Научная статья на тему 'О становлении профессионально важных качеств студентов с сохранной и нарушенной слуховой функцией в условиях высшего и среднего профессионального образования'

О становлении профессионально важных качеств студентов с сохранной и нарушенной слуховой функцией в условиях высшего и среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
специальная педагогика / нарушения слуха / нарушенный слух / сохранный слух / профессионально важные качества / личностные качества / интерперсональные качества / профессиональная компетентность / высшее профессиональное образование / среднее профессиональное образование

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Столярова Н. Г.

Статья посвящена актуальной теме в области педагогической и специальной психологии вопросу формирования профессиональной компетентности специального педагога с нарушенной слуховой функцией, который рассматривается в аспекте повышения эффективности среднего профессионального и высшего педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Столярова Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with a timely issue in pedagogical and special psychology, which is the formation of professional competence of a teacher with hearing disorders or impairments. The author approaches the issue in terms of secondary and higher vocational education"s performance improvement.

Текст научной работы на тему «О становлении профессионально важных качеств студентов с сохранной и нарушенной слуховой функцией в условиях высшего и среднего профессионального образования»

О СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ С СОХРАННОЙ И НАРУШЕННОЙ СЛУХОВОЙ

ФУНКЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа представлена кафедрой специальной психологии Московского городского педагогического университета Научный руководитель - кандидат психологических наук, профессор Л. В. Кузнецова

Статья посвящена актуальной теме в области педагогической и специальной психологии -вопросу формирования профессиональной компетентности специального педагога с нарушенной слуховой функцией, каторын рассматривается в аспекте повышения эффективности среднего профессионального и высшего педагогического образования.

Ключевые слова: профессионально важные качества, студенты с нарушением слуховой функции, личностные качества, ннтерперсональные качества, среднее профессиональное и высшее образование.

The article deals with a timely issue in pedagogical and special psychology, which is the formation of professional competence of a teacher with hearing disorders or impairments.

The author approaches the issue in terms of secondary and higher vocational education's performance improvement.

Key words: professionally important qualities, students with hearing impairments, personal characteristics, interpersonal characteristics, secondary and higher vocational education.

Новая парадигма профессионального образования указывает на необходимость рассматривания его с позиций компетен-тностного подхода, что, в свою очередь, требует выделения обобщенных результирующих единиц содержания образования. В содержании профессиональных стандартов образования данные единицы должны быть представлены в виде базовых составляющих профессиональной компетентности, которые в рамках педагогической деятельности тесно связаны с индивидуальнопсихологическими качествами педагога и профессиональными навыками владения педагогическим мастерством. В психологии и педагогике достаточно много внимания уделяется вопросам профессиональной пригодности и процессу обучения специалистов, однако особых разработок методологического характера в области специального образования, в частности подготовке педагогов с ограниченными возможностями жизнедеятельности, приводится недостаточно (Г. Л. Зайцева, В. П. Ермаков и др.). Хотя в последнее время в специальных (коррекционных) школах можно встретить педагогов с проблемами в области слуховой, зрительной и двигательной сферы, например, в учреждениях для детей со сложной структурой дефекта, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями слуховой функции. Включение в педагогическую деятельность специалистов с особенностями в развитии требует не только практической апробации, но и теоретического обоснования целесообразности данного направления профессиональной подготовки. Поставленная проблема призывает к изучению и сравнению мировоззренческих тенденций на педагогическую профессию и систему профессиональной

подготовки людей с особыми образовательными потребностями и студентов, обучающихся в условиях традиционной системы подготовки педагогов.

Сравнение требует выделения основных профессионально значимых составляющих специалиста в области специального образования. К ним относят три главные группы навыков, которыми должен обладать каждый педагог, призванный оказывать коррекционно-педагогическую помощь лицам с особыми образовательными потребностями:

1. Личностные качества (доброжелательность; эмпатия; стрессоустойчивость; уверенность в себе; гибкость; авторитетность; инициативность; важность достижения результата в деятельности; способность выражать свое отношение и эмоциональное состояние; готовность принять на себя ответственность; творчество; рефлексивность; умение ненасильственного разрешения конфликтных и затруднительных ситуаций).

2. Интерперсональные навыки (умение работать в коллективе; понимание межличностного взаимодействия; лидерские навыки; умение оказывать поддержку; умение устанавливать контакт с родителями).

3. Профессиональные навыки (владение своим предметом; владение информационными технологиями; владение специальными методиками в условиях индивидуального и дифференцированного подхода; знания психологии детей и подростков с особенностями в развитии; владение базовыми навыками психолого-педагогической коррекции и поддержки; навыки сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса, включая родителей, детей и др. специалистов; умение передавать знания;

навыки перспективного и поурочного планирования; умение повышать мотивацию к учению; умение использовать оценки в учебном процессе; навыки управления классом; навыки работы в условиях интеграции; умение составления тестовых заданий).

С целью выяснения важности и способности к овладению данными навыками нами было проведено анкетирование студентов с сохранной и нарушенной слуховой функцией будущих педагогов в области специального образования. В анкете им предлагалось оценить значимость качества для профессиональной деятельности педагога и определить уровень их самостоятельного владения данным навыком по следующей шкале:

5 4 3 2 1 0 - 1 - 2 -3 -4 -5

Полученные нами результаты распределены по трем основным группам качеств и навыков, описанных выше. Данные представлены в форме графиков, которые раскрывают основные установки мировоззренческих представлений на педагогическую профессию студентов с сохранной и нарушенной слуховой функцией. Было обнаружено как сходство, так и различие представлений о педагогической деятельности слышащих и неслышащих студентов.

Рейтинговый анализ данных показал, что респонденты обеих групп наиболее значимыми профессиональными качествами называют эмпатию, способность к достижению результатов в работе, стрессоустой-чивость, уверенность в себе, умение работать в коллективе и устанавливать контакты с родителями, а наименее значимыми -рефлексивность, лидерские навыки и владение информационными технологиями.

Следует отметить, что тенденции, проявляющиеся в различении точек зрения, в какой-то степени связаны с личностными особенностями глухих людей, которые проявляются в неадекватности самооценки, в значительных трудностях понимания эмоций других людей и их оттенков, в затруднениях осознания причинной обусловленности эмоциональных состояний, трудностях формирования морально-этических представлений и понятий в младшем и старшем подростковом возрасте (В. Пет-шак, А. П. Гозова).

Представленные графики показывают, что студенты с сохранной слуховой функцией давали более высокий балл в оценке важности всех рассматриваемых навыков. Свои собственные способности владения педагогическим навыком они также оценивали на более высоком уровне.

• важность фактора для глухих студентов

И важность фактора для слышащих студентов *— самотоятельное владение фактором глухихми студетнами В— самостоятельное владение фактором слышыщими студентами

Рис. 1. Сравнительный анализ результатов оценки важности и уровня владения личностными

качествами

О становлении профессионально важных качеств студентов с сохранной и нарушенной...

Необходимо указать на убежденность студентов с нарушенной слуховой функцией в том, что они более доброжелательны, гибки в общении, эмоциональны в выражении собственных чувств и уделяют много внимания рефлексивной деятельности, чем необходимо педагогу (рис. 1).

Однако мнение глухих студентов о собственных личностных качествах (доброжелательность, гибкость в общении, эмоциональное самовыражение и рефлек-

сивность) при проведении независимых диагностик «Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири» и «Опросник личностных ориентации Э. Шос-трома» (Personal Orientation Inventory -POI), адаптированного на кафедре социальной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман. М. В. Загика и М. В. Кроз) «Самоактуа-лизационный тест» (CAT), не подтвердилось (рис. 2, 3).

| !“■•"• глухие студенты —©—слышащие студенты ! ;

Рис. 2. Сравнительный анализ результатов диагностики межличностных отношений Т. Лири

Рис. 3. Сравнительный анализ результатов по самоактуализационному тесту (CAT)

П оказатель шкалы «Дружелюбие» (диагностика межличностных отношений Т. Лири), показатели «Гибкость в поведении и общении», «Спонтанность выражения чувств», «Чувствительность (способность к рефлексии)» (CAT) у глухих студентов совпадают с показателями слышащих студентов и находятся в диапазоне 45-55 Т-баллов, что составляет статистическую норму. При этом

показатель «Гибкость в поведении и общении» у глухих студентов несколько ниже, чем у нормально слышащих студентов. В то же время по шкалам «Самоуважение» и «Само-принятие» (CAT) глухие студенты имеют показатели выше среднестатистического уровня, что указывает на высокий уровень принятия человеком себя независимо от оценки своих достоинств и недостатков.

.vriifcl.U'. —J.S

i

умение работать в коллективе 1

лидерские навыки

3

умение устанавливать контакт с родителями

5

—» —важность фактора для глухих студентов —-Ш — важность фактора для слышащих студентов —• •— самотоятельное владение фактором глухихми студетнами — я— самостоятельное владение фактором слышыщими студентами

Рис. 4. Сравнительный анализ результатов оценки важности и уровня владения интерперсональными навыками

Похожая тенденция усматривается в оценке собственных навыков интерперсонального взаимодействия студентами с нарушенной слуховой функцией. Данная группа респондентов указывает на более высокий уровень понимания межличностного взаимодействия и умение устанавливать контакт с родителями, чем требуется педагогу(рис. 4).

Некоторую неадекватность оценивания неслышащими студентами важности и степени владения интерперсональными навыками можно оправдать особенностями личностного развития глухих, на которые указывают В. Петшак, А. П. Гозова: стремление к лидерству, недостаточность сформированное™ оценочных критериев межличностного взаимодействия, крайности в оценке окружающих, недостаточность дифференцированное™ личных и деловых отношений, в некоторой степени особеннос-

тями понимания речевых высказываний. Также, на наш взгляд, проявившиеся тенденции могут быть результатом коррекционно-педагогической работой, осуществляющейся в специальных (коррекционных) школах для глухих детей.

Для слышащих студентов наиболее важным в оценивании профессиональных навыков педагога является способность передавать знания, владение методами обучения, воспитания и коррекции,а также знания психологических особенностей детей. Для неслышащих студентов важным является умение планировать свою деятельность, работать в условиях интеграции и повышать мотивацию к обучению (рис. 5).

Приведенные нами данные указывают на то, что студенты с сохранной и нарушенной слуховой функцией, овладевающие профессией педагога в области специального образования, имеют особенности в ми-

• важность фактора для глухих студентов

• важность фактора для слышащих студентов самотоятельное владение фактором глухихми студетнами самостоятельное владение фактором слышыщими студентами

Рис. 5. Сравнительный анализ результатов оценки важности и уровня владения профессиональными навыками и умениями педагога

ровоззренческих установках при оценивании значимости профессиональных навыков и степени самостоятельного владения навыками профессиональной деятельности. Однако примененный метод ранговой корреляции Спирмена, который заключался в установлении корреляционной связи, т. е. согласованности признаков профессионально значимых качеств и умений глухих

и слышащих студентов педагогических колледжей и университета, показал, что линейный коэффициент корреляции (г) между упорядоченными перечнями качеств и умений в выборках глухих и слышащих студентов не достигает статистической значимости, т. е. значимо не отличается от нуля. Результаты корреляционной связи представлены в табл.1.

Таблица1

Результаты корреляционной связи профессионально значимых качеств, умений и навыков у глухих

и слышащих студентов

Измеряемые факторы Важность фактора Г зип Владение фактором Гз и п Значимость кр

Личностные качества 0,483 0,531 Незначимо 0,560 (р < 0,05) 0,700 (р< 0,01)

Интерперсональные навыки 0,150 0,355 Незначимо 0,560 (р < 0,05) 0,700 (р< 0,01)

Профессиональные навыки и умения 0,700 0,400 Незначимо 0,940 (р < 0,05)

Немаловажное значение для преподавателей, осуществляющих профессиональное образование студентов, имеют знания о тенденциях развития професси-

онально значимых составляющих у студентов данных категорий. Неправильная оценка студентами значимости таких качеств и навыков, как рефлексивность, ав-

пюритетность, эмоциональное самовыражение, лидерские навыки, может привести в их самостоятельной профессиональной деятельности к эмоциональному самовы-горанию и разочарованию в профессио-

нальной деятельности. Все вышесказанное требует пересмотра содержания учебных дисциплин и курсов, направленных на формирование профессионально важных качеств педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.