тельными к жизненным событиям и повышает их социально-психологическую уязвимость. Эти данные свидетельствуют о целесообразности разработки и составления психолого-педагогических и психопрофилактических программ для формирования у подростков с нарушениями коммуникативной функции конструктивных способов совладания со стрессом и более адаптивных форм поведения в сложных жизненных ситуациях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Рос. педиатр. журн. 1998. № 1. С. 5-8.
2. Колесов Д.В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке. М., 1987. 176 с.
3. Гозова А.П. Профессиональное обучение глухих. М.: Педагогика, 1995. 295 с.
4. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: пере-осмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-18.
5. Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите // Вопросы философии. 1969. № 2. С. 118-125.
6. Брушлинский А.В. Психология субъекта / под ред. В.В. Знакова. Москва: ИП РАН; Санкт-Петербург: Алетейя, 2002. 218 с.
7. Богомолов A.M., Портнова А.Г. Связь интенсивности психологической защиты с процессом самореализации в период активного формирования личности // Мир психологии. 2005. № 1 (41). С. 248-253.
8. Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б., Петрова Н.Н. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: пособие для врачей и психологов. СПб., 1999. 98 с.
9. Богомолов A.M., Портнова А.Г. Структурно-динамическая модель системы психологической защиты личности // Успехи современного естествознания. 2005. № 3. С. 27-29.
10. Крюкова Т.Л. Творческое наследие А.В. Брушлинского и
O.K. Тихомирова и современная психология мышления // Роль когнитивного оценивания в психологическом совладании личности: тезисы докладов науч. конф. М.: Изд-во ИП РАН, 2003. С. 8689.
Поступила в редакцию 21 декабря 2009 г.
Zaytseva S.D., Zasiadko K.I. Study of psychological defense and coping behavior of teenagers with defect of the communication function.
The purpose of the work was a study of the particularities of mechanism and structures of psychological defense and coping behavior of teenagers with defect of the communication function in connection with their psychological-pedagogical adaptation to education in institutions of the initial vocational training. It is ascertained that the structure of psychological protection system and organization of coping behavior of the deaf teenager have their own particularities, formed during development in condition of auditory deprivation. Results of the study point to need of the development measures directed for reduction by general level of the tension of psychological defense and optimization of the organization of coping behavior.
Key words: psychological defense; coping behavior; psychological-pedagogical adaptation; teenagers; initial vocational training; defect of communication function.
УДК 152.25
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ, К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ
© С.Д. Зайцева, К.И. Засядько
Ключевые слова: психолого-педагогическая адаптация; подростки; начальное профессиональное образование; нарушения коммуникативной функции; функциональные резервы; сердечно-сосудистая система.
В статье рассмотрены некоторые психофизиологические аспекты психолого-педагогической адаптации подростков, имеющих нарушение коммуникативной функции, к учебному процессу. Результаты исследования показали, что у подростков с нарушением коммуникативной функции выявлен сниженный уровень функциональных резервов сердечно-сосудистой системы, обеспечивающих «базальную» устойчивость к воздействию эмоциональных, информационных и других социально-психологических стрессоров, по сравнению со слышащими сверстниками. Рекомендовано создать систему оперативного медико-биологического и психофизиологического мониторинга для контроля функционального состояния учащихся с нарушенной коммуникативной функцией.
Рост числа детей и подростков, имеющих отклонения в развитии и поведении, по различным причинам не вписывающихся в современную социально-экономическую, культурно-нравственную и образовательную ситуацию, дезадаптированных в социально-психологическом отношении и нуждающихся в психологической помощи и психолого-педагогической реабилитации, обусловливает актуальность настоящего исследования [1, 2]. В 2006 г. в Российской Федерации, по данным Центра статистики российского образования (Ежегодный национальный доклад о состоянии и развитии сис-
темы образования), выявлено 0,2 % детей с пониженной остротой слуха до 17 лет включительно [3].
Анализ актуального состояния изучаемой проблемы выявляет противоречие между потребностью подростков и юношей с недостаточностью коммуникативной функции получать профессиональное образование в соответствии со своими возможностями, преодолевать последствия сенсорной и социальной депривации и системой медико-психологического сопровождения их образования, которая формирует социальную изолированность детей с сенсорной депривацией, не учи-
тывает психофизиологических особенностей психоло-го-педагогической адаптации сенсорно депривирован-ных подростков [1, 3].
В отечественной науке сложилась и успешно развивается концепция системной организации психологофизиологических механизмов регуляции адаптационных процессов [4]. При этом эффективность психической адаптации нельзя оценивать без учета ее психофизиологической и социально-психологической стоимости, которая определяется энергетическими и информационными затратами [5, 6]. Под ценой, или платой, адаптационного процесса обычно понимается степень напряжения регуляторных систем, которая необходима для обеспечения адаптационной деятельности человека
[4, 7].
В литературе имеются противоречивые сведения об индивидуальных особенностях психофизиологической адаптации подростков и юношей при нарушении слуха. Имеются лишь фрагментарные сведения о потенциале социально-психологических возможностей таких лиц и их социальной адаптированности [8].
Целью работы является выявление психофизиологических аспектов психолого-педагогической адаптации подростков, имеющих нарушение коммуникативной функции в связи с утратой слухового восприятия.
В исследовании приняло участие 151 человек: в первом цикле изучались особенности учащихся НПО без нарушения слуховой функции - 87 человек. Во втором цикле эмпирических исследований участвовало 64 подростка с нарушением слуховой перцепции, обучающихся в специализированных учреждениях НПО.
Компьютерная регистрация и автоматизированный анализ основных показателей сердечно-сосудистой системы производились с использованием программноаппаратурного комплекса АПКО-8-РИЦ (осцилломет-рический анализатор параметров сердечного выброса и артериального давления), позволяющего выполнять неинвазивное комплексное измерение показателей кровообращения.
В качестве интегральных оценок адаптационных реакций целостного организма были рассмотрены показатели функционирования сердечно-сосудистой системы, в качестве которых применен ряд функциональных индексов, хорошо зарекомендовавших себя в психофизиологических исследованиях: индекс вегетативного равновесия Кердо [9]; индекс функциональных изменений (ИФИ) по Р.М. Баевскому [5]; индекс Робинсона [10]; индекс Мызникова [9], индекс уровня испытуемого стресса (УИС) Шейх-Заде [11].
Результаты исследования показали, что у подростков с нарушением коммуникативной функции выявлен сниженный уровень функциональных резервов сердечно-сосудистой системы, обеспечивающих «базальную» устойчивость к воздействию эмоциональных, информационных и других социально-психологических стрессоров, по сравнению со слышащими сверстниками.
Так, анализ данных расчета индекса Мызникова (ИМ), являющегося косвенным показателем потребления кислорода организмом, показал, что доля учащихся, находящихся в неудовлетворительном функциональном состоянии, среди подростков с дефектом коммуникативной функции почти в два раза превышает таковую среди сопоставимой выборки лиц контрольной группы (10,6 и 5,8 % соответственно). Среди уча-
щихся с нарушенной слуховой функцией значительно преобладает (практически на треть) доля лиц (64,7 % по сравнению с 47,6 %), которых можно по состоянию энергетического обмена, по данным анализа ИР, отнести к зоне предпатологических и преморбидных состояний.
Более половины учащихся со слуховой дисперцеп-цией имеют преобладание тонуса симпатической НС (56,2 %), что достоверно выше как среднестатистических норм для данной возрастной популяции, так и доли лиц с симпатотонией среди слышащих учащихся (46,5 %). По показателю коэффициента УИС, 62,5 % учащихся со слуховой дисперцепцией находятся в состоянии выраженного стресса, сопровождающегося напряжением адаптационных механизмов, а 31,3 % находятся в состоянии умеренного напряжения адаптации, испытывая средний по силе воздействия стресс. Среди подростков контрольной группы выраженному стрессу подвержены 54,1 % учащихся, а средний стресс испытывают 25,4 % обследованных.
В состоянии неудовлетворительной адаптации, по данным анализа ИФИ, находится практически десятая часть обследованных учащихся с нарушенной слуховой функцией - 9,1 %, в то время как среди слышащих подростков таких лиц не выявлено. Соответственно, 14,5 % подростка экспериментальной и 15,8 % опытной группы были отнесены в группу с напряжением механизмов адаптации по Баевскому.
Установлено, что среди неслышащих учащихся НПО более 1/3 обследованных обладают гипертоническим статусом и почти столько же находятся в пограничном состоянии, следовательно, определенные у них показатели АД превышают индивидуальные ростовесовые нормативы. Подобное состояние их организма может расцениваться как дисрегуляторное, связанное с напряжением адаптационных возможностей организма.
Таким образом, анализ психофизиологических критериев степени адаптации учащихся к такому специфическому виду деятельности, как учебно-производственный процесс в учреждении НПО, выявил низкие резервы их сердечно-сосудистой системы, обеспечивающей «базальную» устойчивость к воздействию эмоциональных, информационных и других социальнопсихологических стрессоров. Как по расчетным, так и по прямым показателям доля учащихся с напряжением функционирования сердечно-сосудистой системы среди глухих учащихся достоверно превышает таковую среди учащихся с нормальным слухом.
Подобные гемодинамические сдвиги с явлениями вегетативной дисрегуляции в ответ на учебно-производственную ситуацию у учащихся с нарушенной коммуникативной функцией не могут не вызывать тревоги, т. к. эти факторы способствуют развитию гипертензив-ных состояний и различных морфофункциональных регионарных и системных нарушений сердечнососудистой системы. Закрепление же подобного типа реагирования на различные факторы внешней среды в последующем может стать причиной развития сердечно-сосудистой патологии [9, 10].
На основании полученных данных целесообразно разработать рекомендации по созданию системы оперативного медико-биологического и психофизиологического мониторинга для контроля функционального состояния учащихся с нарушенной коммуникативной
функцией в целях организации мероприятий по совершенствованию средств и методов оптимизации учебного процесса в учреждении НПО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коровякова Л. П. Действительная помощь инвалидам через профессиональное образование // Поиск новых решений. М., 2001. 67 с.
2. Поддержка социально незащищенных подростков / под ред. А.Я. Журкиной. М.: Просвещение, 1997. 118 с.
3. Лихошва В.П. Особенности Я-концепции лиц подросткового и юношеского возраста с нарушениями слуха: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 21 с.
4. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л.Г. Дикая, А. Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 624 с.
5. Баевский Р.М. Медицинские проблемы автоматизации контроля за состоянием здоровья космонавтов // Космическая биология и авиакосмическая медицина. 1991. Т. 25. № 2. С. 21-26.
6. Психодиагностические методы выявления дезадаптационных нарушений в практике клинических психологов: учеб. пособие / под ред. В.Ю. Рыбникова, С.В. Чермянина. СПб.: Фарминдекс, 2009. 215 с.
7. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1988. 268 с.
8. Гозова А.П. Психология трудового обучения глухих. М.: Педагогика, 1979. 274 с.
9. Методика контроля за функциональным состоянием моряков. Диагностические индексы и физиологические нагрузочные тесты:
пособие для врачей / под ред. И.Л. Мызникова. Мурманск: Север, 2008. 128 с.
10. Ушаков И.Б., Шалимов П.М. Функциональная надежность функциональные резервы летчика // Вестн. РАМН. 1996. № 7. С. 26-31.
11. Шейх-Заде Ю.Р., Зузик Ю.А., Шейх-Заде К.Ю. Определение должной частоты сердечных сокращений у человека в покое // Физиология человека. 2001. Т. 27. № 6. С. 114-116.
Поступила в редакцию 21 декабря 2009 г.
Zaytseva S.D., Zasiadko K.I. Psychological-physiological aspects of psychological-pedagogical adaptation of teenagers with defect of the communicative function towards scholastic process.
Some psychological aspects of psychological-pedagogical adaptation of teenagers with defect of the communicative function towards scholastic process are considered in the article. Results of the study have shown that teenager with defect of the communicative function has a reducing level of functional reserve of heartily-vascular system providing basic stability of the organism towards influence of emotional, information and other social-psychological stressors in contrast with hearing peer. It is recommended to create system of operative physician-biological and psychological-physiological monitoring for supervision of functional status of the pupils with defect of the communicative function.
Key words: psychological-pedagogical adaptation; teenagers; initial vocational training; defect of communication function; functional reserves; heartily-vascular system.
УДК 152.25
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© К.И. Засядько, С.Д. Зайцева
Ключевые слова: личностные особенности; психолого-педагогическая адаптация; подростки; начальное профессиональное образование; нарушения коммуникативной функции.
Цель исследования - изучить личностные особенности подростков с нарушением коммуникативной функции, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования. Показаны различия в структуре личностных характеристик между обычными и глухими подростками. Выявленные в исследовании особенности личности подростков с нарушением коммуникативной функции могут вызывать трудности социализации этого контингента, усложнять его приспособление к учебно-производственному процессу.
Конкретные характеристики и закономерности любого адаптационного процесса определяются как самими особенностями учебного процесса и социальной среды, к которым происходит приспособление, так и действием различных внутренних и внешних факторов. Индивидные и личностные характеристики субъекта адаптации, выступая внутренними факторами адаптационного процесса, образуют разнородные и разноуровневые связи, оказывающие влияние на ее протекание и эффективность [1-3]. Совокупность свойств личности, определяющих ее профиль, представляет собой тот рельеф, который обусловливает своеобразие реализации актуального состояния адаптации данного человека [4]. Особенно актуально это положение применительно к процессу психолого-педагогической адапта-
ции подростков, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования (НПО), имеющих затруднения в коммуникативной сфере вследствие нарушения у них слуховой перцепции. Совершенствование системы профессионального образования подростков с коммуникативными затруднениями требует углубленного изучения особенностей процесса психо-лого-педагогической адаптации к нему, выявления факторов, определяющих специфику и динамику ее развития [5, 6]. Социальная ситуация, в которой оказывается такой подросток, поступая в учреждение НПО, имеет большое значение в возникновении у него особенностей в развитии эмоций, становлении определенных черт личности. В ряде специальных исследований показано, что у подростков с затруднениями в комму-