (коррекционных) школах можно встретить педагогов с проблемами в области слуховой, зрительной и двигательной сферы, например, в учреждениях для детей со сложной структурой дефекта, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями слуховой функции. Включение в педагогическую деятельность специалистов с особенностями в развитии требует не только практической апробации, но и теоретического обоснования целесообразности данного направления профессиональной подготовки. Поставленная проблема призывает к изучению и сравнению мировоззренческих тенденций на педагогическую профессию и систему профессиональной
подготовки людей с особыми образовательными потребностями и студентов, обучающихся в условиях традиционной системы подготовки педагогов.
Сравнение требует выделения основных профессионально значимых составляющих специалиста в области специального образования. К ним относят три главные группы навыков, которыми должен обладать каждый педагог, призванный оказывать коррекционно-педагогическую помощь лицам с особыми образовательными потребностями:
1. Личностные качества (доброжелательность; эмпатия; стрессоустойчивость; уверенность в себе; гибкость; авторитетность; инициативность; важность достижения результата в деятельности; способность выражать свое отношение и эмоциональное состояние; готовность принять на себя ответственность; творчество; рефлексивность; умение ненасильственного разрешения конфликтных и затруднительных ситуаций).
2. Интерперсональные навыки (умение работать в коллективе; понимание межличностного взаимодействия; лидерские навыки; умение оказывать поддержку; умение устанавливать контакт с родителями).
3. Профессиональные навыки (владение своим предметом; владение информационными технологиями; владение специальными методиками в условиях индивидуального и дифференцированного подхода; знания психологии детей и подростков с особенностями в развитии; владение базовыми навыками психолого-педагогической коррекции и поддержки; навыки сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса, включая родителей, детей и др. специалистов; умение передавать знания;
навыки перспективного и поурочного планирования; умение повышать мотивацию к учению; умение использовать оценки в учебном процессе; навыки управления классом; навыки работы в условиях интеграции; умение составления тестовых заданий).
С целью выяснения важности и способности к овладению данными навыками нами было проведено анкетирование студентов с сохранной и нарушенной слуховой функцией будущих педагогов в области специального образования. В анкете им предлагалось оценить значимость качества для профессиональной деятельности педагога и определить уровень их самостоятельного владения данным навыком по следующей шкале:
5 4 3 2 1 0 - 1 - 2 -3 -4 -5
Полученные нами результаты распределены по трем основным группам качеств и навыков, описанных выше. Данные представлены в форме графиков, которые раскрывают основные установки мировоззренческих представлений на педагогическую профессию студентов с сохранной и нарушенной слуховой функцией. Было обнаружено как сходство, так и различие представлений о педагогической деятельности слышащих и неслышащих студентов.
Рейтинговый анализ данных показал, что респонденты обеих групп наиболее значимыми профессиональными качествами называют эмпатию, способность к достижению результатов в работе, стрессоустой-чивость, уверенность в себе, умение работать в коллективе и устанавливать контакты с родителями, а наименее значимыми -рефлексивность, лидерские навыки и владение информационными технологиями.
Следует отметить, что тенденции, проявляющиеся в различении точек зрения, в какой-то степени связаны с личностными особенностями глухих людей, которые проявляются в неадекватности самооценки, в значительных трудностях понимания эмоций других людей и их оттенков, в затруднениях осознания причинной обусловленности эмоциональных состояний, трудностях формирования морально-этических представлений и понятий в младшем и старшем подростковом возрасте (В. Пет-шак, А. П. Гозова).
Представленные графики показывают, что студенты с сохранной слуховой функцией давали более высокий балл в оценке важности всех рассматриваемых навыков. Свои собственные способности владения педагогическим навыком они также оценивали на более высоком уровне.
• важность фактора для глухих студентов
И важность фактора для слышащих студентов *— самотоятельное владение фактором глухихми студетнами В— самостоятельное владение фактором слышыщими студентами
Рис. 1. Сравнительный анализ результатов оценки важности и уровня владения личностными
качествами
О становлении профессионально важных качеств студентов с сохранной и нарушенной...
Необходимо указать на убежденность студентов с нарушенной слуховой функцией в том, что они более доброжелательны, гибки в общении, эмоциональны в выражении собственных чувств и уделяют много внимания рефлексивной деятельности, чем необходимо педагогу (рис. 1).
Однако мнение глухих студентов о собственных личностных качествах (доброжелательность, гибкость в общении, эмоциональное самовыражение и рефлек-
сивность) при проведении независимых диагностик «Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири» и «Опросник личностных ориентации Э. Шос-трома» (Personal Orientation Inventory -POI), адаптированного на кафедре социальной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман. М. В. Загика и М. В. Кроз) «Самоактуа-лизационный тест» (CAT), не подтвердилось (рис. 2, 3).
| !“■•"• глухие студенты —©—слышащие студенты ! ;
Рис. 2. Сравнительный анализ результатов диагностики межличностных отношений Т. Лири
Рис. 3. Сравнительный анализ результатов по самоактуализационному тесту (CAT)
П оказатель шкалы «Дружелюбие» (диагностика межличностных отношений Т. Лири), показатели «Гибкость в поведении и общении», «Спонтанность выражения чувств», «Чувствительность (способность к рефлексии)» (CAT) у глухих студентов совпадают с показателями слышащих студентов и находятся в диапазоне 45-55 Т-баллов, что составляет статистическую норму. При этом
показатель «Гибкость в поведении и общении» у глухих студентов несколько ниже, чем у нормально слышащих студентов. В то же время по шкалам «Самоуважение» и «Само-принятие» (CAT) глухие студенты имеют показатели выше среднестатистического уровня, что указывает на высокий уровень принятия человеком себя независимо от оценки своих достоинств и недостатков.
.vriifcl.U'. —J.S
i
умение работать в коллективе 1
лидерские навыки
3
умение устанавливать контакт с родителями
5
—» —важность фактора для глухих студентов —-Ш — важность фактора для слышащих студентов —• •— самотоятельное владение фактором глухихми студетнами — я— самостоятельное владение фактором слышыщими студентами
Рис. 4. Сравнительный анализ результатов оценки важности и уровня владения интерперсональными навыками
Похожая тенденция усматривается в оценке собственных навыков интерперсонального взаимодействия студентами с нарушенной слуховой функцией. Данная группа респондентов указывает на более высокий уровень понимания межличностного взаимодействия и умение устанавливать контакт с родителями, чем требуется педагогу(рис. 4).
Некоторую неадекватность оценивания неслышащими студентами важности и степени владения интерперсональными навыками можно оправдать особенностями личностного развития глухих, на которые указывают В. Петшак, А. П. Гозова: стремление к лидерству, недостаточность сформированное™ оценочных критериев межличностного взаимодействия, крайности в оценке окружающих, недостаточность дифференцированное™ личных и деловых отношений, в некоторой степени особеннос-
тями понимания речевых высказываний. Также, на наш взгляд, проявившиеся тенденции могут быть результатом коррекционно-педагогической работой, осуществляющейся в специальных (коррекционных) школах для глухих детей.
Для слышащих студентов наиболее важным в оценивании профессиональных навыков педагога является способность передавать знания, владение методами обучения, воспитания и коррекции,а также знания психологических особенностей детей. Для неслышащих студентов важным является умение планировать свою деятельность, работать в условиях интеграции и повышать мотивацию к обучению (рис. 5).
Приведенные нами данные указывают на то, что студенты с сохранной и нарушенной слуховой функцией, овладевающие профессией педагога в области специального образования, имеют особенности в ми-
• важность фактора для глухих студентов
• важность фактора для слышащих студентов самотоятельное владение фактором глухихми студетнами самостоятельное владение фактором слышыщими студентами
Рис. 5. Сравнительный анализ результатов оценки важности и уровня владения профессиональными навыками и умениями педагога
ровоззренческих установках при оценивании значимости профессиональных навыков и степени самостоятельного владения навыками профессиональной деятельности. Однако примененный метод ранговой корреляции Спирмена, который заключался в установлении корреляционной связи, т. е. согласованности признаков профессионально значимых качеств и умений глухих
и слышащих студентов педагогических колледжей и университета, показал, что линейный коэффициент корреляции (г) между упорядоченными перечнями качеств и умений в выборках глухих и слышащих студентов не достигает статистической значимости, т. е. значимо не отличается от нуля. Результаты корреляционной связи представлены в табл.1.
Таблица1
Результаты корреляционной связи профессионально значимых качеств, умений и навыков у глухих
и слышащих студентов
Измеряемые факторы Важность фактора Г зип Владение фактором Гз и п Значимость кр
Личностные качества 0,483 0,531 Незначимо 0,560 (р < 0,05) 0,700 (р< 0,01)
Интерперсональные навыки 0,150 0,355 Незначимо 0,560 (р < 0,05) 0,700 (р< 0,01)
Профессиональные навыки и умения 0,700 0,400 Незначимо 0,940 (р < 0,05)
Немаловажное значение для преподавателей, осуществляющих профессиональное образование студентов, имеют знания о тенденциях развития професси-
онально значимых составляющих у студентов данных категорий. Неправильная оценка студентами значимости таких качеств и навыков, как рефлексивность, ав-
пюритетность, эмоциональное самовыражение, лидерские навыки, может привести в их самостоятельной профессиональной деятельности к эмоциональному самовы-горанию и разочарованию в профессио-
нальной деятельности. Все вышесказанное требует пересмотра содержания учебных дисциплин и курсов, направленных на формирование профессионально важных качеств педагога.