Научная статья на тему 'Личностные особенности подростков с нарушением коммуникативной функции, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования'

Личностные особенности подростков с нарушением коммуникативной функции, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
463
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПОДРОСТКИ / НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАРУШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ / INDIVIDUAL LARVAL FEATURES / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL ADAPTATION / TEENAGERS / INITIAL VOCATIONAL TRAINING / DEFECT OF THE COMMUNICATION FUNCTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Засядько Константин Иванович, Зайцева Светлана Дмитриевна

Цель исследования изучить личностные особенности подростков с нарушением коммуникативной функции, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования. Показаны различия в структуре личностных характеристик между обычными и глухими подростками. Выявленные в исследовании особенности личности подростков с нарушением коммуникативной функции могут вызывать трудности социализации этого контингента, усложнять его приспособление к учебно-производственному процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Засядько Константин Иванович, Зайцева Светлана Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual larval features of teenagers with defect of the communicative function training in institutions of the initial vocational training

The purpose of this research was to explore the individual larval features of teenagers training in institutions of the initial vocational training with defect of the communicative function. Differences are shown in the structure of larval features between ordinary and deaf teenager. The research reveals that particularities of individuals with defect of the communicative function can cause difficulties to socializations of this contingent, adaptation to scholastic-production process.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности подростков с нарушением коммуникативной функции, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования»

функцией в целях организации мероприятий по совершенствованию средств и методов оптимизации учебного процесса в учреждении НПО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коровякова Л. П. Действительная помощь инвалидам через профессиональное образование // Поиск новых решений. М., 2001. 67 с.

2. Поддержка социально незащищенных подростков / под ред. А.Я. Журкиной. М.: Просвещение, 1997. 118 с.

3. Лихошва В.П. Особенности Я-концепции лиц подросткового и юношеского возраста с нарушениями слуха: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 21 с.

4. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л.Г. Дикая, А. Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 624 с.

5. Баевский Р.М. Медицинские проблемы автоматизации контроля за состоянием здоровья космонавтов // Космическая биология и авиакосмическая медицина. 1991. Т. 25. № 2. С. 21-26.

6. Психодиагностические методы выявления дезадаптационных нарушений в практике клинических психологов: учеб. пособие / под ред. В.Ю. Рыбникова, С.В. Чермянина. СПб.: Фарминдекс, 2009. 215 с.

7. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1988. 268 с.

8. Гозова А.П. Психология трудового обучения глухих. М.: Педагогика, 1979. 274 с.

9. Методика контроля за функциональным состоянием моряков. Диагностические индексы и физиологические нагрузочные тесты:

пособие для врачей / под ред. И. Л. Мызникова. Мурманск: Север, 2008. 128 с.

10. Ушаков И.Б., Шалимов П.М. Функциональная надежность функциональные резервы летчика // Вестн. РАМН. 1996. № 7. С. 26-31.

11. Шейх-Заде Ю.Р., Зузик Ю.А., Шейх-Заде К.Ю. Определение должной частоты сердечных сокращений у человека в покое // Физиология человека. 2001. Т. 27. № 6. С. 114-116.

Поступила в редакцию 21 декабря 2009 г.

Zaytseva S.D., Zasiadko K.I. Psychological-physiological aspects of psychological-pedagogical adaptation of teenagers with defect of the communicative function towards scholastic process.

Some psychological aspects of psychological-pedagogical adaptation of teenagers with defect of the communicative function towards scholastic process are considered in the article. Results of the study have shown that teenager with defect of the communicative function has a reducing level of functional reserve of heartily-vascular system providing basic stability of the organism towards influence of emotional, information and other social-psychological stressors in contrast with hearing peer. It is recommended to create system of operative physician-biological and psychological-physiological monitoring for supervision of functional status of the pupils with defect of the communicative function.

Key words: psychological-pedagogical adaptation; teenagers; initial vocational training; defect of communication function; functional reserves; heartily-vascular system.

УДК 152.25

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© К.И. Засядько, С.Д. Зайцева

Ключевые слова: личностные особенности; психолого-педагогическая адаптация; подростки; начальное профессиональное образование; нарушения коммуникативной функции.

Цель исследования - изучить личностные особенности подростков с нарушением коммуникативной функции, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования. Показаны различия в структуре личностных характеристик между обычными и глухими подростками. Выявленные в исследовании особенности личности подростков с нарушением коммуникативной функции могут вызывать трудности социализации этого контингента, усложнять его приспособление к учебно-производственному процессу.

Конкретные характеристики и закономерности любого адаптационного процесса определяются как самими особенностями учебного процесса и социальной среды, к которым происходит приспособление, так и действием различных внутренних и внешних факторов. Индивидные и личностные характеристики субъекта адаптации, выступая внутренними факторами адаптационного процесса, образуют разнородные и разноуровневые связи, оказывающие влияние на ее протекание и эффективность [1-3]. Совокупность свойств личности, определяющих ее профиль, представляет собой тот рельеф, который обусловливает своеобразие реализации актуального состояния адаптации данного человека [4]. Особенно актуально это положение применительно к процессу психолого-педагогической адапта-

ции подростков, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования (НПО), имеющих затруднения в коммуникативной сфере вследствие нарушения у них слуховой перцепции. Совершенствование системы профессионального образования подростков с коммуникативными затруднениями требует углубленного изучения особенностей процесса психо-лого-педагогической адаптации к нему, выявления факторов, определяющих специфику и динамику ее развития [5, 6]. Социальная ситуация, в которой оказывается такой подросток, поступая в учреждение НПО, имеет большое значение в возникновении у него особенностей в развитии эмоций, становлении определенных черт личности. В ряде специальных исследований показано, что у подростков с затруднениями в комму-

никативной сфере вследствие нарушения у них слуховой перцепции, обучающихся в учреждениях НПО, в силу замедленного темпа развития, по сравнению со слышащими сверстниками, путь достижения равной с ними квалификации более сложный. Особенности восприятия и мышления, недостатки в развитии вербальной коммуникации неслышащих подростков не могут не накладывать отпечаток на овладение профессией. На основании изучения и анализа психофизических особенностей глухих и слабослышащих выявлены своеобразие и трудности в овладении ими профессией: нерациональные способы приложения усилий, недостаточная степень согласованности движений рук, замедленный темп выполнения движений и всей деятельности в целом; недостаточное умение пользоваться технической документацией, слабость контроля за собственной деятельностью, низкая скорость и точность выполнения операций [7-9]. Наиболее часто нарушение процесса адаптации, связанного с нервно-психической неустойчивостью, свойственно подросткам с наличием явных или скрытых (проявляющихся лишь при неблагоприятном воздействии внешней среды) акцентуаций характера [10]. Однако исследований личностных особенностей подростков с нарушением коммуникативной функции, связанных с процессом психологопедагогической адаптации к обучению в учреждении НПО, в доступной литературе явно недостаточно.

Целью работы явилось изучение личностных особенностей подростков с нарушением коммуникативной функции, обучающихся в учреждениях НПО.

Всего в исследовании приняло участие 151 человек: в первой контрольной группе изучены личностные особенности учащихся НПО без нарушения слуховой функции - 87 человек. Во второй, опытной, группе обследовано 64 подростка с нарушением слуховой перцепции, обучающихся в специализированных учреждениях НПО. Методическую сложность во втором случае представляло донести до испытуемых смысл текста опросника, т. к. большая их часть требует достаточно высокого уровня развития словесной речи. Перевод сложных для лингвистической перцепции вопросов тестовых заданий на жестовую речь или с жестовой речи, как свидетельствуют данные литературы, вызывает неоднозначность при толковании ответов глухих

испытуемых и, впоследствии, материалов исследований [11, 12]. В наших исследованиях автор, в совершенстве владея жестовой речью, лично осуществляла функцию перевода вопросов теста на язык жестовой речи, на жестовой речи разъясняла непонятные для глухих испытуемых вопросы и использовала полученную на жестовой речи информацию при интерпретации данных обследования.

Изучение психологических особенностей личности проводилось с использованием опросника СМИЛ (адаптированный вариант ММРІ) [13].

По результатам анализа полученных данных были построены графики усредненных профилей диагностических показателей личностных характеристик обеих групп учащихся, обучающихся в учреждениях НПО (рж. 1).

У подростков с нарушением коммуникативной функции по всем исследуемым показателям, за исключением шкал сензитивности (МГ) и социальной интро-версии (БІ), наблюдались достоверные разнонаправленные различия по сравнению со слышащими сверстниками. У последних отмечались более выраженные признаки (средние значения превысили популяционную норму) истероидной акцентуации (Ну), что свидетельствует о преобладании у большинства слышащих обследуемых таких личностных особенностей, как склонность к эгоцентризму, самосожалению, преобладание защитных реакций конверсионного типа. Как отмечает А.Е. Личко (1983), среди поведенческих проявлений истероидности у подростков с такой формой акцентуации на первое место следует поставить суицидальные демонстрации, алкоголизация может носить чисто демонстративный характер, а делинквентность истероидных подростков обычно носит несерьезный характер (прогулы, нежелание учиться-работать, желание «красивой» жизни) [10].

Учащиеся с нарушением коммуникативной функции показали по шкале Ну результаты, близкие к возрастной норме, что свидетельствует об их менее выраженной склонности к эмоциональной лабильности и демонстрационным видам поведения. У этой же группы испытуемых определены также и менее выраженные признаки ипохондрической акцентуации (табл. 1).

с нарушением слуха

без нарушений слуха

Рис. 1. Усредненные личностные профили учащихся, обучающихся в учреждениях НПО

Таблица 1

Показатели методики СМИЛ учащихся, обучающихся в учреждениях НПО

Шкалы Учащиеся с нарушением слуха Учащиеся без нарушения слуха

Шкала ипохондрии (НО 54,2 ± 0,67* 63,1 ± 0,66

Шкала депрессии (Б) 65,0 ± 0,76* 55,7 ± 0,55

Шкала истерии (Ну) 52,0 ± 0,41** 76,6 ± 0,65

Шкала психапатии (РФ 71,9 ± 1,40* 65,1 ± 0,14

Шкала сензитивности (М) 56,6 ± 1,10 55,5 ± 0,73

Шкала ригидности (Ра) 66,3 ± 0,93** 54,5 ± 0,54

Шкала психастении (Р1) 68,4 ± 0,40* 61,2 ± 0,44

Шкала шизоидно-сти(Бе) 74,7 ± 0,59** 69,0 ± 0,84

Шкала гипомании (Ма) 67,4 ± 0,66** 61,65 ± 0,59

Шкала социальной интроверсии (Б1) 52,2 ± 1,01 53,0 ± 0,53

Примечания. * - различия достоверны при р <0,05; ** -различия достоверны при р < 0,01.

Жирным шрифтом отмечены показатели, выходящие за пределы нормальных значений для подростков.

Данные, приведенные в табл. 1, говорят о менее выраженной тенденции у подростков с нарушением слуха к астеноневротическому типу реагирования, о том, что они менее склонны к социальной пассивности, подчиняемости.

По остальным шкалам опросника у глухих подростков - учащихся учреждений НПО признаки акцентуаций значимо более выражены, чем у слышащих сверстников.

Обращает на себя внимание выраженная склонность учащихся учреждений НПО со слуховой депривацией к признакам социальной дезадаптации - по результатам анализа показателей шкалы психопатии (Рф, среднее значение которых, как следует из приведенных в таблице данных, превышает норму, что свидетельствует о распространенности такого вида акцентуации характера среди неслышащих подростков. Наличие этой акцентуации выявлено у 64,3 % обследованных, что свидетельствует о преобладании у них тенденций к повышенной агрессивности, межперсо-нальной конфликтности, частой перемене настроения, интересов и привязанностей, обидчивости. В случае если такие подростки чувствуют ущемление собственного достоинства, у них высока вероятность проявления аффективной реакции. В ходе принятия решений преобладает импульсивность. По-видимому, это связано с непониманием подростком с нарушениями в коммуникативной сфере многих процессов, протекающих в жизни, вызванным отсутствием слуха, что и приводит к необоснованным аффективным вспышкам, неожиданным реакциям в поведении и неадекватной оценке поступков других людей [5, 11].

При анализе данных по этой шкале слышащих учащихся, обучающихся в учреждениях НПО, выявлено, что их средние показатели не выходят за пределы нормы.

Сходная картина наблюдается и при анализе данных шкалы шизоидности (Бе). Большинство обследованных глухих подростков показали результат, позволяющий говорить о наличии у них шизоидной акцентуации характера: 85,7 % обследованных преодолело барьер 70 Т-единиц. У этих учащихся может быть определено снижение реалистичности, склонность к фантазированию, ориентация на свое субъективное видение сущности явлений, нежели на общепринятые, устоявшиеся, шаблонные представления, склонность к аутистическому типу мышления. Эти показатели отражают выраженность таких личностных качеств, как: своеобразие иерархии ценностей, отгороженность от окружающих, индивидуалистичность, трудности в общении.

Шизоидный тип поведения, проявляющийся в сочетании повышенной чувствительности с эмоциональной холодностью в межличностных отношениях, судя по данным табл. 1, довольно выражен и у слышащих подростков, но его средние значения не превышают нормальных величин.

По остальным четырем шкалам также выявлены достоверные различия между обследованными группами учащихся в пользу большего преобладания соответствующих показателей у глухих подростков. Особенно выражены различия по шкале ригидности - параной-яльности (Ра), что отражает более выраженные у подростков с нарушением коммуникации черты конкретности, вязкости мышления, склонности к излишней детализации, педантизм. Высокие результаты по этой шкале говорят о склонности аудиально депривирован-ных подростков к ригидной (негибкой) системе в подходе к решению различных жизненных проблем, медленной смене настроения, постепенному накапливанию аффекта. Высокие значения в этой группе отмечаются по шкале депрессии (Б), т. е. учащиеся НПО с нарушением слуховой перцепции имеют более выраженную тенденцию к сниженному фону настроения, тревоге, повышенному чувству вины за свои неудачи и ошибки, ослаблению волевого контроля. Для них характерны признаки излишней сензитивности (повышенной чувствительности, обидчивости) вкупе с низкой толерантностью к психическим и физическим нагрузкам.

Более высокие значения по шкале психастении (Р1) также свидетельствуют о тревожности и нерешительности глухих учащихся НПО на фоне стремления любым путем заслужить одобрение со стороны окружающих лиц. Дефицит выдержки и настойчивости у неслышащих подростков отражают показатели шкалы гипомании (Ма). Полученные результаты свидетельствуют об более выраженной эмоциональной незрелости, инфантилизме учащихся НПО с нарушением слуха в отличие от их слышащих сверстников. Также стоит отметить стойкую тенденцию у глухих учащихся НПО к депрессивному типу поведения, сопровождающемуся излишней тревожностью, конформностью, ригидному подходу к решению различных проблем, неадекватной самооценкой.

Можно констатировать, что отставание в развитии речи в процессе дизонтогенеза глухого подростка от-

рицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обусловливает упрощенность межличностных отношений. У глухих учащихся больше, чем у слышащих, проблем, связанных с приспособлением к окружающему миру. Это приводит к появлению у них определенных личностных черт, таких как ригидность, эгоцентризм, отсутствие внутреннего контроля, импульсивность, внушаемость, более высокий уровень агрессивности в поведении, меньшее, чем у слышащих, стремление к сотрудничеству, эмоциональная незрелость. Низкая толерантность неслышащих учащихся к психическим и физическим нагрузкам может сочетаться у них с постоянным поиском новых интересов, которые очень быстро «приедаются» из-за отсутствия эмоциональной зрелости и надежных морально-нравственных установок.

По сравнению с соответствующими группами слышащих у глухих подростков заметно чаще встречаются эмоциональные и поведенческие нарушения, невротические реакции (по данным американских сурдопсихо-логов, число невротических расстройств у детей и взрослых с нарушениями слуха в два раза выше, чем у слышащих сверстников). Таким образом, проблема формирования личностных особенностей у подростков с нарушениями коммуникативной функции приобретает особое значение при организации учебно-производственного процесса в учреждении НПО, т. к. выявленные в исследовании особенности их личности могут приводить к нарушению психолого-педагогической адаптации, вызывать трудности социализации этого контингента, его приспособления к учебно-производственному процессу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация

человека. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1988. 268 с.

2. Верещагин В.Ю. Философские проблемы адаптации человека.

Владивосток: ВЛАДОС, 1998. 63 с.

3. Портнова А.Г. Возрастная динамика индивидных и личностных характеристик учащихся в связи со школьной адаптацией: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2001. 191 с.

4. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. Кемерово: КемГУ, 1999. 84 с.

5. Белинский В.Л. Особенности личных взаимоотношений между учащимися старших классов школы глухих // Вопросы сурдопедагогики. М., 1972. С. 56-67.

6. Федосенко Е.В. Социально-психологические характеристики учащихся, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования // Медико-социальные проблемы современной России: сборник научных статей. Липецк: ЛГПУ, 2005. С. 320-321.

7. Базоев В.З. Профессиональное образование глухих (состояние и перспективы) // Дефектология. 1996. № 6. С. 18-23.

8. Гозова А. П. Психология трудового обучения глухих. М.: Педагогика, 1979. 274 с.

9. Чулков В.Н. Обучение глухих учащихся пониманию чертежей: метод разработки // НИИ дефектологии АПН СССР. Л.: ВОГ, 1972. 39 с.

10. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: руководство для врачей. Л.: Медицина, 1985. 416 с.

11. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2002. 224 с.

12. Moores F.D. Educating the Deaf. Houghton Miffing Company Boston Toronto Geneva, Illinois Palo Alto. Princeton. New Jersey, 1995. P. 6264.

13. Намазов В.Н., Жмыриков AM. Психолого-педагогические исследования индивидуально-личностных особенностей. М., 1988. 80 с.

Поступила в редакцию 21 декабря 2009 г.

Zasiadko K.I., Zaytseva S.D. Individual larval features of teenagers with defect of the communicative function training in institutions of the initial vocational training.

The purpose of this research was to explore the individual larval features of teenagers training in institutions of the initial vocational training with defect of the communicative function. Differences are shown in the structure of larval features between ordinary and deaf teenager. The research reveals that particularities of individuals with defect of the communicative function can cause difficulties to socializations of this contingent, adaptation to scholastic-production process.

Key words: individual larval features; psychological-

pedagogical adaptation; teenagers; initial vocational training; defect of the communication function.

УДК 612.13 +612.15

ВЛИЯНИЕ КОФЕИНА НА ЦЕРЕБРАЛЬНОЕ КРОВООБРАЩЕНИЕ

© И.В. Козачук

Ключевые слова: мозговое кровообращение; кофеин.

Изучалось влияние кофеина на мозговое кровообращение. Выявлено, что кофеин повышает тонус магистральных артериальных сосудов и сосудов среднего и мелкого диаметра головного мозга, улучшает отток венозной крови из полости черепа, уменьшает застойные явления.

Кофе является одним из самых популярных напитков в мире, который потребляет большинство населения. В связи с этим все больше исследований направлены на всестороннее изучение влияния кофе и кофеина на физиологические функции организма человека.

Результаты клинических и экспериментальных научных исследований последних лет по изучению влия-

ния кофеина на функции кардиоваскулярной системы не позволяют сделать однозначного заключения о его физиологических эффектах. Кофеин оказывает сложное, зачастую противоположное влияние на сердечнососудистую систему, что во многом объясняют возрастом людей, потребляющих кофе [1], дозой, регулярностью приема кофе [2-4] и другими факторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.